Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Розничная продажа товаров

--PAGE_BREAK--Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия. Анализ розничного товарооборота помогает руководителям предприятия вовремя выявить недостатки в структуре товарооборота по группам, зависимость товарооборота от движения и наличия запасов, численности работников и их производительности, изменения цен, учесть все это в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем будущем.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Планирование общего объема розничной торговли
Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:
1) Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения.
Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.
2) Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.
3) Соотношение товарного и нетоварного потребления.
На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.
4) Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.
5) Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов.
Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.
В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:
ь продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);
ь продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);
ь непродовольственные товары;
ь товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.
Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
ь опытно-статистический;
ь экономико-статистический;
ь экономико-математического моделирования;
ь комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину.
Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 — 5 лет, предшествующих планируемому году.
Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.
При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.
Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.
Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.
Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.
Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.
2.2 Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам
Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.
Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.
В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.
Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов. Основными факторами являются:
1) Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения.
Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет повысить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.
2) Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.).
Они отражаются на показателях внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. В целом по магазину в годовом и в квартальном оборотах имеется некоторая стабильность. Однако при планировании товарооборота нельзя механически переносить в план сложившиеся в прошлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходящих в экономике района торговли.
3) Равномерность завоза товаров по периодам года.
Исследования внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения и особенностей спроса — нормальное явление, а колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерческого отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота.
3 РАСЧЕТ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИМПУЛЬС»
3.1 Расчет товарооборота по предприятию, по кварталам
Основным видом деятельности ООО «Импульс» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года характеризуется следующими данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1 — Динамика розничного товарооборота ООО «Импульс» за 2007 — 2009 г.г.
Годы    

Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.)   

Цепные темпы роста товарооборота, %         

Базисные темпы роста товарооборота, %      
               

В действующих ценах

В сопоставимых ценах              

В действующих ценах

В сопостави мых ценах             

В действующих ценах

В сопоставимых ценах              
2007     

2141,5  

2141,5  

100,0    

100,0    

100,0    

100,0    
2008     

2620,7  

2176,6  

122,4    

101,7    

122,4    

101,7    
2009     

3105.2  

2227,5  

118,5    

102,3    

145,0    

104,0    
Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2008 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2009 году — 118,5%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но меньше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом (средний индекс цен в 2008 году — 1,204 или 120,4%, в 2009 году — 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2008 году на 1,7%, в 2009 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0 % (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 — 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары — на 877,7 тыс. руб. (3105,2 — 2227,5).
По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.
За 2007-2009 гг. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала — свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал — свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.
Таблица 2 — Розничный товарооборот ООО «Импульс» по кварталам года
Кварталы          

2008 г. 

2009 г. 

Отклонение в сумме (+,-)        

2009 г. в % к 2008 г.       

               

сумма, тыс. руб.            

удельный вес, %           

сумма, тыс. руб.            

удельный вес, %                                          
1            

610,8    

23,3      

714,0    

23,0      

+103,2  

116,9    
2            

655.2    

25,0      

770,5    

24,8      

+115,3  

11 7,6   
3            

647,3    

24,7      

770.1    

24,8      

+122,8  

119,0    
4            

707,4    

27,0      

850,6    

27,4      

+143,2  

120,2    
Всего за год     

2620,7  

100,0    

3105,2  

100,0    

+484,5  

118,5    
Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным — первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий — в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала — на 0,2% по сравнению с 2008 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2008 году до 24,8% в 2009 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2009 году 27,4% и возросла по сравнению с 2008 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%).
Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
3.2 Расчет товарооборота по товарным группам
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам (табл.3). Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Таблица 3 — Розничный товарооборот предприятия по товарным группам.
Товарные группы         

2008     

2009     

2009г. в % к 2008г.         

               

сумма млн. руб.            

удель ный
вес, %  

в действующих ценах

в сопоставимых ценах              

в сопо
стави мых
ценах  

в деист
вующих ценах               

               

                              

сумма тыс. руб.             

удель ный вес ,%          

сумма тыс.
руб.      

удель ный вес, %          

ценах                  
Мясо и птица  

372,1    

14,2      

447,0    

14,4      

376,2    

14,0      

120,1    

101,2    
Колбасные изделия    

340,8    

13,0      

403,4    

13,0      

342,7    

12,8      

118,4    

100,6    
Рыба, сельдь  

76.1      

2,9         

90,3      

2,9         

77,3      

2,8         

118,7    

101.6    
Масло животное          

97.0      

3,7         

114,9    

3,7         

98,8      

3,7         

118.5    

101,9    
Молоке, сыр и молочные продукты 

214,8    

8,2         

248,7    

8,0         

212,2    

7,9         

115,8    

98,8      
Яйца    

68,2      

2,6         

80,9      

2,6         

69,8      

2,6         

118,6    

102,3    
Сахар  

81.3      

3,1         

99,3      

3,2         

84,0      

3,2         

122,1    

103,3    
Кондитерские изделия             

157,3    

6,0         

186,8    

6,0         

160,5    

5,9         

118,8    

102,0    
Мука, крупа и макаронные изделия 

62,7      

2,4         

74,7      

2,4         

64,2      

2.4         

119,1    

102,4    
Водка и ликероводочные изделия    

314,4    

12,0      

375,7    

12,1      

323,5    

12,1      

119,5    

102,9    
Вина, шампанское, коньяк     

283,0    

10,8      

329,3    

10,4      

281,2    

10,5      

116,4    

99,4      
Прочие продовольсгвенные товары 

264,7    

10,1      

321,8    

10,4      

304,8    

11,4      

121,6    

115,1    
Непродовольственные товары            

170,4    

6,5         

195,8    

6,3         

168,3    

6,3         

114,9    

98,8      
Всего товаров 

2620,7  

100,0    

3105,2  

100,0    

2681,5  

100,0    

118,5    

102,3    
Несмотря на значительный рост по реализации ряда позиций, в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, что говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Наблюдается снижение физического объема товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как молоко и молочная продукция — на 1,2%, хлебобулочные изделия — на 0,5%, непродовольственные товары — на 1,2%, вина, шампанское, коньяк — на 0,6%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.