/>
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит, статистика»
Курсовая работа
по дисциплине«Аудит»
на тему «Услуги, сопутствующие аудиту»
Уфа, 2011
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Сопутствующие аудиту услуги: правовое регулирование………………5
Сопутствующие аудиту услуги в системе ПСАД…………………….5
Выполнение специального аудиторского задания……………….…10
Арбитражная практика…………………………………………..……12
Характеристика услуг, сопутствующих аудиту……………………...…18
Виды услуг, сопутствующих аудиту…………………………..…….18
Требования, предъявляемые к аудиторским организациям при выполнении и оказании услуг, сопутствующих аудиту…………….23
Услуги аудиторов в перспективе………………………………...………26
Заключение………………………………………………...………...……29
Список использованной литературы……………………………………......30
Введение
Значительное место в Законе об аудите отводится так называемым сопутствующим аудиту услугам.
В Кодексе этики МФБ они не определены, в нем содержится достаточно общая формулировка: «Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому являются не совместимыми с оказанием профессиональных услуг». Не имея по этому вопросу более конкретных указаний, предполагается, что аудитор, который проверяет фирму и одновременно сам работает в ней, не может быть независимым и объективным. Для западных специалистов само собой разумеющимся считается, что солидные и авторитетные аудиторы, адвокаты, нотариусы, врачи, не желающие потерять деловую репутацию, не вправе заниматься на профессиональном уровне какой-либо побочной деятельностью, кроме своей основной.
Выбранная тема актуальна в том, что аудит в классическом своем понимании представляет собой независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами, так как аудиторская деятельность находит широкое применение во всей мировой практике.
В данной курсовой работе описаны виды услуг, сопутствующих аудиторской деятельности, правовые основы аудиторской деятельности, расписаны дополнительные виды аудиторских услуг, а так же рассмотрены сопутствующие аудиту услуги, совместимые и несовместимые с проведением обязательного аудита.
В связи с планомерным переходом России от государственного регулирования экономики к рыночным отношениям, постоянным возникновением новых негосударственных структур, в том числе акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных и акционерных банков, страховых организаций и других финансовых институтов, в основе которых лежит частный капитал, в России объективно возникла необходимость создания института аудиторской деятельности.
Основной целью написания курсовой работы является рассмотрение сопутствующих аудиту услуг.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· Изучение нормативной базы аудиторской деятельности;
· Описание различных видов услуг, сопутствующих аудиту;
· Рассмотрение услуг, совместимых и несовместимых с проведением обязательного аудита.
1. Сопутствующие аудиту услуги: правовое регулирование.
В данной главе анализируется правовая основа применения таких понятий, как сопутствующие аудиту услуги и выполнение специального аудиторского задания. Приводятся примеры из арбитражной практики.
Основной массив подзаконных нормативных актов в области аудиторской деятельности составляют Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. В отличие от внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности (т.е. правил, установленных профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами), Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (далее — ПСАД) являются обязательными для всех аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Именно ПСАД служат основой детального правового регулирования сопутствующих аудиту услуг.
1.1. Сопутствующие аудиту услуги в системе ПСАД
Одним из нормативных актов, сохраняющих значение для правового и методологического регулирования сопутствующих аудиту услуг, является Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г. Протокол N 2 (данный Стандарт был разработан в соответствии с утратившими силу Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263). Поскольку в настоящее время Правительством Российской Федерации еще не утверждено отдельное федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в отношении сопутствующих аудиту услуг, в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторы обязаны руководствоваться в своей деятельности указанным Стандартом 1999 г. в части, не противоречащей уже утвержденным новым ПСАД. В Стандарте приводятся определение и классификация сопутствующих аудиту услуг; изложен общий порядок оказания услуг, сопутствующих аудиту; определены требования к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг; распределена ответственность между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг; указаны особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг в Стандарте понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа, других разделов экономики.
Отметим, что аналог Стандарта от 18.03.1999 в системе международных стандартов аудита (далее — МСА) отсутствует, он отражает специфику российского рынка аудиторских услуг. Поскольку ПСАД, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696, регулируют лишь три вида сопутствующих аудиту услуг, Стандарт 1999 г. сохраняет свое методологическое значение прежде всего применительно к процедуре оказания таких услуг, как налоговое консультирование, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, оценка предпринимательских рисков, проведение маркетинговых исследований, правовое, экономическое, финансовое, управленческое консультирование, иных услуг, признаваемых сопутствующими аудиту согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Окончательная гармонизация массива нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление аудиторской деятельности, произойдет, по-видимому, с внесением соответствующих изменений непосредственно в упомянутый Закон. Разработка ПСАД осуществляется в тесной взаимосвязи с работой по внедрению международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО) в Российской Федерации в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283). Закономерно поэтому, что единые требования к порядку оказания, оформления и оценке качества сопутствующих аудиту услуг устанавливаются стандартами, разработанными с учетом МСА, выпущенных Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). Речь прежде всего идет о ПСАД N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами». Данный Стандарт разработан на основе МСА 120 «Общая структура международных стандартов аудита».
В новейшей системе правового поля аудиторской деятельности выделяется особая группа сопутствующих аудиту услуг, оказание которых регулируется ПСАД, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 — ПСАД N 24, ПСАД N 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации» и ПСАД N 31 «Компиляция финансовой информации». К данным услугам относятся:
обзорные проверки;
согласованные процедуры;
компиляция финансовой информации.
Важно помнить, что ПСАД N 24 не применяется к другим видам сопутствующих аудиту услуг, однако в процессе оказания этой последней группы услуг аудиторам надлежит выполнять общие требования к их качеству. Данная норма коррелирует с возможностью применения при оказании сопутствующих аудиту услуг принципов и конкретных процедур осуществления внутреннего контроля качества аудита, которые аудиторская организация обязана реализовывать в соответствии с ПСАД N 7 «Внутренний контроль качества аудита». В контексте ПСАД N 24 основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором.
При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности).
При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).
При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.
И, наконец, при проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.
В случае выполнения согласованных процедур аудитора приглашают для проведения процедур аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими сторонами (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.), а также для подготовки отчета об отмеченных фактах. Получатели отчета должны сформировать собственные выводы по данным работы аудитора. Отчет предоставляется только сторонам, договорившимся о выполнении данных процедур, поскольку другие стороны, не осведомленные о причинах проведения процедур, могут неверно истолковать их результаты. В случае компиляции финансовой информации аудитор приглашается для использования специальных знаний по бухгалтерскому учету (в противоположность специальным знаниям и навыкам по аудиту) с целью сбора, классификации и обобщения финансовой информации. При этом, как правило, подробные данные сводятся в удобную и понятную форму и не требуется проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации. Используемые процедуры не предназначены и не предполагают, что бухгалтер будет обеспечивать уверенность в отношении финансовой информации. Тем не менее пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицированного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью.
1.2. Выполнение специального аудиторского задания
При проведении согласованных процедур следует помнить, что подобные услуги аудитора могут также регламентироваться Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6 (далее — Стандарт от 20.10.1999)). Согласно п. 3.1 этого Стандарта аудитору может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором. В связи с этим нельзя не обратить внимание на вопрос, касающийся разграничения такой сопутствующей аудиту услуги, как правовое консультирование, и процедур, выполняемых в рамках специального аудиторского задания. Дело в том, что в ряде аспектов правовое регулирование обоих видов деятельности аудитора идентично. Так, ПСАД N 12 «Согласование условий проведения аудита» может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или специальным аудиторским заданиям, а также к сопутствующим аудиту услугам. Поскольку более подробной регламентации выполнения специального аудиторского задания новые ПСАД не содержат, необходимо руководствоваться положениями Стандарта от 20.10.1999. Пунктом 2.1 этого Стандарта установлено, что под специальным аудиторским заданием понимается оказание указанных в договоре с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, в том числе по вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
В соответствии с п. 4.2 этого же Стандарта аудиторская организация может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора (контракта). Другими словами, правовое консультирование в рамках специального аудиторского задания выступает не самостоятельной услугой, сопутствующей аудиту, а частью процедур, выполняемых в рамках специального аудиторского задания, что предполагает их различное правовое регулирование. Данное обстоятельство носит не абстрактно-теоретический характер, и его игнорирование может повлечь для аудитора неблагоприятные последствия. В этом отношении характерны выводы, содержащиеся в Постановлении ФАС Московского округа от 06.09.2005 N КГ-А40/8242-05.
Суть спора заключалась в следующем. Клиенту были оказаны юридические услуги, связанные с подготовкой заключения по специальному аудиторскому заданию, которое, по мнению исполнителя, не отвечало признакам аудиторского заключения. Работа юристов аудиторской компании ограничивалась сугубо гражданско-правовой экспертизой определенной сделки без фактического проведения аудиторской проверки, в том числе анализа вопросов бухгалтерского учета и налогообложения. Недовольный этим обстоятельством клиент поставил вопрос о признании заключения заведомо ложным в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и нашел понимание суда, согласившегося с тем, что спорный отчет является по существу аудиторским заключением, подготовленным и представленным без соблюдения требований названного Закона. Среди типичных видов заключений, оформляемых при выполнении специальных аудиторских заданий, можно упомянуть следующие:
о проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности;
о юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения;
о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета;
об отчете, подготовленном за ряд смежных лет;
по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов.
Одновременно требования данного Правила (стандарта) могут быть хорошим методологическим подспорьем для исполнителя, оказывающего сопутствующие аудиту услуги, не предусматривающие выдачи заключения по специальным аудиторским заданиям.
1.3. Арбитражная практика
Неотъемлемой частью сопутствующих аудиту услуг являются услуги, оказываемые аудиторами в области юриспруденции. Спектр таких услуг ограничен и отражает «финансовую» специфику аудита. Это, прежде всего, правовое консультирование, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.
Своеобразие правовых услуг аудитора обусловлено нормой, зафиксированной в п. 7 ст. 1 Закона N 119-ФЗ и запрещающей аудиторам заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Специальная правоспособность аудиторов представляет собой одно из главных их отличий от обычных консалтинговых компаний, имеющих право оказывать любые виды деятельности в области юриспруденции (с учетом известных ограничений, связанных с адвокатской деятельностью). Характерно, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 также различает деятельность консультантов и представительство от имени клиентов перед налоговыми органами от обычного юридического представительства как деятельности, осуществляемой или контролируемой лицами, являющимися членами коллегии адвокатов.
В спорах с участием налоговых органов проблема соотношения понятий «сопутствующие аудиту услуги» и «аудиторские услуги» может приобрести особую остроту. Так, согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся аудиторские услуги. Аудиторы, проверяя достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента в рамках договора на осуществление аудита, зачастую одновременно оказывают услуги по правовому и налоговому консультированию. В соответствии с законодательством при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о юридических нормах, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Практика показывает, что в ряде случаев налоговые органы используют подобное осложнение аудита «консалтинговым» элементом, чтобы отказать налогоплательщику в праве учесть вознаграждение аудитора в целях налогообложения. Разрешая подобные споры, суды указывают, что законодательство Российской Федерации четко разграничивает две сферы деятельности аудиторских организаций: собственно аудит и сопутствующие ему услуги, прежде всего консалтинг.
Особенно часто проблемы возникали у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, перечисленных в ст. 346.16 НК РФ. В отличие от общепринятого порядка налогообложения прибыли этот перечень расходов носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. С 1 января 2006 г. согласно обновленной редакции пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения в уменьшение полученных доходов принимаются расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.
Нередки споры о компенсации налоговыми органами расходов налогоплательщика, понесенных при оказании ему сопутствующих аудиту услуг, прежде всего услуг правового характера. Заслуживает внимания ситуация, описанная в Постановлении ФАС Московского округа от 20.01.2003 N КА-А40/8761-02. Налогоплательщик обратился в суд с иском об обязании налоговой инспекции возместить убытки, вызванные расходами по оплате услуг аудиторской фирмы по обжалованию в арбитражном суде неправомерных действий и бездействия налоговой инспекции и представительству при рассмотрении споров. В обоснование своих требований истец сослался, в частности, на факт правомерного оказания ему правовых услуг аудиторской фирмой, а также на то, что материалами дела подтверждены как затраты исполнителя (количество часов), так и размер фактически произведенных истцом расходов. Суд не поддержал налогоплательщика, поскольку последним не был доказан факт привлечения конкретного юриста, занимавшегося подготовкой и представлением в арбитражный суд документов, не была обоснована методика расчета числа отработанных человеко-часов, не доказаны содержание и объем каждого из действий, указанных в отчетах аудиторской фирмы. Особого внимания заслуживает подход указанного суда к выяснению вопроса о безусловности права аудитора осуществлять правовое консультирование и представительствовать в судебных органах. Аудиторы выдвинули доводы о своем безусловном праве оказывать такие сопутствующие аудиту услуги на основании пп. 5 п. 6 ст. 1 Закона N 119-ФЗ. Однако суд отклонил указанные доводы, указав на неразрывную связь данной нормы с положениями п. п. 1 и 3 этой же статьи, где даны понятия аудиторской деятельности как деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, и цели аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Как заключил суд, довод истца со ссылкой на п. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации о праве аудиторской фирмы оказывать правовые услуги, в том числе посредством представительства в арбитражном суде, в любом случае (т.е. независимо от того, что такие услуги оказываются не профессиональным юристом, а аудитором и не в рамках аудиторской деятельности) не обоснован. Суд разъяснил, что данный вывод не противоречит п. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, устанавливающему гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, а также Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 N 22-О.
Налогоплательщик, выигравший спор с налоговой инспекцией, естественно, захочет компенсировать свои расходы, связанные с оплатой услуг аудитора по представительству в судебных органах. Согласно п. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Как разъяснено в Приложении к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82, при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 АПК РФ).
Имеются прецеденты, когда налоговые органы при оценке разумности расходов ссылались на Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 400 (в ред. от 28.09.2007) «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда». Между тем суды с таким подходом не всегда соглашаются, поскольку указанное постановление касается оплаты услуг адвоката в уголовном процессе. Небезынтересны в этом отношении выводы, сделанные ФАС Московского округа в Постановлении от 14.06.2005 N КА-А40/4851-05-П: по мнению суда, при расчете компенсации оплата за услуги адвоката в арбитражном процессе увеличивается на 50% по сравнению с действующими расценками по оплате услуг адвоката в судах общей юрисдикции.
Следует подчеркнуть, что ограничения, обусловленные специальной правоспособностью аудиторских фирм, при оказании сопутствующих аудиту услуг вовсе не становятся своего рода «слабым местом» исполнителя. Наоборот, правильная организация и надлежащее оформление отношений, возникающих при оказании сопутствующих аудиту услуг, являются гарантией того, что обратившийся к аудитору заказчик сможет учесть понесенные расходы в целях налогообложения. Характерны выводы, содержащиеся в Постановлении ФАС Московского округа от 18.05.2005 N КА-А40/3860-05: расходы, связанные с оплатой консультационных услуг (по вопросам налогового, финансового, бухгалтерского, правового, управленческого консультирования), а также других сопутствующих аудиту услуг, принимаются при исчислении налоговой базы налога на прибыль при условии, если такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Несмотря на то, что данный вывод был сделан судом в отношении субподрядчиков аудиторской фирмы, не имеющих лицензий на осуществление аудиторской деятельности, значение этого судебного прецедента недооценивать нельзя. В связи с этим напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ с 1 июля 2008 г. прекращается лицензирование аудиторской деятельности.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что система правового регулирования аудита в целом и сопутствующих аудиту услуг в частности находится в процессе постоянной эволюции. Наличие стройной, отвечающей требованиям нынешнего дня системы правового регулирования данной области деятельности будет верным признаком становления в России по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
2. Характеристика услуг, сопутствующих аудиту.
2.1. Виды услуг сопутствующих аудиту
В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие ему услуги. В аудиторских организациях они начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполнения. И это не случайно, так как именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. В связи с этим в нашей стране и был создан не имеющий аналога в МСА стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». После принятия Закона об аудите данный стандарт пока еще не пересмотрен, поэтому необходимо руководствоваться перечнем сопутствующих услуг, оказание которых разрешено аудиторским организациям, указанным Законом.
Еще раз подчеркнем, что в соответствии с законом аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Для осуществления последних от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.
В соответствии с Законом об аудите под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
I) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2)налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) осуществление маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области аудиторской деятельности, а также информации о их результатах, в том числе на бумажных и электронных носителях;
I1) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Трудности с определением иных услуг (см. п. 12) возникают у многих аудиторов, а также лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, еще на этапе получения лицензий. Так, если в уставе аудиторской организации, подававшей документы на получение лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, были указаны юридические услуги, то ЦАЛАК отказывала им в выдаче лицензии до приведения состава оказываемых услуг в соответствие с действующим законодательством.
Сопутствующие аудиту услуги условно могут быть подразделены на услуги контроля, услуги действия и консультационные услуги. Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, начисление налоговых платежей и др. К услугам действия относятся, например, проведение маркетинговых исследований, разработка инвестиционных проектов, а также постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.
С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся необходимыми. Это объясняется тем, что рыночная экономика базируется на формировании здоровой конкурентной среды, а чтобы достичь конкурентных преимуществ, фирмам нужны нововведения, для чего и требуются квалифицированные советы. Если на первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были очень незначительными, то сегодня их спектр существенно расширился: внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, услуги по подбору персонала, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т.п. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернационализация и глобализация бизнеса. В настоящее время в большинстве развитых стран консультирование по экономике и управлению становится отдельным спектром услуг, однако в России ситуация пока складывается иначе.
Внутренний спрос на консультационные услуги в России еще отстает от спроса в развитых странах. Но следует отметить, что кроме внутреннего существует и внешний спрос, который направлен, как правило, на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств.
По мнению российских специалистов, в настоящее время существуют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных услуг, направленные на укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг.
Увеличение доли консультационных в общем объеме профессиональных услуг, на наш взгляд, связано:
— с особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровлению предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;
— возрастающим количеством транснациональных сделок, что является важным фактором, способствующим расширению деятельности департаментов налогового планирования аудиторско-консультационных фирм. Если раньше специалисты по налогам решали отдельные задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплексные консультационные проекты: разработку и реализацию стратегии развития деятельности клиента;
— сложными экономическими ситуациями, требующими нестандартных оперативных решений.
В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:
— рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;
— появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг;
— улучшение качества консультационных услуг;
— увеличение числа фирм-клиентов.
Все сопутствующие аудиту услуги подразделяются на совместимые и несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки. При оказании совместимых услуг и можно выполнять одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.
При оказании несовместимых услуг необходимо учитывать требование Закона об аудите. Обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются непосредственно аудиторской организацией.
Помимо специальных требований, к каждому виду сопутствующих аудиту услуг предъявляются и общие профессиональные требования.
2.2. Требования, предъявляемые к аудиторским организациям при выполнении и оказании услуг, сопутствующих аудиту.
Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация, где это возможно, должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.
Специалисты аудиторских организаций, принимающие участие в проведении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, обязаны выполнять необходимые профессиональные требования и этические нормы аудиторской деятельности, к которым относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, прилежание, скромность, следование правилам профессионального поведения, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности и принципа конфиденциальности информации, ставшей известной аудиторам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.
При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:
— за соблюдение действующего законодательства;
— полноту и правильное юридическое оформление документов;
— точность, достоверность и своевременность предоставления документов, сведений, информации, а также любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.
Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также при задержке ее предоставления со стороны экономического субъекта.
Выполнение работ и оказание услуг, сопутствующих аудиту, требуют от аудиторских организаций:
— действовать в соответствии с заданием заказчика, сформулированным в письменном виде (в форме договора или контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);
— планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
— документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
— четко разграничивать ответственность и функции исполнителей при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации;
— разрабатывать постоянно действующие типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг;
— контролировать качество выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту, особенно в крупных аудиторских организациях;
— подготавливать по итогам выполнения работ или услуг документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.
Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором. К нему может прилагаться задание на выполнение работ, содержащее:
— перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;
— перечень документов, которые должны быть составлены аудиторской организацией в результате обработки источников данных, с указанием носителя (бумажный, машинный и т.д.);
— перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект хочет получить от аудиторской организации.
Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, письменно составленных первичных документов, регистров учета, отчетности, справок и т.п.
Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует использовать ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита».
Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и высокой квалификацией. В процессе выполнения таких услуг аудиторская организация вправе привлекать экспертов в соответствии с Правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». При этом с аудиторской организации не снимается ответственность за качество оказываемых услуг, сопутствующих аудиту.
3. Услуги аудиторов в перспективе
Профессор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета С. Бычкова в качестве перспективных называет следующие услуги аудиторов:
1. Оценка риска. Она помогает определить вероятность возникновения неблагоприятных обстоятельств. Особое значение данная услуга приобретает при оценке финансовых инструментов: финансовых опционов, фьючерсов, форвардов, свопов и др., поскольку им присущи такие специфические виды риска, как кредитный, рыночный, контрольный, риск изменения законодательства.
2. Определение надежности систем. Оно дает информацию о «честности» информационных систем и контроле, осуществляемом за их деятельностью с целью повышения эффективности данных систем.
3. Электронная торговля. В этом контексте внимание аудитора должно быть сконцентрировано на защищенности и подлинности электронных сделок и связи.
4. Контроль за эффективностью функционирования объекта. Он позволяет следить за качественной работой объекта и надежностью предоставляемой информации.
5. Наблюдение за эффективностью капиталовложений с представлением отчета по этому вопросу вышестоящей организации, исследование необычных ситуаций и принятие решений по ним.
6. Проектирование информационных систем и работа в качестве внешних источников обработки информации. В будущем для пользователей появится корпоративная база данных с централизованной системой управления, содержащая бухгалтерские отчеты и заключения аудиторов. Разработка таких систем позволит на основе доступного программного обеспечения производить собственный анализ.
7. Оценка информации, размещенной в Интернете. Например, информация о состоянии дел на фирме, включая бухгалтерские отчеты, помещается в компьютерную систему связи на соответствующую страничку, к которой может обратиться любой субъект, интересующийся бухгалтерской отчетностью. Однако для пользователя прежде всего важно, насколько достоверна эта информация. Нажав на опцию «аудитор», можно определить мнение специалиста о достоверности информации на данной странице (проверены ли эти данные, имеется ли отчет аудитора по ним и т.д.).
8. Экологическая оценка. Так, в некоторых западных странах в соответствии с законами об охране окружающей среды был создан необычный актив — право выброса вредных веществ, т.е. фактически введено лицензирование на право выброса определенного количества вредных веществ в атмосферу. Если предприятие не до конца использовало этот актив, то оставшуюся часть оно может продать через агентство по охране окружающей среды. Следует обратить внимание, что такое право не предоставляется вновь созданным предприятиям, они должны покупать его только у действующих организаций. Задача аудитора состоит в том, чтобы проверить правильность оценки этих прав, способы соответствующих измерений, методы оценки (по рыночным ценам или с помощью других средств) и др.
9. Проверка отражения результатов мероприятий по охране окружающей среды в бухгалтерских отчетах предприятий. В данном случае проверяется наличие необходимых лицензий на проведение мероприятий, так или иначе связанных с охраной окружающей среды.
Помимо специальных требований, к каждому виду сопутствующих аудиту услуг предъявляются и общие профессиональные требования.
Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация, где это возможно, должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.
Заключение
Оказание сопутствующих аудиту услуг — сложное, но перспективное направление в деятельности аудиторской организации. Очень важно, чтобы в этом процессе аудиторская фирма сумела привлечь клиентов, а затем, что самое главное, удержать их впоследствии. Для этого все оказанные услуги должны быть выполнены на высоком уровне, их результаты не должны повлечь за собой финансовые санкции со стороны налоговых и прочих органов по отношению к клиенту. Клиент должен видеть реальную пользу от приобретения аудиторских услуг, ощущать как реальную экономию финансовых ресурсов, так и многочисленные скрытые выгоды от плодотворного сотрудничества с аудиторской организацией.
С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.
Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности — учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N307- ФЗ
2. Г.Б. Полисюк, Ю.Д. Кузьмина, Г.И. Сухачева «Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия». М.: «ЭКЗАМЕН» 2003 г.
3. В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др. «Аудит» уч. для вузов под ред. Проф. В.И. Подольского перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2002 г.
4. М.В. Мельник, М.Л. Макальская, Н.А. Пирожкова, Э.А. Сиротенко, В.П. Невежин «Аудит» под ред. док. экон. наук, проф. М.В. Мельник М.: «Экономист» 2005 г.
5. www.kosmos-audit.ru