--PAGE_BREAK--По договоренности (после согласования способа оплаты) экспедитор может получить груз непосредственно у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счет-фактура).
Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.
При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.
Вместе с поступившим грузом в адрес покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствии таковых (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счет №002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.
На этом счете материалы, принятые на ответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступят документы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адрес или реализации на месте.
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
Независимо от оплаты и доставки, порядок оприходования материальных ценностей должен отвечать определенным требованиям. При любом варианте получения материальных ценностей у поставщика и любом варианте доставки, их предъявляют кладовщику для оприходования. Приемка на складе производится методом прямого счета, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов, составляется приемный акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия, кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер или приемную фактуру в двух экземплярах. Вместо выписки приходных ордеров кладовщик может поставить на сопроводительный документ (если их поступило 2 экземпляра) штамп, удостоверяющий получение [22, c 230].
Экспедитор все документы, по доставленным на склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдает в бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчета за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета – фактуры), так и факт сдачи их на склад (приёмная фактура, приходный ордер), либо передачи в производство (требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдением материально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности. Материалы на складах учитываются в карточках учета материалов (Типовая межотраслевая форма № М-17), открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываются наименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учетная цена, балансовый счет, норма запаса и другие данные.
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками – предмет исследования
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [3].
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты [3]:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
а) полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
б) товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
в) излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
г) полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [14].
Подряд относится к договорам, в которых необходимо четкое определение сроков выполнения работ, особенно при больших их объемах. Это способствует ритмичному ходу работ и своевременному их завершению, а также позволяет заказчику проверять ход работ и принимать меры к их надлежащему выполнению [18, c. 26].
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Начальный и конечный сроки выполнения работ являются существенными условиями договора подряда, при отсутствии этих условий договор подряда признается незаключенным (статья 432 ГК РФ). Следует иметь в виду, что сроки работ могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. [14].
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Если при приеме ценностей от поставщика выявлено их несоответствие договору (по количеству, качеству, ассортименту и т.п.), то на основании акта, составленного при приемке ценностей, предъявляется претензия поставщику.
Для учета финансовых последствий за нарушение условий договоров счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»). По дебету этого субсчета отражаются претензии предъявленные:
а) К поставщикам, подрядчикам или транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов условиям договора, а также при обнаружении арифметических ошибок.
б) К поставщикам товарно-материальных ценностей за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям или заказу.
в) К поставщикам, транспортным организациям и другим организациям за недостачи груза в пути сверх норм естественной убыли
г) За брак и простои, возникшие по вине поставщиков в суммах, признанных ими или присужденных судом.
д) По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков за несоблюдение обязательств в размерах, признанных или присужденных судом.
За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [21, c. 121].
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.
2. ООО «СМУ Капстрой» — экономический субъект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «СМУ Капстрой»
Предприятие «СМУ Капстрой», согласно действующему законодательству признается обществом с ограниченной ответственностью, которое действует на основании устава и законодательства РФ.
Предприятие ООО «СМУ Капстрой» зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара, свидетельство о регистрации № 15082 от 17 января 2001 года.
Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «СМУ Капстрой»; сокращенное наименование — ООО «СМУ Капстрой»
Место нахождения (почтовый адрес) организации: Россия, Краснодпрский край, 350001, г. Краснодар, Центральный административный округ, ул. Фурманова, 1.
Основными целями деятельности общества являются: удовлетворение потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций в услугах, работах и товарах, реализация социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и получение прибыли.
Основной вид деятельности:
- Строительство;
- Строительно-монтажные работы.
Предприятие имеет лицензию «Строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственными стандартами ГСЗ-23-02-27-0-2309074192-012871-3» ВЫДАНА 13.06.2006
Предприятие имеет собственную производственную базу площадью 1,4 Га. На территории базы находится офисное здание, складские помещения, автостоянка, ремонтные мастерские, производственные цеха.
Численность работников на данный момент составляет более 150 человек.
Структуру предприятия можно проследить, используя рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура предприятия
Главный бухгалтер подчиняется директору.
Главный инженер подчиняется директору и руководствуется в своей работе должностной инструкцией и нормативной документацией в строительстве.
Главному инженеру подчиняются: инженеры ПТО, прорабы и начальники участков, строители и обслуживающий персонал предприятия. Численность производственно-технического отдела 15 человек.
Предприятие обладает собственными цехами на территории производственной базы: столярный, сварочных работ, слесарный.
Транспортный отдел курирует главный механик.
Предприятие имеет в собственности 25 единиц спецтехники для выполнения различных строительно-монтажных работ: экскаваторы, бульдозеры, камазы-самосвалы, бортовые самосвалы, грейдеры, автокраны, катки погрузчики и прочую технику.
Главному механику подчиняются: водители, слесари и технический персонал, обслуживающий технику.
Предприятие имеет собственные складские помещения, оборудованные для хранения строительных материалов и запчастей для техники, площадью около 800 метров квадратных.
С 2001 года по 2006 год предприятие находилось на учете в МИ ФНС №3 г. Краснодара, в связи с приобретением земельного участка (производственной базы) предприятие перешло в Тахтамукайскую налоговую инспекцию.
Общество является одним из крупных налогоплательщиков Республики Адыгея, ООО «СМУ Капстрой » сотрудничает с такими организациями, как ОАО «Кубаньенерго», ООО «ИКЕА МОС», ООО «Зеленый дом», ООО «Девелопмент Юг».
ООО «СМУ Капстрой» оказывает благотворительную помощь детским садам и школам Республики Адыгея и благотворительным организациям.
В 2007 году предприятие разработало инвестиционный план развития предприятия по жилищному строительству.
На сегодняшний день ООО «СМУ Капстрой» построило в поселке Яблоновском один 50-ти квартирный и два 16-ти квартирных жилых дома. В стадии строительства находятся еще два 75-ти квартирных жилых дома.
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать собственную деятельность. Оно подразумевает достаточное количество финансовых ресурсов, необходимых для того, что бы обеспечить функционирование организации, чтобы наиболее эффективно их использовать. Также это включает в себя различное сотрудничество с другими физическими и юридическими лицами, для которых важна финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия [19, c. 543].
Основными источниками о финансово-хозяйственной деятельности ООО «СМУ Капстрой» были: годовая отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»), Устав, Копия приказа об Учетной политике.
продолжение
--PAGE_BREAK--Одним из первых, что необходимо сделать для определения финансовой устойчивости предприятия – это провести сравнительный аналитический баланс предприятия, который представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Сравнительный аналитический баланс
Как видно из данных, представленных в таблице 1, в общей своей совокупности активы организации возросли на 21506 тыс. р., но при этом произошло значительное увеличение объема внеоборотных активов – на 26425 тыс. р., или на 122,9%, и сокращение оборотных активов на 4919 тыс. р., или на 22,9%. Можно сделать вывод, что за отчетный период во внеоборотные средства было вложено средств в шесть раз больше, чем за предыдущий. Это стало возможным за счет перераспределения средств из оборотных во внеоборотные. Также из-за увеличения незавершенного строительства на 23591 тыс. р., и основных средств на 2834 тыс. р., а денежные средства наоборот уменьшились на 1439 тыс. р.
В целом необходимо сказать, что структура совокупных активов характеризуется значительным превышением доли внеоборных активов в их составе, составляющих почти 75%, к тому же их доля в течение года увеличилась на 48,6%.
Что касается пассивной части баланса, то в ней преобладают краткосрочные обязательства, причем их доля в общем объеме составляет 77%, но она в течение года приобрела тенденцию к снижению, которое составило 7,5%, что также положительно характеризует деятельность организации.
Нужно обратить внимание, что увеличение задолженности произошло по всем направлениям кредиторских расчетов. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам составляет 48,5%, что можно объяснить увеличением готовой продукции и незавершенного строительства в составе активов организации. Поскольку статья незавершенное производство не участвует в производственном обороте, значит, в определенных условиях увеличение ее доли может негативно влиять на результативность финансово-хозяйственной деятельности.
Увеличение нераспределенной прибыли на 6568 тыс. р. может свидетельствовать о перспективе пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности в будущем. Что в дальнейшем может способствовать увеличению финансовой устойчивости организации.
Поскольку в состав активов организации не входят материальные средства, то можно сделать вывод, что организация не пытается развивать инновационную деятельность.
Зато, судя по тому, что происходит увеличение удельного веса производственных запасов можно сделать вывод о наращивании производственного потенциала организации, но в тоже время о нерациональности существующей в организации хозяйственной стратегии, поскольку большая часть активов сосредоточена в запасах, чья ликвидность может оказаться не высокой.
Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Данные о ликвидности баланса ООО «СМУ Капстрой» отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2Анализ ликвидности баланса
Если судить по таблице, то можно сделать вывод о том, что баланс организации обладает недостаточной ликвидностью и отличается от абсолютной ликвидности.
А1
А2
А3 > П3
А4 > П4
Если рассмотреть первые два неравенства, можно сделать вывод, что в ближайшие к рассматриваемому моменту 6 месяцев организации не получится улучшить свою платежеспособность.
За анализируемый период сильно вырос недостаток наиболее ликвидных активов, предназначенных для покрытия наиболее срочных обязательств. На начало периода отношение было 0,1, что не является теоретически достаточным значением для коэффициента срочности, который должен быть не меньше 0,2. А за рассматриваемый период он не только не увеличился, но даже еще сильнее уменьшился до 0,0064. Следовательно, к концу 2007 года организация могла оплатить только 0,64% своих краткосрочных обязательств, что говорит об очень стесненном финансовом положении. Причиной этого могло служить то, что согласно аналитическому балансу краткосрочные обязательства довольно сильно и быстрыми темпами увеличились, в отличие денежных средств, которые снизились.
Необходимо отметить, что третье неравенство, показывающее перспективную ликвидность, отражает некоторый платежный излишек.
Однако коэффициенты ликвидности являются довольно приблизительными, и поэтому для более детального анализа состояния организации следует рассчитать коэффициенты платежеспособности. Платежеспособность – это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности его финансового состояния. [17, c. 738]. Исходя из данных баланса в ООО «СМУ Капстрой» коэффициенты, характеризующие платежеспособность, отражены в таблице 2.3.
Все коэффициенты, представленные в таблице, далеки от нормальных, и к концу рассматриваемого периода они только ухудшаются, что является отрицательной тенденцией деятельности организации. К концу отчетного периода организация могла оплатить лишь 0,5% своих краткосрочных обязательств, что является отрицательным знаком для поставщиков, поскольку именно коэффициенту абсолютной ликвидности они уделяют наибольшее внимание.
Таблица 2.3
Финансовые коэффициенты платежеспособности
Коэффициент текущей ликвидности – главный показатель платежеспособности, и поскольку этот коэффициент довольно сильно отличается от нормы, то можно сделать вывод о высоком финансовом риске, связанным с тем, что организация не в состоянии оплатить свои счета. Ситуация осложняется к тому же снижением оборачиваемости оборотных средств. Это может стать опасной угрозой для финансовой стабильности организации.
2.3 Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики
Бухгалтерский учет на ООО «СМУ Капстрой» ведется в соответствии с Федеральным законом «О Бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, Приказ №94 от 31.12.00 г.
Функции ведения бухгалтерского учета в ООО «СМУ Капстрой» возложены на бухгалтерию, организационная схема которой представлена на рис 2.2.
Рис. 2.2 Организационная структура бухгалтерии
Главный бухгалтер подчиняется директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством: Налоговым кодексом РФ, нормативными документами, регулирующим бухгалтерский учет и налогообложение в Российской Федерации.
ООО «СМУ Капстрой» имеет собственную службу бухгалтерского учета. Численность учетного персонала 4 человека.
Главный бухгалтер, назначаемый директором общества, вместе с директором общества являются распорядителями средств и несут ответственность за состояние финансовой и статистической отчетности согласно действующему законодательству.
Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с помощью программы «1С — Бухгалтерия». План счетов разработан в соответствии с новым Планом счетов.
Формирование учетной политики следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения [26, c. 8].
С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время, часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записке при сдаче годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение, как для самой организации, так и для внешних пользователей.
Основными принципами учетной политики считаются — полнота, своевременность, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность, приоритет содержания пред формой, имущественная обособленность организации [3].
Согласно принятой учетной политике в ООО «СМУ Капстрой» при начислении амортизации объектов основных средств, в бухгалтерском учете применяется линейный способ. В соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
В большинстве случаев бухгалтеры стараются начислять амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учет одинаково, т.е. линейным способом, поскольку это объясняется нежеланием отражать разницы, возникающие по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Можно сделать вывод, что в ООО «СМУ Капстрой» придерживаются этого же метода, потому что в соответствии с учетной политикой организации налоговый учет ведется одновременно с бухгалтерским учетом
Также на предприятие при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии, их оценка производится по средней себестоимости, что не противоречит изменениям в ПБУ 5/01, внесенным приказом Минфина РФ от 26 марта 2007г. №26н. В котором говорится о том, что оценивать МПЗ по себестоимости последних по времени приобретений (способ ЛИФО) нельзя. В учетной политике применительно к материально-производственным запасам также необходимо указать, используются или не используются в бухгалтерском учете организации счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», однако в учетной политике ООО «СМУ Капстрой» об этом ничего не говорится.
продолжение
--PAGE_BREAK--Нужно отметить, что организацией было принято решение не создавать резервов, что не противоречит ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», поскольку создание резерва не является обязательным для ООО.
В учетной политике указано, что объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс.р. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Но в общей своей совокупности учетная политика ООО «СМУ Капстрой» соответствует стандартам ПБУ 1/98, в ней прописаны все основные положения предприятия. Но в 2009 году, организация будет пересматривать свою учетную политику, для того чтобы она соответствовала новому ПБУ 1/08, которое вступит в силу с 1 января 2009 года.
3. Метод обеспечения расходов с поставщиками и подрядчиками в ООО «СМУ Капстрой»
3.1 Документальное оформление
В соответствии с целью и предметом деятельности общество вправе осуществлять любые действия, не запрещенные действующим законодательством.
Согласно уставу ООО «СМУ Капстрой» одними из предметов его деятельности являются строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, а также торгово-закупочная деятельность, поэтому важно заметить, что для успешного управления строительной организацией необходимо знать, что производить, в каком количестве и во что обходится изготовление объекта строительства и т.д. В то же время, чтобы оптимально использовать трудовые, материальные, денежные, финансовые ресурсы организации необходимо наблюдать, измерять, контролировать и регистрировать все факты ее хозяйственной жизни. Такие сведения наиболее полно и достоверно можно получать с помощью системного бухгалтерского учета.
В настоящее время важнейшей целью бухгалтерского учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности строительной организации, необходимой управленческому персоналу для подготовки, обоснования и принятия решений.
Как уже упоминалось ранее, предприятие осуществляет торгово-закупочную деятельность, и, следовательно, приобретение материальных ценностей на стороне в соответствии с международными торговыми условиями «Инкотермо», которые установлены Международной торговой палатой, может осуществляться двумя вариантами.
В ООО «СМУ Капстрой» приобретение товарно-материальных ценностей на стороне осуществляется следующими двумя способами. В первом случае, предприятие назначает своего поверенного, которому выдается доверенность (форма №М-2), по которой он получает материальные ценности по договору поставки. На предприятие поверенными лицами в основном выступают водители. Все водители в организации являются материально ответственными лицами, с которыми заключены договора о материальной ответственности. И которые отвечают за сохранность от магазина до сдачи на склад. Доверенность заполняется согласно инструкции. При получении материалов водителю или представителю ООО «СМУ Капстрой» выдается счет фактура или накладная №ТОРГ-12, к ней прикладывается корешок, на котором ставится печать продавца. С этими документами представитель организации возвращается на склад и сдает материалы. Во втором – поставщики сами поставляют материальные ценности, а в бухгалтерии ООО «СМУ Капстрой» ставят печать на накладной. Материальные ценности сразу сдаются кладовщику, а чек направляется в бухгалтерию. На складе по полученной счет фактуре формируется накладная на приход материалов. Со склада материалы по внутренним накладным распределяются по подразделениям. На складе делается запись в складском журнале по движению материалов. Также по внутренним накладным они передаются прорабам, причем одна копия остается у них, а другая передается в бухгалтерию. В конце месяца прорабы готовят форму № М-29 «Материальные отчеты» и сверяют со складскими остатками. В конце года проводится инвентаризация.
Также в организации ведется журнал для прослеживания движения малоценных материалов (инструменты, перчатки, лопаты, ведра), т.е. то, что необходимо для работы в производстве, документы по которым тоже направляются в бухгалтерию для отчетности.
Все прорабы материально ответственные лица, поэтому несут ответственность даже за малоценные материалы. Сначала прорабы приходят на склад сверится со складом, что за ними осталось на конец месяца. Если какой-то инструмент оказался сломанным, то его возвращают на склад и составляют акт о списании. Этот акт составляется комиссией, которая состоит их трех человек: кладовщик, прораб и главный инженер, после чего акт передается в бухгалтерию для списания.
Если остатки на складе и в бухгалтерии не сходятся, то создается специальная комиссия, которая должна узнать на каком этапе были потери и внутренним приказом наказать виновных, часто сумма потерь вычитается из заработной платы виновного.
3.2 Синтетический и аналитический учет
Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета [3].
Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета [3].
План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на пассивном счете 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – ее уменьшение.
Кредитовое сальдо отражает суммы задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками. В некоторых случаях сальдо по счету 60 может быть и дебетовым, это означает, что товары числятся как товары в пути, то есть поставщик оплатил материальные ценности, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили.
Независимо от времени оплаты приобретенных материальных ценностей, принятых работ и потребленных услуг, все операции по их расчетам проводят по счету 60.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [21, c. 120].
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
Счет 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами:
4. Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг на основе акта оказанных услуг.
Дебет 20 «Основное производство»
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет 28 «Брак в производстве»
Дебет 29 «Обслуживание производства и хозяйства»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
5. Отражена задолженность поставщикам и подрядчикам за оказанные ими услуги и выполненные работы при реализации продукции. В соответствии с договором и актом оказанных услуг.
Дебет 44 «Расходы на продажу»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
1.Оплачены счета поставщиков и подрядчиков, выплачены авансы поставщикам и подрядчикам на основании счета.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 60 субсчет «Расчеты по поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 60 субсчет «Авансы и предоплаты»
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Аналитический учет по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” можно вести разными способами: на карточках суммового учета, по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60. Учет можно вести также по поставщикам, у которых остались незаконченные расчеты (сальдо) [16, c. 408].
В практической работе по расчетам с поставщиками и подрядчиками применяют журнал или книгу, которую заводят на квартал или больший учетный период в зависимости от количества расчетных операций. Записи в журнал производят по каждому платежному документы позиционным способом (вне зависимости от того, что расчеты производятся с одним и тем же поставщиком).
3.3 Пути совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками на ООО «СМУ Капстрой»
продолжение
--PAGE_BREAK--