Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Формирование дивидендной политики

Министерствообразования Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО “Санкт-ПетербургскийГосударственный Университет
Технологии иДизайна”
Контрольнаяработа
дисциплина:Финансовый Менеджмент
тема:”Формирование дивидендной политики”

Работу выполнила:
студентка 5-ЭЗ-2, № зач.Книжки    02-31-18
Яковлева Т. С.
Преподаватель:
Хапирашвили Л. А.

Санкт-Петербург2007г.

Содержание
 

Введение                                                                                                                 3
1.Дивидендная политика                                                                                    4
1.1.Теории формирования дивидендной политики                        4
1.2.Факторы, определяющие дивидендную политику                   6
1.3.Виды дивидендных выплат и их источники                             10
2. ОАО «Петербургскаятелефонная сеть».                                                    13
2.1Дивидендная политикаОАО «ПТС»                                                                       13
Задачи                                                                                                       16
Библиография                                                                                        24

Введение
Одной из основных составляющих распределения прибыли является выработкадивидендной политики предприятия. И здесь с теоретической позиции ее выборпредполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов наизменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна бытьоптимальная их величина? В данной работе мы будем рассматривать основныефакторы, которые должен учитывать финансовый управляющий при принятии решения отом, какая часть прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов, атакже альтернативы их распределения.
В последней главе работы будет рассмотрено распределение прибыли ОАО«Петербургская телефонная сеть» и основные составляющие ее дивиденднойполитики.

1.Дивидендная политика
Стеоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решениедвух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупногобогатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
Существуют два различных подходав теории дивидендной политики.
1.1.Теории формирования дивидендной политики
“Теория начисления дивидендовпо остаточному принципу” (Residual Theory of Dividends).
Смысл даннойтеории в том, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупногобогатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политикезаключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированывсе возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом,дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счетприбыли все приемлемые инвестиционные проекты, т.е. если всю прибыльцелесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваютсясовсем, напротив, если у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов,прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.
*Пример:
Предприятие Х имеетвозможность инвестировать средства в следующие проекты:
Таблица 1.
Проект
Расходы, связанные с инвестированием
Прибыльность проекта
A
₤70.000
18%
B
100.000
17
C
130.000
16
D
50.000
15
E
100.000
14
Цена капитала (costofcapital) компании — 16%,оптимальное количество заемного капитала на инвестиционную деятельность (optimaldebttonetassets) — 30%, чистый годовойдоход (currentyear’sprofitavailabletoequityshareholders) — ₤350.000.
В данном случае предприятие,скорее всего, инвестирует свою полученную прибыль в проекты: A, B, C, таккак их прибыльность >=16%, для этого потребуется ₤300.000. Причем,₤90.000 поступят в качестве заемных средств, т. о. Средства оставшиеся навыплату дивидендов составят {350.000-(300.000-90.000)}=₤140.000
Основныетеоретические разработки в рамках этой теории были выполнены ФранкоМодильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею осуществовании так называемого “эффекта клиентуры” (Clientele Effect),согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильностьдивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Крометого, они считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций послефинансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс, полученные поостаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределенияприбыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам,которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительныхисточников финансирования. Модильяни и Миллер все же признают определенноевлияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его несобственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом — информацияо дивидендах, в частности об их росте, провоцирует акционеров на повышение ценыакций. Основной вывод этих ученых — дивидендная политика не нужна.
Недостаткомданной теории является то, что ученые задали некоторые исходные параметры(отсутствие влияния налогов, отсутствие расходов по дополнительному выпускуакций и др.), носящие искусственный характер. А так же признавалинезначительными риски связанные с процессом инвестирования прибыли.
Теория «синицы в руках» М.Гордона и Д. Линтнера
Оппонентывышеописанной теории считают, что дивидендная политика влияет на величинусовокупного богатства акционеров. Основным идеологом второго подхода к проблемевыбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргументвыражается крылатой фразой “Лучше синица в руке, чем журавль в небе” и состоитв том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитаюттекущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приростуакционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшаютуровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодностиинвестирования в предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма доходана инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценкиакционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются,неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода,что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.
Можносказать, что второй подход является более распространенным. Вместе с темпризнается и тот факт, что какого-то единого формализованного алгоритма ввыработке дивидендной политики не существует — она определяетсямногими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, напримерпсихологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективнуюполитику исходя, прежде всего из присущих ему особенностей. Можно выделить двеосновополагающие инвариантные задачи, решаемые в процессе выбора оптимальнойдивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
·              
·              
1.2Факторы, определяющие дивидендную политику:
Ограниченияправового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трехкрупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределеннаяприбыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплатудивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода инераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
Внациональных законодательствах имеются и другие ограничения по выплатедивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявленобанкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена.Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, аотложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом необлагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежатьналога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышениенераспределенной прибыли над установленным нормативом (например, в США он равен250 тыс. дол.) облагается налогом. Причина введения подобных ограниченийкроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного‘проедания’ собственного капитала предприятия.
Согласнороссийскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивидендапроводится в два этапа:
·              
·              
Размердивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может бытьуменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированнымакциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при ихвыпуске.
Ограниченияконтрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендоврегулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочетполучить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, вконтракте, как правило, оговаривается: предел, ниже которого не можетопускаться величина нераспределённой прибыли; минимальный процентреинвестируемой прибыли; максимальный процент прибыли, направляемый на выплатудивидендов. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступаетобязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10%уставного капитала общества.
Ограниченияв связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут бытьвыплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счетеили денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты.Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако этоне всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Такимобразом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендовпо причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условияхисключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполнереальна. *В такой ситуации альтернативой можетвыступать:
·        scrip’ dividend);
·        repurchasingshares).
Если в первомслучае ситуация достаточно ясно, то относительно второго необходимы следующиепояснения:
Данный способприменяется, если компании на покупку собственных акций требуется меньшеденежных средств, чем в случае выплаты дивидендов акционерам.
В некоторыхстранах, рассмотрим на примере Великобритании, данные действия разрешены* с 1981г., но предварительно согласие наих совершение компании должны дать акционеры, так же устанавливаютсяколичественные ограничения на покупку ценных бумаг и их обязательноеаннулирование после приобретения. Такие жесткие меры связаны с тем, чтокомпаниям очень выгодно покупать собственные акции так как:
·        
·        EPS;
·        
·        
Следует отметить, что во многихстранах этот способ запрещен вообще.
Ограниченияв связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадиистановления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источниковцелесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источникифинансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производствавысокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так ипредприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновленияматериально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практикеограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительныхдокументах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная креинвестированию.
Ограниченияв связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основедивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансовогоуправления — принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина егоза истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и приростакурсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов,директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивидендаможет повлиять на цену предприятия в целом. Последняя выражается в рыночнойцене акций (см. формула М. Гордона), которая зависит от многих факторов: общегофинансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемыхдивидендов, темпа их роста и др.
Определенныепротиворечия могут возникать среди самих акционеров. Так, более богатыеакционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобыизбежать налога; относительно небогатые акционеров могут придерживаться другойточки зрения.
Наконец,дивидендная политика тесно связана с проблемой ‘разжижения’ (dilution)права собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в случае,если выплачиваются высокие дивиденды, а поскольку развивающемуся предприятиюнеобходимо увеличение финансовых ресурсов, то оно как правило прибегает к дополнительнойэмиссии акций. Что, несомненно, приводит к уменьшению доли участия каждого изпрежних акционеров. Не желая этого, они могут сознательно ограничивать размердивидендов.
Ограничениярекламно-финансового характера. В условиях рынка информация о дивиденднойполитике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами идр. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся вданной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций.Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику надостаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеровслужит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.
1.3.Виды дивидендных выплат и их источники
Согласно Российскому законодательству источниками дивидендных выплатмогут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыльпрошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используется длявыплат дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибилиили убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатитьобщую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетногопериода. Однако базовым является вариант распределение чистой прибыли текущегопериода.
Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; неисключена такая ситуация, когда предприятие может отработать с убытком.Принятие решений о размере дивидендов в любом случае является непростойзадачей. Именно поэтому в мировой практике разработаны различные вариантыдивидендных выплат. Коротко охарактеризуем их:
Методика постоянного процентного распределения прибыли
Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов попривилегированным акциям (Дпа) и прибыль, доступную владельцам обыкновенныхакций (Поа). Последняя в свою очередь, распределяется собранием акционеров надивидендные выплаты по обыкновенным акциям (Доа) и нераспределенную прибыль(ПН). Одним из основных аналитических показателей, характеризующую дивиденднуюполитику, является коэффициент «дивидендный выход», представляющий собойотношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли доступной владельцам обыкновенныхакций. Дивидендная политика постоянного процентного распределения прибылипредполагает неизменность значения данного коэффициента:
Доа/Поа=A%=const
В этом случае если предприятие закончило год с убытком, дивиденд можетвообще не выплачиваться. Такая методика сопровождается значительной вариациейдивиденда, что может приводить и, как правило, приводит к значительнымколебаниям рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используетсянекоторыми фирмами, но большинство теоретиков и практиков не рекомендуют ееиспользование.
Методикафиксированных дивидендных выплат
Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда наакцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно ккурсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда летдоход на акцию стабильно превышает некий уровень, обозначенный фирмой, тодивиденд может быть повышен. Определяя размер фиксированного дивиденда нанекоторую перспективу, компания в качестве ориентира нередко используют показатель«дивидендный выход». Данная методика позволяет в определенной степенинивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых ценакций, при определенных тенденциях цен на акции в отрасли.
Методика выплаты гарантированного минимума иэкстра-дивидендов
Эта методика является развитием предыдущей. Компаниявыплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случаеуспешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды, причемвыплаты в настоящем периоде не означают их выплату в следующем. Более того,здесь рекомендуется использовать психологическое воздействие премии – она недолжна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становитсяожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бессмысленной.
Методика выплаты дивидендов акциями
При этой форме расчетов акционеры получают вместо денегдополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными. Например,компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое положение неочень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства акционеров, директораткомпании может предложить выплату дивидендов дополнительными акциями. Возможени второй вариант: финансовое положение компании устойчиво, более того онаразвивается быстрыми темпами, поэтому ее нужны средства на развитие – они ипоступают к ней в виде нераспределенной прибыли. Наконец возможны и такиепричины, как желание изменить структуры источников средств или желание наделитьуправленческий персонал дополнительным количеством акций, дабы привязать их ккомпании.
При этой методике акционеры на деле практически не получаютничего, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшениюпринадлежащих им средств, капитализированный в акциях и резервах. Количествоакций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т.е. уменьшилась стоимостнаяоценка активов на одну акцию. Тем не менее, до некоторой степени этот вариантустраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которыемогут быть при необходимости  проданы имиза наличные. В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда ценаведет себя по-разному. Считается что небольшие (20%) дивиденды не оказываютвлияние на цену; если дивиденд превышает указанную величину, рыночная ценаакций может значительно упасть.
Выплата дивидендов акциями может сопровождаться либоодновременным увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простымперераспределением источников собственных  средств  без увеличения валюты  баланса.  В экономически
развитых странахвторой вариант встречается чаще.
2. ОАО «Петербургская телефонная сеть».
2.1Дивидендная политикаОАО «ПТС»
Таблица 2. Уставнойкапитал ОАО «ПТС».Показатель
Значение
Размер Уставного капитала в соответствии с Уставом
587 497 817 руб.
Количество обыкновенных акций
473 056 966 штук
Номинальная стоимость
1 руб.
Количество привилегированных акций типа А
114 440 851 штук
Номинальная стоимость
1 руб.
Таблица 3.Распределение акций. Зарегистрированные в реестре ОАО ПТС лица, владеющие неменее 1% от УК по состоянию на 01.07.01
Зарегистрированное лицо Статус
О. А.
П. А.
Доля в УК, %
Юридические лица:
ЗАО «Брансвик Ю Би Эс Варбург Номиниз»
НД
92 864 435
14 485 821
18,272
ЗАО «Банк Кредит Свисс Ферст Бостон „
НД
44 317 768
15 217 407
10,134
ЗАО “ДКК»
НД
16 538 747
4 309 230
3,549
КБ «Чейз Манхеттен Банк   Интернешнл»
НД
14 427 590
10 000
2,457
КБ «Ситибанк»
НД
14 188 459
40 000
2,422
ОАО «Инвестиционная компания связи»
Вл
240 975 894
41,017
Lindsell Enterprises Limited
Вл
12 803 243
10 449 890
3,958
Физические лица:
-
-
-
-
Таблица 4.  Динамика дивидендных выплат поакциям ОАО ПТС 1993-2000гг.Год
Акционеры
Начислено
К выплате (без налогов)
Выплачено
Остаток к выплате на 01.07.01
1993
 
 
юр. лица
226,76
191,70
191,70
0,00
физ. лица
531,81
472,76
462,77
9,99
итого за год:
758,57
664,46
654,47
9,99
1994
 
 
юр. лица
424,02
360,22
360,22
0,00
физ. лица
1 728,32
1 532,50
1 490,40
42,11
итого за год:
2 152,34
1 892,72 1
1850,62
42,11
1995
 
 
юр. лица
3 763,50
3 198,98
3 183,48
15,49
физ. лица
7 124,48
6 262,32
6 049,88
212,44
итого за год:
10 887,98
9 461,30
9 233,37
227,93
1996
 
 
юр. лица
8 564,46
7 519,06
7 202,05
317,01
физ. лица
11 863,78
10 402,06
9 932,00
470,06
итого за год:
20 428,24
17 921,12
17 134,05
787,07
1997
 
 
юр. лица
13 534,12
11 504,00
10 570,92
933,08
физ. лица
7 581,41
6 668,05
6 320,08
347,97
итого за год:
21 115,54
18 172,04
16 891,00
1 281,05
1998
 
 
юр. лица
392,37
361,23
163,11
198,11
физ. лица
449,49
395,19
329,53
65,66
итого за год:
841,86
756,42
492,64
263,78
1999
 
 
юр. лица
7 811,43
7 811,43
3 818,22
3 993,21
физ. лица
3 426,73
3 426,73
2 450,79
975,94
итого за год:
11 238,16
11 238,16
6 269,01
4 969,15
2000
 
 
юр. лица
67 562,72
58 432,83
6 002,36
52 430,47
физ. лица
18 142,36
18 142,36
13 017,58
5 124,78
итого за год:
85 705,08
76 575,19
19 019,94
57 555,25
ИТОГО за 8 лет:
153 127,76
136 681,40
71 545,08
65 136,32
Дивиденднаяполитика ОАО «Петербургская телефонная сеть» за 2001г.
Акционеры ОАО ПТС приняли решение о реорганизации ОАО в формеприсоединения к предприятию 8 региональных компаний электросвязи Северо-западаРФ. Но в связи с этим ПТС не планирует изменение дивидендной политики. Об этомзаявил директор по экономике и финансам ПТС Игорь Голиков наинтернет-конференции 10 октября. Он пояснил, что в настоящее времяучредительными документами Общества и решениями о выпуске ценных бумаг Обществаопределен следующий порядок расчета дивидендов:
Сумма, выплачиваемая в качестве дивидендов по каждой привилегированнойакции типа А устанавливается в размере 10% от чистой прибыли,разделенных на число акций, соответствующих 25% уставного капитала, причемчистая прибыль определяется по итогам последнего финансового года. При этом,если сумма дивидендов, выплачиваемая Обществом по каждой обыкновеннойакции в определенном году, превышает сумму, подлежащую выплате в качестведивидендов по каждой привилегированной акции, то размер дивиденда,выплачиваемого по акциям типа А, должен быть увеличен до размера дивиденда,выплачиваемого по обыкновенным акциям. Решение о выплате и размере годовыхдивидендов принимает общее собрание акционеров Общества по рекомендации Советадиректоров. Дата выплаты дивидендов также определяется решением общего собранияакционеров. Таким образом, размер доли чистой прибыли, направляемой на выплатуежегодных дивидендов акционерам, составляет 10% по привилегированнымакциям и в диапазоне от 0% до 12% (исходя из практических рекомендацийсовета директоров) — по обыкновенным акциям. В ближайшее время ОАО«ПТС» не планирует изменения дивидендной политики в рассмотренномаспекте. Напомним, что на выплату дивидендов за 2000 год ОАО«Петербургская телефонная сеть» направило почти 23% чистой прибылипредприятия за 2000 год. Дивиденды выплачивают в размере 0,119 руб. на 1обыкновенную и 0,257 руб. на 1 привилегированную акции ОАО номиналом 1 рубль.На выплату дивидендов направлено 377 млн. 271 тыс. руб., что в 4 с лишним разавыше показателя за аналогичный период 1999 и 2000 годов, когда на выплату былонаправлено 91 млн. 852 тыс. руб.
Делая анализ распределения прибыли можно сказать отом, что предприятие является успешно развивающимся и стабильным. В 2000г.произошли изменения в структуре распределения прибыли: увеличились отчисления врезервный фонд предприятия, был создан фонд развития производства, но, ксожалению, не отчислялись средства в социальные нужды. Дивиденды предприятияпостоянно росли в абсолютном и относительном выражении за исключением 1998г.когда они составили 841,86 тыс. руб. против 21 115,54 тыс. руб. за аналогичныйпериод 1997г. Всего же за 7 лет работы предприятием было выплачено 153 127,76тыс. руб. Предприятие собирается выплатить в 2001г. 377,271 тыс. руб., такоезначительное увеличение объясняется, прежде всего, увеличением числа акционерови размеров самого предприятия, связанное с присоединением к ОАО «ПТС» еще 3-ехтелефонных компаний.
Задачи
8. Банк принимает вклады “до востребования” по ставке 2%годовых.
Какой срок требуется для увеличения суммы  с80 до 100 тыс.р.?
Решение:
PV=80000, FV=100000, i=2%, n-?                       FV=PV*(1+t/k*i)
FV=PV*(1+ni)                                                          100000=80000(1+t/360*0,02)
100000=80000(1+0,02n)                                          100000=80000+1600*t/360
100000=80000+1600n                                               100000=80000+4,444t
1600n=20000                                                              4,444t=20000
N=12.5 лет                                                                  t=4500 дней
18. Рассчитать будущую стоимость 145 тыс.р. через 5 летпри 6% годовых при ежегодном начислении процентов.
PV=145000, n=5, i=6%, FV-?
FV=PV*(1+ic)^n
FV=145000(1+0,06)^5=145000*1,338=194042,7руб.
Управление оборотными активами



 
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ



Запасы
210
328 901 795
426 721 259
    в том числе:


<


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы генезиса капитализма в России
Реферат V. Литературоведческие аспекты проблемы смысла жизни и акме
Реферат Бухгалтерский учет операций исполнения банковского перевода
Реферат Автор: Утробина Кристина
Реферат Кооперативное движение в СССР в период административно-командной системы управления
Реферат Проектування інформаційної системи Життєвий цикл ІС
Реферат История создания «Комеди Франсэз» и сценическое искусство Франции конца ХVII века
Реферат Социология, культурология, религиоведение
Реферат Информатизация банковской системы
Реферат Idaho
Реферат Особенности и ассортимент блюд японской кухни
Реферат Областная дирекция АППБ АВАЛЬ
Реферат Разработка технологии термической обработки полумуфты
Реферат Несколько рефератов по культурологии
Реферат Разработка и внедрение фирменного стиля мебельной компании