Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет затрат на предприятии 2

--PAGE_BREAK--2.2 Расходы на оплату труда
В понятие расходов на оплату труда сотрудников коммерческих организаций с позиций формирования себестоимости и налогооблагаемой базы по прибыли входят следующие элементы компенсации трудовых затрат наемных работников и других граждан, привлекаемых для выполнения определенных трудовых обязанностей:

1) суммы окладов, тарифных ставок, сдельных расценок и других традиционных форм оплаты;

2) размеры премий и других выплат, стимулирующих трудовой процесс;

3) начисления компенсирующего и стимулирующего характера, связанные с интенсификацией режимов работы и повышенным трудовым напряжением;

4) стоимость бесплатной фирменной одежды, остающейся в личном пользовании работников;

5) суммы среднего заработка, подлежащие выплатам работникам при выполнении ими государственных или общественных обязанностей;

6) стоимость коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством;

7) суммы оплаты отпусков;

8) денежные компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников;

9) оплата труда на время учебных отпусков;

10) вознаграждения за выслугу лет;

11) оплата рабочего времени при вынужденных прогулах;

12) доплата работникам при временных утратах ими работоспособности;

13) суммы взносов в пользу работников на добровольное страхование в пределах 12% от сумм расходов на оплату труда;

14) доплаты работающим инвалидам;

15) оплата труда по договорам гражданско-правового характера;

16) другие виды расходов.

Оплата труда и связанные с ними отчисления в фонды социального страхования и обеспечения — важнейшие элементы затрат, оказывающих существенное влияние на весь процесс производственной жизни организации и на финансовый результат. Известный американский руководитель Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» пишет: «В основе хозяйственной деятельности коммерческого предприятия три движущие силы: люди, продукция, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то с помощью двух остальных факторов вам мало что удастся сделать»[7].
2.3 Отчисления на социальное страхование и обеспечение
Одной из важнейших сторон рыночной экономики является обеспечение социальных гарантий граждан, что требует планирования и осуществления отчислений в специальные фонды, снижающие риски утраты части дохода или вообще возможности его заработать в связи с возрастом, болезнью, несчастным случаем или потерей рабочего места.

Отчисления в социальные фонды являются весомым элементом затрат, их увеличение при сохранении спроса на продукцию предприятия, автоматически уменьшает размер прибыли, т.е. дивидендов собственников. Это снижает мотивацию к труду носителей предпринимательского таланта, который является важным компонентом экономического развития государства. Необходимо тонкое и взаимоприемлемое регулирование трех категорий: минимального размера оплаты наемного труда, процентной ставки отчислений в социальные фонды и процентной доли чистой прибыли по отношению к себестоимости продукции, работ и услуг или к их цене.

Рассмотрим практический пример в двух вариантах:

N 1 — деятельность предприятия при нулевой ставке отчислений в социальные фонды;

N 2 — деятельность предприятия при установленной ст.241 НК РФ ставке отчислений в социальные фонды, равной 35,6% от оплаты труда.

Вариант N 1.Пусть предприятие выпускает товары народного потребления, среди которых цветочные вазы. Себестоимость отдельной вазы с учетом расходов на ее продажу составляет 100 руб., в том числе расходы на оплату труда — 30 руб. Предприниматель планирует получать с каждой проданной вазы 20 руб. прибыли, что соответствует средним мировым показателям рентабельности. Следовательно, чтобы определить цену вазы, необходимо к себестоимости прибавить 20 руб. Действующие нормативные акты требует также с каждой проданной вазы перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 20% от величины себестоимости с прибылью (120 руб.), т.е. 24 руб., которые предприниматель должен заложить в цену. Таким образом, предполагаемая цена продукции — 144 руб., прибыль 20 руб.

От этой величины прибыли предприятие должно перечислить в бюджет 24% в виде налога на прибыль, т.е. 4,8 руб. В результате чистая прибыль составит 15,2 руб.

Вариант N 2.Все то же самое, только в состав себестоимости единицы продукции следует добавить 35,6% от 30 руб., т.е. 10,7 руб. Не повторяя рассуждений, аналогичных приведенным в варианте N 1, представим в табл.1(см. приложение, табл.1) совокупность бухгалтерских проводок, отражающих оба варианта хозяйствования.

В табл.1. следующие обозначения счетов: 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 90 «Продажи», 99 «Прибыли и убытки».

Для удобства анализа дополним табл.1 еще одной таблицей (см. приложение, табл.2), в которой отразим основные сравнительные показатели

Из представленных материалов видно, что для рассматриваемой фирмы отчисления в социальные фонды в пользу наемных работников уменьшают чистую прибыль на 53% по сравнению с вариантом, в котором они не производятся[8].
2.4 Амортизация

2.4.1 Амортизация основных средств

Амортизационные отчисления согласно нормативным документам бухгалтерского учета — это ежемесячные суммы, накапливаемые для последующей замены основных средств[9]. Накопление этих сумм начинается на следующий же месяц после приемки объекта основных средств в эксплуатацию.

Начисление амортизации на объект основных средств производится до момента достижения степени амортизации, равной балансовой стоимости, либо до прекращения права собственности на него (например при арендных отношениях). Этот процесс может быть приостановлен решением руководства предприятия на время реконструкции, модернизации основного средства или нахождения его на консервации.

Амортизация объектов основных средств приостанавливается на случай их консервации на срок свыше 3-х месяцев или ведения восстановительных работ сроком свыше 12 месяцев. В настоящее время руководство предприятия имеет право самостоятельного принятия решения о консервации любых объектов.

Согласно нормативным документам и с точки зрения необходимости начисления амортизации — основные средства подразделяются на три следующие категории:

1) амортизируемые объекты;

2) предметы, не амортизируемые, но оцениваемые по степени износа;

3) объекты, не амортизируемые и не оцениваемые по степени износа.

В соответствии с законодательством на ряд основных средств амортизация не начисляется, например: на объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, земельные участки, приобретенные издания (книги, брошюры и т.п.) и объекты природопользования. Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

По объектам жилищного фонда, используемым для извлечения дохода, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

В целях безопасной эксплуатации большинства видов основных средств их износ целесообразно определять независимо от того, рассчитываются или нет по ним суммы амортизационных отчислений.

Малоценные объекты основных средств (стоимостью до 10 тыс. руб.) имеют особый статус и амортизируются на все 100% в момент их передачи в эксплуатацию:

Д 20, 23, 25, 26, 44 — К 01 — списана себестоимость малоценного основного средства,

где: счет 01 «Основные средства», счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу».

Амортизационные отчисления на восстановление основных средств, прямо или косвенно участвующих в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или подготовки товаров к продаже и их реализации (производственные основные средства), включаются в издержки производства и обращения, а сумма амортизации отражается в журнале хозяйственных операций на инвентарных карточках (или в книге учета):

Д 20, 23, 25, 26, 44 — К 02 — начислена сумма амортизации основных средств,

где: счет 02 «Амортизация основных средств», счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу».

Амортизационные отчисления на восстановление непроизводственных основных средств (т.е. средств, не участвующих в процессе подготовки и реализации товаров) списываются в состав внереализационных расходов, которые не должны учитываться при налогообложении прибыли:
Д 29 — К 02;

Д 91 — К 29,
где: счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

При этом сумма на счете 91 «Прочие доходы и расходы» при подведении ежемесячных итогов: Д 91 — К 99 или Д 99 — К 91, (счет 99 «Прибыли и убытки»), не должна уменьшать размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Основополагающей характеристикой объекта основных средств при определении сумм амортизационных отчислений является срок его полезного использования.

В России согласно упомянутому положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 используются применяемые в международной практике бухгалтерского учета четыре следующих способа определения сумм амортизационных отчислений:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ амортизации объекта (или группы объектов) не должен меняться в течение всего срока полезного использования. В противном случае финансовые результаты работы предприятия в конкретном периоде могут быть искажены.

Линейный способ и способ списания стоимости пропорционально объему продукции являются традиционными в российском бухгалтерском учете, два других способа относительно новые. Их можно отнести к ускоренным способам амортизации: в первые годы эксплуатации объекты основных средств амортизируются более интенсивно, что более правильно отражает реальную экономическую практику.

Главной особенностью процесса амортизации основных средств в бухгалтерском учете (в отличие от налогового учета) является одинаковость ежемесячных сумм амортизационных отчислений в течение текущего года, независимо от применяемого способа (кроме второго варианта способа списания пропорционально объему продукции). Эти суммы вычисляются по формуле:
            БС х Нг

САм = —————— (1)

            100% х 12
где:

САм — ежемесячная сумма амортизационных отчислений;

БС — балансовая стоимость основного средства;

Нг — годовая норма амортизационных отчислений (в процентах).

Примечание.Формула расчета ежемесячной суммы амортизационных отчислений пригодна для всех способов амортизации, поскольку их отличия заключаются только в определении размеров годовых норм[10].


2.4.2 Амортизация нематериальных активов

Цикл использования нематериальных активов включает три стадии: поступление, амортизацию и выбытие. При поступлении производится их денежная оценка, одновременно определяется срок полезного использования, который оказывает существенное влияние на сумму амортизационных отчислений. Сроки полезного использования назначаются решением специальной комиссии предприятия, которая руководствуется одним из трех критериев:

1) юридическими сроками действия приобретаемых прав;

2) временем ожидаемой экономической выгоды;

3) предполагаемым объемом продукции (работ, услуг), который будет изготовлен при использовании конкретного нематериального актива.

Если сроки установить невозможно, то принимается период использования — 20 лет.

На основании принятых сроков (объемов) полезного использования производится начисление амортизации или проводится прямое погашение нематериального актива.

При начислении амортизации применяются два подхода:

1) учет сумм амортизации ведется на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;

2) производится прямое погашение стоимости нематериального актива без использования счета 05.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 можно выбирать любой из этих подходов, но для организационных расходов и деловой репутации организации предопределен способ прямого списания.

Начисление амортизации нематериального актива в первом подходе оформляется в бухгалтерском учете следующими проводками:
Д 20, 23, 25, 26, 44 — К 05,


где: счет 05 «Амортизация нематериального актива», счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу».

Например, в журнале хозяйственных операций организации могут быть следующие записи:

1) Д 23 — К 05 — на сельскохозяйственном предприятии определена ежемесячная сумма амортизации патента на устройство, используемое во вспомогательном производстве;

2) Д 26 — К 05 — издательской организацией начислена амортизация исключительного авторского права на рукопись, приобретенную у физического лица;

3) Д 26 — К 05 — определена ежемесячная сумма амортизации официально зарегистрированного авторского права организации на программу ведения бухгалтерского учета на персональном компьютере.

Когда на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» накопится сумма амортизации, равная балансовой стоимости нематериального актива, то в дальнейшем амортизационные отчисления не делаются. Нематериальный актив с этого момента приносит «чистый доход». Если при этом он утратил свою актуальность, то может быть списан по акту.

Во втором подходе начисление амортизации отражается в бухгалтерском учете с помощью проводок:
Д 20, 23, 25, 26, 44 — К 04,
где: счет 04 «Нематериальные активы», счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу».

При прямом списании нематериального актива на себестоимость продукции (работ, услуг) может сложиться ситуация, когда балансовая стоимость нематериального актива будет полностью погашена, а срок его юридического действия не исчерпан. В этом случае необходимо перевести данный нематериальный актив в разряд условно переоцененного актива с отнесением суммы оценки на финансовый результат (счет 91 «Прочие доходцы и расходы»):

Д 04 — К 91 — отражена сумма условной оценки погашенного нематериального актива.

В зарубежном бухгалтерском учете существует и третий подход, когда погашение стоимости нематериального актива производится без включения расходов по нематериальному активу в себестоимость продукции (работ и услуг):

Д 91 — К 05 — в зарубежной фирме начислена амортизация нематериального актива;

Д 05 — К 04 — отражен процесс погашения стоимости нематериального актива.

Амортизация нематериальных активов производится в течение всего срока их полезного использования, кроме случаев консервации предприятия. Нормативными актами предусмотрены следующие способы амортизации (определения конкретных сумм):

1) линейный способ, при котором годовая норма амортизационных отчислений определяется как величина, обратная предполагаемому сроку службы;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг), выпущенной с использованием конкретного нематериального актива.

Эти способы полностью совпадают с теми, которые применяются для вычисления сумм амортизации основных средств.


2.5 Прочие расходы
Совокупность прочих расходов, относящихся к себестоимости готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг коммерческих организаций включает следующие позиции:

1) суммы налогов и сборов за исключение тех, которые оплачиваются покупателями (НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.);

2) расходы на сертификацию продукции, работ и услуг;

3) суммы комиссионных сборов уплачиваемых комиссионерам, осуществляющим продажи готовой продукции предприятия;

4) суммы портовых и аэродромных сборов;

5) расходы на обеспечение пожарной безопасности, охраны имущества и затраты по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

6) затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;

7) расходы по набору персонала организации, включая затраты на услуги кадровых агентств;

8) расходы на оказание услуг по гарантийному обслуживанию и ремонту проданной продукции;

9) платежи за арендуемое и лизинговое имущество;

10) затраты по содержанию служебного транспорта и на компенсацию использования личного транспорта для служебных целей по нормам, установленным законодательством;

11) командировочные расходы в пределах установленных норм;

12) затраты на консультационные, информационные, юридические и аналогичные услуги;

13) платежи государственному или частному нотариусу в пределах государственных тарифов;

14) расходы на оплату аудиторских услуг;

15) затраты на управление коммерческой организацией и ее отдельными подразделениями и на услуги, оказанные другими предприятиями в этой сфере деятельности;

16) расходы других организаций и предприятий, участвующих в процессе изготовления и продажи готовой продукции, выполнении работ и оказании услуг;

17) представительские расходы в пределах 4% от расходов на оплату труда персонала за налоговый период;

18) затраты на подготовку кадров (исключая учебу в средних и высших учебных заведениях);

19) канцелярские расходы;

20) телефонные, телеграфные и информационные затраты;

21) расходы, связанные с приобретением исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 тыс. руб. и на использование программ для ЭВМ и баз данных и с их обновлением;

22) затраты на изучение конъюнктуры рынка;

23) расходы в сумме фактических затрат на рекламу готовой продукции, товарного знака и знака обслуживания, включая затраты на участие в выставках, ярмарках, а также затраты (в размере до 1% выручки от реализации) на призы во время рекламных кампаний и иные виды рекламы;

24) затраты сторонних организаций по ведению бухгалтерского учета;

25) расходы на подготовку и освоение новых видов продукции, работ и услуг;

26) затраты некапитального характера по совершенствованию технологии, организации производства и управления им;

27) периодические платежи за использование нематериальных активов других организаций;

28) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество;

29) затраты на взаимодействие с индивидуальными предпринимателями по договорам гражданско-правового характера;

30) взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

31) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендуемых, если договором возмещение арендодателем указанных расходов не предусмотрено) в сумме фактических затрат, приходящихся на соответствующий налоговый период;

32) затраты по всем видам обязательного страхования в пределах установленных законодательством нормативов;

33) расходы по добровольным видам страхования основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, незавершенных объектов капитального строительства, транспортных объектов и иного имущества, а также товарно-материальных ценностей (в размерах фактических затрат);

34) расходы на замену бракованной периодической печатной продукции, потерявшей товарный вид в процессе перевозки, и суммы недостач периодических изданий в упаковках (в размере до 7% стоимости тиража);

35) потери печатной (в том числе книжной) продукции, утратившей вид или морально устаревшей в пределах до 10% стоимости тиража;

36) потери от брака;

37) расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы.




3. Понятие и классификация расходов для целей налогообложения
Включение затрат в себестоимость готовой продукции, выпускаемой предприятием, выполняемых им работ или оказываемых услуг регламентируется в бухгалтерском учете двумя основополагающим нормативными документами:

·                    положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов» ПБУ 10/99 (в редакции от 30.03.2001 г.);

·                    25 глава Налогового кодекса РФ (в редакции закона Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002 г.).

К сожалению, эти два документа являются творением двух различных ведомств (Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам), имеющих противоречивые финансовые интересы[11]. Экономически они мало согласованы между собой, имеют не совпадающие законодательные базы, формирующиеся на основе конъюнктурных обстоятельств, а не на реальных производственных и (или) хозяйственных процессах. Поэтому одновременное применение данных документов затруднено. В настоящее время остро стоит вопрос о выделении в самостоятельное направление нового вида учета — налогового, что предполагает персональную ответственность (в том числе уголовную) лица, подписывающего отчетные формы. Пока расплачиваться за недостатки нового вида учета приходится бухгалтерским службам, которые сегодня затрачивают дополнительное время и средства на распознавание экономического смысла выпускаемых нормативных актов и их адаптацию к практической деятельности коммерческих предприятий.

В бухгалтерском учете вся совокупность расходов предприятия делится на 4 категории: расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы, чрезвычайные расходы. В налоговом учете выделяются только два типа: расходы, связанные с реализацией, и внереализационные расходы. В бухгалтерском учете себестоимость продукции определяется расходами по обычным видам деятельности, которые по экономическому принципу подразделяются на материальные расходы, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления на основные средства и прочие расходы. В налоговом учете иной принцип деления расходов: отчисления в социальные фонды, например, числятся в составе прочих расходов, а амортизационные отчисления на нематериальные активы отражаются в одной группе с амортизацией основных средств.

Налоговое ведомство не интересуют такие понятия, как воспроизводство рабочей силы и социальные гарантии, относящиеся к существенным элементам производственной экономики.

Обобщая два упомянутых нормативных документа, можно говорить о том, что базовой составляющей себестоимости продукции (работ и услуг) являются прямые затраты, а косвенные расходы, т.е. расходы по реализации результатов деятельности по управлению организацией и контролю всех процессов, могут включаться в себестоимость полностью или частично по выбору руководства предприятия. Этот выбор должен быть отражен в учетной политике.

Расходами в бухгалтерском учете считаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации (за исключением уменьшения вкладов учредителей по их собственному решению).

Каждый конкретный расход в бухгалтерском учете признается таковым, если одновременно выполняются три главных условия:

он производится в соответствии с конкретным договором, требованием закона, или нормативным актом;

сумма расхода может быть определена;

имеется твердая уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономической выгоды, т.е. обязательно наступит передача (или произойдет выбытие) актива.

Иначе — это кредиторская задолженность предприятия, которая не должна учитываться в составе затрат.

Все расходы следует относить к тому отчетному периоду, в котором они мели место, независимо от того, когда осуществлялась их реальная оплата. Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется либо методом начисления (когда установлен факт уменьшения экономической выгоды, но оплата еще не произведена) либо кассовым методом (когда выплачены или переведены денежные средства).

Кассовый метод имеют право применять только коммерческие организации, у которых за 4 предыдущих квартала хозяйственной деятельности выручка от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг (без НДС и налога с продаж) в среднем не превышала сумму в 1 млн. руб. Для остальных обязателен метод начисления.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация сбыта обуви
Реферат Бельгия
Реферат The Case Of The Elusive Cars Salesman
Реферат Влияние игры на межличностные отношения младших школьников
Реферат Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума").
Реферат Аудиторський висновок про достовірність фінансової звітності товариства з обмеженою відповідальністю
Реферат Ответы на теоретические вопросы по предмету База данных
Реферат Проведение капитальных и подготовительных выработок
Реферат Нетрадиционные формы организации учебного процесса в школе
Реферат Snowboarding And History Essay Research Paper Snowboarding
Реферат Рівень рентабельності підприємств регіону
Реферат «папараць–кветка» бгу в мировом образовательном пространстве в помощь студенту-первокурснику. Брошюра
Реферат On Sadakichi Hartmann
Реферат Теория Родиона Раскольникова твари дрожащие и право имеющие
Реферат Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему