--PAGE_BREAK--Если какая-либо продукция полностью направляется для использования в своей организации, то она может учитываться на счете 10 «Материалы» или на других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.
При ведении учета по полной журнально-ордерной форме кредитовые обороты по счету 43 отражаются в журнале-ордере № 11 (машинограмме).
Поступление готовой продукции из производства на склад отражается следующими проводками:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство» (23, 29) — на фактическую себестоимость.
Кроме того, для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений их фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости при необходимости может использоваться синтетический счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». По дебету этого счета отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции с кредитом счетов: 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции с дебетом счетов: 43 «Готовая продукция»; 90 «Реализация» и др. Если фактическая себестоимость определяется по окончании месяца, то в течение месяца по мере выпуска продукции, оказания услуг, выполнения работ бухгалтерские записи производятся по нормативной (плановой) себестоимости (Д-т сч. 43, 90 и К-т сч. 40). Выявленные в конце месяца отклонения фактической производственной себестоимости выпущенной продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) на счете 40 отражаются в учете следующими проводками:
а) на сумму превышения нормативных (плановых) затрат над фактическими красным сторно:
Д-т сч. 90 «Реализация»
К-т сч. 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;
б) на сумму превышения фактических затрат над нормативными (плановыми) дополнительной записью:
Д-т сч. 90 «Реализация»
Таким образом, счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
Модель отражения хозяйственных операций на счете 40 показана на рисунке 9.1.
Д-тсч. 20, 23, 29 К-т Д-т сч. 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» К-т Д-т сч. 43 К-т
С-до Фактическая себестои-, Нормативная (плановая) С-до
мость выпущенной про- себестоимость выпущенной
Затраты дукции, выполненных продукции, работ, услуг
работ, оказанных услуг
Д-т сч. 90 К-т
Сторно — при превышении
нормативной (плановой) се-
бестоимости над фактичес-
кой (экономия)
Перерасход — при превыше-
нии фактических затрат над
нормативной себестоимостью,
дополнительной записью
Аналитический учет готовой продукции в местах хранения и в бухгалтерии. Готовую продукцию на складе учитывают в карточках складского учета в натуральном выражении или в книгах количественно-сортового учета аналогично учету материалов.
При сальдовом методе связь количественно-сортового учета готовых изделий на складе с их учетом в суммовом выражении в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учета остатков продукции на складе.
В конце месяца ведомость передается на склад для проставления остатков готовой продукции в количественном выражении на конец месяца из карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру. После этого она передается в бухгалтерию, где остатки таксируются и подсчитываются соответствующие их суммы.
Вместо ведомости остатков продукции на складе связующим звеном складского учета с учетом в бухгалтерии может служить отчет материально ответственного лица о движении готовой продукции на складе за месяц. Он составляется по итоговым данным карточек (книг) складского учета, в котором отражается движение по складу готовых изделий каждого номенклатурного номера в количественном выражении. В бухгалтерии отчет таксируется и по его данным составляется сортовая оборотная ведомость.
В условиях применения журнально-ордерной формы счетоводства в бухгалтерии ведут ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация».
В первом разделе ведомости № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 «Готовая продукция» в двух оценках — фактической и учетной. Здесь определяется процентное отношение остатка на начало месяца плюс поступило из производства к учетной (плановой) их стоимости. Это процентное отношение используется бухгалтерией для определения фактической себестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями, и остатка ее на конец месяца. Остаток на конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остатков на складах сверяется остаток по учетным ценам.
Аналитический учет отгруженной или отпущенной продукции ведется во втором разделе «Отгрузка, отпуск и реализация продукции и материальных ценностей» ведомости № 16 в разрезе покупателей (по каждому расчетно-платежному документу) и видов продукции и расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции.
1.3. Учет отгрузки и реализации готовой продукции.
В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам-поставщикам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализации при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации — одного из показателей ее деятельности.
В системе постановки бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет отгрузки и реализации готовой продукции, в задачи которого входят:
§ постоянный контроль за выпуском готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг) по объему, ассортименту и качеству;
§ полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
§ контроль за выполнением договорных обязательств по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг;
§ своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг); четкая организация расчетов с покупателями;
§ своевременное предъявление покупателям расчетно-платежных документов и контроль за их оплатой;
§ учет и контроль соблюдения сметы расходов на реализацию и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
§ своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет;
§ выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Под отгруженной (отпущенной) продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию, работы, услуги, оформленные соответствующими документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий, сдаче работ и услуг, а также передаче продукции для реализации на комиссионных и иных подобных началах.
Готовая продукция (работы, услуги) как правило, отгружается (выполняются) для покупателей в соответствии с договорами (контрактами) поставки и планом отгрузки. В соответствии с договорами отдел сбыта организации дает складу готовой продукции приказ об отгрузке изделий покупателям. Местным покупателям продукция отпускается по доверенности, а иногородним (если они сами не получают продукцию на месте) — по приказу-накладной, в которой дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию.
Все документы по отгруженной (отпущенной) готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы на имя покупателя (получателя). В частности, здесь оформляются счета-фактуры, платежные требования и платежные требования-поручения. С помощью этих документов доводится до сведения покупателя о факте отгрузки (отпуска) готовой продукции и требование ее оплаты.
Платежное требование-поручение выписывается поставщиком в трех или четырех экземплярах и состоит из двух частей. Первую часть заполняет поставщик, в которой указываются реквизиты плательщика и получателя, местонахождение их банков, назначение платежа, общее наименование товара, работ, услуг, сумма к оплате, в т.ч. НДС, подписи руководителя и главного бухгалтера получателя денежных средств и печать. Два первых экземпляра платежного требования-поручения высылаются почтой покупателю, который после проверки подписывает и первый экземпляр сдает в обслуживающий его банк для перечисления денежных средств поставщику продукции. К платежному требованию-поручению прилагаются счета-фактуры, квитанции транспортных накладных и др. Копии платежных требований-поручений (счетов-фактур) остаются в организации и служат основанием для учета отгруженных товаров.
Кроме того, не позднее десяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик должна представить организации-покупателю счет-фактуру по НДС.
При централизованной доставке продукции покупателям в ее получении со склада расписываются работники транспортно-экспедиционной службы. Указанная отправка продукции оформляется товарно-транспортной накладной.
При отгрузке продукции в учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»
К-т сч. 43 «Готовая продукция» — на фактическую производственную себестоимость (плановую, нормативную) отгруженной продукции;
К-т сч. 41 «Товары» — на фактическую себестоимость отгруженных товаров и др. счетов (20, 21, 23, 29).
По мере поступления денежных средств за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги либо сообщения комиссионера о реализации переданных ему изделий составляются проводки:
а) Д-т сч. 51 «Расчетный, счет» (52, 55)
К-т сч. 90 «Реализация» — на стоимость по ценам реализации;
б) Д-т сч. 90 «Реализация»
К-т сч. 45 «Товары отгруженные» — на фактическую производственную себестоимость;
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на начисленные налоги.
Расходы и услуги, возмещаемые покупателями, по мере их поступления в учете отражаются записью:
Д-т сч. 51 «Расчетный счет» (50, 52, 55) К-т сч. 45 «Товары отгруженные».
При отражении реализации по мере предъявления платежных документов покупателям за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги счетом 45 «Товары отгруженные» не пользуются. В этом случае на основании предъявленных к оплате расчетных документов в учете делаются проводки:
а) Д-т сч. 62 «Расчеты, с покупателями и заки.пиками»
К-т сч. 90 «Реализация» — на стоимость продукции по ценам реализации с учетом НДС;
б) Д-т сч. 90 «Реализация»
К-т сч. 43 «Готовая продукция» (20, 21, 23, 29, 40, 41 и др.) — на фактическую производственную себестоимость;
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — на начисленные налоги.
По мере поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию делаются записи:
Д-т сч. 51 «Расчетный счет» (52, 55)
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аналитический учет отгруженной и отпущенной продукции предусматривает: необходимость текущей регистрации операций по отгрузке на основе предъявленных на инкассо или отправленных в адрес покупателей платежных документов (счетов-фактур, платежных требований, платежных требований-поручений и др.); наблюдение за оплатой грузов и продвижением товаров в случаях отказа от оплаты счетов; обобщение за каждый месяц произведенных записей в таком порядке, при котором видны бухгалтерские записи по синтетическим счетам и необходимые данные для составления отчетности.
При полной журнально-ордерной форме учет отгрузки и реализации продукции, работ, услуг ведется в ведомости № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» (применяется при отражении реализации продукции, товаров, работ, услуг по мере поступления денежных средств на расчетный либо другой счет организации), ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции, работ, услуг по отгрузке» (применяется в тех организациях, которые организуют учет реализованной продукции, работ, услуг по мере отгрузки и предъявления на оплату расчетных документов).
При отгрузке (отпуске) продукции (товаров, работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, заказчику, виду продукции).
Для оценки остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца), а также определения фактической себестоимости товаров отгруженных рассчитывают процент отклонений:
ОГПф + ПГПф
О =
ОГПу + ПГПу
где О — отношение фактической себестоимости остатка изделий на складе и поступления в течение отчетного периода (месяца) к их стоимости по учетным ценам, %; ОГПф — остаток готовой продукции на складах в оценке по фактической себестоимости на начало отчетного периода (месяца); ПГПф — поступление готовой продукции из производства по фактической себестоимости в течение отчетного периода (месяца); ОГПу — остаток готовой продукции на складах в оценке по учетным ценам на начало отчетного периода (месяца); ПГПу — поступление готовой продукции из производства по учетным ценам в течение отчетного периода (месяца).
Фактическая себестоимость остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода (месяца) определяется путем умножения ее стоимости по учетным ценам на рассчитанный по вышеприведенной модели процент отклонений. Аналогично определяется фактическая себестоимость товаров отгруженных за отчетный период, когда количество товаров отгруженных в оценке по учетным ценам корректируется на этот же процент отклонений.
При значительных колебаниях рентабельности отдельных видов изделий расчеты процента отклонений необходимо производить по группам готовой продукции.
Выявленные отклонения в учете отражаются следующими записями на счетах:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция» — на сумму отклонений, относящихся к остатку готовой продукции на складе;
Д-т сч. 45 «Товары отгруженные» — на сумму отклонений, относящихся к остатку товаров отгруженных
К-т сч. 83 «Добавочный фонд» (субсчет «Фонд сохранения оборотных средств в условиях инфляции»).
Завершающей стадией процесса кругооборота средств организации является реализация продукции, работ, услуг, в результате чего готовые изделия, работы, услуги превращаются в деньги. Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный или иной счет платежа от покупателя (заказчика), или дата отгрузки (отпуска) продукции, работ, услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетно-платежных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю.
продолжение
--PAGE_BREAK--Аналитический учет по счету 90 «Реализация» ведется по каждому виду реализуемой продукции, работ, услуг.
Для отражения операций по дебету счета 90 «Реализация» прежде всего необходимо определить фактическую себестоимость реализованной продукции.
Табл. 2. Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции.
№ п/п
Показатели
По фактической себестоимости
По учетным ценам (договорным)
1
Остаток на начало месяца на складе (сч. 43)
6 100 000
9 260 000
2
Поступило за отчетный месяц
33 675 450
51 800 000
Итого поступление с остатком
39 775 450
61 060 000
3
Процентное отношение фактических затрат к учетной стоимости
39775450 * 100
65%
4
Отгружено за отчетный месяц
32 284 399
49 400 000
5
Списано на счет 94
205 509
390 000
6
Остаток на конец месяца на складе
7 285 542
11 270 000
Табл. 3. Расчет фактической себестоимости реализованной продукции, руб.
№ п/п
Показатели
По фактической себестоимости
По учетным ценам (договорным)
1
Остаток товаров отгруженных на начало месяца (сч. 45)
6 400 000
33 885 080
2
Отгружено продукции в течении месяца
25 858 200
15 514 920
Итого
32 258 200
49 400 000
3
Процентное отношение фактических затрат к учетной стоимости
32258200*100/ 49 400 000
65, 3%
4
Реализовано
19 851 200
30 400 000
5
Остаток товаров отгруженных на конец месяца
12 407 000
19 000 000
Ежемесячно путем сопоставления кредитового оборота по субсчету 1 «Выручка от реализации» счета 90 и его совокупного итога дебитового оборота по субсчетам 2 — 6 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывается с субсчета 9 «Прибыль/ убыток от реализации» счета 90 «Реализация» на счет 99 «Прибыли и убытки»
Если кредит счета 90 окажется выше, чем дебет, то организацией получена прибыль, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» следующей проводкой:
Д-т сч. 90 «Реализация»
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».
Если кредит счета 90 окажется меньше, чем дебет, это означает, что получен убыток, на который делается следующая проводка:
2. Аудит готовой продукции.
2.1 Аудит операций по учету готовой продукции.
В рыночной экономике особую актуальность представляют вопросы правильности и своевременности отражения в учете поступления готовой продукции и обеспечения ее сохранности, что в конечном счете способствует эффективной деятельности предприятия в целом.
Основными задачами аудита поступления продукции собственного производства являются:
• проверка состояния складского хозяйства, условий храпения и обеспечения сохранности продукции;
• проверка полноты и своевременности ее оприходования;
• проверка своевременности и полноты инвентаризации и принятых по ее результатам мер;
• проверка реальности числящихся остатков готовой продукции па складе;
• выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;
• определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее транспортировки;
• установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах.
Основой для бухгалтерского учета, контроля и анализа за наличием, движением и сохранностью произведенной продукции является первичная документация. На практике используются многочисленные формы первичных документов, по которым приходуется полученная из производства продукция.
Кроме первичных документов источниками аудиторской проверки являются книги или карточки складского учета, отчетность материально ответственных лиц, регистры аналитического и синтетического учета, Главная книга, баланс предприятия.
Первоочередное внимание в организации контроля за поступлением на предприятие товарно-материальных ценностей должно уделяться полноте и своевременности приходования продукции собственного производства. Большое значение при этом имеет правильная постановка текущего учета и контроля, когда возможно своевременно вскрыть и предупредить незаконное использование, порчу или хищение готовой продукции. Наряду с приемами документального контроля в данном случае могут быть использованы и приемы фактического контроля (контрольные инвентаризации, лабораторные анализы и т.д.), что значительно повышает действенность текущего контроля за сохранностью готовой продукции.
При проверке внимательно изучают состояние учета и хранения, соблюдение порядка оприходования всей поступившей за ревизуемый период продукции собственного производства. При этом анализируются и проверяются по форме и по существу первичные документы на оприходование продукции. В ходе проверки устанавливают правильность составления указанных документов, их подлинность, реальность отраженных в них операций и объективность содержащихся сведений. Производится встречная сверка документов па оприходование продукции с документами по начислению оплаты труда. При атом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 4).
Таблица 4. Ведомость проверки полноты и правильности оприходования полученной готовой продукции.
Наименование готовой продукции
Оприходовано продукции, согласно первичным документам
Количество продукции, за которое произведено начисление оплаты труда
Отклонения, (+,-)
Примечания
Если установлены расхождения, аудиторы обязаны установить их причины и виновных лиц.
Нередко с целью искусственного завышения количества полученной продукции умышленно завышают ее расход по отдельным направлениям. Поэтому аудитор проверяет как документы на поступление, так и на расход продукции, составляя балансы ее движения. При этом аудитор составляет вспомогательную ведомость (табл. 5).
Таблица 5. Баланс движения продукции.
Наименование продукции
Единица измерения
Получено из производства
Использовано
Отклонения, + (-)
реализовано государству
реализовано на рынок
и т.д.
итого использовано
Особенно эффективным приемом проверки полноты оприходования продукции является контрольный запуск сырья и материалов в производство. Результаты контрольного запуска сырья и материалов в производство оформляются отдельным промежуточным актом.
При аудите полноты и своевременности оприходования готовой продукции следует учитывать, что оприходованию должна подлежать продукция, прошедшая все технологические стадии и соответствующая техническим условиям и стандартам. Первичные документы на ее оприходование (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.) сверяются с данными отчетов заведующих складами на их оприходование, а также с данными аналитического и статистического учета.
При наличии отклонении аудитор устанавливает их причины и виновных лиц.
В процессе аудита изучается ритмичность выпуска продукции и поставок ее покупателям. При этом анализируется соблюдете графика выпуска продукции и ее отгрузки покупателям.
2.2 Аудит операций по отгрузки и реализации готовой продукции.
Реализация готовой продукции — важная стадия кругооборота средств предприятия, на которой определяется общественная полезность продукта.
Основными задачами аудита реализации являются следующие:
• проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;
• определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции, основных средств, прочих активов, а также оказанием услуг;
• установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;
• проверка качества реализованной продукции, уровни ее товарности;
• контроль за правильным установлением закупочных и других цен;
• определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;
• проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;
• проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;
• выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;
• организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг, а также по реализации основных средств и прочих активов.
Материалами для проверки служат: накладные на вывоз и отпуск продукции со складов; квитанции заготовительных организаций о приеме продукции; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за купленную у предприятия продукцию; документы на отпуск продукции для продажи через свою торговую сеть, на колхозном рынке; отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ и услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг); соответствующий журнал-ордер, машинограммы; Главная книга; баланс предприятия.
В условиях рыночной экономики финансовая устойчивость предприятия зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее спроса па внутреннем и внешнем рынках и объема реализации по договорам поставок. Основными документами, регулирующими сбытовую деятельность предприятий, являются договоры на реализацию готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг сторонним организациям. Поэтому наряду с обоснованностью планирования реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг на сторону необходимо всесторонне проверить и правильность заключения предприятием указанных договоров как важнейшей правовой основы его сбытовой деятельности.
Проверяя наличие и правильность заключения договоров, аудиторы устанавливают обеспеченность планируемых объемов закупок продукции договорной базой, своевременность заключения договоров с каждым покупателем по каждому виду продукции, обоснованность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции, условий расчетов и санкций за невыполнение договорных обязательств. При наличии отказа покупателя от заключения договоров или приемки продукции в запланированных предприятием объемах, выявляют его мотивы и обоснованность, меры, принятые предприятием для разрешения преддоговорного спора. Если такие меры не были приняты, то необходимо выяснить возможность разрешения этого спора в ходе проведения ревизии или проверки. Должны быть тщательно изучены законность и обоснованность внесения в договоры записей об особых условиях поставок, если таковые имеют место.
продолжение
--PAGE_BREAK--Основным моментом аудита является проверка наличия по каждому договору расшифровок ассортимента с указанием сроков поставок покупателям соответствующей продукции, отметок о фактическом отпуске с указанием даты. При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке сверить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях выпуска готовой продукции. Такая встречная проверка позволяет установить факты, когда продукция была изготовлена, но из-за отсутствия должного оперативного контроля работников своевременно не были выписаны распоряжения заведующим складами или экспедиторам об отпуске готовой продукции покупателям, в результате чего допущен срыв сроков ее поставки покупателям. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 6).
Таблица 6. Проверка соблюдения графика отгрузки продукции покупателям
Наименование продукции
Срок отгрузки продукции по графику или договору
Фактический срок отгрузки
Отклонения, + (_ )
Примечание
При установлении отклонений устанавливаются причины и виновные лица.
Далее обращают внимание на соблюдение графиков сдачи работниками и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отпущенную продукцию, на основе которых бухгалтерия выписывает платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т.д.), а в ряде случаев — платежных документов.
Если покупателями были предъявлены претензии за недогруз продукции или ее пересортицу, необходимо изучить материалы, получить объяснения от работников, осуществляющих упаковку, отгрузку, выписку отгрузочных документов, провести инвентаризацию продукции на складе и сопоставить данные инвентаризации с предъявленными претензионными документами.
Выявленные факты нарушения типовых инструкций о порядке заключения договоров и реализации отдельных видов продукции должны быть доведены до сведения руководителей предприятия, соответствующих покупателей и при необходимости — вышестоящих органов в целях своевременного принятия мер по их устранению.
Одним из недостатков при заключении договоров является неоговорка зачастую в них о финансовых санкциях, которые должна понести виновная сторона. Следствием этого может стать рост неплатежей покупателей либо недопоставка продукции. Причем, если потерпевшая сторона обратится в суд с иском, то ей будет отказано по причине отсутствия в договоре финансовых санкций.
При изучении самих договоров аудитор обращает внимание на то, имеются ли в нем все необходимые разделы, позволяющие в достаточной полноте отразить права и обязанности сторон (полное наименование и адреса сторон, их уполномоченных представителей, предмет договора, объемы, качества, сроки, способы доставки продукции, условия расчетов, санкции, которые несут стороны при нарушении договорных обязательств), скреплен ли он подписями и печатями, указан ли срок действия договора. Затем подробно изучают договоры по существу, причем особое внимание обращают на правильность применения цен, условий расчетов и санкций.
В таком же порядке проверяют договоры на выполнение работ пли оказание услуг сторонним организациям. В случае использования при этом рабочей силы и материально-технических средств должен быть четко оговорен порядок их предоставления и расчетов. Обращают внимание на обоснованность применения указанных в договорах тарифов, цен, расценок и санкций. При установлении выполнения работ и услуг на бездоговорной основе необходимо принять меры к заключению соответствующих договоров непосредственно в ходе проведения данной ревизии или проверки.
Контроль процесса реализации — один из наиболее трудоемких разделов внутрихозяйственного контроля. В ходе его в первую очередь обеспечивается систематическое наблюдение за выполнением договоров по продаже продукции покупателям. Такой контроль, если он осуществляется повседневно и всеми заинтересованными должностными лицами, позволяет вовремя заметить и изучить причины недовыполнения планов, но отдельным позициям, а также вскрыть резервы для погашения недопоставок.
Предварительный внутрихозяйственный контроль процесса реализации осуществляется при составлении бизнес-плана экономического и социального развития предприятия на каждый год. Данный контроль проводят руководитель и главный бухгалтер предприятия, которые, подписывая первичные документы на реализацию продукции, работ и услуг по тому или иному каналу, убеждаются в их законности, а также в правильности применения цен и тарифов. При этом они руководствуются законодательными, инструктивными указаниями.
В порядке предварительного контроля выявляют (наряду с обоснованностью плановых показателей, наличием и правильностью заключения договоров) готовность предприятия к отправке покупателю той или иной продукции: наличие и исправность весов и других измерительных приборов, транспортных средств, тары, обеспеченность необходимой документацией, разработка графиков, маршрутов доставки продукции и т.д. Контролеры должны обратить внимание на наличие и готовность транспортных средств, используемых для доставки покупателю.
При проверке отпуска продукции покупателям широко используют приемы фактического контроля, например контрольное взвешивание и лабораторный анализ отдельных партий продукции. Проверяющие широко практикуют встречную сверку данных о принятой продукции покупателем и отгруженной проверяемой организацией, что способствует своевременному установлению расхождений и оперативному принятию соответствующих мер.
При последующем контроле аудиторы проверяют учетные данные о физическом количестве, зачетной массе, качестве, себестоимости и выручке от реализации продукции. При этом по товарно-транспортным накладным, путевым листам грузового автомобиля, по актам встречной проверки с покупателями устанавливают достоверность натуральной и зачетной массы реализованной продукции.
При этом особое внимание обращают на реальность скидок и надбавок к фактической массе каждого вида проданной продукции, для чего проверяют показатели ее качества, правильность расчета величины тех или иных скидок и надбавок и определения зачетной массы.
Иногда встречаются факты необоснованного списания насчет реализации потерь и недостач продукции в пути при ее доставке из предприятия покупателю. При этом составляют расчет потерь, возможных в результате естественной убыли, а разница должна быть оформлена как недостача с последующим отнесением па виновных лиц. Причины возникновения указанных недостач изучают как по документальным данным, так и путем опроса соответствующих должностных лиц, запроса покупателей. Если такая проверка или ревизия осуществляется в период продажи той, или иной продукции, могут быть применены приемы ее контрольного взвешивания, пересчета и определения качества. На правильность этих показателей в сопроводительных и расчетных документах надо обращать особое внимание; так как чаще всего именно путем их искажения совершаются разного рода злоупотребления.
Отдельной проверке подлежит правильность определения себестоимости и реализационных цен проданной продукции. Реализационные цепы по каждому виду продукции, работ и услуг проверяют путем их сопоставления с действующими прейскурантами и договорами по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Обращают внимание на обоснованность планирования качества продукции и правильность расчета средних реализационных цен, исходя из сроков продажи, качественных кондиций (показателей) и сверхплановых объемов реализуемой продукции.
При проверке полноты и правильности оплаты продукции целесообразно проконтролировать своевременность перечисления покупателями средств за реализованную продукцию. От этого в значительной мере зависит платежеспособность предприятия и своевременность его расчетов с поставщиками. Сверяются даты перечисления средств по платежным документам и приемке продукции по товарно-транспортным накладным. Если оплата просрочена, необходимо подсчитать число дней просрочки и начислить штрафные санкции за просрочку оплаты продукции. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 7).
Таблица 7. Ведомость проверки своевременности оплаты за отгруженную продукцию
Наименование продукции
Сроки оплаты согласно договору
Сроки фактической оплаты
Отклонения, + (-)
Штрафные санкции, причитающиеся предприятию
При проверке продажи продукции на рынке устанавливают ее объемы, правильность применения цен и полноту оприходования выручки в кассу предприятия. Для этого привлекают соответствующие данные по счету 46 (о количестве, цене и выручке от реализации отдельных видов продукции), а также отчетов о продаже продукции на рынке. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 7).
Таблица 8. Ведомость проверки полноты оприходовании выручки от реализации продукции на рынке.
Наименование продукции
Оприходовано выручки согласно данным предприятия, р.
Следовало оприходовать согласно данным проверки, р.
Отклонения,
+ (-)
Примечания
При установлении отклонений определяется их причина, устанавливаются виновные лица.
Немаловажное значение имеет для аудитора ревизия записей по счету 45 «Товары отгруженные». На данном счете могут учитываться товары, переданные другим организациям для реализации на условиях комиссионной продажи или других условиях.
Со счета 45 «Товары отгруженные» стоимость товаров списывается на счет 46 «Реализация» при предъявлении покупателем расчетных документов за отгруженную продукцию либо поступлении извещения комиссионера о реализации переданных ему; товаров.
Если предприятие отражает реализацию продукции по мере оплаты покупателем расчетных документов, то счет 45 «Товары отгруженные» используется для обобщения информации о наличии и движении всей отгруженной продукции. При этом принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» при оплате расчетных документов покупателем. Аудитору важно выборочным путем сверить ту часть отгруженных и неоплаченных товаров, которая длительное время (свыше 1 месяца) находится в пути, произвести встречную сверку с непосредственными получателями товаров. В случаях потери товаров в пути следует рекомендовать руководству оформить в установленном порядке претензионные документы на предмет взыскания их стоимости с виновной стороны.
Обобщенная информация о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг для определения финансовых результатов от реализации отражается на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». На этом счете учитывается выручка (доходы) и себестоимость реализованной продукции.
Заключение.
Практическая часть.
Вариант 4.
Таблица 4. Хозяйственные операции.
№ операции
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб. частная
1
Поступили от фирмы матер, (по отпускным ценам) без НДС
10
60
458000
2
Транспортные расходы
16
60
85000
3
НДС по полученным материалам
18/1
60
108000
4
Перечислены с расчетного счета оплата поставщику (определить)
60
51
651000
5
Отражен НДС уплаченный поставщику
18/2
18/2
112800
6
В кассу с расчетного счета получены деньги
50
51
261200
7
Начальнику цеха выдано в подотчет на командировочные расходы
71
50
42000
8
Выдана заработная плата рабочим и служащим
70
50
209000
9
Депонирована не полученная в срок заработная плата рабочих и служащих
59
50
38000
10
На расчетный счет возвращена депонированная заработная плата
51
59
38000
11
Согласно авансовому отчету списаны командировочные расходы начальника цеха отпущены в производство материалы по учетным ценам:
25
71
42000
12
Отпущены в производство материалы по учетным ценам:
Изделие группы А:
20/а
10
348000
Изделие группы В:
20/в
10
158000
На цеховые нужды
25
10
78000
На нужды заводоуправления
26
10
30000
13
Согласно расчета списаны товарно-заготовительные расхода относящиеся на производство (из расчетной таблицы):
Изделие группы А:
20/а
16
63684
Изделие группы В:
20/в
16
28914
На цеховые нужды
25
16
14274
На нужды заводоуправления
26
16
5490
14
Получено безвозмездно от другого предприятия оборудование
01
92
338200
15
Начислен износ:
Машины и оборудования производственного назначения по изделию А
20/а
02
60000
Машины и оборудования производственного назначения по изделию В
20/в
02
52200
Зданий, сооружений и прочих основных средств цехового назначения
25
02
48800
Зданий, сооружений и прочих основных средств заводского назначения
26
02
32000
16
Начислена заработная плата за месяц основным производственным рабочим по производству:
Изделий группы А:
20/а
70
408000
Изделий группы В:
20/в
70
218000
Работникам цехов
25
70
118000
Работникам аппарата управления
26
70
98000
17
Произведены отчисления в фонд социального страхования и обеспечения в размере 35% от суммы начисленной заработной платы (рассчитать)
Производственных рабочих изделий группы А
20/а
69
142800
Производственных рабочих изделий группы В
20/в
69
76300
Работникам цехов
25
69
41300
Работникам аппарата управления
26
69
34300
18
На складе готовой продукции выявлена недостача:
Изделий группы А
94
43/а
8800
Изделий группы В
94
43/в
8600
19
Из заработной платы произведены удержания
Подоходного налога
70
68
51900
Профсоюзных взносов
70
76
12000
Отчисления в пенсионный фонд
70
69
12000
По исполнительным листам
70
76
23700
20
Согласно расчета распределены списаны цеховые расходы (рассчитать)
Изделий группы А
20/а
25
195844
Изделий группы В
20/в
25
104530
21
Согласно расчета распределены списаны расходы заводоуправления (рассчитать)
Изделий группы А
20/а
26
130263
Изделий группы В
20/в
26
69527
22
Определена и списана фактическая себестоимость готовой продукции (рассчитать)
Изделий группы А
43/а
20/а
1313591
Изделий группы В
43/в
20/в
657971
23
Списана реализованная готовая продукция по фактической себестоимости
Изделий группы А
90/2
43/а
1043000
Изделий группы В
90/2
43/в
560000
24
Отражена задолженность покупателям за реализованную продукцию
Изделий группы А
62
90/1
1508000
Изделий группы В
62
90/1
808000
25
Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям
60
51
64800
26
На расчетный счет поступили от покупателей платежи за реализованную продукцию с НДС
51
62
2316000
27
Списаны коммерческие расходы на себестоимость реализованной готовой продукции
Изделий группы А
90/4
60
40000
Изделий группы В
90/4
60
24800
28
Начислен НДС (рассчитать)
Изделий группы А
90/3
68
230034
Изделий группы В
90/3
68
123254
29
Произведен зачет НДС уплаченного поставщиком
68
18/2
112800
30
Рассчитаны отчисления в Республиканский бюджет, 3%
Изделий группы А
90/5
68
38339
Изделий группы В
90/5
68
20542
31
Отражен финансовый результат (рассчитать)
90/9
99
236031
32
Получены на расчетный счет денежные средства от покупателей
Фирма «Тайфун»
51
62
153000
Фирма «Агат»
51
62
87500
Фирма «Ника»
51
62
48700
33
Перечислены с расчетного счета следующие платежи:
Платежи в бюджет
НДС
68
51
75100
Отчисления в Республиканский бюджет, 3%
68
51
24000
Налог на прибыль
68
51
24000
В пенсионный фонд
69
51
19000
Фонд социальной защиты населения
69
51
57500
Поставщикам
Фирма «Аскона»
60
51
120000
Фирма «Мона»
60
51
130700
Фирма «Луч»
60
51
100000
Другим кредиторам
Узел связи
60
51
65000
Обслуживающий банк
60
51
22400
Погашена краткосрочная ссуда банка
66
51
348000
продолжение
--PAGE_BREAK--