--PAGE_BREAK--
17. Учет расчетов по страхованию и прочим начислениям на заработную плату.
Начисления на фонд оплаты труда в % законодательно – база налогообложения:
— На пенсионный фонд 32% — источник себистоимость 23 651
- В фонд занятости 2,5%
- Соц страх 2,5
- Несчастных случаев
За счет отчислений покрывают расходы:
- пособия по временной нетрудоспос-ти
- пособия
- оздоровительные мероприятия
18. Учет расчетов по больничным листам и отпускным.
Расчет осуществляется на основании больничного листа который оформлен должным образом Расчёт в бухгалтерии в зависимости от общего стажа и р-ра среднедневного заработка до 5л – 60 проц от 5-8 80 проц свыше 100 проц. Среднедневной заработок для больничного для сдельщиков расчит-ся исходя из з/п двух последних месяцев, а у повременщиков из оклада тарифной ставки и количества рабочих дней месяца 651 30.
Право на отпуск после отработки 6 мес. Продолжительность основного отпуска 24 календарных дня. Дополнительный отпуск от условий труда и коллект договора (за счет прибыли) Творческий административный.
1. Определение суммы заработказа календарный год
2. Среднедневной заработок сумма заработка/353
3. Среднедневнозаработок * колич-во дней отпуска
23 39 91 39 92 39 93 39
39 66
19. Учет денежных средств на расчетном счете предприятия.
Бухгалтерский учет – стоимостной учет, где все хозяйственные измерители приводятся к единому денежному измерителю. В процессе производства денежные средства совершают кругооборот, изменяя свою форму и лишь на определенную дату показывают остаточную сумму (сальдо).
Однако этот показ еще не отражает происхождения этих денежных средств, то есть источники. В связи с этим, судить о благополучии предприятия по этому показателю нельзя: лишь анализ других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соизмерение источников денежных средств с их назначением и отражение по структуре показывает истинное состояние дел на предприятии.
Денежные средства:
1. Валюта Украины.
2. Иностранная валюта.
3. Прочие денежные средства, которые находятся в пути или денежных документах.
Денежные средства учитываются в в бухучете на следующих синтетических счетах:
Счет №30 «Касса»;2 субсчета №311 счет в банке в нац валюте; №;312 в иностран №33 Прочие денежные средства 333 в пути 35 текущие финансовые инвестиции
все эти счета активные, так как это наши средства. Расчеты денежными средствами производятся различными путями:
- наличными;
- ценными бумагами;
- безналичными. Предприятия все свои средства должны хранить в учреждениях банка, которые являются посредниками при расчетах предприятия.
Банками считаются учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности.
Основными задачами учета денежных средств являются:
1. Своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств.
2. Повседневный оперативный контроль за сохранностью наличных денег и ценных бумаг в кассе предприятия.
3. Контроль за использованием денег строго по целям.
Каждому предприятию, которое зарегистрировано в установленном порядке открывается в банке расчетный счет. Для его открытия предприятие в банк предоставляет документы:
1. Заявление с просьбой открыть расчетный счет.
2. Документ о государственной регистрации предприятия.
3. Учредительный договор о создании предприятия.
4. Копия устава.
5. Протокол о назначении директора и главного бухгалтера.
6. Две банковские карточки с образцами первой и второй подписи и оттиска печати.
Еще нужна справка о постановке на учет в налоговых органах и пенсионном фонде.
Между предприятием и банком заключается договор, в котором оговариваются все вопросы взаимодействия. Выдачу денег и осуществление безналичных расчетов банк производит на основании приказов владельцу счета или с его согласия (акцепта), имеются случаи, когда банк может сам списать суммы со счетов клиента:
1. По приказу финансовых органов.
2. По исполнительным листам народного суда.
3. По решению гос. арбитража или третейского суда.
4. Процент по просроченной сумме.
Существует ряд документов, которые приказывают списать деньги со счетов. Например: платежные поручения, платежные требования получателя, аккредитив, расчетный чек, вексель.
- платёжное поручение – если договором предусмотрено, что пред-е перечисляет задолженность поставщикам.
- поручение требование – если всоответствии с договором предприятие само должно взыскать с покупателя стоимость работ услуг, то составляется требование, поручение. В верхней части поставщик требует у покупателя, а нижняя, поручение покупателя своему банку перечислить необходимую сумму.
- Аккредитив – по договору между поставщиками для ускорения расчётов. Аккредетив – денежное обязат-во банку, кот-е выдаётся по поручению клиента в его пользу согласно договора. Для открытия аккредетива плательщик подает в банк заявление в котором указывается договор, поставщик, банк поставщика и сумма кредита, для получения денежных средств поставщик предоставляет в банк реестр документов по отгрузке и получает деньги на р/с.
Векселя – приказ кредитора, своему должнику об уплате в указанный срок обозначенной на нём суммы.
Порядок и формы расчетов определяются в договоре между сторонами. Общие требования к заполнению:
а ) все суммы прописью пишут с большой буквы;
б) все документы должны быть напечатаны в нескольких экземплярах;
в) всем документам присваивается порядковый номер;
г) на первом экземпляре всех документов обязательна печать и две подписи.
Платежное поручение используется при оформлении платежей в бюджет и внебюджетные фонды, на оплату труда, штрафов и т.д.
Платежное требование к поручению используется для расчетов между предприятиями -–смежниками за отпущенную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы.
Получение наличных денег из банка предприятие осуществляет по чеку из чековой книжки. Взнос наличными в банк осуществляется по документу «объявление на взнос наличными».
Пользуясь услугами банка, предприятие периодически получает из банка выписку по расчетному счету – перечень произведенных за отчетный период операций с указанием сумм.
К выписке подписываются те документы, на основании которых произведено списание или зачисление сумм. Храня денежные средства предприятия, банк является его должником, поэтому остатки средств на счете и поступления на счет банк записывает в выписке по кредиту. Списание денег по счету идет по дебету. Обрабатывая выписку банка, бухгалтерия предприятия сальдо и поступившие суммы записывает по дебету, списанные суммы по кредиту. На выписке имеются показатели, которые кодируются банком.
Помимо закодированной информации в выписке указывается остаток средств на счете на начало и конец операционного дня.
При кодированной форме учета выписка банка является основанием для заполнения счетного регистра, то есть является первичным документом. На выписке банкир производит контировку счетов (выписка является регистром аналитического учета в данном случае). Для синтетического учета операции по расчетному счету служит счет 31. Для отражения оборотов по кредиту 31-го счета служит журнал-ордер №2, для отражения оборотов по дебету служит ведомость №2. Развернутая сумма по дебету записывается в главной книге.
- поступили денежные средства за реализованную продукцию 31 36(70)
- Поступление дебиторской задолженности 31 37
- Начисление штрафных санкций по хозяйственным договорам 31 715
- Перечислена задолженность поставщикам за ТМЦ 63 31
- Погашение платежей в бюджет 64 31
- Перечислена на р/с кредиторская задолженность 68 31
20. Учет кассовых операций.
Для хранения, приема и расходования наличных денег предприятие имеет кассу, все операции по которой ведутся кассиром, который является материально-ответственным лицом. для этого предприятие заключает с ним договор. На крупных предприятиях право использования обязанностей кассира не распространяется на главного бухгалтера или любого другого работника бухгалтерии.
Для малых предприятий делается исключение, а именно: бухгалтер и кассир могут совмещать свои обязанности.
Предприятие может иметь в своей кассе наличные в пределах лимита и и использовать их в пределах норм. Лимиты устанавливаются учреждениями банков по согласованию с руководством предприятия. Если в кассе денег больше предела, то они в обязательном порядке подлежат сдаче в банк. Имеются дни, когда разрешено иметь в кассе больше предела, то есть дни заработной платы, авансов (2 раза в месяц).
Сдача денег в банк оформляется специальным документом, который называется «объявлением на взнос наличными». В этом документе указывается: кем сдаются деньги и что это за деньги (выручка от реализации, уставный капитал и др.) На принятые деньги банк выдает квитанцию, заверенную подписью бухгалтера банка и круглой печатью. На основании этой квитанции кассир списывает деньги по кассе. Свидетельством того, что деньги поступили на ваш счет, является ордер, выданный банком. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам. По приеме денег в кассу выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. Если деньги выдаются из кассы – то производится по расходно-кассовому ордеру. При выдаче, например заработной платы, премий, то есть большой суммы, расходно-кассовый ордер выписывается на всю сумму, а не на каждого работающего. Лицам, которые не работают на данном предприятии, деньги выдаются только по паспортам и данные паспорта вписываются в расходно-кассовый ордер. Никакие перечистки, помарки не допускаются в кассовых документах, исправления только корректурным способом.
Все приходно-расходные кассовые ордера имеют номер, который является сквозным в течение отчетного года.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятие учитывает в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи ведутся в двух экземплярах. Первый остается в кассовой книге, а второй отрывается и является отчетом кассира.
Записи производятся кассиром сразу же после получения (выдачи) денег по каждому ордеру или другому документу.
Ежедневно, в конце рабочего дня (на малых предприятиях – 1 раз в несколько дней – при небольших оборотах), кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующие числа и передает в бухгалтерию второй экземпляр в качестве отчета кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Аналитический и синтетический учет по кассе ведется на счете №30. При журнально-ордерной форме все кассовые операции по кредиту 30 счета отражаются в журнале-ордере №1. Основанием для заполнения журналов-ордеров и ведомости служат отчеты кассира. Каждому отчету кассира в журнале-ордере и ведомости отводится одна строка, независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. В кассе также могут храниться ценные бумаги и бланки строгой отчетности, например путевки, трудовые книжки и пр. Каждое предприятие обязано производить ревизию или инвентаризацию в кассе не реже одного раза в квартал перед составлением квартальной отчетности. Кассир несет полную материальную ответственность за состояние кассы и хранить в кассе деньги, не принадлежащие предприятию, запрещается.
При наличии в кассе предприятия средств в иностранной валюте для их учета применяется субсчет №2 к счету 30. Банк выдает предприятию наличные средства в валюте только на командировочные расходы. Учет всех видов валют осуществляется по официальному биржевому курсу в гривнах.
21. Учет расчетов с подотчетными лицами.
Подотчетные лица – работники предприятия, получившие денежные средства под отчет на предстоящие командировочные расходы, на оплату канцелярских и почтово-телеграфных расходов, расходы связанные с приобретением материальных ценностей: в розничной торговле, на закупку горюче-смазочных материалов и на другие хозяйственные нужды. Руководитель предприятия ежегодно утверждает список лиц, имеющих право получать под отчет денежные средства. Все суммы под отчет выдаются в соответствии с приказом руководителя. Наличные денежные средства под отчет выдаются из кассы предприятия по расходно-кассовым ордерам. По каждой сумме, взятой под отчет, подотчетное лицо обязано отчитаться с помощью документа «авансовый отчет». К авансовым отчетам должны быть подшиты документы, подтверждающие расход сумм, указанных в авансовом отчете.
Каждый авансовый отчет должен быть утвержден руководителем. Авансовый отчет служит основанием для выплаты подотчетному лицу перерасхода по авансу или возврата в кассу неиспользованных сумм со стороны подотчетного лица.
Первичный документ, который определяет командировочное лицо – это командировочное удостоверение. В командировочном удостоверении делается отметка о убытии командировочного лица, заверенное печатью и о дне возврата (заверенное печатью). В пункте назначения ему также должны предоставить отметку о убытии и прибытии (с печатью). По этим отметкам подсчитывается срок командировки. По командировочным возмещаются:
- затраты на проезд до пункта назначения и обратно;
- затраты на проживание в гостинице;
- суточные за командировочные дни;
Расходы после утверждения авансового отчёта списываются на затраты Д 20 22 63 К 372
Если сумма аванса выше то возвращается или удерживается Д 30 372 или 66 372
Если расходы больше то погашается из кассы 372 30
Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете №372 (активный). 372 30 – из кассы
Дебетовое сальдо – задолженность со стороны подотчетного лица.
Кредитовое сальдо – задолженность со стороны предприятия подотчетному лицу.
Оборот по дебету – полученные суммы под отчет, а также возмещение перерасходов по авансовому отчету.
Оборот по кредиту – суммы, записанные в авансовом отчете, или возврат неиспользованных сумм в кассу.
Аналитический учет ведется раздельно по каждому подотчетному лицу и каждой выданной сумме.
Журнал ордер 7
22. Формы расчетов по товарным и нетоварным операциям.
Расчеты между предприятиями за наличные и безналичные могут быть товарными и нетоварными.
Товарные – отражают приобретение ТМС, товаров и реализацию ТМС и товаров.
Нетоварные – отражают движение денежных средств по финансовым обязательствам.
Основные документы по отражению операций:
- платёжное поручение – если договором предусмотрено, что пред-е перечисляет задолженность поставщикам.
- поручение требование – если в соответствии с договором предприятие само должно взыскать с покупателя стоимость работ услуг, то составляется требование, поручение. В верхней части поставщик требует у покупателя, а нижняя, поручение покупателя своему банку перечислить необходимую сумму. продолжение
--PAGE_BREAK--
- Аккредитив – по договору между поставщиками для ускорения расчётов. Аккредитив – денежное обязат-во банку, кот-е выдаётся по поручению клиента в его пользу согласно договора. Для открытия аккредитива плательщик подает в банк заявление в котором указывается договор, поставщик, банк поставщика и сумма кредита, для получения денежных средств поставщик предоставляет в банк реестр документов по отгрузке и получает деньги на р/с.
- Векселя – приказ кредитора, своему должнику об уплате в указанный срок обозначенной на нём суммы.
Товарные операции отражаются на следующих счетах:
37 – с дебиторами
36 – с покупателями
63 – корреспонденции со счетами 31 30
1. Расчёт с бюджетом осуществляется на счете 64 по Д – поступления из бюджета, погашение задолженности перед бюджетом. В К – формируется задолженность перед бюджетом по платежам. Платежи в зависимости от инструментов возмещения можно подразделить на группы:
- удержан из з/п ПДН
- включение в себестоимость (коммунальный налог)
- относимые на реализацию (НДС, акциз)
- уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль)
Синтетический учет в журнале ордере 8 по видам платежей р-р платежей устанавл. Закон.
- Удержан ПДН 66 64
- — начислен коммунальный налог на админ-управл персонал 92 64
- начислена сумма НДС 701 64
- Перечислены деньги в бюджет с р/с 64 31
- Погашена задолженность за счёт ссуды банка 64 60
3. Учёт расчетов с раз-ми дебиторами и кредиторами. К ним относят:
- транспортные организации
- депоненты
- арендаторы
- расчёты по исполнительным листам.
Учёт ведётся: дебиторов – 37, кредиторов – 68
- удержаны алименты 66 37
- счёт на оплату транспортных услуг 92 68
- погашена задолженность 68 31
23. Учет кредитов банка.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия происходит временное высвобождение денежных средств, которые хранятся в банках, и могут быть использованы банком для оказания кредитной помощи предприятиям, которые нуждаются в денежных средствах.
Существуют кредиты:
Ø краткосрочный;
Ø долгосрочный.
Ссуда банком оформляется кредитным договором между предприятием и банком, в котором оговариваются обязательства и ответственность сторон.
Взятый в банке кредит должен быть обеспечен имуществом предприятия. Если предприятие ничего не имеет, то банк в праве отказать в кредите.
Для получения ссуды предприятие предоставляет в банк документ обязательство-поручение, в котором указывается размер кредита, срок погашения, процент выплачиваемый банку за использование кредита, сроки выплаты процента.
Учет кредита банка ведется на синтетических счетах:
v 601 – краткосрочные кредиты банка; нац валюта
v 611 – долгосрочные кредиты банка.
Эти счета пассивные, так как они показывают источники средств.
Кредитовое сальдо на этих счетах показывает задолженность банку со стороны предприятия.
31 60 – поступила ссуда
60 31 – погашение
проценты на 96
96 60
погашение 60 31
24. Затраты на производство и их классификация.5
Основные критерии признания затрат расходами:
1 – расходы отражаются в БУ одновременно с уменьшением активов и увеличением обязательств
2 – расходы признаются расходами того периода с прзнанием дохода, для получения которого они осуществлены.
Не признаются расходами:
- платежи по договорам комиссии
- предварительная оплата запасов
- погашение полученных займов
Затраты на производство классифицируются по 2-м направлениям:
- по экономическим элементам
- по статьям калькуляции
В соответствии со стандартом 16 расходы по следующим элементам:
- материальные затраты
- расходы на оплату труда
- отчисления на соц мероприятия
- амортизация
- прочие операционные расходы
Материальные затраты: сырьё и материалы, полуфабрикаты покупные, топливо и энергия, строй материалы, зап части
Оплата труда: премии и поощрения, компенсационные выплаты, з/п, отпускные
Соц мероприятия: — отчисления на соц обеспечение, на соц страх, взнос на случай болезни
Амортизация: сумма начисленных на О.С., других необоротных материальных и нематер-х активов.
Прочие операционные расходы: оплата услуг связи, банков.
Отражение затрат по элементам:
80 – Материальные затраты – 9 субсчетов
81 – Оплата труда – 6 субсчетов
82 – Отчисления на соц мероприятия – 4 суб.
83 – Амортизация – 3 суб.
84 – прочие операцион расходы – на счетах класса 8
В течении отчётного периода на Д – 80,81,82,83,84 ведут учёт затрат по элементам, который в конце отчётного периода с доходами, учтенными по счетам класса 7 списывается на счет 79
Второе направление классификации затрат по статьям калькуляции:
01 – сырьё и материалы
02-полуфабрикаты собственного производства
03 – полуфабрикаты
04 – топливо на технические цели
05 – прочие материалы (вычитаются)
06 – работы и услуги пр-го характера, выполненные сторонними организациями
01 – 06 – прямые материальные расходы
07 – основная з/п
08 – дополнительная з/п
07 – 08 – Прямые расходы на з/п
09 – отчисления на соц страх
10 - расходы связанные с подготовкой и освоением продукции
11 – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
12 – общепроизводственные расходы
13 – попутная продукция (вычитается)
14 – производственная себистоимость 01+(…)+13 за вычетом 13 и 05
15 – административные расходы
16 расходы на сбыт
17 полная себестоимость = 14+15+16
Общая классификация затрат на производство:
- По месту возникновения: цех, производство, служба
- По видам продукции: изделия, группа изделий, НЗП, готовая продукция
- По видам затрат: по статьям калькуляции, по экономическим элементам
- По способу возникновения: прямые, косвенные
- По отнесению к объему производства: переменные, усовно постоянные
- По календарным периодам: постоянные, одноразовые
25. Учет основных затрат на производство, порядок их включения в себестоимость.
В состав основных затрат на производство включаются материальные затраты, расходы на з/п, отчисления на соц мероприятия, амортизация и другие платежи.
В себистоимость продукции основные затраты включаются прямым способом т.е. в момент совершения хозяйственной операции и в бух учете отражаются проводкой Д – 23,91,92,93,94 К – 20,22,66,65,64,13
Способы включения в себестоимость:
- лимитирование отпуска материалов производства
- выявление отклонений от норм расхода
- обеспечение условий для прямого отнесения материалов по работам и изделиям
- отражение фактической себистоимости израсходованных материалов
Фактический расход материалов определяется с помощью специальных методов:
- инвентарный
- партионного раскроя
- документальный
Условия прямого отнесения материальных затрат на себистоимость продукции:
- В первичном документе должен быть указан код объекта калькуляции
- В конце месяца составляется ведомость расходов материалов в ней израсходованные материалы группируются по структурным подразделениям объектам калькуляции, при этом указывается расход по норме и отклонениям.
- Там где расход мат-в на группу изделий, то по каждому изделию материалы списываются косвенным методом (нормативный, коэфициентный)
- Нормативный – расход по норме на фактический объем
- Коэфициентный – неоднородная продукция. По доле продукции в общем объёме.
Покупные полуфабрикаты и комплект-е изделия. Отдельно учёт только при большой номенклатуре. Включение в себистоимость на основании первичных документов и баланса движения полуфабриката.
Отходы – возвратные 20 23, безвозвратные
Вспомогательные материалы – распределяются по изделиям пропорционально базе:
- вес переработанного сырья
- количество выработанной продукции
Топливо на технические нужды. Расход по месту потребления и включение в себист прямо или косвенно относительно базы:
- вес переработанного сырья
- количество выработанной продукции
- отработанное количество машино часов
Д – 23,91,92,93,94 К – 20
Расходы по оплате труда – напо месту возникновения на основании первичныз документов
Д – 23 К 65, 64
26. Учет расходов на С и ЭО.
Расходы по своему технико-экономическому назначению являются основными, по способу включения в себист. – косвенными, а по составу комплексными.
Относятся затраты связанные с работой и обслуживанием оборудования. Учитываются по месту возникновения и строго документируются.
Состав:
- эксплуатация оборудования ( стоимость материалов по уходу за оборудованием, основная и дополнительная з/п наладчиков) – внутризаводские перемещения грузов ( на соб-х трансп-х ср-х)
- амортизация оборудования и трансп-х ср-в
Расходы собираются в течении отчётного периода на счёте 23 с выделением в отдельный субсчет. Расходы в разрезе статей собираются в ведомости 12. Распределяются по следующим базам:
- относительно нормативной ставки
- относительно з/п основных производственных рабочих
- Относительно отработанных машино-часов.
27. УчетРОПП.
РОПП являются дополнительными и необходимыми затратами, которые носят временный характер при освоении новых технологий эти расходы единовременны с началом серийного производства они прекращаются и уступают место затратам на пр-во
Состав:
- расходы на подготовку раб-м в добывающих отраслях
- повышенные затраты на производство новых видов продукции в период освоения
- расход на освоение новых производств
- не капитального характера связанные с совершенствованием технологии
Не входят:
- по устранению недоделок в поэктной документации
- исправление дефектов оборудования по вине заводов изготовителей
Для равномерного включения затрат по освоению и ПП эти расходы планируются и учитываются обособленно от текущих затрат на производство. Все расходы не совпадают по времени с выпуском продукции.
Учёт расходов:
- с использованием счета 39 – расходы будущих периодов. По Д – все затраты со счетов активов и об-в с РОПП Д – 30 По К –39с переходом на массовое производство списываются на себистоимость готовых изделий 23 39
- продолжение
--PAGE_BREAK--