Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет готовой продукции и анализ реализации продукции на производственных предприятиях

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие готовой продукции, ее оценка …………..…………………...…...
1.2 Задачи учета и анализа готовой продукции, источники информации для анализа
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
2.2 Документальное оформление и учет реализации готовой продукции
2.3 Отчетность материально ответственных лиц
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
3.3 Анализ качества продукции
3.4 Анализ положения товаров на рынках сбыта
3.5 Анализ конкурентоспособности продукции
3.6 Анализ ритмичности работы предприятия
3.7 Анализ факторов изменения объемов выпуска и реализации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.
Движение готовой продукции в организации состоит из двух основных стадий:
– поступление готовой продукции на склад;
– отгрузки (отпуска) готовой продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином ее выбытии.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограниченного спроса приори­тет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конку­ренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производ­ственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому учет готовой продукции и анализ производства и реализации готовой продукции является актуальным.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, методики организации учета выпуска и реализации готовой продукции и анализа ее основных показателей, развитие аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний по специальности «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты учета и анализа готовой продукции;
– исследовать существующий порядок документального оформления и учета выпуска и реализации готовой продукции;
– изучить отчетность материально-ответственных лиц;
– осуществить анализ производства и реализации готовой продукции.
Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили нормативная и законодательная база, научная, специальная и справочная литература.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Понятие готовой продукции, ее оценка
Готовая продукция – это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действую­щим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика.
Готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные из­делия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
Продукция, подлежащая сдаче заказчику на месте и не оформ­ленная актом приемки, остается в составе незавершенного произ­водства и в состав готовой продукции не включается. В продукцию промышленного производства не могут быть включены отходы про­изводства даже в том случае, когда их продают на сторону.
К готовой продукции относят также работы и услуги промыш­ленного характера, выполненные на сторону, своему капитальному строительству и другим непромышленным производствам и хозяй­ствам, стоимость реализованных или предназначенных для реализа­ции полуфабрикатов своего производства.
Учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-нату­ральных и стоимостных показателях. Согласно Положению о бух­галтерском учете и бухгалтерской отчетности, утвержденному при­казом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, готовая продукция должна отражаться в балансе по фактической производственной се­бестоимости.
Фактическая производственная себестоимость готовой продук­ции – это сумма всех затрат на ее изготовление. Могут применяться и другие виды оценки:
по плановой (нормативной) производственной себестоимо­сти, когда отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции за от­четный месяц от плановой или нормативной себестоимо­сти;
по неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг»), исчисляемой по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов;
по продажным ценам и тарифам (без налога на добавленную стоимость и налога с продажи) при учете товаров, реализуе­мых через розничную сеть;
по продажным ценам и тарифам, увеличенным на сумму на­лога, добавленную стоимость, – при выполнении единичных заказов и работ.
В конце месяца независимо от того, по какой цене осуществля­ется текущий учет, оценка готовой продукции доводится до факти­ческой производственной себестоимости составлением специаль­ных расчетов распределения отклонений между фактической себе­стоимостью и учетной ценой.
Задачи учета и анализа готовой продукции, источники
информации для анализа
Задачи учета готовой продукции:
контроль за правильным и своевременным документальным оформлением выпущенных из производства и отгруженных (проданных) изделий и продуктов;--PAGE_BREAK--
контроль за сохранностью готовой продукции на складах ор­ганизации или в местах хранения;
получение точных сведений о количестве и стоимости готовой продукции, находящейся на складах, и контроль за соответствием фактических запасов ценностей установленным нормативам;
своевременное выявление сверхнормативных и излишних остатков готовой продукции, подлежащих реализации в по­рядке мобилизации внутренних ресурсов;
систематический контроль за уровнем расходов на продажу;
контроль за выполнением договоров поставки по объему и ассортименту;
контроль за своевременным поступлением платежей за про­дажу готовой продукции;
выявление финансовых результатов от продажи продукции.
Основные задачи анализа:
• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
• определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
В качестве источников информации для учета и анализа готовой продукции используются: «Отчет о прибылях и убытках», месячные, квартальные и годовые отчеты организации о выпуске продукции, ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», книга покупок и другие.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Документальное оформление и учет выпуска готовой
продукции
Сдача готовой продукции из производства на склад организации оформляется приемосдаточными накладными, спецификациями, приемными актами и др. В этих документах указываются номер (шифр) цеха, сдающего готовую продукцию, номер склада-получа­теля, наименование и номенклатурный номер изделия, количество. Приемосдаточные накладные обычно выписывают в двух экземпля­рах: один предназначен сдатчику готовой продукции, другой пере­дается на склад. Приходуемые на склад изделия должны измерять­ся, подсчитываться и взвешиваться (при необходимости).
Приемосдаточные накладные подписываются представителями цеха-сдатчика, склада-получателя и службы технического контроля. В условиях рыночной экономики и развития организаций малого бизнеса важное значение приобретает подтверждение качества вы­пущенной продукции. В соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» качество продукции подтвер­ждается сертификатом или другими аналогичными документами.
При многократной сдаче изделий на склад в течение смены рекомендуются разовые и однострочные документы заменять много­строчными накопительными документами (накладными, ведомостя­ми, отчетами за смену, сутки). Если приемосдаточная накладная со­ставляется за несколько дней, она подписывается перечисленными лицами за каждый день. Форма и содержание накладной зависит от сложности, ком­плектности и периодичности сдачи готовой продукции на склад-по­лучатель.
Выпуск готовой продукции из производ­ства на склад можно оформлять также ведомостью сдачи готовой продукции из цеха на склад, а при сдаче продукции заказчику (по­купателю) непосредственно из цеха (минуя склад) или при изготов­лении сложных и многокомплектных изделий вместо накладной це­лесообразно составлять акт приемки-сдачи. Приемосдаточный акт имеет типовую форму, в которой отмечается, что готовые изделия прошли все стадии технологической обработки, соответствуют техническим условиям (требованиям заказчика) и другие натураль­ные и стоимостные показатели выпущенной продукции.
Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится по соответ­ствующим распорядительным документам: это сертификат, наклад­ная, приказ на отпуск (отгрузку) готовых изделий и др. Отгрузка (отпуск) готовой продукции покупателям осуществляется в соответ­ствии с заключенными договорами поставки, в которых определено наименование и количество по видам поставляемой продукции, способ отгрузки или самовывоз, размер партий, цена, по которой реализуются отдельные изделия. В соответствии с договором по­ставки организация-поставщик выписывает приказ-накладную, в которой объединяются два документа: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на ее отпуск со склада. Данные приказа на отпуск заполняют менеджеры, занимающиеся сбытом готовой про­дукции, а фактическое количество отпущенной продукции – материально ответственное лицо, отпустившее продукцию. Подоб­ранные партии готовой продукции передаются экспедитору под расписку или сдаются на месте представителю покупателя (при са­мовывозе). Отправка груза оформляется транспортными накладны­ми и квитанциями к ним. На основании этих документов составля­ют накладную на отпуск готовых изделий. Железнодорожная на­кладная (или накладная водного транспорта) передается станции железной дороги (или пристани) вместе с грузом. Накладная сопро­вождает груз в пути следования и вместе с ним выдается в пункте назначения грузополучателю. Железнодорожная квитанция, выдан­ная транспортной организацией в момент принятия груза к пере­возке и оплаты тарифа, выдается грузоотправителю и служит осно­ванием для выписки счета-фактуры и предъявления его к оплате покупателю.
При транспортировке готовой продукции автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную на­кладную в нескольких экземплярах. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладным при­лагаются спецификации, в которых приводится подробный пере­чень отгруженной продукции и дается ее характеристика, техниче­ские паспорта на конкретные изделия, сертификаты качества и дру­гие документы, обусловленные договором поставки. Различают оперативный и бухгалтерский учет готовой продукции. Оператив­ный учет осуществляют работники сбытовой, коммерческой или планово-диспетчерской служб организации. Одновременно с целью усиления контроля за сохранностью и выпуском изделий могут вести параллельный оперативный учет работники выпускающих цехов Бухгалтерский учет ведут работники бухгалтерских служб.
Для учета наличия и движения готовой продукции предназна­чен активный сч. 43 «Готовая продукция». Он используется органи­зациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйствен­ную и иную производственную деятельность.
Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции организации) или в качестве товаров для продажи, учитываются на сч. 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сч. 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на про­изводство на сч. 90 «Продажи».
Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготов­ленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназна­ченной для собственных нужд организации, отражается по дебету сч. 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета за­трат на производство или сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция предназначена для использования в самой организации, то она, минуя сч. 43 «Готовая продукция», может учи­тываться на сч. 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зави­симости от назначения этой продукции.
При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи гото­вой продукции ее стоимость списывается со сч. 43 «Готовая продук­ция» в дебет сч. 90 «Продажи». Если выручка от продажи отгружен­ной продукции определенное время не может быть признана в бух­галтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на сч. 45 «Товары отгруженные». При ее фактической отгрузке делается за­пись по кредиту сч. 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со сч. 45 «Товары отгруженные».
При учете готовой продукции на сч. 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т. д) с выделением отклонений фактической производственной себе­стоимости изделий от их стоимости по учетным ценам.
При списании готовой продукции со сч. 43 «Готовая продукция» относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, приня­тым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленно­му исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, посту­пившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой про­дукции по учетным ценам.
Суммы отклонений фактической производственной себестои­мости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, отно­сящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту сч. 43 «Готовая продукция» и дебету соответствующих сче­тов дополнительной или сторнировочной записью в зависимости от того, представляют они перерасход или экономию.
Аналитический учет по сч. 43 «Готовая продукция» ведется по видам готовой продукции и по местам хранения. Аналитический учет отдельных видов готовой продукции ведут по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам.
Готовая продукция, передаваемая из основного (вспомогатель­ного) производства на склад по учетным ценам, в течение месяца оформляется бухгалтерской записью:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».
При отклонении фактической себестоимости от учетной ценыделают запись:
а) в случае превышения:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательное производство»;
б) в случае уменьшения разницу списывают способом «красное сторно». Готовая продукция используется для собственных нужд са­мой организации:
Д-т сч. 10 «Материалы»
Д-т сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».
Отгруженную или сданную представителю покупателя на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам и делают запись:
Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 43 «Готовая продукция».
В конце отчетного месяца при выявлении отклонений фактиче­ской себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стои­мости ее по учетным ценам делают либо дополнительную проводку (аналогичную вышеуказанной), либо способом «красное сторно».
Если учет готовой продукции на сч. 43 «Готовая продукция» ве­дется по плановой или нормативной себестоимости с использова­нием сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то делаются следую­щие записи:
при оприходовании готовой продукции на склад по плановой себестоимости:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
в конце отчетного месяца определена фактическая себестои­мость готовой продукции, поступившей из основного (вспомога­тельного) производства:
Д-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
К-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;
списываются отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной или плановой:
а) в случае превышения     продолжение
--PAGE_BREAK--
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
б) в случае уменьшения – разницу списывают способом «крас­ное сторно».
2.2 Документальное оформление и учет реализации готовой
продукции
В условиях рыночной экономики организации реализуют свою продукцию в соответствии с заключенными договорами поставок или путем свободной продажи через розничную сеть. Продукция реализуется как иногородним и местным покупателям, так и за ру­бежом. Однако по отдельным видам продукции поставщик обязан иметь специальные лицензии, в которых определены квоты на реа­лизацию продукции за рубежом.
В договоре на поставку продукции указываются наименование поставляемой продукции, количество по видам, способ отгрузки или отпуск на месте, размер партии, цена, по которой реализуются отдельные изделия, сроки исполнения обязательств и условия платежа, условия упаковки, страхования, принципы перехода права собственности и порядок возмещения убытков.
Отгружая продукцию, поставщик несет расходы по ее доставке на станцию отправления, погрузке в транспортные средства, пере­возке по железной дороге или другим видом транспорта. При от­грузке продукции эти расходы оплачивает поставщик, но не всегда за свой счет. В договоре должно быть оговорено, за чей счет производится оплата этих расходов: поставщика или покупателя. Распре­деление расходов по отгрузке готовой продукции между поставщи­ком и покупателем устанавливается определенным видом «франко-цены», который предусматривается в договоре поставки.
Слово «франко» в переводе с итальянского означает «свобод­ный», т. е. с какого места отгрузки продукции поставщик (покупа­тель) освобождается от соответствующих расходов. Различают сле­дующие виды «франко-цен»:
– франко-склад поставщика означает, что все расходы, связан­ные с отгрузкой продукции, оплачивает покупатель;
– франко-станция отправления означает, что поставщик опла­чивает расходы только по погрузке готовой продукции в ва­гоны, остальные расходы несет покупатель;
– франко-вагон станция отправления, когда поставщик оплачи­вает все расходы по погрузке готовой продукции до станции отправления и погрузке ее в вагоны, а в счет поставщику включает отдельной суммой только стоимость железнодорож­ного тарифа от станции отправления до станции назначения;
– франко-станция назначения, когда все расходы по отгрузке продукции до станции назначения поставщик включает в от­пускную цену готовой продукции;
– франко-склад покупателя, когда поставщик оплачивает все расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке продук­ции вплоть до склада покупателя.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служат приказы отдела сбыта организации.
На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписываются в нескольких экземплярах платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через банк.
В платежном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой.
Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). в ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а – при определении выручки по оплате.
Продукция считается проданной при переходе права собствен­ности на нее от продавца к покупателю, от производителя к потре­бителю. Момент перехода права собственности на продукцию, това­ры и услуги определяется условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем. По договорам поставки (ст. 506 – 524 Гражданского кодекса РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов.
Порядок учета продажи продукции зависит от выбранного орга­низацией метода учета. Конкретный метод учета продажи продук­ции организация определяет самостоятельно в соответствии со сво­ей учетной политикой. Это либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по момен­ту отгрузки продукции и предъявления платежных документов по­купателю (заказчику) или транспортной организации.
Статья 167 Налогового кодекса РФ определяет дату продажи то­варов, работ и услуг:
для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке» – день отгрузки или передача права собственности на товар, день оплаты товаров, работ и услуг;
для организаций, выбравших метод продажи «по оплате» – по мере поступления денежных средств.
Синтетический учет продажи продукции осуществляется на ак­тивно-пассивном сч. 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычны­ми видами деятельности организации, а также для определения фи­нансового результата по ним. На этом счете отражаются, например, выручка и себестоимость по:
готовой продукции и полуфабрикатам собственного произ­водства;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
строительным, монтажным, проектно-изыскательским, гео­лого-разве-дочным, научно-исследовательским и подобным работам;
товарам;
услугам по перевозке грузов и пассажиров;
транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
услугам связи и др.
К сч. 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:
90/1 «Выручка» – для учета поступления выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
90/2 «Себестоимость продажи» – для учета себестоимости про­даж, по которым на субсчете 90/1 «Выручка» признана выручка;
90/3 «Налог на добавленную стоимость» – для учета суммы нало­га на добавленную стоимость, причитающейся к получению от по­купателя (заказчика);
90/4 «Акцизы» – для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции, товаров, работ и услуг;
90/5 «Экспортные пошлины» – открывают организации–пла­тельщики сумм экспортных пошлин;
90/9 «Прибыль/убыток от продажи» – для выявления финансо­вого результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость про­даж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» про­изводят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопос­тавлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/ 2 «Се­бестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90/ 1 «Выручка» опре­деляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключи­тельными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убы­ток от продаж» на сч. 99 «Прибыли и убытки». Поэтому синтетиче­ский сч. 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
Записи оборота по дебету сч. 90 «Продажи» отражают:
– стоимость проданной продукции по учетным ценам (плано­вая или нормативная себестоимость, отпускная цена);
– разницу между фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам;
– расходы на продажу;
– управленческие расходы;
– акциз;
– налог на добавленную стоимость;
– налог с продаж;
– прибыль от продажи продукции (при превышении стоимости по продажным ценам над себестоимостью проданной про­дукции).
Записи оборота по кредиту сч. 90 «Продажи» отражают:
– сумму к получению от покупателей (стоимость продукции по продажным ценам, акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж);
– убыток (при превышении себестоимости над стоимостью по продажным ценам).
Для определения выручки для целей налогообложения методом «по отгрузке» делаются следующие бухгалтерские записи:
на сумму стоимости отгруженной покупателю продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи»;
на сумму стоимости предъявленной покупателю продукции списывается:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 43 «Готовая продукция»;
начисляется НДС по реализованной продукции (товарам):
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
получена оплата за проданную продукцию:
Д-т сч. 50 «Касса»
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
на сумму списанных расходов на продажу:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;
выявляется финансовый результат от продажи:
а) прибыль от реализации:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;
б) убыток от реализации:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90 «Продажи».
Для определения суммы выручки для целей налогообложения методом «по оплате» делаются следующие бухгалтерские записи:
на сумму стоимости отгруженной покупателю продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи»;    продолжение
--PAGE_BREAK--
на сумму стоимости предъявленной покупателю продукции списывается:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 43 «Готовая продукция»;
начисляется НДС по отгруженной продукции, товарам (подле­жит перечислению в бюджет после получения оплаты):
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
получена оплата за проданную продукцию:
Д-т сч. 50 «Касса»
Д-т сч. 51 «Расчетный счет»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
начисленный ранее НДС подлежит к уплате в бюджет:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
на сумму списанных расходов на продажу:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;
списывается финансовый результат от продажи:
а) прибыль от реализации:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;
б) убыток от реализации:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90 «Продажи».
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к сч. 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), за­крываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль/убы­ток от продаж».
Аналитический учет по сч. 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказан­ных услуг и т. д.
2.3 Отчетность материально ответственных лиц
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером орга­низации. С кладовщиком заключается по установленной форме ти­повой договор о полной индивидуальной материальной ответствен­ности.
Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заклю­чением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден толь­ко после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценнос­тей (ТМЦ) и передачи их по акту, утвержденному руководителем орга­низации.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик запол­няет материальный ярлыки прикрепляет его к месту хранения готовой продукции. В ярлыке указывают наименование продукции, номен­клатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия продукции.
Учет движения и остатков готовой продукции осуществляют в карточ­ках учетаматериалов. На каждый номенклатурный номер откры­вают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка готовой продукции.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток готовой продукции. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов.
Ведение учета готовой продукции допускается также в книгах учета ма­териалов,которые содержат те же реквизиты, что и карточки склад­ского учета.
В условиях автоматизации учетных работ и автоматизированно­го складского хозяйства вместо карточек складского учета применя­ют систематически составляемые машинограммы-ведомости движе­ния и остатков готовой продукции. В них на основании первичных докумен­тов отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоя­нием готовой продукции на складе и оперативного управления производ­ством.
Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных предприяти­ях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (за­ведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют ме­сячные отчеты о наличии движения материальных ценностейи представляют их в бухгалтерию.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ
3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и
реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограниченного спроса приори­тет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конку­ренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производ­ственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
• определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражать­ся в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности пред­приятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего исполь­зуют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукцииопределяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоста­вимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной эконо­мики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производ­ственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции {штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продук­ции.
Условно-натуральные показатели,как и стоимостные, применя­ются для обобщенной характеристики объемов производства про­дукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предпри­ятиях – количество условных ремонтов и т.д.
Нормативные трудозатратытакже используются для обобщен­ной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется воз­можным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы производства и реализации продук­ции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу ко­торых принимаются цены базисного периода.
Базисные темпы ростаопределяются отношением каждого сле­дующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.
Среднегодовой темп роста(прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или сред­неарифметической взвешенной.
/>
Тпр = Твп – 100
где Твп– темп роста выпуска продукции;
Тпр– темп прироста.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукцииосуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организа­ций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции не­обходимо оценить также риск невостребованной продукции,который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он опреде­ляется величиной возможного материального и морального ущер­ба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребо­ванности продукции, необходимо изучить факторы ее возникно­вения с целью поиска путей недопущения или минимизации по­терь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции в результате низкого качества сырья, обо­рудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополни­тельные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превы­шают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны ириск, следовательно, является непреодолимым,) и наоборот.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невос­требованной продукции обнаружен на производственной или пос­лепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме ука­занных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, про­изводство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными:на предпро­изводственной стадии можно не приступать к производству дан­ного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на ры­нок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это пря­мой убыток для предприятия. Каждый товар должен производить­ся лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заяв­ками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каж­дому виду, их долю в общем объеме продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для харак­теристики скорости реализации продукции, является продолжи­тельность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета дан­ного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свиде­тельствует о трудностях сбыта иповышении риска невостребован­ной продукции.
3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важней­ших индикаторов деловой активности предприятия и его конку­рентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продук­ции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное ис­пользование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
• определение текущих и перспективных потребностей покупа­телей;
• оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или пла­нируемой к выпуску продукции;
• изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие свое­временных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
• оценку экономической эффективности и степени риска изме­нений в ассортименте продукции.
Обобщающая характеристика изменений ассортимента продук­ции даетодноименный коэффициент, уровень которого определя­ется следующим образом:
/>
В расчет данного коэффициента принимается фактический вы­пуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более ба­зового.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечис­ленных показателей можно произвести способом цепной подста­новки, который позволяет абстрагироваться от всех фак­торов, кроме структуры продукции:
ВПусл1= Σ(VВПобщ1× Удi1× Цi);
ВПусл2= Σ(VВПобщ1× Удi× Цi);
ΔВПстр= ВПусл1– ВПусл2,
где ВП – стоимость валового выпуска продукции;
VВПобщ– общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-
натуральном выражении;
Удi– удельный вес i-roвида продукции в общем объеме производства;
Цi– цена i-roвида продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечис­ленных показателей можно получить и более простым спо­собом – способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитан­ными на основании стоимостных (Iст) и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормочасах) (Iн), умножим на выпуск продукции базо­вого периода в стоимостном выражении (ВП0):
ΔВПстр = (Iст – Iн) × ВП0.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реали­зованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материало­емкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
3.3 Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предпри­ятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показателихарактеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости про­изведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показателикачества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели– это штрафы за некачественную про­дукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удель­ный вес продукции, на которую поступили претензии (реклама­ции) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа–изучить динамику перечисленных по­казателей, выполнение плана по их уровню, причины их измене­ния и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
Вторая задача анализа– определение влияния качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: стоимость выпущенной продукции (ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится следующим образом:
ΔВП = (Ц1– Ц) × VВП1;
ΔВ = (Ц1– Ц) × VРП1;    продолжение
--PAGE_BREAK--
ΔП = [(Ц1– Ц) × VРП1] – [(С1– С) × VРП1],
где Ци Ц1– соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Си С1– соответственно уровень себестоимости изделия до и после из-
менения качества;
VВП1– объем произведенной продукции повышенного ка­чества;
VРП1 – объем реализации продукции повышенного каче­ства.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произо­шло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчи­тать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость произведенной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее произ­водства в стоимостном выражении можно произвести способом аб­солютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (ΔУдi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), ре­зультаты сложить и умножить на общий фактический выпуск дан­ного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):
ΔВПсорт= Σ(ΔУдi× Цi) × VВПобщ1
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.
После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
ΔПсорт= (ΔЦсорт– ΔСсорт) × VРПобщ1,
где ΔЦсорт– изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;
ΔСсорт– изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сор-
тового состава;
VРПобщ1– общий объем выпуска продукции в натуральном выражении
отчетного периода.
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по кото­рым установлены сорта, и результаты обобщают.
3.4 Анализ положения товаров на рынках сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида про­дукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.
Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре катего­рии товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
«дойные коровы» – эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая исполь­зуется на финансирование «трудных детей»;
«трудные дети» – это, как правило, новые товары, нуждающи­еся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
«мертвый груз», или «неудачники», – нежизнеспособные това­ры, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «труд­ных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способ­ствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) нулевая стадия – изучение и апробация идеи разработки но­вого товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия {выпуск товара на рынок и внедрение) – выясне­ние, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
в) вторая стадия (рост и развитие продаж) – товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и стано­вится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) третья стадия (зрелость) – товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвиже­ние на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
д) четвертая стадия (насыщение и спад) – вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования; или замены другим требует определенного мастерства.
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и по­тенциальных конкурентов, проанализировать показатели их дея­тельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, фи­нансовые возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.
3.5 Анализ конкурентоспособности продукции
Под конкурентоспособностью понимают характеристику про­дукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по за­тратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Что­бы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соот­ветствовать определенным параметрам:
• техническим (свойства товара, область его применения и назна­чения);
• эстетическим (внешний вид товара);
• эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
• нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
• экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслужи­вание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовле­творения данной потребности).
Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), при­нимаемого за 100%:
/>/>
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gj) по однородной группе параметров (технических, экономиче­ских, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), опре­деляемых экспертным путем:
G = Σаi× gi
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к группо­вому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
I= Gт / Gэ.
Если I 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определен­ном рынке можно определить долю рынка, контролируемую дан­ной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конку­рентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности про­дукции – совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являют­ся мощными инструментами стимулирования спроса.
3.6 Анализ ритмичности работы предприятия
Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмот­ренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременно­го выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; уве­личиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и как следствие – замед­ляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную от­грузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд зара­ботной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы при­были, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности работы используются прямые и кос­венные показатели.
Прямые показатели– это коэффициент ритмичности, удель­ный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
Косвенные показатели– это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку про­дукции и др.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффици­ент ритмичностиопределяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.
Причины аритмичности– трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
3.7 Анализ факторов изменения объемов выпуска и реализации
продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема.
Возможны два варианта методики анализа реализации продук­ции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке готовой продукции, то баланс продукции будет иметь следующий вид:
ГПн+ ВП = РП + ГПк.
Отсюда РП = ГПн+ ВП – ГПк
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продук­ции, то баланс можно записать таким образом:
ГПн+ ВП + ОТн= РП + ОТк+ ГПк
Отсюда РП = ГПн+ ВП + ОТн– ОТк– ГПк,
где ГПн, ГПк– соответственно остатки готовой продукции на складах на
начало и конец периода;
ВП – стоимость выпуска продукции в отчетном пери­оде;
РП– объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк– остатки отгруженной продукции на начало ико­нец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продук­ции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, оп­ределяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
1)обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффек­тивность их использования:
ВП = ЧР × ГВ;
РП = ЧР × ГВ × Дв,
где ЧР – среднесписочная численность работников предпри­ятия;
ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работни­ком;
Дв – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции
отчетного периода;
2) обеспеченность предприятия основными средствами и эффек­тивность их использования:
ВП = ОС ×ФО;
РП = ОС× ФО × Дв,
где ОС – среднегодовая сумма основных средств предприятия;
ФО – фондоотдача основных средств;
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффек­тивность их использования:
ВП = МЗ ×МО;
РП = МЗ × МО ×Дв,
где МЗ – сумма потребленных материальных запасов для произ­водства
продукции;
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материаль-
ных затрат).
Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации про­дукции можно рассчитать, используя один из приемов детермини­рованного факторного анализа.
После этого необходимо более детально проанализировать ис­пользование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной курсовой работы были изучены теоретические основы, методики организации учета и анализа готовой продукции на производственных предприятиях.
В первой части были даны понятия готовой продукции. Готовая продукция – это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действую­щим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.
Также была дана оценка готовой продукции. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться: фактическая производственная себестоимость (полная и неполная); нормативная себестоимость (полная и неполная); договорные цены и другие виды цен.
Были сформулированы задачи учета и анализа, а также источники информации для анализа готовой продукции
Во второй части было рассмотрено документальное оформление и учет выпуска и реализации готовой продукции, а также отчетность материально ответственных лиц. Для учета наличия и движения готовой продукции предназна­чен активный сч. 43 «Готовая продукция».
В третьей части был проведен экономический анализ производства и реализации готовой продукции. По результатам анализа можно сделать следующие выводы:
– Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
– Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
– Влияние структуры реали­зованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материало­емкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
–Важным показателем деятельности промышленных предпри­ятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
–От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.
– Важное направление повышения конкурентоспособности про­дукции – совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являют­ся мощными инструментами стимулирования спроса.
– Ритмичная работа предприятия является основным условием своевременно­го выпуска и реализации продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. М., 1996.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина России от 31.10.200г. № 94н.
Артеменко В.Г. Финансовый анализ, Москва-Новосибирск: Дело и Сервис, 1999.
Астахов В.П. Бухгалтерский (Финансовый) учет, М.: Мирт, 2003.
Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет, М.: Эксмо, 2005.
Гетьман В.Г. Финансовый учет, М.: Финансы и статистика, 2002.
Ефимова О.В. Финансовый анализ, М.: Бух.учет, 2002.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях, М.: Финансы и статистика, 2003.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, М.: ИНФРА, 2004.
Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, М.: академия, 2002.
Савицкая Г.В. Экономический анализ, М.: Новое знание, 2003.
Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет, М.: ОМЕГА-Л, 2005.
Хотинская Г.И., Харитонова Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М.: Финансы и статистика, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.