--PAGE_BREAK--Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности организации. Формируется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Классификация прибыли:
1) по видам хозяйственной деятельности различают:
- прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы;
- прибыль от инвестиционной деятельности;
- прибыль от финансовой деятельности.
2) по составу включаемых элементов различают:
- маржинальную (валовую) прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
- прибыль от реализации продукции – это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия;
- общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль). Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала);
- прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторам;
- чистую прибыль – это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
3) в зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:
- прибыль от обычной (традиционной) деятельности;
- прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия;
4) по характеру налогообложения различают:
- налогооблагаемую прибыль;
- не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
5) по степени учета инфляционного фактора различают:
- номинальную прибыль;
- реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде;
6) по экономическому содержанию прибыль делится:
- на бухгалтерскую;
- экономическую.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7) по характеру использования чистая прибыль подразделяется:
- на капитализированную (нераспределенную) – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия;
- потребляемую прибыль – это часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи – прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыль.
Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц.
Формирование показателей прибыли приведены на рисунке 1.
Глава 2 Порядок формирования финансовых результатов в ЗАО «Меркурий» 2.1 Общие сведения об организации ЗАО «Меркурий» ЗАО «Меркурий» создано на основании Устава и Учредительного договора о создании и деятельности общества. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на самостоятельном балансе, имеет расчетный счет в банке на территории РФ. ЗАО «Меркурий» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его учредителей или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на учредителей или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
ЗАО «Меркурий» постоянно проводит анализ своей деятельности по следующим критериям: удовлетворенность клиента; качество поставляемой продукции; сроки выполнения заявок; экономические результаты; обучение персонала и многим другим.
Производственная структура предприятия определяется следующими важнейшими факторами:
- особенностями выпускаемых изделий;
- объемом выпуска продукции и трудоемкостью ее изготовления;
- уровнем специализации и производственным профилем предприятия;
- способами изготовления продукции, то есть составом и сложностью применяемых технологических процессов (приложение Б).
Анализ бухгалтерского баланса ЗАО «Меркурий» позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу (таблице 1).
Таблица 1
Аналитический баланс ЗАО «Меркурий»
Показатель
Абсолютные (тыс. руб.)
Относительные (%)
Изменение
Темпы прироста, %
начало
года
конец
года
начало
года
конец
года
тыс. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
Актив
Внеоборотные активы
2167
3202
32,15
38,88
1035
6,73
47,76
Оборотные активы
4573
5033
67,85
61,12
460
-6,73
10,06
Баланс
6740
8235
100,00
100,00
1495
—
22,18
Пассив
Собственный капитал «плюс» доходы будущих периодов
4470
5172
66,32
62,81
702
-3,51
15,70
Обязательства всего, в том числе:
2270
3063
33,68
37,19
793
3,51
34,93
Долгосрочные обязательства
500
500
7,42
6,07
—
-1,35
—
Краткосрочные обязательства «минус» доходы будущих периодов
1770
2563
26,26
31,12
793
4,86
44,80
Баланс
6740
8235
100,00
100,00
1495
—
22,18
По данным расчетам видно, что за отчетный период активы организации возросли на 1465 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема внеоборотных активов – на 1035 тыс. руб. и прироста оборотных активов – на 460 тыс. руб.
Таким образом, имущественная масса увеличилась, в основном за счет внеоборотных активов. Это подтверждается данными об изменениях в составе имущества организации.
Прирост оборотных активов в анализируемом периоде был связан в первую очередь с увеличением готовой продукции и товаров для перепродажи на 1376 тыс. руб. и дебиторской задолженность на 260 тыс. руб.
Обращает на себя внимание рост дебиторской задолженности к концу года, это делает необходимым дальнейший углубленный анализ состава и структуры дебиторской задолженности по данным аналитического учета.
Вместе с тем наблюдается снижение доли оборотных активов с 67,85 до 61,12% и, соответственно, рост доли внеоборотных активов с 32,15 до 38,88%. С учетом того, что величина внеоборотных активов в абсолютном выражении растет, в первую очередь, за счет основных средств (755 тыс. руб.) и долгосрочных финансовых вложений (277 тыс. руб.), можно констатировать рост инвестиций в активы.
Анализ пассивной части баланса показывает, что дополнительный приток средств в отчетном периоде в сумме 1495 тыс. руб. был связан с увеличением краткосрочных заемных источников на 793 тыс. руб. и ростом собственного капитала на 702 тыс. руб.
Вместе с тем следует констатировать, что доля собственного капитала неуклонно снижалась: с 66,32 до 62,81%. Таким образом, доля собственного капитала в совокупных пассивах упала на 3,51%.
Удельный вес долгосрочных обязательств сократился на 1,35% (с 7,42 до 6,07), доля заемных средств, привлекавшихся на краткосрочной основе, возросла на 4,86%.
Таким образом, увеличение объема финансирования деятельности организации было на 46,96% обеспечено собственным капиталом, на 53,04% — краткосрочными заемными средствами.
Можно констатировать, что наибольший удельный вес в совокупных пассивах анализируемого предприятия занимает собственный капитал (62,81%). Наиболее значимой статьей собственного капитала является нераспределенная прибыль (приложение А).
Таким образом, при выборе и проектировании производственной структуры предприятия установлено деление предприятия на соответствующие структурные подразделения, определены формы их специализации и кооперирования. Структура предприятия обеспечивает наиболее правильное сочетание во времени и пространстве всех звеньев производственного процесса.
продолжение
--PAGE_BREAK--Общество самостоятельно планирует свою хозяйственную, финансовую и иную деятельность на основании договоров и других форм обязательств и свободно в выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам.
2.2 Учетная политика ЗАО «Меркурий» Бухгалтерский учет в ЗАО «Меркурий» ведется непрерывно с момент его государственной регистрации. Бухгалтерский учет регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.
Основными задачами организации бухгалтерского учета на данном предприятии являются:
1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для внешних и внутренних пользователей;
2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных результатов для обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет в ЗАО «Меркурий» выполняется структурным подразделением – бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Главный бухгалтер назначается на должность руководителем предприятия и подчиняется ему.
Учетная политика организации ЗАО «Меркурий» сформирована главным бухгалтером организации и утверждена генеральным директором организации, в которой закреплены:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Важным элементом учетной политики является порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов организации. Все бухгалтерские записи, отражающие хозяйственные операции, в ЗАО «Меркурий» соответствуют Плану счетов, утвержденному приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000г. №94н (с изменениями от 07.05.2003г. №38н).
Учетная политика ЗАО «Меркурий» сформирована исходя из установленных требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998г. №60н (приложение В).
В штате бухгалтерии 8 человек. Схема структуры бухгалтерской службы представлена на рисунке 2.
Распределение обязанностей:
Главный бухгалтер – обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, несет ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Расчетный отдел – учет расчетов по оплате труда, учет расчетов во внебюджетные фонды по Единому социальному налогу, ведение налоговых карточек по учету совокупного дохода физических лиц. Осуществление персонифицированного учета по Пенсионному фонду.
Финансовая группа – учет банковских операций, работа с ценными бумагами.
Для каждого работника составляется должностная инструкция, с которой он должен быть ознакомлен в обязательном порядке (приложение Г).
В целях своевременности подготовки отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятия утвержден график документооборота по службам и подразделениям предприятия (таблица 2).
Таблица 2
График документооборота
Наименование отдела
Наименование документа
Срок предоставления
Куда
представляется
Финансовый отдел
Выписки банка с оправдательными документами к ним
2-го числа
(ежемесячно)
Бухгалтерия
Наименование отдела
Наименование документа
Срок предоставления
Куда
представляется
Финансовый отдел
Акты взаимозачетов
10-го числа
(ежемесячно)
Бухгалтерия
Отчеты кассира
1-го числа
(ежемесячно)
Бухгалтерия
Расчеты по векселям
2-го числа
(ежемесячно)
Бухгалтерия
Счета-фактуры
5-го числа
(ежемесячно)
Бухгалтерия
Все подразделения
Авансовые отчеты по командировкам
В течение 3-х дней после возвращения из командировки
Бухгалтерия
Больничные листы
В течение отчетного месяца
Бухгалтерия
Акты выполненных работ
По мере выполнения работ
Бухгалтерия
Отдел кадров
Приказы о приеме на работу, предоставление отпуска, переводе на другую работу, о совмещении и замещении
В течение отчетного месяца
Бухгалтерия
Бухгалтерия
Накладные на сторону
По мере отгрузки
Покупателям
Платежные поручения
По мере оплаты
Банку
Приходные и расходные кассовые ордера
Ежедневно
Главному бухгалтеру
Почтовые переводы
Раз в месяц
Почтовому отделению
Справки о среднем заработке
По мере требования
Трудящимся
Платежные ведомости для выдачи денег через кассу
По мере поступления денег
Касса завода
Справка о доходах
По мере требования
Трудящимся
Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы, полученные с применением компьютерной программы, принимаются к бухгалтерскому учету, если они оформлены на бумажном носителе и содержат обязательный для них набор реквизитов. Если не заполнены некоторые реквизиты, то прочеркиваются свободные места. В денежном документе суммы указывают прописью и цифрами.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке, которая осуществляется:
— по форме (полнота, правильность оформления, заполнения реквизитов);
— содержанию (законность документированных операций).
Документ составляется в момент совершения операции. При принятии учетных документов к учету осуществляется контроль правомочий подписавших их лиц. Хранятся документы в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. К документам присоединяются приложения. Папки с документами переплетаются. На титульном листе указывается наименование предприятия, название документа, порядковый номер, срок хранения дела.
На предприятии ведется централизованный учет, где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании сводных документов, поступающих из отделов.
В данной организации учет ведется вручную и одновременно с применением компьютерной программы «1С: Предприятие». Программа позволяет хранить первичные документы, обеспечивает оперативный доступ к информации, позволяет осуществлять все расчетные процедуры.
Таким образом, бухгалтерский и налоговый учет на предприятии осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации, рабочим планом счетов, а также согласно распоряжениям главного бухгалтера предприятия, касающихся вопросов учета и отчетности и носящие методологический характер. Бухгалтерский учет осуществляется при помощи специализированной бухгалтерской программы «1С: Предприятие». Это мощная универсальная бухгалтерская программа нового поколения. Ее возможности позволяют не только эффективно автоматизировать учет практически любого участка работы бухгалтерии организации, но вести учет параллельно в нескольких учетных системах, а также в разрезе обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Первичный бухгалтерский учет осуществляется на бланках типовых межведомственных форм, а также бланках, разработанных специалистами предприятия и закрепленных в учетной политике предприятия.
2.3 Учет и порядок формирования финансового результата в ЗАО
«Меркурий»
Основной целью ЗАО «Меркурий» является получение прибыли.
Согласно учетной политике ЗАО «Меркурий» выручка от продажи продукции определяется по методу начисления.
При данном методе доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
Для учета выручки от продажи продукции согласно рабочего плана счетов ЗАО «Меркурий» используется счет 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет. По дебету показывается полная фактическая себестоимость проданной продукции, по кредиту – выручка от продажи продукции.
К счету 90 «Продажи» открыты субсчета:
90/1 – Выручка;
90/2 – Себестоимость продаж;
90/3 – Налог на добавленную стоимость;
90/4 – Акцизы;
90/9 – Прибыль (убыток) от продаж».
В конце месяца субсчета 90/1, 90/2, 90/3 ,90/4 закрываются на субсчет 90/9, который в свою очередь закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки» и определяется финансовый результат от обычных видов деятельности.
Бухгалтерские записи по определению финансового результата от обычных видов деятельности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Бухгалтерские записи по определению финансового результата от обычных видов деятельности
№ п/п
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
1
Выставлена счет-фактура покупателю на продажу продукции
62
90/1
2
Выделена сумма НДС от стоимости реализованной продукции
90/3
68
3
Списана себестоимость реализованной продукции
90/2
43
4
Отражены расходы, связанные с продажей продукции
44
76
5
Выделена сумма НДС от стоимости услуг
19
76
6
Списаны расходы на продажу
90/2
44
7
Получена выручка от реализации продукции
50,51
62
8
Сумма НДС перечислена в бюджет
68
51
9
Определена прибыль от реализации продукции
90
99
10
Определен убыток от реализации продукции
99
90
11
Начислен налог на прибыль
99
68
12
Проведена реформация баланса (нераспределенная прибыль)
99
84
13
Проведена реформация баланса (непокрытый убыток)
84
99
Для обобщения информации о прочих доходах и расходах согласно рабочего плана счетов применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет.
К счету 91 открываются субсчета:
91/1 – Прочие доходы;
91/2 – Прочие расходы.
В конце каждого месяца счет 91 закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки» (таблица 4).
Таблица 4
Бухгалтерские записи по прочим операциям
№ п/п
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
1
Отражены доходы от сдачи имущества в аренду
76
91/1
2
Отражены расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду
91/2
02,10,70,69
3
Выставлена счет-фактура покупателю на продажу прочего имущества (основных средств, нематериальных активов, материалов)
62
91/1
4
Выделена сумму НДС от стоимости реализованного имущества
91/2
68
5
Списана амортизация основных средств при их выбытии
02
01
6
Списана остаточная стоимость основных средств
91/2
01
7
Списана амортизация нематериальных активов при их выбытии
05
04
8
Списана остаточная стоимость нематериальных активов
91/2
04
9
Начислены дивиденды согласно годового собрания акционеров
76
91/1
10
Отражена сумма налога на доходы, удержанная у источника выплаты
91/2
68
11
Начислена заработная плата рабочим при выбытии прочего имущества
91/2
70
12
Начислен ЕСН на фонд оплаты труда
91/2
69
13
Использованы материалы при выбытии прочего имущества
91/2
10
14
Оприходованы материалы в результате демонтажа основных средств
10
91/1
15
Получены штрафные санкции
51
91/1
16
Уплачены штрафные санкции
91/2
51
17
Списана кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности
76
91/1
18
Списана дебиторская задолженность безнадежная к взысканию
91/2
76
19
Начислены проценты за пользование краткосрочным кредитом
91/2
66
№ п/п
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
20
Начислена проценты за пользование долгосрочным кредитом
91/2
67
21
Определена прибыль от прочих операций
91
99
22
Определен убыток от прочих операций
99
91
23
Начислен налог на прибыль
99
68
24
Проведена реформация баланса (нераспределенная прибыль)
99
84
25
Проведена реформация баланса (непокрытый убыток)
84
99
Заключение В условиях развитой рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в формировании максимально достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности организации.
Основной целью при составлении отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных пользователей независимо от возможностей пользователя получить эту отчетность. Такая цель определяется стремлением организации максимально расширить круг пользователей.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--