--PAGE_BREAK--
12. Способы исправления записей в учетных регистрах.
Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не Отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах — подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму.
Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 40 ООО руб., а ошибочно записали 10 ООО руб., то на разность между этими суммами — 30 ООО руб. (40 ООО — 10 000) нужно составить дополнительную проводку.
способ красное сторно
Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ красное сторно». Сущность данного способа состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами. Эта проводка записывается красными чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами.
13. Документация и инвентаризация как элементы метода бухгалтерского учета.
Документация— один из элементов метода бухгалтерского учета, является способом сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения необходимых сведении о совершившихся хозяйственных явлениях, а также осуществление последующих записей в системе счетов бухгалтерского учета. Независимо от способов записи исходных данных каждая хозяйственная операция должна быть оформлена документом в момент и по месту ее совершения.
Документация представляет собой совокупность документов, составляемых на все хозяйственные операции. Содержащиеся в них данные служат в дальнейшем единственным основанием для отражения хозяйственных операций в текущем бухгалтерском учете.
Составление первичных документов является начальной стадией бухгалтерского учета. Все дальнейшие записи в учетных регистрах производятся на основе правильно оформленных первичных документов.
Значение документациив работе организаций не ограничивается тем, что она:
· служит средством обоснования учетных записей;
· имеет большое оперативное значение. Бухгалтерские документы используются для передачи распоряжений от распорядителей к исполнителям, т.е. применяются для руководства и управления хозяйственной деятельностью.
· выполняют контрольную функцию, т.е. посредством документации контролируется правильность совершенных операций, устанавливаются причины тех или иных хозяйственных нарушений, особую роль играет документация в борьбе за сохранность собственности. Документация позволяет вскрывать случаи хищения собственности и разного рода злоупотреблений, а нередко и предупреждать их.
· правовое (юридическое) значение документации. Подтверждая правильность зарегистрированных в учете фактов, документы являются неопровержимым доказательством при спорах, возникающих между данной организацией и другими органами и лицами. Их используют органы суда и арбитража при решении вопросов о различных претензиях, проверках полноты выполнения договоров и других обязательств.
· выполняют аналитическую функцию, т.е. ведется текущий анализ выполняемой работы.
Инвентаризация – это способ определения фактического наличия материальных ценностей в организации и сверка с данными .
Основные задачи: -Контроль за фактическим наличием имущества, -Выявление неисправного имущества, -Проверка соблюдения правил и условий хранения имущества, -Проверка реальности стоимости учтенного на балансе имущества.
Количество инвентаризаций и сроки их проедения определяется организацией самостоятельно, в то же время 129-ФЗ предусмотрено обязательное проведение И. в след случаях: 1. При передачи в аренду, выкупе, продаже, приобретении гос. предприятия в унитарное или АО. 2. При составлении годовой бух. отчетности (здания и оборудование не реже, чем раз в 3 года). 3. При смене материально-ответственных лиц. 4. При установлении фактов хищения и порчи. А также проведение самоучета: 5. В случае пожара или ЧП. 6. При переоценке имущества. 7. При реорганизации и ликвидации организации.
Этапы Инвентаризации:
1. Подготовительный.
2. Проверка на наличие фактических ценностей.
3. Документированное оформление результатов инвентаризации (Акт результатов инвентаризации: наименование документа, фактическое наличие, по дан б\у, отклонение +/-).
+ идет в доход, — взыскивают с материально ответственных лиц
4. Принятие решений по результатам инвентаризации: 1. объяснение материально-ответственного лица, 2. распоряжение руководителя предприятия.
14. Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета.
Калькуляция – способ исчисления затрат на изготовление одной ед-цы изделия. С помощью К организация сначала планирует, а затем фактически исчисляет все затраты, связанные с производством и сбытом конкретных видов производимой продукции. Себестоимость готовой продукции определяется благодаря калькуляции, калькулированию себестоимости (совокупность методов учёта затрат на произ-во, приёмов и способов исчисления себестоимости готов.продукции).
Затраты по способу включения в себестоимость делятся на прямые и косвенные. Прям – можно отнести на определенную продукцию (материалы, работы, услуги сторонних организаций, зарплата основных произ.рабочих с отчислением на соц.страхование и обеспечение). Косвенные – относятяся либо ко всему производству в целом, либо к отдельным его подразделениям (зарплата админист-управлен.персонала с отчислениями, канцелярские, почтовые и др.расходы.) Данные затраты в теч.месяца собираются на отдельных сооствет.счетах, а в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции, выполн.работ, оказ.услуг.
Оценка представляет собой способ денежного измерения имущества организации, его источников и обязательств. В основе оценки лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Оценка зависит от источников поступления: 1) Приобретение за плату: оценивается путём суммирования фактич.произвед затрат на приобретение за исключ. НДС и иных возмещаемых налогов. 2)Безвозмездное получение – оценка по текущей рыноч.стоимости. 3) Изготовление собственными силами – фактич.произвед.затраты, связанные с использованием в процессе изгот.имущества, основных средств, сырья и др.затрат на изготовл.объекта. 4) Вклад в уставный капитал – денеж.оценка, осглас.соучредителями. 5) Получение по договорам, предусматривающих исполнение обязательст неденежными средствами – оценка стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организации. 6) Оценка выбытия имущества – а) по стоимости каждой ед-цы (запасы, кот. не могут обычным образом заменять друг друга); б) по средней себестоимости (себестоимость/кол-во); в) По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО – firstinfirstout) – поступающие в течение длинного промежутка времени запасы должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учётом себестоимости запасов, числивш.на начало месяца.
15. Носители первичной учетной информации. Основные реквизиты документов.
Правильно оформленный документ должен
содержать показатели, необходимые для обеспечения полной информации о
совершаемой операции. Показатели, содержащиеся в документе и характеризующие
операцию, называются его реквизитами. Обязательными реквизитами
документов являются: наименование документа; код формы; название и адрес
организации, составляющей документ; дата и место составления документа;
содержание хозяйственной операции; измерители и объем хозяйственной операции;
подписи лиц, оформляющих документ; печати. В зависимости от характера операции
и технологии обработки данных, к документам могут быть отнесены дополнительные
реквизиты. К учету должны применяться документы, в которых отражены все
обязательные реквизиты, т.о. реквизиты придают документу юридическую силу.
Перечень обязательных реквизитов утвержден действующим положением о документах
и записях в бухгалтерском учете. При использовании вычислительной техники
реквизиты документов могут быть зафиксированы в виде соответствующих кодов.
Документы, составленные с помощью средств вычислительной техники, используются
в бухгалтерском учете при условии придания им юридической силы. Такие
документы должны быть записаны на материальных носителях (магнитных,
бумажных), изготовленных, размеченных и закодированных соответственно с
требованиями установленных стандартов и системы кодификации. По требованию
контролирующих или судебно-следственных органов и своих контрагентов
предприятие обязано сделать копии таких документов на бумажном носителе
информации. Если Документ не имеет какого-либо необязательных реквизитов, он
теряет свою юридическую силу.
16. Счета и двойная запись как элементы метода бухгалтерского учета.
Для руководства хоз. процессом и осуществления контроля необходимо иметь показатели о движении имущества и обязательств организации. Получение этих сведений отражается с помощью бух. счетов. Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменения, происходящих в имуществе и обязательствах. Отражение операций на бух. счетах ведется в денежном выражении. Все изменения, происходящие с имуществом или обязательствами представляют собой либо увеличение либо уменьшение, поэтому бух. счет представляет собой двухстороннюю таблицу.
Двойная запись по счетам. Сущность двойной записи по счетам заключается в том, что каждая хоз. операция отражается в одной и той же сумме на 2-х бух. счетах по ДТ одного счет и по КТ другого.Для получения обобщенных учетных данных бухгалтерский учет осуществляется в двух разрезах: синтетическом и аналитическом. Необходимо уяснить назначение синтетических и аналитических счетов, их взаимосвязь и учет. Промежуточным звеном между синтетическим и аналитическим учетами являются субсчета, на которых имеется возможность получить необходимые сведения об отдельных группах объектов, входящих в состав номенклатуры.
Обобщение учетных данных за месяц осуществляется в оборотной ведомости, которая представляет собой свод оборотов и сальдо по всем счетам синтетического учета. Следует иметь в виду что, в данной ведомости сальдо на начало месяца по дебету всех счетов должно быть равно сальдо начальному по кредиту всех счетов, что обусловлено равенством актива и пассива баланса на начало месяца. Оборот за месяц по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов, что обусловлено применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Сальдо конечное по дебету всех счетов должно быть равно сальдо конечному по кредиту всех счетов, поскольку это новый баланс.
17. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают специфические приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.
Бухгалтерский балансдает сведения статического характера, он отражает состояние средств и источников в виде конечных итогов. Итоговая стоимостная оценка хозяйственных средств, которыми располагает предприятие, отражается в активе баланса, а итоговая стоимостная оценка источников, за счет которых формируются хозяйственные средства, отражается в пассиве баланса. Поскольку каждому средству соответствует определенный источник его образования, суммы актива и пассива должны совпадать. Так как бухгалтерский учет ведется в стоимостном выражении, то хозяйственные средства и источники их образования в балансе отражаются в денежном выражении
18. Четыре типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций.
К первому типуопераций относятся те, в результате которых приводятся в движение только средства, имеющиеся в организации (актив баланса). При этом происходит увеличение одних средств и уменьшение на ту же сумму других. Сумма од ной статьи актива увеличивается, а другой статьи — уменьшается. При этом итог баланса не изменяется (А+ А-).Например, с расчетного счета по чеку получены наличные деньги в кассу организации на сумму 20млн. руб. Средства на расчетном счете при этом уменьшаются (-), а в кассе — увеличивается (+) на одинаковую сумму.Ко второму типуопераций относятся те, в результате которых происходит движение источников образования хозяйственных средств (пассив баланса). При этом происходит уменьшение на одной статье пассива баланса и увеличение по другой на одну и ту же сумму. Итог баланса не изменится(П+ П-).Например, получены кредиты банка на 100 млн. руб. и направ лены на погашение задолженности поставщикам. Произойдет увеличение задолженности по кредитам банка (+) и одновременно уменьшение задолженности поставщи кам (-)К третьему типу операций относятся те, в результате которых происходит увеличение хозяйственных средств. Поскольку увеличение происходит за счет определенных источников, то хозяйственные операции этого типа вызывают увеличение общей суммы актива и пассива баланса, т.е. сумма по статье актива увеличивается и по статье пассива увеличивается. Итог баланса также увеличивается(А+ П+).Например, получены материалы от поставщика на 3000 руб. и за эти материалы еще не заплатили. По данной операции проис ходит увеличение материалов (+) в активе баланса, и увеличение задолженности поставщикам (+) в пассиве баланса.К четвертому типу операций относятся те, в результате которых происходит изменение в сторону уменьшения ито га баланса, то есть сумма по статье актива уменьшается, и по статье пассива также уменьшается (А- П-)Например, из кассы выдана заработная плата рабочим и служащим 1млн. руб. Здесь произойдет уменьшение средств в кас се (-) в активе баланса, и уменьшение задолженности персоналу по оплате труда (-) в пассиве баланса.Первый и второй тип хозяйственных операций не изменяют итога актива и пассива баланса, а третий и четвертый приводят к увеличению или уменьшению итогов актива и пассива баланса на одну и ту же сумму.Однако какие бы ни были хозяйственные операции, и какие бы они ни вызыва ли изменения в балансе, равенство между активом и пассивом всегда сохра няется.
19. Формы бухгалтерского учета.
Формой бухгалтерского учета называется порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных. Форму учета определяют количество и внешняя форма регистров хронологического и систематического, а также синтетического и аналитического учета, структура регистров, последовательность и способы записи в них. В Формы учета:
♦ мемориально-ордерная (ее разновидностью является «Журнал-Главная»);
♦ журнально-ордерная;
1) Мемориально-ордерная система в настоящее время имеет ограниченное применение. При использовании этой формы бухгалтерского учета каждый сводный первичный учетный документ (например, ведомость начисления заработной платы) сопровождается выпиской отдельной справки — мемориального ордера, в котором указывается корреспонденция счетов. Мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, на основании которого в дальнейшем заполняют Главную книгу. По данным Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам. Ее итоги используются для составления баланса. Аналитический учет осуществляется на карточках по данным первичных документов
2) При использовании журнально-ордерной формы учета входная информация из первичных учетных документов группируется в накопительной ведомости и после подсчета итогов переносится в соответствующие журналы-ордера, где формируется вся информация по синтетическим счетам. Информация, содержащаяся в Главной книге, используется для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
20. Забалансовые счета, их назначение.
Забалансовые счета предназначены для учета наличия и движения средств, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, ее условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Забалансовые счета показываются за итогом баланса и в общий подсчет средств организации не входят.
В забалансовых счетах учет хозяйственных операций производится без применения метода двойной записи. При этом сторона «дебет» соответствует понятию «приход», а сторона «кредит» — понятию «расход», «выбытие».
По своему назначению забалансовые счета разделяются на три группы.
1. Счета материальных ценностей — здесь учитываются материальные ценности, временно находящиеся в пользовании или принятые организацией на ответственное хранение (например, счет «Арендованные основные средства»).
2. Контрольные счета — они предназначены для наблюдения за операциями, требующими внебалансового контроля. Например, на счете «Списанная в убыток задолженность неплатежноспособных дебиторов» обобщается информация о дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должника. Однако такое списание не является аннулированием задолженности. Поэтому в течение 5 лет такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете, пока она не будет погашена или не истечет срок наблюдения.
3. Счета условных прав и обязательств. Эти счета предназначены для контроля наличия и движения полученных и выданных гарантий в обеспечение обязательств и платежей. Для учета таких прав и обязательств используются счета «Обеспечение обязательств и платежей полученные» и «Обеспечение обязательств и платежей выданные». Обеспечение представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств по займам в определенный срок на определенную сумму. В качестве обеспечения полученных займов, отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг используются, в частности, облигации, векселя, иные ценные бумаги и виды имущества.
21. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки.
Хозяйственные средства, их источники и операции отражаются на счетах
бухгалтерского учета непрерывно, взаимосвязано и в определенной системе. Это
достигается путем двойной записи каждой хозяйственной операции на дебите одного
счета и на кредите другого. Между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая
называется корреспонденцией. Это объясняется тем, что смена форм и
функциональной роли средств, происходящих в процессе их кругооборота имеет
взаимосвязанный характер, следовательно, двойная запись выполняет контрольную
функцию в бухгалтерском учете. Двойное изменение всех объектов бухгалтерского
учета представляется как корреспонденция счетов. Корреспонденция счетов с
указанием суммы операций называется счетной формулой или проводкой. Прежде чем
отразить хоз. операцию на соответствующих счетах, на основании первичных
документов составляют Б проводку, под которой понимают указание дебетуемого,
кредитуемого счета и суммы, отражаемой в учете хоз. операции. Взаимосвязь
счетов, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций
двойной записью, называется корреспонденцией четов, а сами счета -
корреспондирующими. В зависимости от кол-ва корресп-х счетов различают простые
и сложные Б проводки. Простой называют такую Б проводку, при кот. один счет
дебетуется, а др. на эту же суму кредитуется, т.е. когда корресп-т только два
счета. Сложной наз. такую б проводку, при кот. несколько счетов дебетуются, а
на общую сумму записей по Дт кредитуется один счет или наоборот – несколько
счетов кредитуются, а на общую сумму записей АО кредиту дебетуется один счет,
т.е. когда корреспонд. м/у собой более чем два счета.
22. Взаимосвязь счетов и баланса.
Каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, обязательно затрагивает два объекта учета, и два счета, так как она имеет двойственный характер. Например, если организация приобретает материалы, то, с одной стороны. увеличиваются материалы, а с другой стороны – уменьшаются средства, за счет которых они приобретены, то есть обязательно указывается за счет каких источников они приобретены. Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковой сумме.В отечественной практике и теории сложились две школы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический подход и оперативно-балансовый. Наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает оперативно-балансовый подход. согласно этому подходу сущность двойной записи объясняется строением баланса организации, в котором с двух позиций рассматривается имущество: по составу и размещению (актив баланса), по источникам формирования этого имущества (пассива баланса). Поэтому итоги актива баланса и пассива всегда равны. Каждая хозяйственная операция затрагивает два счета, которые повлияют на показатель определенных статей баланса и в целом на весь баланс. продолжение
--PAGE_BREAK--
23. =48Пользователи бухгалтерской отчетности.
Внутренние пользователи:
Руководители организации – лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативного управления, нуждаются в информации о финансовом состоянии организации. Имея такую информацию, руководство обеспечивает эффективное управление для принятия соответствующих управленческих решений.
Акционеры - на основе данных бухгалтерской отчетности оценивают, насколько эффективно администрация выполняет свои функции, то есть насколько финансово успешно функционирует организация.
Работники организации – хотят иметь информацию о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависит размер их заработной платы, стабильность рабочих мест.
Внешние пользователи:
Коммерческие партнеры – поставщики, которым необходимо знать о платежеспособности организации и покупатели, которые должны быть уверены в том, что организация является надежным источником поставок.
Кредиторы – банки и другие заимодавцы, предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты, должны быть уверены в том, что организация будет способна погасить ссуду и выплатить проценты.
Налоговые органы – им необходимо иметь информацию о прибыли организации и ее имущественном состоянии для определения сумм налогов.
Обобщая все вышеуказанное, можно сделать вывод. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность:
- оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
- принять решение о целесообразности м условиях ведения дел с тем или иным партнером;
- избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;
- оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;
- правильно построить отношения с заказчиками и т.д.
Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой для ее формирования, являются важными показателями как для оперативного управления, так и для контроля сохранности своего имущества.
24. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Основные проводки при инвентаризации
Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
44
41
Выявленные недостачи в пределах норм естественной убыли
94
41
Выявлены недостачи сверх норм естественной убыли
Если в результате инвентаризации обнаружена недостача комиссионного товара:
004
Отражена сумма недостачи
94
76
Отражена стоимость недостачи, подлежащая возмещению комитенту
76
50, 51
Сумма недостачи возмещена комитенту
Списание недостачи производится следующим образом:
73-2
94
Сумма недостачи отнесена за счет виновного лица
91-2
94
В отсутствие виновных лиц сумма недостачи отнесена на внереализационные расходы организации
Счета и субсчета.План счетов – систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов с инструкциями по его применению.
Рабочий план счетов содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для работы предприятия, утверждённые и разработанные на основе плана счетов б.у., утверждённые МинФином.
Субсчета, предусмотренные в плане счетов используются предприятием по своему усмотрению, исходя из требований управляющего предприятием:
— можно уточнять содержание, исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета.
Наименование раздела Диапазон счетов
I. Внеоборотные активы 01-09
II.Производственные запасы 10-19
III.Затраты на производство 20-39
IV.Готовая продукция 40-49
V.Денежные средства 50-59
VI.Расчёты 60-79
VII.Капитал 80-89
VIII.Финансовый результат 90-99
26. Учет поступления основных средств: покупка, строительство, безвозмездное получение, вклад в уставный капитал.
Основные средства поступают в организацию: 1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал. 2.в результате строительства. 3.Путем приобретения за плату. 4.путем безвозмездной передачи. 5п.о договору мены.
При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 «Основные средства». Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств). Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.
Вклад в уставный капитал-Дт08 Кт75, покупка-Дт01 Кт75, безвозмездно-Дт08 Кт98, строительство-Дт01 Кт08
27. Первичные документы по движению основных средств.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Это первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». К ним, в частности, относятся следующие документы.
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1).
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС- 1а).
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-16).
Применяются эти акты для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями:
• для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, требующих монтажа после приема из монтажа и сдачи в эксплуатацию), когда эти объекты поступают по договорам купли-продажи, мены, дарения, финансовой аренды, изготавливаются для собственных нужд, а также когда вводятся в эксплуатацию законченные строительством здания,
сооружения;
• для оформления выбытия объектов из состава основных средств при передаче, продаже другой организации, мене и проч.
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другое..
Акт о приеме -сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4).
Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОО4а).
Акт о списании групп шктов основных средств (кроме автотранспортных средств) (|орма № ОС-46).
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
Инвентарная карточкагруппового учета объектов основных средств (форма № ООба).
Инвентарная книга учет объектов основных средств (форма № ОС-66).
Данные виды документик применяются.для учета наличия объекта основных средств, атакже для учета его движения внутри организации,
Данные о перемещении объектов основных средств вносят в инвентарные карточки (книгу) на основании формы № ОС-2, а данные ремонта, реконструкции, модернизации — на основания формы № ОС-3. Выбытие или списание основных средств отражаются в указанных документах по данным актов о списании (формы № ОС-4, № ОО4а, № ОС-46). Акт о приеме (поступивши) оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования в целях последующего его использования в качестве объекта основных средств. Акт составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, л двух экземплярах и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) применяется при передаче оборудования в монтаж.
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) составляют на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля.
В инвентарных карточках (книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств:
• срок полезного использования;
• способ начисления амортизации;
• освобождение от начисления амортизации (если оно есть);
• индивидуальные особенности объекта основных средств и т.д.
28. Понятие амортизации основных средств, отражение в учете.
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).
Амортизация начисляется независимо от финансовых результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизационных отчислений от первоначальной стоимости основных средств.
Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания этого объекта с бухгалтерского учета или полного погашения его первоначальной стоимости.
Начисление амортизации приостанавливается при реконструкции, модернизации и других видах восстановительных работ на период, продолжительность которого превышает 12 месяцев, а также при переводе основных средств на консервацию на срок более 3 месяцев.
Не подлежат амортизации: объекты жилищного фонда (кроме используемых для извлечения дохода); объекты внешнего благоустройства и тому подобные объекты; объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются; объекты основных средств, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.
По таким объектам начисляется износ на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». Начисление износа по указанным объектам основных средств производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений по кредиту счета 010. При выбытии отдельных объектов сумма износа по ним списывается с дебета счета 010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту. Начисление амортизации основных средств осуществляется на основе рассчитанных предприятием годовых норм.
29. Учет реализации и прочего выбытия основных средств.
Основные средства выбывают из организации в случаях: списания по причине непригодности к дальнейшему использованию, продажи на сторону, безвозмездной передачи, передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации, сдачи имущества в аренду, лизинг, реализации по договорам мены и т.д.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.
По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту — сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В «Выбытие основных средств».
Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов
30. Учет поступления нематериальных активов: покупка, создание, безвозмездное получение, вклад в уставный капитал.
При покупке нематериальных активов основанием для записей на счетах служат наличные первичные документы, полученные от поставщика: договор, накладная, счет-фактура. Расходы на приобретение (начисление поставщикам; оплата за сопутствующие услуги; невозмещаемые налоги) отражаются как внеоборотные активы на счете 08. Также на этом счете отражаются расходы на доведения объекта до состояния, пригодного для эксплуатации.
Нематериальные активы считаются созданными в случаях: 1.исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю; 2.исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику; 3.свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара выдано на имя организации.
Вклад в уставный капитал — фактическое поступление вклада учредителя в виде внеоборотных активов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал в оценке, согласованной с учредителями (задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражают записями по кредиту счета 80 «Уставный капитал»).
Основанием являются учредительные документы, а также акт приемки-передачи нематериальных активов. Средства учредителей, вносимые в уставный капитал в порядке, установленном действующим законодательством, освобождены от НДС.
Безвозмездно — отражаются по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Активы, полученные безвозмездно, учитываются в составе внереализационных доходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации. Организация самостоятельно выбирает способ отражения в учете безвозмездно полученных нематериальных активов: 1, непосредственно в момент принятия к учету стоимость нематериальных активов относят на увеличение прочих доходов, 2, по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования безвозмездно полученные объекты отражаются как прочие доходы, с использованием счета доходов будущих периодов.
Основанием для записей на счетах служит акт (накладная) приемки -передачи. Признание внереализационных доходов, связанных с безвозмездным получением нематериальных активов, в учете отражается по дебету счета доходов будущих периодов в корреспонденции с кредитом счета прочих доходов и расходов.
31. Учет реализации и прочего выбытия нематериальных активов.
Стоимость нематериальных активов, использование которых прекращено для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, либо для управленческих нужд организации в связи с прекращением срока действия патента, свидетельства, продажей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо по другим основаниям или они не способны приносить экономические выгоды в будущем подлежат списанию с бухгалтерского учета. Одновременно со списанием стоимости нематериальных активов подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.
Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся и списываются на финансовый результат организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.:
Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с цре-. доставлением (получением) права на использование результатов. интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (кроме права пользования наименованием места происхождения товара), осуществляется на основании лицензионных и других аналогичных договоров, заключенных между правообладателем и пользователем в установленном законодательством РФ порядке. Нематериальные активы, предоставленные правообладателем (лицензиаром) пользователю (лицензиату) при сохранении правообладателем исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя.
Выбытие нематериальных активов происходит по разным причинам:
1) прекращение срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;.
2) передача по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство
индивидуализации;
3) переход исключительного права к другим лицам без договора, в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный нематериальный актив;
4) прекращение использования вследствие морального износа;
5) передача в качестве вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации;
6) передача по договорам мены, дарения (безвозмездно);
7) передача в качестве вклада в совместную деятельность;
8) выявление недостачи актива при их инвентаризации;
9) списание из-за нецелесообразности дальнейшего использования или полного износа и потери доходных свойств;
10) в других случаях.
Основанием для списания выбывших нематериальных активов являются: акты передачи, договоры, акты об их списании, протоколы собраний участников организации и др.
Аналитический учет на счетах 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» ведут по видам нематериальных активов.
Выбытие нематериальных активов в результате их вклада в уставный капитал другой организации
28
Отражена сумма амортизации
05 «Амортизация нематериальных активов»
04 «Нематериальные активы»
29
Списана остаточная стоимость нематериальных активов
91 «Прочие доходы и расходы*, субсчет 2 «Прочие расходы*
04 «Нематериальные активы»
30
Отражена сумйа произведен- • ных расходов
'91 «Прочие доходы и расходы*, субсчет 2 «Прочие расходы»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами*, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече-няю» и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--
32. Учет материально-производственных запасов.
Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
· используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.
В МПЗ вкл. следующие активы: материалы, готовая продукция, товары.
Мпз — это предметы труда, подразделяемые на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы; топливо, запасные части, тару и т. д., продукты труда (готовая продукция, товары), а также средства труда в виде инвентаря и хозяйственных принадлежностей сроком службы до одного года…
· сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, хлопок и т. п.) и добывающей промышленности (руда, уголь и т. п.), а материалами — продукцию обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности (металл, ткань, сахар и т. п.).
· Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы и придания продукту определенных потребительских свойств (например, лаки и краски для автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процессов производства (смазочные, обтирочные материалы и т. п.), а также для содействия производственному процессу, включая выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.
· Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия — предметы труда, прошедшие определенные стадии обработки, поступившие со стороны для изготовления продукции и выполняющие роль основных материалов.
· Возвратные отходы — остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе их переработки, но утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, металлические стружки и т. д.).
· Топливо, тара и тарные материалы, запасные части относятся к вспомогательным материалам, но в связи с особенностями использования выделяются в отдельные группы.
· Топливо в зависимости от назначения подразделяется на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (для отопления).
· Тара предназначена для упаковки, транспортировки, хранения материалов и продукции (мешки, ящики, коробки и т. п.).
· Запасные части служат для ремонта и замены изнашивающихся узлов, деталей машин и оборудования.
· Инвентарь, инструмент и хозяйственные принадлежности — оборудование, инструменты и другие средства труда в пределах действующего лимита времени использования, а также специнструменты и приспособления, специальная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и др., которые относятся к категории средств труда, но в силу срока полезного использования и источников приобретения (за счет оборотных средств организации) функционируют в составе средств в обороте.
· В самостоятельные группы выделены продукты труда в виде запасов готовой продукции и товаров, подлежащих продаже или перепродаже без дополнительной обработки.
фактические затраты на приобритение могут включать:
* суммы, уплачиваемые поставщикам в соответствии с договором;
* суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
* таможенные пошлины и иные платежи;
* невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением каждой единицы запасов;
* вознаграждения, уплачиваемые посредническим (снабженческим, внешнеэкономическим и т. п.) организациям;
* затраты по заготовлению и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию грузов. Такие затраты, называемые транспортно-заготовительными расходами, могут включать комплекс расходов по заготовке и транспортировке запасов; по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
* затраты по доставке запасов до места использования, если они не включены в цену запасов по договору поставки; затраты по оплате процентов по коммерческому кредиту (кредиту поставщиков); затраты по оплате процентов по заемным средствам, связанным с приобретением запасов, если они произведены до оприходования запасов на склад;
* затраты по доведению запасов до состояния пригодности к использованию;
Оценка отпуска МПЗ на производство или в иных случаях выбытия осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 одним из следующих способов:
* по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могут заменять друг друга;
* по средней себестоимости;
* по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
* по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Фактическая себестоимость запасов, внесенных как вклад в уставный (складочный) капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
· При получении МПЗ безвозмездно или в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату оприходования организацией-получателем.
· Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость устанавливается на основе цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организации обычно определяют стоимость аналогичных товаров (ценностей).
· Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, принятых к учету в организации, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством и ПБУ 5/01. Например, МПЗ могут быть переоценены по цене возможной продажи на конец отчетного года, если в течение года цены на эти запасы снизились либо они частично утратили первоначальные качества или морально устарели. При этом на разницу в оценке (цена возможной продажи ниже первоначальной стоимости приобретения) уменьшаются резервы под снижение стоимости материальных ценностей.
· МПЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником, учитываются на забалансовых счетах в оценке по договору.
· При приобретении МПЗ с оценкой в иностранной валюте производится пересчет в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату принятия ценностей к бухгалтерскому учету организацией-получателем в соответствии с договором.
Следовательно, оценка материально-производственных запасов во всех случаях их приобретения осуществляется по фактическим затратамОрганизация синтетического учета материально-производственных запасов
прежде всего счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты несколько субсчетов. субсчет 1 «Сырье и материалы» предназначен для учета наличия и движения сырья и основных материалов,
Субсчет 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» используется для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий,
Субсчет 3 «Топливо» предназначен для учета наличия и движения всех видов нефтепродуктов (
Субсчет 4 «Тара и тарные материалы» применяется для учета наличия и движения всех видов тары, а также материалов для ее изготовления и ремонта.
Субсчет 5 «Запасные части» используется для учета наличия и движения запасных частей, приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности и предназначенных для ремонта
Субсчет 6 «Прочие материалы» предназначен для учета наличия и движения отходов производства (обрубки, обрезки, стружка); неисправимого брака;
Субсчет 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» применяется для учета наличия и движения материалов, переданных в переработку другим организациям для последующего изготовления готовой продукции
Субсчет 8 «Строительные материалы» предназначен для учета наличия и движения материалов, используемых в строительно-монтажных работах, для отделки зданий и сооружений, а также для учета строительных конструкций, деталей и т. п. для нужд строительства у организаций-застройщиков.
Сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10 «Материалы» субсчета целевого назначения: семена, посадочный материал, корма, минеральные удобрения и т. п.
Субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» предназначен для учета инвентаря, инструмента и других средств труда, включаемых в состав средств в обороте.
Субсчет 10 «Специальная оснастка и спецодежда на складе» предназначена для учета наличия и движения специнструмента, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды на складах организации или в иных местах хранения.
Субсчет 11 «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации» предназначен для учета наличия и движения специнструментов, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды в эксплуатации при использовании их для производства продукции, выполнения работ или для управленческих нужд организации.
На счете 11 «Животные на выращивании и откорме* отражается информация о наличии и движении молодняка животных; взрослых животных, находящихся па откорме; птицы; кроликов; семей пчел и т. д., а также взрослого скота, принятого для продажи от населения либо выбракованного из основного стада для продажи.
На счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» обобщается информация о резервах под снижение стоимости разных видов запасов вследствие отклонении от рыночной стоимости по данным учета на начало следующего за отчетным периода.
На счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» обобщается информация о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На дебете счета отражается фактическая покупная стоимость приобретенных материально-производственных запасов, определяемая по расчетным документам поставщиков, на кредите — учетная стоимость фактически оприходованных материальных ценностей.
На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» обобщается информация о разнице в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимостиК нему могут быть открыты субсчета по отдельным группам запасов.
Существующая методология синтетического учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов позволяет вести такой учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.
На счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» обобщается информация об уплаченных (подлежащих уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным материально-производственным запасам, отражаемым на субсчете 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».
На счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» обобщается информация о суммах недостач и потерь в процессе заготовления, хранения и продажи. Потери от стихийных бедствий сразу списываются на счет 99 «Прибыли и убытки».
33. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Предприятие самостоятельно устанавливает системы оплаты труда своих работников (сдельная, повременная и т. п.).
Системы оплаты труда фиксируются в коллективном и трудовом договоре, Положении об оплате труда и т. п.
Основанием для начисления заработной платы служат:
Штатное расписание
Штатное расписание (форма № Т-3) утверждается директором, согласовывается с профсоюзным комитетом при наличии такового. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации.
Расчет нормативной численности и максимальный фонд оплаты труда работников предприятий жилищного хозяйства рассчитывается на основании Распоряжения от 05.06.98 № 568-РМ и количества обслуживания объектов ЖКХ.
Виды оплаты труда.
Различают основную и дополнительную оплату труда:
К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время.
Основанием для начисления оплаты является штатное расписание, кадровые приказы.
К дополнительной заработной плате: относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду (отпускные, различные компенсации, пособия), или по инициативе руководства организации (премии).
Премии
Выплата премий производится на основании приказа (распоряжения) о поощрении работника (форма № Т-11 или Т-11а). Премирование осуществляется в качестве поощрений за успехи в работе. Приказы о премировании составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник, и подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (ам) под расписку. На основании приказа (распоряжения) может вноситься соответствующая запись в трудовую книжку работника.
Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда осуществляется на счете 70. Счет является пассивным.
По Кт сч 70 отражаются суммы начисленные работнику.
По Дт сч. 70 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и другие удержания.
34. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции.
в соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации
признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признается расходами организации выбытие активов:
• в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
• в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал других организаций, а также при приобретении акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не в целях перепродажи (продажи);
• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
• в порядке предварительной оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг;
• в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
• в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
2) сумма расхода может быть определена;
ц 3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной
операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной),
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления
Калькулирование себестоимости – совокупность методов учета затрат на производство, приемов и способов исчисления себестоимости готовой продукции.
Себестоимость-стоимостная оценка используемых в производстве природных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов и т. д.
Калькуляция- результат калькулирования, т е расчетные процедуры по определению затрат организации, приходящихся на 1ед продукции.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
1. Материальные затраты
2. Затраты на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Амортизация
5. Прочие затраты
Для бух. Уч. Принимаются след. Счета: 20,23,25,26,28,29
общепроизводственные расходы со счета 25 «Общепроизводственные расходы» списывают: • на затраты по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг (в дебет счета 20 «Основное производство»);
• в состав затрат вспомогательных производств (в дебет счета 23 «Вспомогательные производства»);
• на затраты по исправлению брака (в дебет счета 28 «Брак в производстве» );
• в стоимость работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств (в дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» собирается информация о расходах для нужд управления организации в целом, не связанных непосредственно с производственным процессом и не относящихся к структурным подразделениям. На этом счете могут быть отражены следующие затраты:
• административно-управленческие расходы;
• расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
• амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
• арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
• расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других подобных услуг;
• другие аналогичные но назначению управленческие расходы.
К НЗП относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и техническую приемку. Способы оценки НЗП зависят от оценки готовой продукции. Остатки НЗП учитываются по прямым затратам СЧ. 20. Остальные – на стоимость готовой продукции. СЧ. 90-2
35. Учет расходов на продажу.
К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, это расходы:
на затаривание и упаковку; по доставке продукции, погрузке в транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, это расходы:
на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.
Д44 К10 — учтена стоимость израсходованных на упаковку материалов
Д 44 К23 — учтены расходы вспомогательного производства по доставке продукции
В конце месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции одним из способов:
Списываются все расходы в полном объеме Расходы на упаковку и транспортировку (для производственных организаций) и расходы на транспортировку (для торговых организаций), учтенные на счете 44 — с распределением на отдельные виды продукции (товаров), остальные расходы на продажу — в полном объеме.
Распределение на отдельные виды продукции осуществляется прямым способом или при помощи пропорционального распределения. Также расходы на продажу распределяются между выпущенной реализованной продукцией и остатках на складах.
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
продолжение
--PAGE_BREAK--
36. Учет готовой продукции и ее реализации.
В соответствии с бухгалтерским стандартом ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция представляет собой конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой или комплектацией, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора иных документов.
Готовая продукция поступает на склад из цехов основного производства и оформляется накладными и другими документами первичного учета, которые составляются в двух экземплярах — для сдатчика и приемщика готовой продукции. Отпуск продукции со склада оформляемся приказом-накладной (приказ — на отпуск продукции и накладная — для отчета материально ответственного лица).
При втором методе учет ведется на основании норм, нормативов, смет расходов, которые разрабатываются организацией и •служат основанием для определения нормативной (плановой) себестоимости продукции. Возникает необходимость учитывать отклонения фактической производственной себестоимости гото-: вой продукции от нормативной или расчетной.
Организации, ведущие учет готовой продукции по фактической себестоимости, приходуют готовую продукцию по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счетов учета затрат на производство: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогатель-, ные производства» — по фактическим затратам, сумму которых можно определить только в конце месяца.
Если же организации-производители ведут учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости, то в учете возможны два варианта ее отражения: с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и без применения указанного счета.
В последнем случае готовая продукция будет учитываться по фактической себестоимости на счете 43 «Готовая продукция», при этом возможно отражение в аналитическом учете движения отдельных наименований продукции по учетным ценам или плановой себестоимости с выделением отклонений фактической себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Отклонения будут учитываться по однородным группам готовой продукции.
При списании готовой продукции со счета 43 «Готовая продукция», относящаяся к ней сумма отклонений определяется по проценту, начисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало месяца и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение месяца, к стоимости остатка продукции и ее выпуска за месяц по учетным ценам. Суммы отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящееся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту счета 43 «Готовая продукция» и дебету счетов 45 «Товары отгруженные» (если выручку нельзя^ признать в бухгалтерском учете) или 90 «Продажи», субсчете «Себестоимость продаж», дополнительной записью (перерасход) или сторнировочной записью (экономия).
Организации-производители, которые ведут учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», отражают по дебету указанного счета фактическую производственную себестоимость продукции, а по кредиту — нормативную (плановую) себестоимость произведенной продукции. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца выявляются отклонения фактической производственной себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) себестоимости.
37. Учет капитальных вложений.
Капитальные вложения представляют собой затраты на строительство и приобретение новых основных средств, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятия.
Необходимо изучить способы организации капитального строительства: подрядный, хозяйственный, а также структуру капитальных вложений.
Рассматривая учет капитальных вложений и источников их финансирования, следует знать, что капитальные вложения могут быть производственного и непроизводственного назначения, следовательно, источники их финансирования будут различными. Следует также уяснить, что капитальные вложения используются в производственной сфере как на простое, так и на расширенное воспроизводство.
Капитальные вложения при простом воспроизводстве направляют на строительство и приобретение основных средств только в размерах, соответствующих сумме начисленной амортизации по действующим основным средствам. Источником их финансирования являются средства, получаемые в составе выручки от реализации в форме амортизации основных средств, начисленной в отчетном периоде. При этом делаются следующие бухгалтерские проводки: приобретение внеоборотных активов – дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», дебет счета 19/НДС по приобретенным ценностям и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ввод в эксплуатацию основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08.
Капитальные вложения при расширенном воспроизводстве направленные на строительство и приобретение основных средств в размерах, превышающих сумму уменьшения основных средств в результате их изнашиваемости, финансируются за счет средств, получаемых в составе выручки: в форме амортизации – для простого воспроизводства и в форме прибыли – для расширенного. Источниками финансирования капитальных вложений в непроизводственной сфере является только прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
38. Учет финансовых вложений.
Финансовые вложения организации представляют собой вложения средств, сделанные в уставный (складочный) капитал других организаций, в государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; сумму займов, предоставленных сторонним организациям; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторскую задолженность, приобретенную на основании уступки права требования, а также вклады по договору простого товарищества.
К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги других организаций, в том числе долговые цепные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены, например, облигации и векселя.
Задачи учета финансовых вложений в ценные бумаги заключаются в проверке правильности заполнения документов, подтверждающих права па владение ценными бумагами, правильной оценке ценных бумаг при их постановке на учет и списании с учета, организации аналитического учета по видам ценных бумаг, эмитентам, срокам обращения и погашения.
Учет финансовых вложений в ценные бумаги ведут в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02).
К условиям, по которым определяются финансовые вложения, относятся:
1) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих права на соответствующие активы (запись в реестре акционеров, запись по депо-счету в депозитарии, сертификаты);
2) переход к организации финансовых рисков (неплатежеспособности эмитента, потери ликвидности, изменения цен в сторону снижения);
3) способность приносить организации экономическую выгоду в будущем (дивиденды, проценты, дисконт),
Бухгалтерский учет финансовых вложений ведут на счете 58 «Финансовые вложения» по видам ценных бумаг, эмитентам, срокам погашения и т.д. Первоначальной оценкой финансовых вложений является совокупность затрат на их приобретение: покупная (рыночная) цена, оплата услуг брокеров, посредников, консультантов. Поскольку операции с ценными бумагами освобождены от налога на добавленную стоимость (НДС), кроме брокерских и других посреднических услуг, оплата такого рода услуг включается в первоначальную стоимость ценных бумаг с НДС.
Финансовые вложения в уставный капитал других организаций подразделяются, в свою очередь, на инвестиции в дочерние и зависимые общества.
Ценные бумаги, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаются в учете по первоначальной стоимости. В налоговом учете финансовые вложения не переоцениваются. По долговым ценным бумагам, в частности облигациям, возможна их переоценка до номинальной стоимости в течение всего срока их нахождения на балансе. Переоценку или корректировку балансовой стоимости облигаций проводят, как правило, в момент выплаты по ним дохода. В бухгалтерском учете приобретение облигаций отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги» и кредиту счета 51 «Расчетные счета» в сумме фактических затрат на их приобретение: покупная стоимость облигаций, консультационные, посреднические и другие услуги.
По купонным облигациям сумма причитающегося организации дохода отражается в составе прочих доходов и в учете осуществляется запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». Получение купонного дохода будет отражено по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Корректировка стоимости облигаций, когда их покупная стоимость выше номинальной, учитывается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги». Если же номинальная стоимость облигаций выше покупной, то в бухгалтерском учете будет сделана обратная запись. Погашение облигаций по номинальной стоимости отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги».
По финансовым вложениям, по которым нельзя определить текущую рыночную стоимость, образуют резерв под обесценение финансовых вложений. Обесценением финансовых вложений признается устойчивое существенное снижение их стоимости по отношению к величине экономических выгод, которые организация рассчитывала получить.
Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется наличием следующих условий:
• учетная стоимость ценных бумаг существенно выше их расчетной стоимости (расчетная стоимость — это стоимость, по которой ценные бумаги отражены в учете за минусом суммы снижения их стоимости);
• в течение года расчетная стоимость ценных бумаг уменьшалась;
• отсутствуют свидетельства возможного повышения расчетной стоимости в будущем. Например, цены на аналогичные цейные бумаги складываются ниже учетных, есть признаки банкротства у эмитента и т.д.
Учет резерва ведут по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Выбытие финансовых вложений может произойти вследствие погашения ценных бумаг, их продажи, безвозмездной передачи, взноса в уставный капитал другой организации и т.д.
При выбытии финансовых вложений важна их правильная оценка. Есть несколько способов оценки согласно ПБУ 19/02:
1) по первоначальной стоимости каждой единицы (для вкладов в уставный капитал, займов, депозитов);
2) по средней первоначальной стоимости;
3) ФИФО, т.е. по первоначальной стоимости первых по времени приобретения ценных бумаг
Финансовые вложения в учете и отчетности делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года), Сальдо по счету 58 «Финансовые вложения» в части долгосрочных-финансовых вложений отражается в разделе Iактива баланса, а в части краткосрочных финансовых вложений — в разделе IIактива. баланса.
39.
Учет денежных средств, обязательств, расчетов. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т. д. Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению; контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом; контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца; нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства; справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика; копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования; карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
40. Учет финансовых результатов и использования прибыли.
Финансовый результат деятельности предприятия складывается из прибылей и убытков. Они отражаются на активно-пассивном счете № 80 «Прибыли и убытки». На дебете отражаются убытки, на кредите — прибыли.
Прибыль (убыток) — является основным обобщающим показателем деятельности предприятия. Балансовая прибыль (убыток) предприятия — это сумма прибыли (убытков) от реализации продукции, товаров (работ, услуг), нематериальных активов, основных средств, других материальных ценностей, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму затрат по ним.
Доход предприятия образуется из выручки за реализованную продукцию, товары, работы и услуги за вычетом материальных и других приравненных к ним затрат (кроме заработной платы, исключаемой из распределительных отношений).
К внереализационным доходам и убыткам относятся:
- курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
- дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходы, полученные от долевого участия в совместных предприятиях, от предоставления имущества в аренду; — различного рода экономические санкции — штрафы, пени, неустойки;
- другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, увеличивающие или уменьшающие размер прибыли.
Прибыль образуется из выручки от реализации за вычетом полной себестоимости реализованной продукции, включающей расходы на заработную плату.
Схематически определение прибыли (убытка) в конце отчетного периода (месяца, квартала, года) на счете № 46 «Реализация» имеет такой вид
Дебет
Кредит
Производственная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг)
Внепроизводственные расходы Налог на добавленную стоимость Акцизный сбор
Реализованная продукция, товары (работы, услуги) по продажным ценам
Реализованные нематериальные активы и другие материальные ценности Износ (амортизация) основных средств в нематериальных активов
Оборот — Полная себестоимость реализованной продукции
Сальдо — Убытки (закрывается)
Оборот — Выручка от реализации
Сальдо — Прибыль (закрывается)
На сумму прибыли (когда сальдо по счету № 46 «Реализация» кредитовое) запись в бухгалтерском учете будет такова:
Дебет счета № 46 «Реализация»
Кредит счета № 80 «Прибыли и убытки».
На сумму убытков (когда сальдо по счету № 46 «Реализация» дебетовое):
Дебет счета № 80 «Прибыли и убытки»
Кредит счета № 46 «Реализация» .
К доходам, расходам и потерям, которые должны отражаться на счете № 80 «Прибыли и убытки», относятся:
1) доходы от предоставления отдельного имущества в аренду;
2) штрафы, пени, неустойки и друге виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, признанные должником или по которым получены решения соответствующих организаций об их взыскании (кроме санкций и пени за несвоевременную уплату, подлежащую взносу в бюджет и внебюджетные, а также государственные целевые фонды), а также суммы возмещения нанесенных потерь;
3) доходы, полученные на территории Украины и за ее пределами от паевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, облигациям, прочим ценным бумагам и доходным активам, принадлежащим предприятию;
4) доходы и затраты от переоценки производственных запасов, готовой продукции и товаров, кроме случаев, когда она проводится по решению правительства;
5) доходы от предоставления коммерческого кредита;
6) выручка от продажи иностранной валюты и расходы на се приобретение;
7) потери и недостачи товарно-материальных ценностей сверх нормы естественной убыли в том случае, когда виновные не установлены или во взыскании с виновников отказано судом, а также их излишки;
8) потери по аннулированным «производственным заказам, а также потери в производстве, которое не дало продукции;
9) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов кроме затрат, которые возмещаются за счет других источников;
10) некомпенсированные виновными убытки от простоев из-за внутрипроизводственных и внешних факторов, а также оплата работникам вынужденного прогула;
11) убытки от операций с тарой, кроме стеклянной;
12) судебные расходы и арбитражные сборы;
13) суммы кредиторской (между предприятиями негосударственных форм собственности) и дебиторской задолженностей, по которым прошел срок исковой давности;
14) плата в соответствии с законодательством за невыполнение квот по образованию специализированных рабочих мест для инвалидов, за отказ в приеме на работу в пределах установленной квоты граждан, требующих специальной защиты, за нарушение сроков предоставления информации об увольнении работников в связи с реорганизацией, перепрофилированием или ликвидацией предприятия;
15) прибыли и убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
16) некомпенсированные убытки от стихийного бедствия (уничтожение и повреждение производственных запасов и других материальных ценностей), убытки от остановки производства и другие включая расходы, связанные с предупреждением или ликвидацией его последствий;
17) некомпенсированные убытки от пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;
18) прочие доходы и расходы по операциям, непосредственно не связанным с производством и реализацией (сбытом) продукции (работ, услуг).
Конечный финансовый результат или, в целом по предприятию, так называемая балансовая прибыль, определяется как разница между различными видами прибылей и внереализационных доходов, учтенными на кредите, и соответственно убытками внереализационными расходами, учтенными на дебете счета № 80 „Прибыли и расходы“.
Чтобы показатели прибыли были реальными, полученную в течение года прибыль предприятие показывает в балансе
полной суммой без отчисления авансов, сделанных за счет затрат.
Балансовая прибыль (убытки) в балансе показываются в развернутом виде: в активе баланса — убытки, в пассиве — прибыль.
Учет использования прибыли (счет № 81)
Использование прибыли в течение года в бухгалтерском учете ведется на активном синтетическом счете № 81 „Использование прибыли“. Учет на этом счете должен быть организован по направлениям использования прибыли исходя из финансового плана.
Счет № 81 имеет такие субсчета:
№ 81-1 „Платежи в бюджет с прибыли“ № 82-2 „Использование прибыли на другие цели“. На дебете субсчета № 81-2 отражают налог на прибыль и прочие налоги. Размер и взносы в бюджет за счет прибыли определены законодательными актами о налогах с предприятий, объединений и организаций.
При начислении средств в бюджет запись в учете такова: Дебет субсчета № 81-1 „Платежи в бюджет с прибыли“
Кредит счета № 68 „Расчеты с бюджетом“. На дебете субсчета № 82-2 „Использование прибыли на другие цели“ отражают отчисления в Фонды экономического стимулирования.
Учет текущего использования прибыли на субсчете № 81-2 „Использование прибыли на другие цели“ отражают такими записями:
1) при образовании фондов:
Дебет счета № 81-2 „Использование прибыли на другие цели“
Кредит счета № 87 „Фонды экономического стимулирования“
Кредит счета № 88 „Фонды специального назначения“
Кредит счета № 96 „Целевое финансирование и целевые поступления“;
2) выплата начисленных банком процентов по просроченным и отсроченным займам м кредитам, получен' ным для восполнения недостачи собственных оборотных средств:
Дебет счета № 81-2 „Использование прибыли на другие цели“
Кредит счета № 90 „Краткосрочные кредиты банков“;
3) на суммы возмещения убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства:
Дебет счета № 81-2 „Использование прибыли на другое цели“
Кредит счета № 29 „Обслуживающие производства и хозяйства“;
4) при возмещении расходов на содержание культурно-просветительных учреждений и детских лагерей:
Дебет счета № 81-2 „Использование прибыли на другое цели“
Кредит счета № 96 „Целевое финансирование и целевые поступления“;
5) на суммы погашения банковских кредитов по просроченным и отсроченным займам и кредитам, полученным для пополнения недостачи собственных оборотных средств:
Дебет счета № 81-2 „Использование прибыли на другие цели“
Кредит счета № 82 „Использование заемных средств“.
Фактически полученная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (балансовая минус налог на прибыль и другие первоочередные платежи), распределяется в конце квартала (года) в соответствии с действующим законодательством.
После утверждения направлений использования прибыли соответствующим органом (например, собранием акционеров) суммы, учтенные на дебете счета № 81 „Использование прибыли“, списывают такой записью:
в порядке реформации баланса (т.е. в порядке перераспределения годовой (квартальной) суммы прибыли):
Дебет счета № 80 „Прибыли и убытки“
Кредит счета № 81 „Использование прибыли“ (по соответствующим субсчетам).
Часть прибыли после утверждения годового отчета в государственных предприятиях присоединяли к Уставному фонду записью в учете:
Дебет счета № 80 „Прибыли и убытки“
Кредит счета № 85 „Уставный фонд“.
В отчетности 1993 г. реализован подход к учету операций по реформации баланса без изменения размера Уставного фонда, что является характерным для общепризнанной практики.
На сельскохозяйственных предприятиях прибыль в течение года не определяют. Использование авансом суммы прибыли на протяжении года учитывают на счете № 81 „Использование прибыли“ и шести субсчетах:'
№ 81-1 „Платежи в бюджет из прибыли“
№ 81-2 „Использование прибыли на другие цели“
№ 81-3 „Паевые взносы“
№ 81-4 „Ценные бумаги“
№ 81-5 „Взносы в межхозяйственный страховой паевой Фонд семян зерновых культур“
№ 81-6 „Другие использованные средства“.
Первичный учет ведется на счетах-фактурах, платежных поручениях, бухгалтерских справках, которые являются основанием для записи в журнал-ордер (ф. № 15-АПК) и ведомость аналитического учета финансовых результатов и использования прибыли (ф. № 55-АПК).
продолжение
--PAGE_BREAK--