БАШКИРСКИЙЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ ПОПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Проверил преподаватель
Малафей О.И.
«__» __________2006 г.
Выполнил студент:
Ерченко С.Г.
«__» __________2006 г.
Уфа
2006
Отчетстудентапо итогам практики по профилю специальности и стажировки
1. Учётнаяполитика предприятия.
Ответственнымза организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель.Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости отсложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленныхподразделений и объема работ вести учет могут:
1 бухгалтерия,под руководством главного бухгалтера;
2 одинбухгалтер, состоящий в штате организации;
3 специализированнаяорганизация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист,работающий по договору гражданско-правового характера;
Выбранный способ должен бытьуказан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какуюформу бухгалтерского учета будет использовать предприятие.
Основными формами ведениябухгалтерского учета являются:
1) журнально-ордерная;
2) мемориально-ордерная;
3) упрощенная;
4) автоматизированная.
Формы первичных документов.
Если для учета какой-либо операцииунифицированной формы документа не существует, организация может разработать еесамостоятельно.
Согласност. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый первичный документ должен содержатьобязательные реквизиты:
- наименованиедокумента;
- дату,когда он был составлен;
- названиеорганизации, составившей документ;
- содержаниехозяйственной операции;
- измерителихозяйственной операции в натуральном иденежном выражении;
- наименованиедолжностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции иправильность ее оформления;
- личныеподписи этих лиц.
Инвентаризация.
Инвентаризация имущества и обязательствпроводится для того, чтобы проверить, насколько достоверны данныебухгалтерского учета. Согласно п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учетепроводить инвентаризацию необходимо в следующих случаях:
- передсоставлением годовой отчетности. Исключение делается только для инвентаризацииосновных средств, которую можно проводить один раз в три года, и инвентаризациибиблиотечного фонда, которую можно проводить один раз в пять лет;
- присмене материально-ответственных лиц;
- прикраже и порче имущества;
- приреорганизации либо ликвидации предприятия;
- вчрезвычайных ситуациях (при пожарах, стихийных бедствиях).
Система внутреннего контроля.
Внутренний контроль в организации можетпроводить ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, либо конкретныйработник. Если на предприятии нет службы контроля, то всю ответственностьследует равномерно распределить между работниками. Однако, если наделитького-то большим количеством полномочий, это может привести к случайным либоумышленным ошибкам.
Наиболее существенными элементами организациивнутреннего контроля, применяемыми предприятиями с учетом конкретныхособенностей их деятельности, являются следующие:
1. Отделение функций по осуществлениюреальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности от функции поведению бухгалтерского учета. Один и тот же сотрудник предприятия не долженраспоряжаться материальными ценностями и денежными средствами и вестибухгалтерский учет операции с этими актами. Такой подход обеспечиваетобъективность и независимость учета и создает основу для действительноговнутрипроизводственного контроля.
2. Разделениефункций по ведению бухгалтерского учета. При распределении обязанностей междуработниками бухгалтерской службы необходимо добиваться, чтобы один сотрудник неосуществлял контроль за ведением всего участка бухгалтерского учета, выполняяодновременно с этим какую-либо одну операцию на том же участке.
3. Установлениеответственности каждого работника предприятия. При подборе персоналапредприятия необходимо точно определить меру ответственности конкретныхисполнителей за правильностью приемки, хранения и отпуска материальныхценностей, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии,за правильное оформление и составление первичных учетных документов,своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкоераспределение ответственности не только даст психологический эффект, ни ипозволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролироватьвыполнение возложенных на него обязанностей.
4. Системаутверждений. Внутренними правилами и регламентами предприятия должен бытьопределен круг должностных лиц, которые имеют право подписи документов наотпуск материальных ценностей, на расход денежных средств, на принятие к учетукомандировочных и представительских расходов. Особо должно быть ограниченочисло лиц, которым предоставлено право распоряжаться дефицитными ценностями идорогостоящим имуществом. Может быть установлен порядок, при котором материалы,признанные дорогостоящими и дефицитными, выдаются лишь при наличии на расходныхдокументах визы уполномоченного работника бухгалтерской службы.
5. Использованиебланков строгой отчетности. Бланки отдельных видов первичных документов,которыми оформляются операции движения определенных ценностей, могут бытьотнесены к бланкам строгой отчетности, за движением которых устанавливаетсяособый контроль.
6. Организацияхранения ценностей. Перечислим некоторые предпосылки действительного контроляза сохранностью ценностей: соответствующее оборудование складских помещений иих специализация; материалы должны быть размещены таким образом, чтобы можнобыло быстро их найти; необходимо оснастить места хранения соответствующимивесовыми, измерительными и контрольными приборами и приспособлениями, мерной тарой;денежные средства должны храниться в специально изолированных помещениях.
7. Средстваохраны. Вероятность хищений материальных ценностей и денежных средств, утерисоответствующих документов снижается при надлежащей организации охраны,применении средств сигнализации, установление сейфов, ограничении доступа кценностям и денежным средствам.
8. Внезапныепроверки. Хозяйственную деятельность периодически должны контролироватьбухгалтерская служба, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита,независимая аудиторская организация, лица, уполномоченные правлением илидирекцией. В частности, один раз в месяц целесообразна внезапная ревизия кассыс полным полистным пересчетом всей наличности и проверкой других ценностей,находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематическипроверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особеннодорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведенавыборочная проверка наличия и состояния каких-либо ценностей.
9. Квалификацияперсонала. На предприятии должно быть организовано систематическое обучение персоналаправилами приемки и отпуска материальных ценностей и денежных средств, техникесоставления и оформления первичной учетной документации в соответствии сположениями и требованиями действующего хозяйственного законодательства.
Элементы учетной политики.
Учет основных средств.
Косновным средствам относятся все материальные объекты, используемые больше годадля целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) илиуправления организацией, вне зависимости от их стоимости.
При этом объекты основных средств, которыестоят не более 2000 руб. за единицу, могут списываться на издержки производстваи обращения по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
Однако, некоторые нормативные документы досих пор противоречат порядку отнесения имущества к основным средствам, которыйустановлен ПБУ 6/01. Так в п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что предметы, стоящиене более 100 МРОТ независимо от срока их полезного использования, к основнымсредствам не относятся и учитываются в составе средств в обороте.
СогласноНалоговому кодексу Российской Федерации, к основным средствам также относитсяимущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. Однако, если его стоимостьпревышает 10 000 руб., для целей налогообложения такое имущество списывается нарасходы в момент его отпуска в производство.
Вразделе “бухгалтерской” учетной политики, посвященном основным средствам,следует указывать виды основных средств, стоимость которых не будет погашатьсяпутем начисления амортизации. ПБУ 6/01 относит к таким основным средствам жилыедома, общежития, квартиры, объекты внешнего благоустройства, лесного идорожного хозяйства, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшиеэксплутационного возраста, имущество некоммерческих организаций. По такимосновным средствам предприятие должно в конце года начислять износ, суммыкоторого отражаются за балансом на счете 010 “Износ основных средств”.
Всвою очередь в ст.256 НК РФ также проводится перечень объектов, которые невключают в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения. К ним, помимоперечисленных в ПБУ 6/01, относятся:
- основныесредства бюджетных организаций;
- основныесредства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иныханалогичных средств;
- периодическиеиздания и произведения искусства;
- основныесредства, полученные в рамках целевого финансирования.
Такимобразом, при формировании учетной политики организации необходимо определитьперечень имущества, не подлежащего амортизации, как для налогового, так и длябухгалтерского учета.
Такжев учетной политике организации необходимо определить бухгалтерские способыначисления амортизационных отчислений по группам однородных объектов основныхсредств. В качестве таковых в ПБУ 6/01 приводятся следующие четыре способа:
- линейный;
- уменьшаемогоостатка;
- списаниястоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- списаниястоимости пропорционально объему выпущенной продукции.
Вучетной политике для целей налогообложения необходимо определить “налоговые” методы начисления амортизации. Статья259 Налогового кодекса предусматривает два метода – линейный и нелинейный.Линейный метод в обязательном порядке применяется к зданиям, сооружениям, передаточнымустройствам, со сроком полезного использования свыше 20 лет. Все остальныеобъекты основных средств в налоговом учете могут амортизироваться как линейным,так и нелинейным методом. При этом к нормам амортизации можно применятьсоответствующие коэффициенты: повышающие и понижающие. Применение понижающихкоэффициентов возможно и по решению руководителя организации, закрепленному вучетной политике.
Учет нематериальных активов.
С 1января 2001 года введено в действие Положение по бухгалтерскому учету “Учетнематериальных активов” ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16октября 2000 г. № 91н. В новом Положении значительно сокращен переченьимущества организации, которое может быть отнесено к нематериальным активам.Так, ранее нематериальными активами считались права собственности напроизведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, а также наиспользование программ для ЭВМ. А ПБУ 14/2000 относит к нематериальным активамтолько исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности(изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ, базыданных). При этом перечисленные объекты интеллектуальной собственности могутбыть отнесены к нематериальным активам только при одновременном выполнении следующихусловий:
- если уобъектов отсутствует физическая структура, но их можно идентифицировать;
- еслиобъекты не предназначены для перепродажи и используются в производствепродукции (выполнение работ, оказание услуг) либо в целях управленияпредприятием в течении срока, превышающего 12 месяцев;
- если упредприятия имеются документы, подтверждающие существование нематериальногоактива и исключительного права предприятия на него.
Соответственно, организации,обладающие только правами на использование объектов интеллектуальнойсобственности, должны учитывать эти права в составе иных активов предприятия.Единственной статьей баланса, по которому могут быть отражены указанные права,является статья “ Расходы будущих периодов”. Действительно, права наиспользование объектов интеллектуальной собственности не имеютматериально-вещественной формы и не могут быть учтены.
Кнематериальным активам также относится положительная деловая репутацияорганизации. Она определяется как разница между покупной ценой предприятия какимущественного комплекса и балансовой стоимостью активов и обязательств этогопредприятия.
Порядокначисления амортизации нематериальных активов:
- линейный;
- уменьшаемогоостатка;
- списаниястоимости пропорционально объему продукции.
Начислениеамортизации нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете организацииследующим образом:
Дебет 20 (26)
Кредит 05
- начислена амортизация нематериальных активов способом накоплениясоответствующих сумм на отдельном счете;
или
Дебет 20 (26)
Кредит 04
- начислена амортизация нематериальных активов способом уменьшенияпервоначальной стоимости имущества
Согласно п. 31 ПБУ 14/2000 в учетной политикедля целей бухгалтерского учета организация должна указать следующие сведения:
- оспособах оценки нематериальных активов, приобретенных не за деньги;
- опринятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (поотдельным группам);
- оспособах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальныхактивов;
- оспособах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальнымактивам.
Вналоговом учете амортизация нематериальных активов, так же как и амортизацияосновных средств, может начисляться линейным или нелинейным методами.
Учет производственных запасов
С 1 января 2002 года вступило в силу новоеПоложение по бухгалтерскому учету “Учет нематериально-производственных запасов”ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.
Начиная с 2002 года, к производственным запасамотносятся:
- активы,используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполненияработ, оказании услуг;
- активы,предназначенные для продажи (готовая продукция, товары)
- активы,используемые для управленческих нужд организации (речь идет об аналоге малоценныхи быстроизнашивающихся предметов).
Единицабухгалтерского учета материально-производственных запасов выбираетсяорганизацией самостоятельно. При этом такой выбор должен обеспечитьформирование полной и достоверной информации о запасах. В зависимости отхарактера материально-производственных запасов, порядка их приобретения ииспользования единицей их учета может быть номенклатурный номер, партия,однородная группа.
Приподготовке плана счетов организациям необходимо также учитывать, что счет 16“Отклонение в стоимости материальных ценностей” будет использоваться для учетасуммовых разниц. Согласно п. 6 ПБУ 5/01 суммовые разницы включаются вфактические затраты на приобретение материально-производственных запасов толькодо момента принятия к бухгалтерскому учету.
Выборконкретного метода определения себестоимости списываемых в производствоматериалов (реализуемых товаров) зависит от специфики деятельности предприятия.Так, методы ФИФО, ЛИФО и метод определения средней себестоимости используютсяпри производстве массовой продукции (реализация товаров массового спроса), аметод единичной себестоимости – при производстве (продаже) уникальной,дорогостоящей продукции (товаров).
МетодФИФО (метод определения текущей себестоимости) основан на предположении, чтоматериалы (товары) списываются в производство (реализуются) в хронологическомпорядке – по принципу “первая партия в приход – первая в расход”.
Прирасчете себестоимости методом ЛИФО предполагает, что первым в производствопоступают материалы, приобретенные в последнюю очередь, то есть себестоимостьопределяется по последним ценам товара.
Средняясебестоимость, определяется путем деления суммы стоимости поступившихматериалов и стоимости остатка материалов на количество этих материалов.
Также как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения прибыли организациимогут применять следующие методы оценки сырья и материалов:
- посебестоимости единицы запасов;
- посредней себестоимости;
- посебестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- посебестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Организациитакже необходимо выбрать способ оценки остатков незавершенного производства. Всоответствии с п. 64 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности Российской Федерации такую оценку можно проводить одним из следующихспособов:
- пофактической или нормативной производственной себестоимости;
- попрямым статьям затрат;
- постоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Вналоговом же учете оценка остатков незавершенного производства на конец месяцаосуществляется:
- по прямым статьямрасходов исходя из расчета по методу плановой нормативной себестоимости;
- путемраспределения прямых расходов в доле, соответствующей доле незавершенного производствав исходном сырье (в натуральных измерителях) за минусом технологических потерь.
Оценка остатков готовой продукции на складе в налоговом учете производитсяисходя из прямых расходов текущего месяца, уменьшенных на сумму прямыхрасходов, которые относятся к незавершенному производству. Здесь также возможноприменение двух способов:
- распределениесуммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе по методуплановой (нормативной) себестоимости;
- распределениесуммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе пропорциональнодоле таких остатков в общем объеме продукции, выпущенной за текущий месяц (внатуральных измерителях).
Остатки отгруженной, но нереализованной на конецтекущего месяца продукции оценивают исходя из прямых расходов, уменьшенных наостатки незавершенного производства и готовой продукции на складе. Сумма прямыхрасходов распределяется на отгруженную, но нереализованную на конец текущегомесяца продукцию исходя из ее доли в общем объеме отгруженной продукции заданный месяц.
К прямымрасходам относятся согласно ст. 318 НК РФ относятся:
- материальныерасходы (затраты на приобретение сырья, материалов, запасных частей, полуфабрикатов,работ, услуг производственного назначения за вычетом возвратных отходов);
- расходына оплату труда (начисления работникам в денежной или натуральной формах,стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии,расходы, связанные с содержанием работников);
- амортизационныеотчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстветоваров (работ, услуг).
Порядок создания резервов
Одним из наиболее распространенных оценочных резервов является резервсомнительных долгов. Сомнительными признаются просроченные долги по расчетамза отгруженную продукцию (работы, услуги), которые не обеспечены какими-либогарантиями (залогом, поручительством). Размер резерва определяется порезультатам инвентаризации дебиторской задолженности отдельно по каждомусомнительному долгу исходя из предполагаемой платежеспособности должника. Насумму этого резерва в учете предприятия делается запись:
ДЕБЕТ 91субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63
- созданрезерв по сомнительным долгам.
В бухгалтерском балансе резерв сомнительных долгов отдельно не показывают.А на его сумму уменьшают дебиторскую задолженность, которая отражается вактиве баланса. Если до конца отчетного года, следующего за годом, в которомбыл создан резерв, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованныесуммы присоединяются на конец отчетного года к прочим доходам организации.
При этом в бухгалтерском учете делается следующая проводка:
ДЕБЕТ 63
КРЕДИТ 91субсчет «Прочие доходы»
- восстановленрезерв по сомнительным долгам.
Предприятия, имеющие вложения в акции другихпредприятий, котирующиеся на фондовой бирже, могут создавать в конце отчетногогода резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Суммы отчислений в этотрезерв отражаются в бухгалтерском учете следующей проводкой:
ДЕБЕТ 91«Прочие расходы» КРЕДИТ 59
создан резерв подобесценение вложений в ценные бумаги.
Сумма этого резерва также отдельно в балансе не показывается.
Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация можетсоздавать в бухгалтерском учете следующие резервы:
- напредстоящую оплату отпусков работникам;
- навыплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- навыплату вознаграждений по итогам работы за год;
- наремонт основных средств;
- напроизводственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характеромпроизводства;
- напредстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иныхприродоохранных мероприятий;
- напредстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду подоговору проката;
- нагарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- напокрытие непредвиденных затрат.
Суммы, зарезервированные для перечисленных целей, учитываются на счете96 «Резервы предстоящих расходов». В учете делается проводка:
ДЕБЕТ 20 (26)
КРЕДИТ 96
— создан резерв предстоящихрасходов и платежей.
В налоговом учете организация вправе создавать только два вида резервов:
- резервыпо сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
- резервыпо гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).
3.4.1 Резерв посомнительным долгам.
Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно втечение отчетного (налогового) периода и включаются в состав внереализационныхрасходов. При этом сумма резерва определяется по результатам инвентаризациидебиторской задолженности, проведенной в конце предыдущего отчетного(налогового) периода.
Все сомнительные долги делятся на три группы исходя из срока их погашения:
1) срок погашения долга истек более чем за 90 дней до конца квартала(года);
2) срок погашения долга истек в период от 90 до 45 дней до конца квартала(года);
3) срок погашения долга истек менее чем за 45 дней до конца квартала(года).
В резерв могут войти все долги первой группы и 50процентов каждого долга второй группы. Долги третьей группы в резерв невключаются. Величина резерва не может превышать 10 процентов выручки от реализациитоваров, работ, услуг и имущественных прав, полученной за отчетный (налоговый)период (без НДС и налога с продаж).
Резерв по сомнительным долгам можно использоватьтолько на покрытие убытков от безнадежных долгов. А таковыми признаются тедолги перед организацией, по которым истек срок исковой давности, или которыеневозможно взыскать (например, в случае ликвидации организации-должника).
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованнаяорганизацией в отчетном периоде может быть перенесена на следующий отчетный(налоговый) период. При этом сумма резерва, вновь создаваемого по результатаминвентаризации, должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущегопериода.
Остаток старого резерва может быть как больше,так и меньше вновь создаваемого резерва. В первом случае разница между нимивключается в состав внереализационных доходов (по итогам Iквартала, полугодия, 9 месяцев или года), аво втором — в состав внереализационных расходов (равномерно в течение Iквартала, полугодия, 9 месяцев или года).Однако та часть нового резерва, которая равна остатку старого резерва, неможет быть отнесена на внереализационные расходы.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийномуобслуживанию.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийномуобслуживанию могут создавать только те организации, которые продают товары илиработы, подлежащие ремонту и обслуживанию в течение гарантийного срока.
Отчисления в резерв производятся в день реализациитоваров (работ). Их размер определяют как долю фактически осуществленныхорганизацией расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручкиот реализации таких товаров (работ) за предыдущие три года.
Учет займов и кредитов.
Согласно п. 32 ПБУ 15/01 организация должна отразить в учетной политикеследующие данные о заемных средствах:
- опереводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;
- осоставе и порядке списания дополнительных затрат по займам;
- оспособах начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
- опорядке учета доходов от временного вложения заемных средств.
Задолженность по займам (кредитам) может быть либо краткосрочной, либодолгосрочной. Если по условиям договора задолженность должна быть погашена втечение 12 месяцев, она считается краткосрочной. В свою очередь срок погашениядолгосрочной задолженности превышает 12 месяцев. Согласно п. 6 ПБУ 15/01организация может перевести долгосрочную задолженность в краткосрочную в тотмомент, когда по условиям договора займа (кредита) до возврата основного долгаостанется 365 дней.
Затраты организации, связанные с получением и использованием займов икредитов, включают:
- проценты,причитающиеся заимодавцам и кредиторам;
- проценты,дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
- дополнительныезатраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов (выпуском иразмещением заемных обязательств);
- курсовыеи суммовые разницы, образующиеся начиная с момента начисления процентов (попроцентам, выплачиваемым в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте условныхединиц).
Затраты по полученным займам и кредитам относятсяна расходы в том периоде, в котором они произведены. Исключение составляют затраты,которые следует включать в стоимость инвестиционных активов: основных средств,имущественных комплексов и других аналогичных активов.
Согласно п. 20 ПБУ 15/01 все дополнительныезатраты, непосредственно связанные с получением займов (кредитов) иразмещением заемных обязательств (например, расходы на юридические иконсультационные услуги), включаются в состав операционных расходов текущегоотчетного периода. В то же время указанные затраты могут предварительноучитываться как дебиторская задолженность и включаться в состав операционныхрасходов равномерно в течение срока погашения займа (кредита).
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета доходов, причитающихся позаемным обязательствам. Обычно таким доходом являются проценты. Их следуетначислять за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиямидоговора. Это установлено п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации»(ПБУ9/99).
Иногда организация, получившая заемные средствана приобретение (строительство) инвестиционных активов, может осуществить за ихсчет краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения. Согласно п. 26 ПБУ15/01 в этом случае на сумму полученных процентов следует умен