--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Правильное определение потребности в оборотных средствах имеет особое значение для эффективной работы предприятия. Процесс разработки экономически обоснованных величин оборотных активов, необходимых для организации нормальной работы, называется нормированием оборотных средств.
Нормирование оборотных средств заключается в определении сумм оборотных средств, необходимых для образования постоянных минимальных и в то же время достаточных запасов материальных ценностей, неснижаемых остатков незавершенного производства и других оборотных активов. Нормирование оборотных средств способствует выявлению внутренних резервов, сокращению длительности производственного цикла, ускорению реализации готовой продукции.
Не все оборотные средства подлежат нормированию, а только так называемые нормируемые – производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и расходы будущих периодов. Все остальные оборотные средства относятся к ненормируемым.
Процесс нормирования включает:
1. Разработку норм запаса по отдельным видам ТМЦ всех элементов нормируемых оборотных средств. Норма запаса – это относительная величина, выраженная в днях и показывающая длительность периода, обеспеченного данным видом запаса материальных ресурсов.
2. Определение частных нормативов по каждому элементу оборотных средств. Норматив запасов – это денежное выражение планируемого запаса материальных ресурсов, он показывает минимально необходимую сумму денежных средств, обеспечивающих хозяйственную деятельность предприятия. Нормативы оборотных средств определяются как произведение суммы однодневного расхода или выпуска и нормы по соответствующим видам оборотных средств.
3. Расчет совокупного норматива по собственным нормируемым оборотным средствам путем сложения частных нормативов по производственным запасам, незавершенному производству, расходам будущих периодов и готовой продукции на складе.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей. Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель рентабельности, рассчитываемый как соотношение прибыли от реализации продукции или иного финансового результата к средней величине оборотного капитала:
где РОК – рентабельность оборотного капитала;
ПРП – прибыль от реализации продукции;
СОК − средняя величина оборотного капитала
Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.
В российской хозяйственной практике оценка эффективности использования оборотного капитала осуществляется через показатели его оборачиваемости.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации.
Оборачиваемость оборотных средств исчисляется:
· продолжительностью одного оборота в днях;
· количеством оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости).
Продолжительность одного оборота в днях представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период:
где ТОБ – оборачиваемость оборотных средств;
СОБ – средний остаток оборотных средств за анализируемый период;
Т – число дней анализируемого периода;
РП – выручка от реализации продукции за анализируемый период
Коэффициент оборачиваемости средств характеризует размер объема выручки от реализации продукции в расчете на один рубль оборотных средств:
Коэффициент оборачиваемости одновременно показывает число оборотов оборотных средств за анализируемый период.
Увеличение этого показателя означает рост числа оборотов. Это ведет:
- к росту выпуска продукции, то есть объема реализации на каждый вложенный рубль;
- на тот же объем продукции требуется меньшая величина оборотных средств.
Рост коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что предприятие рационально и эффективно использует оборотные средства. Снижение числа оборотов свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.
Об эффективности использования оборотных средств можно судить и по коэффициенту, обратному показателю оборачиваемости. Это коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств.
Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции. Этот показатель называют также коэффициентом обеспеченности оборотными средствами. Рассчитывается он следующим образом:
Чем ниже показатель загрузки оборотных средств, тем эффективнее они используются. Сравнение коэффициентов оборачиваемости и загрузки в динамике позволяет выявить тенденции в изменении этих показателей и определить насколько рационально и эффективно используются оборотные средства предприятия.
Изменение оборачиваемости приводит к дополнительному привлечению (высвобождению) оборотных средств.
где ВРП/360 – однодневная выручка отчетного года;
Д1 и Д0– длительность одного оборота в днях в отчетном и базисном годах.
Если получается знак минус, то происходит высвобождение оборотных средств, а если знак плюс, то дополнительное привлечение.
4. Управление денежными средствами и ликвидностью
Управление денежными средствами является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств, анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.
Любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций.
Выделяют следующие этапы управления денежными активами:
1. Анализ денежных активов предприятия в предшествующем периоде. Оценка суммы и уровня среднего остатка денежных активов с позиций обеспечения платежеспособности предприятия, а также определение эффективности их использования.
2. Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия. Обеспечивается путем расчетов необходимого размера отдельных видов этого остатка в предстоящем периоде. Потребность в операционном остатке денежных активов характеризует минимально необходимую их сумму, необходимую для осуществления текущей финансовой деятельности.
Планируемая сумма операционного остатка денежных активов определяется по формуле:
где ПОод – планируемый объем отрицательного денежного потока по операционной деятельности;
КОда – количество оборотов среднего остатка денежных активов в плановом периоде.
Потребность в страховом остатке денежных активов определяется по следующей формуле:
где ДАо – плановая сумма операционного остатка денежных активов;
КВпдс – коэффициент вариации поступления денежных средств на предприятие в отчетном периоде.
Потребность в инвестиционном остатке денежных активов планируется исходя из финансовых возможностей предприятия только после того, как полностью обеспечена потребность в других видах остатков денежных активов.
3. Дифференциация среднего остатка денежных активов в разрезе национальной и иностранной валюты. Общий размер среднего остатка денежных активов определяется как сумма всех рассчитанных показателей.
В практике зарубежного финансового менеджмента применяются и более сложные модели определения остатка денежных активов.
4. Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов. Проводится с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия, а также с целью уменьшения расчетной максимальной и средней потребности в остатках денежных активов. Основным методом регулирования среднего остатка денежных активов является корректировка потока предстоящих платежей (перенос с отдельных платежей по согласованию с контрагентами).
5. Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов. К основным мероприятиям по обеспечению рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов относятся:
· использование краткосрочных денежных инструментов инвестирования для временного хранения страхового и инвестиционного остатков денежных средств;
· использование высокодоходных фондовых инструментов для инвестирования резерва и свободного остатка денежных активов, при условии достаточной ликвидности их на финансовом рынке.
6. Построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия. Объектом контроля является совокупный уровень остатка денежных активов.
Контроль за совокупным уровнем остатка денежных активов должен исходить из следующих критериев:
А) Неотложные обязательства
(со сроком исполнения до 1 месяца)
≤
Остаток денежных активов
Б) Краткосрочные обязательства
(со сроком исполнения до 3 месяцев)
≤
Остаток денежных активов + сумма чистой стоимости реализации текущей дебиторской задолженности
Контроль за уровнем эффективности сформированного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций должен исходить из критериев:
А) Уровень доходности портфеля в целом и отдельных его инструментов
≥
Среднерыночный уровень доходности краткосрочных инвестиций при соответствующем уровне риска
Б) Уровень доходности каждого инструмента
>
Темп инфляции в стране
5. Управление дебиторской задолженностью предприятия
Все фирмы стремятся осуществлять продажу своих товаров или услуг на условиях немедленной оплаты, но под влиянием конкуренции продавцам часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. Возникающая при этом дебиторская задолженность может привести как к дефициту оборотных средств, так и служить действенным инструментом увеличения товарооборота продавца.
Основной задачей анализа дебиторской задолженности является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых ресурсов.
Анализ начинается с определения доли дебиторской задолженности в общей величине активов (оборотных активов), и определяют изменение этой доли. Анализируют также динамику дебиторской задолженности. Если величина и доля дебиторской задолженности увеличивается, но при этом не растет объем производства и отгрузки – это негативная тенденция, главная причина которой – плохое финансовое состояние покупателей.
Если рост дебиторской задолженности сопровождается увеличением объема производства продукции – это положительная тенденция. Снижение дебиторской задолженности, сопровождаемое падением объемов производства, свидетельствует о сворачивании деятельности предприятия.
Анализировать состоянии (качество) дебиторской задолженности – это значит выделить долю просроченной, соответственно на начало и на конец периода. Увеличение доли просроченной дебиторской задолженности ведет к замедлению оборачиваемости дебиторской задолженности. Наличие и рост просроченной дебиторской задолженности в условиях инфляции приводит к потере денежных средств.
В ходе анализа дебиторской задолженности необходимо также определить сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз
где Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита.
ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга.
ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.
В отечественной и иностранной литературе для целей анализа дебиторской задолженности рассчитывают коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и длительность одного оборота.
Длительность одного оборота показывает среднее число дней, в течение которых возмещается усредненный долг предприятию.
Управление дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной оплаты от покупателей. Ниже представлены основные элементы системы управления дебиторской задолженностью.
Преддоговорные процедуры. Причинами возникновения просроченной дебиторской задолженности может стать работа с несостоятельными и неплатежеспособными компаниями или с компаниями, имеющими сомнительную репутацию на рынке. Чтобы снизить риск возникновения данных причин, необходимо проанализировать имеющуюся информацию о потенциальном партнере или клиенте (год основания, уставный капитал, виды деятельности, клиенты и партнеры компании).
Требование внесения аванса. Многие компании обнаружили удивительную готовность покупателей вносить задаток, особенно когда им объяснят объем предстоящей работы. Приобретая товар пусть даже и с небольшой затратой денег, клиенты более ответственно относятся к своей деятельности, желая скорее вернуть средства, что благотворно сказывается как на обороте, так и на качестве дебиторской задолженности. Фиксированный размер аванса целесообразно установить на уровне в 25 % от объёма отгрузки.
Оценка кредитоспособности заемщика. В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Кредитоспособность частных компаний необходимо проверять. Простого запроса рекомендаций от двух других поставщиков может оказаться недостаточно. Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей:
— объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
— репутация покупателя в деловом мире;
— платежеспособность покупателя;
— результативность хозяйственной деятельности покупателя;
— состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
— объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
2. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
— покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, то есть на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
— покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
— покупатели, которым кредит не предоставляется.
В зависимости от кредитоспособности покупателя выбираются условия предоставления кредита: длительность отсрочки платежа, размер и условия предоставления скидок; форма штрафных санкций и т.д.
Разработка условий коммерческого кредитования. К разрабатываемым на предприятии условиям коммерческого кредитования можно отнести следующие:
1. Стоимость коммерческого кредита. При установлении цены коммерческого кредита нужно руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями компании и рыночными условиями.
продолжение
--PAGE_BREAK--