Факультет:
Бухгалтерского учёта, анализа и аудита
Курсоваяработа
побухгалтерскому финансовому учёту на тему:
«Учётденежных средств»
Руководитель: к.э.н. Погорелова М.Я.
Выполнила: студентка Iкурса,
гр. МБА-11/3-С-4
Холопенкова М.В.
Москва 2003
Содержание:
Введение………………………………………………..………………..PAGEREF _Ref56400189 h 2
I.Бухгалтерский учёт операций, связанных с движением рублёвых наличных денежныхсредств…………………….………….…..PAGEREF _Ref56752058 h 3
1.1. Порядок хранения наличных денежных средств вкассе организации…….……………………………………………………………….…PAGEREF _Ref56752077 h 3
1.2. Порядок расходования наличных денежных средствиз кассы организации……………………….………………………………………..PAGEREF _Ref56752098 h 4
1.3. Порядок осуществления денежных расчётов снаселением с применением контрольно-кассовых машин…………………………….…PAGEREF _Ref56752313 h 6
1.4. Документальное оформление кассовыхопераций…………….…PAGEREF _Ref56752395 h 7
1.5.Синтетический учёт кассовыхопераций..……………….…….…PAGEREF _Ref56754164 h 10
II. Бухгалтерский учётдвижения денежных документов………………………………………………………………….…...PAGEREF _Ref56754209 h 15
2.1. Бухгалтерский учёт путёвок……………………………………...15
2.2. Бухгалтерский учётпроездных билетов…………………………16
IIIБухгалтерский учёт операций, связанных с движением рублёвых безналичныхденежных средств………………………….20
3.1. Порядок проведения операций,связанных с безналичными денежными средствами…………………………………………………20
3.2. Документальное оформление операций, связанныхс безналичным оборотом денежных средств…………………………………………..21
3.3. Бухгалтерский учёт операций по расчетным счетам…………...22
3.4.Бухгалтерский учёт операций по счетам…………………………26
IV.Бухгалтерский учёт операций, связанных с движением денежных средств в иностраннойвалюте…………………………28
4.1. Порядокосуществления операций, связанных с движением денежных средств в иностранной валюте……………………………………………..28
4.2. Бухгалтерский учёткурсовых разниц……………………………32
4.3.Бухгалтерский учёт операций по валютным счетам…………..34
V. Бухгалтерский учёт операций с наличной иностранной валютой………………………………………………………………………42
Заключение……….…………………………………………………….43
Списоклитературы…………………………………………………….44
Введение
Денежные средства организации представляют собойабсолютно ликвидные активы, хранящиеся в кассе организации и на её счетах.
В зависимости от сферыобращения денежные средства можно разделить на две группы:
1) наличные денежные средства иденежные документы;
2) безналичные денежные средства.
По критерию «валюта платежа» денежныесредства подразделяются на:
– денежные средства (наличные и безналичные) в рублях;
– денежные средства (наличные и безналичные) в иностранной валюте.
Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется ПоложениемЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращенияна территории Российской Федерации» (в редакции от 22 января 1999 г.).
При осуществлении внешнеэкономической деятельности и ведениипереговоров с иностранными партнерами у организации часто возникаетнеобходимость в использовании наличной иностранной валюты. В настоящее времяединственный источник поступления наличной иностранной валюты в кассуорганизации — ее снятие с валютного счета организации (специального транзитногоили текущего). Единственная цель, на которую может быть выдана наличная иностраннаявалюта с валютного счета организации, — командировочные расходы позагранкомандировкам.
I. Бухгалтерский учётопераций, связанных с движением рублёвых наличных денежных средств.1.1. Порядок хранения наличных денежных средств в кассе организации.
Для хранения, расходования и учета денежных средств в соответствиис Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации в каждойорганизации оборудуется касса. В частности, предусмотрена обязанностьруководителей организаций обеспечивать сохранность денег в помещении кассы, атакже при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В указанном документеприводятся рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при иххранении и транспортировке, а также единые требования по техническойукрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс.
Организации имеют право хранить в своих кассах наличныеденьги только в пределах лимита, за исключением отельных случаев (для выдачизаработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше трехрабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера иприравненных к ним местностях, — 5 дней), включая день получения денег вбанке).
Лимит остатка наличных денег в кассе — это предельная сумма наличныхденег, которая может храниться в кассе организации. Всю денежную наличностьсверх установленного лимита организация обязана сдавать в банк в порядке исроки, согласованные с обслуживающим банком. Организации не имеют праванакапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов дляосуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Исключениесоставляют организации, имеющие постоянную денежную выручку, которые посогласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда ивыплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции,скупку тары и вещей у населения.
Порядок установления лимита остатка наличных денег в кассе определенПоложением о правилах организации наличного денежного обращения на территорииРоссийской Федерации. Лимит устанавливается учреждениями банков ежегодно всеморганизациям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Дляэтого организация представляет в учреждение банка документ «Расчет наустановление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения нарасходование наличных денем из выручки, поступающей в его кассу» (форма0408020).
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделенияморганизации, составляющим отдельный баланс и имеющим текущие счета вучреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливаетсяобслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетовструктурных подразделений.
При наличии у организации нескольких расчетных счетов вразличных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в одноиз них с расчетом на установление лимита. В остальные учреждения банковвысылаются уведомления об определении организации лимита.
Лимит определяется исходя из объемов налично-денежногооборота организации с учетом особенностей режима ее работы, согласованных сроковсдачи наличных денежных средств в учреждения банков.
Лимит в течение года может пересматриваться в установленномпорядке по обоснованной просьбе организации (в случае изменения объемовкассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии сдоговором банковского счета.
Если организация не представила расчет на установлениелимита ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассысчитается нулевым, а не сданная организацией в учреждения банков денежная наличность— сверхлимитной со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно применениемштрафных санкций за превышение лимита остатка наличных денежных средств вкассе.
Порядок и сроки сдачи наличных денег в учреждения банковустанавливаются обслуживающими учреждениями банков по согласованию с руководителеморганизации. В соответствии с п. 2.2 Положения о правилах организации наличногоденежного обращения на территории Российской Федерации, «денежная наличностьсдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков… а такжепредприятиям Государственною комитета РФ по связи и информатизации для переводана соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаватьсяпредприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учрежденийбанков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию БанкаРоссии на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средстви других ценностей». Положением (п. 2.4) предусмотрена возможность установленияследующих сроков сдачи организациями наличных денежных средств в кассыучреждений банков в зависимости от места расположения организации и режима ее работы:
• ежедневно — дляорганизаций, расположенных в одном населенном пункте с банком и предприятиямиГоскомсвязи России;
• на следующий день— при отсутствии вечерней инкассации, вечерней кассы банка и в силу спецификидеятельности организаций и режима их работы;
• один раз в несколько дней— для организаций, находящихся на отдаленном расстоянии от банка илипредприятий Госкомсвязи России.1.2.Порядок расходования наличных денежных средств из кассы организации.
Организации по согласованию с обслуживающими их учреждениями«банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку, я такженаличные денежные средства, полученные в учреждениях банков, в которых открытысоответствующие счета, на цели, предусмотренные Федеральными законами и инымиправовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятымив их исполнение нормативными актами Банка России.
Решение о расходовании организациями денежной выручки из кассыпринимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявленийорганизаций и представленного Расчета на установление предприятию лимитаостатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег извыручки, поступающей в его кассу. При этом учитываются соблюдение организациямипорядка работы с денежной наличностью, стояние расчетов с бюджетами всехуровней, поставщиками сырья, материалов и услуг, с учреждениями банков пополученным кредитам и другими контрагентами.
Лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическимилицами в настоящее время определяется в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14ноября 2001 г. № 1059-У «Об установлении предельного размера расчетов наличнымиденьгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» иравен 60 000 руб. Предельный размер расчетов одинаков для всех юридических лиц.Расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением имипредпринимательской деятельности, могут производиться как в безналичномпорядке, так и наличными и нежными средствами без ограничения суммы платежа.
Проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью систематическипроводятся учреждениями банков. Периодичность и круг организации, подлежащихпроверке, определяются руководителем банка самостоятельно в зависимости отобъема нарочно-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюденииорганизациями установленного порядка работы с денежной наличностью, при этомучитывается информация других контролирующих органов. В ходе проверки рассматриваются:
• полнота оприходования денежной наличности, полученной вучреждении банка;
• полнота сдачи денег в кассу учреждения банка;
• соблюдение согласованных с учреждением банка условийрасходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств;
• соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличнымиденьгами между юридическими лицами;
• соблюдение установленного учреждением банка лимита остатканаличных денег в кассе;
• ведение кассовой книги и других кассовых документов.
В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,вступившего в силу 1 июля 2002 г., нарушение порядка работы с денежнойналичностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлениирасчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленныхразмеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплениив кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административногоштрафа на:
• должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеровоплаты труда;
• юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплатытруда.1.3. Порядок осуществленияденежных расчётов с населением с применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 г. № 224«Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями,учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетовс населением» (в редакции от 25 июля 2000 г.) и Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением» все организации при осуществлении ими торговых операцийили оказании услуг на территории Российской Федерации должны вести денежныерасчеты с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин(ККМ).
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30июля 1993 г. № 745 (в редакции от 2 декабря 2000 г.) утвержден Перечень отдельныхкатегорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющихпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаеосуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений,которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождениямогут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Организации, осуществляющие денежные расчеты с населением, могутиспользовать только те ККМ, которые допущены к использованию Государственноймежведомственной экспертной комиссией по ККМ (ГМЭК) и включены в Государственныйреестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации. Каждаяконтрольно-кассовая машина должна быть зарегистрирована в налоговом органе поместу нахождения организации (приказ ГНС РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36).
Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условияих применения, определяются Положением по применению ККМ, утвержденнымпостановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.
Порядок приема наличных денег от населения, технические требованияи основные правила эксплуатации ККМ, требования к работе кассира, обязанностиобслуживающих организаций и механиков по ремонту и техническому обслуживаниюизложены в Типовых правилах эксплуатации ККМ при осуществлении денежныхрасчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30 августа 1993 г. №104. К работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила по их эксплуатации вобъеме технического минимума и изучившие Типовые правила эксплуатации. Слицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.
Штрафные санкции за нарушение требований законодательства оприменении ККМ установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.Согласно ст. 14.5 продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ворганизациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров(выполнение работ, оказание услуг), а равно гражданами, зарегистрированными вкачестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информацииоб изготовителе или о продавце либо без применения в установленных закономслучаях ККМ влечет наложение административного штрафа на:
• граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплатытруда;
• должностных лиц – от 30 до 40 минимальных размеров оплатытруда;
• юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплатытруда.
1.4. Документальное оформлениекассовых операций.
Кассовые операции осуществляет бухгалтер-кассир, являющийся должностнымлицом с полной материальной ответственностью за сохранность всех принятых нахранение денег и денежных документов. После издания приказа о назначениикассира на работу руководитель организации обязан под расписку ознакомить егос Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чегозаключить с кассиром договор о полной материальной ответственности как за сохранностьвсех принятых им ценностей, так и за ущерб, причиненный организации врезультате умышленных действий либонебрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Для выдачизаработной платы, премий и других кассовых выплат по подразделениям приказомруководителя могут назначаться специальные лица — раздатчики (общественныекассиры), которые под расписку получают деньги в кассе, а затем отчитываютсяперед кассиром. С такими лицами, как и с кассиром, заключается договор о полнойматериальной ответственности. При возложении на них обязанностей по раздачеденег на них распространяются все права и обязанности, установленные Порядкомведения кассовых операций в Российской Федерации для кассиров.
Кассовыеоперации оформляются типовыми формами учетной документации для предприятий иорганизаций, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г.№ 88 (в редакции от 3 мая 2000 г.) (табл. 1).
Организация,осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязанавыдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ,напечатанный ККМ. На них должны отражаться такие реквизиты, как наименованиеорганизации, ИНН организации, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, датаи время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признакфискального режима. Чеки действительны только в день их выдачи покупателю ипогашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штамповили путем надрыва в установленных местах.
Таблица.1
Типовые формы документов поучету кассовых операций
№п/п
Наименование документа
Форма
документа
Назначение документа
1
Приходный кассовый ордер
Форма № КО-1
Для оформления поступления наличных денег в кассу организации. Квитанция к приходному кассовому ордеру выдается на руки сдавшему деньги, а сам ордер остается в кассе. Одним из необходимых условий для налогового вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении материалов (работ, услуг), является выделение в квитанции к приходному кассовому ордеру суммы НДС отдельной строкой
2
Расходный кассовый ордер
Форма № КО-2
Для оформления выдачи наличных денег из кассы организации
3
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
Форма № КО-3
Для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов (платежных (расчетно-платежных) ведомостей) до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на основании платежных (расчетно-платежных) ведомостей на оплату труда, регистрируются после их выдачи
4
Кассовая книга
Форма № КО-4
Для учета поступлений и выдачи наличных денег в кассе организации. В организации может вестись только одна кассовая книга. Отрывной лист кассовой книги вместе с приходными и расходными кассовыми документами представляет собой отчет кассира за день
5
Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств
Форма № КО-5
Для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенным лицам (раздатчикам), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям
6
Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ
Форма № КМ-1
Применяется при вводе в эксплуатацию новой ККМ и при инвентаризации для оформления перевода показаний суммирующих денежных счетчиков и регистрации контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) до и после их перевода на нули
Окончание табл. 1
№п/п
Наименование документа
Форма
документа
Назначение документа
7
Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию
Форма № КМ-2
Для оформления снятия показаний счетчиков при ремонте ККМ специалистом центра технического обслуживания или при передаче для работы в другую организацию
8
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам
Форма № КМ-3
Для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам
9
Журнал кассира-операциониста
Форма № КМ-4
Для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ организации. Он является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера предприятия. Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке
10
Журнал регистрации суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста
Форма № КМ-5
Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов и т. д.), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков
11
Справка-отчет кассира-операциониста
Форма № КМ-6
Для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день. Выручка за рабочий день определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам и подтверждается соответствующими подписями руководителей подразделений, в которых используются ККМ
12
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации
Форма № КМ-7
Для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату
В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию данныхучета выручки, полученных с применением ККМ, при осуществлении контроля заполнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и другихпоступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденными письмом ЦБ РФ и ГНСРФ от 18 августа 1993 г. № 51, ВЗ-6-13/272, при работе на всех ККМ вобязательном порядке применяется контрольно-кассовая лента, которая оформляетсяна начало и конец дня. На ней проставляются число, время начало работы, номерККМ, клише и суммы выручки за день, которые заверяются подписями кассира ипредставителя администрации организации. На контрольной ленте должны отражатьсяте же реквизиты, что и на чеке.
Контрольные ленты и другие документы, подтверждающие проведение денежныхрасчетов, должны храниться в течение сроков, установленных для первичныхдокументов, но не менее 5 лет. Ответственность за хранение указанных документовнесет руководитель организации.
1.5.Синтетический учёт кассовых операций.
Бухгалтерский учет наличия и движенияналичных денежных средств в кассе организации ведется с использованиемсинтетического счета 50 «Касса»: по дебету отражается поступление денежныхсредств в кассу организации, по кредиту — выплата денежных средств из кассыорганизации.
Организации транспорта, связи и другиханалогичных отраслей народного хозяйства при необходимости могут открыватьоперационные кассы для учета наличия и движения денежных средств в товарныхконторах (пристанях) и эксплуатационных участках, остановочных пунктах, речныхпереправах, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассаххранения билетов, кассах отделений связи и т. п.
Суммы наличных денежных средств, поступающиев кассу организации (операционную кассу) в отчетном периоде, но относящиеся кдоходам будущих отчетных периодов (например, за грузовые перевозки, перевозкипассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользованиесредствами связи), подлежат отражению в составе доходов будущих периодов (счет98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»)).
Круг хозяйственных операций, осуществляемых воперационных кассах, определяется Положением о структурных подразделенияхорганизации.
Схема отражения на счетах бухгалтерскогоучета операций, связанных с движением наличных денежных средств, приведена втабл. 2.
Таблица 2
Журнал хозяйственных операций,связанных с движением наличных денежных средств.
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Документы, являющиеся основанием для отражения операции в бухгалтерском учете
Корреспонденция счетов
Д-т
К-т
Поступление наличных денежных средств
1
Поступили наличные денежные средства с расчетного счета в кассу организации
Приходный кассовый ордер (КО-1)
Выписка из расчетного счета
50
51
2
Поступили в кассу организации наличные денежные средства в счет погашения ранее выданного займа
Приходный кассовый ордер (КО-1)
50
58.3
3
Поступили в кассу организации наличные денежные средства от покупателей и заказчиков (за продукцию, работы, услуги, основные средства и другое имущество)
Приходный кассовый ордер (КО-1)
50
62
4
Получен наличными денежными средствами краткосрочный (долгосрочный) заем
Приходный кассовый ордер (КО-1)
50
66 (67)
5
Поступили в кассу организации наличные денежные средства в счет погашения задолженности подотчетных лиц перед организацией
Приходный кассовый ордер (КО-1)
50
71
6
Поступили в кассу организации наличные денежные средства от работников организации:
в счет погашения ранее предоставленного займа
в возмещение материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба
Приходный кассовый ордер (КО-1)
50
50
73.1
73.2
Продолжение табл. 2
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Документы, являющиеся основанием для отражения операции в бухгалтерском учете
Корреспонденция счетов
Д-т
К-т
7
Поступили в кассу органи