--PAGE_BREAK--Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен решать ряд задач и составить мнение по следующим вопросам:
1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;
2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;
3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;
4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;
5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;
6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;
7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;
8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.[8]
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
- проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
- помощь в организации бухгалтерского учета;
- помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
- консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
- экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
- консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
- разработка учредительных документов и др.;
- предоставление информации о будущих партнерах;
- информационное обслуживание клиентов;
- другие услуги.[9]
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета. Роль оценочной функции – интерпретации фактов, подтверждающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов – сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы часто считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергать проверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количественный рост сложных сделок, сделок нового типа и необходимости оценивать способ их отражения в отчетности администрацией. Указанные две функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции.
1.2. Классификация и задачи аудита
Аудит классифицируется по различным признакам. Основные виды аудита представлены в табл. 2.
Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства.
Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит – неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Таблица 2.
Виды аудита
Внутренний аудит – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:
- содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
- объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
- сложившейся системы управления экономического субъекта;
- состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
- проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- проверка деятельности различных звеньев управления;
- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
- работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
- оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.[10]
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.
Внутренний аудитор выполняет следующие функции:
- проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
- оценка экономичности и эффективности операций компании;
- проверка уровней достижений программных целей;
- подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы – разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита представлены в приложении.
По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическим лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;
4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.[11]
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.[12]
продолжение
--PAGE_BREAK--По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором необходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.
В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку очетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
Аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.
Ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).
Управленческий (производственный) аудит – это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, – один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.
Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели:
- оценка эффективности управления;
- выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
- внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Специальный аудит (экологический, операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Международная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3-5 годами.[13]
Оперативный аудит – это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.
По характеру проверки различают:
- подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
- системно ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
- аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).
2. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Аудит и понятие ответственности
Ранние характеристики процесса аудирования состояли в ответственной позиции исполнителя (аудитора), защищающей его действия в отношении правомерности выводов о проверяемой организации, и были связаны с определенными судебными концепциями. В настоящее время эти позиции замещены, поскольку современная контрольная практика аудита в значительной степени освобождена от ее фискального назначения, хотя существует известное исключение – при обязательном аудите аудиторское заключение сдается в налоговые органы совместно с отчетными документами. В работе известных зарубежных авторов аудит характеризуется как профессиональная наблюдательная практика и, согласно Д. Флинту, является результатом отношений обоюдной ответственности сторон аудитора и клиента.[14] При несомненном законодательном влиянии на сферу финансового аудита наблюдается изменение в сторону расширения сопутствующих аудиторских практик, не нашедших своих отражений в законодательной деятельности.
Традиционные подходы предварительных условий аудита обычно выражаются в требованиях на стадии заключения договоров в целях определения независимости ответственности между аудиторами и клиентами. Это особо отчетливо просматривается при инициативной практике проведения аудита, когда клиент обращается за аудиторскими услугами в добровольном порядке, а не в случаях, оговоренных как обязательные законодательными и уставными требованиями.
При инициативном аудите предусматривается использование разнообразных технологий контроля, определяемых различными рисками, возникшими в управлении бизнесом при возможной информационной асимметрии финансовой и организационной деятельности. В данном случае аудит выступает как технология сокращения риска, которая выявляет ненормативные действия персонала. Согласно мнению К. Перроу за аудитом признается возможность аналитической характеристики специфической модели социальных отношений.[15] Действительно, анализ производственных взаимосвязей категорий руководителя и персонала делает возможным выявление внутрифирменных проблем ответственности клиента, которые могут быть решены аудитом. Иными словами, аудит, далекий от того, чтобы быть естественным ответом на проблемы внутрифирменной компетенции, выявляет их в пределах специфических представлений социальных мер и представляет посредством доступных ему доказательств. Таким образом, финансовый аудит имеет возможность доступными ему способами влиять на решение задач в отношениях между управлением и финансовыми службами предприятия. Несмотря на то, что традиционные подходы финансового аудита формируют его в рамках контроля за собственностью, требованиями рынков капитала и различными формами регулирования финансами предприятия, его роль неоднозначна. Специфические экономические объяснения аудита представляют широкий спектр социальных взаимоотношений, требующих подтверждения достоверности.
Аудит может быть расценен как технология недоверия, согласно которой доверие может быть восстановлено мнением независимой стороны. Аудиторская экспертиза прилагает усилия в поисках подтверждения достоверности деятельности клиента посредством стратегически спланированных и выполненных процедур. Несомненно, социум через законы и стандарты аудиторской деятельности контролирует свой подход к требованиям достоверности, тем самым маскируя свое недоверие к самой аудиторской экспертизе: ведь при закрепленных законодательно требованиях к вопросу аудиторской деятельности аудиторы сами могут быть подвергнуты процедуре проверки. И как следствие, аудиторам общество доверяет больше, чем самому персоналу, в их оценке бизнеса, качестве исполнения технической экспертизы и независимости выводов.
Поскольку аудит занимает главенствующую позицию над остальными процессами, последние должны быть преобразованы до такой степени, чтобы отвечать принципам и подходам аудита: прозрачности, соответствия, достоверности и пр. Другими словами, аудит не только вид предпринимательской деятельности, но и средство влияния в установленном контексте на предпринимательскую среду в доступных ему пределах. Действительно, аудит создает и выполняет требования созданных им структур ответственности. Таким образом, аудит становится доминирующим элементом структуры ответственности.
Традиционные представления финансовой ответственности предполагают, что аудит контролирует правильность ведения бухгалтерских счетов через проверку бухгалтерских книг и подтверждение правильности итога баланса. Финансовый аудит оказывает повсеместно большое социальное влияние, подвергая проверке финансовую деятельность, благодаря выработанным подходам и методикам демонстрирует ответственность клиента при собственной выраженной независимости и нейтральности к результатам. Современные явления в обществе показывают процессы экспорта ценностей аудита для новых сфер применения.
Проектирование аудиторских практик на различные сферы экономической и общественной жизни связано с преобразованиями в организации государственной деятельности.
Эти преобразования не могут быть поняты просто на уровне количественной интенсификации аудиторских методов. Расширение применения аудита как отличительная административная рациональность также воплощает три взаимосвязанные проблематики контроля и управления как невидимость ревизии, политику предупреждения и определения рисков, создание системы внутреннего аудита. Важное измерение этого процесса – распространение и обобщение финансовой модели ответственности на взаимоотношения между бизнесом и обществом, где воплощается «новое общественное управление», создавая общественную ответственность относительно понятий миссии и цели бизнеса, эффективного использования ресурсов, финансовой работы и конкуренции.
Эта перестройка общественных ожиданий и целей воздействия на бизнес определена двумя силами, которые имеют тенденцию двигаться в противоположных направлениях. С одной стороны, центробежные движения децентрализации и передачи сфер общественного благосостояния представляют государственные функции, с другой стороны – центростремительные явления обеспечивают новую руководящую рациональность, достигнутую косвенными средствами. Аудит становится чуть ли не политической технологией, взаимно примиряющей учредительные силы бизнеса и общества, гарантирующей, что смещение государственных институтов рыночными структурами никогда не может быть окончательным. Аудит в данном смысле – рука общества, которая, защищая интересы его рядовых членов, спасает их от создания лишних государственных централизованных структур контроля за деятельностью бизнеса.
Политика аудита представляет собой модальный контроль (осмотр, оценка и пр.) за деятельностью клиента, в традиционном подходе – за финансовой деятельностью. Но, находя какие-нибудь нарушения, указывая на них, аудиторы определяют пути их устранения. А указывать, что делать, – значит управлять. Т.е. даже в традиционном финансовом аудите есть скрытый управленческий вектор развития отношений. Если же принять как условие пролонгацию договорных отношений с аудиторской фирмой на новый срок, и выполнение всех прежних рекомендаций по исправлению прошлогодних ошибок, то аудит кроме простой констатации фактов первого порядка (допустим, подтверждение финансовой отчетности и финансовой политики клиента) уже косвенно контролирует степень эффективности управления. Другими словами, аудит в жизненных реалиях становится формой технологического контроля за уровнем ответственности.
Современное развитие общества выражает организационную логику на стадии становления, в которой аудирование является неоспоримой ценностью. Аудит становится методом специфической организаторской рациональности, при которой оценивается не только форма иерархического управления и контроля, но и может быть оценена степень его эффективности. Вследствие чего методы аудита принимаются в настоящее время как основа базиса моделирования подтверждения различных специфических сфер ответственности.
2.2. Аудит и демократия
Аудит в настоящее время все более убедительно трансформируется в инструмент демократии. Базируясь на рассмотренных ранее принципах ответственности и прозрачности, аудит при всей своей продвинутости как контрольного метода может иллюстрировать уровень развития демократического общества только при условиях соответствующей гласности и раскрытия информации. Другими словами, аудит получает некий коэффициент обязательной публичности, что в свою очередь требует гласности не только результатов проверки, но и самих процессов. При выполнении данных требований достигается новый уровень доведения необходимой информации о бизнесе до самых широких слоев заинтересованных лиц, а также формируется активный процесс внешнего контроля за деятельностью бизнеса. Традиционная аудиторская проверка достоверности финансовой отчетности расширяет свои рамки: корпорации, включаясь в подготовку корпоративной социальной отчетности (КСО), согласно действующим международным стандартам КСО (АА1000; GRI), представляют и эту отчетность на верификацию аудиторским фирмам. В рамках таких проверок аудиторские фирмы должны подтвердить социальную лояльность корпораций по трем комплексным направлениям: экономическому, социальному и экологическому, что обусловлено принципами Концепции устойчивого развития. Обычные мерки к аудиту как контролю только за финансовой деятельностью предприятий явно не соответствуют требованиям, которые предъявляются развитием современного общества. Складывающиеся тенденции, не вступая в теоретические противоречия с целями, задачами и возможностями аудита, наталкиваются на ярое противодействие самой консервативной экономической специальности – бухгалтерского учета.[16]
В настоящее время в международной практике учета закладывается понятие социального учета, необходимого для формирования новой по своей природе социальной отчетности корпораций.
В настоящее время в российской экономической науке наметилась тенденция расширения понятийных функций аудита. В рамках рассмотрения гипотезы трансформирования аудита в инструмент демократии, что особенно ярко отражается в подтверждении КСО, предметом аудита становится совокупность организационно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью социально ответственной компании: это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы, экология, использование интеллектуального капитала и прочие, рассмотренные через призму заинтересованных сторон (см. таблицу 3).
продолжение
--PAGE_BREAK--