--PAGE_BREAK--Выдача денежных средств и денежных документов из кассы отражают по кредиту счета 50 в корреспонденции с дебетом счетов: 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 80 «Уставный капитал», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 99 «Прибыли и убытки» и др.
Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.
Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).
На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия — решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия: Дт 50 «Касса» Кт 68 «Расчеты с бюджетом», 80 «Прибыли и убытки».
В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:
1) Дт 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 50 «Касса»
2) Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кт 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
1.3 Учет денежных средств на расчетных счетах
Все свободные денежные средства должны храниться в банках, которые открывают организациям и индивидуальным предпринимателям расчетные, текущие, валютные и другие счета. Для открытия счета в банке следует предоставить документы, перечень которых установлен законодательством.
К таким документам относятся: свидетельства о регистрации; копии Устава и учредительного договора; образцы подписей руководителей и главного бухгалтера, заверенные нотариально; свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции; а также в Пенсионном фонде и других внебюджетных фондах, а также некоторые другие документы. После экспертизы представленных материалов банк открывает расчетный счет и заключает с клиентом договор банковского счета.
Формы расчетных документов и их документооборот предусматриваются в централизованном порядке ЦБ РФ. В настоящее время действует Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П с изменениями и дополнениями от 3 марта 2003г. № 1256-У. Этими документами предусмотрены четкие правила их заполнения и использования. Назовем документы: платежное поручение (выписывает плательщик), платежное требование (выписывает получатель), инкассовое поручение (оформляют налоговые инспекции, правоохранительные органы и т. п.), платежный ордер (выписывает банк при частичной оплате). Утверждены также Правила указания информации в полях расчетных документов.
Сведения о движении денежных средств на расчетном счете содержатся в выписке с расчетного счета, которая представляет копию записей по расчетному счету предприятия. Следует иметь в виду, что записи операций в выписке по дебету для клиента означают кредитовый оборот. Противоположное значение имеет и сальдо. Это обусловлено тем, что расчетный счет предприятия для банка является пассивным.
Таблица 2. Основные корреспондентские связи счета 51
№ п/п
Содержание операции
Дт
Кт
1
Зачислены на расчетный счет организации суммы числящиеся в пути
51
57 «Переводы в пути»
3
Возвращен займ, предоставленный другим юридическим лицам
51
58 «Финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы»
4
Из бюджета возвращена излишне перечисленная сумма налога
51
68 «Расчеты по налогам и сборам»
5
Поступили денежные средства в результате погашения дебиторской задолженности покупателем
51
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
6
Зачислены денежные средства на расчетный счет организации в результате предоставленных кредитов
51
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
7
На расчетный счет организации поступили вклады в уставный капитал от участников простого товарищества
51
80 «Уставный капитал»
8
Зачислена на расчетный счет организации выручка от продажи товаров
51
90 «Продажа», субсчет 1 «Выручка»
9
На расчетный счет зачислены денежные средства, не принадлежащие организации и выявленные в процессе проверки и обработки выписки кредитной организации
51
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
10
перечислены денежные средства организации с расчетного счета на валютный счет другого кредитного учреждения
52- валютный счет
51
11
В бюджет перечислена сумма налога
68
51
12
Выплачена заработная плата сотрудникам предприятия
70-«Расчеты с персоналом по оплате труда»
51
13
Перечислены суммы доходов учредителям
75-«Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»
51
14
Перечислен аванс поставщику
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
51
15
Работнику организации предоставлен займ на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 1 «Расчеты по предоставленным займам»
51
Синтетический учет операций по расчетным счетам осуществляется в условиях компьютерной обработки информации на основании выписок с расчетных счетов и прилагаемых к ним первичных документов в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств.
Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется организацией по каждому расчетному счету, сумма оборотов по которым должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счета.
1.4 Учет денежных средств на валютных счетах
На основании законодательных актов, действующих в Российской Федерации, организации независимо от формы собственности и видов деятельности могут вступать в различные внешнеэкономические отношения (экспорт продукции собственного производства, импорт товаров, продажа и покупка валюты и т.д.) синофирмами при наличии соответствующей лицензии.
Порядок государственного регулирования валютных операций определяется Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (последняя редакция закона от 26.07. 2006г.).
Для открытия валютного счета предприятие формирует тот же пакет документов, что и для открытия расчетного счета.
Рассмотрев представленные документы, учреждение банка оформляет открытие текущего балансового валютного счета соответствующим распоряжением, один экземпляр которого передается клиенту-владельцу счета. В распоряжении указывается двадцатизначный номер валютного счета, присвоенный учреждением банка, а также требование соблюдения режима пользования счетом.
К валютным ценностям, кроме валюты, относятся кредитные, платежные и другие коммерческие документы (векселя, чеки, банкноты и др.), выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).
Открываемые банком клиентам валютные счета находятся в полном распоряжении их владельцев и в соответствии с установленным порядком могут быть использованы по их первому требованию. За хранение денежных средств на валютных счетах банки начисляют и выплачивают определенный процент в соответствующей валюте.
Бухгалтерский учет денежных средств в иностранной валюте осуществляется на счете 52 «Валютные счета», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в разделе II актива баланса по статье «Валютные счета (52)».
По дебету счета 52 «Валютные счета» отражаются наличие и поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту — списание денежных средств с валютных счетов организации (в рублевом покрытии).
В Плане счетов бухгалтерского учета к счету 52 «Валютные счета» предусмотрены два субсчета: 1 «Валютные счета внутри страны»; 2 «Валютные счета за рубежом».
Синтетический учет при всех формах бухгалтерского учета осуществляется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделения по субсчетам) в денежном выражении (в руб., коп.) и в рублевом покрытии в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов.
Аналитический учет ведется по каждому валютному счету, открываемому по наименованию иностранной валюты, при мемориально-ордерной форме учета — в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной — в журнале — ордере № 2 и в ведомости к нему.
Требование ПБУ 3/95 о необходимости ведения бухгалтерского учета валютных операций в двух оценках: в валюте расчетов и платежей; в рублях может быть достигнуто четырьмя вариантами:
1) составлением двух комплектов учетных регистров (один — в валюте, другой — в рублях);
2) указанием каждой суммы дробью: в числителе — в рублях, в знаменателе — в валюте;
3) предусматривать две колонки «в рублях» и «в валюте» в необходимых графах учетных регистров («дебет», «кредит», «сальдо» и др.);
4) ведением внесистемного учета в журнале учета движения валюты (по видам валюты).
В развитие субсчета 52/1 «Валютные счета внутри страны» открывают подсубсчет «Транзитный валютный счет», предназначенный для зачисления в полном объеме поступлений иностранной валюты, за исключением:
— перевод посреднической организации, оставшейся после обязательной продажи ею части валютной выручки;
— иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке;
— инкассированная торговая выручка в валюте, полученная от продажи товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ;
— наличная иностранная валюта в виде возврата снятых и неизрасходованных сумм на оплату расходов, связанных с командировками за границу.
А также подсубсчет «Текущий валютный счет» открывается для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и других операций в соответствии с законодательством.
Поступление инвалютной выручки отражается в учете записью: Дт 52/транзитный – Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками; обязательная продажа инвалютной выручки в размере 10% в учете отражается записью: Дт 57 «Переводы в пути» — Кт 52/транзитный», Дт 91/1/продажа инвалюты – Кт 57 «Переводы в пути»; перечисление оставшихся 90% инвалютной выручки на текущий валютный счет в учете отражают записью: Дт 52/текущий – Кт 52/транзитный; учет доходов от продажи инвалюты отражается записью: Дт 51 «Расчетный счет» — Кт 91/1/продажа валюты.
Списание средств в иностранной валюте в безналичном порядке осуществляют по следующим направлениям:
— переводы валюты в порядке расчетов в соответствии с законодательством;
— продажа инвалюты (за исключением обязательной);
— перевод инвалюты на счета организации за рубежом.
Снятие наличной инвалюты со счета 52/текущий разрешено на оплату командировочных расходов, а также по специальному разрешению ЦБ РФ.
С кредита счета 52-2 инвалюту списывают:
-на содержание представительства;
-наличными для выплаты заработной платы, командировочных расходов;
-как средства, переводимые на текущий валютный счет организации-резидента;
-как средства, ранее ошибочно зачисленные на счет;
-как банковские расходы по ведению счета.
В бухгалтерском балансе денежные средства организации отражаются в общей сумме по строке 260.
1.5 Учет денежных средств на специальных счетах
Организации, помимо хранения денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, могут хранить их на других счетах в банках, которые используются для целевого назначения. Для учета этих денежных средств в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 55 «Специальные счета в банках», который по отношению к балансу является активным, размещаясь в промежуточных и заключительном балансах в разделе II актива по статье «Прочие денежные средства».
По дебету счета учитываются остаток денежных средств на специальных счетах в банке и их поступление, а по кредиту — списание (расходование). Ежемесячно на всех аналитических счетах выводятся обороты и сальдо, которое может быть только дебетовым.
Счет 55 «Специальные счета в банках» имеет следующие субсчета: 1 «Аккредитивы», 2 «Чековые книжки», 3 «Депозитные счета».
При всех формах учета синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделений по субсчетам), а аналитический учет при мемориально-ордерной форме — в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме — в журнале — ордере № 3 и ведомости № 25.
В журнале-ордере № 3 записи ведутся по кредитовой стороне счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет других счетов. В ведомости записи производятся по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» с кредита других счетов. Записи ведутся в течение месяца на основании выписок банка.
По субсчету 1 этого счета учитываются аккредитивы.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж при условии предоставления им документов и выполнения других условий, предусмотренных в аккредитиве.
Для того чтобы воспользоваться аккредитивом как формой расчетов, аккредитиводатель (покупатель) подает в свое отделение банка (банк-эмитент) заявление с просьбой открыть аккредитив (ф. №0401063).
Заявление на открытие аккредитива представляется в четырех экземплярах в банк-эмитент, который последний экземпляр со своей отметкой возвращает аккредитиводателю.
Поставщик, получив известие об открытии ему аккредитива, производит отгрузку (отправку) товаров. Для получения средств с аккредитива поставщик представляет в банк-исполнитель реестр счетов и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Эти документы должны быть представлены до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении поставщиком хотя бы одного условия, предусмотренного в аккредитиве, документы не оплачиваются. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт[3] уполномоченного аккредитиводателя, то представленные поставщиком документы должны иметь его подпись и акцептную надпись.
Банк-исполнитель сверяет представленные поставщиком документы и при наличии полной тождественности с условиями выставленного аккредитива производит их оплату.
При использовании аккредитивной формы расчетов следует иметь в виду, что аккредитив может быть выставлен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива в банке-исполнителе и порядок расчетов устнавливаются в договоре (соглашении) между аккредитиводателем (покупателем) и поставщиком.
«Акцептован за счет аккредитива от_____________ №________________
Уполномоченным ______________________________________________
(наименование аккредитиводателя)
Подпись ______________________________________________________
« » _______________________________200 года».
Закрытие аккредитива производится в следующих случаях:
1) при полном использовании средств или по истечении срока аккредитива, о чем банк-исполнитель сообщает банку-эмитенту;
2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива банк-эмитент для восстановления на счете аккредитиводателя;
продолжение
--PAGE_BREAK--3) по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. В этом случае аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения от банка-эмитента. О закрытии аккредитива посылается уведомление банку-эмитенту.
При выставлении аккредитива банком-эмитентом с аккредитиводателя взимается плата за услугу.
Таблица 3. Типовые операции при аккредитивной форме расчетов
№ п/п
Содержание операции
Дебет счета
Кредит счета
1
Выставлен аккредитив с расчетного счета
55-1-аккредитивы
51- расчетный счет
2
Выставлен аккредитив за счет краткосрочного кредита банка
55-1-аккредитивы
66-расчеты по краткосрочным кредитам и займам
3
Списано с расчетного счета за услуги банка по выставлению аккредитива
91-2-прочие расходы
51- расчетный счет
4
Списано с аккредитива в порядке оплаты документов поставщика
60-расчеты с поставщиками и подрядчиками
55-1- аккредитивы
5
Остаток аккредитива вернулся в банк-эмитент и зачислен на расчетный счет
51 — расчетный счет
55-1- аккредитивы
6
Остаток аккредитива вернулся в банк-эмитент и зачислен на ссудный счет
66-расчеты по краткосрочным кредитам и займам
55 — 1- аккредитивы
По субсчету 2 счета 55 учитываются чековые книжки. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется Положением о чеках, введенным в действие с 1 марта 1992 г., с последующими добавлениями и изменениями.
Чек — это денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета (чекодателя) кредитному учреждению о выплате определенной суммы денег, указанной в чеке, получателю средств (чекодержателю).
При пользовании чеками надо различать следующие понятия:
— плательщик — банк или иное кредитное учреждение, получившее лицензию на совершение банковских операций и производящее платеж по предъявленному чеку;
— индоссант — чекодержатель, передающий чек другому лицу (индоссату) посредством передаточной надписи (индоссамента);
— аваль — поручительство за оплату чека, оформляемое гарантийной надписью на нем.
Чек должен содержать: наименование «чек», включенное в текст документа на том языке, на котором этот документ составлен; поручение плательщику выплатить конкретную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Заполнение чека допускается как от руки, так и с использованием технических средств. Использование факсимиле [4] при подписании чеков не допускается. На чеке, выданном от имени юридического лица, должен быть оттиск его печати.
Чек имеет хождение только на территории Российской Федерации.
Для расчетов через учреждения банка России применяют только чеки, имеющие на лицевой стороне обозначение «Россия» и две параллельные линии, обозначающие общую кроссировку.
Чеки подразделяются на именные (выписываются на имя определенного лица), предъявительские (выписываются на предъявителя) и ордерные (выписываются по приказу определенного лица и передается посредством именной или бланковой передаточной надписи на обороте).
Кроме того, чеки подразделяются на денежные (для получения наличных денег) ирасчетные (для безналичных расчетов). Чеки для безналичных расчетов, подразделяются на нелимитированные и лимитированные.
Чеки сброшюрованы в чековые книжки, которые приобретаются клиентами за определенную плату в учреждениях банка на основе заявления установленной формы. Чек состоит непосредственно из чека и корешка. одновременно с заполнением чека заполняется корешок. Испорченный чек должен быть оставлен в чековой книжке с надписью «Испорчен» и прикреплен к корешку.
В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств на отдельном счете вместе с заявлением о выдаче лимитированной чековой книжки представляется платежное поручениедля депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя. На основе этого заявления деньги снимаются с расчетного счетана сумму указанного лимита и депонируются на отдельном счетев банке, что отражается бухгалтерской записью:
Дт 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «Чековые книжки»,
Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;
Кт 51 «Расчетные счета».
При оплате товаров или услуг чеком из лимитированной чековой книжки составляется бухгалтерская запись:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Кт 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки».
При оплате чеком из нелимитированной чековой книжки деньги списываются с расчетного счета:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Кт 51 «Расчетные счета».
Чековые книжки, являясь бланками строгой отчетности, выдаются под отчет лицу, которое производит безналичные расчеты с помощью лимитированных чеков. Всякий раз при выписке чека в его корешке должен быть записан остаток лимита. Главный бухгалтер обязан периодически проверять правильность использования чеков уполномоченными лицами.
Таблица 4. Типовые операции при расчетах чеками
№ п/п
Содержание операции
Дт
Кт
1
Приобретена лимитированная чековая книжка:
а) лимит
б) услуги банка
55-2- чековые книжки
91-2-прочие расходы
51-расчетный счет
51-расчетный счет
2
Передана лимитированная чековая книжка под отчет Суриковой М.А.
71- Расчеты с подотчетными лицами
76- Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
3
Оплачен чеком из лимитированной чековой книжки счет поставщика за товары
60- Расчеты с поставщиками и подрядчиками
55-2- чековые книжки
4
Списан использованный чек из лимитированной чековой книжки Суриковой М.А.
76- Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
71- Расчеты с подотчетными лицами
5
Учтены услуги банка по выдаче нелимитированной чековой книжки
91-2-прочие расходы
51- расчетный счет
6
Оплачены чеком из нелимитированной чековой книжки услуги транспортной организации
76- Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
51- расчетный счет
По счету 55, субсчет 3 «Депозитные счета», учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Депозит — это денежные средства, помещаемые для хранения в кредитные учреждения, по которым выплачивается повышенный процент.Перечисление денежных средств на депозитные счета оформляется бухгалтерской записью: Дт 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета»Кт 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».
Начисленные проценты за хранение денежных средств на депозитных счетах рассматриваются как прочие доходы и оформляются бухгалтерской записью: Дт 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета» Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»; при возврате кредитной организацией сумм вкладов составляется корреспонденция счетов: Дт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»; Кт 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета».
Аналитические счета по субсчету 3 «Депозитные счета» счета 55 открываются отдельно на каждый депозитный вклад. На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитываются движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования (на специальные целевые мероприятия, на капитальные вложения и пр.), а также наличие и движение денежных средств в иностранной валюте.
1.6 Учет денежных средств находящихся в пути
Для учета денежных сумм, находящихся в пути, в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 57 «Переводы в пути». Этот счет предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в отечественной и иностранной валютах в пути, т. е. денежных сумм (преимущественно торговой выручки), внесенных в кассы банка или почтового отделения для перечисления на расчетный, валютный или иные счета организации, но еще не поступивших и не зачисленных по назначению. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в разделе II актива баланса по статье «Прочие денежные средства». По его дебету учитываются сальдо и поступление, а по кредиту — списание денежных средств при зачислении их по назначению на соответствующий счет в банке.
Основанием для записей по дебету счета 57 «Переводы в пути» являются квитанции о взносе наличных денег, выдаваемые учреждениями банков или почтовыми отделениями, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. д.: Дт счета 57 «Переводы в пути» Кт счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Основанием для производства записей по кредиту счета 57 «Переводы в пути» являются выписки банков, подтверждающие поступление денежных средств на счета: Дт счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» Кт 57 «Переводы в пути».
Счет 57 «Переводы в пути» субсчетов не имеет. Однако при наличии у организации расчетного и валютных счетов целесообразно предусмотреть два субсчета: 1 «Переводы в пути в отечественной валюте», 2 «Переводы в пути в иностранной валюте».
Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделения по субсчетам). Аналитический учет при мемориально-ордерной форме осуществляется в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме — в журнале-ордере № 3 и в ведомости № 25. [7, с. 84]
Таблица 4. Типовые операции по учету переводов в пути
№ п/п
Содержание операции
Дт
Кт
1
Перечислено с транзитного валютного счета 50% валютной выручки государству
57-2- Переводы в пути в иностранной валюте
52-1-валютные счета внутри страны
2
Списана сумма валютной выручки, находившаяся в пути и зачисленная на расчетный счет
51- Расчетные счета
57-2- Переводы в пути в иностранной валюте
3
Перечислено банку с расчетного счета за покупку инвалюты
57-2- Переводы в пути в иностранной валюте
51- Расчетные счета
4
Зачислена проданная банком инвалюта на валютный счет внутри страны
52-2-Валютные счета за рубежом
57-2- Переводы в пути в иностранной валюте
5
Списана положительная суммовая разница
57-2- Переводы в пути в иностранной валюте
91-1-Прочие доходы
6
Списана отрицательная суммовая разница
91-2 — Прочие расходы
57-2-Переводы в пути в иностранной валюте
7
Внесена реализатором выручка в отделение связи для зачисления на расчетный счет
57-1- Переводы в пути в иностранной валюте
76- Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
8
По выписке банка выручка зачислена на расчетный счет
51- Расчетные счета
57-1- Переводы в пути в иностранной валюте
2. Наличный и безналичный расчеты на примере ООО «Модный дом»
2.1 Характеристика предприятия
ООО «Модный дом» является обществом с ограниченной ответственностью. Создано 19.09.2003г. Общество является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный счет в «СКБ — банке». Основными учредителями ООО «Модный дом» являются два физических лица.
Торговая фирма «Модный дом» — это сеть непродовольственных специализированных магазинов, осуществляющих розничную торговлю и предназначенных для обслуживания населения и предоставления максимального выбора товаров и услуг.
Юридический адрес организации: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 1/1. В Волгограде расположен филиал ООО «Модный дом» — это магазин «Элегант».
ООО «Модный дом» действует на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона, учредительных документов общества, действующего законодательства Российской Федерации.
Общество создано в целях: получения прибыли, насыщения потребительского рынка товарами, совершенствования рыночной инфраструктуры.
Для достижения этих целей организация осуществляет торгово-закупочную деятельность.
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади. Тип здания — отдельно-стоящее одноэтажное, с подвальным помещением. Общая площадь магазина равна 1080 кв.м., торговая площадь — 540 кв.м., складская — 540 кв.м.
Данный вид торгового здания обеспечивает: просторные торговые залы, удобную планировку, рациональное направление покупательских потоков, применение комплексной механизации работ, создание нормальных условий обслуживающему персоналу.
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности для осуществления постановки бухгалтерского учета. При этом она руководствуется законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Учетная политика организации определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерских служб, но и всей организации.
Структура управления является линейной. Для таких структур характерна жесткая централизация работы. С одной стороны, это улучшает управляемость всей структуры в целом, уменьшается вероятность хищений товарно-материальных ценностей на местах, что тоже играет не последнюю роль в работе торговых организаций. Но, с другой стороны, является ухудшением гибкости всей структуры, так как для решения даже оперативных вопросов необходимо согласование с высшим руководством.
Организационная структура ООО «Модный дом» определяет задачи, возлагаемые на конкретных работников, распределение между ними обязанностей и ответственности. Таким образом, штат работников состоит из специалистов, которые необходимы магазину. Некоторые совмещают в себе несколько должностей. Это могут быть кассиры-контролеры и в то же время продавцы-консультанты, заведующие отделами.
Директор магазина управляет работой всех подразделений организации, контролирует их деятельность, соблюдение торгово-технологического процесса в магазине. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Бухгалтерия осуществляет контроль за выполнением хозяйственных договоров, ведет учет и анализ движения товаров и денежных средств, расчеты с поставщиками и покупателями, рассчитывает и анализирует финансовый результаты, составляет бухгалтерские отчеты, бухгалтерский баланс, ведет счета аналитического учета, текущие счета, начисляет заработную плату работникам организации. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, которому подчинены бухгалтер и кассир.
Деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, где определены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников.
ООО «Модный дом» специализируется на розничной торговле мужской, женской, детской одеждой и обувью, а также на продаже сопутствующих товаров: чулочно-носочных изделий, кремов для обуви, шнурков, ремней, сумок и прочего.
Форма продажи — традиционная и метод самообслуживания. Отделами самообслуживания являются мужской, женский и детский отделы, в свою очередь подразделенные на зоны продаж верхней одежды, легкой одежды и обуви.
Для рекламы своей продукции организация выпускает ежегодно цветные каталоги, а также небольшие буклеты, брошюры, с перечислением предоставляемых товаров и услуг. Выходит реклама на местном радио и телевидение.
Бухгалтерский учет в ООО «Модный дом» ведется в соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями), приказом Минфина РФ от 27 июля 1998 года №34 н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н и в соответствии с принятой Учетной политикой.
продолжение
--PAGE_BREAK--Бухгалтерия предприятия пользуется действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий, утвержденного Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется Положением о документах и документообороте, разработанным в ООО «Модный дом». Записи о совершенных хозяйственных операциях производятся в реестрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.
Форма ведения бухгалтерского учета журнально-ордерная.
2.2 Учет кассовых операций ООО «Модный дом»
Учет кассовых операций ООО «Модный дом» ведет в соответствии с Письмом ЦБ России №40 от 22 сентября 1993года «Порядок ведения кассовых операций в РФ» (с поправками и дополнениями).
Для расчетов наличными денежными средствами ООО «Модный дом» имеет кассу. Для этих целей имеется специально оборудованное, изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Директором ООО «Модный дом» обеспечивается сохранность денежных средств в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятии хранятся в несгораемом металлическом шкафу, который после окончания работы кассира закрывается ключом и опечатывается кассиром. Ключи от шкафа и печати хранятся у кассира.
Размер сумм наличных денег в кассе ограничен лимитом. Расчет лимита кассы сдается в банк ежегодно. Лимит кассы в организации устанавливает СКБ — банк на 2009 год он составил 30 тыс.руб. Наличные деньги сверх установленного лимита организация сдает в банк для зачисления на расчетный счет. Сверх установленных норм наличные деньги хранятся в кассе только в дни выплаты заработной платы, пособий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении. За нарушение установленного порядка предусмотрен штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной наличности.
Для ведения кассовых операций в штате ООО «Модный дом» предусмотрена должность кассира. После издания приказа о назначении на должность кассир должен под расписку ознакомиться с «Положением ведения кассовых операций в Российской Федерации», затем с кассиром заключают договор о полной материальной ответственности.
Первичные документы по поступлению и расходованию денежных средств в кассе являются основой организации по операциям с денежными средствами. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием денежных средств организации. Рассмотрим, как организовано документальное оформление, поступление и расходование денежных средств в кассе ООО «Модный дом».
Первичный учет денежных средств в кассе организации
Движение наличных денежных средств в кассе ООО «Модный дом» оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами (ф. КО — 1, ф. КО — 2), согласно типовых межведомственных форм первичных документов для предприятий и организаций, утвержденных Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с ЦБ РФ и Минфином РФ.
В кассовых документах все реквизиты заполнены четко и ясно, подчисток, помарок или исправлений не допускается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления.
При получении приходных и расходных кассовых ордеров кассир обязательно проверяет: наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере — подпись руководителя организации; правильность оформления документов; наличие перечисленных в документах приложений. В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления.
Приходные и расходные кассовые документы после получения или выдачи денег подписываются кассиром, а прилагаемые к ним документы погашаются штампом; приходные ордера — «Получено», расходные — «Оплачено», с указанием числа, месяца, года.
Приходные, расходные кассовые ордера до передачи в кассу организации регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных документов, и документам присваивается порядковый номер. Журнал регистрации контролирует целевое назначение полученных и израсходованных наличных денег организации, позволяет проверить полноту произведенных кассиром операций.
Кассовая книга ведется кассиром. Листы в книге пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью организации. На последней странице сделана надпись «В настоящей книге пронумеровано сорок восемь страниц» и проставлены подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Второй экземпляр отрывной и является отчетом кассира. Записи в кассовой книге производятся после получения или выдачи денег. Кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе и передает в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре). Кассовая книга заполняется ежедневно с расчетом остатка на конец каждого месяца.
Организация ООО «Модный дом» хранит в своей кассе денежные средства только в пределах лимита, величина которого установлена по согласованию с обслуживающим его банком. Размер лимита зависит от среднедневной выручки (поступления), среднедневного расхода наличных денег, особенностей деятельности организации, режима работы. Вся денежная наличность сверх лимита сдается в банк.
Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы по платежным ведомостям, подписанным руководителем и главным бухгалтером организации. При получении денег рабочие и служащие ООО «Модный дом» расписываются в платежной ведомости.
По истечении установленных сроков (3 рабочих дня с момента получения денежных средств из банка) оплаты труда, пособий по социальному страхованию кассир ООО «Модный дом» в платежных ведомостях напротив фамилий лиц, которым не выданы указанные суммы ставит штамп «Депонировано», составляет реестр депонированных сумм, в конце ведомости делает отметку о фактически выплаченных и подлежащим депонированию суммах, сверяет их с общим итогом и скрепляет своей подписью.
Запись в кассовую книгу кассир вносит по фактически выплаченным суммам и ставит по ведомости штамп « Расходный кассовый ордер № …» и дату. Бухгалтерия ООО производит проверку отметок кассира в платежных ведомостях, подсчетах и депонированных по ним суммам. Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.
Регистром бухгалтерского учета, отражающим кассовые операции в ООО «Модный дом» является журнал — ордер № 1. В нем отражены кредитовые обороты по счету 50 «Касса». Во второй части журнала — ордера — ведомости № 1 отражаются дебетовые обороты по счету 50. Записи в журнал — ордер производятся итогами за день на основании расходной части отчетов кассира с приложением первичных документов. Первичные документы группируются по корреспондирующим счетам и однородным операциям общей суммой. Во всех случаях каждый отчет кассира занимает в журнале — ордере одну строку.
В разделе дебетовых оборотов, в разрезе корреспондирующих счетов, накапливаются обороты по счету 50 «Касса». Одновременно эти суммы отражаются в соответствующих журналах — ордерах по кредитовому признаку. Записи по дебету счета делают аналогичный путь, т.е. на основании кассира с предварительной группировкой документов по корреспондирующим счетам. Остаток средств в кассе показывают на начало и конец каждого месяца. На протяжении месяца для контроля и оперативных целей используют данные об остатках средств, приведенные в отчете кассира.
Сальдо на конец месяца по счету 50 «Касса» выводится следующим образом: к сальдо на начало месяца прибавляются итог дебетового оборота за месяц и минусуется итог кредитового оборота за месяц, отраженный в журнале — ордере № 1. Полученное сальдо сверяют с остатками в кассе и отражают в ведомости дебетовых оборотов, как сальдо на конец месяца.
Журнал — ордер № 1 и ведомость № 1 — регистр месячного обращения. Итоги кредитовых оборотов по счету 50 «Касса» переносятся ежемесячно из журнала — ордера № 1 в Главную книгу организации следующим способом: общий кредитовый оборот из журнала — ордера записываются в Главную книгу в кредит счета 50, а составляющие его суммы по дебетовым счетам переносятся в дебет соответствующих корреспондирующих счетов.
Необходимо отметить, что прежде чем перенести итоги журнала — ордера № 1 бухгалтерия проводит взаимную сверку оборотов в регистрах.
По кредитовым оборотам каждый корреспондирующий счет сверяется с данными других регистров, например, по счету 51 — в разделе дебетовых оборотов в Журнале — ордере № 2, по счету 70 — с данными ведомости № 59 и т.д. Аналогично проверяются и сверяются дебетовые обороты по счету 50.
После сверки и разноски итогов в Главную книгу в журнале — ордере № 1 делается соответствующая отметка, журнал — ордер подписывается исполнителями, а также главным бухгалтером ООО «Модный дом». При этом указывается дата составления журнала — ордера и отражения оборотов в Главной книге.
Синтетический и аналитический учет денежных средств и денежных документов в кассе организации
В настоящее время синтетический учет денежных средств и денежных документов в кассе ООО «Модный дом» ведется в соответствии с утвержденным рабочим планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организации.
Счет 50 «Касса» имеет следующие субсчета:
1 «Касса организации» — для учета денежных средств в кассе;
2 «Операционная касса» — для учета наличия и движения денежных средств в операционных кассах при расчетах с покупателями.
3 «Денежные документы» — используется для учета денежных документов — санаторных путевок, почтовых марок. Денежные документы оформляются по приходным и расходным ордерам. На их основе кассиром составляется отчет о движении денежных документов. Аналитический учет ведется по каждому виду.
В учетной политике ООО «Модный дом» отмечено, что в кассе организации могут находиться на хранении бланки строгой отчетности: трудовые книжки, вкладыши к трудовым книжкам, удостоверения. Учет бланков строгой отчетности в отличие от денежных документов осуществляется на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности», аналитический учет ведется по каждому виду бланков. Их использование и списание оформляется актом на списание использованных бланков строгой отчетности. Поступление и расходование денежных средств и денежных документов в кассу организации отражаются, как правило, в корреспонденции со следующими счетами:
— 50 « Касса»;
— 51 « Расчетный счет»;
— 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— 66 « Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
— 71 « Расчеты с подотчетными лицами».
Корреспонденции по счету 50 «Касса» свидетельствует о том, что в процессе хозяйственной деятельности у каждой организации возникает множество оснований, по которым фиксируются поступления и расходование наличных денежных средств.
Рассмотрим основные корреспонденции кассовых операций, выписанных из кассовой книги в ООО «Модный дом».
Таблица 5. Бухгалтерские проводки по учету кассовых операций
№ п/п
Наименование проведенной операции
Документ
Сумма (руб)
Корреспонденция счетов
Дт
Кт
1
Поступление наличных денег с расчетного счета чек АЧ 992572
Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
150000-00
50
51
2
Возврат в кассу выданного ранее аванса на хозяйственные нужды
Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
364-12
50
71
3
Возврат от поставщика предварительной оплаты за товар
Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
15000-00
50
60
4
Поступление денежных средств от работника в счет погашения материального ущерба
Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
1977-00
50
73
5
Сданы денежные средства на расчетный счет
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
370000-00
51
50
6
Оплачена задолженность за услуги подрядчику
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
14500-00
60
50
7
Выдана заработная плата работникам по ведомости № 249
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
174900-00
70
50
8
Выданы наличные в подотчет на хозяйственные нужды
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
3000-00
71
50
9
Оплачены услуги, отнесенные на себестоимость продукции
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
11980-00
20
50
10
Выдача пособия на рождение ребенка за счет средств социального страхования
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
8000-00
69
50
11
Поступила в кассу выручка
Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
197000-00
50
62
12
Выручка из кассы сдана на р/с
Расходный кассовый ордер (ф.№КО-2)
160000-00
51
50
Основными задачами бухгалтерии по учету денежных средств являются: обеспечение их сохранности и правильности использования, строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций, правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета.
2.2.1 Инвентаризация кассы
В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины в ООО «Модный дом» проводится инвентаризация кассы. В Учетной политике организации указывается срок проведения инвентаризации кассы:
— плановая (на первое число каждого месяца);
На день инвентаризации кассир должен оформить все приходныеи расходные денежные документы и сдать их в бухгалтерию. Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации (ревизии) кассы, составляемые в двух экземплярах, один из которых остается в делах бухгалтерии, второй — у кассира, подписываются членами инвентаризационной комиссии и кассиром.
При этом излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации. На счетах это отражается следующей записью:
Дт 50 «Касса» Кт 91 «Прочие доходы и расходы»
Недостача денег (денежных документов) в кассе (организации, операциониста) подлежит взысканию с материально ответственного лица (кассира), что отражается бухгалтерской записью:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 50 «Касса» (50-1, 50-2, 50-3) — в сумме недостачи согласно акту инвентаризации;
Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Кт 50 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — в сумме, предъявленной к возмещению кассиру, согласно приказу руководителя организации.
Если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются в прочие расходы:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Банк не реже одного раза в квартал проверяет состояние кассовой дисциплины ООО «Модный дом». При выявлении нарушений он направляет в налоговый орган представление с приложением копий справок по указанной проверке для принятия мер финансовой и административной ответственности.
При несоблюдении кассовой дисциплины на руководителя организации налагается штраф. Имущественная ответственность организации включает штрафы в случае выявления фактов расчетов наличными денежными средствами с другими экономическими субъектами, включая предпринимателей без образования юридического лица, в размерах, превышающих установленный лимит; несоблюдения действующего порядка хранения свободных денежных средств; выявления сверхлимитной кассовой наличности.
Сверхлимитная кассовая наличность — это средняя величина, рассчитанная с учетом суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.
Методология учета инвентаризации и отражение ее результатов в учете организации не нарушается. Тем не менее, выявлен ряд недостатков:
1. Не назначена приказом руководителя организации комиссия для проведения ревизии кассы;
2. Внеплановые проверки в кассе не проводятся.
3. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация не проводится, что является нарушением п.2ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
2.3 Учет денежных средств на расчетном счете ООО «Модный дом»
продолжение
--PAGE_BREAK--