Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет доходов организации

Курсовая работа
на тему:
«Учет доходов организации»
Введение
Современное экономическое состояние требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования и управления производством предприятия. Важная роль в реализации этой задачи отводится бухгалтерскому учету.
Бухгалтерская отчетность представляет собой наиболее полную, достаточно объективную и достоверную информационную базу, основываясь на которой можно сформировать мнение об имущественном и финансовом положении предприятия.
Для решения некоторых задач бухгалтерского учета на предприятии прибегают к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
«В данной связи значимость бухгалтерской отчетности для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия многоаспектна и может быть рассмотрена как в рамках теории бухгалтерского учета и финансов, так и с позиции практикующих бизнесменов и специалистов».
В процессе своей деятельности предприятия несут расходы с целью получения доходов. Доходы, полученные от деятельности хозяйствующих субъектов, подлежат налогообложению. Неправильное отражение доходов и расходов от совершаемых хозяйственных операций приводит к нарушению налогового законодательства. Поэтому бухгалтеру необходимо правильно отражать по методу начисления доходы и расходы, возникающие в результате финансово – хозяйственной деятельности субъекта.
Система учета доходов, расходов и продаж является необходимым элементом для успешного ведения бизнеса. Благодаря автоматизации всех процессов движения капитала есть возможность значительно оптимизировать деятельность компании в целом. Достижению этих целей способствует внедрение специальных программ, выполняющих учет продаж, расходов и доходов фирмы.
Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам учета доходов, обосновывается необходимостью внедрения, а также широкого использования бухгалтерских инструментов отчетности на современном предприятии.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических приемов учета доходов предприятия в бухгалтерском учете.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
Рассмотреть значение и состав бухгалтерской отчетности на современном предприятии, состав и содержание, требования, предъявляемые к ней.
Охарактеризовать теоретические аспекты учета доходов предприятия. Проанализировать российские стандарты и МСФО в области учета доходов.
Проанализировать порядок учета доходов на предприятии «КДВ Минусинск», особенности налогового и бухгалтерского учета, документальное оформление.
Объектом исследования в данной курсовой работе является учет доходов предприятия. Подпредметом исследованияпонимаются принципы, методы и документирование бухгалтерского учета доходов современного предприятия в бухгалтерском учете.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе методологии бухгалтерского учета доходов предприятия. При проведении данного прикладного исследования были получены глубокие знания в области новационных преобразований в банковской сфере.
Методологическую и практическую основу работы составили труды ведущих ученых в области бухгалтерского учета и финансового анализа предприятий, таких как Астахов В.П., Бабаев Ю.А., Ковалев В.В., О.Н. Волкова, Ворошин Л.И. и другие.
1. Значение и состав бухгалтерской отчетности
1.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Состав бухгалтерской отчетности как наиболее достоверного и предсказуемого источника информации в той или иной степени регулируется различными нормативными документами. «В последние годы наблюдается некоторое увеличение числа централизованно утверждаемых форматов отчетности. Такая же изменчивость свойственна и статьям отчетности – менялись их число, наполняемость, месторасположение, способы группировки и др. Ниже приведена краткая характеристика действующих основных форм отчетности и экономическая интерпретация отдельных их статей в объеме, достаточном для понимания логики и последовательности процедур анализа».
Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. Перед составлением годового отчета предприятия обязательно проводят инвентаризацию имущества, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. Для общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров, устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерский баланс. Термин «баланс» употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином и также широко используется в других разделах экономической науки, политике, повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений:
равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;
итог основной отчетной формы;
наименование основной отчетной формы.
Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу, б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия и каковы источники их происхождения. Далеко не все из приведенных в Приложении 1 видов балансов имеют значимость для финансового менеджера или аналитика, однако с некоторыми из них они постоянно сталкиваются в своей работе. Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной. В настоящее время она имеет следующий вид.
Таблица 1. Статистическое представление бухгалтерского баланса
Актив
Пассив
Внеоборотные активы
Капитал и резервы
Оборотные активы
Долгосрочные обязательства


Краткосрочные обязательства
Расположение разделов в балансе может быть различным. В частности, в ряде стран предпочитают располагать активы по убыванию степени их ликвидности, а пассивы – по возрастанию времени их погашаемости. Что касается противопоставления разделов пассива и актива, то здесь выдерживается определенная логика.
Между выделенными разделами баланса существуют определенные взаимосвязи. Из сущности построения балансовой таблицы вытекает, что итоги по активу и Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:
основные средства – по остаточной стоимости;
нематериальные активы – по остаточной стоимости;
капитальные вложения – по фактическим затратам для;
оборудование – по фактической себестоимости приобретения;
финансовые вложения – по фактическим затратам для инвестора;
материальные ценности – по фактической себестоимости;
незавершенное производство – по фактической производственной себестоимости;
издержки обращения – в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров;
расходы будущих периодов – в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;--PAGE_BREAK--
готовая продукция – по фактической или нормативной производственной себестоимости;
товары – по покупной стоимости;
дебиторская задолженность – в сумме, признанной дебиторами;
остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранных валютах – в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода.
Источники средств предприятия отражаются в балансе:
уставный капитал – в размере, определенном учредительными документами;
резервный капитал – в сумме неиспользованных средств этого капитала;
прибыль – в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли;
кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам.
Отчет о прибылях и убытках.
Если баланс дает наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет о прибылях и убытках характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом, т.е., например, форма, составляемая по итогам II квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.
В Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы предприятия отражаются по разделам: доходы по обычным видам деятельности; операционные доходы и расходы; внереализационные доходы и расходы; чрезвычайные доходы и расходы.
В раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» входят:
Выручка от продажи товаров, продукции, услуг
Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, покупная цена
Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль от продаж
В раздел «Операционные доходы и расходы» входят:
Проценты к получению
Проценты к уплате
Доходы от участия в других предприятиях
Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
В раздел «Внереализационные доходы и расходы» входят:
Прочие внереализационные доходы
Прочие внереализационные расходы
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
Прибыль от обычной деятельности
В раздел «Чрезвычайные доходы и расходы» входят:
Чрезвычайные доходы
Чрезвычайные расходы
Чистая прибыль отчетного периода
Порядок формирования отчета о прибылях и убытках предприятия пассиву баланса совпадают. Здесь применяются два метода. Принятие первого варианта известно в теории учета как использование метода начисления, принятие второго варианта соответствует так называемому кассовому методу. В нашей стране в период централизованно планируемой экономики использовались оба метода. В частности, в отношении расчетов по оплате труда применялся метод начисления, вместе с тем определение дохода от реализации продукции осуществлялось на основе кассового метода.
Метод начисления является доминирующим. Его применение стало обязательным. Однако, кассовый метод не исключен полностью – его можно применять в том случае, если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю после поступления денежных средств в оплату этой продукции. Иными словами, выручка от реализации продукции в этом случае включается в отчет о прибылях и убытках на дату поступления денежных средств. «По существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности».
Можно сделать следующий вывод: для определения дохода от операции важны не собственно отгрузка продукции или поступление денежных средств на счет, а момент перехода права собственности на поставленную продукцию. Условия франкировки особенно детализированы в договорах поставки по экспортно-импортным операциям. «Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах».
Что касается экономической целесообразности применения того или иного метода, то, например, кассовый метод рекомендуется использовать в том случае, если предприятие-поставщик по какой-либо причине не хочет до момента оплаты терять права собственности на отгруженную продукцию.
Две рассмотренные формы – бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках – являются основными формами отчетности. Помимо них, на отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках. Количество и структура дополнительных форм постоянно колеблются в зависимости от решений Минфина РФ в области бухгалтерского учета, их форматы устанавливаются в централизованном порядке. Следует отметить, что с позиции финансового менеджера или аналитика эти формы представляют несомненный интерес не только из-за наличия новых аналитических разрезов и группировок, но и в силу того, что для их подготовки привлекаются сведения из текущего учета.
Пояснительная записка. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
В отличие от отчетных форм структура пояснительной записки не регламентируется, однако в некоторых нормативных документах даются рекомендации по составу показателей и комментариев, целесообразных к включению в пояснительную записку. Объем сведений, включаемых в пояснительную записку, зависит от многих обстоятельств, в частности и от того, какая политика избрана на предприятии в отношении раскрытия информации).
Аудиторское заключение. Бухгалтерская отчетность должна сопровождаться аудиторским заключением в том случае, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В частности, обязательному ежегодному аудиту подлежат: акционерные общества открытого типа при наличии на конец отчетного года свыше 100 участников, кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, некоторые категории внебюджетных, благотворительных и иных неинвестиционных фондов, экономические субъекты, в уставном капитале которых есть доля иностранных инвесторов, экономические субъекты с участием частного капитала, для которых объем выручки от реализации продукции за год превышает 500-тысячекратный МРОТ и 99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ 06.07.1999 года №43н. В первую очередь БО должна давать достоверное и полное представление об имущественном, финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается БО, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Приказом Министерства Финансов РФ №4н от 13.01.2000 г. утверждены образцы форм БО, представляемых в составе промежуточной и годовой отчетности. Этим же приказом утверждены Указания об объеме форм БО и Указания о порядке составления и представления БО. Это принципиально новые документы, реализующие принципы международных стандартов бухгалтерской отчетности при составлении БО организации. Министерство Финансов, контролирующее порядок составления отчетности организаций отказалось от утверждения единых типовых форм БО.
Если при составлении БО по утвержденным формам организация не может сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. То организация в исключительных случаях может допускать отступление от правил. При формировании БО организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей БО перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
БО организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. В формах БО приводятся все предусмотренные в них показатели. Незаполненные статьи прочеркиваются. По каждому числовому показателю БО, кроме отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года – отчетный и предшествующий.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в БО и обособленно в случае их существенности. В БУ существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Составление и представление БО производится в тысячах рублях без десятичных знаков. Организациям, имеющие существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.
Статьи годовой БО подтверждаются результатами инвентаризации имущества и финансовых результатов в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г. №49.
Формы БО не должны содержать никаких подчисток и помарок. Подписываются БО руководителем и главным бухгалтером. В организациях, где БУ ведется на договорных началах специализированной организацией, БО подписывается руководителем организации, руководителем организации либо специалистом, ведущим БУ.
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
При составлении бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации.
При формировании БО организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности.
Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
2. Теоретические аспекты учета доходов организации
2.1 Сущность, структура и классификация доходов
Основной целью любого хозяйствующего субъекта является извлечение из своей деятельности дохода. Доход – это денежные средства или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности. Доходы – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшение обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с вкладами собственников.
БУ отражает количественную и качественную характеристику деятельности субъекта. Для установления единых принципов, основных качественных характеристик, общих правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности был разработан и утвержден Указ Республики Казахстан имеющий силу закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 года №2732. А также были разработаны и утверждены Стандарты Бухгалтерского Учета и методологические рекомендации к ним.
Доход признается в соответствии с СБУ №5 «Доход». Целью данного стандарта является определение порядка учета доходов, получаемых в результате хозяйственной деятельности субъекта. Стандарт описывает условия признания дохода, позволяет оценить его величину, определяет основные моменты раскрытия важных аспектов признания дохода.
На практике применяются следующие определения доходов:
Доход от основной и неосновной деятельности.
Доход от основной деятельности ведется на счете 70 подраздела Типового Плана Счетов. До недавнего времени этот подраздел содержал в себе много счетов:
Счет 701 «Доход от реализации готовой продукции»
Счет 702 «Доход от реализации приобретенных товаров»
Счет 703 «Доход от реализации строительно-монтажных,
проектно- изыскательных, геологоразведочных, научно-изыскательных работ»
Счет 704 «Доход от услуг по перевозке грузов и пассажиров»
Счет 705 «Доход от аренды»
Счет 706 «Доход от услуг организаций связи»
Счет 707 «Доход от деятельности страховых компаний»
Счет 708 «Доход от инвестиционной деятельности»
Счет 709 «Прочие доходы от основной деятельности»
В настоящее время для совершенствования учета и приближения его к международным стандартам, были внесены изменения постановлением Национальной комиссии РК от 21.10.03. в ТПС, все счета отражавшие «Доход от основной деятельности» сгруппированы на счете 701 «Доход от реализации готовой продукции». Счет пассивный, дополнительный, синтетический, поступление доходов отражается по Кредиту счета, а их списание по Дебету счета. Аналитический учет ведется по каждой совершенной хозяйственной операции, в машинограмме или ведомости по видам полученных доходов за месяц и с начала года. Кредитуем счет 701 и Дебетуем счета 301–303, 321–323, 334, 441, 451, 431,681, 661.
В течение отчетного периода на кредите счета 701 накапливаются суммы доходов, но так как этот счет дополнительный, то в балансе он не отражается, а в конце отчетного периода списывается на счет 571 «Итоговый доход». При этом Дебетуем счет 701 и Кредитуем счет 571.
Для учета доходов от неосновной деятельности предназначен подраздел 72 «Доход от неосновной деятельности» ТПС, который включает следующие синтетические счета:
Счет 721 «Доход от выбытия нематериальных активов»
Счет 722 «Доход от выбытия основных средств»
Счет 723 «Доход от выбытия инвестиций, финансовых инвестиций»
Счет 724 «Дивиденды по акциям и доходы в виде вознаграждений»
Счет 725 «Доход от курсовой разницы»
Счет 726 «Субсидии исполнительных органов власти»
Счет 727 «Прочие доходы и излишек от неосновной деятельности»
На счетах данного подраздела обобщается информация о суммах доходов, полученных от неосновной деятельности. Счета данного подраздела являются пассивными, дополнительными, поступление доходов по Кредиту, а списание по Дебету.
Аналитический учет по счетам 721–727 ведется в ведомости по номенклатуре статей, разрабатываемой самим предприятием и отраженной в учетной политике предприятия.
В течение отчетного периода по кредиту счетов 721–727 накапливаются суммы доходов, но так как эти счета дополнительные, то в балансе они не отражаются, а в конце отчетного периода списывается на счет 571 «Итоговый доход». При этом Дебетуем счета 721–727 и Кредитуем счет 571. В конце года сальдо счета 571 переносят на счет 561 «Нераспределенный доход отчетного года».
Доходы, полученные от основной деятельности субъекта, составляют его совокупный годовой доход, который признается и учитывается в соответствии с СБУ №5.
Доход от реализации готовой продукции, товаров приобретенных и от оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренной в договоре между сторонами. Сумма дохода, вытекающая из сделок, измеряется стоимостью, полученной или подлежащей получению с учетом сумм скидок с цены или продаж, а также уценок, согласованных в договоре.
Если поступление денежных средств будет отсрочено или оплата произойдет раньше установленного срока, стоимость компенсации может быть меньше или больше, чем номинальная сумма денежных средств, полученных или подлежащих получению.
Разница между стоимостью реализации и номинальной суммой оплаты признается как доход в виде процентов. Поскольку продавец товара не уверен, воспользуется ли покупатель скидкой, предоставленной ему за досрочную оплату счета, то сумма скидки отражается на счете 712 «Скидки с продаж» только после оплаты счета покупателем.
Под стоимостью реализации понимается сумма, которую покупатель оплачивает за актив или стоимость его обмена между готовыми к сделке независимыми сторонами.
Доход от реализации товаров признается при соблюдении следующих условий: сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности, то есть обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель; существует вероятность того, что экономическая выгода, связанная со сделкой, будет получена субъектом. То есть продавец уверен в том, что покупатель выплатит оговоренную в договоре сумму за реализованные товары. Доход признается только тогда, когда право собственности переходит от продавца к покупателю, то есть если продавец сохраняет права и обязанности собственника, то сделка не является реализацией и доход не признается.
2.2 Доходы в налоговом учете
Данные налогового учета используются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. При этом информация для определения налоговой базы по налогу на прибыль содержится в налоговых регистрах, форму и содержание которых определяет сам налогоплательщик. Регистры налогового учета ведутся в электронной форме либо на бумажных носителях.
Организация самостоятельно определяет порядок ведения налогового учета доходов и расходов основываясь на положениях Налогового кодекса РФ. Постановка налогового учета закрепляется учетной политикой организации для целей налогообложения. Любые изменения в налоговом учете также должны быть закреплены учетной политикой для целей налогообложения.
Налоговый учет доходов и расходов отличается от ведения бухгалтерского учета. Многие организации стремятся максимально приблизить друг к другу бухгалтерский и налоговый учет с целью упрощения ведения учета на предприятии. Однако при этом теряются многие преимущества налогового учета расходов и доходов. Например, порядок ускоренной амортизации отличаются в бухгалтерском и налоговом учете. В связи с этим многие организации предпочитают использовать линейный метод начисления амортизации для упрощения расчетов, в то время как при использовании ускоренного метода амортизации можно увеличить расходы в налоговом учете и таким образом легально уменьшить прибыль, особенно если оборудование является дорогостоящим.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Создание резервов в налоговом учете также позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль путем уменьшения авансовых платежей и получения отсрочки по уплате налога, однако предприятия также не спешат создавать резервы для целей налогового учета расходов.
Списание для целей налогового учета расходов, а следовательно и для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, должно обязательно быть подкреплено сопутствующими первичными документами. Чем больше документов, тем лучше для признания расходов.
Действующий порядок налогообложения прибыли предполагает, помимо регистрации и систематизации хозяйственных операций по методологии бухгалтерского учета, выполнение бухгалтером целого комплекса учетно-расчетных действий для правильного исчисления налоговых обязательств организации, прежде всего по налогу на прибыль. Это связано с разделением требований бухгалтерского учета и методологии налогообложения на протяжении последнего десятилетия.
Однако, правильное отражение в бухучете операций, связанных с формированием финансовых результатов, не означает достоверность этих финансовых результатов для налоговых целей, поэтому возникает необходимость организовать дополнительные учетные процедуры, обеспечивавшие правильность определения налоговой базы по налогу на прибыль, т.е. вести «учет для целей налогообложения». По мере того как порядок исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий все больше отличался от требований бухгалтерского учета в части определения финансового результата от финансово – хозяйственной деятельности организации, остро встал вопрос о необходимости разделения бухгалтерского и налогового учета.
При этом в основном предлагались 2 модели:
Параллельное существование систем бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных, независимых учетных процессов.
Единая система бухгалтерского учета, в рамках которой собирается, группируется и обобщается информация, необходимая для корректного определения величины обязательств, в том числе по налогу на прибыль.
Порядок налогообложения прибыли с 01.01.02 г. устанавливает необходимость создания системы налогового учета, фактически параллельно существующей наряду с системой бухгалтерского учета.
Дадим характеристику основных принципов организации такой системы.
1. Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основе данных налогового учета, если гл. 25 предусмотрен иной порядок группировки и учета объектов хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от установленного правилами бухгалтерского учета. Поскольку налоговая база формируется на основе данных именно налогового учета, недостаточно вести учет в налоговых целях только в случаях возникновения отклонений показателей, исчисленных по данным бухучета и налогообложения. Каждый факт хозяйственной деятельности, связанный с формированием доходов, должен быть оценен и зарегистрирован дважды: по методологии бухгалтерского учета и налогообложения.
2. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы. Таким образом, информационной базой как бухгалтерского, так и налогового учета являются первичные документы. Так, согласно п. 1 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Определение налогового учета, приведенное в ст. 313 НК РФ также указывает на то, что налоговый учет ведется на основе первичных документов, сгруппированных в установленном Кодексом порядке. Таким образом, информационная база бухгалтерского и налогового учета едина. Отличие состоит в способах и приемах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствии с конкретными целями: достоверным отражением фактов финансово – хозяйственной деятельности организации или корректного исчисления ее налоговых обязательств согласно установленному порядку.
3. Аналитические регистры бухгалтерского учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за налоговый период, сгруппированных в соответствии с настоящей главой, без отражения на счетах бухгалтерского учета. Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Заметим, что в отличие от аналитических регистров бухгалтерского учета, которые только группируют детальную информацию об объектах учета, регистры налогового учета, по Кодексу, являются сводными формами, т.е. в них предполагается не только детализировать, но и обобщать данные учета, на основании которых уже составляется расчет налоговой базы.
4. Регистры и порядок отражения в них данных разрабатываются плательщиками самостоятельно и устанавливаются учетной политикой. Данное положение вызывает целый ряд вопросов
5. Нормы и правила налогового учета применяются последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Изменения учетной политики применяются с начала нового налогового периода.
6. Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы при составлении расчета налоговой базы было возможно выделить из общей суммы доходы от следующих операций:
от реализации товаров собственного производства, имущества, имущественных прав;
от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
от реализации покупных товаров;
от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
от реализации основных средств;
от реализации товаров обслуживающих производств и хозяйств.
Согласно ст. 313 НК РФ целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, и обеспечение пользователей информацией для контроля за правильностью исчисления, полнотой исчисления и уплаты в бюджет налога.
Анализ положений, регламентирующих порядок ведения налогового учета, показывает, что при исчислении налоговой базы на основании данных налогового учета недостаточно учитывать только отклонения от методологии бухгалтерского учета, поскольку налоговая база по налогу на прибыль определяется на основе данных налогового учета. Большинство фактов хозяйственной деятельности так или иначе связаны с формированием доходов и расходов организации, следовательно, для правильного исчисления налоговой базы возникает необходимость дублирования регистрации этих фактов в учете, даже если их оценка и момент признания в бухгалтерском и налоговом учете совпадают.
Для построения системы налогового учета доходов организации целесообразно выделить уже существующие подходы к организации учета хозяйственных операций в налоговых целях организациями и индивидуальными предпринимателями.
2.3 Учет финансовых результатов деятельности
Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки, а по кредиту – прибыли организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.
На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:
прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90;
сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91;
начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается.
При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли отчетного года списывается со счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль».
Построение аналитического учета по счету 99 должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
2.4 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета отражается в методике расчета текущего налога на прибыль.
Ведение бухгалтерского и налогового учета при общей системе налогообложения включает следующие виды работ:
проведение бухгалтерской и налоговой экспертизы документов, предоставляемых Клиентом для целей бухгалтерского и налогового учета;
обработку первичной учетной документации;
выполнение расчетов: по оплате труда работников Клиента – ежемесячно; налогов и взносов, связанных с оплатой труда и выплатами иного характера в пользу физических лиц – ежемесячно; прочих налогов и сборов – один раз за отчетный период в срок, не позднее, чем за 3 дня до установленной законодательством даты соответствующего платежа; износа основных средств и нематериальных активов – ежемесячно; фактической себестоимости оказываемых Клиентом услуг – ежемесячно; финансовых результатов деятельности Клиента – ежемесячно;
оформление в электронном виде и на бумажных носителях учетных документов Клиента: расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы – ежемесячно; журнала регистрации платежных ведомостей; актов ввода в эксплуатацию убытка.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2. Расчет условного дохода и расхода
УР = Бухгалтерская прибыль х 24%
Д 99 К 68
УД = Бухгалтерский убыток х 24%
Д 68 К 99
2 этап:
Выявление разниц между суммами, отраженными на счетах бухгалтерского учета и суммами, принимаемыми в налоговом учете.
3 этап:
Расчет корректирующих показателей:
Таблица 3. Расчет корректирующих показателей
Разницы х 24%
показатели:




ПНО – постоянное налоговое обязательство
Д 99 К 68


ПНА – постоянный налоговый актив
Д 68 К 99


ОНО – отложенное налоговое обязательство
Д 68 К 77


ОНА – отложенный налоговый актив
Д 09 К 68
4 этап:
Корректировка налогового убытка:
Таблица 4. Корректировка налогового убытка
Отложенный налоговый убыток = налоговый убыток х 24%
Д 09 К 68
5 этап:
Расчет текущего налога на прибыль в бухгалтерском учете предприятия определяется по формуле:
ТНП = УР + ПНО – ПНА + ОНА – ОНО
Показатели расчетов налога на прибыль представлены следующей формой:
Таблица 5. Показатели расчетов налога на прибыль
Разницы
Разницы
Обяза-тельства и активы
Обяза-тельства и активы
В отчетном периоде
В будущем периоде
Характеристика
Постоянные разницы
Положительные
ППР
ППР*24%
= ПНО
Постоянное налоговое обязательство
Дт 99
Кт 68
__
Расходыв бухучете большерасходов в налоговом учете.
Доходыв бухучете меньшедоходов в налоговом учете


Отрицательные
ОПР
ОПР*24%
= ПНА
Постоянный налоговый
актив
Дт 68
Кт 99
__
Расходыв бухучете меньшерасходов в налоговом учете.
Доходы в бухучете большедоходов в налоговом учете
Временные разницы
Временные вычитаемые разницы
ВВР
ВВР*24%
= ОНА
Отложенный налоговый актив
Дт 09
Кт 68
Вычет НОП
Дт 68
Кт 09
Расходы в бухучете большерасходов в налоговом учете.
Доходыв бухучете меньшедоходов в налоговом учете


Временные
Налогооблага-
емые разницы
ВНР
ВНР*24%
= ОНО
Отложенное налоговое обязательство
Д 68
К 77
Налогооб-ложение НОП
Дт 77
Кт 68
Расходыв бухучете меньшерасходов в налоговом учете.
Доходыв бухучете больше доходов в налоговом учете
Непосредственно взаимосвязь показателей расчетов налога на прибыль можно представить обобщенной таблицей:
Таблица 6. Взаимосвязь показателей
БП
Бух прибыль
БУ
Бух
убыток


+ППР    продолжение
--PAGE_BREAK--


– ОПР


+ВВР


– ВНР
=НП
Налоговая прибыль
=НУ
Налоговый убыток
*24%
*24%
*24%
*24%
*24%
*24%
*24%
*24%
УР
Условный расход
УД
Условный доход


+ПНО


– ПНА


+ОНА


– ОНО
=ТНП
Текущий налог на прибыль
=ТНУ
Текущий
Налоговый
убыток
99–68
68–99
99–68
68–99
09–68
68–77
Ск 68
Сд 68
2.5 Анализ российских стандартов и МСФО в области учета доходов
В настоящее время в Российской Федерации применяется принятая в международной практике система учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Основной задачей сейчас является разработка и внедрение в практику предприятий специального Плана счетов, который позволит:
давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;
собирать в обобщенном виде информацию о затратах предприятия, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально-бытовым обслуживанием работников;
отражать наличие и движение денежных средств в национальной и иностранной валюте, находящихся на расчётных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;
обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной деятельности и др.
При разработке Плана счетов исходили их того, что учёт капитала осуществляется в организациях, обособленных в имущественном и организационном отношениях от других организаций их собственников. При этом предполагалось, что учёт ведётся на предприятии, которое не предполагает прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, были законодательно реализованы основные принципы обособленности, непрерывности деятельности предприятия и непротиворечивости, принятые в международной практике.
Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России более широко трактует данную цель, акцентируя внимание на то, что отчетность должна, прежде всего, отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО, хотя следует отметить, что на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.
Одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.
Вторым главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций. В Приложении 4 курсовой работы приведён сравнительный анализ концептуальных основ бухучёта в международной и российской практике.
Резюмируя различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и российским законодательством, можно сделать следующие выводы:
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
В российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО;
В российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;
Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте;
Присутствуют различия в терминологии.
В соответствии с МСФО элементы отчетности могут оцениваться в учете, используют следующие методы:
Фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость;
Текущая или восстановительная стоимость;
Возможная стоимость продажи или погашения;
Дисконтированная или приведённая стоимость.
Элементами, отражающими финансовые результаты предприятия, являются доходы и расходы. Доход – это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Необходимо отметить большую схожесть трактовок дохода предприятия в Концепции, ПБУ 999. Аналогично МСФО в ПБУ 999 отмечается условность отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других. В ПБУ 999 критерии признания выручки включают пять пунктов, которые распространяются на все виды выручки. Сравнительный анализ этих критериев приведен в Приложении 5.
В целом данные определения являются схожими, хотя в отношении первого критерия следует отметить, что моменты перехода значительных рисков и перехода юридических прав могут различаться. ПБУ не предусматривает анализ существенных рисков, связанных с собственностью на товары.
Принятый в МСФО подход призван устранить излишне широкую интерпретацию стандартов, а также ситуации, когда в публикуемой финансовой отчетности содержится указание, что она подготовлена в соответствии с МСФО, хотя на самом деле не все требования стандартов соблюдены. Чаще всего подобные ситуации возникают в отношении требований по раскрытию информации.
3. Порядок учета доходов на предприятии «КДВ Минусинск»    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.1Организационно-экономическая оценка деятельности предприятия ООО «КДВ Минусинск»
Общество с ограниченной ответственностью «КДВ Минусинск» является юридическим лицом – коммерческой организацией, уставный капитал которого разделён на доли определенных размеров учредительными документами, создано на основании ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», для осуществления хозяйственной деятельности. Местонахождение: 662605, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Крекерная, дом №8. Генеральный Директор – Зуккель О.Н.
Предприятие начало свою историю в 1991 г., имеющим тогда всего лишь один крекерный цех, входящий в состав «Минусинской кондитерской фабрики». В апреле 1992 г. цех отделился в самостоятельное предприятие ООО «КДВ Минусинск», в 1995 г. началось строительство нового цеха. В 1996 г. были внедрены линии Итальянской фирмы «Cipa» для выпуска мучных изделий. В 2003 г. освоена и запущена в производство технология по приготовлению бисквитных рулетов, а в 2004 – линия по производству печенья с начинкой. Ассортимент продукции насчитывает более 80 наименований. Выпуск за 2008 г. составил 18479,5 тонн готовой продукции.
В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом на исследуемом предприятии понимается комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок: формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции, транспортировка к месту продажи или назначения, организация расчетов за нее. Главная цель сбыта продукции на предприятии – реализация экономического интереса производителя на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Доставка продукции производится автотранспортом и железнодорожным транспортом. Отгрузка ведется по направлениям: Центральный федеральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, и Дальневосточный федеральные округа.
Внешняя среда включает в себя факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды предприятия ООО «КДВ Минусинск» представлена на рис. 1.
/>развитие технологий
/>/>законодательная база органы власти
/>конкуренты требители
/>/>поставщики
/>

/>/>/>/>

демографический
уровень фактор эконом. развития
социальный культура
уровень
Рис. 1 – Характеристика внешней среды ООО «КДВ Минусинск»
При подготовке плана продвижения продукции предприятия на рынке предусматриваются события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели. Специалисты предприятия заранее и продумывают способы предотвращения возможного ущерба. Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов, названная «Анализ STEP-факторов». STEP – факторы внешнего окружения предприятия ООО «КДВ Минусинск» представлены на рисунке Таблицы 7.
Таблица 7. Внешнее окружение ООО «КДВ Минусинск»
структура конкуренции
технологический фактор
договорные обязательства
рынок
ООО «КДВ Минусинск»
цены
социальный фактор
технологический фактор
политический фактор
В процессе выполнения намеченных действий, как по сбыту продукции, так и по установкам целей, предприятием контролируются и анализируются получаемые результаты и эффект, при необходимости осуществляется корректировка программ, организационного обеспечения предприятия.
Рис. 2. Модель стратегического управления предприятия
За несколько лет своей деятельности предприятие ООО «КДВ Минусинск» добилось весомых результатов. Так, за участие в Международном профессиональном конкурсе «Продукт 2001», проводимом в г. Москве, комбинату вручен диплом участника и серебряная медаль за печенье «Экстра Малышок» йодсодержащий, с использование права включать в состав расходов отчетного периода для целей исчисления налога на прибыль расходы на капитальные вложения в размере 10 процентов первоначальной стоимости основных средств.
Порядок создания и использования различных резервов для целей исчисления налога на прибыль при принятии решения об их создании.
Порядок формирования себестоимости продукции для целей налогообложения руководствуясь положениями статей 319 и 320 Налогового Кодекса РФ.
Порядок признания в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль нормируемых расходов, таких как представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование и т.п. Утверждённые внутрикорпоративные нормы признания таких расходов должны находиться в пределах, определённых Налоговым Кодексом.
Исследуемое предприятие пользуется заёмными средствами, в таком случае существует необходимость вести учет расчётов по полученным займам в Учётной политике. «Хозяйствующие субъекты имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их величину с помощью системы кредитования и расчетов».
Для того, чтобы Учётная политика была действительно эффективной, на предприятии применяется системный подход, тщательный анализ налогового и бухгалтерского законодательства.
Налоговый план предприятия ООО «КДВ Минусинск» имеет следующие разделы: календарь налогоплательщика; перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации мероприятий, исполнители, ресурсы, необходимые для реализации график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам; график повышения квалификации специалистов налоговой сферы; иные вопросы.
Важным этапом постановки налогового планирования на предприятии ООО «КДВ Минусинск» является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных. Данная работа состоит: в сборе и обработке практического опыта по внедрению мероприятий по налоговой оптимизации; в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования; в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов. Доходы предприятия для целей налогообложения учитывается в соответствии со статьей 249 НК РФ «Доходы от реализации» и статьей 250 НК РФ «Внереализационные доходы».
Таблица 8. Состав доходов предприятия для целей налогообложения
Вид доходов
Состав доходов предприятия
Доходы от реализации товаров
Доходом признается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав.
Внереализационые доходы
от долевого участия в других организациях;
от операций купли-продажи иностранной валюты; возникает, когда курс продажи выше официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки;
в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
от сдачи имущества в аренду;
от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета;
в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;
в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав;
в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;
в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации
основных средств;
в виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению;    продолжение
--PAGE_BREAK--
в виде сумм, на которые в отчетном периоде произошло уменьшение уставного капитала организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам организации;
суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.
В следующем пункте курсового проектирования целесообразно будет рассмотреть документальное оформление операций по учету доходов предприятия ООО «КДВ Минусинск».
3.4 Документальное оформление операций по учету доходов на предприятии
Первичные данные о хозяйственной деятельности предприятия являются входом в систему бухгалтерского учета, где происходит обработка полученных сведений. Документ – это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции.
Документальное оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально-ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины.
Система документальной регистрации первичных данных о состоянии и движении имущества предприятия отвечает следующим требованиям:
своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;
простота регистрации и обработки первичной информации, приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки;
рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.
При проверке предприятия ООО «КДВ Минусинск» налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Именно исходя из проверки имеющихся документов налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом. Главный бухгалтер предприятия уделяет особое внимание документальному оформлению хозяйственных операций по приемке, складскому учету и движению товара, в особенности, если товар перемещается между структурными подразделениями предприятия.
Несвоевременное оформление или не оформление произведенных операций запутывает бухучет и негативно сказывается на расчетах с бюджетом. Неверно оформленные документы не позволяют предприятию правильно определить налогооблагаемую базу и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией. Итог этих разногласий практически всегда легко предсказать – финансовые санкции по отношению к предприятию. Чтобы избежать ситуации, при которых предприятию придется доказывать свою правоту руководство предприятия ООО «КДВ Минусинск» обращает пристальное внимание на правильность документального оформления хозяйственных операций.
Подготовка первичной налоговой информации на предприятии ООО «КДВ Минусинск» – это трудоемкий процесс, на который затрачивается более половины рабочего времени. Поток документов, обрабатываемый бухгалтерами, достаточно велик. Поэтому ведение учетных работ путем использования современных компьютерных программ является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителем предприятия.
Первичный документ на предприятии должен иметь обязательные реквизиты. Если форма документа для отражения каких-либо фактов хозяйственной деятельности не предусмотрена альбомом унифицированных форм, первичный учетный документ разрабатывается самостоятельно. При разработке документа учитываются требования пункта 13 Положения №34н, а также статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые устанавливают определенные требования к составлению документа. В частности первичный учетный документ будет принят к учету только в том случае, если он содержит следующие обязательные реквизиты, рассмотренные далее.
Наименование документа. В наименовании заключается содержание хозяйственной операции, которая подлежит отражению в учете и бухгалтер организации не должен принимать к учету документы с нечетким наименованием либо вовсе без наименования, а также сам составлять подобные документы. Унифицированные формы первичных учетных документов содержат «Код формы», представляющий собой семизначный номер документа по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности, который печатается в правом верхнем углу документа. В самостоятельно разработанном документе может не содержаться реквизита «Код формы», однако, в случае обработки документа с помощью средств вычислительной техники, наличие данного реквизита необходимо и система кодировки разрабатывается организацией самостоятельно.
Дата составления документа. Этот реквизит позволяет определить конкретную дату совершения хозяйственной операции, указанной в наименовании документа или в самом документе.
Наименование организации, от имени которой составлен документ, что позволяет определить принадлежность документа конкретной организации.
Содержание хозяйственной операции, вытекающее из названия документа, например, накладной на внутреннее перемещение материалов оформляется только передача товарно-материальных ценностей из одного структурного подразделения организации в другое и данным документом нельзя оформить никакую другую хозяйственную операцию.
Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Вообще в учете применяется натуральные, трудовые и денежные измерители. С помощью натуральных измерителей получают сведения об объектах учета в натуральных показателях, таких как меры длины, веса, площади, объема и других. С помощью трудовых измерителей:
устанавливается количество труда, затраченного на производство продукции, работ и услуг;
определяются такие показатели, как производительность труда, выполнение норм выработки;
начисляется заработная плата.
Денежный измеритель является обобщающим, в нем выражаются все показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления. Как правило, конкретный работник организации совершает тот или иной вид хозяйственных операций на основании установленной должностной инструкции и указания должности лица, совершившего операцию, служит для контроля над правомерностью совершения операции.
Личные подписи указанных лиц и их расшифровки. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель предприятия по согласованию с главным бухгалтером.
Помимо обязательных реквизитов в документ могут быть введены дополнительные реквизиты, не являющиеся обязательными, такие как номер документа, адрес организации, основание совершения хозяйственной операции и другие.
Самостоятельно созданные документы на предприятии достоверно описывают хозяйственные операции, обеспечивают пользователей необходимой и достоверной информацией, должны быть удобны для обработки и хранения и не должны дублировать другие первичные документы.
Руководитель предприятия, по согласованию с главным бухгалтером, утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, при этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются им и главным бухгалтером.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия ООО «КДВ Минусинск». Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции. Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.
Заключение
Исследовав теоретические основы ведения бухгалтерской отчетности, рассмотрев состав и требования, предъявляемые к показателям отчетности на исследуемом предприятии ООО «КДВ Минусинск», можно с уверенностью констатировать, что бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения и организации расчетов.
Обобщая полученные в результате исследования новаций в банковской сфере, можно сделать основные заключительные выводы:
1. В процессе своей деятельности предприятия несут расходы с целью получения доходов. Доходы, полученные от деятельности хозяйствующих субъектов, подлежат налогообложению.
Неправильное отражение доходов и расходов от совершаемых хозяйственных операций приводит к нарушению налогового законодательства. Поэтому бухгалтеру необходимо правильно отражать по методу начисления доходы и расходы, возникающие в результате финансово – хозяйственной деятельности субъекта.
2. Доход – это денежные средства или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности. Доходы – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшение обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с вкладами собственников.    продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Состав бухгалтерской отчетности как наиболее достоверного и предсказуемого источника информации в той или иной степени регулируется различными нормативными документами.
4. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
5. Действующий порядок налогообложения прибыли предполагает, помимо регистрации и систематизации хозяйственных операций по методологии бухгалтерского учета, выполнение бухгалтером целого комплекса учетно-расчетных действий для правильного исчисления налоговых обязательств организации, прежде всего по налогу на прибыль.
6. Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
7. Отчетность на предприятии ООО «КДВ Минусинск» – система сводных показателей о финансовом состоянии предприятия. Она представляет собой заключительный этап всего учетного процесса и является способом периодического обобщения данных текущего учета.
8. Важным этапом постановки налогового планирования на предприятии ООО «КДВ Минусинск» является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.
9. Первичные учетные документы на предприятии составляются в момент совершения хозяйственной операции. Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.
В ходе исследования теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета доходов современного предприятия, автором были получены следующие основные результаты:
Рассмотрено значение и состав бухгалтерской отчетности на современном предприятии, состав и содержание, требования, предъявляемые к ней.
Охарактеризованы теоретические аспекты учета доходов предприятия. Приведено сравнение российских стандартов и МСФО в области учета доходов.
Проанализирован порядок учета доходов на предприятии «КДВ Минусинск», особенности налогового и бухгалтерского учета, документальное оформление.
Резюмируя вышесказанное, следует заключить, что бухгалтерский учет формирует информацию о финансовой деятельности субъекта, необходимую для управления предприятием на основе учетной информации о доходах и расходах. На основании правильного отражения сведений на счетах бухгалтерского учета вырабатываются мероприятия по предупреждению негативных явлений, по повышению рентабельности предприятия, усилению контроля за состоянием актива, капитала и обязательств. Следовательно, в условиях рыночной экономики важное значение приобретает своевременный и правильный учет доходов и расходов предприятия.
Список использованной литературы
ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129 – ФЗ;
ПБУ 12008 «Учет договоров строительного подряда»;
ПБУ 399 «Бухгалтерская отчетность организации»;
ПБУ 501 «Учет основных средств»;
ПБУ 701 «Условные факты хозяйственной деятельности»;
ПБУ 999 «Расходы организации»;
ПБУ 112000 «Информация по сегментам»;
ПБУ 1402 «Информация по прекращаемой деятельности»;
ПБУ 1702 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
ПБУ 1903 «Информация об участии в совместной деятельности»
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;
Словарь «Борисов А.Б.» Большой энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
Гетьман В.Г. Финансовый учет. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 350 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2007. – 218 с.
Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет. – М.: ФБК-Пресс, 2006.– 10 с.
Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 17 с.
Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: МарТ, 2006. – 19 с.
Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. – М.; Юнити, 2003. – 24 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :