--PAGE_BREAK--- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгупо установленной форме.
Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, согласно с Федеральным законом от 22 мая 2004 года № 54-ФЗ «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт «.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке) в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.
Для учета кассовых операций применяются типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форума КО-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 01 января 1999 года.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляютприходными и расходными кассовыми ордерами. Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов ведётся Книгу учета принятых и выданных кассиром денег.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией вжурнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).
На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, возлагается административный штраф на сумму от 4000 до 5000 рублей (п.15.1 КоАП РФ). На предприятие налагается штраф в размере от 40000 до 50000 руб.
В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.11.01 г. № 1050-У установлен предельный размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами на уровне 60000 рублей по одной сделке. При этом следует учитывать, что под сделкой в данном случае понимается один отдельный договор. Это уточнение действует с 1 июля 2003 года.
Для расчетов с физическими лицами предельный размер расчетов наличными не установлен.
Существенные ограничения по порядку осуществления кассовых операций устанавливает Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У « О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения». В соответствии с данным Указом организациям запрещено вносить из кассы наличные денежные средства непосредственно на расчетные счета других лиц ( юридических и физических ), минуя свой счет. За несоблюдение этого порядка налоговые органы накладывают на организацию штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса.
Организациям запрещена прямая выплата наличных денежных средств физическим лицам и организациям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты по контракту, выполнение которого было прекращено. За нарушение данного порядка налоговые органы налагают штраф в размере суммы наличных денежных средств, выданных через кассу организациям и физическим лицам.
Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем — перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.
В банке предприятию для хранения денежных средств и операций по расчетам открывают расчетный счет. Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами.
Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п.
При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).
Платежи по безналичным расчетам банк производит с согласия владельца расчетного счета. Лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам, по приказам арбитража, при погашении просроченных ссуд, списание денежных средств с расчетного счета производится без его согласия, то есть принудительно по инкассовому поручению.
Для того чтобы банк принял, выдал или осуществил операцию с безналичными денежными средствами, бухгалтер должен представить в банк специально оформленные документы, подписанные руководителем и главным бухгалтером предприятия, т.е. лицами, чьи образцы подписей представлены в банк.
Первичными документами, на основании которых осуществляются операции на расчетном счёте, являются:
- при наличных расчётах– это денежные чеки и объявление на взнос наличными;
- в случае безналичных перечислений– платёжные поручения, платёжные требования-поручения, расчётные чеки, аккредитивы, векселя.
1.3 Синтетический и аналитический учет операций с денежными средствами Для обеспечения учета наличия и движения денежных средств и хозяйственных операций, связанных с денежными средствами применяется система счетов бухгалтерского учета, предусмотренных в V разделе Плана счетов бухгалтерского учета «Денежные средства». Этот раздел включает счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса».
Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации.
Согласно существующему порядку к счету 50 «Касса» могут быть открыты следующие субсчета:
50-1 «Касса организации»
50-2 «Операционная касса»
50-3 «Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, включая оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Кассовые операции, записанные по кредиту счета 50 «Касса» отражаются в журнале-ордере № 1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.
Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
Ведение кассовых операций оформляется следующими проводками, представленными в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Типовая корреспонденция счетов по счету 50 «Касса»
№ п/п
Операции
Корреспондирующие счета
дебет
кредит
1
2
3
4
1
Поступления наличных денег от продажи продукции, основных средств, прочих активов
50
62,76,90,91
2
Поступления наличных денег со счетов в банках
50
51,52,55
3
Возврат в кассу ранее выданных авансов, излишне выплаченных сумм заработной платы, неизрасходованных подотчетных сумм
50
62,70,71,76
4
Поступления наличных денег в погашение задолженности по материальному ущербу и очередным платежам работников-заемщиков, по вкладам в уставный капитал организации, от квартиросъемщиков и по исполнительным документам
50
73,75,76
5
Поступления наличных денег от подразделений организации
50
79
6
Поступление в кассу процентов по векселям, дивидендов по ценным бумагам, доходов от долевого участия в других организациях и т.д.
50
76
7
Выявлены излишки в кассе
50
91
8
Поступления наличных денег в счет доходов будущих периодов (арендная плата авансом, плата за коммунальные услуги и т.п.)
50
98
9
Получены наличными краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, кредиты для выдачи займов работникам на индивидуальное жилищное строительство, приобретение квартир и т.п
50
66,67
10
Поступления наличных денег от заимодавцев по предоставленным ими краткосрочным и долгосрочным кредитам и другим привлеченным средствам, а также средствам целевого финансирования
50
66,67,86
1
2
3
4
11
Оплачены из кассы расходы по приобретению оборудования, требующего монтажа, объектов основных средств, материалов, товаров, а также расходы основных и вспомогательных цехов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, обслуживающих производств и хозяйств, будущих периодов, расходы по продаже, затраты по продаже готовой продукции, основных средств и прочих активов
07,08,10, 41,20,23, 225,26,29, 44,90,91, 97
50
12
Сданы из кассы денежные средства для зачисления на расчетный и валютный счета, для приобретения денежных документов и на денежные переводы
50,51,52,
55
50
13
Оплачены наличными краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, задолженность поставщикам по авансам полученным, различным внебюджетным фондам, бюджету, по отчислениям в социальные фонды
08,60,58, 68,69,76
50
14
Выданы из кассы заработная плата, подотчетные суммы, займы работникам, начисленные дивиденды сторонним работникам, суммы по исполнительным документам
70,71,73, 75,76
50
15
Выданы из кассы наличные денежные средства подразделениям организации
79
50
16
Оплачены из кассы некомпенсируемые расходы, связанные со стихийными бедствиями
99
50
17
Выявлена при инвентаризации кассы недостача денежных средств и денежных документов
94
50
18
Выданы из кассы суммы единовременной помощи работникам и другие выплаты за счет прибыли организации
91
50
19
Погашена задолженность по кредитам и заемным обязательствам наличными
66,67
50
20
Оплачены из кассы расходы, осуществленные за счет средств целевого назначения
86
50
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету которого записываются, остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежных расчетных документов.
Типовая корреспонденция счетов операций по счету 51 «Расчетные счета» представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — Типовая корреспонденция счетов по счету 51
«Расчетные счета»
№ п/п
Операции
Корреспондирующие счета
дебет
кредит
1
2
3
4
1
Денежные средства переведены из кассы на расчетный счет
51
50
2
Возвращены на расчетный счет не использованные суммы аккредитивов, чековых книжек и банковских карт
51
55
3
Зачислена выручка от покупателей и заказчиков за реализованную им продукцию, работы и услуги
51
62
4
Приняты авансы от покупателей и заказчиков
51
62
5
Выделены суммы полученных краткосрочных кредитов банков
51
66
6
Поступили средства краткосрочных займов
51
66
7
Зачислены на расчетный счет суммы полученных долгосрочных кредитов банков
51
67
8
Поступили средства долгосрочных займов
51
67
9
Осуществлен возврат средств из бюджета в результате пересчетов по налогам и сборам
51
68
10
Получены из фонда социального страхования суммы возмещения расходов по выплате пособий, оплате санаторно-курортного лечения и других затрат по социальному страхованию работников
51
69
11
Оприходованы не использованные подотчетные суммы, которые возвращены непосредственно на расчетный счет организации
51
71
12
Зачислены на расчетный счет вклады учредителей в уставный капитал организации
51
75
13
Зачислены на расчетный счет поступившие суммы удовлетворенных претензий
51
76
14
Отражена ошибочно принятая на расчетный счет сумма денежных средств
51
76
15
Зафиксирована задолженность покупателям по возвращенной забракованной продукции
51
76
16
Сторнирована денежная сумма при возврате забракованной продукции покупателем
51
90
17
Зачислены на расчетный счет суммы присужденных или признанных должниками санкций
51
91
18
Приняты платежи вперед за различные услуги
51
98
19
Оплачены организационные расходы фирмы
04
51
20
Списаны суммы процентов по кредитам банков и другим заемным средствам, связанным с капитальным строительством
08
51
21
Коммерческие расходы оплачены с расчетного счета
44
51
22
Поступили в кассу денежные средства с расчетного счета
50
51
23
Оприходованы оплаченные банковские карты
50
51
24
Переведены денежные средства с расчетного чета на специальные банковские счета, связанные с аккредитивами и чековыми книжками
55
51
25
Перечислены средства на банковские депозиты
55
51
26
Перечислены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал другой организации
58
51
27
Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками
60
51
28
Погашена задолженность по краткосрочным кредитам банка
66
51
29
Перечислены платежи в бюджет в бюджет по налогам, сборам, пени, штрафам и т.п.
68
51
30
Перечислены взносы в социальные фонды, в том числе пени, штрафы, недоимки
69
51
продолжение
--PAGE_BREAK--Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
На основании корреспонденции счетов, проставленных в банковской выписке, составляется журнал-ордер № 2 по кредиту счета 51 и ведомость № 2 по дебету счета 51 «Расчетный счет».
Обязательное условие для заполнения регистров — использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк Журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в Журнале ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.
Наличие этих показателей за каждый отчетный период позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами.
Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета» и др.
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.
Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной органи-зацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.
Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учиты-ваются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории РФ и за ее пределами.
Счет 57 «Переводы в пути» применяется для учета движения денежных средств (переводов) в случаях, когда имеется временной разрыв между моментом документально подтвержденного списания и моментом зачисления денежных средств на соответствующие счета учета денежных средств.
Применение счета 57 «Переводы в пути» предусматривается, как правило, при:
- сдаче наличных денежных средств из кассы организации на счета, открытые организации в кредитных организациях;
- переводе денежных средств с одного расчетного счета на другой.
Наличные денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат сдаче на счета в кредитных организациях. Порядок и сроки их сдачи устанавливаются обслуживающей кредитной организацией с учетом специфики деятельности, режима работы и места расположения организации. Наличные деньги могут быть непосредственно сданы в кассы кредитной организации, инкассированы, а также сданы предприятиям связи для зачисления на банковские счета.
При этом наличные денежные средства, сданные из кассы организации, но еще не зачисленные по назначению, отражаются по кредиту счета 50 «Касса» и дебету счета 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия к учету по счету 57 денежных средств (в том числе при сдаче торговой выручки) являются квитанции кредитной организации, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и другие аналогичные документы. Указанные суммы, зачисленные на расчетный счет организации в кредитной организации согласно банковской выписке, отражаются записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 57.
Сальдо по счету 57 на конец отчетного периода показывает сумму денежных средств в пути, не зачисленных на этот момент по назначению.
1.4 Аудит операций с денежными средствами Целью аудиторской проверки кассовых операций, а также операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета.
До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.
На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:
1. Сколько касс в организации;
2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:
- Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения.
- Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;
- Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровож-дать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.
- Инкассация – перевоз денежных средств специальными организациями.
3. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;
4. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);
5. Сколько расчетных счетов у организации;
6. Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации;
После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.
Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:
- инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
- проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);
- проверка правильности документального оформления операций;
- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
- аудиторская проверка правильности списания денег;
- проверка соблюдения кассовой дисциплины;
- проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
— оформление результатов проверки.
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и дру-гих ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:
— отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;
— наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
— отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
— отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
— отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
— предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.
Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.
В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие документы:
1. Кассовая книга;
2. Отчеты кассира;
3. Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);
4. Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;
5. Выписки банка;
6. Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;
7. Чековые книжки;
8. Хозяйственные договоры (в том числе с банками);
9. Договоры о материальной ответственности;
10. Документы по ККМ;
11. Книги кассира-операциониста ;
12. Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;
13. Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;
14. Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;
15. Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
16. Приказы руководящего органа;
17. Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;
18. Учетная политика в части документооборота.
В первую очередь, надо проверить наличие с кассиром договора о полной материальной ответственности в соответствии с п.32 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40, в котором сказано, что после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответствен-ность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.
На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. Исходя из этого следует проверить происходила ли замена кассира другим лицом в течение проверяемого периода и заключен ли договор с заменяющим кассира лицом договор о полной материальной ответственности.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 2.9 — Коэффициенты ликвидности деятельности ЗАО «Мегамарт»
Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Нормативное значение
Коэффициент текущей ликвидности
1,29
1,27
1,26
1-2
Коэффициент быстрой ликвидности
0,04
0,02
0,02
0,7-0,8
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,04
0,02
0,01
0,2-0,25
Представленные в таблице 2.9 расчеты показывают, что предприятие обладает очень низкой ликвидностью и платежеспособностью в части показателей абсолютной и быстрой ликвидности, в результате чего испытывает трудности по погашению своих краткосрочных обязательств имеющимися денежными средствами и за счет краткосрочной дебиторской задолженности. В то же самое время уровень текущей ликвидности предприятия полностью соответствует рекомендуемым значениям.
При этом происходит снижение коэффициента текущей ликвидности в результате того, что рост суммы обязательств предприятия происходит более высокими темпами, чем сумма оборотных активов.
2.4.3. Оценка финансовой устойчивости Финансовая устойчивость предприятия предполагает прежде всего определенную независимость деятельности предприятия от заемных источников финансирования. Для оценки зависимости предприятия от заемных средств используются такие показатели, как коэффициент финансовой зависимости и финансовой автономии ( таблица 2.10).
Таблица 2.10 -Анализ показателей финансовой независимости предприятия
Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Коэффициент финансовой зависимости
0,54
0,63
0,69
Коэффициент финансовой автономии
0,46
0,37
0,31
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
1,18
1,72
2,19
Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия ЗАО «Мегамарт» показывает, что в целом показатели финансовой устойчивости предприятия достаточно низки.
Анализ финансовой устойчивости предприятия ЗАО «Мегамарт» путем сопоставления суммы материально-производственных запасов и плановых источников их финансирования представлен в таблице 2.11.
В течение исследуемого периода предприятие находится в неустойчивом состоянии, так как коэффициент обеспеченности в результате превышения суммы материальных оборотных активов над плановыми источниками их финансирования меньше 1.
Таблица 2.11 — Анализ финансовой устойчивости ЗАО «Мегамарт», тыс. руб.
Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г
Материально-производственные запасы
35878
63374
87807
Плановые источники финансирования
Собственный оборотный капитал
8423
13727
18458
Краткосрочные кредиты и займы
0
0
0
Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам
21558
38396
54041
Авансы полученные
0
0
0
Итого плановых источников
=SUM(ABOVE) 29981
=SUM(ABOVE) 52123
=SUM(ABOVE) 72499
Коэффициент обеспеченности
0,84
0,82
0,83
Тип финансовой устойчивости
Не устой-чивое
Не устой-чивое
Не устой-чивое
2.4.4 Анализ деловой активности Также для оценки эффективности деятельности предприятия могут быть использованы показатели деловой активности (таблица 2.12).
Таблица 2.12 — Анализ деловой активности ЗАО «Мегамарт»
Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) — нетто, тыс. р.
39156,27
46681,51
57331,76
Средняя стоимость производственных запасов и готовой продукции
40126,50
49626,00
75590,50
Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. р.
167,50
198,50
247,50
Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Средняя величина оборотных активов, тыс. р.
37196,50
50825,00
76804,50
Затраты (расходы) на производство реализованной продукции, тыс. р.
38110,79
45561,16
55445,54
Однодневный оборот, тыс. р.
а) реализованной продукции
108,77
129,67
159,25
б) расходов
105,86
126,56
154,02
Срок погашения дебиторской задолженности, дней
1,54
1,53
1,55
Период оборота производственных запасов, дней
379,04
392,12
490,80
Оборачиваемость всех оборотных активов, дней
341,98
391,95
482,27
Анализ показателей деловой активности предприятия говорит о низкой эффективности использования производственных запасов.
Таким образом, проведенное исследование показало, что специфика осуществления деятельности в сфере торговли оказывает влияние в основном на формирование активов предприятия, наибольшее значение среди которых имеют запасы товаров (готовая продукция и товары для перепродажи) и дебиторская задолженность. Положительным моментом в формировании финансовых показателей является финансирование деятельности предприятия за счет собственных источников финансирования и кредиторской задолженности поставщикам.
3. Предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля операций с денежными средствами и мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности ЗАО «Мегамарт» 3.1 Аудит учетной политики ЗАО «Мегамарт» Бухгалтерский учет на предприятии ведется по определенным правилам. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета обязательна для всех предприятий.
Учетная политика предприятия — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня оснащения учетных работников и др.). В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
Учетная политика ЗАО «Мегамарт» на 2008 г. была утверждена 29.12 2007 г. в соответствии с Приказом директора № 235.
Положение об учетной политике предприятия содержит следующие разделы:
1. Организационно-технический раздел;
2. Методический раздел;
В организационно-техническом разделе определяются все вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии.
В методологическом разделе рассматривается методология учета отдельных элементов организации бухгалтерского учета на предприятии, определяется план счетов, используемый на предприятии.
Аудит учетной политики предприятия проведен с помощью вопросника, представленного в таблице 3.1
Таблица 3.1 — Вопросник аудита учетной политики ЗАО «Мегамарт»
Вопрос
Вариант ответа
да
нет
нет ответа
Принимается ли учетная политика ежегодно?
х
Утвержден ли рабочий план счетов бухгалтерского учета?
х
Утверждены ли формы первичный учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы?
х
Утверждены ли формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности?
х
Определены ли правила документооборота и технология обработки учетной информации?
х
Определен ли порядок проведения инвентаризации активов и обязательств?
х
Определен ли порядок контроля за хозяйственными операциями?
Х
Имеются ли отличия от положений учетной политики и фактическим используемыми методами бухгалтерского учета?
х
Имеются ли случаи, когда в учетной политике не раскрыты методы ведения бухгалтерского учета по операциям, порядок отражения которых не урегулирован нормативными документами либо допускает наличие нескольких вариантов?
х
В целом можно говорить о том, что учетная политика на предприятии соответствует установленным требованиям.
Однако существенным недостатком в формировании учетной политики предприятия является отсутствие разработанного графика документооборота и форм документов, не являющихся унифицированными.
3.2 Анализ состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего
контроля в ЗАО «Мегамарт»
Организация бухгалтерского учета на предприятии возлагается на бухгалтера.
В обязанности бухгалтера входят:
— обеспечение широкого использования современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета. Постоянно совершенствовать систему учета, применяя передовые методы учета и компьютерные программы;
— текущее и перспективное планирование затрат (составление смет) по материально-финансовому обеспечению уставной деятельности организации и анализ по рациональному использованию бюджетных и других источников финансирования;
— полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухучете операций, связанных с их движением; достоверный учет издержек управления, исполнения смет расходов, реализации товаров, выполнения работ, составление экономически обоснованных калькуляций на реализацию продукции собственного производства и покупных товаров;
— точный учет результатов деятельности организации в соответствии с установленными правилами;
— правильное начисление и своевременное перечисление платежей в бюджет, взносов во внебюджетные и социальные фонды, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление прибыли в специальные фонды и резервы;
-проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях, выделенных на отдельный баланс;
— составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, предоставление ее в установленные сроки потребителям;
— осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутренних резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
— обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
Основными задачами бухгалтерского учета в ЗАО «Мегамарт» являются:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвеститорам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости
Основные принципы ведения бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными актами.
Бухгалтерия ЗАО «Мегамарт» строит систему бухгалтерского учета на предприятии с учетом следующих требований:
— обязанность двойной записи хозяйственных операций на счетах Рабочего плана счетов, утверждаемого Минфином РФ;
— бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственные операции организаций ведется в валюте РФ – в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык;
— бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации и ликвидации;
— организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
— все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий;
— текущие затраты на производство и капитальные затраты учитываются отдельно;
— основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составлять в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания и содержать обязательные реквизиты.
План счетов бухгалтерского учета на предприятии предполагает использование в учете следующих счетов:
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
10 Материалы
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
20 Основные производство
41 Товары
44 Расходы на продажу
50 Касса
51 Расчетные счета
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
80 Уставный капитал
83 Добавочный капитал
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки
В целом организация бухгалтерского учета предприятия соответствует установленным требованиям.
Внутренний контроль на предприятии осуществляется только самим главным бухгалтером в соответствии с разработанным им планом проведения контрольных мероприятий.
3.3 Мероприятия по повышению эффективности использования
денежных средств
При недостаточности собственных источников в денежной форме предприятие вынуждено «не целевым» образом использовать заемные средства, а это, безусловно, не способствует улучшению его финансово-экономического состояния.
Под «не целевым» использованием заемных средств следует понимать довольно распространенные случаи, когда средства под вполне конкретные и обоснованные цели, например на оплату сырья и материалов, берутся не оттуда, откуда следовало бы. Поэтому, чтобы вырученные средства за реализованную продукцию (работы, услуги) использовались по целевому назначению, необходимо составлять плановую калькуляцию затрат на весь планируемый портфель заказов. В результате в сводной плановой калькуляции каждая статья получает не только стоимостную, а в отдельных случаях и натурально-вещественную оценку (по статьям сырья, материалов, топлива, энергии), но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.
Руководствуясь этими удельными весами, выручка и авансы полученные распределяются по отдельным «полочкам», каждая из которых имеет свое целевое назначение — отдельную статью сводной калькуляции. В силу этого каждая статья сводной калькуляции получает свой источник финансирования. Становится понятным, сколько заработанных средств может быть направлено на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, перечисление налогов и неналоговых платежей, процентов по кредиту и возврат самого кредита. Прибыль, заложенная в плановую калькуляцию, также получает денежное наполнение.
продолжение
--PAGE_BREAK--