Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Эффективность использования основных средств на ООО Фазис 2

--PAGE_BREAK--Для полной характеристики предприятия необходимо проанализировать и его размеры.
Таблица 3 — Размеры предприятия ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006г. к 2004 г., (+;-)
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
31611
63223
77037
+45426
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
29204
58408
70621
+41417
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
1951
3902
4762
+2811
Чистая прибыль, тыс. руб.
911
1894
2973
+2062
Численность работников, чел.
52
96
153
+101
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
5770
11541
12131
+6361
Рентабельность продаж, %
7,61
7,62
8,33
+0,72
Из данных таблицы 3 видно, что выручка предприятия ООО «ФАЗИС» постоянно увеличивается, только за три исследуемых года она возросла на 45426 тыс. руб., возросла и прибыль предприятия. На 41417 тыс. руб. выросла себестоимость реализованной продукции. Превышение темпов роста выручки над темпами роста себестоимости позволило увеличить прибыль от реализации продукции на 2811 тыс. руб. Рентабельность организации так же возросла на 0,72 процента.
Таким образом, проанализированные данные позволяют сделать вывод о том, что предприятие ООО «ФАЗИС» является средним по своим размерам. Основные показатели деятельности его свидетельствуют о расширении деятельности.
2.2 Экономическая характеристика
Результативность работы предприятия зависит от его обеспеченности оборотными средствами.
Состояние, состав и структура оборотных средств являются важными показателями коммерческой деятельности предприятия. Их определение и выявление тенденций изменения дают возможность прогнозировать параметры развития предпринимательства. Структура оборотных средств зависит от специфики организации производственного процесса, от отношений с поставщиками, покупателями, от структуры затрат на производство.
Таблица 4 — Состав и структура оборотных активов ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006г. к
2004 г., (+;-)
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
%
Запасы
3184
59
6367
58
5983
47
+2799
+87,9
 НДС по приобретенным ценностям
264
5
529
5
1528
11
+1264
+478,8
Дебиторская задолженность
1804
32
3609
33
4328
34
+2524
+139,9
 Денежные средства
194
4
387
4
989
8
+795
+409,8
Всего оборотных активов
5446
100
10892
100
12828
100
+7382
+135,5

Данные таблицы 4 показывают, что в 2006 году в структуре оборотных средств наибольший удельный вес занимают запасы – 47 %, наименьший денежные средства – 8 %. Высокий удельный вес запасов характерен для предприятий данной специализации. А вот высокий удельный вес дебиторской задолженности, который в 2006 году составил 34 %, должен насторожить руководство предприятия, так как он может привести к потере ликвидности. Нормальным считается, когда дебиторская задолженность составляет в общем объеме оборотных средств предприятия не более 10 %.
В абсолютной сумме наблюдается рост оборотных активов ООО «ФАЗИС» на 7382 тыс. руб. к 2006 году по сравнению с базисным годом.
Проанализируем наличие, недостаток или излишек собственных оборотных средств предприятия.
Таблица 5 — Наличие собственных оборотных средств ООО «ФАЗИС», тыс. руб.
Показатели
2004г.
2005 г.
2006г.
Изменение 2006 г. к 2004 г., (+;-)
1
2
3
4
5
Уставной капитал
835
835
835

Добавочный капитал
7729
13714
13714
5985
Нераспределенная прибыль

1735
2924
2924
Итого источников собственных средств
8564
16284
17473
8909
Исключаются:
Нематериальные активы
16
33
46
30
Основные средства
5770
11541
12131
6361
Незавершенное строительство
424
848
1035
611
Итого исключается
6210
12422
13212
7002
Собственные оборотные средства
2354
3862
4261
1907
По данным таблицы 5 видно, что за 3 анализируемые года собственные оборотные средства ООО «ФАЗИС» возросли на 1907 тыс. руб. (с 2354 тыс. руб. в 2004 году до 4261 тыс. руб. в 2006 году). Этот прирост был обусловлен увеличением нераспределенной прибыли хозяйства на 2924 тыс. руб. Увеличение суммы собственных оборотных средств свидетельствует о том, что предприятие не только сохранило имеющиеся средства, но и накопило дополнительную их сумму.
Далее необходимо рассмотреть источники финансовых ресурсов предприятия.
Данные таблицы 6 показывают, что в 2003 году более половины финансовых источников ООО «ФАЗИС» занимают собственные источники предприятия – 67,1 %. В тенденции произошло сокращение собственных источников в структуре всех источников средств предприятия на 6,4 %. На 1,2 % в структуре источников средств предприятия увеличилась доля краткосрочных займов и кредитов за анализируемый период, что связано с расширением деятельности предприятия. В то же время снизилась кредиторская задолженность предприятия, что является положительным моментом, т. к. кредиторская задолженность является, как правило, следствием нарушения предприятием платежной дисциплины.
Таблица 6 — Состав и структура источников финансовых ресурсов
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2006 г. в % к 2004 г.
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
Собственные источники
8564
73,5
16284
69,8
17473
67,1
204,0
Краткосрочные займы и кредиты
1281
11,0
2100
9,0
3184
12,2
248,6
Кредиторская задолженность
1811
15,5
3649
15,7
3579
13,8
197,6
Задолженность учредителям по выплате доходов


1260
5,4
1767
6,8

Доходы будущих периодов


21
0,1
37
0,1

Всего источников
11656
100,0
23314
100,0
26040
100,0
223,4

Из приведенного анализа пассивов можно сделать вывод, что ООО «ФАЗИС» является независимым и достаточно привлекательным для инвесторов предприятием.
Чтобы иметь наиболее полное представление о задолженности предприятия необходимо рассмотреть структуру и состав кредиторской задолженности.
Из данных таблицы 7 видно, что основную задолженность предприятия составляет задолженность поставщикам и подрядчикам. В динамике произошел ее рост на 29,4 %. Положительна динамика по сокращению задолженности бюджету на 11,6 % за анализируемый период. Необходимо отметить, что в настоящее время ООО «ФАЗИС» не имеет просроченной кредиторской задолженности, что положительно характеризует его финансово-хозяйственную деятельность.
Таблица 7 — Состав кредиторской задолженности ООО «ФАЗИС»
Виды кредиторской задолженности
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006 г. к 2004 г., (+;-)
тыс. руб.
%
Кредиторская задолженность — всего
1811
3649
3579
+1768
+97,6
в том числе:
-поставщикам и подрядчикам
1076
2151
1392
+316
+29,4
-персоналу организации
218
435
254
+36
+16,5
-государственным внебюджетным фондам
87
174
243
+156
+179,3
-бюджету
430
843
380
-50
-11,6
-авансы полученные


630
+630

-прочие кредиторы

46
680
+680

За анализируемые три года на ООО «ФАЗИС» наметилась тенденция к росту задолженности по авансам полученным. К 2006 году этот вид задолженности возрос на 630 тыс. руб. Факт объясняется тем, что произошел рост объемов и ассортимента производимой продукции и, соответственно, возросло количество покупателей. Появилась возможность оговаривать в договорах поставок условия предоплаты. Этим и объясняется рост кредиторской задолженности по данной статье баланса.
Наиболее полной будет характеристика финансовой деятельности предприятия при рассмотрении структуры его активов.
Таблица 8 — Структура активов ООО «ФАЗИС», %
Показатели
2004г.
2005 г.
2006г.
Изменение 2006 г. к 2004г., (+;-)
Нематериальные активы
0,1
0,1
0,1

Основные средства
49,5
49,5
46,6
-2,9
Незавершенное строительство
3,6
3,6
4,0
+0,4
Оборотные активы
46,7
46,7
49,3
+2,6
Итого активов
100,0
100,0
100,0

Данные таблицы 8 говорят о расширении деятельности ООО «ФАЗИС», строится новый супермаркет в центре города Кропоткин. В то же время сокращение доли основных средств на 2,9 % свидетельствует о выбытии части объектов основных средств в связи со старением.
Далее проведем анализ платежеспособности предприятия.
Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам. Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Обязательства предприятия группируются по степени их срочности, а его активы по степени ликвидности (реализуемости). Исходя из этого, в практике аналитической работы различают целую систему показателей ликвидности. Рассмотрим динамику и изменения общего коэффициента ликвидности, который позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства ООО «ФАЗИС».

Таблица 9 — Показатели платежеспособности ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006 г. к 2004г., (+;-)
Денежные средства, тыс. руб.
194
387
989
+795
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
1804
3609
4328
+2524
Запасы, тыс. руб.
3184
6367
5983
+2799
Расходы будущих периодов, тыс. руб.
5
9
37
+32
Краткосрочные обязательства, тыс. руб.
3092
7030
8567
+5475
Удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств
1,03
0,9
0,69
-0,34
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,06
0,055
0,12
+0,06
Промежуточный коэффициент ликвидности
0,65
0,57
0,62
-0,03
Общий коэффициент ликвидности
1,67
1,47
1,31
-0,36
Данные таблицы 9 показывают, что общий коэффициент покрытия в 2004 году составлял 1,67, а в 2006 году – 1,31, т. е. произошло его сокращение на 0,36. Это говорит о том, что ликвидных средств у ООО «ФАЗИС» достаточно для выполнения краткосрочных обязательств, но в тенденции наблюдается их сокращение.
Теоретическое значение промежуточного коэффициента покрытия признается достаточным на уровне 0,7-0,8. В настоящее время он составляет 0,62 и в тенденции уменьшается. Его отклонение от нормативного значения должно насторожить руководство предприятия. Необходимо разрабатывать меры по повышению платежеспособности предприятия и осуществлять их реализацию.
Коэффициент абсолютной ликвидности очень мал. Он составил в 2006 году 0,12, что на 0,06 больше, чем в 2004 году. Этот коэффициент наиболее важен для поставщиков товарно-материальных ресурсов и для банка, кредитующего предприятие. Коэффициент говорит о том, что платежеспособность в ООО «ФАЗИС» низкая, хотя в тенденции намечается ее увеличение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие в состоянии погасить свои краткосрочные обязательства лишь, предприняв определенные усилия по продаже своих запасов в виде товаров, возврату дебиторской задолженности и мобилизации денежных средств. В тенденции наблюдается повышение ликвидных средств.
Далее необходимо рассмотреть виды прибылей предприятия и источники ее образования.
Из данных таблицы 10 следует, что выручка от реализации в отчетном 2006 году по отношению к базисному 2004 году возросла на 143,7 % или на 45426 тыс. руб., это принесло положительные результаты и увеличение валовой прибыли на 166,6 % в том числе. Еще более быстрыми темпами растет прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль предприятия (на 226,3 % или на 2062 тыс. руб.), что положительно характеризует финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Таблица 10 — Виды и состав прибыли ООО «ФАЗИС», тыс. руб.
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2006 г. в % к 2004 г.
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг
31611
63223
77037
243,7
Валовая прибыль
2407
4815
6416
266,6
Расходы периода (коммерческие и управленческие)
456
913
1654
362,7
Сальдо операционных результатов
49
99
-886

Сальдо внереализационных результатов
-599
-1207
211

Прибыль до налогообложения
1401
2794
4088
291,8
Прибыль от обычной деятельности
911
1894
2973
326,3
Чистая (нераспределенная) прибыль
911
1894
2973
326,3
Насколько рентабельно работает предприятие в области коммерческой деятельности можно увидеть, проанализировав данные таблицы 11.
Коэффициент рентабельности продаж показывает, что на единицу реализованной продукции приходится в 2006 году 8,33 руб. прибыли в то время, как в 2004 году ее приходилось на 0,72 руб. меньше. Увеличение данного коэффициента свидетельствует о прибыльности коммерческой деятельности предприятия и ее незначительном росте в перспективе.
Таблица 11 — Рентабельность продаж ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006 г. К 2004г., (+;-)
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
31611
63223
77037
+45426
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
2407
4815
6416
+4009
Рентабельность продаж, %
7,61
7,62
8,33
+0,72
Далее необходимо определить показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия.
Коэффициент независимости (автономии) показывает, что доля собственных средств в стоимости имущества предприятия составляет в 2006 году 67 %, это на 6 % меньше, чем в 2004 году. В то же время данный коэффициент показывает, что риск кредиторов сведен к минимуму, т. к. параметры коэффициента входят в пределы минимально допустимого значения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Коэффициент соотношения заемных и собственных средств определяет зависимость предприятия от внешних источников. Норма коэффициента – 1. Т. к. в 2006 году коэффициент составлял 0,49, то можно говорить о том, что финансовая устойчивость предприятия не вызывает сомнения.
В тенденции наблюдается снижение коэффициента независимости и повышение коэффициента соотношения заемных и собственных средств, что говорит о незначительном снижении финансовой устойчивости ООО «ФАЗИС». Руководству в данном случае необходимо принять ряд мер по прекращению такой негативной динамики.

Таблица 12 — Показатели финансовой устойчивости ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006г.
Изменение 2006 г. к 2004 г., (+;-)
1.Собственные средства, тыс. руб.
8564
16284
17473
+8909
2.Валюта баланса, тыс. руб.
11656
23314
26040
+14384
3.Краткосрочные пассивы, тыс. руб.
3092
7030
8567
+5475
4.Дебиторская задолженность, тыс. руб.
1804
3609
4328
+2524
5.Коэффициент независимости (п.1: п.2)
0,73
0,7
0,67
-0,06
6.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (п.3: п.1)
0,36
0,43
0,49
+0,13
7.Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества (п.4: п.2)
0,15
0,16
0,16
+0,01
Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества предприятия мал и говорит о том, что в 2006 году дебиторская задолженность занимает 16 % в стоимости имущества. В тенденции наблюдается ее увеличение на 0,01 % по сравнению с базисным годом. Но необходимо отметить, что удельный вес дебиторской задолженности имеет значение большее, чем нормативное (10 %), поэтому следует уделить особое внимание управлению дебиторской задолженностью предприятия.
Для улучшения хозяйственной деятельности ООО «ФАЗИС» необходимо разработать следующие мероприятия:
-увеличить поставки, расширить рынок сбыта товаров, привлечение новых крупных поставщиков, предоставляющих большие скидки на реализуемую продукцию;
-расширить розничную сеть для увеличения объемов реализации с целью получения большей прибыли, для этого необходимо открывать новые не маленькие магазины, а супермаркеты с большим ассортиментом товаров.
Предприятию также необходимо заключать договора с непосредственными производителями продукции, что позволит непрерывно осуществлять деятельность, эти функции необходимо возложить не только на отдел маркетинга, но и на финансовый отдел и на менеджера по покупкам.
Исследуемое предприятие имеет низкую ликвидность. Также высока кредиторская задолженность, в связи с чем необходимо принять ряд мер, направленных на ее сокращение. Для этого необходимо главному бухгалтеру составить график поставки и оплаты товаров указанием конкретных сроков.

3. Движение основных средств
3.1 Учет поступления основных средств
Выделяют следующие способы поступления объектов основных средств:
— приобретение за плату;
— строительство хозяйственным или подрядным способом;
— внесение учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал;
— получение безвозмездно;
-поступление на условиях аренды;
-путем выявления как неучтенных по материалам инвентаризации;
-путем получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
-путем оприходования с целью осуществления совместной деятельности;
-в результате передачи в доверительное управление;
— в порядке товарообменных операций;
— другие способы.
Поступление основных средств (как и другие операции с основными средствами) должно оформляться соответствующими первичными документами, так как ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств.
Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших в организацию любым путем, применяется форма №ОС-1 «Акт (накладная) приемки — передачи основных средств».
Дебетовое сальдо по счету 01 «Основные средства» показывает размер находящегося в распоряжении организации данного вида имущества, включая его наличие в запасе, на консервации и передачу другим организациям на условиях хозяйственного ведения, т. е. без передачи права собственности на него.
Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Оценка основных средств для целей бухгалтерского учета зависит от способа поступления объекта основных средств.
Затраты на приобретение конкретного объекта собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
— 08-1 «Приобретение земельных участков»;
— 08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
— 08-3 «Строительство объектов основных средств»;
— 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;
— 08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
— 08-6 «Приобретение молодняка животных в основное стадо»;
— 08-7 «Приобретение взрослых животных» и пр.
Состав этих затрат образует первоначальную стоимость основных средств, в том числе бывших в эксплуатации, в сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, без учета НДС и других возмещаемых налогов.
В учете на сумму произведенных расходов по приобретению объекта основных средств составляется бухгалтерская проводка:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В бухгалтерском учете основные средства возникают в результате бухгалтерской проводки:
Д-т 01 «Основные средства» – К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При этом необходимо составление первичных документов.
Использование в качестве оснований для бухгалтерского учета операций с основными средствами документов неустановленных форм противоречит п.4 Методических указаний по учету основных средств, которым предусмотрено, что бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать в том числе и правильное оформление документов, и своевременное отражение в учете поступлений основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия, для чего п.5 данных Методических указаний по учету основных средств предусмотрено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. При этом содержится ссылка на перечень форм документов, приведенный выше. И только в случае, если в учете отражается хозяйственная операция, для которой не предусмотрена соответствующая форма в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, организация должна самостоятельно разрабатывать (и утверждать в приказе по учетной политике) собственные формы документов.
Следует также напомнить, что п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, и только по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, допускается разработка организацией собственных форм документов.
Рассмотрим отдельно каждый случай поступления объектов основных средств.
1. Приобретение основных средств за плату.
В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В п.8 ПБУ 6/01 приведен перечень расходов, которые являются фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
В первоначальную стоимость приобретенного объекта основных средств включаются начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этого объекта.
Кроме того, необходимо отметить, что в п.8 ПБУ 6/01 определено, что фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Таким образом, установлено, что суммовые разницы формируют первоначальную стоимость объекта основных средств.
В этом случае в бухгалтерском учете организации поступление объекта отражается проводкой:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражается задолженность покупателя за приобретенное основное средство.
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — К-т 51 «Расчетные счета» — производится оплата поставщику объекта основных средств (исходя из фактического курса);
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- начисляется суммовая разница по приобретенному основному средству.
Оприходование на основании акта формы №ОС-1 объекта основных средств отражается:
Д-т 01 «Основные средства» — К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» — объект основных средств введен в эксплуатацию.
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».
При оприходовании объекта основных средств в учете организации производится запись по дебету счета 08 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».
Если к бухгалтерскому учету принимается объект основных средств, являющийся объектом недвижимости, то право собственности на него должно быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так как с момента вступления данного Закона в силу, т.е. с 31 января 1998 года, право собственности на объекты недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат права на следующие объекты недвижимости:
— земельные участки;
— участки недр;
— обособленные водные объекты;
— все объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (например, любые объекты с заглубленным фундаментом: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы).
До момента государственной регистрации объектов недвижимого имущества затраты организации на приобретение основных средств подлежат отражению по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Таким образом, по дебету счета 01 «Основные средства» могут быть показаны только те объекты недвижимости (подлежащие обязательной государственной регистрации), по которым право собственности организации зарегистрировано в установленном порядке (п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 года № 33н).
2. Получение основных средств безвозмездно.
Оценка основных средств, полученных безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к учету (ст.11 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.10 ПБУ 6/01).
В соответствии с п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций — изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики; торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
Затраты по доставке объектов основных средств, полученных безвозмездно, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями — получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. Кроме того, в п.12 ПБУ 6/01 определено, что в первоначальную стоимость объектов, полученных безвозмездно, включаются также фактические затраты организации на приведение этих объектов в состояние, пригодное для использования.
Таким образом, затраты на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования, объектов основных средств, полученных безвозмездно, могут увеличивать их первоначальную стоимость в случае необходимости.
В соответствии с п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н, безвозмездно полученные активы отражаются в составе внереализационных доходов.
На основании п.47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 года № 60н, стоимость безвозмездно полученного имущества должна первоначально учитываться в составе доходов будущих периодов, т.е. по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов».
При безвозмездном поступлении объекта основных средств в бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К-т 98 «Доходы будущих периодов» / «Безвозмездные поступления» — отражается рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства;
Д-т 01 «Основные средства» — К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» — основное средство вводится в эксплуатацию.
По мере начисления амортизации суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» в пределах начисленной амортизации.
В учете это отражается проводками:
Д-т 20 (26, другие счета) — К-т 02 «Амортизация основных средств» — начислена амортизация по объекту, полученному безвозмездно;
Д-т 98 «Доходы будущих периодов» — К-т 91 «Прочие доходы и расходы» — отражена сумма внереализационного дохода в размере начисленной амортизации.
3. Получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал.
В соответствии с п.9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Вместе с тем п.2 ст.15 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что денежную оценку неденежных вкладов в ООО, размер которых превышает 200 минимальных месячных размеров оплаты труда, должен производить независимый оценщик. Аналогичный порядок установлен также и для акционерных обществ ст.34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
    продолжение
--PAGE_BREAK--В соответствии с п.24 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, отражается в учете записью по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал», в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».
Основанием для принятия к учету объекта основных средств служат следующие первичные документы:
— решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в неденежной форме;
— акт независимого оценщика об оценке объекта основных средств;
— акт (накладная) приемки — передачи объекта основных средств по форме №ОС-1.
Получение основных средств в счет вклада в уставный капитал в бухгалтерском учете организации отражается проводками:
Д-т 75 «Расчеты с учредителями» / «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»- К-т 80 — отражается задолженность учредителей по их вкладам по зарегистрированному размеру уставного капитала;
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» / «Приобретение объектов основных средств»- К-т 75 «Расчеты с учредителями» / «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»- погашается задолженность учредителя по взносу в уставный капитал передачей объекта основных средств;
Д-т 01 — К-т 08 — объект основных средств введен в эксплуатацию.
Для определения срока полезного использования основного средства, внесенного в качестве вклада в уставный капитал и бывшего в эксплуатации у предыдущего владельца (чаще всего в уставный капитал вносятся уже не новые основные средства), необходимо, чтобы учредитель передал всю документацию по основному средству, в том числе подтверждающую срок его фактической эксплуатации со времени приобретения (сооружения).
4. Приобретение основных средств по договору мены.
Приобретение основных средств в порядке товарообменных операций предусматривает бартерный обмен, т.е. получение основных производственных фондов в обмен на неденежные активы. Наиболее частой ошибкой, допускаемой бухгалтерами в учете таких операций, является то, что обмен они отражают по сбалансированной рыночной стоимости.
Для одного участника сделки оприходование объекта по рыночной стоимости может означать прибыль, поскольку балансовая стоимость этого объекта ниже рыночной. Для другого участника получение прибыли исключено, поскольку балансовая стоимость его имущества по данной операции совпадает с рыночной стоимостью.
С выходом ПБУ 6/01 стоимость передаваемых ценностей млм ценностей, подлежащих передаче, следует устанавливать исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей (п. 11). Если такой вариант невозможен, то исполнение обязательств неденежными средствами определяют исходя из стоимости по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты.
В связи с этим в учете делается запись:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Постановка на баланс данного имущества на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) отражается так:
Д-т 01 «Основные средства» — К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».
5. Оприходование основных средств, выявленных при инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации основных средств установлен в разд.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49.
Исходя из п.5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с п.18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, в следующем порядке:
— основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации;
— недостача основных средств относится на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, то убытки от недостачи основных средств и их порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Если при инвентаризации выявлены основные средства, которые не были в эксплуатации, то организации производят их оценку по рыночной стоимости с оприходованием по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» согласно Инструкции по применению Плана счетов.
В том случае, если основные средства, выявленные при инвентаризации, были ранее в употреблении, то необходимо их отразить в бухгалтерском учете по остаточной стоимости (с учетом начисленной амортизации).
В бухгалтерском учете организации операции по оприходованию неучтенного объекта основных средств отразятся следующим образом:
Д-т 08 / «Приобретение объектов основных средств» — К-т 91 / «Прочие доходы» — отражена стоимость выявленного при инвентаризации объекта основных средств;
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» — К-т счета 02 «Амортизация основных средств» — отражена сумма амортизации по объекту основных средств;
Д-т 01 «Основные средства» — К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»- выявленный при инвентаризации объект основных средств вводится в эксплуатацию.
6. Строительство объектов основных средств.
Принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств законченных капитальных вложений оформляется соответствующими первичными документами — актом приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11), актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) и актом (накладной) приемки — передачи основных средств (форма № ОС-1).
На основании п.3.1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 года № 160, порядок учета затрат по строительно-монтажным работам зависит от того, каким способом они произведены — подрядным или хозяйственным.
Организация может осуществлять строительство объектов основных средств как хозяйственным, так и подрядным способом.
Строительство объектов основных средств подрядным способом осуществляется на основании договора, заключенного между подрядчиком и заказчиком (гл.37 ГК РФ).
В бухгалтерском учете при подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика — заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов на субсчете «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, подрядным или хозяйственным способом осуществляется это строительство).
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».
3.2 Учет выбытия основных средств
Выбытие основных средств из организации может происходить по следующим причинам:
-в силу непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа;
-из-за морального износа;
-в качестве вклада (взноса) в уставный капитал другой организации;
-в случае передачи на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;
-в результате продажи;
-в порядке товарообменных операций;
-при безвозмездной передаче или дарении;
-вследствие сдачи в аренду;
-под воздействием форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, хищение и пр.);
-при передаче в совместную деятельность;
-при передаче в доверительное управление;
-прочее.
Осуществление этих операций связано с формированием финансового результата, от которого зависит финансовое положение организации, поэтому важно правильное его исчисление
Во всех случаях выбытия основных средств (кроме автотранспортных) специальная комиссия составляет акт на списание по форме №ОС-4 (Приложение 5), а по автотранспортным акт составляется по форме №ОС-4а (Приложение 6).
Форма №ОС-4 «Акт на списание основных средств» применяется для оформления полного или частичного списания основных средств. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
Форма №ОС-4а «Акт на списание автотранспортных средств» применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации.
В синтетическом учете операции по выбытию основных средств отражаются на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». На нем накапливается информация о процессе продажи и прочего выбытия основных средств. Списание стоимости выбывших объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто:
— по дебету счета учета списания (реализации) основных средств — первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.);
— по кредиту указанного счета — сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.
Во всех случаях выбытия и списания с баланса основных средств их стоимость, учтенная на счете 01 «Основные средства», списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в оценке, числящейся в балансе на дату выбытия:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы» — К-т 01 «Основные средства» / «Выбытие основных средств».
Одновременно списывается сумма износа за период эксплуатации, но не выше балансовой стоимости объекта:
Д-т 02 «Амортизация основных средств» — К-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Выбытие основных средств».
В дальнейшем порядок отражения выбытия на счетах бухгалтерского учета зависит от его причины.
1. Продажа объектов основных средств
Выбытие основных средств в результате их продажи оформляется актом (накладной) приемки — передачи основных средств (форма №ОС-1), на основании данных которого в бухгалтерии делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма №ОС-6).
Списание основных средств с баланса вследствие их продажи отражается в усеете в соответствии с принятым вариантом учетной политики по формированию выручки от продажи продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Если предприятие формирует выручку «по отгрузке», право собственности на объект недвижимости, подлежащее государственной регистрации, возникает у покупателя с момента такой регистрации. Таким образом, дата государственной регистрации становится одновременно и датой формирования оборота по продаже недвижимости.
Если организация определяет выручку для целей налогообложения «по оплате», то момент продажи устанавливается по дате поступления денежных средств на расчетный счет.
В бухгалтерском учете поступления от продажи основных средств признаются в качестве операционных доходов, которые отражаются в установленном порядке на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом величина поступлений от продажи основных средств в общем случае определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем.
Расходы организации, связанные с продажей основных средств, признаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов, которые отражаются по дебету счета 91.
Таким образом, в бухгалтерском учете операции по реализации объекта основных средств отражаются следующими проводками:
Д-т 62 — К-т 91 — отражена выручка от реализации объекта основных средств;
Д-т 91 — К-т 68 (76 / «НДС») — начислен НДС со стоимости реализации;
Д-т 01 / «Выбытие основных средств» — К-т 01 — списана первоначальная (восстановительная) стоимость реализованного объекта основных средств;
Д-т 02 «Амортизация основных средств» — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 91 — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав операционных расходов;
Д-т 91 — К-т 23 (69, 70, другие счета) — в составе операционных расходов отражены прочие расходы, связанные с реализацией объекта основных средств.
После сопоставления оборота по дебету счету 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» с оборотом по кредиту данного счета, субсчет 1 «Прочие доходы» выявляется сальдо этих доходов и расходов за отчетный месяц. В конце месяца заключительными оборотами оно списывается:
1)при наличии прибыли:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Сальдо прочих доходов и расходов» — К-т 99 «Прибыли и убытки»;
2)при наличии убытка:
К-т 99 «Прибыли и убытки» — Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Сальдо прочих доходов и расходов».
Таким образом, на каждую отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.
При реализации основных средств у организации — продавца возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости реализованного объекта.
При этом обязанность по уплате НДС в бюджет возникает у организации — продавца либо в момент отгрузки объекта (если для целей исчисления НДС налоговая база определяется по отгрузке), либо в момент его оплаты покупателем (если для целей исчисления НДС налоговая база определяется продавцом по оплате).
2. Безвозмездная передача объектов основных средств.
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, оформляется актом (накладной) приемки — передачи основных средств (форма №ОС-1).
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки — передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).
Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки — передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 года N 60н, о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.
При выбытии объектов основных средств по договору дарения (когда является определенным неполучение доходов или поступление активов в результате этих операций) убыток от выбытия, выявленный на счетах бухгалтерского учета, подлежит отражению как прочие внереализационные расходы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В бухгалтерском учете организации передача объекта основных средств на безвозмездной основе (по договору дарения) отражается следующими проводками:
Д-т 01 / «Выбытие основных средств» — К-т 01 — списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т 02 — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 91 — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов;
Д-т 91 — К-т 23 (69, 70, другие счета) — в составе внереализационных расходов отражены прочие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается для целей исчисления НДС реализацией этих товаров. Поэтому операции по безвозмездной передаче объектов основных средств являются объектом налогообложения по НДС.
Ст.149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по передаче товаров на безвозмездной основе, если такая передача осуществляется в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
3. Передача объектов основных средств инвестиционного характера.
Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с передачей объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций.
Передача объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций оформляется актом (накладной) приемки — передачи основных средств (форма №ОС-1).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций должна отражаться на счете 58 «Финансовые вложения».
На сегодняшний день вопрос о порядке бухгалтерского учета операций по внесению имущества в качестве вклада в уставный капитал на нормативном уровне не урегулирован. На практике применяются два подхода.
1)финансовые вложения должны приниматься к учету в сумме фактических затрат для инвестора (предполагает оценку вклада на счете 58 исходя из остаточной стоимости переданных основных средств с учетом расходов, связанных с такой передачей).
При таком подходе у организации — инвестора не возникает финансового результата от передачи объектов основных средств в уставные капиталы других организаций.
При применении данного подхода в бухгалтерском учете организации внесение вклада отражается проводками:
Д-т 01 / «Выбытие основных средств» — К-т 01 — списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т 02 — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 58 «Финансовые вложения»- К-т 01 / «Выбытие основных средств» — отражена сумма вклада, равная остаточной стоимости переданного объекта основных средств.
2)предполагает оценку вклада исходя из стоимости вклада, согласованной сторонами.
В этом случае в бухгалтерском учете выявляется финансовый результат от передачи объектов в виде разницы между денежной оценкой вклада и остаточной стоимостью переданных объектов (с учетом расходов, связанных с такой передачей).
В бухгалтерском учете организации внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации в этом случае отражается с использованием счета 91:
Д-т 01 / «Выбытие основных средств» — К-т 01 — списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т 02 — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 91 — К-т 01 / «Выбытие основных средств» — отражена остаточная стоимость передаваемого объекта основных средств;
Д-т 58 — К-т 91 — отражена денежная оценка вклада, согласованная сторонами.
На счете 91 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток), который в бухгалтерском учете отражается в составе операционных доходов (расходов) как доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций.
Организация, на наш взгляд, может выбрать любой из предложенных выше двух вариантов, закрепив его в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.
В соответствии с пп.4 п.3 ст.39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в том числе передача имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ, для целей налогообложения реализацией не признается.
В этой связи передача объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций не признается объектом обложения по НДС (пп.1 п.2 ст.146 НК РФ).
4. Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа.
Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется п.п.94 — 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
В компетенцию комиссии входит:
— осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
— установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд);
— выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
— установление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования;
— осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;
— составление акта на списание основных средств (форма №ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место).

4. Анализ состояния и эффективности использования основных средств ООО «Фазис»
Курс на рыночную экономку, на ускорение интенсификации общественно производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции требует полной мобилизации всех имеющихся резервов. Выявить и практически использовать имеющиеся резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организаций. Состояние и использование основных средств — один из важнейших аспектов аналитической работы, т. к. именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса — главного фактора повышения эффективности любого производства.
Более полное и рациональное использование основных средств организации способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.
Задачами анализа состояния и эффективности использования основных средств организации являются: установление обеспеченности организации и ее структурных подразделений основными средствами, соответствие величины, состава и технического уровня организации потребности в основных средствах, выяснение выполнения плана их роста, обновление и выбытие; изучение технического состояния основных средств и особенно наиболее активной их части — машин и оборудования; определение степени использования основных средств и факторов, на нее влияющих; установление полноты применения парка оборудования и его комплектности; выяснение эффективности использования оборудования во времени и по мощности; определение влияния использования основных средств на объем продукции и другие экономические показатели работы организации; выявление резервов роста фондоотдачи, увеличение объема продукции за счет улучшения использования основных средств.
Динамику основных средств обычно выражают через их среднегодовую стоимость по данным на начало каждого месяца. Это показатель необходим при анализе фондов, т. к. среднегодовая их величина может значительно отклоняться от данных на начало и конец года вследствие того, что он в отличие от показателей на начало и конец года испытывает сильное влияние сроков ввода в эксплуатацию основных средств.
,
где Х — балансовая стоимость основных средств на начало периода.
Поскольку в ООО «ФАЗИС» движение основных средств невелико при анализе были использованы данные на начало и конец года.
Рассмотрим структуру основных фондов предприятия.
Структура основных средств выражает процентное отношение стоимости отдельных видов или групп основных фондов к общей их стоимости. Она зависит как от экономических факторов, так и от специализации производства. Данные таблицы 13 показывают, что в структуре основных средств ООО «ФАЗИС» основную долю составляют в 2003 году машины и оборудование (45,9 %), наименьшую – 0,8 % — производственный и хозяйственный инвентарь. Отрицательным явлением является уменьшающаяся обеспеченность фирмы транспортными средствами, это сказывается на работе организации, а в частности на своевременности доставки продукции.

Таблица 13 — Состав и структура основных фондов ООО «ФАЗИС»
Виды фондов
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006 г. к 2004 г., (+;-)
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
%
Здания
2118
36,7
4005
34,7
4234
34,9
+2116
+99,9
Сооружения
571
9,9
1258
10,9
1189
9,8
+618
+108,2
Машины и оборудование
2493
43,2
5055
43,8
5568
45,9
+3075
+123,3
Транспортные средства
554
9,6
1131
9,8
1043
8,6
+489
+88,3
Инвентарь
34
0,6
92
0,8
97
0,8
+63
+185,3
Всего
5770
100,0
11541
100,0
12131
100,0
+6361

Необходимо также рассмотреть структуру основных фондов с точки зрения их участия в производственном процессе, т. е. определить какие виды основных фондов относятся к активным и непосредственно принимают участие в производственном процессе, а какие к пассивным, которые создают необходимые условия для производственного процесса.
Данные таблицы показывают, что в ООО «ФАЗИС» на протяжении анализируемого периода с 2004 года по 2006 год преобладала активная часть основных средств. Ее удельный вес в общей стоимости основных средств предприятия составил в 2006 году 55,3 %. Но также высок и удельный вес пассивной части основных средств, ходя в 2006 году наблюдается его сокращение по сравнению с базисным годом на 1,9 %. Данное соотношение характерно для предприятия с торговой специализацией. В качестве пассивной части предприятие использует производственные здания, сооружения, к которым относятся помещения магазинов и складов. В качестве активной части, в основном, используются машины и оборудование, транспортные средства и производственный и хозяйственный инвентарь.

Таблица 14 — Структура основных фондов ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение 2006 г. к 2004 г., (+;-)
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
%
Основные средства — всего
5770
100,0
11541
100,0
12131
100,0
+6361
+110,2
в том числе:
-активная часть
3081
53,4
6278
54,4
6708
55,3
+3627
+117,7
-пассивная часть
2689
46,6
5263
45,6
5423
44,7
+2734
+101,7
Эффективность работы предприятия во многом зависит от обеспеченности фирмы основными средствами. Высокая эффективность производства достигается при оптимальной обеспеченности предприятий основными производственными фондами.
Сравнительная оценка уровня обеспеченности предприятий основными производственными фондами производится с помощью таких показателей, как фондовооруженность, фондоотдача и фондорентабельность.
Фондовооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов в расчете на одного работника.
Фондоотдача показывает, сколько продукции в денежном выражении получено на единицу стоимости основных фондов предприятия.
Фондорентабельность рассчитывается как процентное отношение прибыли от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных средств.
Определим данные показатели для исследуемого предприятия.
Из данных таблицы 15 видно, что за анализируемый период выросла фондовооруженность на 25,78 тыс. руб./чел. Ее увеличение еще не свидетельствует об эффективности использования основных средств предприятия, но показывает уровень обеспеченности каждого работника предприятия основными средствами, который в 2006 году довольно высок и в тенденции намечается его увеличение за счет расширения деятельности предприятия, закупки новых основных средств.
Фондоотдача в 2006 году в ООО «ФАЗИС» составила 6,35, т. е. отдача от каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, составила 6,35 руб. Увеличение фондоотдачи на 0,87 говорит о повышении эффективности использования основных средств предприятия. Сравнив показатели фондорентабельности можно определить экономическую эффективность использования основных производственных фондов. Фондорентабельность повысилась на 0,09 с 0,16 в 2004 году до 0,25 в 2006 году, что также свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств.
Таблица 15 — Обеспеченность основными фондами и эффективность их использования ООО «ФАЗИС»
Показатели
2004 г.
2005г.
2006 г.
Изменение 2006 г. к 2004 г., (+;-)
1.Годовой объем реализации продукции, тыс. руб.
31611
63223
77037
+45426
2.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
5770
11541
12131
+6361
3.Балансовая прибыль предприятия, тыс. руб.
911
1894
2973
+2062
4.Фондовооруженность, тыс. руб./чел. (п.2: п.4)
22,36
46,72
48,14
+25,78
5.Фондоотдача (п.1: п.2)
5,48
5,4
6,35
+0,87
6.Фондорентабельность (п.3: п.2)
0,16
0,2
0,25
+0,09
Проанализированные показатели свидетельствуют об эффективной деятельности предприятия в области использования основных средств.
К показателям состояния основных средств относятся:
— коэффициент прироста;
— коэффициент обновления;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кредит как экономическая категория 2
Реферат Кредит как ворма движения ссудных капиталов
Реферат Кредитная система республики Казахстан 2
Реферат Кредитно-денежная политика цели и инструменты 2
Реферат Эксперимент как метод преподавания биологии
Реферат Лизинг 2
Реферат Лизинговая деятельность компании Интерлизинг
Реферат Кредит и кредитная система 5
Реферат Курс лекций по Анализу коммерческой деятельности
Реферат "Дивный новый мир" российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты
Реферат Лизинг как капиталосберегающие формы финансирования на предприятии
Реферат Killer Angels 3 Essay Research Paper This
Реферат Лизинг особенности и перспективы развития в России
Реферат Курс лекций Налоги и налогообложение
Реферат Кризисы как неотъемлемое свойство современных денежных систем