--PAGE_BREAK--Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
Прием-передача объекта(ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
· по форме № ОС-1 — для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
· по форме № ОС-1а — для зданий, сооружений;
· по форме № ОС-1б — для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).
· Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2)
Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.
Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
· Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) (см. Приложение 3)
Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
· Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4) (см. Приложение 3)
· Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (см. Приложение 3)
· Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б)
Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
· объекта основных средств — по форме № ОС-4;
· автотранспортных средств — по форме № ОС-4а;
· групп объектов основных средств — по форме № ОС-4б.
Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).
В показателях граф «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость»:
· по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
· по объектам, не проходившим переоценку, — первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В показателях граф «Сумма начисленной амортизации (износа)» указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
· в разделе 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4);
· в разделе 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4а);
· в разделе 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств» (форма № ОС-4б).
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
· Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма №ОС-6) (см. Приложение 3)
· Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а)
· Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б)
Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект — по форме № ОС-6, на группу объектов — по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий — по форме № ОС-6б.
Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
В показателях граф «Сумма начисленной амортизации (износа)» указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
· Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14)
· Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15)
· Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16)
Форма № ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.
Составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.
В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.
Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам № ОС-1 или № ОС-1б.
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Дорогобуж»
ОАО «Дорогобуж» является одним из крупных и важных предприятий Смоленской области, занимающимся выпуском химической продукции (в основном) почвенных минеральных удобрений. Оно расположено в Дорогобужском районе, в пяти километрах от поселка Верхнеднепровского. Основные события развития предприятия представлены в табл. 6 (Приложение 1).
Приоритетное направление деятельности ОАО «Дорогобуж» — выпуск минеральных удобрений, а именно азофоски, аммиачной селитры, сухих смешанных удобрений.
Помимо удобрений Общество производит более 20 видов химической продукции, среди которых аммиак технический, пищевая углекислота, слабая азотная кислота, пористая аммиачная селитра, аммиачная вода, а также другая продукция неорганической химии.
Объем производства минеральных удобрений в натуральном выражении в 2007 году составил 1 314,3 тыс. тонн или 112,4% к уровню 2006 года. Изменение производства минеральных удобрений ОАО «Дорогобуж» соответствует политике двухгодичного пробега оборудования цехов предприятия между капитальными ремонтами.
Данные таблицы 2 свидетельствуют об устойчивом увеличении производства продукции, что обеспечивает предприятию значительный рост прибыли, повышение рентабельности, а, следовательно, устойчивое финансовое положение за исследуемый период. Все это позволяет ежегодно повышать уровень оплаты труда работников предприятия, использовать другие формы материального стимулирования рабочих основного производства.
Таблица 2 – Основные показатели экономической деятельности ОАО «Дорогобуж»
Показатель
2005г.
2006г.
2007г.
2007г. к 2005г., %
Выручка, млн. руб.
5 187
5 535
7 416
143,0%
Себестоимость, млн. руб.
3 008
3 300
3 842
127,7%
Результат от продаж (прибыль, убыток), млн. руб.
1 562
970
1 991
127,5%
Прочие доходы, млн. руб.
3 135
6 438
7 155
228,2%
Прочие расходы, млн. руб.
3 125
3 437
5 402
172,9%
Чистая прибыль, млн. руб.
1151
2 963
2 892
251,3%
Рентабельность проданных товаров, продукции, %
36,7
21,2
36,7
100,0%
Фондоемкость
1209,0
1187,8
1255,1
103,8%
Фондоотдача
0,00083
0,00084
0,00080
96,3%
Значения показателей позволяют оценить финансовое состояние ОАО «Дорогобуж» как стабильное. Предприятие платежеспособно, обладает высоким запасом финансовой прочности.
Произведенная Обществом продукция реализуется на внутренний рынок и в страны зарубежья.
География поставок минеральных удобрений носит расширенный и динамичный характер, что снижает зависимость от какого-либо определенного рынка. Продажи осуществляются более чем в 20 стран мира и в 30 регионов Российской Федерации (Рис. 1)
Объем продаж минеральных удобрений в 2007 году в натуральном выражении составил свыше 1 297,3 тыс. тонн, что на уровне 110,3% по сравнению с 2006 годом и 102,5% — с 2005 годом (Табл. 3)
Таблица 3 – Объемы продаж по направлениям деятельности, тыс.руб.
Наименование показателей
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Минеральные удобрения и аммиак
4 225 711
5 503 267
5 099 800
Продукты органической и неорганической химии
105 473
233 135
336 018
Прочие
78 242
80 628
98 789
Итого
4 409 426
5 817 030
5 534 607
Поставки на внутренний рынок являются приоритетным направлением хозяйственной деятельности предприятия.
Доля внутреннего рынка в общем объеме продаж в 2007 году составила 47% (в 2006 году – 45%).
\s
Рисунок 1 – География продаж минеральных удобрений по мировым регионам
География продаж минеральных удобрений на российском рынке несколько изменилась относительно 2006 года, но по-прежнему лидерами закупок остаются: Республика Татарстан, Белгородская, Орловская, Липецкая и Московская области, выросли поставки удобрений в Курскую область. В Смоленскую область было отгружено 14 тыс.т минеральных удобрений, кроме того для поддержки сельскохозяйственных производителей Смоленской области предприятие в качестве благотворительной помощи выделило почти 2 тыс. т удобрений.
В страны СНГ отгружено 252,1 тыс. тонн, в страны дальнего зарубежья – 437,3 тыс. тонн.
По сравнению с 2006 годом на 28,7% выросли объемы продаж минеральных удобрений в страны ближнего зарубежья.
Продажи на экспорт снизились на 4%. Экспортный рынок в географическом отношении не претерпел значительных изменений. По-прежнему наибольшая доля продаж удобрений приходится на страны Европы.
Объемы продаж аммиака незначительны и в 2007 году составили около 22 тыс. тонн, что на уровне 87% по сравнению с 2006 годом. Продажи аммиака осуществлялись на экспорт.
Оценка финансового состояния акционерного общества за 2007 год в сравнении с предыдущим годом определена на основании следующих показателей (Табл. 4):
Таблица 4 – Анализ финансового состояния ОАО «Дорогобуж»
Наименование показателей
На
31.12.05
На
31.12.06
На
31.12.07
1. Коэффициент текущей ликвидности
3,44
2,10
1,90
2. Коэффициент обеспеченности товарных запасов собственными средствами
1,96
1,71
1,38
3. Коэффициент финансовой устойчивости
0,50
0,56
0,73
4. Коэффициент восстановления платежеспособности
0,67
0,72
0,90
5. Показатель деловой активности
1,71
0,68
0,72
продолжение
--PAGE_BREAK--Показатель текущей ликвидности с 2005 по 2007 годы снизился, что связано с ростом краткосрочных обязательств предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами снизился за счет увеличения внеоборотных активов из-за переоценки финансовых вложений.
Коэффициент финансовой устойчивости свидетельствует об увеличении с начала 2006 и 2007 года доли собственного капитала, а именно нераспределенной прибыли предприятия, составившей по состоянию на 31.12.2006 3 588 млн. рублей и на 31.12.2007 года 6 496 млн. рублей.
Показатель деловой активности повысился за счет опережающего роста выручки предприятия относительно стоимости активов.
Организационная структура управления предприятием
Рисунок 2 – Организационная структура ОАО «Дорогобуж»
Организационная структура управления применяется для крупных Акционерных Обществ, таких как ОАО «Дорогобуж». Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнение конкретных видов работ. Выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. Такая специализация аппарата управления значительно повышает результаты деятельности организации.
Политика в области персонала
Персонал ОАО «Дорогобуж» насчитывает около 4 тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. Почти 50% работников имеют высшее и среднее профессиональное образование.
Общество проводит социальную политику, направленную на повышение жизненного уровня, создание благоприятных условий работы, развитие творческой инициативы, профессиональных способностей и социальной защищенности работников.
Преимущество при приеме на работу отдается молодым специалистам, формирующим в перспективе резерв руководителей. В 2006 году ОАО «Дорогобуж» приняло в свой коллектив 8 выпускников профильных вузов.
По вопросам подготовки кадров Общество сотрудничает с Ивановским государственным химико-технологическим университетом.
В целях обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах выполняется «Соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом Общества».
Важнейшим направлением социальной политики является организация отдыха, лечения и медицинского обслуживания персонала Общества и членов их семей. Работники ОАО «Дорогобуж» отдыхают в различных санаториях Российской Федерации. В 2006 году на приобретение санаторно-курортных путевок было израсходовано более 4 млн. рублей.
Основной задачей подразделений социальной сферы является создание для работников предприятия благоприятных условий для культурного отдыха, активных занятий спортом. Для организации досуга, проведения праздничных и спортивных мероприятий действуют Культурный центр ОАО «Дорогобуж» и стадион.
В состав Культурного центра входят библиотека, которая насчитывает 24 тыс. книг, музей истории предприятия, клуб «Алые паруса».
Здесь работают коллективы художественной самодеятельности клуба, в котором особой популярностью пользуются кружки: кукольно-театральный, мягкой игрушки и «Умелые руки».
В состав спортивного центра входят стадион с трибунами на 1000 мест, спортивный зал, шахматный клуб, хоккейная площадка, детский подростковый клуб «Ареал» и клуб атлетической гимнастики «Олимп». Между подразделениями предприятия проводятся соревнования по многим видам спорта, спартакиады.
ОАО «Дорогобуж» поддерживает пенсионеров – ветеранов предприятия. Торжественно отмечаются праздники: День пожилого человека, День Победы с участием ветеранов войны и труда. Пенсионерам предприятия ежеквартально оказывается материальная помощь.
Охрана окружающей среды
Позитивная политика в области охраны окружающей среды является важной составляющей стратегии Общества, которая строится в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации.
Для обеспечения экологической безопасности производства на предприятии используются новейшие достижения в природоохранной деятельности, изучается и применяется опыт отечественных и зарубежных производителей. Экологическая политика построена на эффективной системе управления и основывается на принципах активного взаимодействия с органами государственного управления и государственного надзора, разумного сочетания экологических и экономических интересов.
Основным инструментом реализации экологической политики Общества является ежегодно утверждаемый «План природоохранных мероприятий», традиционно являющийся одним из самых приоритетных направлений инвестиционной деятельности.
Основными направлениями в сфере экологической политики Общества являются:
– охрана воздушного бассейна;
– охрана водного бассейна;
– снижение вредного влияния отходов производства на окружающую среду.
В 2008 году работа по всем направлениям природоохранной деятельности получит дальнейшее развитие. Будут продолжены работы по реконструкции и строительству природоохранных объектов в цехе химводоподготовки, на участке нейтрализации промышленно-сточных вод и ремонт системы сбора и отвода ливневых стоков с площадки предприятия.
Начинается разработка, согласование и утверждение перспективных программ по сокращению различных отходов производства и потребления, сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Особое внимание будет уделено решению важнейшей задачи — использованию образующихся на предприятии побочных основному производству продуктов.
Одним из таких проектов станет организация переработки в цехе нитроаммофоски конверсионного мела с целью улучшения его потребительских качеств и отгрузки непосредственно потребителям. Осуществление этого проекта, кроме реализации экономических интересов, позволит отказаться от необходимости складирования побочного продукта производства азофоски.
На выполнение всех природоохранных мероприятий в 2008 году будет направлено около 55 млн. руб.
3 Учет основных средств в ОАО «Дорогобуж»
3.1 Основные средства как объект учета, их классификация
Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01 (утвержден приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н) определяет основные средства как часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Время, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта или выполнения им в данном периоде определенных функций, рассматривается в учете как срок полезного использования.
Этот срок организация устанавливает самостоятельно (если он не определен в централизованном порядке или не указан в технических документах на конкретный объект), принимая во внимание:
· конкретные условия эксплуатации объекта с учетом планируемого количества смен работы, планово-предупредительных ремонтов, наличия агрессивной среды и других факторов;
· ожидаемую производительность объекта с учетом его технико-экономических показателей;
· действующие ограничения на эксплуатацию (например, срок аренды).
Единицей учета основных средств является инвентарный объект — законченное устройство со всеми приспособлениями, или конструктивно-обособленный предмет, способный самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его предназначением. Если устройство состоит из нескольких частей с различными сроками полезного использования, то каждая их них рассматривается в учете как самостоятельный инвентарный объект.
В аналитическом учете основные средства показывается исходя из характера использования: в эксплуатации, в запасе, резерве.
Во внимание принимаются также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования: принадлежащие полностью предприятию, включая переданные в аренду, полученные в аренду или находящиеся в оперативном или хозяйственном управлении.
В организации учета основных средств важное значение имеют их классификация и оценка, оказывающее непосредственное влияние на размер амортизации (износа), включаемых в издержки производства.
Существует несколько признаков классификации основных средств, в зависимости от которых осуществляется их группировка. В бухгалтерском учете наиболее распространена группировка объектов основных средств по отраслевому признаку, видам и назначению, принадлежности пользователю и степени использования.
Главным критерием группировки основных средств по отраслям является вид деятельности данной организации или ее подразделения. При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящихся на балансе. Так, на промышленном предприятии в основные производственные средства помимо перечисленных объектов включают транспортные объекты хозяйства, материально-технического снабжения, служб связи, но в то же время к соответствующим отраслям народного хозяйства относят основные средства, находящиеся в подсобном сельском хозяйстве, здравпунктах, жилищно-коммунальном хозяйстве и др.
1. Классификация по видам в зависимости от натурально-вещественного состава и целей использования объекта является основой аналитического учета основных средств. Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. №359. Материальные основные фонды представлены следующими группами:
1. здания;
2. сооружения;
3. машины и оборудование;
4. измерительные и регулирующие приборы и устройства;
5. жилища;
6. вычислительная техника и оргтехника;
7. транспортные средства;
8. инструмент;
9. производственный и хозяйственный инвентарь;
10. рабочий, продуктивный и племенной скот;
11. многолетние насаждения;
12. прочие виды материальных основных фондов.
В зависимости от степени использования основные средства подразделяют в учете на действующие, бездействующие и находящиеся в аренде и в запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют объекты, находящиеся на консервации. На консервацию переводят основные средства, находящиеся в комплексе, предназначенные для законченного цикла производства при его остановке на срок превышающий три месяца. Консервация объектов основных средств осуществляется по решению руководителем организации и оформляется соответствующим приказом.
Для повышения эффективности хозяйствования необходимо выявить и учитывать объекты основных средств, не используемые в данной организации: станки, машины, транспортные средства, инвентарь, свободные площади производственных и административных зданий.
В бухгалтерском учете основные средства, кроме того, подразделяют на принадлежности: собственные, принадлежащие по праву собственности данной организации; находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении организации; арендованные, т.е. находящиеся в ее временном пользовании за определенную плату. В учетном отношении все числящиеся на балансе организации объекты основных средств, в том числе временно не используемые, сданы в аренду или лизинг, учитываются как основные средства в эксплуатации.
Основные средства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Современное состояние производственных фондов отрасли минеральных удобрений в ОАО «Дорогобуж» в целом характеризуется значительной степенью их изношенности, высоким уровнем загрузки существующих мощностей.
Повышение конкурентоспособности предприятия требует инвестирования значительных средств. Инвестиционная политика Общества направлена на осуществление модернизации действующих производств, внедрение современного оборудования, автоматизацию производственных процессов.
В 2007 году производственные инвестиции ОАО «Дорогобуж» составили около 101 млн. руб., что на уровне 90% относительно 2006 года. Были выполнены значительные работы в области экологической безопасности.
Исходя из технического состояния агрегатов, Общество приняло решение осуществлять остановочные ремонты, ранее проводимые ежегодно, с периодичностью в полтора года.
В течение 2007 года выполнялись плановые ремонты в подразделениях ОАО «Дорогобуж», затраты на которые составили более 320 млн руб. Главная цель проведения ремонтных работ — поддержание производственных фондов на уровне, обеспечивающем эффективность и безопасность производства.
Кроме мероприятий по реконструкции и модернизации действующих производств начнутся подготовительные работы по строительству на территории предприятия мощностей по производству карбамида и аммиака.
3.2 Оценка основных средств
Важное значение в бухгалтерском учете имеет оценка основных средств. Она влияет на определение общей стоимости этой части имущества организации, а, следовательно, на величину амортизации, себестоимости продукции, налогов на имущество и прибыли. Стоимость основных средств, находящихся на балансе организации, принимается при оценке обеспеченности обязательств, при залоговом кредитовании, страховании имущества.
В бухгалтерском учете основные средства оценивают по первоначальной стоимости. Применяют также восстановительную и остаточную стоимость.
Первоначальной стоимостью принимают следующие объекты основных средств:
- объекты основных средств, приобретенных за плату;
- объекты основных средств, внесенных учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
- объект основных средств, поступивших по договору дарения (безвозмездно);
- объект основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами.
Первоначальная стоимость основных средств – это строго зафиксированная в учете величина, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при их приобретении, сооружении и изготовлении, внесении учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал организации, дарении и в других случаях безвозмездного поступления.
продолжение
--PAGE_BREAK--В первоначальную стоимость всех перечисленных объектов основных средств включаются фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования.
Первоначальная стоимость объектов основных средств может увеличиваться после их реконструкции или модернизации или уменьшаться при ликвидации и демонтаже объектов. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в котором они приняты к бухгалтерскому учету, возможно, и в результате их переоценки.
Восстановительная стоимость основных средств – это стоимость их воспроизводства на определенную дату. В действующей практике восстановительная стоимость основных ср6едств определяется путем их переоценки. Организациям предоставлено право осуществить переоценку в начале года с использованием индексного метода и метода прямой или экспортной оценке основных средств по рыночным ценам. Переоценка может быть выборочной, когда уточняется оценка отдельных групп основных средств, и сплошной, генеральной, обхватывающей все основные средства.
Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации основных средств.
Балансовой стоимостью принято называть стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учете (т.е. первоначальную, а после переоценки, проводимой в установленном порядке, — восстановительную).
Увеличение или уменьшение балансовой стоимости объектов в результате переоценки регулируются на счетах бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете увеличение балансовой стоимости объектов до их восстановительной стоимости рекомендовано отражать по дебету от счета 01»Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Сумма индексируемого износа в этом случае отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 83 «Добавочный капитал». Сумма дооценки объектов основных средств, равная сумме их уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовые результаты деятельности в качестве организационных расходов, должна учитываться в составе прибылей и убытков отчетного периода в качестве операционных доходов. Величина уценки объектов основных средств отражается в учете как уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм их дооценки в предыдущие периоды, а превышение суммы уценки над суммой дооценки относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного расхода.
Если из балансовой стоимости основных средств вычесть начисленную амортизацию каждого объекта или их совокупности, получили расчетную величину остаточной стоимости основных средств.
Совокупность показателей первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости применяют для анализа динамики состояния и использования основных средств, по результатам которого принимаются соответствующие управленческие решения.
В ОАО «Дорогобуж» в составе основных средств входят земельные участки, здания, машины, оборудование, транспортные средства и другие соответствующие объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев.
В отчетности эти основные средства показаны по первоначальной (восстановительной) стоимости за минусом сумм амортизации, накопленной за все время эксплуатации.
3.3 Учет поступления основных средств
Первоначальное формирование основных средств в организации происходят в зависимости от ее организационно – правовой формы. В акционерных обществах первоначальное поступление основных средств происходит за счет взносов учредителей.
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформля6ется акт (накладная) приемки – передачи основных средств (Форма №ОС-1).
Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта (нахождение в организации и наносится путем прикрепления металлического жетона, при помощи краски, насечки и т.п.). Инвентарными номерами объектов железнодорожных транспортных средств (электровозов, тепловозов, локомотивов, обычно служат номера, полученные на заводах – изготовителях). Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение пяти лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибке в учете.
Акт (накладная) приемки – передачи основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (форма №ОС-6), где указывается инвентарный номер объекта и основные данные о нем: первоначальную или восстановительную стоимость, срок полезного использования, норму амортизационных отчислений, сумму износа на момент оприходования и др.
На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства инвентарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки прилагаемой арендодателем (лизингодателем) к акту сдачи объекта основных средств в аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройке или дооборудовании объектов открывается новая карточка.
Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии, сгруппированные по отраслевым классификациям и амортизационным группам, а внутри этих групп – по местам эксплуатации и видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается.
В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также, если они представляют собой сложные инвентарные объекты, имеют много крупных составных приспособлений и устройств, по объективный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров, используемых для управления основными средствами.
На основе инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты бухгалтерия заполняет карточку учета движения основных средств по их видам и группам.
Учет наличия и движения основных средств, находящихся в собственности организации и принятых к бухгалтерскому учету, ведется на счете 01 «Основные средства». Здания, машины, оборудование арендованные учитывают на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Представление организациям объектов основных средств в безвозмездное пользование на счетах бухгалтерского учета отражают записью на счете 98 «Доходы будущих периодов» по текущей рыночной стоимости.
Фактические затраты, связанных с приобретением основных средств, за исключением НДС и других возмещаемых налогов, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета счетов.
Основные средства, приобретенные за плату, приходуются по цене покупки с добавлением расходов по доставке и установке (включая проценты за кредит, полученный за приобретение основных средств, регистрационные сборы, государственные пошлины, таможенные платежи, связанных с приобретением основных средств) до момента ввода объекта в эксплуатацию.
Объекты, поступившие в результате строительства, в зависимости от способа его осуществления (подрядный, хозяйственный, путем долевого участия) приходуются по фактической или сметной стоимости.
Рассмотрим порядок осуществления учета и налогообложения по приобретению оборудования на конкретной ситуации, имевшей место на ОАО «Дорогобуж». Корреспонденция счетов по учету поступления оборудования, не требующего монтажа (АТС большой мощности), отражаются так:
1) Приняты к оплате счета поставщиков за оборудование, не требующее монтажа:
- покупная стоимость оборудования
Д-т 08 К-т 60 Сумма 100 000
- НДС
Д-т 19 К-т 60 Сумма 18 000
2) Приняты к оплате счета транспортных организаций
- на стоимость услуг
Д-т 08 К-т 60 Сумма 6 000
- НДС
Д-т 19 К-т 60 Сумма 1 080
3) Произведена оплата с расчетного счета
- стоимости объекта
Д-т 60 К-т 51 Сумма 118 000
- стоимости услуг
Д-т 60 К-т 51 Сумма 7 080
4) Приняты к бухгалтерскому учету основные средства по первоначальной стоимости
Д-т 01 К-т 08 Сумма 106 000
5) Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС
Д-т 68 К-т 19 Сумма 25 080
Кроме рассмотренной ситуации, в ОАО «Дорогобуж» приобретается оборудование (металлообрабатывающий станок), требующее монтажа. Тогда бухгалтерские записи выглядят следующим образом:
1) Приняты к оплате счета поставщиков за оборудование, требующее монтажа
- покупная стоимость оборудования
Д-т 07 К-т 60 Сумма 1 000 000
- НДС
Д-т 19 К-т 60 Сумма 180 000
2) Приняты к оплате счета транспортных организаций
- на стоимость доставки
Д-т 07 К-т 60 Сумма 5 000
- НДС
Д-т 19 К-т 60 Сумма 900
3) Произведена оплата с расчетного счета
- стоимости оборудования
Д-т 60 К-т 51 Сумма 1 180 000
- стоимости транспортной услуги
Д-т 60 К-т 51 Сумма 5 900
4) Передано оборудование в монтаж или на сборку
Д-т 08 К-т 07 Сумма 1 005 000
5) Приняты к оплате счета подрядчиков
- на стоимость выполненных монтажных работ
Д-т 08 К-т 60 Сумма 15 000
- НДС
Д-т 19 К-т 60 Сумма 2 700
6) Произведена оплата с расчетного счета стоимости монтажных и сборочных работ
Д-т 60 К-т 51 Сумма 17 700
7) Приняты к бухгалтерскому учету основные средства по первоначальной стоимости
Д-т 01 К-т 08 Сумма 1 020 000
5) Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС
Д-т 68 К-т 19 Сумма 183 600
Помимо рассмотренных способов поступления основных средств в ОАО «Дорогобуж», может осуществляться учет поступления оборудования (агрегат УКЛ №2) в счет вклада в уставный капитал:
1) Отражается погашение задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал путем передачи основных средств, оборудования, незавершенных капитальных вложений
Д-т 08 К-т 75 Сумма 2 500 000
2) Отражаются расходы по доставке, монтажу и установке оборудования
Д-т 08 К-т 60 Сумма 38 000
3) Приняты к бухгалтерскому учету основные средства,
поступившие в качестве вклада в уставный капитал
Д-т 01 К-т 08 Сумма 2 538 000
При получении основных средств (автопогрузчик) по договору дарения или иным основаниям безвозмездной передачи имущества корреспонденция счетов выглядит так:
1) Оприходованы по рыночной стоимости активы, поступившие безвозмездно
Д-т 08 К-т 98 Сумма 45 000
2) Отражаются расходы по доставке, монтажу и установке оборудования
Д-т 08 К-т 23, 60 и др. Сумма 3 500
3) Приняты к бухгалтерскому учету основные средства, поступившие безвозмездно
Д-т 01 К-т 08 Сумма 48 500
При перемещении внутри организации объектов, не требующих монтажа, затраты по перемещению включаются в общехозяйственные расходы. Бухгалтерские записи, отражающие движение основных средств (компрессорной установки С412-М) внутри организации ОАО «Дорогобуж», представлены ниже:
1) Отражаются затраты по монтажу перемещенных основных средств
Д-т 08 К-т 10,23,69,70 и др. Сумма 8 000
2) Затраты по монтажу присоединены к стоимости перемещенных основных средств
Д-т 01 К-т 08 Сумма 8 000
3.4 Учет амортизации основных средств
Под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации основные средства постепенно утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, подвергаясь физическому и моральному износу. В результате уменьшается реальная балансовая стоимость основных средств, которая возмещается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов. В издержки производства и обращения включаются суммы на частичное погашение стоимости объекта основных средств – амортизационные отчисления, величина которых зависит от его балансовой стоимости и нормы амортизации. Обычно норму амортизации устанавливают в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют в зависимости от вида основных средств и условиях их эксплуатации.
Сумма амортизационных отчислений основных средств должна быть достаточной для строительства или приобретения новых объектов после выбытия действующих, но не выше первоначальной стоимости объектов с учетом их переоценки.
В настоящее время начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Рассмотрим на примерах порядок начисления амортизации в зависимости от выбранного способа.
В соответствии с ПБУ 6/01 при линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости в случае проведения переоценки) объекта основных средств и норма амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. На примере ОАО «Дорогобуж»: предприятием приобретен объект основных средств стоимостью 100 000 рублей со сроком полезного использования в течение 10 лет (исходя из технических условий).
При линейном способе норма амортизации составит 10%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит: 100 000 руб. х 10% = 10 000 руб.
Согласно ПБУ 6/01 при способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ. По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, в соответствии с условиями договора-лизинга коэффициент ускорения не может быть выше 3.
Рассмотрим этот способ на конкретной ситуации в ОАО «Дорогобуж». Норма амортизации 10%.
В первый год сумма амортизации для составления бухгалтерской отчетности составит: 100 000 руб. х 10 % = 10 000 руб.
В последующие годы сумма амортизационных отчислений составит:
во второй год: (100 000 – 10 000) руб. х 10% = 9 000 руб.
в третий год: (90 000 – 9 000) руб. х 10% = 8 100 руб. и т.д.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости (или текущей (восстановительной) стоимости в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Рассмотрим ситуацию на ОАО «Дорогобуж»:
Сумма чисел лет срока службы составляет:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6+ 7 + 8 + 9 + 10 = 55.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит:
§ в 1-й год: 100 000 руб. х 10/55 = 18 182 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--§ во 2-й год: 100 000 руб. х 9/55 = 16 364 руб.
§ в 3-й год: 100 000 руб. х 8/55 = 14 545 руб. и т.д.
Согласно ПБУ 6/01 при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Рассмотрим способ списания стоимости пропорционально объему продукции на примере ОАО «Дорогобуж».
Предполагаемый объем выпуска продукции за весь срок полезного использования – 800 000 руб.
Фактический выпуск продукции в стоимостном выражении:
- в 1-й год: 70 000 руб.;
- во 2-й год: 80 000 руб.;
- в 3-й год: 120 000 руб.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит:
- в 1-й год: 70 000 руб. х (100 000: 800 000) = 8750 руб.;
- во 2-й год: 80 000 руб. х (100 000: 800 000) = 10 000 руб.;
- в 3-й год: 120 000 руб. х (100 000: 800 000) = 15 000 руб. и т.д.
Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».
Бухгалтерские записи по начислению амортизации основных средств в ОАО «Дорогобуж» будут представлены так:
1) Начислена амортизация основных средств, находящихся в эксплуатации:
- в подразделениях основного производства
Д-т 20 К-т 02 Сумма 200 000
- в подразделениях вспомогательных производств
Д-т 23 К-т 02 Сумма 80 000
- общехозяйственного назначения
Д-т 25 К-т 02 Сумма 26 000
- общепроизводственного назначения
Д-т 26 К-т 02 Сумма 11 300
2) Начислена амортизация по основным средствам, сданным в текущую аренду: Д-т 91 К-т 02 Сумма 47 200
3) Списывается сумма амортизации основных средств, выбывших по различным причинам: Д-т 02 К-т 01 Сумма 364 500
В ОАО «Дорогобуж» в целях бухгалтерского учета амортизация по основным средствам введенным до 01.01.2002 года начислялась по единым нормам амортизационных отчислений, утвержденным Правительством в 1990г, а по поступившим после 01.01.2002 года, исходя из срока полезного использования установленного в соответствии с «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1.01.2001 года №1.
В целях налогового учета: начисление амортизации по всему амортизируемому имуществу производится исходя из срока полезного использования установленного в соответствии с «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1.01.2001 года №1.
Начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете производится линейным способом.
3.5 Учет ремонтов основных средств
Ремонт основного средства осуществляется с целью его поддержания в рабочем состоянии. Ремонт может быть текущим, средним или капитальным. Кроме того, основное средство можно реконструировать, модернизировать, достраивать, дооборудовать и т. п. Согласно п. 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), посредством ремонта, модернизации и реконструкции осуществляется восстановление объекта основных средств.
По объёму и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный, средний и текущий ремонты основных средств. Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года с целью поддержания объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Капитальным ремонтом считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.
В этих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, сметную стоимость ремонта.
Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, то есть силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).
В бухгалтерском учете затраты на ремонт могут быть отражены тремя способами:
— списанием на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере возникновения расходов;
— списанием по мере возникновения в счет расходов будущих периодов, а затем в течение определенного организацией срока равномерным отнесением их на себестоимость;
— списанием за счет резерва на ремонт основных средств, который образуется путем равномерных ежемесячных отчислений.
Выбор того или иного способа должен быть отражен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту объектов основных фондов, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных, расчётных счетов (счета 10 “Материалы”, 70 “Расчёт с персоналом по оплате труда”). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).
Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учёта ремонтного фонде целесообразно открывать субсчёт “Ремонтный фонд” по пассивному счёту 96 “Резервы предстоящий расходов”. Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.
Рассмотрим отражение операций в ОАО «Дорогобуж», связанных с ремонтом основных средств путем отнесения затрат в счет расходов будущих периодов.
В августе 2006 года предприятие заключило договор с подрядной организацией на проведение ремонта основных средств, используемых для нужд управления. Стоимость ремонта составила 73 100 руб. (в том числе НДС – 9 675 руб.). Согласно учетной политике предприятие учитывает затраты на ремонт как расходы будущих периодов и включает их в себестоимость в течение последующих 12 месяцев.
В бухгалтерском учете предприятия корреспонденция счетов выглядит следующим образом:
1) Отражена стоимость ремонта
Д-т 97 К-т 60 Сумма 63 425 руб.;
2) Отражен НДС по ремонту
Д-т 19 К-т 60 Сумма 9 675 руб.;
3) произведена оплата ремонта специализированной организации
Д-т 60 К-т 51 Сумма 73 100 руб.;
4) Включены в себестоимость расходы на ремонт за отчетный месяц.
Д-т 26 К-т 97 Сумма 6091,7 руб. (73 100 руб.: 12 мес.).
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация на основании п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, может создавать резерв расходов на ремонт основных средств.
Для обобщения информации о наличии и движении зарезервированных в установленном порядке сумм на ремонт основных средств предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Использование зарезервированных средств при проведении ремонта силами вспомогательного производства отражается по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с кредитом счета 23 «Вспомогательные производства», на котором предварительно аккумулируются затраты, связанные с проведением ремонта (заработная плата, расходные материалы и т. д.).
Рассмотрим учет операций в ОАО «Дорогобуж», связанных с созданием резерва на ремонт основных средств.
Для ремонта основных средств предприятие решило создать резерв в размере 84 000 руб. Ежемесячная сумма отчислений в резерв составляет 7000 руб. (84 000 руб.: 12 мес.). Фактические расходы на ремонт составили 60 000 руб. (ремонт осуществлялся собственными силами). В бухгалтерском учете ОАО «Дорогобуж» были сделаны следующие проводки:
1) Направлены средства на формирование резервного фонда (ежемесячно с января по декабрь)
Д-т 26 К-т 96 Сумма 7000 руб.;
2) Отражены затраты на ремонт основных средств за счет средств резерва
Д-т 96 К-т 10 (69, 70) Сумма 60 000 руб.;
3) Сторнирована в конце года неизрасходованная сумма резерва.
Д-т 26 К-т 96 Сумма 24 000 руб. (84 000 руб. – 60 000 руб.)
В случае когда средств резерва на ремонт недостаточно, сумма превышения затрат на ремонт в конце года списывается на расходы.
3.6 Учет выбытия основных средств
В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях:
- продажи;
- списания в случае морального и физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
- передачи по договорам мены, дарения;
- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- в иных случаях.
Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств. Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
Бухгалтерский учет продажи объектов основных средств, их выбытия по причине физического и морального износа, безвозмездной передачи осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчетов «Прочие доходы» и «Прочие расходы» (на этих субсчетах формируется стоимость операционных расходов и операционных доходов, являющихся следствием хозяйственных фактов, связанных с выбытием объектов основных средств).
Рассмотрим отражение операций по учету выбытия основных средств в ОАО «Дорогобуж». Списывается основное средство – грузоподъемный механизм:
1) Списывается сумма начисленной амортизация выбывших объектов основных средств
Д-т 02 «Амортизация осн. средств» К-т 01 субсч. «Выбытие осн. средств»
2) Остаточная стоимость выбытия основных средств относится на прочие расходы
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 01 субсч. «Выбытие осн. средств»
3) Поступили запасные части от ликвидации основных средств
Д-т 10 К-т 91
4) Начислена выручка за проданное основное средство
Д-т 62 К-т 91
5) Поступила выручка от покупателей
Д-т 51 К-т 62
6) Отражены расходы на продажу основного средства
Д-т 91 К-т 10,70,69,02,60
7) Оплачены услуги сторонней организации
Д-т 60 К-т 51
8) Отражен финансовый результат от продаж:
прибыль Д-т 91 К-т 99
убыток Д-т 99 К-т 91
3.7 Инвентаризация основных средств
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения и эксплуатации. Порядок (количество инвентаризации в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случае стихийных бедствий.
В ходе инвентаризации основных средств проверяется достоверность учётных данных и соответствие их фактическому наличию, определяются комплектность, техническое состояние, степень использования основных фондов по назначению и производится их оценка.
Инвентаризация обязательна:
- при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а так же в случаях предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
- при смене материально-ответственного лица;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае чрезвычайных ситуаций;
- при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.
Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.
Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние:
· инвентарных карточек (книг), описей и других регистров аналитического учёта;
· технических паспортов или другой технической документации;
· документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Члены комиссии в присутствии должностных и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели.
продолжение
--PAGE_BREAK--При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые в учёте капитальные работы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учёте.
При оформлении результатов инвентаризации выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально ответственным лицам.
Итак, рассмотрим бухгалтерское отражение данных по инвентаризации основных средств на примере ОАО «Дорогобуж»:
1) Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости
Д-т 01 К-т 91
Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача
2) Списывается остаточная стоимость объектов основных средств
Д-т 94 К-т 01
3) Списывается сумма амортизации основных средств
Д-т 02 К-т 01
Если виновное лицо обнаружено
4) Списываются недостающие или испорченные основные средства по рыночной стоимости
Д-т 73 К-т 94
5) Списывается разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств
Д-т 94 К-т 98
6) По мере погашения задолженности ее виновником списывается соответствующая часть стоимости
Д-т 98 К-т 99
Если виновные лица не установлены
7) Недостающие и испорченные основные средства списываются на финансовые результаты коммерческой организации
Д-т 91 К-т 94
Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.
В ОАО «Дорогобуж» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета.
3.8 Учет аренды основных средств
В хозяйственной деятельности организаций распространение получили текущая аренда, долгосрочная аренда основных средств, а также финансовая аренда, или лизинг.
Предоставление арендодателем (наймодателем) арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма).
Отдельными видами договора аренды являются договоры:
o проката;
o аренды транспортных средств (с экипажем, без экипажа);
o аренды здания или сооружения;
o аренды предприятия;
o финансовой аренды (лизинга).
В договоре аренды указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.
Имущество, предоставляемое арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное пользование, подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете у арендодателя (наймодателя), за исключением имущества по договору аренды предприятия.
Передача объектов основных средств (ссудодателем) в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть тот же объект в том состоянии, в каком она его получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором, оформляется договором безвозмездного пользования. К указанному договору применяются соответствующие правила аренды.
Имущество по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса учитывается арендатором по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия.
Объект основных средств, полученный по договору аренды и договору безвозмездного пользования, арендатором (ссудополучателем) учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на балансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре.
Объект основных средств, полученный на правах финансовой аренды, отражается арендатором на балансовом счете после окончания срока, принятого договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее.
Если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, затраты, связанные с получением лизингового имущества, учтенные на счете учета капитальных вложений при принятии указанного имущества к бухгалтерскому учету, списываются на дебет счета учета основных средств, на отдельный субсчет «Арендованное имущество».
При возврате лизингового имущества лизингодателю (если по условиям договора лизинговое имущество учитывалось на балансе лизингополучателя) при условии внесения всей суммы предусмотренных договором финансовой аренды лизинговых платежей отражение в бухгалтерском учете лизингополучателя производится в общеустановленном порядке на счете учета списания основных средств в корреспонденции: с кредитом счета учета основных средств, субсчета «Арендованное имущество» — в размере первоначальной стоимости; с дебетом счета учета амортизации, субсчетом «Амортизация имущества, сданного в лизинг» — на сумму начисленной амортизации.
Возврат объектов основных средств после окончания срока аренды отражается в бухгалтерском учете:
- арендодателем — списанием со счета по учету арендованных основных средств на счет по учету основных средств;
- арендатором — списанием с забалансового счета.
Бухгалтерские записи по учету хозяйственных операций при передаче имущества в аренду арендодателем представлены выглядят так:
При включении арендных операций в состав основных видов деятельности
1) Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 02, 05, 10 и др
2) Отражается списание расходов, связанных с передачей основных средств в текущую аренду
Д-т 90 К-т 20, 23, 25, 26
3) Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
Д-т 76 К-т 90
4) Начислен к перечислению в бюджет НДС
Д-т 90 К-т 68
При отражении доходов и расходов от арендных операций в составе операционных
5) Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
Д-т 91 К-т 02, 05, 10 и др
6) Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду
Д-т 76 К-т 91
7) Начислен к перечислению в бюджет НДС
Д-т 91 К-т 68
Бухгалтерские записи по учету хозяйственных операций при передаче имущества в аренду арендатором представлены ниже:
1) Отражается поступление арендованных основных средств
Д-т 001
2) Отражается причитающаяся к уплате арендная плата за аренду основных средств: Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 76
НДС Д-т 19 К-т 76
3) Отражается перечисление арендной платы (в т.ч. НДС) арендодателю
Д-т 76 К-т 51
4) Отражается возврат арендодателю арендованных основных средств
К-т 001
Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, каждому объекту арендованных основных средств по копиям инвентарных карточек, полученным от арендодателя. Затраты на ремонт арендованных основных средств, произведенные за счет арендатора, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Отношения в части финансовой аренды регулируются Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» и Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Договор лизинга — это договор, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и передать это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование. Таким договором может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Предметом лизинга могут быть:
/> предприятия и другие имущественные комплексы;
/> здания;
/> сооружения;
/> оборудование;
/> транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности
Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также активы, которые федеральными законами запрещены для свободного обращения или для которых установлен особый порядок обращения.
Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) — это услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон. По договору лизинга лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингополучателя или лизингодателя.
Бухгалтерские записи по учету лизинговых имущества у лизингодателя представлены так:
При учете лизингового имущества на балансе лизингодателя
1) Отражается начисление задолженности лизингополучателя на очередную сумму лизинговых платежей
Д-т 62 К-т 90,91
2) Начислен к перечислению в бюджет НДС
Д-т 90 К-т 68
3) Отражается сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу
Д-т 20 К-т 02
4) Отражается списание затрат по осуществлению лизинговой деятельности
Д-т 90,91 К-т 20
5) Отражается поступление имущества в связи с прекращением его использования для лизинга
Д-т 01 К-т 03
При учете лизингового имущества на балансе лизингополучателя
6) Отражается стоимость активов, передаваемых в лизинг
Д-т 011
7) Отражается стоимость активов, передаваемых в лизинг
Д-т 91 К-т 03
8) Отражается задолженность лизингополучателя по договорной стоимости передаваемых активов
Д-т 76 К-т 91
9) Отражается НДС
Д-т 91 К-т 76
10) Отражается превышение суммы начисленных лизинговых платежей над стоимостью передаваемых активов
Д-т 91 К-т 98
11) Отражается поступление платежей от лизингополучателя
Д-т 51 К-т 76
12) Начислен к перечислению в бюджет НДС пропорционально сумме платежа
Д-т 76 К-т 68
13) Отражается списание разницы, ранее отнесенной на доходы будущих периодов (при поступлении платы)
Д-т 98 К-т 91
4 Рекомендации по совершенствованию учета основных средств в
ОАО «Дорогобуж»
В ходе выполнения курсовой работы были исследованы не только экономические характеристики и классификация основных средств, теоретические аспекты учета основных средств, но и нормативные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме.
Итак, важным путем повышения эффективности использования основных фондов в ОАО «Дорогобуж» является уменьшение количества излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования.
В настоящее время существует система автоматизации бухгалтерского учета, в том числе и основных средств, — «1С: Бухгалтерия». Для автоматизации учета основных средств применяются коды: синтетических счетов и субсчетов аналитического учета; структурных подразделений предприятия; инвентарных объектов; норм амортизационных отчислений; бухгалтерских операций и др.
Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного массива информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда.
«1С: Бухгалтерия» является мощной системой, предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Это универсальная бухгалтерская программа, применяемая при ведении как простого, так и двойного учета.
Но я считаю, что на предприятии ОАО «Дорогобуж» необходимо для более полного учета основных средств ввести как дополнение или даже вместо существующей системы «1С: Бухгалтерия» другую – систему «Галактика». Решение «Галактика-Экспресс» оптимально для автоматизации управления отдельным предприятием с численностью персонала от 50 до 600 человек, где необходима автоматизация базовых процедур бухгалтерского учета. То есть по всем параметрам такая система подходит ОАО «Дорогобуж».
“Галактика” – многопользовательская сетевая система управления деятельностью предприятия решает различные задачи планирования, оперативного управления, бухгалтерского учета, контроля и анализа.
К комплексу задач бухгалтерского учета относятся:
· кассовые и финансово-расчетные операции,
· учет валютных операций,
· учет товарно-материальных ценностей и МБП,
· учет основных средств и нематериальных активов,
· учет труда и заработной платы,
· учет фактических затрат,
· ведение главной книги и составление баланса,
· налоговый учет,
· сводная и консолидированная бухгалтерская и финансовая отчетность,
· бухгалтерская и финансовая отчетность в международных стандартах.
Кроме того, в последних версиях системы значительно развит и усовершенствован модуль «Основные средства». Известно, что учет основных средств — один из важнейших участков в бухгалтерии предприятия. Специальный модуль «Основные средства» системы «Галактика» поддерживает весь комплекс задач по учету основных средств, включая ведение картотеки основных средств, начисление амортизации, переоценку основных средств, учет появления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств на предприятии, учет наличия драгоценных металлов в объектах основных средств. Благодаря новым проектным решениям пользователь получает возможность поддержки учета однотипных объектов основных средств с помощью групповой инвентарной карточки, с возможностью “расщепления” этой карточки на несколько в случае, когда операции осуществляются только над частью объектов группы.
продолжение
--PAGE_BREAK--