--PAGE_BREAK--
Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.
Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнирований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.
За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход.
При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели:
- увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители и получение дохода за счет ее реализации;
- вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;
- вовлечение в предпринимательство имеющихся дополнительных и природных ресурсов;
- изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники;
- удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности.
Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего оформляется основной документ – Устав предприятия.
Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятия.
Если нет денег для создания предприятия, можно взять кредит в банке. Но получить его непросто – нужны гарантии, залог, а самое главное, кредит надо возвращать с процентами. Предприниматель, создающий новое предприятие, должен прежде всего иметь полезную эффективную идею. Следующим этапом должен быть расчет:
- сколько и каких средств понадобится, чтобы начать дело;
- какую сумму прибыли можно получать в год, начав дело.
Если расчеты показывают, что реализация замысла способна принести хороший доход, надо искать партнеров – людей, желающих работать или имеющих средства для вложения в предпринимательское дело.
Успех будет достигнут при хорошей организации людей – для этого нужно составить план работы, установить контроль исполнения, определить функции каждого работника и расставить их по рабочим местам, то есть образовать механизм управления предприятием.
Конструктивная идея, сплачивающая людей, и последующая организация их работы заменяет отсутствующие денежные средства. Новая идея - это не обязательно замысел нового товара или технологии. Это может быть и знание людей, владеющих денежными ресурсами, которых можно объединить для общей выгоды, и знание спроса на какие-то товары или услуги, которые остаются невостребованными у тех, кто владеет этими товарами или может оказывать эти услуги, и знание технологии создания и регистрации предприятия и т.д.
Иначе говоря, хорошая идея – это тоже ценность, которая способна приносить доходы, но которая, однако, должна дополняться деловой инициативой и упорной работой над ее реализацией.
1.3. Реорганизация предприятия.
Реорганизация предприятия – одна из форм прекращения деятельности предприятия в случае, если оно признано несостоятельным. реорганизация производятся по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива или по решению суда.
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора, а также прокурора. Должник и кредитор в своих заявлениях могут ходатайствовать о введении таких реорганизационных процедур как внешнее управление имуществом должника илипроведение санации.
Следует обратить внимание на ряд особенностей внешнего управления. Во-первых, оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгод приобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.
Во-вторых, при внешнем управлении в большей степени сохранится преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии системы управления адаптируется к внешнему управлению.
Реорганизационные процедуры
Внешнее управление
|
Санация
|
Основания для проведения процедуры
| |
Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий
Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания этому предприятию финансовой помощи
|
|
Принимается арбитражным судом по ходатайству должника, собственника предприятия-должника, кредиторов
| |
Продолжительность процедуры не более 18 месяцев.
Продолжительность процедуры 18 месяцев, но может быть продлена еще на 6 месяцев.
|
|
Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (на конкурсной основе при наличии нескольких кандидатур)
Арбитражный суд определяет участников санации, которые проводят собрание (в 7-мидненый срок со дня вынесения определения) по выработке соглашения
|
|
Управляющий руководит предприятием, распоряжается имуществом, разрабатывает план проведения внешнего управления, проводит собрание кредиторов и выполняет другие функции, предусмотренные законом
Участники санации должны обеспечить в течение 12 месяцев удовлетворение не менее 40% от общей суммы требований кредиторов и несут совместную ответственность перед кредиторами за выполнение принятых обязательств в полном объеме.
Состав и содержание этих процедур показаны на схеме 2.
Схема 2.
Следует отметить также, что внешнее управление носит черты коллегиальности: в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений. План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов.
Что касается санации, то основными правилами проведения этой процедуры являются:
1. Состав участников санации определяется на основе конкурса. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если они не воспользовались своим преимущественным правом.
2. В соглашении участников санации должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов а согласованные с ним сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть. За выполнение принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность.
3. В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективности проведения санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственников либо коллектива предприятия, либо кредиторов. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.
1.4. Ликвидация предприятия.
Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другие отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.
Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом по рекомендации собрания кредиторов. Конкурсный управляющий создает ликвидационную комиссию и работает над контролем собрания кредиторов, которое:
- может образовать комитет кредиторов и определить его функции;
- дает ему разрешение на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника;
- решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также начальной цене имущества предприятия-должника;
- может принять решение о заключении мирового соглашения.
В работе собрания кредиторов имеют право участвовать: конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива и должник. Представитель трудового коллектива вправе осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия, а также проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности.
В ходе конкурсного производства проводится инвентаризация и оценка имущества предприятия-должника и определяется конкурсная масса– имущество, подлежащее конкурсной продаже в интересах погашения долгов предприятия. Не включается в конкурсную массу арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении, и личное имущество работников, на которое не может быть обращено взыскание.
Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности.
Вне очереди покрываются расходы, связанные с:
- конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим;
- продолжением функционирования предприятия-должника.
После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования в следующей очередности:
1) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;
3) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства;
4) конкурсных кредиторов;
5) членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;
6) прочих собственников;
7) все остальные требования.
Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.
Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.
На любом этапе производства по делу о несостоятельности может быть заключено мировое соглашение, реализуемое в соответствии с правилами, показанными на схеме 3.
Схема 3
Мировое соглашение
|
Может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами 4-й и последующих очередей на любом этапе производства дела о банкротстве
|
Мировое соглашение принимается не менее ⅔ (по сумме требований) конкурсными кредиторами на собрании кредиторов
|
Должник направляет в суд:
1. Мировое соглашение
2. Бухгалтерский баланс
3. Список всех конкурсных кредиторов 4-й и последующих очередей
4. Справку о сумме задолженности, на которую распространяется мировое соглашение
|
Суд рассматривает мировое соглашение с заинтересованными сторонами и утверждает его
|
В течение двух недель после утверждения мирового соглашения кредиторы должны получить не менее 35% суммы долга.
|
Мировое соглашение может быть расторгнуто:
- по соглашению сторон;
- по решению арбитражного суда при возобновлении дела о банкротстве
Наряду с принудительной ликвидацией существует также добровольная ликвидацияпредприятия. Она осуществляется в следующем порядке:
- решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;
- собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;
- конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;
- предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.
Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия (объединения).
2.1 Организационная структура управления ОАО «Тимашевский сахарный завод»
ОАО «Тимашевский Сахарный завод» является открытым акционерным обществом – полным правопреемником ТОО «Тимашевский сахарный завод», образованного на правах общей долевой стоимости и приватизированном имуществе.
В Уставе ОАО «Тимашевский сахарный завод» отражено следующее:
Основными видами деятельности предприятия являются:
– производство и реализация сахара из свеклы и сырца;
– производство патоки – мелассы;
– производство и переработка другой с/х продукции;
– строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;
– производство продукции производственно – технического потребления;
– информационное обслуживание;
– торговля, торгово – посредническая, закупочная, сбытовая деятельность.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая переданное ему акционерами в счет оплаты акций. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Согласно Устава, имеющаяся в распоряжении Общества сумма денежных средств используется для расчетов за выполненные работы, оказанные услуги, оплату труда работников, уплату налогов, сборов, на образование фондов и выплат дивидендов акционерам.
Все остальные правовые отношения между ОАО «Тимашевский сахарный завод» и его акционерами и третьими лицами регулируется соответствующими статьями закона «Об акционерных обществах» и другими действующими правовыми актами РФ.
Распорядок дня для работников установлен согласно графику сменности.
Завод имеет три свеклопункта: Призаводской, Кущевский, Степнянский, где осуществляется хранение свеклы в кагатах. Переработка свеклы достаточно водоемка: для производственных целей используется до 20% свежей воды и до 80% повторно используемой. В этих целях на территории завода имеется 12 артскважин и водоем реки Тихонькой.
ОАО «Павловский сахарный завод» имеет большую сырьевую базу: Павловский, Кущеский, Крыловский районы, основная масса посевов расположена в пределах 50 км от завода, что снижает потери при транспортировке. В последние 2 -3 года увеличилось количество свекло – сдатчиков из Ростовской области. Кроме того, завод перерабатывает сахар-сырец (из сахарного тростника, Куба), поставляемый фирмой «Альфа-Эко» (г.Москва).
ОАО «Тимашевский сахарный завод» — предприятие перерабатывающее с/х продукцию, в частности – продукцию растениеводства – сахарную свеклу. Сезон переработки сахарной свеклы начинается с начала августа. В этот период завод одновременно производит и заготовку сырья (40% от общего объема) и его переработку. Учитывая сжатые сроки уборки корней сахарной свеклы, основной период заготовки сырья наступает в период с 1 по 25 сентября – заготавливают 60% общего объема сырья. В период заготовки сахарная свекла поступает с полей на свеклоприемные пункты заводы в автомашинах (или в железнодорожных вагонах). Свеклу проверяют на кондиционность согласно ГОСТу – 17421-12 «Сахарная свекла для промышленной переработки». Некондиционную свеклу принимают со скидкой в цене 20%. Поставка сырья свеклосдатчикам осуществляетсясогласно заключенных договоров контрактации сахарной свеклы. Поступившее сырье закладывают на хранение в кагаты. В первую очередь в переработку пускают свеклу некондиционную.
Своевременная уборка и организованный подвозсвеклы к заводу в этот период, правильное размещение в кагатах по срокам поставок и хранения способствуют снижению потерь сахаристости, сохранению технологических свойств, качества сырья, тем самым, оказываярешающее влияние на конечные результаты производства.
Средняя производственная мощность ОАО «Тимашевский сахарный завод» — 70000 тонн сахара в год. При среднем выходе сахара из свеклы – 11%, суточная производительность ОАО «Тимашевский сахарный завод» составляет 418 тонн сахара в сутки. Выход сахара и0з сырца 95 – 96%. За сезон, при полной загрузке производственных мощностей, предприятие способно переработать 513000 тонн свеклы и 60000 тонн сырца. Суточная производительность завода по переработке свеклы составляет 3800 тонн в сутки, по сахару-сырцу – 600 тонн в сутки. Для обеспечения бесперебойной ритмичной работы предприятия необходим как минимум 5 суточный запас сырья или 19000 тонн свеклы. Недостаточно полная загрузка производственных мощностей ведет к снижению эффективности их использования. ОАО «Тимашевский сахарный завод» вырабатывает сахар-песок из сахарной свеклы в период с сентября по декабрь включительно, и из сахара-сырца в весенне-летний период.
На рисунке 2 приведена организационная структура управления ОАО «Тимашевский сахарный завод»
Экономическую характеристику предприятия можно дать на основе расчетов, приведенных в таблице 1.
Таблица 1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Тимашевский сахарный завод»
Наименование
2003
2004
2005
Темпы роста
Откло- нения
04/03
05/03
05/04
1. выручка от продажи товаров, про- дукции, работ и услуг, т.р.
224783
326426
347874
145,2
154,7
106,6
123091
2. себест-ть проданных
товаров, продукции,
работ и услуг, т.р.
236670
321438
333030
135,8
140,7
103,6
96360
3. Прибыль (убыток) до налогообло-жения
— 18355
— 7529
4438
41,02
— 24,2
— 58,9
22793
4. Налог на прибыль
519
575
110,8
575
5. Чистая прибыль
— 14518
— 9296
322
64,03
— 2,22
— 3,46
14840
6. Среднегодо-вая ст-ть основных фондов
60225
56672,5
50192,5
94,1
83,3
88,6
-10032,5
7. Среднегодо-вая ст-ть обо-ротных средств
134276
99368,5
148962,5
74
110,9
149,9
14686,5
8. Фондоот-дача
3,7
5,7
6,9
1,5
1,9
1,2
3,2
9. Рентабель-ность пр-ва
— 7,5
— 5,9
0,2
0,8
— 0,03
7,7
10. ЧППП
778
730
710
93,8
91,2
97,3
— 68
11. Производ-ительность труда
289
447
490
154,7
169,5
109,6
201
За период с 2003г. по 2005 г. можно выделить следующие тенденции, что в отчетном году на предприятии рост выручки от продажи продукции составил 123091 т.р. или 54,7%. Себестоимость продукции увеличилась на 96360 т.р. или 40,7%. Увеличение произошло за счет роста объема продукции. Прибыль до налогообложения выросла на 22793 т.р. или 124,2%. Чистая прибыль увеличилась на 14840 т.р. или 102,2%. Предприятие с убыточного переросло в прибыльное.
Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась за счет увеличения объемов выпуска продукции и пополнения фондов и увеличение составило 14686,5 т.р… фондоотдача увеличилась на 3,2 или 1,9%. Рентабельность производства показывает эффективность использования всего имущества организации. В 2005 году она увеличилась и составила 0,2%. Производительность труда выросла на 201 по отношению к 2003 году или 169%.
3. Анализ деятельности предприятия.
3.1 Анализ бухгалтерского баланса предприятия.
Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшим является баланс.
Данные баланса необходимы: собственникам – для контроля над вложенным капиталом, руководству организации – при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости.
Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: актива и пассива. Что касается актива, то его анализ приведен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ баланса по группам статей актива
Актив
Сумма, т.р.
Удельный вес (проценты)
Н п.
К п.
+; -
Н п.
К п.
+; -
1
2
3
4
A1 наиболее ликвидные активы (250+260)
A2 быстро реализуемые активы (240)
A3 медленно реализуемые активы(210+220+230+270)
A4 трудно реализуемые активы(190)
1986
106203
26734
52664
1232
134947
27093
47721
— 754
28744
659
— 4943
1,1
56,7
14,1
28,1
0,6
64,0
12,8
22,6
— 0,5
7,3
— 1,3
— 5,5
Итого:
187287
211023
23706
100
100
-
Делая вывод по данной таблице можно сказать, что на конец отчетного года (2005г.) сумма всех активов увеличилась на 23706 т.р. по сравнению с началом отчетного года, это произошло в основном за счет увеличения суммы по быстро реализуемым активам (28744 т.р.). Что касается структуры активов, то можно сказать, что наибольший удельный вес, как на начало, так и на конец отчетного периода, занимают быстро реализуемые активы. Наименьший удельный вес, как на начало, так и на конец отчетного периода, приходится на наиболее ликвидные активы.
Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин неустойчивости предприятия, анализ которого приведен ниже в таблице 3.
Таблица 3. Анализ баланса по группам статей пассива
№
п.п
Пассивы
Сумма т.р.
Удельный вес,(%)
Н п.
К п.
+ -
Н п.
К п.
+ -
Руб.
%
1
2
3
4
П1 наиболее срочные обяза-тельства(620)
П2 краткосрочные пассивы(610+630+660)
П3 долгосрочные пассивы (590+640+650)
П4 постоянные пассивы (490)
86312
21317
851
78807
75355
53730
3763
78175
— 10657
32413
2912
— 632
87,3
1,1
442,2
99,2
46,1
11,4
0,4
42,1
35,7
25,5
1,8
37,0
— 10,4
14,1
1,4
— 5,1
Итого
187287
211023
23736
629,8
100
100
-
Делая вывод по данной таблице, где пассивы группируются по степени срочности их погашения, можно сказать, что в общей сумме пассива наблюдается увеличение на конец отчетного периода (23736т.р.). Это произошло за счет увеличения суммы по таким группам пассивов как краткосрочные пассивы (32413), долгосрочные пассивы (2912 т.р.). В общей структуре статей пассива наибольший удельный вес занимают наиболее срочные обязательства (), они составляют на начало периода — 46,1%, на конец периода — 35,7%. Наименьший удельный вес занимают долгосрочные пассивы, они составляют на начало периода 0,4 %, а на конец периода они возросли до 1,8%.
3.2 Анализ отчета о прибылях и убытках.
Деловая активность в финансовом в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации и приведены в таблице 4.
Таблица 4. Анализ динамики показателей деловой активности
№
П/П
Наименование показателя
Базисный период
Отчетный период
Отклонение
1
Ресурсоотдача (обороты)
1,5
1,8
0,3
2
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств (обороты)
2
2,6
0,6
3
Коэффициент оборачиваемости материальных средств (дни)
26,6
20,8
— 5,8
4
Отдача собственного капитала (обороты)
4,2
4,4
0,2
5
Отдача внеоборотных активов (обороты)
6
Срок оборачиваемости денежных средств (дни)
0,3
0,5
0,2
7
Период погашения деби-торской задолженности (дни)
156,5
111,4
— 45,1
8
Период погашения креди-торской задолженности (дни)
84,2
90,6
6,2
9
Финансовый цикл (дни)
178,8
128,2
— 50,6
По данным данной таблицы можно сказать следующее: ресурсоотдача показывает эффективность использования имущества. Скорость оборота (в количестве оборотов за период всего капитала организации) в отчетном периоде на 0,3 больше, чем в базисном. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных). В отчетном периоде на 0,6 больше, чем в базисном. Коэффициент оборачиваемости материальных средств показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде. По сравнению с базисным, в отчетном периоде этот показатель уменьшился на 5,8.
Отдача собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала. Сколько тыс. руб. выручки приходится на 1 тыс. рублей вложенного собственного капитала. В отчетном периоде увеличился на 0,2. Отдача внеоборотных активов показывает эффективность использования нематериальных активов. Срок оборачиваемости денежных средств показывает срок оборота денежных средств. В отчетном периоде на 0,2 больше, чем в базисном периоде.
Период погашения дебиторской задолженности показывает, за сколько в среднем дней погашается дебиторская задолженность организации. В базисном периоде дебиторская задолженность погашалась на 45, 1 больше, чем в отчетном периоде. Период погашения кредиторской задолженности показывает средний срок возращения долгов организации по текущим обязательствам. По сравнению с базисным периодом, в отчетном периоде этот коэффициент увеличился на 6,2.
Финансовый цикл — разрыв между сроком платежа по своим обязательства пред поставщиками и получением денег о покупателей является финансовым циклом, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота (ФЦ).
3.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия.
Основным источником информации об устойчивости финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность: это официальные формы годовой бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» (ф.№1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. №2), «Отчет о движении капитала» (ф.№3), «Отчет о движении денежных средств» (ф. №4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (ф.№5).
Важнейшими задачами анализа финансового состояния предприятия являются:
· Определение платежеспособности и ликвидности предприятия;
· Изучение структуры источников средств предприятия;
· Анализ показателей оборачиваемости активов;
· Определение доходности предприятия.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источники их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным (см. таблица ниже). Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Показатели
Тип финансовой ситуации
Абсолютная независимость
Нормальная независимость
Неустойчивое состояние
Кризисное состояние
±ФС=СОС – Зп
ФС≥0
ФС
ФС
ФС
±ФТ=КФ – Зп
ФТ≥0
ФТ≥0
ФТ
ФТ
±ФО=ВИ – Зп
ФО≥0
ФО≥0
ФО≥0
ФО
С помощью этих показателей мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации. Рассчитав эти показатели, можно сделать вывод, что тип финансовой ситуации на ОАО «Тимашевский сахарный завод» — абсолютная независимость, т.к. все три показателя ≥ 0.
Для оценки финансовой устойчивости предприятия можно использовать следующие показатели, приведенные в таблице ниже:
№
П/П
Коэффициенты
Норма
Начало периода
Конец периода
1
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент капитализации
U1
1,4
1,7
2
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования
U2 ≥ 0,5
0,2
0,2
3
Коэффициент финансовой независимости
0,4≤U3 ≥0,6
0,4
0,4
4
Коэффициент финансирования
U4 ≥ 0,7
0,7
0,6
5
Коэффициент финансовой устойчивости
U5 ≥ 0,6
0,4
0,4
Анализируя показатели финансовой устойчивости можно сказать, что количество заемных средств больше нормы, значит, больше заемных средств привлекается предприятием на рубль вложенных в активы собственных средств. Что касается коэффициента обеспеченности собственными источниками финансирования, то он тоже не соответствует норме, значит в наличии не достаточно оборотных средств для финансовой устойчивости предприятия. Следовательно, предприятие ОАО «Тимашевский сахарный завод» можно считать финансово неустойчивым.
4. Основные пути повышения эффективности деятельности предприятия.
Для улучшения финансового состояния ОАО «Тимашевский сахарный завод» необходимо, чтобы предприятие покрывало затраты своими, а не заемными или привлеченными, средствами. Так же для нормального состояния и развития необходимо иметь денежные средства.
Резервами повышения уровня платежеспособности предприятия являются рентабельность производства, его самоокупаемость и возможность самофинансирования всех разделов хозяйственной деятельности.
Основными путями повышения экономической эффективности деятельности предприятия является рост валовой продукции, снижение затрат на ее производство и совершенствование каналов сбыта.
Сокращение производственных расходов во многом определяется эффективным использованием трудовых и материальных ресурсов предприятия, поэтому внедрение комплексной механизации будет способствовать сокращению затрат живого труда и, следовательно размера оплаты труда в общем объеме материально-денежных расходов.
Предприятию необходимо направлять средства на увеличение объемов урожайности свеклы с высоким содержанием сахара, за счет прямой закупки свеклы у сельскохозяйственных производителей, которые заинтересованы в этом. Сократить до минимума потери сахара при хранении. При этом сократив сроки переработки сахарной свеклы, увеличив производительность труда и выход сахара. Продлить сезонность переработки сахара-сырца.
Необходимо усовершенствовать оборудование, которое требовало бы меньших энергоемких затрат и переформировать его на переработку другого сельскохозяйственного сырья в межсезонье (например, соки, крахмал, лимонная кислота), что увеличит эксплуатацию оборудования и объемы выпуска продукции, снизит себестоимость сахара.
Также необходимо провести мероприятия, направленные на приток инвестиций извне или обеспечить условия для их поступления: за счет кредитов, внедрения прогрессивных норм, капитала от реализации производства. Провести анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и, самое главное, повышения качества и конкурентоспособности продукции.
Заключение
Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся.
Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Для развития малого и среднего бизнеса на государственном уровне проводятся изменения в системе налогообложения, чтобы дать предпринимателям возможность успешно создавать и развивать свое дело. Необходимы также значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий. Таким образом, силы предпринимателей на начальном этапе будут направлены не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия.
Когда предприятие создано, зарегистрировано и развивает свою деятельность, оно может столкнуться с такой проблемой как «заказное» банкротство со стороны тех, кто нечестным способом пытается завладеть чужим бизнесом. Нынешний Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 1998 году, к сожалению, не в состоянии предотвратить такой исход дела. Процедуры несостоятельности и банкротства возбуждаются для должника достаточно внезапно и вдобавок не дают ему права вовремя защищаться от необоснованных посягательств. Поэтому в марте 2002 года в Государственную Думу был внесен новый законопроект «О несостоятельности (банкротстве)», призванный усовершенствовать политику по финансовому оздоровлению и банкротству предприятий.
Таким образом, банкротство – неизбежное явление рыночной системы хозяйствования, выступающее, с одной стороны, в качестве средства отсеивающего все ненужное, непрогрессивное, а с другой – в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, направленного на структурную перестройку экономики.
Вместе с тем банкротства можно избежать, если хозяйствующий субъект будет систематически отслеживать факторы, негативно влияющие на его финансовое состояние, и своевременно принимать меры по их уравнению или ослаблению. В этом случае рекомендуется регулярно проверять бухгалтерскую отчетность (баланс предприятия, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств). Причем ее следует рассматривать за несколько лет подряд, чтобы иметь возможность сопоставить данные и на этой основе выявить тенденции развития хозяйствования предприятия. Одним из явных признаков ухудшения финансового состояния предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса: как в пассивах, так и активах. Это относится, в частности, к уменьшению денежных средств на счетах предприятия или повышению доли дебиторской задолженности в его активах. Тревожными признаками являются данные об увеличении запасов сырья, материалов и готовой продукции, о связывании средств в незавершенном производстве или об увеличении задолженности предприятия поставщикам и кредиторам, а также невыплата заработной платы и рост задолженности в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Помимо рассмотрения отдельных статей баланса, следует систематически проводить аналитическую работу с проведением расчетов различных показателей, характеризующих ликвидность активов предприятия, его финансовое состояние.
Следить за основными параметрами развития предприятия необходимо постоянно, чтобы поддерживать его высокую конкурентоспособность на основе проведения соответствующих мероприятий, а в случае невозможности использовать первое направление следует осуществить мероприятия по ослаблению негативных последствий, ведущих к банкротству.
Вместе с том в условиях борьбы предприятия за высокую конкурентоспособность может наступить момент, когда все возможности по его удержанию в рамках первоначальной миссии развития будут исчерпаны. Тогда нужно вырабатывать и реализовывать принципиально новую «парадигму бизнеса». Это может быть выражено в перепрофилировании предприятия, его переходе на обслуживание совершенно новых стратегических зон хозяйствования, в преобразовании стратегического потенциала предприятия, переключении на совершенно иную деятельность и во многом другом. Выбор того или иного направления деятельности должен обуславливаться выводами, вытекающими из постоянных наблюдений за изменениями в хозяйствовании. По данным зарубежной печати, такое наблюдение должно вестись более чем за 50-ю параметрами внешней и внутренней среды, характеризующими условия функционирования предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие/ Под ред. Любушкина Н.П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. — 471 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Под редакцией Ковалёва В. В. и др. — М., 2000. — 424с.
3. Интернет – Яndex.
4. М.А. Керашев, Г.Л. Баяндурян, Н.Ю. Сухина, К.П. Хот. Экономика предприятия: Учебное пособие – Краснодар 2002.
5. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: уч. пособие для ст. вузов / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. – 2-е изд., доп. и перераб. СПб: ИД «Бизнес-Пресса», 1999.
6. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ — М.: «ПРИОР», 1997.
7. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приказ ФСФО России от 23.01.2001г. №16.
8. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 480 с.
9. О реформе предприятий и иных коммерческих организаций. Постановление правительства РФ от 30.10.1997г. №13 73 .//Российская газета.-13 ноября 1997.
10. Сиреев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
--PAGE_BREAK--