Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет движения готовой продукции на одесском заводе Стальметиз

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Связующим звеном между количественно-сортовым учетом на складе и стоимостным учетом в бухгалтерии является книга остатков готовых изделий (сальдовая книга). Она открывается на год в разрезе материально-ответственных лиц. В конце месяца материально-ответственные лица из карточек складского учета переносят остатки в количественном выражении в сальдовую книгу. Затем эти остатки в бухгалтерии таксируют; итоги подсчитываются по отдельным группам готовых изделий и в целом по складу и синтетическому счету. Остаток продукции по учетным ценам сверяется с тем ее остатком, который отражен в первом разделе ведомости №16 “Движение готовой продукции в ценностном выражении”. Совпадение остатков говорит о правильности учета, а несовпадение — о наличии ошибок, которые необходимо устранить.
Для синтетического учета и движения готовой продукции Планом счетов предусматривается активный балансовый счет 26 “Готовая продукция”, по дебету которого отражается поступление готовой продукции из производства на склад по фактической себестоимости, а по кредиту — отпуск, отгрузка готовой продукции покупателям по фактической себестоимости. Остаток — только дебетовый и показывает количество готовой продукции, оставшейся на складе на начало месяца в сумме фактических затрат или по полной фактической себестоимости. Следует отметить, что за исследуемый период данный счет не имел остатков на конец отчетных периодов, т.к. предприятие работает под заказы и вся выпущенная готовая продукция сразу же отгружается покупателям.
Фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции определяется по данным аналитического учета затрат на производство, и обязательно сумма должна быть равна сумме, рассчитанной в третьем разделе журнала-ордера №10.
 

Рисунок-схема №  STYLEREF 1 \s I‑ SEQ Рисунок-схема_№ \* ARABIC \s 1 2 Определение себестоимости готовой продукции.
На исследуемом предприятии в бухгалтерии формируются автоматически данные по счету 26 “Готовая продукция”, как в целом так и в разрезе каждого наименования. Обобщенные данные об отраженных операциях можно получить в виде анализа счета (приложение №10). В соответствии с новым планом счетов этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции предприятии.
Отражение в бухгалтерском учете операций по движению готовой продукции можно представить в виде следующих таблиц.
Таблица  SEQ Таблица \* ARABIC 1.
Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с движением готовой продукции (обороты по дебету счета 26). №
п/п
Дебет счета
Кредит счетов (субсчетов)
Содержание операции
1
26
23
Производство
Передана на склад продукция, изготовленная на предприятии
2
26
25
Полуфабрикаты
Отражена передача на склад готовой продукции полуфабрикатов, предназначенных для реализации
3
26
37
Расчеты с разными дебиторами
Зачислена на баланс покупателя стоимость готовой продукции, являющейся частью приобретенного предприятия.
4
26
42
Дополнительный капитал
5
26
71
Прочий операционный доход
5.1
26
719
Прочие доходы от операционной деятельности
Отражена стоимость излишков готовой продукции, выявленных в ходе инвентаризации
Таблица  SEQ Таблица \* ARABIC 2.
Отражение в бухгалтерском учете операций по выбытию готовой продукции (обороты по кредиту счета 26). №
п/п
Дебет счетов (субсчетов)
Кредит счета
Содержание операции
1
20
Производственные запасы
26
1.1
201
Сырье и материалы
26
Переведена в состав производственных запасов (материалов) часть готовой продукции, предназначавшейся для реализации, но оставленной на предприятии для собственного использования.
1.2
202
Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
26
Переведена в состав производственных запасов часть готовой продукции, предназначавшейся для реализации, но оставленной на предприятии для собственного использования в качестве комплектующих изделий
1.3
204
Тара и тарные материалы
26
Передана с состав производственных запасов часть готовой продукции (тары), предназначавшейся для реализации, но оставленной на предприятии для собственного использования.
2
23
Производство
26
Отражена стоимость готовой продукции, возвращенной в производство (например, для доработки)
Итак, учет выпуска готовой продукции, ее учет на складах и в бухгалтерии имеет некоторые особенности, которые обусловлены спецификой данной отрасли, а также особенностями реализации произведенной продукции.
1.3. Учет отгрузки продукции Завершающей стадией процесса кругооборота средств является реализация, в результате чего готовый продукт превращается в деньги. Реализация- основной объемный показатель деятельности предприятия. По своей структуре она делится на следующие группы: реализация продукции собственного производства, включая полуфабрикаты своей выработки, продаваемые на сторону; реализация товаров широкого потребления из отходов; реализация работ и услуг промышленного характера; реализация материалов, тары и прочих материальных ценностей; отпуск предприятиям своего ведомства и др.
Готовая продукция отгружается покупателям в соответствии с договорами поставки. Эти договоры служат средством контроля за соблюдением условий, сроков, качества поставок и своевременностью расчетов с покупателями. Контроль за отгрузкой и исполнением договоров возложен на отделы сбыта предприятия, где ведется оперативный учет. В соответствии с предусмотренным договором сроком отдел сбыта передает складу готовой продукции приказ на отбор и упаковку готовых изделий.
Местным покупателям готовая продукция отпускается по дове­ренности (приложение №3), а иногородним — по приказу, в котором дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию, ее наименование, сорт, размер, количество. Работник склада на отобранную и упакованную продукцию выписывает накладную, в которой расписываются представитель покупателя и кладовщик. При этом кладовщик в карточке складского учета в графе”расход”проставляет количество отпущенной продукции. На многих предприятиях приказ и накладная объединены в одном документе (наряд-распоряжение – приложение №4). Обязательными реквизитами первичных расходных документов, оформляющих отпуск продукции, являются: номер и наименование изделия, единица измерения, фактически отпущенное количество, цена, сумма. На документах должны быть разрешающие подписи начальника отдела сбыта и главного бухгалтера.
На исследуемом предприятии продукцию получают представители покупателя. Причем отпуск продукции осуществляется как за безналичный расчет, так и за наличный (через кассу) и по бартеру. Представитель покупателя пребывает с открытой на него доверенностью с указанием наименования и количества продукции, которую он должен получить. Фактический отпуск готовой продукции со склада (будь-то самовывоз или отгрузка покупателю по доверенности) оформляют на основании товарно-транспортной накладной. Она выписывается в четырех экземплярах: первый экземпляр накладной является приказом складу на отпуск продукции (он остается в отделе сбыта), второй — основанием для списания отгруженной продукции со склада (остается на складе), третий экземпляр является пропуском при вывозе продукции с территории предприятия, четвертый отдается покупателю для оприходования полученной продукции. В товарно-транспортной накладной указываются: наименование поставщика и плательщика, их адреса, номера счетов и МФО в банках, код продукции, наименование продукции, единица измерения, количество продукции, цена, сумма без НДС, сумма НДС и общая сумма, а также транспортные услуги. Документ подписывается начальником отдела сбыта, заведующим складом и главным бухгалтером. Кроме того, на трех экземплярах товарно-транспортной накладной (за исключением той, которая остается у покупателя) должна быть подпись покупателя. Если продукция отправляется иногородним покупателям железной дорогой, то на товарно-транспортных накладных должны быть подписи экспедитора или представителя транспортной организации (с приложением провозного документа, оформленного этой организацией). При вывозе продукции с территории предприятия третий экземпляр товарно-транспортной накладной “Пропуск” регистрируется на проходной в книге регистрации пропусков.
Все документы на отгрузку и отпуск готовой продукции передаются в бухгалтерию или финансовый отдел. Здесь выписывают расчетные документы для передачи их на предоплату. Расчетными документами являются спецификации, в которых до сведения покупателей доводится факт отпуска (отгрузки) продукции. В них указывается ассортимент, количество, продажная цена и стоимость отгруженной продукции.
Безналичные перечисления денежных средств покупателями производятся на основании платежных поручений или платежных требований-поручений (приложение №5).
На заводе отгрузка готовой продукции регистрируется на ЭВМ в ведомости “ Выручка реализации товарной продукции за __ период”  в разрезе групп продукции и счетов-фактур, с учетом корреспонденции бухгалтерских счетов (приложение №6).Итоги выводятся по кодам продукции, по датам, по счетам-фактурам с выделением количества, сумм реализации, НДС и дополнительных расходов.
Специфическим дополнительным документом, выдаваемом при отпуске продукции со складов завода, является сертификат качества (приложение №6). Данный документ выдается отделом сбыта и подтверждает, что отпущенный товар соответствует качеству и действующим на Украине стандартам и техническим условиям. Каждый, выписанный сертификат имеет зарегистрированный номер на который обязан ссылаться покупатель в случае установления несоответствия приобретенной продукции соответствующему ГОСТу. Сертификат содержит информацию о покупателе, отгруженной продукции и ее соответствии ГОСТу, ТУ, заказе на основании которого была произведена, способе отгрузке.
В бухгалтерии аналитический учет отгрузки продукции ведется в ведомости №16 “Движение готовых изделий, реализация продукции и материальных ценностей” регистрируется каждая товарно-транспортная накладная с обязательным указанием наименования покупателя, номера счета, номера накладной и количества отгруженной продукции материальных ценностей”, которая состоит из четырех разделов.
В первом разделе “Движение готовых изделий в ценностном выражении” отражается движение готовых изделий по учетным ценам и фактической себестоимости и рассчитывается фактическая себестоимость отгруженной продукции.
Во втором разделе “Отгрузка, отпуск и реализация продукции каждого наименования”. Заполняется в натуральном выражении и в стоимостном по отпускным ценам, при чем отдельные позиции отражают стоимость самих отгруженных изделий, НДС на них, внепроизводственные расходы, т. е. показывается вся стоимость реализации. Здесь же приводятся данные на основании выписок банка с расчетного счета об оплате каждой поставки, а также сумма условной реализации. В конце месяца выводится сальдо по счету 36 “Расчеты с покупателями и заказчиками” в разрезе каждого покупателя. В этом разделе рассчитывается отпускная стоимость не только каждого наименования изделия, но и всей продукции, реализованной за месяц. Данные этого раздела используются для заполнения первого и третьего разделов этой же ведомости и журнала-ордера №11, где ведется синтетический учет.
Третий раздел заполняется по окончании месяца и состоит из трех частей, где показывается оплата и списания, возврат продукции, не оплаченная и не списанная продукция.
В четвертом разделе “Расчет НДС”производится расчет сумм налогов, отчисляемых в бюджет.
Однако в настоящее время третий и четвертый разделы ведомости №16 на предприятиях не заполняются, поскольку все расчеты ведутся во втором разделе этой ведомости.
Фактическая производственная себестоимость отгруженной за месяц продукции определяется расчетным путем в накопительной ведомости или аналогичной машинограмме. Данные об остатке готовой продукции на складах на начало месяца по учетным ценам и фактической себестоимости переносятся из аналогичной ведомости за прошлый месяц или регистров текущего складского учета. Стоимость поступившей из производства продукции определяют по учетным ценам на основе данных аналитического учета ее оприходования. Исчисленная фактическая производственная себестоимость реализованной продукции отражается в журнале-ордере №11:
Т.о. синтетический учет готовой продукции на предприятии ведется на активном инвентарном счете 26 “ Готовая продукция”(старый план счетов) – в журнале-ордере №11. На этом счете отражается движение готовых изделий в промышленности и других отраслях и продукции сельскохозяйственного производства. Выпуск готовой продукции по фактической производственной себестоимости отражается в ж/о №10 (приложение №7). Здесь же при­­­водится справка стоимости выпущенной готовой продукции по учетным ценам. В конце месяца, после определения фактической себестоимости выпущенной за этот период продукции, производится расчет отклонений фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам. На указанные суммы отклонений производятся соответствующие записи по выпуску продукции и по отгрузке продукции. Суммы отклонений фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам отражаются по кредиту счета 26 и дебету соответствующих счетов дополнительной или сторнировочной записью в зависимости от полученного итога. Сверка аналитического учета производится с данными синтетического учета по учетным ценам. Сведения о выпуске готовой продукции, ее отгрузке и реализации можно получа­­­ть из данных аналитического учета: ведомости выпуска готовой про­­­дукции, ведомости 16 раздела 2 об отгрузке продукции покупателям.
Инвентаризация готовой продукции производится в сроки и по методике, аналогичной инвентаризации материалов.
Оперативный учет выпуска готовой продукции, в частности — орга­­­низационная сторона этого вопроса — один из проблемных вопросов, не нашедших окончательного решения. До сих пор, точно не выяснено — какая из служб, обеспечивающих оперативное управление, должна заниматься оперативным учетом вы­­­пуска продукции. На предприятии данная функция оперативного контроля возложена на отдел сбыта.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 11. 08. 97 г. №869 реализованной продукцией (товарами, работами, услугами) предприятия является продажная, договорная, отпускная стоимость отгруженной продукции (товаров, выполненных работ, оказанных услуг) в сумме, которая указана в оформленных документах, являющихся основанием для расчетов с покупателями (заказчиками). Право собственности на такую отгруженную продукцию переходит от поставщика к покупателю (заказчику) с момента ее передачи (отгрузки).
Переход на установление факта реализации по методу отгрузки приблизил используемую в Украине систему учета и статистики к об­щепринятой в международной практике.
1.4. Определение результата от реализации продукции Синтетический учет готовой продукции, внепроизводственных расходов, расчетов с покупателями и заказчиками, реализации продукции ведется в журнале-ордере №11.
На исследуемом предприятии учет отгруженной продукции по каждому покупателю ведется в специальной ведомости (приложение №8) В этой ведомости ведется подробный аналитический учет отгрузки продукции по каждому покупателю за каждый день. Здесь регистрируется каждая спецификация, наряд на отгрузку с обязательным указанием наименования покупателя, даты отгрузки, стоимости отгруженной продукции по отпускным ценам и фактической себестоимости, отдельной позицией показывается НДС на продукцию в каждой стоимости.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Основным документом дополнительно формируемом к ведомости №16 в автоматическом режиме является”Оборотная ведомость по реализации”(приложение №9). Данная ведомость по реализации готовой продукции в разрезе покупателей содержит подробную информацию по каждому счету, наряду, шифру продукции, ее количеству, стоимости с учетом НДС и без НДС. К таким же дополнительным документам улучшающим и дополняющим аналитический учет реализации является ведомость учета выручки от реализации товарной продукции в разрезе групп продукции (приложение №11). Она формируется автоматически в разрезе групп продукции.
Финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), прочих ценностей и услуг непромышленных (вспомогательных), услуг на сторону определяются во втором разделе журнала-ордера №11 как за каждый месяц, так и нарастающим итогом с начала года.
Следует отметить, что формирование состава себестоимости реализованной продукции используемой для определения финансового результата работы на промышленных предприятиях в бухгалтерском учете определяется П(С)БУ 16 “ Расходы”. именно эта себестоимость используется для определения финансового результата работы предприятия в Отчете о финансовых результатах работы предприятия.
В соответствии с новым порядком отражения в учете результата от реализации продукции по дебету счетов 7 класса и кредиту счета 79 списывается чистый доход (т.е., сумма выручки от реализации после исключения из нее сумм косвенных налогов, сборов).
Счет 70 “ Доходы от реализации”  предназначен для обобщения информации о доходах от реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг, доходов от страховой деятельности, а также сумм скидок, предоставленных покупателям и о других вычетах из дохода. Счет 70 “ Доходы от реализации”  имеет следующие субсчета:
701 “ Доход от реализации готовой продукции”;
702 “ Доход от реализации товаров”;
703 “ Доход от реализации работ и услуг”;
704 “ Отчисления с дохода”.
По кредиту субсчетов 701-703 отражается увеличение (получение) дохода, по дебету – надлежащая сумма непрямых налогов (акцизного сбора, НДС, и других, предусмотренных законодательством); суммы, получаемые предприятием в пользу комитента; возвращенные перестраховщикам доли страховых платежей (страховых взносов, страховых премий); результат изменения резервов не заработанных премий (в страховых организациях); списание в порядке закрытия на сет 79 “ Финансовые результаты”.
На субсчете 701 “ Доход от реализации готовой продукции”обобщается информация о доходах от реализации готовой продукции.
Аналитический учет доходов от реализации ведется по видам (группам) продукции, товаров, работ, услуг, регионам сбыта и / или другим направлениям, определенным предприятием.
            Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется путем вычитания из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) соответствующих налогов, сборов, скидок и т.д. определяется следующим образом:
Рисунок-схема №  STYLEREF 1 \s I‑ SEQ Рисунок-схема_№ \* ARABIC \s 1 3 Определение чистого дохода от реализации продукции.
В статье “ Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)”  отображается общий доход (выручка) от реализации продукции, товаров или услуг, то есть без вычета предоставленных скидок, возврата проданных товаров и налогов с продажи (НДС, акцизного сбора, и т.д.), который отвечает критериям определения дохода.
В статье “ Налог на добавленную стоимость”указывается сумма налога на добавленную стоимость, которая была включена в состав дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Предприятия, которые уплачивают другие сборы или налоги с оборота, показывают их сумму в свободном рядке отчета о финансовых результатах.
Предоставленные скидки, возврат товаров и другие суммы, которые подлежат отчислению из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), отображаются в статье “ Другие отчисления из дохода”.
Валовая прибыль (убыток) рассчитывается как разница между чистым доходом от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг):
 

Рисунок-схема №  STYLEREF 1 \s I‑ SEQ Рисунок-схема_№ \* ARABIC \s 1 4 Определение валовой прибыли.
Производственная себестоимость реализованной продукции, работ, услуг складывается из:
-        прямых материальных затрат;
-        прямых затрат на оплату труда;
-        других прямых затрат;
-        производственных накладных затрат.
Другие затраты включаются в себестоимость запасов, если они были понесены с целью:
-        доставки запасов к их местонахождению;
-        приведения запасов в состояние, в котором они находятся.
Распределение постоянных производственных накладных затрат на каждую единицу производства базируется на нормальной мощности производственного оборудования, а переменных производственных накладных расходов – по фактическому использованию производственных мощностей.
Фактическая себестоимость реализованной продукции учитывается по дебету класса 9 и с них списывается на счет 79.
Рисунок-схема №  STYLEREF 1 \s I‑ SEQ Рисунок-схема_№ \* ARABIC \s 1 5 Определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
Основные бухгалтерские проводки по учету и реализации готовой продукции приведены в следующей таблице.

Таблица  SEQ Таблица \* ARABIC 3.
Схема основных бухгалтерских проводок по учету и реализации готовой продукции. №
Содержание операции
Бухгалтерская проводка
Дебет
Кредит
1
Изготовлена и оприходована на склад готовая продукция
26
23
2.
Реализована готовая продукция и начислен доход
361
701
3.
Начислен НДС
701
6411
4.
Списана себестоимость реализованной продукции
901
26
5.
Поступление оплаты от покупателя
311
361
6.
Получена предоплата
311
681
7.
Начисление НДС в части предоплаты
643
6411
8.
Отнесение на финансовый результат дохода от реализации готовой продукции
701
791
9.
Отнесение на финансовый результат себестоимости реализованной готовой продукции
791
901
10.
Начисление налога на прибыль
981
6412
11.
Списание на финансовый результат затрат по налогу на прибыль
791
981
12.
Отражение нераспределенной прибыли
791
441
Длительное время в Украине выручку от реализации продукции (работ, услуг) определяли либо продажной стоимостью отгруженной продукции (работ, услуг), указанной в оформленных для оплаты по­купателем расчетных документах, либо по сумме, зачисленной в виде платежа за отгруженную продукцию (работы, услуги) на счета предприятия в учреждениях банков.
Однако Законом Украины”О внесении изменений в Закон Украины”О налогообложении прибыли предприятий”от 18 ноября 1997 года №639/97-ВР предусмотрено, что выручка от реализации продукции определяется продажной стоимостью отгруженной продукции (работ, услуг), указанной в оформленных для оплаты покупателем расчетных документах, т. е. по методу отгрузки. Порядок определения финансового результата по такому методу рассмотрен в параграфе”Учет реализации продукции”.
Прибыль плательщика налога, включая предприятия, учрежденные на собственности отдельного физического лица, облагаются налогом по ставке 30% к объекту налогообложения.
Объектом налогообложения согласно статьи 3 Закона Украины”О внесении изменений в Закон Украины”О налогообложении прибыли предприятий”от 22. 05. 97 г. №283/97 является прибыль, определяемая путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых расходов плательщика налога и сумму амортизационных отчислений. В свою очередь, валовые доходы — это общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного в течение отчетного периода в денежной, материальной либо нематериальной формах.
При этом в соответствии с пунктом 11. 3. 1 Закона датой увеличения валового дохода считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из случившихся ранее событий:
-        либо дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих реализации, при реализации товаров (работ, услуг) за наличные — дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
-        либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата фак­тического предоставления результатов работ (услуг) плательщиком налога.
Следует заметить, что из валового дохода исключаются суммы акцизного сбора, НДС, полученных предприятием в составе цены реализации продукции (работ, услуг), за исключением случаев, когда такое предприятие-получатель не является плательщиком налога.
1.5. Учет расходов по сбыту готовой продукции В зависимости от условий поставки, закрепленных в договоре с покупателями, некоторые издержки по сбыту продукции могут возмещаться покупателями предприятию-изготовителю сверх установленных на продукцию оптовых цен. Речь идет о стоимости тары и тех транспортных расходах, когда установлена оптовая цена поставки Франко-станция или франко-вагон-станция отправления. Такие издержки компенсируются деньгами, поступившими от покупателя.
Регистром аналитического учета внепроизводственных расходов является ведомость №15. Учет в ней ведется в разрезе установленной номенклатуры. На основании первичных документов, содержащих данные о внепроизводственных расходах, такая ведомость либо ведется бухгалтерией как накопительный регистр, либо поступает по данным ЭВМ в виде готовой сводки. В ней отражаются следующие виды расходов:
-        на возмещение складских, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных, транспортных и страховых расходов поставщика, которые включаются в цену продукции согласно с базисом поставки, предусмотренной соглашением сторон;
-        на уплату услуг транспортно-экспедиционных, страховых и посреднических организаций (включая комиссионное вознаграждение), стоимость которых входит в цену продукции согласно с базисом поставки, предусмотренной соглашением сторон;
-        на оплату экспортной (вывозной) таможенной пошлины и таможенных сборов;
-        на рекламу и предпродажную подготовку товаров;
-        на возмещение расходов за участие в выставках, ярмарках, бесплатно переданные образцы и модели, на представительские расходы (организацию приемов, конференций и других официальных мероприятий, включая оплату труда обслуживающего персонала) в размере до двух процентов от объема реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год.
В составе внепроизводственных расходов предприятия от­­­дельной учетной позицией фиксируют расходы на рекламу. Расходы на рекламу — это расходы предприятия по целенаправ­­­ленному воздействию на потребителя для продвижения продук­­­ции (товаров, работ) на рынке сбыта. К ним относятся рас­­­ходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстри­­­рованных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, пла­­­катов и т.д.); разработку и изготовление эскизов, этикеток, фирменных пакетов, значков, упаковки, сувениров с фирмен­­­ной символикой и т.д.; рекламные мероприятия, проводимые с помощью средств массовой информации (объявления в печати, по радио и телевидению); расходы на световую и иную наруж­­­ную рекламу; приобретение, изготовление, дублирование и де­­­монстрацию рекламных кино-видеофильмов и т.д.; изготовление стендов, муляжей, указателей и др.; хранение и экспедирова­­­ние рекламных материалов, оформление витрин, выставок — про­­­даж; уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество в результате экспедирования и учас­­­тия в выставках и рекламных мероприятиях и другое.
В соответствии с новым планом счетов учет данного вида расходов предусмотрено вести на счете 93 “ Расходы на сбыт”. По дебету счета отражается сумма признанных затрат на сбыт, по кредиту – списание на счет 79 “ Финансовые результаты”. В составе данного вида расходов помимо учитываемых ранее предусмотрено отражать амортизацию, ремонт и содержание основных средств, прочих материальных необоротных активов, используемых для обеспечения сбыта продукции, товаров, работ и услуг.

Счет 93 "Расходы на сбыт”  корреспондирует
По дебету
с кредитом счетов
По кредиту
с дебетом счетов
13
Износ необоротных активов
79
Финансовые результаты
20
Производственные запасы
22
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
25
Полуфабрикаты
26
Готовая продукция
27
Продукция сельскохозяйственного производства
28
Товары
30
Касса
31
Счета в банках
33
Прочие денежные средства
36
Расчеты с покупателями и заказчиками
37
Расчеты с разными дебиторами
38
Резерв сомнительных долгов
39
Затраты будущих периодов
47
Обеспечение будущих затрат и платежей
50
Долгосрочные ссуды
60
Краткосрочные ссуды
63
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
64
Расчеты по налогам и платежам
65
Расчеты по страхованию
66
Расчеты по оплате труда
68
Расчеты по другим операциям
80
Материальные затраты
81
Затраты на оплату труда
82
Отчисления на социальные мероприятия
83
Амортизация
84
Прочие операционные затраты
    продолжение
--PAGE_BREAK--Расходы на сбыт в соответствии с требованиями П(С)БО 16 относятся к расходам операционной деятельности и не включаются в состав себестоимости реализованной продукции и отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были понесены.
1.6. Учет налога на добавленную стоимость и акцизного сбора Предприятия, производящие и реализующие продукцию, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизным сбором, которые подлежат перечислению в бюджет.
НДС является частью вновь образованной стоимости, уплачиваемой в государственный бюджет на каждом этапе производства товара, выполнения работ и предоставления услуг. НДС является одним из основных источников поступления доходов в бюджет государства. НДС — единственный налог, адекватный уровню инфляции. Он служит исключительно для формирования доходной части бюджета и никаким образом не может использоваться для регулирования уровня цен, рентабельности, доходности предприятия. Как показывает мировая практика, уменьшение величины НДС на определенные товары не влечет за собой автоматического снижения цен, зато довольно часто бывает, наоборот: через короткие промежутки времени цена на эти товары резко возрастает. НДС не включается в затраты изготовителя, так как возмещается покупателем в момент реализации. Таким образом, НДС представляет собой сумму, ”накладываемую”на цену изготовителя.
Простота, экономические и организационно-технические характеристики обеспечили налогу на добавленную стоимость преимущества перед иными типами налогообложения оборота или универсальными акцизами.
Налог на добавленную стоимость характеризуется рядом существенных преимуществ. Остановимся на некоторых из них более детально. Не смотря на то, что он представляет собою, в сущности, разновидность акциза, это все таки универсальный финансовый инструмент.
Да, с помощью НДС появляется возможность регулирования фонда заработной платы и цены. Он дает возможность ликвидировать лишние звенья хозяйственного управления. Кроме того, налог позволяет относительно точно определить реальную стоимость каждого товара и на основе этого вникнуть в основу формирования экономических пропорций.
Применение НДС в странах с развитой рыночной экономикой не только в фискальном, но и в регулирующем аспекте, позволяет использовать данный рычаг как способ сдерживания кризиса перепроизводства и ускоренного вытеснения с рынка слабых производителей.
НДС имеет внутренний”встроенный”механизм взаимной сверки плательщиками налоговых обязательств. Он не знает дискриминации плательщиков в зависимости от их роли и места в хозяйственном процессе, НДС нейтральный по отношению к перемещению товаров и услуг, размещение ресурсов.
НДС через усиленное влияние на уровень цен может быть использованный в антиинфляционных процессах, поскольку НДС дает возможность автоматически получать конъюнктурную прибыль, порожденную инфляцией, и этим самым сдерживать неоправданное увеличение цен.
К наиболее ценным экономическим преимуществам налога на добавленную стоимость относится его способность не искажать поведение плательщиков как участников хозяйственно-коммерческого процесса, не менять экономических решений под влиянием НДС.
Тем не менее, необходимо также учитывать то, что использование налога на добавленную стоимость характеризуется не лишь его положительными сторонами. Целый ряд спорных, или отрицательных моментов делают очень актуальными дискуссии относительно необходимости взыскания данного налога.
Рассмотрим некоторые из этих моментов.
Являясь, в принципе, налогом на конечное потребление, что ложится на население и бюджетную сферу, НДС при достаточно высокой ставке и высоких темпах инфляции превращается в один из факторов, которые сдерживают развитие производства. Происходит это вследствие возрастания цен и сдерживания на основе этого возможностей оплаты покупателем товаров (работ, услуг). Конечно, эти средства возвратятся к покупателю (или из бюджета, или в тот момент, когда он сам реализует продукцию), но при условии, что цепь актов реализации не прервется или настанет с определенным шагом”опоздания”, когда частично эти средства будут обесценены инфляцией.
Кроме этого, применение ставок НДС на уровне 20-28% стимулирует как инфляционные процессы в целом, так и отрицательно влияет на высокотехнологические и наукоемкие производства. Поэтому, хотя и применяемая ставка делает налог на добавленную стоимость одним из главных источников наполнения бюджета, но видимость его без дефицитности очень обманчивая. Как раз в связи с этим оптимальную ставку НДС экономисты чаще всего связывают с уровнем 15-18%.
Заняв доминирующие позиции в мировой налоговой системе, НДС хранит и некоторые отрицательные черты, связанные с возможностью уклонения от его уплаты. Поэтому в системе НДС исключительное значение имеет совершенный и исчерпывающий бухгалтерский учет, регистрация всех операций.
Мировой опыт также показывает, что важной проблемой введения налога на добавленную стоимость есть подготовка общественной мысли, объяснительная работа с плательщиками и профессиональная подготовка персонала налоговых органов.
НДС есть массовым регрессивным налогом на товары и услуги широкого потребления.
Преимущества и недостатки применения НДС представлены в виде следующей схемы.
 

Рисунок-схема №  STYLEREF 1 \s I‑ SEQ Рисунок-схема_№ \* ARABIC \s 1 6Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость
Плательщиками НДС являются любые из нижеприведенных лиц, независимо от того, является такое лицо резидентом или нет: субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями; иное юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности; физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или ввозящее (пересылающее) товары на таможенную территорию Украины .
В соответствии с Законом Украины”О НДС”от 3 апреля 1997 года • №168/97-ВР с внесенными изменениями в соответствии с Законом Украины”О внесении изменений в Закон Украины”О НДС”от 26 сентября 1997 года №550/97-ВР базой налогообложения является:
База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, иных налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения.
В случае продажи товаров без оплаты или с частичной оплатой их стоимости средствами в рамках бартерных (товарообменных) операций, натуральных выплат в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога, передачи товаров в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которые не относятся к валовым издержкам производства, а также связанному с продавцом лицу база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.
Для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины плательщиками налога, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, но не менее таможенной стоимости с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с ввозом таких товаров, платы за использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих к таким товарам, акцизных сборов, ввозной пошлины, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, включаемых в цену товаров согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная (таким образом) стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному (обменному) курсу НБУ, действовавшему на момент возникновения налоговых обязательств. Для работ (услуг), выполняемых нерезидентами на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная стоимость таких работ (услуг) с учетом акцизного сбора, а также иных сборов, налогов, за исключением НДС, включаемых в цену продажи работ (услуг).
Стоимость тары, которая согласно условиям договора (контракта) определена в качестве возвратной (залоговой), в базу налогообложения не включается. В случае, если в течение срока исковой давности, определенной законом, с момента получения возвратной тары она не возвращается отправителю, стоимость такой возвратной тары включается в базу налогообложения получателя.
В случаях, когда налогоплательщик осуществляет деятельность по продаже товаров, полученных в пределах договоров комиссии (консигнации) поруки, поручения, доверительного управления, которые уполномочивают такого налогоплательщика (комиссионера) осуществлять продажу товаров от имени и по поручению другого лица (комитента) без передачи права собственности на такие товары, базой налогообложения является продажная стоимость этих товаров, определенная в порядке, установленном настоящим Законом.
От НДС освобождаются операции по:
-        продаже отечественных продуктов детского питания молочными кухнями, специализированными магазинами и точками, выполняющими функции раздаточных пунктов, в порядке и по перечню продуктов, установленном Кабинетом Министров Украины;
-        продаже периодических изданий массовой информации и книг отечественного производства;
-        продаже товаров специального назначения для инвалидов;
-        продаже лекарственных средств и предоставлению услуг по охране здоровья согласно установленному перечню;
-        предоставлению услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, за исключением операций по аренде транспорта;
-        предоставлению культовых услуг и продаже предметов культового назначения религиозными организациями;
-        выполнению работ (стоимость работ) по строительству жилья, которое осуществляется за счет средств физических лиц, и передаче такого жилья в собственность таким лицам;
-        продаже товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением посреднической и рекламной деятельности, игорного бизнеса) предприятиями, основанными всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являющимися их полной собственностью;
-        бесплатной передаче продукции (работ, услуг) собственного производства сельским хозяйствам и лечебно-производственным трудовым мастерским по обслуживанию одиноких граждан преклонного возраста;
-        предоставлению в сельской местности сельскохозяйственными товаропроизводителями услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов и предоставлению материальной помощи продуктами питания собственного производства многодетным семьям, ветеранам, инвалидам и др. в пределах одного необлагаемого минимума доходов граждан в месяц на одно лицо;
-        освобождаются от НДС, исходя из принципа взаимности относительно каждого отдельного государства, операции по продаже товаров, предусмотренных для собственных нужд дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Украине;
-        операции по ввозу (импортированию) в украинские порты рыболовецкими предприятиями необработанного вылова морской рыбы или указанного вылова, подготовленного к реализации к моменту его продажи.
Объекты налогообложения, за исключением операций, осво­божденных от налогообложения, и операций, к которым применяется нулевая ставка согласно Закону”О НДС”, облагаются налогом по ставке 20 % (к выручке — 16, 667 %). Налог составляет 20 % базы налогообложения и прибавляется к цене товаров (работ, услуг).
Налог по нулевой ставке применяется в отношении операций по:
-        продаже товаров, вывезенных (экспортированных) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины;
-        продаже работ (предоставлению услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;
-        продаже товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, расположенными на территории Украины в зонах таможенного контроля (беспошлинных магазинах), в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины;
-        предоставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины;
-        продаже угля и продуктов его обогащения, угольных и торфяных брикетов; продаже электроэнергии населению;
-        продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса живой
-        массой;
-        продаже газа, импортированного в Украину.
Закон Украины”О НДС”от 03. 04. 97 г. №167/97-ВР выделяет два основных понятия: налоговое обязательство и налоговый кредит. Налоговое обязательство —общая сумма налога, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде. Налоговый кредит — сумма, на которую плательщик налога имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.
Продажа товаров (работ, услуг) осуществляется по договорным ценам с дополнительным начислением НДС. Поэтому продавец обязан представить покупателю налоговую накладную. Она составляется в момент возникновения налоговых обязательств в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю, а копия остается у продавца товаров (работ, услуг). Налоговая накладная является отчетным налоговым документом. Она выписывается на каждую полную или частичную поставку продукции. Изменениями, внесенными в Закон Украины”О НДС”от 19. 11. 97 г. №б44/97-ВР (ст. 7), указано, что если объем разовой продажи товаров (работ, услуг) не больше 20 гривен, налоговая накладная не выписывается. При этом основанием для увеличения суммы налогового кредита является товарный чек или иной расчетный или платежный документ, в котором НДС выделяется отдельной строкой. Когда продавец нарушает порядок выписки налоговой накладной по требованию покупателя, последний имеет право обратиться до конца текущего налогового периода с соответствующим заявлением в налоговый орган по своему местонахождению.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В соответствии с Законом Украины”О НДС”датой возникновения налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, происшедших раньше:
-        либо дата зачисления средств от покупателя на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства — дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии такой — дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
-        либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документов, удостоверяющих факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога.
Суммы налога, подлежащего уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разность между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода. Уплата налога производится не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным.
Предприятия ежемесячно представляют налоговой инспекции декларацию по НДС. В ней указываются: сумма налоговых обязательств (отдельными колонками — объемы продаж без учета НДС и сумма НДС), сумма налогового кредита (отдельными колонками — объемы продаж без учета НДС и сумма налогового кредита), чистая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, сумма НДС, подлежащая возмещению плательщику налога из государственного бюджета, выручка от реализации продукции, причитающаяся к уплате суммы НДС, а также выводится общий результат по сумме налога, в том числе сумма налога к доначислению согласно декларации или сумма превышения НДС, которая будет учтена при уменьшении платежей в следующем периоде и не отражается в лицевом счете за данный отчетный период.
На предприятии в регистрах бухгалтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах) сумма НДС выделяется в отдельную графу. Во всех случаях отгрузки продукции, включая продажу за наличные денежные средства, в обязательном порядке составляются счета-фактуры, накладные, акты и другие документы, в которых сумма НДС указывается отдельной строкой и обязательно указываются дата составления документа, наименование поставщика и покупателя, их адреса. Количество, цена и сумма НДС указываются по каждой позиции отдельно.
На основании первичных документов – налоговых накладных и расчета корректировок данных налоговой накладной составляются регистры аналитического учета по НДС: книга учета продаж товаров (работ и услуг) у продавца и книга учета приобретений товаров (работ и услуг) у покупателя. Целью их ведения является определение сумм налогового обязательства и налогового кредита плательщика налога за отчетный период.
Специфика учета НДС состоит в том, что на уровне первичного и аналитического учета он достаточно обособлен от бухгалтерского учета. Но на синтетическом уровне налоговый учет “  вплетается”  в систему бухгалтерского учета, получая отражение как в главной книге, так и в бухгалтерской отчетности – балансе и отчете о финансовых результатах. Для целей налогообложения плательщик НДС составляет специальную отчетность – декларацию по налогу на добавленную стоимость.
В бухгалтерском учете для отражения налога на добавленную стоимость в    новом плане счетов предусмотрены следующие субсчета:
641 “ Расчеты по налогам”(аналитический счет “ Расчеты по НДС” );
643 “ Налоговые обязательства”;
644 “ Налоговый кредит”.
Субсчет 641 “ Расчеты по налогам”(“ Расчеты по НДС” ) – балансовый, по дебету которого отражаются суммы налогового кредита по НДС, на которые имеет право предприятие, по кредиту – суммы налогового обязательства по НДС.
Субсчет 643 “ Налоговые обязательства”является балансовым. По кредиту счета 643 “ Налоговые обязательства”отражаются суммы начисленного налогового обязательства по НДС в части отгруженной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг, срок уплаты которого еще не наступил, в корреспонденции с дебетом счетов класса 7 “ Доходы и результаты деятельности”. По дебету субсчета 643 “ Налоговые обязательства”отражаются суммы начисленного налогового обязательства по НДС, срок уплаты которого в бюджет наступил, в корреспонденции с кредитом субсчета 641 “ Расчеты по налогам” .
Субсчет 644 “ Налоговый кредит”  является балансовым. По дебету этого субсчета отражаются суммы НДС по полученным товарам (работам, услугам), стоимость которых относится на валовые расходы (или подлежит амортизации), но оплата по которым в данном отчетном периоде не осуществлена, или отсутствуют налоговые накладные независимо от факта оплаты за материалы и услуги. По дебету субсчет 644 “ Налоговый кредит”  корреспондирует с кредитом счетов класса 6 “ Текущие обязательства”. По кредиту субсчета 644 “ Налоговый кредит”  отражаются суммы НДС по оплаченным товарам, работам, услугам при наличии налоговых накладных, в корреспонденции с дебетом субсчета 641 “ Расчеты по налогам”(“ Расчеты по НДС” ). Отражение НДС на счетах бухгалтерского учета может быть представлено следующим образом:
Рисунок-схема №  STYLEREF 1 \s I‑ SEQ Рисунок-схема_№ \* ARABIC \s 1 7 Отражение НДС на счетах бухгалтерского учета.
Таким образом, отражение в учете НДС как с применением действовавшего ранее плана счетов, так и при переходе на новый план счетов существенно не изменилось, за исключением одного момента. А именно: в новом бухгалтерском учете отсутствует аналог счета 81 “ Использование прибыли”. С 01.01.2000 года в ситуациях, при которых ранее в учете списывались за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и сборов, теперь относится на расходы деятельности.
Следующим сбором, подлежащим уплате в бюджет, является акцизный сбор. Акцизный сбор, как и НДС, является одним из непрямых налогов, но относится к категории специфических акцизов, т. е. включается в цену лишь отдельных категорий товаров и взимается по дифференцированным ставкам. В Украине он был введен одновременно с НДС в 1992 году взамен налогов”с продаж”и”с оборота”. По объему поступлений в бюджет и стабильности акцизный сбор уступает НДС. Это объясняется тем, что при увеличении цены на подакцизные товары, не являющиеся товарами первой необходимости, или при уменьшении доходов их потребителей потребление данных товаров сокращается очень быстрыми темпами.
Постановлением Верховного Совета Украины утвержден перечень импортных товаров, на которые устанавливается акцизный сбор, и ставки этого сбора. Перечень льгот по акцизному сбору невелик, поскольку налогом облагается небольшое количество товаров не первой необходимости: ликеро-водочные изделия, шоколад и шоколадные изделия, какао, деликатесная продукция из мяса и ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, видео- и телеаппаратура, автомобили, ювелирные изделия из драгоценных металлов, фарфоровые и меховые изделия, ковры и т. д.
При исчислении акцизного сбора облагаемый оборот определяется исходя из суммы выручки за вычетом НДС.
Объектами налогообложения являются:
-        обороты по реализации продукции в Украине подакцизных товаров путем их продажи, бартера, бесплатной передачи или частичной оплаты;
-        обороты по реализации товаров для собственного потребления, промышленной переработки или для своих работников;
-        таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за СКВ, кроме тех, по которым в соответствии с единым таможенным тарифом взимается пошлина.
Плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпри­нимательской деятельности, которые являются производителями по­дакцизных товаров, а также субъекты предпринимательской деятельности, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые импортируют подакцизные товары, т. е. те, которые являются собственниками грузовых таможенных деклараций.
В соответствии с постановлениями Верховного Совета Украины и Кабинета Министров Украины”О НДС”, ”Об акцизном сборе”предприятия, уплачивающие акцизный сбор, представляют налоговой инспекции расчет по акцизному сбору по форме, предусмотренной законодательством.
Документальные проверки достоверности предоставленных расчетов по акцизному сбору проводятся работниками Государственной Налоговой Инспекции с выходом на предприятия в сроки, установленные руководителем инспекции, но не реже одного раза в два года, а проверки плательщиков, уплачиваемых налог ежедневно или ежедекадно, — не реже одного раза в год. При проверке сверяется общий оборот по реализации этих товаров с данными бухгалтерского учета, проверяется правильность применения ставок налогообложения и цен на продукцию, а также соответствие начисленной суммы акцизного сбора перечисленной в бюджет.

II.           КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ 2.1. Задачи и источники контроля Контроль — составная часть деятельности людей по управлению экономикой. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования. Контроль за хозяйственной деятельностью предприятий является важным звеном контроля. А поскольку результатом деятельности любого промышленного предприятия является производство продукции, то необходим эффективный и объективный контроль за движением готовой продукции.
Основными задачами контроля и ревизии производства промыш­ленной продукции являются:
-        проверка достоверности отчетных показателей, характеризующих объем продукции в натуральном и стоимостном выражении;
-        контроль за выполнением плана по объему выпуска, ассортименту и качеству готовой продукции;
-        контроль за своевременностью документального
-        оформления движения продукции, поступлением на склад из производства;
-        контроль за сохранностью продукции на всех этапах движения;
-        контроль за организацией учета выполнения договоров поставки продукции покупателям по срокам отгрузки, ассортименту, качеству;
-        контроль за своевременностью проведения инвентаризации / готовой продукции и правильностью отражения в учете ее результа­нтов;
-        контроль за качеством и комплектностью выпускаемой продукции;
-        контроль за правильностью отражения операций выпуска, отгрузки на бухгалтерских счетах;
-        контроль за достоверностью данных о выпуске продукции в статистических формах;
-        контроль за соблюдением сметы внепроизводственных расходов;
-        контроль за своевременностью и полнотой расчетов по реализации готовой продукции и расчетов за вывезенную продукцию;
-        проверка правильности начисления НДС, акцизного сбора и ДР.;
-        проверка правильности отражения финансовых результатов от реализации продукции.
Источниками ревизии служат:
-        договоры на поставку продукции;
-        записи на счетах бухгалтерского учета (в соответствующих учетных регистрах) 23 “  Производство”, 26 “ Готовая продукция”, 93 “ Расходы на сбыт”, 90 “ Себестоимость реализованной продукции”, 36 “ Расчеты с покупателями и заказчиками”и др.;
-        первичная документация и отчетность о движении готовой продукции;
-        ведомости 16, 15;
-        журналы-ордера №10, 10/1 и 11;
-        акты инвентаризации готовой продукции;
-        приемные акты на возврат готовой продукции;
-        акты о браке продукции;
-        акты предыдущих проверок;
-        Главная книга;
-        статистические отчетные данные, месячные и квартальные в стоимостном и натуральном выражении.
2.2 Оперативный контроль выпуска продукции От выполнения плана выпуска продукции в натуральном выражении зависит бесперебойное выполнение обязательств по поставке продукции потребителям по номенклатуре (в ассортименте) по договорам и заказам на изготовление продукции. Номенклатура важнейших видов продукции для объединений и предприятий устанавливается министерством (ведомством) при утверждении их годовых планов.
Проверяя содержание плана производства продукции в на­туральном выражении, необходимо удостовериться в тождестве измерителей единой номенклатуры изделий для составления отчетов по продукции. При выявлении фактов несовпадения плана выпуска продукции с утвержденным перечнем необходимо выяснить причины расхождений, кто повинен и к каким последствиям это привело. Очень важно проанализировать увязку выпуска продукции из производства со сроками ее поставки потребителям по заключенным договорам. На практике встречаются случаи неувязки между датой производства отдельных видов продукции и датами ее поставки, что приводит к невыполнению обязательств по поставкам по заключенным договорам. Такие факты рассматриваются как серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины, они влекут, как правило, непроизводительные расходы по уплате неустоек, пени, штрафов. Поэтому по каждому такому случаю необходимо определить размер понесенного ущерба и предъявить его к возмещению виновным лицам, а также выяснить, что предпринято, чтобы впредь не возникали такие нарушения и потери.
Выполнение плана производства в натуральном выражении проверяют по данным, приведенным в отчетах о выполнении плана по продукции (Ф. №1-П), используя при этом сдаточные накладные и другие первичные документы и записи по счету 26 “ Готовая продукция”. В отчетности приводятся данные не по всем выпускаемым изделиям, поэтому сведения, недостающие в отчетности, нужно брать из аналитического учета (ведомостей выпуска полуфабрикатов и готовой продукции). Прежде всего, следует проверить, правильно ли включены в объем продукции в натуральном выражении готовые изделия, изготовленные в пределах проверяемого периода. При этом следует руководствоваться положением, определяющим, что изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и точно соответствуют нормативно-технической документации, приняты ОТК и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество продукции, и сданы на склад или заказчику.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Необходимо проверить также, не относились ли к готовой продукции изделия, оставленные в цехе на конец отчетного периода под сохранную расписку начальника цеха (кроме случаев, разрешенных в установленном порядке).
Проверяя правильность (достоверность) отчетных данных раздела 3 “ Производство продукции в натуральном выражении”Ф. №1-П, ревизор должен иметь в виду, что при составлении этого раздела отчетов в данные о выпуске продукции включается продукция для отпуска на сторону и израсходованная на промышленно- производственные нужды предприятия (т. е. валовой отпуск). Изделия, по которым в плане предусматривается товарный выпуск, в отчете приводятся по этому выпуску, т. е. без продукции, потребляемой на промыышенно-производственные нужды предприятия. Запрещается включать в отчет продукцию, изготовленную с отступлениями от нормативно-технической документации, хотя она и была реализована, а также продукцию, пришедшую в негодность при хранении на складе и полученную и реализованную без переработки на предприятии.
Иногда предприятия включают в отчет продукцию, полученную со стороны с отступлениями от нормативно-технической документации, после ее восстановления. Такая продукция в данные о выполнении плана производства продукции в натуральном выражении не включается.
Общую оценку выполнения плана производства продукции в нату­ральном выражении из-за неоднородности измерителей по отдельным видам продукции произвести нельзя. Это можно сделать за ревизуемый период путем перевода количественных данных в денежное измерение (путем суммирования произведений количества единиц продукции по плану и отчету на их цены). При этом можно применить способ исчисления среднего процента выполнения плана, при котором в зачет выполнения плана производства продукции в натуральном выражении засчитывается только та продукция, которая произведена в пределах плана. Продукция, изготовленная сверх плана, в расчет не принимается, что исключает возможность перекрывать недовыполнение плана по одним изделиям за счет других.
При ревизии выпуска продукции в натуральном выражении необ­ходимо проверить, не изготавливалась ли продукция, не имеющая спроса и сбыт которой не гарантирован. При выявлении таких фактов необходимо выяснить: почему изготавливалась такая продукция, кто разрешил ее производство, на какую сумму, что предпринято для ее реализации, сумму ущерба, а также не принимался ли к зачету объем этой продукции при оценке деятельности ревизуемого органа.
Целесообразно произвести встречную проверку. Несоответствие отдельных показателей в указанных документах позволит ревизору выявить отклонения по движению продукции.
Очень важным моментом при ревизии выпуска готовой продукции является контроль за качеством продукции. Представление о состоянии работы по обеспечению качества продукции можно получить при изучении материалов ОТК предприятий, актов приемки продукции на месте представителями заказчиков, рекламаций потребителей, данных о размере штрафов, уплаченных покупателями за поставку недоброкачественной и некомплектной продукции, или допущенных недоделок и т. п.
Нередко дефекты в продукции допускаются из-за низкого качества сырья, ”материалов, комплектующих деталей и узлов, поставляемых другими предприятиями. В этом случае необходимо выяснить, по всем ли случаям были предъявлены претензии на возмещение потерь к поставщикам указанных ценностей, как соблюдается установленный порядок контроля за качеством поступающих материалов и комплектующих деталей и узлов.
Важным показателем качества продукции является ее комплектность. По данным актов ОТК, актов приемки продукции и рекламаций покупателей следует определить количество изготовленной некомплектной продукции и изучить причины, вызвавшие ее производство, а также выявить виновных лиц.
Очень часто плохое качество продукции и брак вызываются нару­шениями технологического процесса. Отклонения можно вскрыть по за­ключениям работников ОТК в актах о браке продукции, по рекламациям покупателей об обнаруженных дефектах и заключениям об их происхож­дении, по данным маршрутных листов и другим документам, отражающим последовательность технологической обработки. При этом следует иметь в виду, что замена отдельных материалов вносит изменения в систему обработки и последовательность осуществления технологического процесса, поэтому не всякое изменение в очередности выполнения операции технологического процесса следует относить к его нарушению.
Ритмичная работа предприятий является одним из основных условий выполнения плана выпуска продукции. Приступая к проверке ритмичности выпуска продукции, следует иметь в виду, что ее показатели на предприятиях не одинаковы и зависят от типа производства. На пред­приятиях индивидуального и мелкосерийного типа производства рит­мичность выпуска продукции целесообразно проверять путем сопоставления графика производства отдельных заказов с временем фактического их изготовления и сдачи продукции на склад или покупателю. На предприятиях серийного и массового типа производства ритмичность проверяют, сравнивая фактический выпуск продукции в натуральном и денежном выражении с планом по декадам и месяцам.
При проверке ритмичности выпуска продукции используют сведения о сдаче готовой продукции на склад по данным аналитического учета счета 26 “ Готовая продукция”, оперативно-технические сводки, рапорты о выработке продукции, сменные отчеты и другие первичные документы и отчеты о выполнении плана выпуска продукции.
Выполнение плана выпуска продукции по ритмичности нужно про­верить за ревизуемый период в целом, а внутри его — по кварталам, месяцам и декадам как по всей продукции, так и важнейшим ее видам, выпуск которой устанавливается вышестоящей организацией, и продукции, пла­нируемой к выпуску самим предприятием на основе заключенных договоров с покупателями. Иногда проверка ритмичности за ревизуемый период дополняется выборочной проверкой ритмичности выпуска продукции внутри какого-нибудь месяца по дням. Анализируя выполнение плана по ритмичности за месяц, следует иметь в виду, что количество рабочих дней в отдельных декадах колеблется, и это может сказаться на объеме выпуска продукции. Такие колебания при расчете за год нивелируются.
Ревизор должен очень тщательно изучить причины, вызвавшие пе­ребои в производстве и повлиявшие на снижение показателя ритмичности, с тем, чтобы разработать конкретные мероприятия, направленные на их устранение и обеспечение ритмичного выпуска продукции в текущем периоде. Такими причинами могут быть: несвоевременное и комплектное снабжение предприятия сырьем, основными и вспомогательными мате­риалами, покупными полуфабрикатами, топливом, энергией, инструментами; плохое использование оборудования и рабочей силы; недостатки в организации труда и технологического процесса производства и другие.
Успешное выполнение плана реализации продукции зависит не толь­­­ко от своевременной и ритмичной ее отгрузки, но и от расчетных взаимоотношений с покупателями т.е. от своевременности и правиль­­­ности выписки счетов на отгруженную продукцию, сдачи их в банк на инкассо. Поэтому на предприятиях необходимо наладить оператив­­­ный контроль за формированием платежных документов, своевремен­­­ностью и полнотой оплаты. Такой контроль может быть текущим и пос­­­ледующим и осуществляется он, как правило, финансовым отделом. Пос­­­ледующий контроль организуется финансовым отделом предприятия при помощи ежедневных сведений, поступающих с вычислительного центра в виде машинограммы, в которой должны печататься данные об отгруз­­­ке продукции покупателям. Машинограммы могут печататься ежедневно, а сведения об оплате счетов проставляются работником финансового отдела по мере оплаты. В этих сводках следует отражать не только дату отгрузки готовой продукции, но и дату сдачи в банк докумен­­­тов. Если разница между этими показателями увеличивается, то пред­­­приятие принимает меры к тому, чтобы ускорить выписку платежных документов и предъявить их в банк. При необходимости получения выборочных сведений о состоянии расчетов с конкретным покупателем за отгруженную в их адрес продукцию по запросу финансового отдела вычислительный центр должен выдать машинограмму, содержащую све­­­дения о номере счета, его сумме и сроке задержки в оплате. По каж­­­дому грузополучателю подводится итог. Такая информация позволяет усилить контроль за состоянием расчетов за продукцию.
Таким образом, контроль за отгруженной и реализованной продукци­­­ей дублируется отделом сбыта, финансовым отделом и бухгалтерией предприятия. Сведения о результатах оперативного контроля первых двух отделов могут быть не точны, так как не всегда отражают воз­­­врат продукции, ее уценку. Контроль с помощью бухгалтерских реги­­­стров дает возможность получить полные и вполне достоверные, но не всегда оперативные данные.
С целью устранения дублирования информации об отгружен­­­ной и реализованной продукции все функции по ведению учета этого процесса следует сконцентрировать в отделе сбыта. В условиях функционирования АСУ и применения ПЭВМ появляется возможность получения ежедневной информации о реализации готовой продукции. Автоматизация учета реализованной продук­­­ции позволяет получить оперативные сводки о реализации за сутки и с начала месяца, которые выдаются финансовому отде­­­лу. Полученные таким образом данные, предотвращают дублиро­­­вание учетной работы по отгрузке и реализации готовой про­­­дукции в различных подразделениях предприятия.
На каждом предприятии или объединении использование ПЭВМ для контро­­­ля за отгруженной и реализованной продукции решает­­­ся в зависимости от характера производства: ассортимента вы­­­пускаемой продукцией, ее специфики, способов реализации и оценки, частоты отгрузки.
Одним из видов контроля на предприятии является инвентаризация товарно–материальных ценностей. Периодические инвентаризации предприятие проводит в сроки, предусмотренные в их планах, но независимо от плана проведение инвентаризаций обязательно в следующих случаях:
-        перед составлением годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
-        при смене материально-ответственного лица;
-        при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
-        в случае пожара или стихийных бедствий.
Ревизору, проверяющему материалы инвентаризаций, необходимо установить наличие в бухгалтерии всех необходимых для проведения инвентаризации документов:
-        приказов или распоряжений на проведение инвентаризации и составе комиссии;
-        материальных отчетов;
-        инвентаризационных описей или актов инвентаризации ценностей (готовой продукции);
-        сличительных ведомостей, письменных объяснений материально-ответственных лиц по результатам инвентаризации;
-        протоколов, приказов по утверждению и рассмотрению результатов инвентаризации.
Для проверки качества проведенный инвентаризаций нужно проанализировать данные инвентаризационных описей и установить:
-        указаны ли в них наименование предприятия, место, где проводилась инвентаризация и время ее проведения;
-        полностью ли записаны наименования материалов, их марки, сортность, артикулы и другие отличительные признаки;
-        оговорены ли исправления в установленном порядке;
-        приведены ли на каждой странице описи прописью показатели числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества единиц в натуральном выражении;
-        наличие на инвентаризационных описях подписей членов инвентаризационной комиссии, а также записей материально-ответственных лиц с их подписью о правильности проведения инвентаризаций и принятии ценностей на ответственное хранение.
При изучении сличительной ведомости проверяют достоверность приведенных в ней остатков по данным бухучета и инвентаризационной описи. Для проверки остатков по данным бухучета используют количественно-сортовой учет, оборотные ведомости, сальдовые ведомости и др., в зависимости от принятого порядка ведения аналитического учета в бухгалтерии.
В процессе проверки обращают внимание на правильность составленных расчетов на списание потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Такие потери могут быть списаны только по правильно оформленным документам с разрешения руководителя предприятия в том случае, когда выявлена недостача и имеются утвержденные нормы убыли. При этом списание может быть произведено не свыше размеров выявленной недостачи по сличительной ведомости.
В процессе проверки выясняют, соблюдается ли установленный порядок оформления списания потерь и не производится ли их повторное списание или предъявление таких ценностей при последующих инвентаризациях с целью изъятия с оборота доброкачественных ценностей.
При определении результатов инвентаризации могут выявляться недостачи и излишки отдельных ценностей. Поэтому в процессе проверки выявляют, соблюдается ли установленный порядок зачета недостач образовавшимися излишками и отнесены ли на виновных лиц суммовые разницы в результате того, что стоимость недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке.
При проведении ревизии на предприятии в обязательном порядке производится инвентаризация готовой продукции на складах и незавершенной обработке в цехах.
При выявлении недостач или порчи запасов следует учитывать изменения в отражении данных операций на счетах бухгалтерского учета.

Таблица  SEQ Таблица \* ARABIC 4.
Бухгалтерский учет списания запасов вследствие недостачи №
п/п
Наименование операций
Старый План счетов
Новый План счетов
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Виновные лица не установлены
1.
Отражение суммы недостачи в составе расходов отчетного периода
84
05, 06, 07, 08, 12
947
26
2.
Отражение на забалансовом счете суммы недостачи
-
-
072
-
Виновные установлены
1.
Отражение суммы недостачи
84
72
26
84
947
-
26
-
2.
Сумма подлежащая возмещению
-
72
-
83
375
-
746
-
3.
Отражение НДС
83
68
746
641
4.
Отражение суммы, подлежащей уплате в бюджет
83
68
746
642
5.
Получение суммы возмещения потерь
50
72
30
375
1.
Списание запасов, утраченных вследствие чрезвычайных событий
99
26
Стоимость полностью утраченных (испорченных или недостающих) запасов вне зависимости от причин их потери списывается на затраты. Однако их сумма в соответствии с п. 27 П(С)БО 9 одновременно отражается на забалансовом счете “ Не возмещенные недостачи и потери от порчи ценностей”. После установления виновных лиц сумма, подлежащая возмещению, включается в состав дебиторской задолженности (или других активов) и доход отчетного периода. Следует отметить, что Порядок №116, в соответствии с которым определяется размер убытков от кражи, недостачи, уничтожения материальных ценностей еще действует.
2.3. Контроль реализации готовой продукции В условиях рыночной экономики финансовая устойчивость предприятия зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее спроса на внутреннем и внешнем рынке и объема реализации по договорам поставок. Реализацией готовой продукции завершается кругооборот хозяйственных средств предприятия. Выполнение запланированного объема реализации продукции позволяет предприятию возместить производственные затраты, выполнить свои обязанности перед государственным бюджетом, банками по кратко- и долгосрочным кредитам и другими хозяйственными субъектами по долговым обязательствам, а также получить необходимую прибыль для дальнейшего развития и совершенствования производства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.