Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет материальных ценностей на предприятии

--PAGE_BREAK--
2.2 Синтетический и аналитический учет материалов

Синтетический учет материалов на производственных предприятиях ведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:

1. «Сырье и материалы»

2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»

3. «Топливо»

4. «Тара и тарные материалы»

5. «Запасные части»

6. «Прочие материалы»

7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»

8. «Строительные материалы»

9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»

10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»

11. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»

В соответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета» синтетический учет материалов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:

·                   по фактической себестоимости;

·                   по учетным ценам.

При первом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.

  При втором способе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

  Применение того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учетной политике.

  Традиционным и более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:

  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также на стоимость информационных и консультационных услуг, таможенных пошлин и др.;

  71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;

  23 «Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

  20 «Основное производство» — на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др. [6]

  Если в момент приема обнаруживается недостача или порча материалов, то эти операции на счетах не отражаются. Если же недостача не превышает норм естественной убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы предприятия. Однако, когда обнаружена недостача и порча сырья и материалов по вине поставщика, последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:

> материалы по учетным ценам;

> транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.

  Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».

  Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:

  20 «Основное производство» — на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

  23 «Вспомогательные производства» — на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;

  25 «Общепроизводственные расходы» — на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;

  26 «Общехозяйственные расходы» — на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;

  28 «Брак в производстве» — на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции, и др.

  В пределах месяца списание сырья и материалов производится по учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам. При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами (сторнировочная запись).

  При способе учета материалов по учетным ценам на их фактическую себестоимость на основании поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 и кредитуются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи на счетах производятся независи­мо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия — до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.

  На учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуются счета:

   15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;

  16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и их фактической себестоимостью.

  В случае же превышения фактической себестоимости оприходованных материалов над стоимостью их по учетным ценам на разницу дебетуют счет 16 и кредитуют счет 15.

  Остаток счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает стоимость оплаченных, но не поступивших от поставщиков материалов на склад предприятия за отчетный месяц.

  Учтенную в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницу между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце месяца списывают на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов над стоимостью их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись.

  При реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

1) дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на фактическую себестоимость реализованных материалов, кредит счета 10 «Материалы»;

2) дебет счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на продажную стоимость материалов,

кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

3) дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму НДС по реализуемым материалам,

кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом».

  Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

  В случае же реализации на сторону материалов, синтетический учет которых ведется по учетным ценам, списание их учетной стоимости отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 10 «Материалы». На сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом производится либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.

  В бухгалтерии производственного предприятия, наряду с синте­тическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.

  Сортовой способ предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

  На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. В конце месяца на основе итоговых данных всех карточек по каждому складу и предприятию в целом составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и с данными карточек складского учета.

  Оперативно-бухгалтерский способ предусматривает ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.

  В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по каждому виду в специальную сальдовую ведомость учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ставкам каждой учетной группы материалов и в целом по складу.

  Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избежать громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и дублирования с записями складского учета.

  На мелких производственных предприятиях в качестве регистров натурально-стоимостного учета можно использовать материальные отчеты. В этом случае значительно сокращается трудоемкость учетно-вычислительных работ, достигается тождественность складского и бухгалтерского учета и упрощается сверка данных синтетического и аналитического учета.

  В зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета суммовой аналитический учет материалов может вестись в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.

  Наибольший эффект в организации учета материалов достигается при автоматизированной форме бухгалтерского учета, использовании персональных компьютеров и прогрессивных программ.

2.3 Инвентаризация материалов

  Основными целями инвентаризации являются Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [7]: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

  Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

  В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

–              при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

–              перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

–              при смене материально ответственных лиц;

–              при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

–              в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

–              при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

  Для проведения инвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

  Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы проводкой:

Д 10 – К 91-1 – оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.

  Эти излишки приходуются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма № М-4).

  При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Д 94 – К 10 – недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.

  Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери – в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения

Д 20, 25 и др.

К 94

Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены виновные лица

Д 73-2

К 94

Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков

Д 91-2

К 94



  Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

  Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К 91-9.

  Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д 91-9 – К 99.

2.4 Учет материалов на забалансовых счетах


  Материальные ценности, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах. Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, используют счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Организации-покупатели учитывают на счете 002 товарно-материальные ценности в случаях [5]:

–              получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты;

–              получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам.

   Организации-поставщики учитывают на счете 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по счету 002 ведется по организациям-владельцам, по видам и сортам материалов, местам их хранения.

   Для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем, предназначен счет 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет затрат по переработке или доработке сырья и материалов ведется на счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим затраты (за исключением стоимости сырья и материалов заказчика). Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на счете 003 по ценам, предусмотренным в договорах. Аналитический учет по счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения [8,155с].

2.5  Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) по материалам

  В соответствии с Налоговым кодексом РФ все плательщики НДС на реализуемую ими продукцию (работы, услуги) обязаны составлять счета-фактуры. На их основании получатели товарно-материальных ценностей имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом. [ 9]

  НДС по поступившим материалам учитывают на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». При этом в бухгалтерском учете этот счет при поступлении сырья и материалов дебетуют по кредиту счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

  Суммы НДС, уплаченные поставщикам и учтенные на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», подлежат возмещению в счет платежей НДС в бюджет. В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы этого налога, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщикам полученных от них материальных ценностей, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  Суммы НДС по материальным ценностям, приобретенным у организаций розничной торговли и населения, к зачету не принимаются и расчетным путем не выделяются.

  Возможна ситуация, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, сумма НДС не выделяется. В этом случае стоимость приобретенных материальных ресурсов, включая предполагаемый по ним НДС, приходуется по счету 10 «Материалы» на всю сумму счета с последующим списанием на издержки производства.

  На сумму НДС, уплаченного поставщикам по материальным ценностям, используемым при изготовлении продукции, освобожденной от НДС, в бухгалтерском учете производят записи по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспо­могательные производства» и др.

  При использовании материальных ценностей, по которым уплачен НДС на непроизводственные нужды, сумму НДС списывают в дебет счетов — источников покрытия непроизводственных затрат

(счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», счет 84 «Не распределенная прибыль (непокрытый убыток)» и др.).

  В случае реализации материалов на сторону на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, в бухгалтерском учете дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам сборам». При этом сумма НДС, учтенная на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списывается с кредита этого счета на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
3  Порядок организации учета на примере Филиала ОАО «ПАВА» СПП Михайловский мелькомбинат

3.1 Общая характеристика предприятия

Компания начала работу на мукомольном рынке Алтайского края в 1996 году. ОАО «Пава» входит в пятерку крупнейших зерноперерабатывающих предприятий России. Доля выпускаемой компанией продукции составляет более 3% от общероссийских объемов производства муки. В совокупности компания выпускает более 360 тысяч тонн муки в год, отрубей — около 80 тыс. тонн, кормосмеси — 15 тыс. тонн.

СПП «Михайловский мелькомбинат» — после проведения реконструкции 2005-2006 года предприятие имеет мощности по переработке зерна 450 тонн/сутки, по приемке зерна 1000 тонн в сутки и по единовременному хранению зерна 50 тысяч тонн.

Ассортимент выпускаемой продукции:

Мука ГОСТ 51189-2003;

Мука общего назначения;

Мука экстра;

Мука высший сорт;

Мука первый сорт;

Мука второй сорт;

Мука «Житница»;

Манная крупа;

Отруби.

Продукция выпускается фасованной по — 50кг, 25кг, 10кг, 5кг,3кг, 2кг, 1кг, 085кг.

Михайловкий мелькомбинат ориентирован на рынки Сибири и Урала. Продукция выпускается под торговыми марками «Алтай-Батюшка» и «ПАВА».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.