Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учёт строительной организации

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Петропавловский строительно-экономический колледж
Курсовая работа
По предмету: « Бухгалтерский учёт»
На тему: « Учёт строительной организации»
Выполнила: Суслова Ксения
учащиеся группы 322
Проверила: Фаюк З.В.
г. Петропавловск. 2008 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………............3
Сетная и плановая себестоимости – база учёта и калькулирования….5
Классификация методов учёта и затрат на производство и калькулирование себестоимости строительной продукции…………..…….12
Организация учёта в строительстве
Организационно – технические особенности строительного производства…………………………………………………………….…....20
Формирование затрат на производство в строительстве……………......28
Учёт и документальное оформление объёмов выполненных строительно – монтажных работ…………………………………………………………….39
Особенности учёта строительства, осуществляемого хозяйственным способом…………………………………………………………..................42
Заключение ………………………………………………………….43
Список литературы…………………………………………………………..44
Приложение
1.Введение
Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования.
На предприятиях, организациях бухгалтерский учет дол­жен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать сво­евременное и достоверное отражение в учете и отчетнос­ти всех хозяйственных операций, действенный контроль за ра­циональным использованием ресурсов.
Основными задачамибухгалтерского учета и отчетнос­ти являются:
-  формирование полной и достоверной информации о дея­тельности организации и ее имущественном положении, по­лученных доходах и понесенных расходах;
-  обеспечение при совершении организацией хозяйствен­ных операций внутренних и внешних пользователей своев­ременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с ут­вержденными нормами, нормативами и сметами;
-  предотвращение отрицательных результатов хозяйствен­ной деятельности организации и выявление резервов ее фи­нансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет ведется по определенной форме, под которой понимают сложившийся порядок учетной регистрации хозяйственных операций во взаимосвязанных учетных регистрах, а также последовательность и способ записей.
2. Сметная и плановая себестоимости – база учёта и калькулировании
В силу разнообразия продукции капитального строительства, различий гидрогеологических и географических условий производства, динамичности производственного процесса строительному производству присущ индивидуальный характер. Это вызывает необходимость составления индивидуальной сметы на каждый строительный объект, учитывающий принятые в проекте технические решения и конкретные условия производства строитсльно-монтажных работ.
Составление сметы основано на исчислении (калькулировании) сметной себестоимости строительного объекта. С этой целью исчисляется величина сметных затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Основойсметной себестоимости строительной продукции выступают сметные калькуляции заготовления строительных материалов, эксплуатации строительных машин и применения трудовых затрат. При разработке сметных норм используются усредненные условия и методы производства работ для всего комплекса строительных процессов.
Так, сметная себестоимость заготовления строительных материалов калькулируется франко-приобъектный склад, т.е. включая оптовые цены промышленности на материалы, транспортные расходы нег доставку на строительную площадку, стоимость тары и реквизита, наценку снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно-складские расходы.
Сметная себестоимость 1 машино-часа каждого вида строительных машин и механизмов калькулируется, включая единовременные. годовые и текущие расходы. Амортизация машин рассчитывается из усредненной инвентарной стоимости с учетом среднего размера расходов на доставку и среднегодового числа часов работы машин. При исчислении эксплуатационных затрат исходят из норм на содержание механизаторов, норм расходов на материалы, запасные части и заработную плату при техническом обслуживании и текущем ремонте, норм затрат энергоресурсов с учетом режима работы двигателя в течение рабочей смены. Добавлялись накладные расходы в процентах от заработной платы рабочих, занятых техническим обслуживанием и их текущим ремонтом.
В сметную стоимость строительного объекта включаются накладные расходы, исчисляемые в процентах от принятой базы (прямых затрат или основной заработной платы рабочих).
Типизация, стандартизация и унификация объемно-планировочных и конструктивных решений, зданий и сооружений позволили установить укрупненные нормы потребности материальных, технических и трудовых ресурсов для возведения определенных зданий и сооружений и выполнения строительно-монтажных работ. На основе укрупненных норм и сметной себестоимости заготовления материалов, услуг строительных механизмов и труда рабочих составляется сметная себестоимость единицы конструктивного элемента строительных зданий и сооружений, отдельных видов работ или всего объекта.
В сводных сметах строек и объектов предусматриваются некоторые затраты по установленным нормам, лимитам или их аналогам. В частности, это затраты на временные здания и сооружения, производство строительно-монтажных работ в зимнее время и др. Кроме того, для покрытия возможных дополнительных расходов. вызванных дополнительными работами, уточнением объемов работ, изменением характера, методов и способов выполнения, применяемой строительной техники и т.п., предусматривается резерв на непредвиденные работы и затраты в процентах от общей стоимости всех затрат. Часть резерва присоединяется к сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями, в размере 1-2% стоимости строительно-монтажных работ. Другая часть резерва остается в распоряжении заказчика для покрытия его непредвиденных затрат.
Важное значение для получения прибыли имеет экономически обоснованное снижение сметной стоимости строительной продукции. Это достигается за счет максимальной типизации и унификации конструкций, строительных деталей, зданий и сооружений в целом (т.е. массового применения наиболее совершенных типовых проектов), индустриализации, обеспечивающей высокий уровень производительности труда при массовом применении сборных деталей и конструкций заводского изготовления: улучшения организации и технологии строительного производства, оснащения его более совершенными средствами механизации работ.
В строительстве обходятся без плановой калькуляции себестоимости объекта, а фактические затраты по существу сопоставляются со сметными величинами. При отсутствии калькулирование плановой себестоимости строительных объектов исчисляетсяплановая себестоимость строительно-монтажных работ в целом по строительному предприятию. С этой целью определяется уровень рентабельности (в процентах) строительно-монтажных работ: отношение плановой прибыли к сметной стоимости запланированного к выполнению объема работ по объектам, подлежащим сдаче в плановом периоде. Разница между плановым уровнем рентабельности и процентом плановых накоплений принимается за плановый уровень снижения сметной себестоимости. Этот процент снижения себестоимости распространяется на весь объем строительно-монтажных работ безотносительно к их готовности.
Для обеспечения намеченного уровня снижения сметной себестоимости разрабатываются организационно-технические мероприятия, иными словами, устанавливаются возможности снижения издержек производства за счет измерения планового объема и структуры строительно-монтажных работ, роста производительности труда, более экономного использования материалов, уменьшения транспортных и заготовительно-складских расходов, улучшения использования машинного парка, повышения сменности работы, сокращения простоев. Таким образом, определяется уровень снижения сметной себестоимости по отдельным статьям затрат, предусмотренных сметой. Но поскольку часть затрат строительного предприятия возмещается застройщиком сверх договорной сметной стоимости, то для соблюдения сопоставимости с фактическими расходами плановая себестоимость должна включать суммы компенсаций и льгот. Следовательно, плановая себестоимость строительно-монтажных работ исчисляется исключением их договорной (сметной) стоимости (без НДС) сумм плановых накоплений и заданий по снижению сметной себестоимости этих работ и добавлением сумм компенсаций, причитающихся с застройщика сверх сметной стоимости.
Плановая себестоимость фактически выполненного объема строительно-монтажных работ рассчитывается также путем корректировки сметной себестоимости работ, выполненных собственными силами, по тому же плановому проценту снижения сметной себестоимости и с добавлением фактически возмещенных сумм компенсаций. Аналогично доводятся до плановой величины сметные суммы каждой статьи расходов, но только по строительному предприятию в целом. При этом сохраняются усредненность и условность запланированных расходов.
Плановая себестоимость конкретных строительных объектов не рассчитывается ни при составлении строительного бизнес-плана, ни при составлении оперативных данных о себестоимости строительно-монтажных работ. Следует отметить, что такой метод внутрифирменного планирования себестоимости не увязывается с производственными нормами в конкретных условиях строительства. Усредненность и укрупненность натуральных показателей не позволяют применять их в качестве предела расхода, которым руководствовались бы исполнители. Аналогично сметные цены могут отличаться от расчетных цен на материалы и услуги механизмов. Поэтому формирование плановой себестоимости работ не базируется на производственных нормах расхода, что ослабляет контроль за издержками производства.
При исчислении производственных издержек на возведение предприятий, очередей, пусковых комплексов и строительных субъектов важное значение имеетвыбор объектов учета и объектов калькулирования. В зависимости от особенностей технологического процесса, характера продукции в качестве объекта калькулирование в строительстве принимается или вся совокупность выполненных работ по строительному объекту, или определенная се часть (этап, конструктивный элемент), или одинаковый вид работ и услуг. Если технологический процесс состоит из ряда последовательных однообразных или периодически повторяемых работ (линейное строительство), то объектом калькулирования может быть готовая часть одинакового вида продукции, которая полностью завершена в отчетном периоде (например, земляное полотно дороги). Когда технологический процесс строительства заключается в последовательном выполнении разнообразных комплексов работ одной организацией-исполнителем (например, строительство жилого дома от нулевого цикла до его сдачи), то объектом калькулирования может быть строительный объект в целом. Если строительное предприятие выполняет на субподрядных началах лишь часть работ, связанных с сооружением объекта, пускового комплекса или очереди предприятия, то объектом калькулирования становится только совокупность этих работ. У генподрядчика калькулированным объектом является весь пусковой комплекс, отдельная очередь предприятия или строительный объект.--PAGE_BREAK--
Учет издержек производства организуется в соответствии с требованиями калькуляции. Поэтому группировку производственных издержек целесообразно осуществлять в разрезе объекта калькулирования. В этом случае объекты учета совпадут с объектами калькулирования. Однако это реализовать практически затруднительно из-за особенностей производственного процесса. Кроме того, перед учетом производственных затрат стоят и другие задачи. В частности, учет, осуществляя контрольные функции, должен давать своевременную информацию о рациональности и целесообразности производимых затрат. Это достигается группировкой затрат не только по калькуляционным объектам, но и по исполнителям. Следовательно, субъектом учета производственных затрат могут быть виды работ, а также отдельные стороны производственного процесса, характеризуемые однородными расходами, в пределах которых группируются издержки, исходя из требований контроля за их уровнем, хозрасчета и калькулирования. Так, с целью контроля уровня затрат за объекты учета принимаются расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные и другие расходы.
Иногда из-за множества мелких объектов затрудняется прямое отнесение расходов по каждому строительному объекту, поэтому объектом учета становится группа однородных строительных объектов.
При организации учета, когда объекты учета соответствуют объекту калькулирования или являются частью калькуляционного объекта, обеспечивается более точное определение их себестоимости. Укрупнение объектов учета затрат порождает условные способы распределения расходов. Поэтому важно найти ту степень детализации расходов, которая, не осложняя первичный учет, обеспечивала бы достаточную достоверность фактической себестоимости продукции.
Однако в строительстве, даже в тех его подотраслях, где ярко выражено индивидуальное производство, совпадение объектов учета и объектов калькулирования может быть лишь относительное. В самом деле, при группировке затрат по строительным объектам производственные издержки учитываются не только по ним, но и по назначению: расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные расходы и т.п. Кроме того, при участии в сооружении одного предприятия, пускового комплекса или объекта нескольких подразделений строительного предприятия учет ведется по исполнителям, т.е. фактически здесь объекты калькулирования крупнее объекта учета. Но после заключительных бухгалтерских записей по счетам (закрытие собирательно-распределительных счетов) и обобщения расходов разных исполнителей объект учета будет совпадать с объектом калькулирования.
В производствах по ремонту зданий и сооружений при большом количестве ремонтируемых объектов учетный объект крупнее калькуляционного, так как объединяет затраты, относящиеся к нескольким калькуляционным объектам. Здесь текущий учет организуется по совокупности однотипных объектов, ремонтируемых одним участком или бригадой. Но нередко в учетные группы входят все строительные объекты одного заказчика, существенно отличающиеся уровнем затрат, или все объекты одного участка и организации в целом независимо от разнотипности объектов. Такси учет часто приводит к искажению фактической себестоимости отдельных строительных объектов.
Калькуляционной единицей служит величина, принятая для измерения выполненного однородного объема работ или изготовленной продукции. В строительстве при исчислении единичной фактической себестоимости применяются: квадратный метр полезной площади, километр дорожного пути, трубопровода, кубический метр емкости, объема, единица мощности промышленного цеха и т.п.
Исчисление себестоимости законченного предприятия, очереди, пускового комплекса и даже объекта строительства недостаточно для анализа себестоимости и изыскания резервов снижения производственных издержек.
Можно объединить совокупность объектов с разными характеристиками, но одинаковых по назначению, например жилых домов разноэтажных, из разных материалов и пр. Исчисление средней себестоимости 1 кв. м полезной площади таких разнородных объектов позволит выявить более широкий круг факторов, влияющих на уровень затрат, в частности изменения плановой структуры жилищного строительства, тенденции изменения себестоимости разных типов возведенных зданий.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Одним из главных показателей деятельности строительного предприятия является себестоимость строительных работ (строительной продукции). Исчисление себестоимости единицы строительной продукции (отдельных видов работ) называется калькуляцией. В строительстве различают плановую, сметную и фактическую себестоимость и соответственно виды калькуляции.
Сметная калькуляция — сметная себестоимость 1 куб. м здания (себестоимость объекта в целом или отдельных видов работ, конструкций здания) — определяется по сметным расценкам (нормам), т.е. по усредненным расценкам на расход материальных ресурсов и оплату затрат труда рабочих с учетом накладных расходов и лимитированных затрат на 1 куб. м здания.
Плановая калькуляция — плановая себестоимость 1 куб. м здания (или плановая себестоимость всех работ на объекте) — рассчитывается как разность между сметной себестоимостью объекта и величиной затрат по мероприятиям, повышающим организационно-технический уровень строительного производства по возведению конкретного объекта в расчете на 1 куб. м здания.
Плановая себестоимость строительных работ в целом по строительному предприятию (смета затрат на производство) определяется суммированием плановой себестоимости работ по объектам.
Фактическая калькуляция — фактическая себестоимость 1 куб. м здания, всех строительных работ на объекте — это фактически произведенные затраты на производство 1 куб. м строительной продукции, включая и незапланированные непроизводительные расходы.
Калькулирование себестоимости строительных работ зависит от характера технологического процесса, различают простое и сложное производства. Простое производство состоит из одного технологически непрерывного процесса с выпуском однородной продукции, тогда как сложное производство включает ряд непрерывных технологических процессов. Объект калькулирования в простом производстве — готовая продукция.
В сложном производстве вырабатывается неоднородная продукция, или при производстве однородной продукции технологический процесс проходит ряд последовательных этапов, причем сначала создаются полуфабрикаты, детали, узлы, а затем уже готовые изделия.
Калькулирование себестоимости осуществляют, как правило, позаказным или нормативным методом. В подсобных (вспомогательных) и обслуживающих производствах строительных предприятий, помимо названных методов, могут применяться попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Рассмотрим данные методы.
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости строительных работ применяют в условиях массового и крупносерийного производства разнородной продукции или различных видов работ при наличии на предприятии системы прогрессивных норм и нормативов расхода материальных и трудовых ресурсов.
Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на строительное производство учитывают по производственным нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями: обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от производственных норм с указанием объекта возникновения отклонений, причин и виновников их образования: учитывают изменения, вносимые в действующие нормы затрат, в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость работ: фактическая себестоимость строительных работ (объекта) определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:
3ф=3н + О + И,
где Зф — затраты фактические;
3н — затраты нормативные;
О — величина отклонений от норм;
И — величина изменений норм.
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости строительной продукции требуют разработки нормативных калькуляций на основе производственных норм, действующих на предприятии, и квартальных смет расходов по статьям накладных расходов.
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (материалы, заработная плата, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов). Отклонения по косвенным расходам распределяют по объектам по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или в особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. Нормативный метод сложенный и трудоемкий, что сдерживает его широкое применение.
Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости строительных работ призван выполнять две функции: обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно — отклонений от норм и их изменений, обеспечить точное калькулирование себестоимости строительной продукции. Повышаются также аналитические функции учета, в котором отражаются основные факторы, влияющие на отклонения себестоимости от плановой. В то же время упрощается техника учета себестоимости продукции вследствие применения обоснованных средних процентов отклонений от расходных норм и цен для однородных видов затрат. Упрощается и оценка незавершенного производства, для которой используются данные о нормативной стоимости работ и деталей.
Нормативный учет требует соблюдения определенного порядка распределения затрат на производство. В ведомостях распределения материалов и заработной платы должны приводиться нормы расходов и отклонений от них, исходя из которых определяются коэффициенты отклонений, необходимые для калькулирования себестоимости отдельных видов изделий.
Однако некоторые строительные предприятия ограничивают применение данного метода использованием его лишь как приема калькулирования себестоимости строительной продукции (в дорожном и жилищно-гражданском строительстве). В этом случае данный метод не выполняет своей основной функции — оперативного текущего контроля за производственными затратами, своевременного предотвращения сверхнормативного расхода ресурсов.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции является основным в строительстве. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают отдельный объект строительства, вид, комплекс работ, который строители обязались выполнить согласно договору. Учет затрат ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу.
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный анастатический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве способам.
Позаказный метод учета применяется в подсобных производствах, вырабатывающих индивидуальную или мелкосерийную продукцию. Позаказным методом учитываются затраты на производство деревянных или железобетонных конструкций и деталей в подсобных производствах строительной организации, ремонт экскаваторов или автомашин в ремонтно-механической мастерской и т.п.
При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции все затраты считаются незавершенными строительным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.    продолжение
--PAGE_BREAK--
К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют во вспомогательных производствах строительного предприятия с комплексным использованием сырья, а также при массовом и крупносерийном производстве, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам. Например, отдельными фазами производства кирпича будут: добыча и приготовление глины, формовка сырца, его сушка, обжиг. В соответствии с этим в учете подразделяются и производственные затраты.
При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как побочные (сопутствующие) и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной побочной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта.
Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции. Иными словами, калькулирование производится по схеме:
стоимость исходного материала плюс расходы по первой переработке равняется себестоимости полуфабриката А;
себестоимость полуфабриката А плюс расходы по второй переработке равняется себестоимости полуфабриката Б;
себестоимость полуфабриката Б плюс расходы по третьей переработке равняется себестоимости полуфабриката В;
себестоимость полуфабриката В плюс расходы по четвертой переработке равняется себестоимости готового изделия.
Необходимость в особом учете и калькулировании себестоимости полуфабрикатов собственного производства ограничивается случаями, когда они в какой-либо части предназначаются для реализации на сторону или представляют такие виды продукции, которые на других предприятиях являются готовой продукцией.
При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимо сопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в подсобных производствах с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (карьеры по добыче гравия, электростанции и т.п.).
Калькулирование себестоимости единицы продукции может производиться путем деления суммы производственных затрат на количество произведенной продукции. Этот метод калькулирования себестоимости продукции применяется в таких производствах, как электростанции, паросиловое хозяйство, карьеры по добыче какого-либо одного материала (песка, гравия и т.д.).
При выпуске небольшого ассортимента однородной продукции (например, в карьерах, добывающих одновременно песок, бут и гравий) калькулирование себестоимости единицы продукции усложняется. В этих случаях применяется так называемый метод условных коэффициентов, при котором производственные издержки относятся на отдельные виды продукции пропорционально их плановой стоимости.
В производствах, где одновременно выпускаются различные виды продукции или выполняются разные заказы, не все расходы могут быть определены прямым путем. Эти расходы распределяются между видами продукции и заказами на основе какого-либо косвенного признака (например, пропорционально заработной плате производственных рабочих) и называются, поэтому косвенными расходами. К ним относятся накладные расходы, амортизация основных фондов и ряд других.
4. Организация учёта в строительстве
4.1. Организационно-технические особенности строительного производства
Капитальное строительство как специфическое сфера материального производства, занимается созданием новых основных фондов, реконструкцией, модернизацией и капитальным ремонтом действующих объектов. Предприятие могут осуществлять строительно- монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом) или же привлекая для этих целей специализированные строительные организации на договорных условиях (подрядным способом). В последнем случае предприятие, осуществляющее капитальное вложение, выступает в роле заказчика, а строительная организация — в роле подрядчика. В зависимости от характера взаимоотношений заказчиком и круга выполняемых обязательств, строительной организации подразделяют на генподрядные и субподрядные. Генподрядные организации отвечают перед заказчиком за весь ход строительства, включая ввод объекта в эксплуатацию, независимо от того, осуществляют ли они весь объём строительно- монтажных работ собственными силами или же привлекают для выполнения отдельных видов работ другие специализированные строительные организации- субподрядчиков. Взаимоотношения между заказчиком и генподрядной строительной организации регулируется договором подряда. Последний отличается от других договоров тем, что при подряде создаётся объект или другой материальный результат, который передаётся от подрядчика к заказчику, но предметом договора выступает не этот результат, а услуги по его созданию, улучшению и другие строитель — монтажные работы. Заключение договора предшествует получение строительной организацией от заказчика специальной проектно- сметной документации, на основе которой определяют объём, сроки и порядок осуществления строительно- монтажных работ, договорную стоимость строительства. Различают договора строительного подряда с фиксированной и открытой ценой. По договору с открытой ценой подрядчику возмещаю фактические затраты, непосредственно связанные с выполнением строительных работ, в суммах допускаемых заказчиком, включая оговоренное вознаграждение, которое определяют либо как фиксированный процент к затратам, понесённым подрядчиком, либо как фиксированную сумму, выплачиваемую сверх этих затрат. По договору с фиксированной ценой стороны соглашаются на твёрдую цену ( стоимость) строительных работ, либо на установленную стоимость единицы выполненной работу с оговоркой о скользящей цены. Когда работу выполняют в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу договорного обязательства и становится неотъемлемой частью договора с момента подтверждения её заказчиком. Если в договоре установлена новая цена, подрядчик не вправе требовать её увеличение, а заказчик — уменьшения, в том числе и в случаях, когда при заключении договора исключалась возможность предусмотреть полный объём подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Однако при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование- расторжение договора. В ходе расторжения договорных обязательств подрядчик может нести расходы, непредусмотренные сметой, для этого в договорах необходимо предусматривать статью и процент непредвиденных расходов. В случаях, когда заказчик не согласен с включением суммы непредвиденных расходов подрядчика в стоимость его работ, непредвиденные расходы будут компенсироваться за счёт собственных средств подрядчика. От условий, оговоренных в договоре, во многом зависит дальнейшее организации производственного процесса и оформление учётных записей при выполнении строительных работ. Между заказчиком и подрядчиком по условиям договора могут быть установлены различные схемы взаимоотношений и ответственности. Как показывает практика, является 3 схемы отношений между заказчиком и подрядчиком:
— Схема отношений между заказчиком и подрядчиком № 1
По договору подрядчик обязуется лично выполнить все предусмотренные работы, он несёт ответственность за качество выполненных работ и сроки исполнения. За невыполнение принятых обязательств, как заказчик, так и подрядная организация несут взаимную материальную ответственность.
— Схема отношений между заказчиком и подрядчиком № 2.
Генеральный подрядчик привлекает к выполнению определённых видов работ субподрядные организации, заключая при этом с каждой из них отдельные договора. Ответственность перед заказчиком за качество работ и надлежащее их исполнение субподрядчиками несёт генеральный подрядчик. Все субподрядные организации по отношению генподрядчику и друг к другу являются самостоятельными юридическими лицами, соответственно и взаимоотношение между ними строится в обще установленном порядке: у субподрядчика предоставление услуг генподрядчику должно отражаться как реализация услуг с признанием соответствующей веле6чены доходов и расходов; у генподрядчика услуги оказанные субподрядчиком, отражаются в составе затрат на основное производство. По усмотрению хозяйствующего субъекта, в учётной политике может быть предусмотрено открытие субсчёта на счёте 8110 « Основное производство» для обобщения стоимости услуг, оказанных субподрядными организациями.
— Схема отношений между заказчиком и подрядчиком №3
Если по договору генподрядчик не обязуется выполнять работу лично, то он вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данной схеме взаимоотношений подрядчик также является генеральным подрядчиком и несёт перед заказчиком ответственность за последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиков, а перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств заказчиком. Счета за выполненные строительно- монтажные работы на прямую выставляет субподрядчик заказчику. Генеральный подрядчик выставляет счета заказчику или субподрядчику только на сумму своего вознаграждения. Помимо договорных отношений, существенную роль на формирование организационно- технологической специфике строительного производства оказывает особенности её основной продукции- зданий и сооружений, к которым относятся:
— стационарность или пространственная неподвижность объектов строительства, их прикреплённость к земле, с которой они составляют единое целое, из чего следует совпадение мест производства и эксплуатации строительной продукции;
— архитектурно- конструктивное сложность, крупноразмерность и массоёмкость, отражающее, как правило, значительные габариты и массу объекта строительства, представляющих собой сочетание множества разнообразных и сложных конструктивных элементов;
— многообразие, вызванное и индивидуальностью и мелкосерийностью строительной продукции, проявляющейся в различиях возводимых объектах по производственным и эксплутационным характеристикам, в форме, размером и внешнему облику. Эти основные особенности продукции строительства оказывают большое влияние на технологию и условий её производства, что, в свою очередь, приводит к значительным отличиям системы производственного учёта строительных предприятий от системы учёта предприятий других отраслей экономики. Специфика осуществлении строительных работ заключается в разнообразии предметов труда, используемых при возведении и сооружении, реконструкции и расширении основных производственных фондах и природно — климатических условий, в которых возводят здания и сооружении, производят капитальный ремонт, реконструкцию или расширение действующих объектов. Кроме этого, следует отметить, что территориальная обособленность объектов строительства привела к подвижности строительных организаций, мобильности их подразделений, основных производственных фондов и других материально- имущественных, а также трудовых ресурсов, эксплуатация и потребление в которых осуществляется на различных, территориальных разобщённых строительных площадках. Это приводит, с одной стороны к систематическому возникновению дополнительных затрат на перемещение строительных машин и оборудования, материалов, рабочей силы к месту возведения нового объекта, а, с другой стороны, возникают дополнительные издержки, связанные с прерыванием процесса строительно производства при смене строительных объектов. Отдельных строительных площадок друг от друга, основного места расположения строительной организации, её центральных складов, а часто и от крупных населённых пунктов обуславливает высокую значимость транспортных связей между ними и резкое возрастание затрат на текущую транспортировку рабочей силы и строительных материалов к месту проведений строительно- монтажных работ. При невозможности подключений к централизованным линиям электро- и теплопередачи, газу — и водоснабжение возникает необходимость организации на строительных площадках собственных вспомогательных и обслуживающих производств. Кроме того, достаточно часто возникает необходимость возведения на строительной площадке, по мимо основного объекта строительства, объектов жилищного и социально- бытового обслуживания рабочих: в спальных помещениях, столовых, прачечных, душевых и т.д., которые после завершения производственного процесса подлежат разборке и демонтажу. На время строительства, как правило, возводят временные складские помещения, специальные производственные приспособления и устройства. Многочисленность временных объектов, их большая роль в организации нормальных условий труда, значительные суммы затрат на их создание, содержание и демонтаж приводит к характерному только для строительства обособлению учёта временных зданий и сооружений в составе расходов основного производства. Широкое распространение в строительном производстве получила практика привлечения на условиях текущей аренды строительных машин и оборудованиях, находящихся в распоряжении управлений механизаций. Порядок взаиморасчётов и включения в стоимость строительства расходов на содержание и эксплуатацию этих машин зависит от условий, на которых их предоставляют строительной организаций: в порядке субподряда на выполнение законченного цикла строительных работ, в форме услуг по выполнению отдельных видов механизированных работ, в форме обычной аренды строительной техники без обслуживающего персонала. Строительной организации, как и многие предприятии других отраслей экономики, имеют разнообразные вспомогательные производства которые выпускают разнообразную продукцию, в то время как результатом деятельности основного производства являются строительные работы учёт затрат во вспомогательных производствах и калькулирование себестоимости их продукции, работ или услуг осуществляют таким же образом, как и в аналогичных подразделениях других отраслях экономики, а учёт затрат основного производства организуют в соответствии с технологическими особенностями производства и исходя из показателей, отражаемых в сметных документациях. Как правило, при составлении сметных расчётов выделяют следующие статьи затрат: «Материалы», « Основная заработная плата», « Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов», «Прочие ( прямые) расходы», « Накладные расходы». При этом первые 4 статьи считаются прямыми затратами на осуществление строительно- монтажных работ. Такая разница между составом прямых и накладных расходов строительства и других отраслей экономики вызвано исторически сложившимися различиями в отражении отдельных статей затрат в классификационных группировках. Расходы к эксплуатации машин и механизмов в строительстве относят к прямым затратам, а в других отраслях экономики расходы, связанные с содержанием и эксплуатации оборудовании, относят к косвенным. Дополнительную з/п. основных производственных рабочих, занятых на строительно- монтажных работах, относят к накладным расходам, а в других отраслях её включают в состав прямых затрат на оплату труда. Кроме этого, ранее рассмотренные особенности строительного производства привели к наличию в составе накладных расходов строительных организаций специфических статей затрат, отсутствующих в составе накладных расходов предприятий других отраслей экономики.     продолжение
--PAGE_BREAK--
У генерального подрядчика постатейные учёт затрат на производство ведут только по работам, которые выполняют собственными силами. Стоимость работ, выполненных субподрядными организациями и принятых к оплате, отражают у генерального подрядчика по соответствующему объекту общей суммой без подразделения по статьям расходов. Все описанные выше особенности находят свое отражение не только в системе производственного учёта, который отличается своеобразным составом и классификацией затрат, порядком их отражения на синтетических и аналитических счетах бухгалтерского учёта и включения в себестоимость строительной продукции, но и в организации финансового учёта движения производственных ресурсов.
4.2. Формирование затрат на производство в строительстве
Поступление материалов.
При поступлении материалов от заказчика отдельный договор поставке между заказчиком и подрядчиком обычно не заключают; все взаимоотношения строят на основе договора подряда, в котором конкретизируют обязанности каждой стороны. В частности, должны быть оговорены виды, количество и стоимость передаваемых материалов, а также сроки их передачи. Если передачу ценностей осуществляют в порядке купли- продажи, то документальное оформление поступления материалов от заказчика ни чем не отличается от порядка отражения поступления ценностей от поставщика. Стоимость приобретаемых у заказчика материалов строительной организации либо оплачивает в общеустановленном порядке, либо уменьшает на их стоимость выставляемые заказчику счета на оплату строительно монтажных работ. Заказчик здесь выступает в роле поставщика, показывая в бухгалтерском учёте реализацию передаваемых ценностей. Если ценности передают без передачи права собственности, в порядке обеспечения заказчиком наличие необходимых строительных материалов для производства строительно-монтажных работ. Заказчик здесь выступает в роле поставщика, показывая в бухгалтерском учёте реализацию передаваемых ценностей. Если ценности передают без передачи права собственности, в порядке обеспечения заказчика наличие необходимых строительных материалов для производства строительно-монтажных работ, то учёт движения строительных материалов следует проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающими что в случае, если по условиям договора строительство здания осуществляет подрядная организация и при этом заказчик обязуется обеспечить подрядную организацию строй материалами, передачу заказчикам подрядчику названных строй материалов, ранее приобретённых с налогом на добавленную стоимость, проводят по ценам, без учёта налога на добавленную стоимость. В дальнейшем у застройщика, по мере принятия к оплате актов выполненных работ, НДС, ранее отнесённый в зачёт по строй материалом, использованным на строительстве, подлежит сторнированию и включению в стоимость строящегося объекта. При этом у подрядчика стоимость таких строй материалов в акте выполненных работ указывают отдельной строкой и в облагаемый оборот в целях исчисления НДС не включают. Согласно этому требованию, учёт передаваемых строительных материалов заказчик должен отражать как затраты на незавершенное строительство, а подрядчик должен учитывать полученные от заказчика ценности за балансом.
Недостача строительных материалов в пределах норм и естественной убыли, возникающая в процессе доставки на центральный или приобъектные склады, должна быть включена в состав их фактической себестоимости в общепринятом порядке. Для основных строительных материалов нормы естественной убыли разработаны применительно к операциям, в процессе которых возникают эти неизбежные потери. Их величина зависит от способа поставки материалов, количества разгрузочно-погрузочных операций, необходимости взвешивания. Выявленные недостачи материалов подобного рода оформляют « Актом о потерях материалов в пределах норм естественной убыли». Величина естественной убыли строительных материалов, возникающей в процессе их использования в ходе выполнения строительно-монтажных работ, должна закладываться в нормы расхода материала и обособлено в составе производственных затрат не отражается. Если же в норму расхода величину естественной убыли не включают, то она может быть отнесена в состав накладных расходов строительного производства по соответствующей статьи затрат. В этом случае, как при поступлении ценности требуется составление Акта о потерях материалов в пределах норм естественной убыли.
Списание материалов. Отпуск материалов закрытого хранения со складов в основное и вспомогательные производства осуществляют в соответствии с графиком производства работ по лимитно-заборным, лимитно-нормативным картам или другим документом, определяющим потребность в различных строительных материалов, исходя из планового объёма работ на период. Многие организации не используют лимитную документацию и не ограничивают отпуск материалов в производстве. Однако списание материалов в состав производственных затрат проводят в строгом соответствии с действующими нормами расхода материалов, а сверх нормативное их использование оформляют оправдательными актами, в которых указывают причины, вызвавшие потребность в сверхнормативном расходе материалов и её величину. На основе этих актов принимается решение о том, является ли перерасход обоснованным и должен ли он быть включён в состав производственных затрат, или же следует взыскать величину перерасхода с виновных лиц, или списать его за счёт результатов деятельности строительной организации. Материал открытого хранения в виду их грамозкости хранят не в складских помещениях, на открытых местах, но они также находятся в подотчете материально-ответственных лиц. Расходуемые на производство материалов открытого хранения не всегда поддаются обмеру в момент их отпуска. Поэтому обычно все навалочные материалы выписывают в под отчёт производителю работ, который несёт за них ответственность. В конце каждого месяца приводят инвентаризацию остатка неиспользованных материалов по состоянию на 1-е число следующего месяца. Инвентаризацию оформляют актом, в котором фактическую величину расхода материалов за месяц выявляют как разницу между суммой запасов, числящихся на начало месяца и поступивших в течении него, и остатком материалов на конец месяца, определённым по данным натурального их обмера. Расход материалов на Хоз. нужды, а также внутренние перемещение материалов, их отпуск на сторону оформляют накладными-требованиями на отпуск материалов, а при перевозке автотранспортом-товарно-транспортными накладными.
Оборудование, требующее монтажа, поставляемое заказчиком, передают подрядной организации без передачи права собственности на это оборудование. У заказчика оборудование, требующее монтажа, отражают по фактической себестоимости в составе затрат на незавершенное строительство на соответствующем субсчёте « Оборудование к установке». По мере передачи оборудование подрядчику его отражают на субсчёте « Оборудование к установке у подрядчика», а после его начала монтажа списывают непосредственно на счёт 2930 « Незавершённое строительство». Для обеспечения достоверности данных об оборудовании, находящимся в монтаже, заказчик при участии строительной организации периодически проводит его инвентаризацию. После окончания монтажа и составления акта приёмки оборудовании в эксплуатацию заказчик списывает его из состава незаконченного строительства и отражает в составе основных средств. Передачу оборудования строительной организации оформляют актом приёмки оборудования, при этом подрядчик обязан обеспечить его сохранность до начала монтажа. В строительной организации поступившее оборудование учитывают на забалансовом счёте « Оборудование, принятое для монтажа». Его списывают с этого счёта по мере передачи оборудования в монтаж, на основании акта приёмки-передачи оборудовании в монтаж. Если по условиям договора обязанности по приобретению оборудованию возлагают на подрядную организацию, то при приобретении оно должно быть оприходовано в состав производственных запасов строительной организации, а по мере передачи оборудовании в монтаж его стоимость относят в состав прямых материальных производственных затрат по соответствующей статье.
Оборудования, не требующее монтажа, приобретаемое заказчиком, по мере поступления отражают у него по фактической себестоимости на счёте 2930 « Незавершенное строительство», субсчёт « Приобретения в основные средства». Его передачу в эксплуатацию оформляют актом приёмки передачи (перемещение) основных средств, который служит основанием для списания оборудования в состав основных средств. Оборудование не требующее монтажа, приобретаемое в строительной организации для заказчика, отражают в составе производственных затрат по мере приобретения и сдают заказчику самостоятельно или в комплексе с соответствующими работами.
Расходы по оплате труда.
Заработная плата основных производственных рабочих в строительных организациях исчисляется, как правило, с использованием сдельной и аккордной формы оплаты труда, а на небольших хозяйствующих субъектах широко применяют и повременную форму оплаты. Применение различных форм оплаты труда в строительстве порождает использование различных первичных документов по учёту выработки и рабочего времени: наряды. Аккордные наряды, ведомости выработки, сменные рапорты, путевые листы, листы на доплату, табели рабочего времени и другие. В этих документах находят своё отражение нормы времени и нормы выработки, используемые в строительном производстве. Основной особенностью организации учёта затрат на оплату труда основных строительных рабочих является то, что в состав прямых расходов на оплату труда, отражаемые на счёте « оплата труда производственных рабочих» включается только основная з/п. рабочих- строителей, а дополнительная з/п. строителей включается в состав накладных расходов. К основанной з/п. рабочих в строительство относят суммы з/п. рабочих, которые выполняют строительные, монтажные и другие подрядные работ, а также подсобных рабочих, которые в ручную переносят или готовят материалы к укладке, занимаются колкой и приготовлением камня или мощением мостовой, и укрепительными работами. В состав издержек на оплату труда, входят и доплаты за работу сверхурочно и за изменение нормальных условий. Начисление доплат проводят на основании листков доплаты.
При индивидуальной сдельной форме оплаты труда основным документом для учёта объёма выполненных работ и определение основной з/п. работников является наряд на сдельную работу. Его выписывает производитель работ, который руководит строительством, на объём работ, предусмотренный для выполнения в текущем месяце и выдаёт рабочему или бригаде за несколько дней до начала основных работ. Наряды на вспомогательные работы составляют отдельно. При выдаче наряда в нём отражают: сроки начала и окончание работы; краткое описание подлежащих к выполнению работ и отдельных операций, а также способы и условия их выполнения; общие количество работ, подлежащих к выполнению; нормы выработки; шифр объекта строительства. По окончанию работ в наряде фиксируют объём выполненных работ в натуральном выражении и их качестве. Выполненные работы принимает мастер. Сдачу-приёмку работ удовлетворяют подписью мастер и бригадир в наряде. После приёмке работ в наряде указывают количество человеко-дней, необходимых по норме на фактический выполненный объём работ и действующие ставки оплаты труда. Наряды закрывают по мере окончания предусмотренных в них работ. По работам, преходящим на следующий месяц, наряды закрывают последним числом месяца, при этом на работы, оставшиеся невыполненными выписывают новый наряд. Бухгалтерия принимает для оплаты закрытые наряды, утверждённые производителем работ и главным инженером. З/ п. при индивидуальной сдельщине определяют путём умножения действующих расценок на количество фактически выполненных единиц строительно-монтажных работ, указанных в наряде. Возникающие простои в работе по вине рабочего, подлежащего оплате, оформляют листками простоя, которые выступают документом учёта рабочего времени. Листок о простое подписывают производитель работ, бригадир или мастер. В нём указывают причины и виновников простоя, его продолжительность, фамилию рабочего, у которого был простой, его разряд, процент оплаты и общую сумму з/ п. за это время. При проведении строительно-монтажных работ в условиях, отличных от нормальных, выписывают долотной листок, в котором указывают характер работ, причины отклонений от нормальных условий работы и расчёт причитающихся доплат. Доплатной листок подписывают производители работ, бригадир.
При коллективной сдельной форме оплаты труда учёт выработки также ведут с использованием наряда. По их данным исчисляют общую сумму з/п. в целом по бригаде, исходя из действующих норм и расценок на единицу выполненных работ, в соответствии с величиной фактической выработки, а также с учётом качества работ, к ней присоединяют и соответствующие доплаты, оформленные и исчисленные в том же порядке, что при индивидуальной сдельщине. Распределяют полученную сумму между отдельными членами бригады пропорционально отработанному ими времени с учётом их квалификации. При этом могут быть использованы следующие методы:
1. По проведённым человеко-дням. Суть этого метода заключается в том, что отработанное время каждого из члена в бригаде приводит к времени работы специалистов первого разряда путём перерасчёта по соответствующим тарифным коэффициентам; определяет стоимость одного человеко-дня работы специалиста первого разряда путём деления общей начисленной суммы заработка на количество полученных при пересчёте человеко-дней, приведённых к первому разряду; полученную стоимость одного человеко-дня умножают на условные количества отработанных человеко-дней в расчёте на один разряд каждого конкретного рабочего.
Пример. Распределение бригадной з/ п. в сумме 35000,82 тенге между тремя её членами по этому методу.


Ф.И.О., разряд
Отработано
Чел. — часов
Тариф,
Тенге/час
Коэф.
пересчёта
Отработано
Приведённых
Чел. — часов
Стоимость
Одного приведённого
Чел. — часа
Сумма фактического
Заработка,
тенге
Сметов О. А.,
1 разряд
180
50
1
180*1=180
51,93
180*51,93=
9347,40
Сеилов Э. Ю.
5 разряд
160
80
80/50=1,6
160*1,6=256
51,93
256*51,93=
13294,08
Липов Э. В.,
4 разряд
170
70
70/50=1,4
170*1,4=238
51,93
238*51,93=
12359,34
Итого:
510




647
35000,82/647
35000,82     продолжение
--PAGE_BREAK--
2. по коэффициенту приработка. При использовании этого метода сумму з/ п. бригады исчисляют по тарифным ставкам за фактически отработанное время, как сумму произведений числа отработанных человеко-дней каждым рабочим на его тарифную ставку; определяют соотношение исчисленной суммы и суммы, фактически начисленной з/ п. в виде коэффициента приработка; определяют фактическую з/ п. каждого рабочего путём умножения суммы заработка, исчисленного по тарифным ставкам на полученный коэффициент приработка.
3. По коэффициенту трудового участия. Этот метод чаще всего используют при перевыполнении производственных норм с целью оценки личного вклада каждого рабочего. Ежемесячно определяют степень участия каждого работника бригады в её совокупной деятельности в виде коэффициента трудового участия, который может колебаться от 0,5 до 1,5. У рабочего, который в течении месяца не имел простоев и выполнил все задания в соответствии с рабочими чертежами, не нарушал трудовой дисциплины, коэффициент трудового участия считается равным единице. Сначала определяют сумму з/ п. каждого работника по тарифным ставкам, которая составляет основную часть фактической з/ п., затем её пересчитывают с учётом коэффициента трудового участия, пропорционально пересчитанной з/ п. распределяют только сумму приработка; итоговую сумму заработка определяют путём сложения з/ п. рабочего по тарифной ставке и распределённой суммы приработка.
При аккордной системе оплаты труда бригадам выдают аккордные наряды на комплекс законченных работ, которые должны быть выполнены в течение отчётного месяца или в целом за период выполнения заказом. В них указывают полный состав отдельных видов работ и расценку на укрупнённый измеритель. В расценке учитывают не только саму кладку, но и сопутствующие работы: подачу кирпича, раствора, деталей на рабочее место, устройство и установку подмостей и т.д. Распределение аккордного заработка между членами аккордной бригады можно проводить с применением ранее рассмотренных методов или же с использованием любого другого метода, при котором не будет наблюдаться ущемление интересов отдельных членов бригады.
Заработную плату рабочих-повременщиков исчисляют согласно табелю за фактически отработанное время по тарифным ставкам или окладам. Использование других форм оплаты труда в строительной организации осуществляют в общепринятом порядке на основе индивидуальных рапортов о выработке или отработанном времени. Как уже отмечалось, дополнительную з/ п. рабочих отражают в составе накладных расходов. В составе накладных расходов учитывают и командировочные расходы, а также доплаты за разъездной характер труда, связанные с проведением работ на отдельных строительных участках.
Учёт накладных расходов
Накладными являются расходы, которые связаны с общей строительной деятельностью и которые могут быть распределены по договорам строительного подряда. Состав этих расходов определён в стандартах бухгалтерского учёта и был рассмотрен нами ранее. В составе накладных расходов основного строительного производства можно выделить расходы, связанные с деятельностью конкретных производителей работ при выполнении конкретных заказов. К таким расходам можно отнести: з/ п., инженерно-технического персонала и служащих участка, на котором ведут работы по заказу; дополнительную з/п. основных рабочих и отчисления от оплаты труда; образование на резерва на оплату отпусков рабочих; затраты на санитарно- бытовое обслуживание рабочих участка, охрану труда и технику безопасности на участке; содержание производственного оборудования и приспособлений, расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок, подготовке объекта строительства к сдаче и др. Эти расходы следует включать в состав расхода строительных участков на выполнение соответствующих заказов по прямому признаку на основе первичных документов. В б/у их можно непосредственно отражать на счёте 8410 « Накладные расходы» подраздела 8110 « Основное производство». Такой подход не противоречит основным принципам формирования себестоимости строительно-монтажных работ, но обязательно должен быть предусмотрен в учётной политике строительной организации. Для аналитического учёта накладных расходов могут быть использованы различные ведомости, в которых детализируется расход ресурсов по отдельным крупным комплексным статьям затрат, в разрезе отдельных участков или заказов и в целом по строительному производству. Данные ведомостей, а также затрат по менее крупным и одного элементным статьям обобщенно отражают в соответствующих ведомостях к ж/о №10 по учёту затрат производственных подразделений. Предприятие самостоятельно принимает решения о том, какие статьи затрат в составе каждой группы накладных расходов следует выделять при организации аналитического бухгалтерского учёта. Порядок распределения накладных расходов по объектам учёта определяет сам хозяйствующий субъект и отражает его в учётной политике. Общестроительные накладные расходы могут распределяться по объектам учёта:
— пропорционально прямым затратам;
— пропорционально договорной стоимости выполненных строительно-монтажных работ;
— пропорционально расходам на оплату труда рабочих основного производства;
— пропорционально количеству отработанных машино-смен;
4.3. Учёт и документальное оформление объёмов выполненных строительно-монтажных работ
Учёт затрат на производство строительно-монтажных работ ведут по каждому виду строительства, входящему во внутрипостроечный титульный список и имеющий отдельный проект и смету. Регистром оперативного учёта выполненных объёмов строительно-монтажных работ на объекте в натуральном и стоимостном выражении является журнал учёта выполненных работ, который ведёт руководитель участка. Журнал выдают начальнику строительного участка ещё до начала работ. В нём содержатся данные об объёмах работ, подлежащих выполнению, в разрезе конструктивных элементов и видов, которые приводят в последовательности их выполнения. В журнале должны также приводится данные о сметной величине прямых затрат на указанные работы, сумме накладных расходов и накоплений, которые в совокупности составляют сметную стоимость строительно-монтажных работ. По мере окончания каждого вида работ на объекте на основании замеров их отражают в журнале натуральном и стоимостном выражении против соответствующих наименований конструктивных элементов и видов работ. Данные журнала используют в процессе строительства для составления отчётности о выполнении плана строительно-монтажных работ, заполнение соответствующих данных отчёта об использовании основных строительных материалов, контроля за объёмами работ, выполненными строительными машинами и автотранспортом, а также отражёнными в документах по начислению з/ п. рабочим. Для определения объёма незавершенного строительного производства необходимо проводить ежемесячную инвентаризацию остатка всех работ, выполненных строительной организацией и не подлежащих сдаче заказчика. На основе данных оперативного учёта объёма выполненных работ строительно-монтажных работ и актов инвентаризации незавершенного строительства должна составляться справка о сметной стоимости выполненных работ типовой формы №3. Такую же справку должны предоставлять генподрядчику субподрядные организации по выполненным работам. Строительные организации чаще всего заключают договоры с заказчиком на условиях оплаты по мере выполнения отдельных этапов и видов работ. В таких случаях после завершения отдельного этапа или вида строительно-монтажных работ при участии заказчика оформляют промежуточные акты приёмки выполненных работ, в которых отражают объёмы выполненных и принятых заказчиком строительно-монтажных работ. Кроме этого, заказчик отдельно принимает по мере завершения все подготовительные и скрытые строительные работы, отражая результаты приемки в актах типовой формы. На основе этих фактов рассчитывают суммы причитающегося дохода строительной организации за отчётный период по выполненным и принятым работам, и выставляют счета заказчику. Одновременно фактические затраты на производство принятых объёмов работ списывают на расходы по реализации строительной продукции. Определение фактической себестоимости сданных работ и величины остатков незавершенного производства, а также причитающейся суммы дохода возможно путём использования методики, предложенной в 12 Стандарте б/у «Договоры подряда на капитальное строительство» или исходя из других принципов, зафиксированных в учетной политике хозяйствующего субъекта и в условиях договора. Величину фактической себестоимости сданных работ и величину остатков незавершенного производства можно определить следующим образом:
— на основе фактически понесённых затрат на выполнения законченного цикла работ, при этом договорная стоимость выполненных работ может быть определена с учётом уровня рентабельности строительного производства, запланированного при заключении договор подряда;
— на основе фактически понесённых затрат на конец периода за вычетом сметной или плановой себестоимости работ, остающихся в составе незавершенного производства, порядок определения договорной стоимости аналогичен предыдущему;
— на основе сметной себестоимости выполненных и сданных работ, при этом договорную стоимость определяют в том же соотношении с величиной договорной стоимости всего заказа, что и сметную стоимость выполненных работ, по отношению к сметной стоимости всего заказа.
4.4. Особенности учёта строительства, осуществляемого хозяйственным способом
При ведении строительных работ хозяйственным способом все затраты на проведении строительно-монтажных работ отражает застройщик на счёте 2930 « Незавершенное строительство» на соответствующих субсчетах, открываемых по каждому строящемуся объекту. Учёт затрат может быть организован в разрезе тех же статей затрат, который используют подрядчики. Затраты хозяйствующегося субъекта на проведение строительных работ не облагают НДС. При этом ранее отнесённые в зачёт суммы НДС по материалам и услугам, использованным в процессе строительства объекта, сторнируют и относят на увеличение стоимости строительства. Сторнирование указанных сумм налога проводят по мере отпуска товара на проведения строительства хозяйственным способом.
5. Заключение
В ходе выполнения курсовой работы я затронула тему: «Учёт строительной организации» и пришла к выводу, что строительство это неотъемлемая часть жизни. Это построение зданий и сооружений, строительно – монтажные работы. Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. В этой работе я кратко описала:
Сметную и плановую себестоимость
Виды калькуляции
• законность и целесообразность списания строительных материалов;
• определение достоверности незавершенного строительного производства;
• законность выплат работникам заработной платы;
• соблюдение норм выплат и сверхурочных за вынужденные простои;
• правильность включения в затраты на производство расходов на оплату труда;
• правильность и обоснованность формирования накладных расходов;
• правильность распределения накладных расходов;
Список литературы
Тимофеева М.В. Бухгалтерский учет в строительных организациях: учебник для студ. высш. уч. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Ткач В.И., Бреславцева Н.А., Каращенко В.В. Бухгалтерский учет в строительстве (с элементами налогообложения). М.: «Издательство Приор», 1999
Бухгалтерский учет и аудит в строительстве: Учебное пособие / Под ред. В.А. Лукинова. – М.: Юрайт, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.