--PAGE_BREAK--· транспортные расходы;
· расходы на ремонт основных средств;
· расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
· расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров;
· потери товаров и технологические отходы;
· расходы на тару.
В управленческом учете из элемента «Материальные затраты» в свою очередь можно выделить затраты, связанные с основными средствами и затраты, относящиеся к оборотным (мобильным) средствам, т. е. дифференцировать по степени мобильности. При этом к расходам по основным средствам следует добавить также расходы из элемента «амортизация».
Таким образом, затраты, связанные с основными средствами, включают расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, амортизацию основных средств, расходы на ремонт основных средств.
В затраты, относящиеся к оборотным активам, входят остальные статьи элемента «Материальные затраты» (не относящиеся к основным средствам).
К элементам «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» относят одноименные статьи рекомендуемой номенклатуры.
По элементу «Амортизация» отражают расходы по статье «Амортизация основных средств».
В элемент «Прочие затраты» входят издержки обращения, не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. В соответствии с п. 10 Положения о составе затрат в этот элемент следует включать также плату за аренду, лизинговые платежи, амортизацию по нематериальным активам, номенклатурные статьи: «Расходы на рекламу», «Расходы на оплату процентов за пользование займом» (в части коммерческого или товарного кредита, не предусматривающих получение денежных сумм), если учетной политикой предприятия не предусмотрено их включение в состав себестоимости запасов, по которой они принимаются к учету
Организации, образующие ремонтный фонд для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов в состав издержек обращения, в составе элемента «Прочие затраты.» отражают также отчисления в ремонтный фонд, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями.
Группировка по периодам предполагает деление издержек на расходы отчетного периода и расходы будущих периодов.
Расходы отчетного периода относятся к текущему отчетному периоду, в котором они произведены.
Расходы будущих периодов возникают в текущем периоде, но относятся к будущим периодам, например, арендная плата, внесенная в текущем месяце, но относящаяся к последующим месяцам или уплачиваемая за несколько месяцев вперед; оплаченные отпускные, приходящиеся на дни следующих месяцев (если предприятие не создает резерв на эти цели); плата по подписке за периодические издания, используемые в основной деятельности организации, и др.
Используемые в учете статьи разделяют по группам расходов, различающимся по отношению к товарообороту (переменные, постоянные). Деление издержек на переменные и постоянные связано с тем, что статьи и элементы затрат зависят от объема товарооборота не одинаково.
Условно-переменные издержки увеличиваются с ростом товарооборота и уменьшаются с его снижением. Изменение условно-постоянных издержек, как правило, не зависит от товарооборота. Деление затрат на переменные и постоянные условно потому, что с изменением обстоятельств переменные издержки могут стать постоянными, а постоянные – переменными. Выбор переменных и постоянных издержек осуществляется на предприятии, исходя из сложившихся условий.
Среди перечисленных статей к переменным можно отнести транспортные расходы, так как увеличение объема продаж требует больших объемов завоза товаров, и, следовательно, роста транспортных расходов. Увеличение товарооборота сопровождается ростом заработной платы, обеспечивающей стимулирование продаж, а с ростом расходов на оплату труда увеличиваются и суммы отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), так как их размер зависит от суммы начисленной заработной платы. Поэтому расходы на оплату и отчисления на социальные нужды тоже относят к переменным затратам.
К переменным обычно также относят расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров, расходы на рекламу, расходы на оплату процентов за пользование займами (кроме денежных), потери товаров и технологические отходы.
Статьи 13 «Расходы на тару» и 14 «Прочие расходы» частично могут учитываться в составе переменных и частично в составе постоянных издержек.
Группировка затрат в зависимости от способа их отнесения на издержки отдельных товарных групп и структурных подразделений организаций называется калькуляционной группировкой. Она выделяет прямые и косвенные расходы.
Прямыми называют такие расходы, которые можно непосредственно отнести на издержки обращения конкретных структурных подразделений организации (магазинов, складов), определенные товарные группы или другие объекты, по отношению к которым рассчитываются затраты, например, расходы на подработку, упаковку конкретных товаров, расходы на оплату труда продавцов конкретных видов товаров, на рекламу можно отнести к соответствующим товарным группам без дополнительных расчетов.
Косвенные – общие или дополнительные расходы, относящиеся ко всей организации, соотнести которые с отдельными товарами или подразделениями организации можно лишь посредством особых методов распределения или расчетным путем (расходы по заработной плате управленческого персонала, на хранение товаров, на топливо, газ, электроэнергию, амортизация и ремонт административных зданий и др.). Отнесение издержек к прямым или косвенным зависит от конкретных ситуаций. В одних случаях одни и те же затраты могут относиться к прямым издержкам, в других – к косвенным. Причем в розничных торговых предприятиях, в которых не ведется учет потоварной реализации, калькуляционная классификация будет особенно отличаться от классификации оптовых торговых предприятий или розничных предприятий, учитывающие продажи по отдельным наименованиям товаров или товарным группам. Такое отличие объясняется трудностями выделения прямых затрат из-за отсутствия данных о реализации по видам или группам товаров.
Группировка по отношению к остаткам товарных запасов разделяет затраты на издержки обращения, приходящиеся на остаток товаров и издержки, относящиеся к реализованным товарам.
Причем в издержки на остаток товаров включают лишь расходы, связанные с их приобретением (доставкой), и не включают расходы по их реализации, так как товары еще не проданы. Данное разделение позволяет определить сумму издержек, непосредственно участвующих в формировании финансового результата.
В основе группировки по отношению к остаткам товарных запасов лежит классификация по так называемому «бухгалтерскому принципу», применяемому в германской и американской торговой практике. В соответствии с бухгалтерским принципом издержки делят на накладные и общеторговые.
Накладные издержки представляют собой наращение расходов покупной цены товаров до их себестоимости. С учетом требований п. 6 ПБУ 5/98 к ним следует относить расходы, связанные с приобретением товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это транспортные расходы и проценты за пользование неденежным (товарным) кредитом.
К общеторговым издержкам относятся все остальные издержки, включая затраты по доведению товара до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (хранение, подсортировка, подработка, упаковка) и издержки, связанные с продажей товара. Они представляют собой наращение расходов до полной стоимости товара, компенсируемой продажными ценами.
Таким образом, расходы, приходящиеся на остаток товаров, состоят лишь из накладных издержек, а расходы, относящиеся к реализованным товарам, включают в свой состав, как накладные, так и общеторговые издержки.
Группировка по бухгалтерскому принципу способствует определению нижней границы (порога рентабельности) продажной цены (торговой надбавки), ниже которой реализация окажется убыточной.
Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат на участвующие и не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли.
В составе издержек выделяют нормируемые и ненормируемые расходы. В отличие от ненормируемых расходов нормируемые расходы не в полной мере уменьшают налогооблагаемую часть прибыли, а лишь в пределах нормативов, установленных государством. К расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относят сверхнормативные суммы нормируемых расходов, т. е. расходов на рекламу, процентов за пользование товарным кредитом, представительских расходов, компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, командировочных расходов, расходов на подготовку кадров и других в части превышения нормативных сумм. Расходование средств в пределах законодательно установленных норм обеспечивает снижение налога на прибыль. Этим объясняется значимость группировки издержек в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль.
В составе калькуляционных статей издержки можно распределять по товарным группам на основе коммерческой калькуляции. Такое распределение издержек требуется для регулирования прибыльности каждой группы или наименования товаров, извлечения максимума прибыли на основе выявления наиболее прибыльных и убыточных товаров в ассортименте и правильного активного продвижения товаров на рынке посредством регулирования их конкурентоспособности.
Калькулирование издержек по товарным группам предполагает разделение товаров на группы. Выбор товарных групп, их детализация и размеры следует определять исходя из текущих и перспективных потребностей и интересов предприятия. Но для этого можно также использовать и статистическую номенклатуру товарных групп. Единая статистическая номенклатура, входящая в ранее действовавшую форму статистической отчетности «Отчет о продаже и остатках товаров» (ф. № 3-торг), состоит из 35 групп продовольственных и 52 групп непродовольственных товаров. Номенклатура товарных групп, различающихся уровнем торговой надбавки (скидки), содержала 82 группы продовольственных и 139 групп непродовольственных товаров.
Статистическая ф. №3-торг хотя и не является в настоящее время обязательной для предприятий, однако она предусматривает отражение ценной для управления информации, и ее можно составлять для анализа товарооборота и издержек обращения в рамках управленческого учета.
В настоящее время инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения введена ф. № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденная Постановлением Госкомстата от 19.01.2000 г. № 4. Для заполнения сведений о розничной продаже и запасах раздела 4 ф. № П-l указанной инструкцией предусмотрен перечень из 33 групп продовольственных и 28 групп непродовольственных товаров, который также можно использовать при калькулировании затрат по товарным группам. Для заполнения сведений об оптовой продаже и запасах предусмотрено 23 группы продовольственных и 39 групп непродовольственных товаров.
Для управленческого учета актуальным представляется группировка затрат по степени их участия в торговых процессах (в обращении). Данная группировка предусматривает деление издержек на оперативные, т.е. непосредственно участвующие в производственно-торговых функциях; расходы по управлению и прочие расходы относительно участия в обращении. Такое деление позволит оценить экономию и эффективность управленческих расходов. Чем меньшей долей расходов, непосредственно не связанных с производственными функциями, обходится предприятие при достижении цели, тем эффективнее осуществляется управление. Постатейный учет управленческих расходов позволяет также делать необходимые сопоставления фактических расходов с утвержденными на предприятии нормами, сметами.
Среди расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды к оперативным затратам следует относить заработную плату оперативного персонала, включая продавцов, кассиров, контролеров, фасовщиков, складских работников, работников по обслуживанию холодильных установок, подсобных рабочих, оформителей витрин, заведующих секциями, отделами; прочих работников, связанных с обслуживанием покупателей; транспортные расходы. К оперативным относят также расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, амортизацию основных средств; расходы на ремонт основных средств (кроме занятых аппаратом управления). В их состав включают и расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на рекламу, расходы на оплату процентов за пользование займом (кроме денежных); расходы на тару и другие расходы, непосредственно относящиеся к производственным процессам в составе прочих затрат.
К расходам по управлению (управленческие) относят заработную плату бухгалтерских, экономических, коммерческих служб, хозяйственного персонала, управленческого персонала, прочих работников, связанных с организацией, планированием (прогнозированием) и управлением; расходы по аренде и содержанию основных средств, занятых службами управления, амортизацию этих средств, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные расходы; расходы на командировки, представительские расходы, выписка периодической печати и справочных изданий; другие расходы, относящиеся к организации, планированию (прогнозированию) и управлению.
Прочие расходы относительно участия в обращении состоят из отчислений на подготовку кадров, социальных взносов, не планируемых расходов и потерь, расходов, не относящихся к оперативным или управленческим и не включенных в предшествующие статьи.
Среди расходов в аналитическом управленческом учете можно выделить и две другие группы расходов:
1) связанные с продолжением процессов промышленного производства в сфере обращения,
2) связанные с обслуживанием актов купли-продажи или реализацией стоимости.
Такое деление важно для выявления финансовых резервов повышения прибыли от реализации, оценки целесообразности приобретения товаров промышленной упаковки, определения оптимальной наценки на эти товары.
К первой из них можно отнести расходы по подработке, упаковке товаров и другие аналогичные расходы по доведению товаров до состояния, наиболее пригодного для реализации, придания им формы, удобной для покупателей, и т. п.; а также оплата труда работников, занятых в указанных процессах и часть управленческих расходов, условно относящихся к процессам промышленного производства. Поступление товаров в удобном виде или упаковке от поставщиков в среднем сокращает уровень данных расходов при отсутствии завышения покупных цен на такие товары.
К издержкам, связанным с обслуживанием актов купли-продажи, можно отнести, например, заработную плату продавцов, кассиров, контролеров, расходы по рекламе, а также соответствующую долю управленческих расходов.
Издержки можно группировать также по их отношению к качеству торгового обслуживания. При этом их разделяют на расходы, связанные и не связанные с качеством торгового обслуживания.
С качеством торгового обслуживания связаны: затраты, влияющие на рост товарооборота, соблюдение нормативов товарных запасов, широту и стабильность ассортимента, завершенность покупки, скорость и ритмичность продаж, совершенствование торговых технологий, применение наиболее прогрессивных методов и форм реализации товаров, улучшение сохранности товарных запасов, и др. К таким расходам при соответствующих условиях может быть отнесена каждая из статей затрат кроме потерь товаров и технологических отходов и ряда других расходов, относящихся к статье «Прочие расходы». Критерием отнесения к одной из этих двух групп издержек может быть лишь конкретное участие или не участие рассматриваемой статьи в улучшении качества и культуры обслуживания. На основе такого распределения руководство может оценить целесообразность осуществления тех или иных затрат по критерию их влияния на качество работы предприятия.
С целью выявления издержек, на величину которых может влиять руководство для улучшения коммерческого результата издержки можно группировать постепени их зависимости от работы руководства и предприятия в целом. При этом расходы подразделяют на две группы: зависимые и не зависимые от деятельности предприятия. Не зависимые включают:
продолжение
--PAGE_BREAK--суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства (например, налоги на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств);
· арендная плата (в отдельных случаях);
· амортизация;
· расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;
· расходы на уборку примыкающих участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;
· расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электрогазовых счетчиков и других измерительных приборов;
· плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т. п.).
К зависимым следует отнести:
· транспортные расходы;
· расходы на оплату труда и социальные отчисления;
· расходы на содержание помещений в чистоте, отопление;
· на ремонт основных средств;
· расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
· расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров;
· расходы на рекламу;
· расходы на оплату процентов за пользование займом (кроме денежных);
· потери товаров и технологические отходы;
· расходы на тару и др.
Деление издержек на зависимые и не зависимые условно, так как состав этих групп может меняться в зависимости от ситуаций. Например, расходы по амортизации можно сократить, если избавиться от неэффективно используемых объектов основных средств. Суммы амортизационных отчислений также зависят от размера и характера основных средств. Расходы по аренде можно снизить отказом от арендуемых площадей или заменой их другими помещениями при наличии более рациональной альтернативы с точки зрения финансовых результатов. А, в общем, все расходы в той или иной степени зависят от деятельности торгового предприятия. Поэтому данная группировка позволяет разграничить лишь степень зависимости.
1.3 Задачи учета и анализа издержек обращения
Для анализа издержек обращения необходима оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.
Для достижения указанной цели торговым предприятиям необходимо:
· оценить величину издержек обращения предприятия в сумме и в процентах к товарообороту за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими предприятиями (особенно конкурентами) и с показателями издержек обращения в регионе и в целом по отрасли;
· изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к товарообороту, установить их долю (оценить структуру) в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике;
· исследовать влияние основных факторов на изменение издержек обращения отчетного периода в динамике и оценить действие затрат на конечные результаты;
· выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры по их использованию в текущей деятельности и предстоящем периоде.
Резервами сокращения издержек могут быть:
· рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;
· рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;
· оптимизация товарных запасов;
· рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару;
· минимизация товарных потерь;
· повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения.
По ходу практического решения этих задач предприятия должны выполнить анализ:
· суммы и уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям;
· размера изменения уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям в динамике;
· темпов изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения, определяемого путем отношения размера изменения к уровню базисного периода;
· суммы экономии или перерасхода, которая определяется, путем умножения размера изменения (в процентах к товарообороту) издержек обращения отчетного периода по сравнению с кризисным периодом или их плановых показателей на величину товарооборота отчетного периода;
· доли издержек обращения в доходах торгового предприятия.
· данных об эффективности текущих затрат, исчисляемые как отношение товарооборота к издержкам обращения и как отношение прибыли к издержкам обращения (рентабельность текущих затрат) за отчетный период, в динамике и по сравнению с другими предприятиями, аналогичными показателями по торговле в целом по региону и по отрасли страны.
При анализе и планировании издержек обращения торговыми предприятиями используются следующие показатели:
· абсолютная сумма расходов;
Этот показатель находит применение при оценке совокупных издержек обращения и их величины по отдельным статьям и элементам затрат.
· уровень издержек обращения по общему объему и отдельным статьям;
Рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. Его величина характеризует размер затрат в рублях на каждые 100 руб. товарооборота.
· показатель экономичности;
Основан на достижении определенного результата при наименьших затратах (принцип минимизации) или на обеспечении при заданном объеме затрат наибольшего результата (принцип максимизации).
· показатели эффективности использования потребленных ресурсов;
Величина этих показателей как отношение товарооборота или прибыли отчетного (планового) периода к потребленным ресурсам (издержкам обращения) за этот же период. Таким образом исчисляются обобщающие показатели. Определенное значение имеют и локальные показатели, исчисленные как соотношение конечных результатов к отдельным статьям издержек обращения (к расходам на оплату труда, расходам на содержание и использование основных фондов и т.д.).
· издержкоемкость, которую характеризуют уровни издержек обращения по товарным группам.
Предприятия не имеют данных о расходах по реализации товаров и товарных групп. В условиях конкуренции, происходящих изменений в конъюнктуре, становления прибыли в качестве главной цели большинство предприятий стремятся владеть информацией о доходах и расходах по торговле каждой группой товаров. Наличие такой информации позволяет предприятиям обосновать свои решения в области регулирования цен в зависимости от спроса и предложения. При снижении спроса на те или иные товары нужно знать, каковы же возможные размеры снижения розничной цены, которые обеспечат рентабельную торговлю этими товарами. Данные об издержкоемкости являются важным условием обоснования размеров доходов по товарным группам, позволяют углубить анализ издержек обращения и учесть влияние изменений структуры товарооборота.
Определение показателей издержкоемкости по торговле отдельными товарами и товарными группами требует проведения дополнительных учетных работ и расчетных операций.
Предприятия могут по-разному определять издержки обращения по товарным группам. Одни из них организуют аналитический учет по товарно-групповым расходам один раз в три-пять лет. В последующие периоды необходимо эти расходы корректировать с учетом изменения тарифов на транспортные и другие услуги, розничных цен, процентных ставок за кредиты, величины товарных запасов, размера амортизационных отчислений и других факторов, влияющих на уровень издержек обращения.
Для сокращения объема учетно-вычислительных работ возможно ограничиться установлением издержкоемкости за какой-либо квартал (наиболее типичный для данного года).
Однако наиболее распространенным вариантом определения издержкоемкости является учетно-расчетный метод. При этом все издержки делятся на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся те, которые можно непосредственно на основе документов отнести на конкретные товары. Косвенные расходы невозможно отнести на отдельные группы товаров и поэтому их, на основе специальных расчетов, распределяют между этими группами. Принципы и методы их распределения строятся на учете содержания статей издержек обращения и факторов, под влиянием которых они формируются. Уровень издержек обращения по товарным группам зависит от грузоемкости, трудоемкости, потребительских и других свойств товаров, скорости их обращения и многих других факторов.
Во всех случаях определение издержкоемкости осуществляется по следующей схеме: первоначально необходимо исключить из фактической суммы издержек обращения, выявленные в результате анализа нерациональные затраты; отнести отдельные виды расходов, на основе данных бухгалтерского учета, прямо на товарные группы; все другие расходы относить на товарные группы на основе специальных расчетов и использования информации нормативного характера (структуры товарооборота и грузооборота, размеров товарных запасов, норм естественной убыли и т.п. с учетом влияния основных факторов).
Кратко рассмотрим методику расчета отдельных видов расходов в разрезе товарных групп. Так транспортные расходы частично при наличии возможности относят прямо на товарные группы, а остальные распределяют пропорционально доле грузооборота. По непродовольственным товарам транспортные расходы распределяют пропорционально их стоимости или весу.
Расходы по оплате труда можно распределять по-разному. Так, отдельно распределяют расходы по оплате труда, начисленные по сдельным расценкам. Особо выделяют товарные группы, по которым установлены индивидуальные расценки (сейчас таких групп немного). Другие виды расходов по оплате продавцов (доплаты, надбавки, премии и т.п.) и других работников относят на отдельные товарные группы пропорционально зарплате, рассчитанной по сдельным расценкам. Расходы отчислений на государственное социальное страхование распределяют в процентах к расходам на оплату труда.
Амортизацию основных средств целесообразно разделить на следующие субстатьи: амортизация специальных хранилищ для хранения картофеля, овощей, соли и т.п. (относится на указанные товары); амортизация холодильного оборудования (распределяется по весу товаров, хранящихся в холодильниках); остальные расходы (амортизация зданий, прочего оборудования и т. д.).
Величину остальных расходов распределяют пропорционально доле средних запасов по товарным группам, выраженных в условном объеме грузообороте в его общей величине (физический вес запасов товаров по группам, умноженный на коэффициент габаритности – отношения тарифных ставок по классам грузов к 1-му классу грузов). Общая величина грузооборота устанавливается путем его суммирования по товарным группам.
Затраты по оплате процентов за пользование займом и платежи по страхованию имущества зависят от величины товарных запасов. Поэтому фактическую сумму издержек по указанным статьям распределяют по группам товаров пропорционально их доле в совокупной сумме запасов в целом по предприятию.
Потери товаров и технологические отходы определяют в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Подробно подходы к расчетам этих расходов предприятия устанавливают в соответствии с методическими указаниями по бухгалтерскому учету затрат.
Расходы на рекламу относятся на те группы, которые рекламировались.
Многие статьи включают различные расходы. Поэтому расчеты следует выполнять по отдельным видам затрат. Так раздельно следует определять затраты на хранение товаров, их упаковку, подработку и т.п. Такой же дифференцированный подход к установлению расходов по товарным группам по затратам на топливо, электроэнергию и т.п. Их относят на группы пропорционально товарным запасам, выраженным в условном грузообороте. Прочие расходы можно установить исходя из сложившегося их уровня в процентах к товарообороту в целом по предприятию. Этот же уровень можно установить по каждой товарной группе.
При планировании издержек наибольшее распространение на практике получил метод обоснования плановых расчетов по статьям затрат. В этом случае отдельные статьи обосновывают опытно-статистическим методом. Однако большинство из них устанавливают на основе конкретных технико-экономических расчетов.
В процессе планирования издержек обращения торговые предприятия учитывают:
· результаты анализа отдельных статей издержек обращения и выявленные резервы их экономии;
· показатели, разрабатываемые торговыми предприятиями на предстоящий (плановый) период (объем товарооборота по объему и отдельным статьям, необходимые товарные запасы, доходы, прибыль и др.);
· нормативы расходования средств, материалов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;
· факторы, которые будут влиять на изменения издержек обращения по отдельным статьям в планируемом периоде;
· показатели издержек обращения за отчетный период по другим предприятиям, в целом по торговле региона и страны;
· прогнозные расчеты издержек обращения и основные направления экономии издержек обращения в планируемом периоде.
Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организациях подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат:
Кт 02 «Амортизация основных средств»: 05 «Амортизация нематериальных активов» – начисляется износ по основным средствам, нематериальным активам;
Кт 10 «Материалы» – списываются материалы, израсходованные, например, при хранении товара;
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», – получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги и т. д.);
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и др. налоги);
Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – начисляется заработная плата сотрудникам;
Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начислено единого социального налога на оплату труда и выплаты, относящиеся на издержки обращения;
продолжение
--PAGE_BREAK--Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – списываются командировочные, представительские расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников;
Кт 96 «Резервы предстоящих расходов» – образование резервов на оплату отпусков, ремонт.
Кт 97 «Расходы будущих периодов» – отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его,
Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета реализации, что отражает проводка:
Дт 90 «Продажи»
Кт 44 «Расходы на продажу».
Кроме того, отметим, что данные расходы могут быть списаны как недостающие – дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а также при стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов. Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического учета. Это могут быть многографные карты или ведомости, где каждой отдельной статье отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек.
Таким образом, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров. Прирасчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке (для заготовительных предприятий). Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.
Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением определенной в подпункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), списываемых в отчетном периоде на реализацию.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «ПРОМТЕХИНВЕСТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Промтехинвест» одно из крупнейших торгово-производственных предприятий отрасли промышленной трубопроводной арматуры, насосов и котлов. Компания является действительным членом Научно-Промышленной Ассоциации Арматуростроителей. Номенклатура продукции, предлагаемой ООО «Промтехинвест», исчисляется несколькими тысячами наименований. География поставок охватывает все регионы России, страны СНГ и Балтии.
Сфера деловой активности ООО «Промтехинвест» обширна. Компания выполняет проекты самого различного масштаба, от комплексного обеспечения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, до поставок оборудования для магистральных трубопроводов и атомных электростанций.
Среди клиентов компании такие предприятия как МЕЧЕЛ, АК СИБУР, НАК, ММК, ЗСМК, Норильский Никель, Казтрансгаз, Казтрансойл, МНПЗ и многие другие. ООО «Промтехинвест» имеет большой успешный опыт осуществления поставок для государственных нужд.
ООО «Промтехинвест» работает на рынке трубопроводной арматуры с 1990 года. Деятельность компании началась с поставок продукции Душанбинского арматурного завода им. Орджоникидзе, в прошлом крупнейшего в стране производителя в этой отрасли.
Начиная с 1993 года, открывались представительства компании во многих городах России и СНГ. В настоящее время успешно работают региональные представительства в Днепропетровске, Казани, Челябинске, Баку, Киеве, Новокузнецке, Краснодаре, Воронеже, Братске, Красноярске, Георгиевске и Уральске.
С 1996 года компания является действительным членом Научно-Промышленной Ассоциации Арматуростроителей.
В 2001 году ООО «Промтехинвест» начинает самостоятельный выпуск производственной арматуры.
В этом же году компания ООО «Промтехинвест» организовала совместное производственное предприятие, специализирующееся на изготовлении металлоконструкций, бытовой техники, мебели.
В 2002 году в составе компании ООО «Промтехинвест» начинает действовать цех по производству промышленной трубопроводной арматуры.
Многие сотрудники ООО «Промтехинвест» прошли многолетнюю практику на отечественных предприятиях арматуростроения, в отраслевом министерстве, снабженческих организациях. Опыт профессионалов и энергия молодых специалистов, постоянно пополняющих коллектив компании, позволяют находить оптимальные решения всех вопросов, связанных с трубопроводной арматурой.
ООО «Промтехинвест» осуществляет оптово-розничную торговлю промышленной трубопроводной арматурой, обеспечивая своих клиентов следующими услугами:
· продажа товаров со склада;
· комплектация заказов;
· консультации по подбору и применению предлагаемой продукции;
· организация доставки автомобильным, железнодорожным и иными видами транспорта.
Обеспечение широкого ассортимента и наличия товара на складе всегда являлось одной из приоритетных задач компании. Также особое внимание уделяется качеству поставляемой продукции, оперативности и полноте выполнения заказов.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис 2.1 Организационная структура ООО «Промтехинвест»
ООО «Промтехинвест» располагает следующими собственными производственными мощностями:
1. Цех по выпуску задвижек и клапанов.
Основная номенклатура завода – стальные литые задвижки класса «А» рассчитанные на давление 16 атм., пользующиеся повышенным спросом. В проекте – изготовление регулирующих и обратных клапанов различных типоразмеров.
2. Цех по выпуску шаровых кранов.
Особенности ООО «Промтехинвест» – это наличие в ассортименте выпускаемой продукции стальных шаровых кранов высокого качества, которые в настоящее время получают все большее применение как самостоятельные виды арматуры и как замена стальных и чугунных задвижек.
3. Цех по производству тяжелой промышленной арматуры.
Основной профиль деятельности цеха – производство арматуры и комплектация комплексных заказов по всему ассортименту трубопроводной арматуры. Кроме того, освоен выпуск профнастила, черепицы, теплоизолирующих «сэндвич-панелей» и доборных элементов для этих изделий. Основными преимуществами цеха является высокоразвитая научно-техническая база, оптимальный размер производственных мощностей, изготовление нестандартного оборудования и изделий для строительной индустрии.
4. Цех по производству арматуры.
В настоящее время цех занимается производством газовых кранов, соковыжималок, отдельных деталей для канализационных систем. Большую долю в выпускаемой продукции составляют шары помольные из высокопрочного чугуна и цильпебсы. Имеются все необходимые здания, сооружения и оборудование для приема, переработки и хранения шихтовых материалов. Завод до последнего времени специализировался на выпуске запорной арматуры из серого чугуна. Освоен выпуск стальной запорной арматуры – задвижек с диаметрами прохода от 50 до 300 мм. и рабочим давлением от 16 до 40 атм. Такие задвижки используются в нефтегазовом секторе.
Имея партнерские отношения с основными производителями арматуры, ООО «Промтехинвест» предлагает своим клиентам уникальный по полноте ассортимент трубопроводной арматуры, насосов и котлов. Собственный складской комплекс с испытательным участком и цехом предпродажной подготовки позволяет постоянно иметь на складе тысячи наименований продукции высокого качества. Компания быстро и четко осуществляет комплектацию и отгрузку заказов.
Производственные предприятия ООО «Промтехинвест» выпускают следующую продукцию:
· Вентили
– Вентили бронзовые
– Вентили стальные
– Вентили стальные электроприводные
– Вентили нержавеющие
– Вентили чугунные
– Вентили чугунные электроприводные
– Вентили энергетические
· Задвижки
– Задвижки стальные
– Задвижки стальные электроприводные
– Задвижки нержавеющие
– Задвижки нержавеющие электроприводные
– Задвижки чугунные
– Задвижки чугунные электроприводные
· Затворы
– Затворы чугунные
· Клапаны
– Клапаны бронзовые
– Клапаны стальные
– Клапаны нержавеющие
– Клапаны чугунные
– Клапаны чугунные электроприводные
· Конденсатоотводчики
– Конденсатоотводчики стальные
– Конденсатоотводчики чугунные
· Краны
– Краны бронзовые
– Краны нержавеющие
– Краны стальные
– Краны титановые
– Краны стальные под э/привод
– Краны стальные электроприводные
· Указатели уровня
– Указатели уровня бронзовые
– Указатели уровня нержавеющие
– Указатели уровня чугунные
· Фланцы
– Плоские (ГОСТ 12820-80)
– Воротниковые (ГОСТ 12821-80)
– Комплекты пл. фланцев (ГОСТ 12820-80)
– Комплекты вор. фланцев (ГОСТ 12821-80)
· Прокладки
– прокладка
· котлы паровые
продолжение
--PAGE_BREAK--– котлы паровые
· котлы водогрейные
– котлы водогрейные
· транспортабельные котельные установки
– транспортабельные котельные установки
· Фитинги
– Отводы
– Отводы оцинкованные
– Отводы длинноплечие
– Отводы длинноплечие оцинкованные
– Отводы резьбовые длинноплечие
– Отводы резьбовые длинноплечие оцинкованные
– Переходы
– Переходы оцинкованные
– Заглушки
– Муфты
– Контргайки
– Угольники
– Тройники
– Крестовины
– Сгоны
– Сгоны оцинкованные
– Бочата
– Бочата оцинкованные
– Резьбы
– Резьбы оцинкованные
· Метизы
– Болты
– Гайки
– Шпильки
· Электроприводы
– Электроприводы
· Радиаторы чугунные
– Радиаторы чугунные
· МИМ
– МИМ
· насосы консольные
– тип «К»
– моноблочные
– вертикальные
· насосы для загрузки воды
– насосы для загр. воды
· насосы погружные артезианские
– насосы погружные артезианские
· насосы сточно-массные (фекальные)
– насосы сточно-массные (фекальные)
· Насосы для воды двустороннего входа
– Насосы для воды двустороннего входа
· Насосы многоступенчатые типа ЦНС
– Насосы многоступенчатые типа ЦНС
· Насосы вакуумные
– Насосы вакуумные
· Насосы вихревые
– Насосы вихревые
· Насосы шестерёнчатые
– Насосы шестерёнчатые
· Насосы бензиновые (спиртовые)
– Насосы бензиновые (спиртовые)
· Насосы пищевые
· чугунные вентили;
· металлочерепица;
· профнастил;
· сэндвич-панели;
· металлоконструкции;
· нестандартное оборудование.
Основные экономические показатели предприятия представлены в таблице 2.1:
Таблицы 2.1
Основные экономические показатели деятельности предприятия в 2003-2004 гг.
Показатель, тыс. руб.
2003
2004
Абсолютные изменения, тыс. руб.
Относительные изменения, %
01
02
03
04
05
Товарооборот
6230
6310
80
101,28
Издержки обращения
3649
3488
-161
95,59
Валовая прибыль
2581
2822
241
109,34
Чистая прибыль
1614
1950
336
120,82
Из таблицы 2.1 видно, что в 2004 году произошел рост всех основных экономических показателей предприятия. Товарооборот, валовая и чистая прибыль выросли, издержки обращения – снизились.
2.2 Организация бухгалтерской службы предприятия ООО «Промтехинвест»
ООО «Промтехинвест» ведет бухгалтерский учет централизованным способом.
В бухгалтерии ООО «Промтехинвест» происходит ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В структурных подразделениях ООО «Промтехинвест» осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
Принцип организации бухгалтерии ООО «Промтехинвест» – линейно-штабной.
В бухгалтерии существуют следующие подразделения, возглавляемые старшими бухгалтерами:
· материальная группа, которая занимается:
– учетом приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования;
– учетом основных средств,
– учетом малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
– учетом тары.
· группа учета труда, в обязанности которой входят:
– учет затрат труда рабочих и служащих
– расчет заработной платы и премиальных работникам предприятия,
– контроль за использованием фонда оплаты труда,
– учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
· производственно-калькуляционная группа, в которой ведется:
– учет затрат на производство,
– калькуляция себестоимости продукции, выявление результатов внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
– учет готовой продукции на складах и ее реализации;
· общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;
· группа капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
· кассиры, осуществляющие выдачу наличных денежных средств.
Структура бухгалтерии ООО «Промтехинвест» представлена на рис. 2.2:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис 2.2 Структура бухгалтерской службы ООО «Промтехинвест»
2.3 Анализ учетной политики ООО «Промтехинвест»
Бухгалтерский учет на предприятии ведется с применением следующих принципов:
Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанная корректировка производится ежеквартально.
При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:
· по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
· по средней первоначальной стоимости;
· по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом исходя из норм амортизации в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. №1.
Срок полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке, а также объекта основных средств, ранее использованного у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения.
Начисление амортизации производится линейным методом.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
Материальные ценности учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).
Фактическая себестоимость материальных ценностей формируется из:
· сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу),
· сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей,
· таможенных пошлин и иных платежей,
· невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением материальных ценностей,
· вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности,
продолжение
--PAGE_BREAK--· затрат по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают затраты по заготовке и доставке материальных ценностей, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата предприятия, затраты за услуги транспорта по доставке материальных ценностей до места их использования, если они не включены в цену, установленную договором, затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением материальных ценностей и произведены до даты их оприходования на складах организации, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит).
При отпуске материальных ценностей в производство и ином их выбытии их оценка производится по средней себестоимости по всем группам материальных ценностей.
Готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости.
Товары, приобретенные предприятием для продажи, учитываются по покупной стоимости. Поступление товаров отражается на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости их приобретения. При продаже (отпуске) товаров их стоимость списывается по себестоимости каждой единицы.
Товары для розничной и оптовой торговли учитываются по покупной стоимости.
Покупная стоимость товаров определяется путем суммирования следующих затрат:
· сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу),
· сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров,
· таможенных пошлин и иные платежей,
· невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением товаров,
· вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретены товары,
· затрат по заготовке и доставке товаров до складов (баз), включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты за услуги транспорта по доставке товаров до складов (баз), если они не включены в цену, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит).
Товары отгруженные учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по полной фактической себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции (работ, услуг), возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
Незавершенное производство учитывается по фактической производственной себестоимости.
Расходы будущих периодов подлежат списанию на себестоимость равномерно в течение периода, к которому они относятся.
Предприятие создает следующие резервы:
· сомнительных долгов по расчетам с другими организациями;
· на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
· резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.
Задолженность предприятия по полученным кредитам и займам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Организация осуществляет перевод долгосрочной задолженности по договорам займов и кредитов в краткосрочную в том отчетном периоде, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.
При выдаче векселя для получения займа денежными средствами сумма причитающихся векселедержателю к оплате процентов или дисконта включается в состав операционных расходов в текущем отчетном периоде.
Дополнительные затраты, производимые в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств, включают расходы связанные с:
· оказанием юридических и консультационных услуг;
· оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);
· проведением экспертиз;
· другими затратами, непосредственно связанными с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.
Дополнительные затраты, связанные с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств производятся в том отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы.
Чистая прибыль по фондам не распределяется, а расходуется в соответствии с учредительными документами и решениями учредителей.
Дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. Датой реализации товаров (работ, услуг) считается день перехода права собственности на товары (передачи работ, услуг)).
Объекты основных средств, стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Доходы и расходы при исчислении налога на прибыль определяются по методу начислений.
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) применяют метод оценки по средней стоимости.
При реализации покупных товаров стоимость приобретения данных товаров списывают на расходы по средней стоимости.
При реализации или ином выбытии ценных бумаг стоимость выбывших ценных бумаг списывают на расходы по стоимости каждой единицы.
Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, определяют в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. №1.
Норму амортизации основных средств бывших в эксплуатации определяют с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного объекта предыдущим собственником.
Расходы на ремонт основных средств учитывают при расчете налоговой базы в сумме фактически осуществленных затрат.
При исчислении сумм авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений учитывают показатель среднесписочной численности работников.
Доходами по выданным займам, номинированным в условных единицах, признают:
· фиксированные проценты, установленные договором;
· доходы в виде увеличения рублевого эквивалента суммы займа (суммовые разницы).
Доходы по выданным займам определяют ежеквартально.
Расходами по полученным займам, номинированным в условных единицах, признают:
· фиксированные проценты, установленные договором;
· расходы в виде увеличения рублевого эквивалента суммы займа (суммовые разницы).
Расходы по полученным займам определяют ежеквартально.
Инвентаризация на предприятии проводится в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом МФ РФ от 29.07.98г. №34Н и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом МФ РФ от 13.06.95г. №49.
Инвентаризация основных средств проводится один раз в год.
2.4 Учет издержек обращения ООО «Промтехинвест»
На предприятии ООО «Промтехинвест» ведется учет издержек обращения по следующим статьям:
· «Транспортные расходы»;
· «Расходы на оплату труда»;
· «Отчисления на социальные нужды»;
· «Расходы на аренду и содержание знаний»;
· «Расходы на амортизацию основных средств»;
· «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд»;
· «Расходы на рекламу»;
· «Расходы на тару»;
· «Прочие расходы».
На статье «Транспортные расходы» учитывается:
· оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки продукции;
· оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров;
· плата за экспедиционные операции и другие услуги;
· стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и др.);
· плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенными договорами;
· плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются на статье «Расходы на тару».
На статью «Расходы на оплату труда» бухгалтерская служба ООО «Промтехинвест» относит:
· затраты по оплате труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели,
· стимулирующие и компенсирующие выплаты (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах, предусмотренных законодательством норм),
· компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста,
· затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.
Отчисления на социальные нужды производятся от расходов на оплату труда работников предприятия, включаемых в издержки обращения и производства по статье «Расходы на оплату труда» в соответствии с установленным законодательством порядком.
На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств.
Средства на амортизацию основных средств ООО «Промтехинвест» начисляются, как уже отмечалось выше, исходя из норм амортизационных исчислений.
Статья «Расходы на топливо газ и электроэнергию для производственных нужд отражает:
· фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды (приготовление пищи, подогрев воды и т.п.) в предприятиях общественного питания;
· стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и механизмов.
На статье «Расходы на рекламу» учитываются расходы ООО «Промтехинвест» на рекламу и продвижение продукции.
В статью «Расходы на тару» ООО «Промтехинвест» также входят:
· амортизация (износ) тары и оборудования,
· расходы на ремонт тары-оборудования,
· стоимость тары, списанной из-за естественного износа,
· расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, осуществляемую сторонними организациями при, возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям,
· расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары,
· и другие расходы на тару.
На статье «Прочие расходы» отражаются:
· суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства;
· вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;
· износ по нематериальным активам;
· расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, медицинского осмотра, стоимость мыла, аптечек, медикаментов и др.;
· расходы по ведению реестра акционеров;
· расходы по ведению кассового хозяйства;
· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.
Для выявления финансового результата от реализации товаров как основного вида деятельности на предприятиях определяют сумму издержек, относящихся к реализованным товарам, так как именно издержки по реализованным товарам непосредственно участвуют в формировании финансового результата.
Издержки по реализованным товарам на предприятии ООО «Промтехинвест» определяют посредством ежемесячного распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами. Предварительно рассчитывают издержки, приходящиеся на остаток товаров, которые не являются в полном смысле издержками за месяц, формирующими финансовый результат, поскольку товары, к которым эти расходы относятся, еще не проданы.
Затраты, относящиеся к остатку товаров, не включаются в состав расходов в отчете о прибылях и убытках, а учитываются в виде переходящего остатка на начало следующего за отчетным периода (сальдо по счету «Расходы на продажу»).
Порядок исчисления величины издержек обращения, относящихся к остатку товаров на конец отчетного периода (месяца) определен п. 2.18 Методических рекомендаций с учетом изменений, введенных с 01.01.2000 г. ПБУ 10/99 относительно затрат по оплате процентов за пользование банковским кредитом, относимых на счет «Прибыли и убытки»
Издержки, относящиеся к остатку товаров, рассчитываются по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Расходы по оплате процентов за использование кредитов включаются в расчет, но только по коммерческим (товарным) кредитам, когда предприятие получает не денежные средства от кредитора, а товар от поставщиков с рассрочкой платежа при условии выплаты процентов за рассрочку. В расчете используют транспортные расходы при условии их отнесения согласно принятой учетной политики на издержки обращения в соответствии с п. 6. ПБУ 5/98.
Расчет издержек на остаток товаров проводится в Microsoft Excel.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ООО «ПРОМТЕХИНВЕСТ»
3.1 Анализ издержек товарного обращения
В качестве источников информации об издержках в сфере товарного обращения предприятия использовались следующие источники информации:
· данные первичной документации о расходах,
· данные аналитического учёта затрат,
· сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги и уровне инфляции;
· годовая и квартальная бухгалтерская отчётность – форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках».
Общие данные по издержкам обращения ООО «Промтехинвест» представлены в таблице 3.1:
Таблица 3.1
Аналитические данные по группам и статьям издержек обращения ООО «Промтехинвест», тыс. руб.
Статьи издержек
2003 г.
2004 г.
Группы издержек 2004 года
переменные
постоянные
01
02
03
04
05
1.Транспортные расходы
431
440
440
–
2. Расходы на оплату труда
1622
1572
1572
–
3. Отчисления на социальные нужды
224
211
211
–
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря
219
209
–
209
5. Амортизация основных средств
293
280
–
280
6. Расходы на ремонт основных средств
117
101
–
101
7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстро изнашивающихся предметов
65
47
47
–
8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
21
19
–
19
9. Расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров
72
51
51
–
10. Расходы на рекламу
38
29
29
–
11. Расходы на оплату процентов за пользование займом (кроме денежных)
110
116
116
–
12. Потери товаров и технологические отходы
161
162
162
–
13. Расходы на тару
74
52
37
15
14. Прочие расходы
202
199
105
94
Итого:
3649
3488
2770
718
продолжение
--PAGE_BREAK--Из таблицы 3.1 видно, что большинству позиций отмечалось снижение и постоянных и переменных издержек. В тоже время произошел незначительный рост транспортных расходов и процентов за пользование займом.
Разница между издержками отчётного и базисного периодов показывает абсолютную экономию, а в случае их увеличения – абсолютный перерасход затрат. Такая оценка отклонений отражает изменение затрат, но не показывает эффективность этого изменения. В связи с тем, что рост товарооборота должен сопровождаться ростом издержек, необходимо узнать, пропорционально ли меняются издержки по отношению к росту товарооборота. Чтобы оценить эффективность изменения, руководству нужно определить, оправдывает ли увеличение объёма продаж связанное с ним увеличение затрат, или рост издержек опережает рост товарооборота, и, таким образом, дополнительные затраты не способствуют в достаточной мере увеличению объёма реализации.
Сопоставление издержек и товарооборота различных периодов временного ряда возможно лишь при условии выражения этих показателей в единых, т. е. в сопоставимых ценах. Сопоставимыми должны быть цены на выполненные работы и оказанные услуги, транспортные тарифы, ставки за коммунальные услуги, проценты за кредит и др. Для приведения цен в сопоставимый вид можно использовать индекс цен на товар или индекс инфляции.
В таблице 3.2 проанализировано изменение издержек в зависимости от изменения товарооборота и уровня инфляции:
Таблица 3.2
Анализ издержек ООО «Промтехинвест» с учетом факторов цены и уровня инфляции
Рост товарооборота и сокращение издержек обращения происходили вне зависимости от инфляции.
Для расчёта относительной экономии издержек обращения находим скорректированную к прошлому году величину затрат. Чтобы определить скорректированную к прошлому году величину затрат, сумму переменных издержек прошлого периода умножаем на темп роста товарооборота в процентах. Полученный результат складываем с величиной постоянных издержек прошлого периода.
Скорректированный уровень издержек обращения по прошлому году определяем как отношение скорректированной суммы затрат к отчётному товарообороту.
Относительную экономию (перерасход) издержек обращения определяем как разность между отчётной и скорректированной суммами затрат.
Влияние изменения товарооборота находят вычитанием из скорректированной суммы издержек фактического их размера предшествующего года.
Для определения относительной экономии затрат по уровню из отчётного уровня издержек вычитают их скорректированный уровень.
Влияние товарооборота по уровню находят как разность между скорректированным уровнем издержек и уровнем прошлого периода.
Сгруппируем издержки обращения по следующим элементам:
· материальные затраты;
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация;
· прочие затраты.
Определим удельный вес каждой группы издержек в общей сумме затрат, произведем динамические сравнения по суммам и по удельному весу. Выявим экономию или перерасход по каждому из элементов и определим элементы с наибольшим удельным весом (см. таблицу 3.3).
Таблица 3.3
Анализ издержек обращения ООО «Промтехинвест»
Таким образом, для увеличения объёма продаж предприятие закономерно могло увеличить сумму издержек на 38 тыс. руб. Но фактически предприятие снизило издержки обращения в общем объёме на 161 тыс. руб. В результате достигнуто снижение уровня затрат в отношении к товарообороту на 5,71 % и получена экономия издержек в сумме 199 тыс. руб. относительно роста товарооборота.
Существенное влияние на издержки обращения оказывает изменение структуры товарооборота.Расчётвлияния данного показателя важен при анализе затрат. Он позволяет выявить резервы и определить возможности улучшения финансовых результатов за счёт рационального подбора товарного ассортимента для реализации. Более того, если рассматривать изменение издержек без учёта фактора структуры товаров, данные отчётного и предыдущих периодов могут быть несопоставимыми. В этом случае можно оценивать влияние того или иного фактора на издержки и не знать, что экономия или перерасход, возможно, в значительной степени произошли за счёт изменения товарного состава.
Величину влияния структурных сдвигов товарооборота на приращение уровня издержек обращения можно определить способом разниц. Влияние структуры розничного товарооборота на средний уровень издержек обращения можно определить методом корреляционно-регрессивного анализа (таблица 3.4):
Таблица 3.4
Влияние структуры товарооборота ООО «Промтехинвест» на средний уровень издержек обращения
Из таблицы 3.4 видно, что доли различных товаров в товарообороте менялись незначительно. Процентный уровень издержек также существенных изменений не претерпел. Можно выделить уменьшение доли прокладок в товарообороте с 25,04% до 24,56% при увеличении доли издержек с 24,39% до 24,48% (см. также П. 1).
Рассчитаем влияние издержек обращения по транспортным расходам, содержанию основных средств и связанных с товарными запасами.
К издержкам по содержанию основных средств относятся:
· расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря;
· амортизация основных средств;
· расходы на ремонт основных средств;
· расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
В издержки, связанные с товарными запасами, входят:
· расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров;
· потери товаров и технологические отходы;
· расходы на тару.
На основании данных таблицы 3.1 составим таблицу 3.5.
Таблица 3.5
Анализ влияния различных групп издержек на товарооборот ООО «Промтехинвест» в 2003-2004 гг., тыс. руб.
Наименование показателя
2003 г.
2004 г.
Абсолютное
изменение
01
02
03
04
Товарооборот
6230
6310
80
Транспортные расходы
431
440
9
Содержание основных средств
650
609
-41
Товарные запасы
307
265
-42
Для расчетов используем следующие формулы
∆Итр = ∆ТР х ТР/Т, (3.1)
где ∆Итр – влияние транспортных расходов;
∆ТР – изменение транспортных расходов;
ТР – транспортные расходы в базисном периоде (2004 год);
Т – товарооборот в базисном периоде.
∆Исо = ∆СО х СО/Т, (3.2)
где ∆Исо – влияние содержания основных средств;
∆СО – изменение содержания основных средств;
СО – содержание основных средств в базисном периоде (2004 год);
Т – товарооборот в базисном периоде.
∆Итз = ∆ТЗ х ТЗ/Т, (3.3)
где ∆Итз – влияние товарных запасов;
∆ТЗ – изменение товарных запасов;
ТЗ – товарные запасы в базисном периоде (2004 год);
Т – товарооборот в базисном периоде.
Получим следующие значения:
∆Итр = 9 х 431/6230 = 0,62 тыс. руб.
∆Ио = -41 х 650/6230 = -4,28 тыс. руб.
∆Итз = -42 х 307/6230 = -2,07 тыс. руб.
Проведенный анализ показал, что доля изменения транспортных расходов в издержках обращения велика относительно изменения содержания основных ресурсов и товарных запасов.
На предприятии также проводится оперативный анализ издержек обращения. Его проводят еженедельно в реальном режиме времени.
Чтобы суммы расходов соответствовали материальным и финансовым возможностям предприятия, предварительно рассчитывают размеры предполагаемых расходов в предстоящем периоде. Для этого устанавливают нормативы, лимиты, составляют сметы. Таким образом, осуществляют предварительный контроль за расходами.
Последующий контроль за издержками отражают на соответствующих синтетических и аналитических счетах.
В оперативном анализе и контроле используют накопительные ведомости, в которых отражают ежедневные расчетные величины расходов. Для проведения такого анализа по данным прошлого месяца определяют ежедневные фактические постоянные и переменные издержки. На основе значений прошлого месяца исчисляют и нормативные расходы на предстоящий месяц с учетом ожидаемого объема и структуры товарооборота. Постоянные расходы в отчетном месяце принимаются в неизменной форме. Нормативные переменные затраты можно определить посредством умножения их значений отчетного месяца на отношение планируемой величины товарооборота к его величине отчетного месяца по соответствующим группам товаров (аналогично определению скорректированного уровня издержек к прошлому периоду). Если товарная структура не меняется в планируемом периоде, такой пересчет производится по общему объему товарооборота предприятия. Ежедневные величины переменных расходов исчисляют по нормативу и ежедневному фактическому товарообороту.
Данный метод позволяет ориентироваться в текущем периоде на утвержденные сметой расходы и определять отклонения (процент соблюдения сметы), сравнивать расходы каждого дня с их планируемыми величинами и таким образом предупреждать текущее увеличение затрат сверх предусмотренных возможностей предприятия. Полученные отклонения дают информацию для принятия решений о необходимости оперативного сокращения расходов (в случае превышения предусмотренных сметой сумм) или о дополнительных возможностях вовлечения средств в оборот (в случае уменьшения затрат по сравнению с нормативом). Данные оперативного учета издержек можно сравнивать с данными бухгалтерского учета в конце месяца.
Сравнительный анализ издержек обращения на предприятии не проводится.
3.2 Предложения по снижению издержек обращения
Чтобы более точно определить причины перерасхода или экономии затрат, выявить неиспользованные резервы, необходимо проанализировать издержки по статьям. Этот анализ можно производить разными методами, но чаще его проводят путём динамического сравнения. Кроме этого необходим факторный анализ каждой статьи, выявляющий резервы их снижения. Издержки обращения по каждой статье анализируют по общей методике.
Как уже отмечалось выше, к расходам по содержанию основных средств относят амортизацию основных средств, арендную плату, расходы на ремонт, расходы на отопление, электроэнергию, водоснабжение, содержание помещений в чистоте. Затраты на отопление, освещение, водоснабжение – это оплата коммунальных услуг. При их анализе проверяют обоснованность ставок, рациональность расходования их на предприятии, сравнивают суммы в динамике и статике.
Укрепление материально-технической базы предприятий сопровождается увеличением этих расходов, но их рост должен отставать от увеличения объёма товарооборота. В противном случае наблюдается снижение эффективности использования объёктов. Проведенный анализ показывает, что расходы на содержание основных средств предприятия, не только не возрастают, но и имеют тенденцию к снижению, что объясняется повышением интенсивности их использования.
Анализ расходов, связанных с товарными запасами, проводится на основе изучения расходов на хранение, подработку и упаковку товаров, товарных потерь, расходов на тару, процентов за пользование банковским кредитом (кроме денежных). Все они относятся к переменным затратам и рассматриваются в увязке с изменением товарооборота.
К основным факторам, вызывающим рост расходов на подработку, подсортировку и упаковку товаров, относят:
улучшение качества обслуживания покупателей,
увеличение товарооборота, товарных запасов.
К факторам понижающего порядка, нейтрализующим названные расходы по этой статье относятся:
увеличение поступления в продажу упакованных, расфасованных товаров,
ускорение обслуживания покупателей,
увеличение товарооборота,
ликвидация сверхнормативных товарных запасов,
улучшение условий хранения товаров,
продолжение
--PAGE_BREAK--