--PAGE_BREAK--Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к порядку налогообложения, установленному гл. 25 и 26.2 НК РФ.
В отличие от бухгалтерского, для целей налогового учета критерии признания имущества амортизируемым в этом году не изменились. Они прописаны в п. 1 ст. 256 НК РФ: амортизируемым является имущество, которое находится на праве собственности и предназначено для извлечения дохода, срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 10 000 руб. Активы стоимостью менее 10 000 руб. можно не амортизировать — их стоимость учитывают в материальных расходах единовременно по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Как и прежде, при обложении прибыли единым налогом по УСН имущество стоимостью до 10 000 руб. является МПЗ, а свыше этой величины — объектами основных средств. К сожалению, налоговое законодательство, в отличие от бухгалтерского, не предоставляет организации права выбора иного стоимостного критерия для отнесения приобретенного имущества к амортизируемому. Поэтому сблизить бухгалтерский и налоговый учет можно только в случае, если организация установит в бухгалтерском учете «налоговый лимит» отнесения активов к объектам основных средств.
В итоге получается, что затраты на приобретение имущества стоимостью до 20 000 руб., принимаемого в бухгалтерском учете как МПЗ, учитываются единовременно в момент его отпуска в эксплуатацию. В налоговом учете стоимость таких объектов погашается равномерно посредством начисления амортизации. Этим обусловлено возникновение временной разницы, которая в данном случае является вычитаемой (п. 11 ПБУ 18/02). В учете эта разница формирует отложенный налоговый актив, который в дальнейшем будет погашаться (п. 14 ПБУ 18/02).
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Акрон»
ОАО «Акрон» – градообразующее предприятие Великого Новгорода и одно из крупнейших промышленных производств Северо-Западного региона России. Оно является флагманом региональной экономики, главным налогоплательщиком и одним из крупнейших работодателей Новгородской области.
На протяжении уже многих лет компания «Акрон» — это один из наиболее крупных в России производителей по выпуску минеральных, азотных и фосфорных удобрений, занимающий лидирующие позиции и по объемам, и по номенклатуре выпускаемой продукции.
Сегодня Компания объединяет три агрохимических предприятия — собственно ОАО «Акрон» (г. Великий Новгород), ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область) и компанию «Хунжи-Акрон» (провинция Шаньдун, КНР). ОАО «Акрон» — компания, успешно конкурирующая с другими производителями минеральных удобрений в России и за рубежом. На протяжении ряда лет ОАО «Акрон» работает с высокой степенью загрузки производственных мощностей, направляя значительные средства в техническое развитие.
2.1 Этапы развития предприятия
Открытое акционерное общество «Акрон» учреждено в соответствии с указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 в результате преобразования Новгородского ПО «Азот».
Основные события развития предприятия представлены в «Приложении А».
2.2 Организационная структура управления предприятием
Такая структура управления применяется для крупных заводов, таких как ОАО «Акрон» (см. Приложение Б – Рис. 1). Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнение конкретных видов работ. Выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. Такая специализация аппарата управления значительно повышает результаты деятельности организации.
2.3 Показатели деятельности предприятия
Данные таблицы 1 свидетельствуют об устойчивом увеличении производства продукции, что обеспечивает предприятию значительный рост прибыли, повышение рентабельности, а, следовательно, устойчивое финансовое положение за исследуемый период. Все это позволяет ежегодно повышать уровень оплаты труда работников предприятия, использовать другие формы материального стимулирования рабочих основного производства.
Таблица 1 – Основные показатели экономической деятельности ОАО «Акрон»
Значения показателей позволяют оценить финансовое состояние ОАО «Акрон» как стабильное. Активы Общества почти полностью сформированы за счет собственного (74%) и долгосрочного заемного (20%) капитала. Собственные средства превышают заемный капитал почти в 3 раза. Предприятие платежеспособно, обладает высоким запасом финансовой прочности.
Коэффициенты ликвидности значительно превышают рекомендуемый уровень (табл. 2).
Таблица 2 – Анализ коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности ОАО «Акрон»
Наименование показателей
Норм. значение
На
31.12.05
На
31.12.06
На
31.12.07
1. Коэффициент независимости
0,71
0,65
0,74
2. Коэффициент финансовой устойчивости
> 0,5
0,84
0,91
0,94
3. Коэффициент обеспеченности собств. обор. средствами
> 0,1
0,39
-0,25
-0,56
4. Коэффициент текущей ликвидности
1,0 – 2,0
3,69
3,23
2,98
5. Коэффициент абсолютной ликвидности
0,25 – 0,5
0,81
0,61
0,70
6. Промежуточный коэффициент покрытия
> 1,0
2,29
1,99
1,90
7. Дебиторская задолженность, млн. руб.
1 581
2 019
2 048
8. Кредиторская задолженность, млн. руб.
2 502
5 890
7 838
Увеличение дебиторской задолженности в отчетном году связано в основном с ростом авансовых платежей за природный газ (с этого года предоплата вносится в размере месячной потребности), апатит, сильвин и ж/д тариф. Увеличение кредиторской задолженности произошло в основном в части долгосрочных обязательств, а именно – отложенных налоговых обязательств, возникших в результате проведения переоценки долгосрочных финансовых вложений.
Эффективность использования вложенного в компанию капитала растет, о чем свидетельствует динамика показателей рентабельности. Это является результатом эффективного управления всеми видами ресурсов предприятия.
Формально значения коэффициентов, характеризующих обеспеченность собственными средствами, свидетельствуют об отсутствии собственного оборотного капитала. Такие значения коэффициентов явились следствием проведения переоценки долгосрочных финансовых вложений и, соответственно, возникновения отложенных налоговых обязательств. Кроме того, недостаток собственных средств в обороте обусловлен ведением активной инвестиционной деятельности, направленной как на развитие собственного производства, так и на осуществление долгосрочных финансовых вложений.
2.4 Направления деятельности ОАО «Акрон»
ОАО «Акрон» выпускает более 30 наименований продукции, которые используются во многих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. Приоритетным направлением деятельности Компании является производство и реализация минеральных удобрений. Доля для этого бизнеса в общей выручке составляет более 70%. «Акрон» выпускает почти все виды традиционных минеральных удобрений. Сырьем для производства удобрений является аммиак. Большая часть производимого аммиака перерабатывается внутри предприятия, излишки реализуются на рынке. Кроме аммиака и удобрений «Акрон» производит продукцию органического и неорганического синтеза.
Показатели деятельности предприятия ОАО «Акрон» дают представление о динамике развития завода. Производство минеральных удобрений увеличилось на 6,7% по сравнению с (базисным) 2005 годом. Одной из причин этого явилось увеличение заказов на продукцию со стороны дальнего и ближнего зарубежья. Численность работников предприятия снизилась на 15,3% по сравнению с 2005г. Сокращение числа сотрудников произошло в связи с реализацией мероприятий по реструктуризации численности персонала. Выручка в 2007 году увеличилась относительно предыдущего года на 25% и превысила 16 млрд. руб. Получение значительной прибыли обеспечило проведение активной инвестиционной политики. На финансирование капитальных вложений в развитие производства в отчетном году израсходовано 1,2 млрд. руб.
Таблица 3 – Дополнительные экономические показатели
Наименование показателей
2005 г.
2006 г.
2007 г.
1.Производство минеральных удобрений, тыс.т (всего) в т.ч.:
1986
2110
2119
— азофоска
1111
1120
1006
— селитра аммиачная
328
546
527
— карбамид
411
414
450
— нитроаммофос
136
30
136
2. Производство аммиака
1063
1042
1114
3. Отгрузка минеральных удобрений, тыс. т (всего) в т.ч.:
1913
2042
2048
экспорт
1779
1820
1675
Россия
134
222
373
4. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб./руб.
0,65
0,69
0,63
5. Прибыль до налогообложения, млн. руб.
3874
7994
18014
6. Выработка на одного работающего, тыс. руб./чел.
2163
2296
3309
7. Численность персонала, чел.
5848
5709
4953
8. Инвестиции (всего), млн.руб.
1591
2624
1692
в т.ч. на развитие производства
974
1196
1199
Кроме того, основными видами деятельности ОАО «Акрон» являются[[1]]:
— оказание услуг по представлению интересов иностранных фирм на территории РФ и интересов российских предприятий за рубежом;
— оказание услуг телефонной связи и трансляции звуковых программ по сетям производственного вещания;
— организация рекламы и оказание маркетинговых, товарообменных и посреднических услуг, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, включая экспорт, импорт, таможенное оформление и экспедирование импортных грузов, перевод иностранных документов;
— организация общественного питания и других социальных услуг для работников ОАО «Акрон», создание и обеспечение функционирования кафе, ресторанов и других коммерческих предприятий питания;
— осуществление сервисных функций для пользователей продукции собственного производства, а также продукции других предприятий и организаций;
— осуществление лизинговых операций на территории РФ и за рубежом;
— осуществление охраны собственного имущества;
— осуществление строительной деятельности;
— проведение выставок, ярмарок, аукционов, торгов, конкурсов и оказание услуг по их организации и обслуживанию;
— получение, анализ, обработка и распространение коммерческой, научно-технической информации, изучение спроса и предложений на отдельные виды продукции;
— печатно-издательская деятельность;
— разработка экологически безопасных технологий, их использование и реализация;
— разработка средств контроля за состоянием окружающей среды, оказание услуг по биотестированию среды в районах промышленных предприятий;
— эксплуатация химических и взрывопожароопасных и вредных производств и объектов;
— профилактика заболеваний, санаторно-курортное лечение, физкультурно-спортивные и культурно-массовые мероприятия (услуги)
Открытое акционерное общество «Акрон» — один из лидеров в области производства минеральных удобрений, на долю которого приходится 8% общероссийского выпуска азотных и фосфорных удобрений.
\s
Рисунок 2 – Выручка от продаж, млн.руб.
Продукцию с маркой ОАО «Акрон» оценили во многих странах практически на всех континентах. В 2006 году отгрузка производилась в 47 стран мира и 47 регионов РФ. В 2007 году более 80% выручки ОАО «Акрон» обеспечили продажи на внешний рынок. За пределы России отгружено 85% общего объема продаж удобрений и три четверти аммиака.
\s
Рисунок 3 – Прибыль от продаж, млн.руб.
ОАО «Акрон» по прежнему придает большое значение развитию внутреннего рынка. Российским потребителям отгружено продукции на сумму 3,8 млрд. рублей. Основные поставки произведены в Московскую, Ленинградскую, Новгородскую области и Пермский край.
Основными регионами сбыта являются Америка (34,5%), Азия (12,7%) и Западная Европа (19,0%). Увеличились поставки продукции в африканские страны, куда отправлено 11% минеральных удобрений. Самыми крупными импортерами, потребившими в общей сложности почти 40% продукции, отгруженной ОАО «Акрон», были Китай, Финляндия и Таиланд (Рис. 4).
\s \s
Рисунок 4 – География поставок продукции
Политика в области персонала
Целью политики в области формирования и развития персонала ОАО «Акрон» считает создание условий для максимальной реализации трудового и творческого потенциала каждого работника, формирование у него чувства корпоративной солидарности и приверженности интересам Общества. Основными инструментами проведения такой политики являются подбор, профессиональная подготовка работников, прием и адаптация персонала, создание резерва руководителей среднего и высшего звена.
Наличие высокотехнологичных, капиталоемких производств, связанных с взрыво- и пожароопасностью, диктует повышенные требования к персоналу. Общество заинтересовано не только в приеме хорошо подготовленных работников, но и в поддержании их на высоком уровне. На предприятиях Компании работают свыше 13 тыс. человек. Уже не первый год в ОАО «Акрон» действует комплексная Программа подготовки и повышения квалификации персонала.
ОАО «Акрон» в целях повышения эффективности бизнеса проводит масштабную реструктуризацию, в том числе связанную с оптимизацией численности работников. В результате поэтапной реализации мероприятий по реструктуризации среднесписочная численность декабря 2006 года снизилась от уровня января того же года на 370 человек.
Подтверждением эффективности корпоративной политики в области персонала стала победа кадровой службы ОАО «Акрон» во втором Всероссийском конкурсе «Лучшая российская кадровая служба — 2006».
Социальная политика
Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании. Социально ориентированные компании при достижении коммерческого успеха соблюдают этические принципы, уважительно относятся к людям, обществу и окружающей среде. ОАО «Акрон» может по праву отнести себя к таким компаниям: в 2006 году Общество признано победителем VI Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» среди предприятий химической промышленности.
продолжение
--PAGE_BREAK--Руководство ОАО «Акрон» осознает первостепенную важность и ценность своих работников, от которых в немалой степени зависит повышение эффективности деятельности компании.
В связи с этим социальная политика ОАО «Акрон» предполагает выполнение не только базовых обстоятельств социальной ответственности: своевременных расчетов с персоналом по оплате труда и с бюджетом по налоговым платежам, но и обеспечение работников адекватными условиями труда и жизни.
Уже не первый год Общество реализует широкий комплекс социально направленных программ (см. Приложение В – Схема 1)
3 Учет основных средств в ОАО «Акрон»
3.1 Понятие основных средств, их классификация
Основным нормативным актом, регулирующим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н. Указанное Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, устанавливающим методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, и должно применяться с учетом других ПБУ.
В соответствии с п.4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
ü Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
ü Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
ü Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
ü Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам:
1. Имеющие вещественно – натуральную форму, так называемые материальные основные фонды и «неосязаемые» — нематериальные основные фонды (нематериальные активы).
2. Степень участия человека в создании отдельных объектов:
а) непосредственное участие – так называемые «рукотворные основные средства» (здания, машины и т. п.);
б) Без участия человека – так называемые «нерукотворные основные средства» (земельные участки и объекты природопользования – вода, недра и другие природные ресурсы).
3. Отрасли народного хозяйства (24 отрасли, в том числе промышленность, операции с недвижимым имуществом, информационно – вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и т. п.).
4. Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ)[[2]], утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 359. В соответствии с классификатором основные фонды состоят из материальных основных фондов и нематериальных основных фондов, которые в бухгалтерском учете принято обозначать соответственно как основные средства и нематериальные активы и учитывать раздельно[[3]].
В его составе выделены материальные и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды представлены следующими группами:
1. здания;
2. сооружения;
3. машины и оборудование;
4. измерительные и регулирующие приборы и устройства;
5. жилища;
6. вычислительная техника и оргтехника;
7. транспортные средства;
8. инструмент;
9. производственный и хозяйственный инвентарь;
10. рабочий, продуктивный и племенной скот;
11. многолетние насаждения;
12. прочие виды материальных основных фондов.
Объектом классификации материальных основных фондов (основных средств) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Объектом классификации подраздела «Здания (кроме жилых)» является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами.
К подразделу «Сооружения» относится каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например: нефтяная скважина включает в себя вышку и обсадные трубы; эстакада включает в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, пути по эстакаде, ограждения.
К подразделу «Машины и оборудование» относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от основного значения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.
В составе подраздела «Средства транспортные» объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.
Объектами классификации подраздела «Инвентарь производственный и хозяйственный» могут быть только предметы, имеющие самостоятельное назначение и не являющиеся частью какого-либо другого объекта.
К подразделу «Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя)» относятся: лошади и прочие рабочие животные; коровы, овцы, а также и другие животные, которые неоднократно или постоянно используются для получения продуктов, таких, как молоко, шерсть; племенные кобылы (нерабочие) и прочий племенной скот.
Объектами классификации подраздела «Насаждения многолетние» являются зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара и т.п. в целом независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка).
5. Функциональное назначение, т. е. характер участия в процессе производства:
а) промышленно – производственные;
б) производственного назначения других отраслей народного хозяйства;
в) непроизводственные (объекты социальной сферы).
6. Степень использования в производственном процессе:
а) Действующие, т.е. находящиеся в эксплуатации, функционирующие;
б) Бездействующие, т.е. установленные, но не эксплуатируемые (например, находящиеся в ремонте, в стадии достройки и т. п.);
в) Находящиеся в запасе, т.е. не установленные и предназначенные для пополнения выбывающих из эксплуатации объектов;
г) Пребывающие в состоянии консервации.
7. Принадлежность:
а) Собственные;
б) Арендованные.
3.2 Оценка основных средств
Важное значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств.
Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно – правовой формы собственности.
Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или иного объекта в составе основных средств на конкретную дату.
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, включает сумму фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов за вычетом НДС и других возмещаемых налогов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В состав фактических затрат включаются:
ü суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
ü суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
ü суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
ü таможенные пошлины и таможенные сборы
ü невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением объекта основных средств
ü вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств
ü иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
В фактические затраты на приобретение основных средств не включаются общехозяйственные и иные подобные расходы, если они непосредственно не связаны с приобретением объектов.
Восстановительная стоимость основных средств в современных условиях — это стоимость их воспроизводства.
Коммерческая организация может не чаще одного рала в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации основных средств.
Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, включая объекты основных средств, может производиться:
ü По текущей (восстановительной) стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
ü По текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
Фактическая (первоначальная) стоимость основных средств – это строго зафиксированная в учете величина, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при их приобретении, сооружении и изготовлении, внесении учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, дарении и в других случаях безвозмездного поступления.
Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) установлен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств при совершении различных операций.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)[4].
В связи с тем, что оценка основных средств по первоначальной стоимости относится к моменту приобретения отдельных инвентарных объектов, оценка по восстановительной стоимости производится на определенную дату.
Разница между оценками по первоначальной и восстановительной стоимости заключается в том, что при первом виде оценки стоимость основных средств выражается в ценах приобретения, сооружения, изготовления соответствующих лет, тогда как восстановительная стоимость отражает основные средства в одних и тех же ценах – в ценах воспроизводства или по стоимости новых основных средств, подобных действующим.
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление, за вычетом суммы начисленной амортизации.
3.3 Учет поступления основных средств
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения, и изготовления, внесения учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.
Основные средства учитываются в течение всего срока их полезного использования или обычного операционного цикла в оценке по первоначальной стоимости, периодически трансформирующейся в восстановительную стоимость, на счете 01 «Основные средства». Их амортизация учитывается параллельно на счете 02 «Амортизация основных средств».
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации основаниями приобретения права собственности на объекты основных средств являются:
ü Приобретение основных средств на основании договора купли-продажи, мены имущества, дарения и других сделок об отчуждении указанных активов;
ü Изготовление для собственных нужд продукции, имеющей технико-экономические параметры основных средств;
ü Строительство объектов основных средств подрядным способом на основании договора подряда;
ü Вклад в уставный капитал;
ü Получение унитарными предприятиями основных средств, переданных им государственными и муниципальными органами власти;
ü Другие хозяйственные факты поступления.
Основные средства приобретаются для передачи в эксплуатацию (полезное использование), формирование запаса (резерва), сдачи за плату во временное пользование (временное владение и пользование).Для аналитического учета и контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер. Для первичного учета основных средств используются унифицированные формы первичных документов, о которых было сказано ранее (см. п. 1.2)
Одним из главных регистров аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета объектов основных средств, которые открываются отдельно на каждый инвентарный объект. Если количество объектов незначительно, то ведется инвентарная книга учета объектов основных средств. На местах эксплуатации объектов заполняются инвентарные списки основных средств.
Основные средства поступают в организацию по следующим причинам:
• приобретение объектов за плату;
• строительство объектов (подрядным или хозяйственным способом);
• вклад учредителя в уставный капитал организации;
• безвозмездное получение;
• по другим причинам.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения по приобретению оборудования (бетономешалки) на конкретной ситуации, имевшей место на ОАО «Акрон». Бухгалтерские записи по учету поступления оборудования представлены в табл. 4.
Таблица 4 – Корреспонденция счетов при учете приобретения основных средств, не требующих монтажа (бетономешалки)
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 5 – Корреспонденция счетов при учете приобретения оборудования (автоматизированная линия), требующего монтажа
Таблица 6 – Корреспонденция счетов при учете поступления оборудования (грузоподъемного механизма «Электроталь») в счет вклада в уставный капитал ОАО «Акрон»
При получении основных средств по договору дарения или иным основаниям безвозмездной передачи имущества делаются следующие проводки:
Таблица 7 – Корреспонденция счетов при учете безвозмездного получения основных средств (токарного станка по обработке металла)
При перемещении внутри организации объектов, не требующих монтажа, затраты по перемещению включаются в общехозяйственные расходы:
Бухгалтерские записи, отражающие движение основных средств внутри организации, представлены в табл. 8
Таблица 8 – Корреспонденция счетов при учете перемещения оборудования (дробилки) внутри организации ОАО «Акрон»
3.4 Учет амортизации основных средств
Сначала рассмотрим такие понятия как износ, амортизация и амортизационные отчисления.
Износ – это потеря объектами основных средств своих потребительских свойств и первоначальной стоимости[[5]]. Различают два вида износа: физический и моральный.
Физический износ – это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной потребительской стоимости как в процессе их функционирования, так и бездействия.
Моральный износ – резкое снижение стоимости основных средств, возникающее в результате роста производительности труда в отраслях, производящих эти основные средства, и появления новых, более производительных и совершенных машин и оборудования.
Амортизация основных средств есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления – денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств.
Объектами для начисления амортизации являются основные средства, составляющие собственность хозяйствующего субъекта, принятые в хозяйственное ведение, оперативное управление.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного периода производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисляемой годовой суммы. По вновь поступившим объектам амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта в эксплуатацию, а по выбывшему – заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем до полного погашения или списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности.
В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:
ü Линейным;
ü Списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ, услуг);
ü Уменьшаемого остатка;
ü Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
В соответствии с ПБУ 6/01 при линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости в случае проведения переоценки) объекта основных средств и норма амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Рассмотрим линейный способ начисления амортизации на примере ОАО «Акрон». Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составит 20%, а годовая сумма амортизации:
руб.
Согласно ПБУ 6/01 при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Рассмотрим способ списания стоимости пропорционально объему продукции на примере ОАО «Акрон». Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования составляет 150 тыс. ед.
Соотношение стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования равен
Выпуск продукции в отчетном году – 150/5 = 30 тыс. ед.
Годовая сумма амортизационных отчислений: руб.
Согласно ПБУ 6/01 при способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ. По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, в соответствии с условиями договора-лизинга коэффициент ускорения не может быть выше 3.
Рассмотрим этот способ на конкретной ситуации в ОАО «Акрон». Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации – 20%, а коэффициент ускорения – 2.
Расчет амортизации по годам:
1 год: (30 000*20%*2)/100 %= 12 000 руб. Остаточная стоимость: 30 000-12 000 = 18 000 руб.
2 год: (18 000*20%*2)/100% = 7 200 руб. Остаточная стоимость: 18 000 -7 200 = 10 800 руб.
3 год: (10800 руб.*20%*2)/100% = 4320 руб. Остаточная стоимость: 10800-4320 = 6480 руб.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости (или текущей (восстановительной) стоимости в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Рассмотрим ситуацию на ОАО «Акрон». Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации – 15.
Расчет амортизации по годам:
1 год: 30 000*5/15 = 10 000 руб.
2 год 30 000*4/15 = 8 000 руб.
3 год: 30 000*3/15 = 6 000 руб.
4 год: 30 000*2/15 = 4 000 руб.
5 год: 30 000*1/15 = 2 000 руб.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».
Согласно Положению по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ Раздел 111 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» утверждена следующая классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
- группа 1 – всё недолговечное имущество со сроком полезного использования (СПИ) от 1 года до 2 лет;
- группа 2 – имущество с СПИ свыше 2 лет до 3 лет;
- группа 3 – имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет;
- группа 4 – имущество с СПИ свыше 5 лет до 7 лет;
- группа 5 – имущество с СПИ свыше 7 лет до 10 лет;
- группа 6 – имущество с СПИ свыше 10 лет до 15 лет;
- группа 7 – свыше 15 лет до 20 лет;
- группа 8 – свыше 20 лет до 25 лет;
- группа 9 – свыше 25 лет до 30 лет;
- группа 10 – свыше 30 лет.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизированных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций изготовителей. Таким образом, бухгалтерские записи по начислению амортизации основных средств в ОАО «Акрон» будут представлены так (табл.9):
Таблица 9 – Корреспонденция счетов по учету начисления амортизации основных средств
№ п/п
Содержание факта хозяйственной деятельности
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Дебет
Кредит
1
Начислена амортизация основных средств, находящихся в эксплуатации:
в подразделениях основного производства
20
02
280 000
в подразделениях вспомогательных производств
23
02
70 000
общепроизводственного назначения
25
02
34 500
общехозяйственного назначения
26
02
13 900
2
Начислена амортизация по основным средствам, сданным в текущую аренду
91
02
56 400
3
Списывается сумма амортизации основных средств, выбывших по различным причинам
02
01
454 800
На рассматриваемом предприятии ОАО «Акрон» основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, включая все фактические расходы на их приобретение.
Срок полезного использования определяется Обществом самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию.
Амортизация не начисляется по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства, дорожного хозяйства, а также другим объектам согласно пункту 17 ПБУ 6/01.
Амортизационные отчисления в целях бухгалтерского учета по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года, начисляются ежемесячно исходя из установленных «Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 и списываются на производственные затраты в течение нормативного срока эксплуатации объектов основных средств.
Исходя из принятых сроков полезного использования объектов основных средств, суммы амортизации в бухгалтерском учете определились следующим образом (табл. 10).
№ п/п
Наименование объекта основных средств
Первоначальная стоимость, руб.
Срок полезного использования, лет
Норма амортизации в год, %
Сумма амортизации в месяц, руб.
1
2
3
4
5
6
1
Здание склада
454159
15
6,67
2524
2
Здание офиса
277541
15
6,67
1543
3
Забор
12500
10
10
104
4
Автоматизированная линия
591338,17
10
10
4928
Таблица 10 – Расчет сумм амортизации по объектам основных средств в целях бухгалтерского учета
По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию с 1 января 2002 года, амортизация начисляется в бухгалтерском и налоговом учете по одним и тем же нормам в соответствии с «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
ОАО «Акрон применяет линейный метод начисления амортизации по всем видам основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
Активы, по которым выполняются условия принятия к учету в качестве основных средств, но стоимостью не выше 10 000 руб., а также книги, брошюры и т.п. издания принимаются к учету в качестве материально – производственных запасов и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию с одновременным включением на забалансовый счет. С забалансового счета списание основных средств производится по истечении срока службы на основании Акта на списание основных средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--Доходы и потери от выбытия основных средств отражены в отчете о прибылях и убытках в составе прочих доходов и расходов.
В отчетности основные средства показаны по первоначальной (восстановительной) стоимости за минусом сумм амортизации, накопленной за время эксплуатации.
3.5 Учет ремонтов основных средств
Для поддержания в рабочем состоянии основные средства требуют ремонта. Различают текущий, средний и капитальный ремонт.
Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель – поддержание объекта в рабочем состоянии.
При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года.
Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата. Капитальный ремонт зданий и сооружений – ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Основанием для ремонта основных средств служат годовые планы (с поквартальной и месячной разбивкой), составляемые в денежном выражении и натуральных показателях (отдельных видов, объектов) в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта, которая утверждается руководителем организации. Ремонт производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования и т.д.
Ремонт может осуществляться хозяйственным или подрядным способом.
Бухгалтерские записи, отражающие операции, связанные с проведением ремонта основных средств, представлены в табл. 11. В ОАО «Акрон» затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объектов основных средств увеличивают первоначальную стоимость объектов. Расходы по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в отчетном периоде, в котором был произведен ремонт по фактическим затратам.
Одновременно с капитальным ремонтом основных средств может осуществляться их модернизация. В этом случае затраты по модернизации объекта учитываются в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
Операции по проведению ремонтных работ в июне 2006 года в бухгалтерском учете отражены следующими проводками:
Таблица 11 – Отражение в учете ОАО «Акрон» расходов на ремонт основных средств
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма,
руб.
Дебет
Кредит
1
Стоимость ремонтных работ, выполненных подрядной организацией, согласно счета-фактуры
44
60
51775
2
НДС по ремонтным работам
19
60
10355
3
Стоимость материалов, использованных при проведении ремонта
44
10
11307
4
Оплачены услуги подрядной организации
60
51
62130
5
Отнесен на возмещение из бюджета НДС по ремонтным работам
68
19
10355
3.6 Учет выбытия основных средств
В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не используется постоянно для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Пунктом 93 Методических рекомендаций установлено, что объекты основных средств могут выбывать из организации в результате:
ü продаже объектов юридическому или физическому лицу;
ü передаче объектов основных средств по договорам мены, дарения имущества, в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, дочернему (зависимому) обществу от головной (материнской) организации;
ü недостаче и порче объектов основных средств, выявленных при инвентаризации;
ü выбытии вследствие морального и физического износа, сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п.;
ü ликвидации объектов основных средств в результате аварий, стихийных бедствий, пожаров и других экстремальных обстоятельств;
ü хищениях, порче, недостаче;
ü частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, модернизации;
ü изъятии имущества по решению суда: аресте, выемке, конфискации, национализации, реквизиции и т.п. (в соответствии с ГК РФ);
ü передаче новых основных средств в собственность другой организации, созданной на территории РФ, в оплату акций, процентных облигаций, финансовых векселей и других подобных им фондовых ценностей;
ü передаче основных средств в связи с реорганизацией, слиянием, выделением, преобразованием, передачей имущества вновь формирующейся организации;
ü других хозяйственных фактах выбытия собственных основных средств без сохранения права собственности на указанное имущество.
Бухгалтерский учет продажи объектов основных средств, их выбытия по причине физического и морального износа, безвозмездной передачи осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчетов «Прочие доходы» и «Прочие расходы» (на этих субсчетах формируется стоимость операционных расходов и операционных доходов, являющихся следствием хозяйственных фактов, связанных с выбытием объектов основных средств).
Рассмотрим пример в ОАО «Акрон». Списывается основное средство – электропогрузчик (табл. 12)
Таблица 12 — Корреспонденция счетов для учета выбытия основных средств
№ п/п
Содержание факта хозяйственной деятельности
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1
Списывается сумма начисленной амортизация выбывших объектов основных средств
02
«Амортизация основных средств»
01
субсч. «Выбытие основных средств»
2
Остаточная стоимость выбытия основных средств относится на прочие расходы
91
«Прочие доходы и расходы»
01
субсч. «Выбытие основных средств»
3
Поступили запасные части от ликвидации основных средств
10
91
4
Начислена выручка за проданное основное средство
62
91
5
Поступила выручка от покупателей
51
62
6
Отражены расходы на продажу основного средства
91
10, 70, 69, 02, 60
7
Оплачены услуги сторонней организации
8
Отражен финансовый результат от продаж
прибыль
91
99
убыток
99
91
3.7 Инвентаризация основных средств
Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности, недостачи, хищение, порчу.
В ОАО «Акрон» в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, проводится инвентаризация имущества и обязательств. Выявленные излишки и недостачи отражаются единообразно для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета.
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).
Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:
· при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
· при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
· после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
· перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
· при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
· в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия.
Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.
Таким образом, можно определить порядок проведения инвентаризации:
I Подготовительный этап
1) Оценка проверяемого объекта, создание инвентаризационной комиссии, выбор ее председателя
2) Если необходимо создание групп в инвентаризационной комиссии
3) Разработка каждой группой программы проведения инвентаризации конкретных объектов и распределение обязанностей
II этап
1) Подготовка бухгалтерией необходимых документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, промежуточные акты, сличительные ведомости)
2) Выверка остатков по счетам бухгалтерского учета в соответствующих регистрах
III этап. Проверка фактического наличия материальных ценностей. Материальные ценности проверяются путем подсчета, обмера, взвешивания. Запрещается проводить инвентаризацию при неполном составе комиссии и отсутствии материально ответственного лица.
IV этап. Оформление результатов инвентаризации. Выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально ответственным лицам.
Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).
Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.
Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.
Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (Форма № инв-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.
Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (Форма № инв-18).
Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.
Рассмотрим бухгалтерское отражение данных по инвентаризации основных средств на примере в ОАО «Акрон» (табл. 13).
Таблица 13 – Корреспонденция счетов для отражения данных по инвентаризации основных средств
№ п/п
Содержание факта хозяйственной деятельности
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1
Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости
01
91
Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача
2
Списывается остаточная стоимость объектов основных средств
94
01
3
Списывается сумма амортизации основных средств
02
01
Если обнаружено виновное лицо
4
Списываются недостающие или испорченные основные средства по рыночной стоимости
73
«Расчеты с персоналом по прочим операциям»
94
5
Списывается разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств
94
98
«Доходы будущих периодов»
6
По мере погашения задолженности ее виновником списывается соответствующая часть стоимости
98
99
«Прибыли и убытки»
Если конкретные виновники не установлены
7
Недостающие и испорченные основные средства списываются на финансовые результаты коммерческой организации
91
94
Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.
На ОАО «Акрон» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета. По инвентаризации основных средств на предприятии за период 2005 — 2007 г. расхождений фактических данных с бухгалтерскими данными не было обнаружено.
3.8 Содержание и порядок учета арендованных основных средств
В настоящее время в хозяйственной деятельности организаций получили значительное распространение арендные отношения.
Аренда – один из важных элементов современных рыночных отношений. Порядок бухгалтерского учета аренды и обусловленных ею финансовых отношений между участниками договора аренды установлены соответствующими нормативными документами.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
Передача имущества в аренду регулируется нормами, содержащимися в главе 34 ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору активы за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В хозяйственной деятельности организаций распространение получили текущая аренда, долгосрочная аренда основных средств, а также финансовая аренда, или лизинг.
При передаче основных средств в текущую аренду право собственности сохраняется за арендодателем. Передача объекта в аренду оформляется актом (накладной) приема-передачи основных средств. В инвентарной карточке объекта бухгалтерией арендодателя делается отметка о передаче объекта в аренду.
Бухгалтерские записи по учету хозяйственных операций при передаче имущества в аренду арендодателем представлены в табл. 15.
Таблица 15 – Корреспонденция счетов по учету арендованных основных средств у арендодателя
№ п/п
Содержание факта хозяйственной деятельности
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
При включении арендных операций в состав основных видов деятельности
1
Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
20, 23, 25, 26
02, 05, 10 и др.
2
Отражается списание расходов, связанных с передачей основных средств в текущую аренду
90
20, 23, 25, 26
3
Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
76
90
4
Начислен к перечислению в бюджет НДС
90
68
При отражении доходов и расходов от арендных операций в составе операционных
5
Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
91
02, 05, 10 и др.
6
Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
76
91
7
Начислен к перечислению в бюджет НДС
91
68
продолжение
--PAGE_BREAK--