Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Отчет о прибылях и убытках и его использование в оценке доходности д

--PAGE_BREAK--По данной статье отражаются штрафы, пени, неустойки (полученные) за нарушение условий договоров, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, поступления в возмещение причиненных организации убытков, курсовые разницы, прочие внереализационные доходы, т.е. суммы, учтенные по кредиту счета 91.
По данной статье отражают пени, штрафы, неустойки (уплаченные) за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организации убытков, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, курсовые разницы, суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов), прочие внереализационные расходы, т.е. суммы, учтенные по дебету счета 91.
Статья 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения».
Данная статья рассчитывается арифметическим путем сложения доходов и вычитания расходов по предыдущим статьям:
ст. 050 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100
Статья 141 «Отложенные налоговые активы»
При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отлаженного налогового обязательства (ПБУ 18/02).
Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном наличии условий:
-                     наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
-                     отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.
По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц отложенные налоговые активы уменьшаются или полностью погашаются. Суммы, на которые в текущем отчетном периоде уменьшаются или полностью погашаются отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»
Кт 09 «Отложенные налоговые активы»
Если в текущем отчетном периоде отсутствует налогооблагаемая прибыль, но существует вероятность того, что налогооблагаемая прибыль возникнет в последующих отчетных периодах, суммы отложенного налогового актива остаются без изменения до такого отчетного периода, когда возникнет в организации налогооблагаемая прибыль, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отложенный налоговый актив при выбытии объекта активы, по которому он был начислен, списывается на счет учета прибылей и убытков в сумме, на которую по законодательству РФ о налогах и сборах не будет уменьшена налогооблагаемая прибыль как отчетного периода, так и последующих отчетных периодов.
Показатель «Отложенные налоговые активы» в форме № 2 рассчитывается как разница между оборотом по Дт 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 68 за отчетный период и оборотом по Кт 09 в корреспонденции со счетом 68 за отчетный период. Исчисленная разница может иметь отрицательный знак. В этом случае она представляется в форме № 2 в скобках.
Статья 142 «Отложенные налоговые обязательства»
Отложенное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете при создании (начислении) по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам. При этом производится запись:
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»
Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства»
По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете записью:
Дт 77 «Отложенные налоговые обязательства»
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».
Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается на счет учета прибылей и убытков в сумме, на которую по законодательству РФ о налогах и сборах не будет увеличена налогооблагаемая прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов:
Дт 77 «Отложенные налоговые обязательства»
Кт 99 «Прибыли и убытки»
Показатель «Отложенные налоговые обязательства», отражаемый в форме № 2, рассчитывается как разница между оборотом по дебету счета 68 и кредиту счета 77 за отчетный период и оборотом по дебету счета 77 и кредитом счета 68 за отчетный период (также может иметь отрицательный знак).
Статья 150 «Текущий налог на прибыль».
По статье «Текущий налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль (доход), исчисленная организацией в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.
Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету 99 «Прибыли и убытки».
Сумма начисленного условного расхода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бухгалтерском учете записью:
Дт 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условный налоговый расход по налогу на прибыль»,
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».
При начислении условного дохода по налогу на прибыль за отчетный период производится запись:
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»,
Кт 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условный налоговый доход по налогу на прибыль».
Текущим налогом на прибыль (текущим налоговым убытком) признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.
При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход (условный доход) по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (текущему налоговому убытку).
Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) за каждый отчетный период должен признаваться в бухгалтерской отчетности в качестве обязательства, равного сумме неоплаченной величины налога.
Статья 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»
Чистая прибыль организации за отчетный период или убыток определяется как показатель прибыли (убытка) до налогообложения, увеличенный на сумму разницы между оборотом по дебету счета 09 и кредитом счета 68 за отчетный период и оборотом по дебету счета 68 и кредиту счета 09 за отчетный период (она может иметь отрицательный знак), уменьшенный на сумму разницы между оборотом по дебету счета 68 за отчетный период и кредиту счета 77 и оборотом по дебету счета 77 и кредитом счета 68 за отчетный период (она также может иметь отрицательный знак), уменьшенный на сумму текущего налога на прибыль.
Как было отмечено выше, образец ф. № 2, утвержденный приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н, претерпел наиболее существенные изменения по сравнению с формой отчета о прибылях и убытках, действовавшей ранее. Это связано с появлением таких новых объектов учета, как отложенные налоговые активы и обязательства, введенные ПБУ 18/02.
Справочно по итогам года показывают дивиденды, приходящиеся на одну обыкновенную и привилегированную акцию, а также дивиденды, предполагаемые в следующем году.
Отдельные виды прибылей приводятся с большей детализацией. Штрафы, пени, неустойки признанные или те, по которым получены решения арбитражного суда о взыскании, указывают как за отчетный год, так и за аналогичный период предшествующего года. Так же указывают прибыль (убыток) прошлых лет, возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, снижение себестоимости материально-производственных запасов на конец отчетного периода, списание дебиторской и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, оказывающие значительное влияние на финансовые результаты организации.
1.2 Информационная сущность отчета о прибылях и убытках в свете требований международных стандартов финансовой отчетности
Совет Министров ЕС и Европейский Парламент 31 мая 2001 г. приняли директиву, в соответствии с которой при составлении финансовой отчетности допускается использовать такой способ оценки, как справедливая стоимость («fair value» accounting method). Это решение обеспечивает соответствие Директив ЕС по бухгалтерскому учету современному состоянию рынка (в частности широкому распространению так называемых производных финансовых инструментов — деривативов), бизнеса и МСФО. Это в свою очередь позволит европейским компаниям конкурировать на равных с неевропейскими компаниями, так как облегчит процесс привлечения капитала на основе финансовой отчетности, соответствующей единым требованиям международного рынка капитала.
Новая директива предусматривает изменения в 4-й Директиве о годовых финансовых отчетах, 7-й Директиве о консолидированных финансовых отчетах и Директиве о финансовых отчетах банков. Согласно этим изменениям некоторые финансовые инструменты могут оцениваться по справедливой стоимости, которая определяется исходя из рыночной стоимости или иных общепринятых моделей (когда рыночная стоимость не может быть оценена с достаточной надежностью, например, если рынок неликвиден), Практически все изменения справедливой стоимости, даже нереализованные, должны отражаться в отчете о прибылях и убытках компании. Оценка по справедливой стоимости обеспечит более точную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности компании.
Основная цель новой директивы — предоставить возможность европейским компаниям, находясь в рамках Директив ЕС по бухгалтерскому учету, применять МСФО в полном объеме, включая МСФО 39, посвященный оценке финансовых инструментов и подлежащий применению начиная с финансовой отчетности за 2001 г.
Согласно новой директиве справедливая стоимость может использоваться для оценки тех же финансовых инструментов, что и в соответствии с МСФО 39. Страны-члены ЕС сами определяют, какие компании обязаны, а какие имеют возможность применять оценку по справедливой стоимости. Так, страна-член ЕС может предписать или предоставить возможность оценки по справедливой стоимости только тем компаниям, ценные бумаги которых котируются па фондовой бирже. При этом директива требует обязательного раскрытия информации о производных финансовых инструментах (опционах, свопах и фьючерсах) в примечаниях к финансовой отчетности. Это требование не распространяется на малый бизнес.
Дополнения, вносимые в Директивы ЕС по бухгалтерскому учету, не означают, что оценка по справедливой стоимости заменяет оценку по фактической стоимости (historical cost). Напротив, она дополняет ее, в особенности если принять во внимание, что до сих пор не существует единого мнения о том, является ли оценка по справедливой стоимости уместной во всех случаях или нет. В частности, до сих пор ведутся дискуссии о том, должна ли компания оценивать по справедливой стоимости свои обязательства и нужно ли при расчете этой оценки учитывать кредитный риск компании. В соответствии с новой директивой оценка по справедливой стоимости не должна применяться к таким активам, как земля, здания, машины и оборудование. Некоторые финансовые инструменты  (долгосрочные обязательства и др.) должны оцениваться по фактической стоимости.
В настоящее время на международном уровне идет обсуждение целесообразности применения оценки по справедливой стоимости в банках. Хотя действие новой директивы распространяется на банки, однако принятие ее не должно трактоваться как полный переход к подготовке отчетности исключительно на основе оценки по справедливой стоимости. Тем не менее, даже частичное применение этого способа оценки позволит Европейской Комиссии оценить его выгоды.
Теперь, коснемся непосредственно значения отчета о прибылях и убытках в свете международных стандартов финансовой отчетности.
Отчет о прибылях и убытках служит как бы связующим звеном между балансовыми отчетами прошлого и нынешнего учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в нынешнем балансе по сравнению с прошлым. Иначе говоря, этот отчет показывает, как изменяется капитал акционеров компании под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде[14, 87-97].
Согласно МСФО компании пользуются значительной степенью свободы при выборе формата предоставления отчета о прибылях и убытках. Существуют два способа его составления – одношаговый и многошаговый.
При одношаговом способе позиции отчета о прибылях и убытках делятся на две категории: доходы и прибыль, с одной стороны, и затраты и убытки – с другой. Получение показателя прибыли осуществляется в один шаг – посредством вычитания общей суммы расходов из общей суммы доходов. Обычно при использовании такого способа строка прибыли носит название прибыль от операций или прибыли от непрерывных операций. В российской системе бухгалтерского учета аналогом этого показателя является прибыль от основной деятельности. При наличии у компании дохода от операций, не являющихся непрерывными, т.е. не повторяющихся периодически из года в год, используется многошаговый метод, поскольку МСФО, в частности, GAAP, требует отдельного отражения таких операций и вычисления чистого дохода по ним.
При многошаговом способе в отчете о прибылях и убытках раздельно показываются основная деятельность, деятельность, не повторяющаяся от периода к периоду, финансовая деятельность, налоговые платежи, операции филиалов компании, отчетность которой не консолидирована в ее собственную отчетность, и прочие подобные показатели. Этим объясняется название данного способа – многошаговый, поскольку, чтобы получить показатель чистого дохода по компании в целом, нужно сделать несколько предварительных шагов, а именно подсчитать промежуточные итоги по отдельным видам деятельности и рубрикам.
Как правило, в отчет о прибылях и убытках, подготовленный многошаговым методом, включает следующие рубрики: [14, 87-97]
I.Основная деятельность
А. Доход или продажи. В рамках данной рубрики показываются различные источники дохода от основной деятельности, а также итоги всевозможных событий, способных повлиять на размер доходов, — скидки, возврат проданных изделий и т.д.
В. Затраты на реализованную продукцию или предоставленные услуги – российским аналогомэтого показателя является себестоимость реализованной продукции – показаны все прямые затраты на реализованные товары или услуги, которые признаются при реализации этих товаров и услуг и непосредственно направлены на получение дохода от реализации. Алгоритм вычисления этих показателей может быть приведен в отчете или в примечаниях и сносках к нему.
С. Валовая прибыль (общая моржа) – разница между доходами от основной деятельности и прямыми расходами на нее.
D. Затраты на сбыт (реализацию). В этой рубрике отражается информация о сбытовых расходах компании. Данная категория затрат включает расходы на маркетинг, рекламу, заработную плату сотрудников системы сбыта, доставку продукции потребителю, а также накладные расходы, возникающие в ходе сбытовой деятельности
Е. Общие и административные затраты — расходы на управление компанией и расходы общего характера, не связанные с производством конкретного товара или услуги.   
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужнопоказывать в отдель­ных строках. [24, с. 47-58]
Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступившим в соответствии с лицензионными договорами. В этом случае возникает вопрос – как поступать с этими средствами: включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090? В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть.
По строке 010 нужно указать:
-       в столбце 3 – 245867000 руб.;
—  в столбце 4 – 156170000 руб.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020).
Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятель­ности за отчетный период. Этот показатель указывают в круглых скобках.
Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расхо­ды по обычным видим деятельности делятся на:
— материальные;
— затраты па оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизацию;
— прочие.
Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:
— суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);
— затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т. п.);
— суммы, перечисленные в порядке предоплаты материаль­ных ценностей, работ или услуг;
— суммы, выданные в качестве задатка;
— суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.
По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
При заполнении данной строки имеется один нюанс, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.
Например.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг ООО «Маслово» в 2007 г. составило 230722000 руб., а в 2006 г. составило – 126647000 руб.
В отчете ООО «Маслово» по строке 020 в круглых скобках нужно отразить величину себестоимости выпущенной продукции, проданных товаров и оказанных услуг:
-       в столбце 3 – 230722000 руб.
-       в столбце 4– 126647000 руб.
Валовая прибыль (строка 029).
Это промежуточный итог. Тут показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020).
По строке 029 ООО «Маслово» должно указать следующие суммы:
-       в графе 3 – 15145000 руб. (245867000 — 230722000);
-       в графе 4 – 29523000 руб. (156170000 — 126647000).
Коммерческие расходы (строка 030).
По этой строке приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции. Скажем, это затраты на рекламу, хранение, перевозку продукции.
Пункт 9 ПБУ 10/99 позволяет списывать коммерческие расходы двумя способами. Первый – распределять их между реализованной и оставшейся продукцией. То есть все собранные затраты списываются на себестоимость продукции такой проводкой:
Дт 20 Кт 44 – списаны на себестоимость произведенной продукции коммерческие расходы.
Затем часть коммерческих расходов, приходящуюся на реализованную продукцию, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 90. в таком случае строку 030 не заполняют.
Второй способ – все коммерческие расходы включать в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде. При этом делается запись:
Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 44 – списаны на себестоимость реализованной продукции коммерческие расходы.
И соответственно заполняется строка 030.
Продолжим наш пример.
Затраты ООО «Маслово» на хранение и доставку продукции в 2005 году составили 3310000 руб., а в 2004 году – 2062000 руб.
По строке 030 бухгалтер ООО «Маслово» должен записать в круглых скобках следующие суммы:
-       в графе 3 – 3310000 руб.;
-       в графе 4 – 2062000 руб.
Управленческие расходы (строка 040).
Здесь приводятся общехозяйственные расходы предприятия. К таким затратам, в частности, относят:
-                     расходы на оплату труда административного персонала;
-                     расходы на подготовку и переподготовку кадров;
-                     расходы на содержание имущества общехозяйственного на­значения;
-                     стоимость канцелярских товаров и других материалов и ин­вентаря, использованных для нужд управления, и т. д.
Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции так же, как и коммерческие. То есть либо все сразу – тогда бухгалтер должен заполнять строку 040, либо пропорционально доле проданной продукции – в этом случае запись делают по строке 020, строка 040 в этом случае остается пустой. В нашем случае строка 040 пуста.
Прибыль (убыток) от продаж (050).
По строке 050 указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Получить его можно, если и выручки от продаж (строка 010) вычесть себестоимость проданных: товаров (отрока 020), коммерческие (строка 030), и управленческих (строка 040) расходы. Тот же результат будет, если из валовой при были (строка 029) вычесть коммерческие и управленческие расходы. Если в итоге получится убыток, то его сумму надо показать в Отчете в круглых скобках.
Продолжаем наш пример:
По строке 050 бухгалтер ООО «Маслово» указывает следующие величины:
-       в графе 3 – 11835000 руб. (14145000 — 3310000);
-       в графе 4 – 27461000 руб. (29523000 – 2062000).
Чтобы заполнить раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» Отчета о прибылях и убытках нужно знать, откуда брать сведения и информацию для этого. Рассмотрим источники информации для заполнения этого раздела Отчета в таблице 4.

Таблица 4
Источники информации для заполнения этого раздела Отчета
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению (строка 060).
По этой строке организации приводят проценты, которые им причитают. В данном случае речь идет о процентах по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам. Обратите внимание: проценты по займу начисляют в конце ка­ждого отчетного периода в соответствии с условиями договора (п. 16 ПБУ 9/99).
Продолжаем наш пример.
За 2007 год ООО «Маслово» никого не кредитовало и никому не давало взаймы. Такая же ситуация была и в 2006 году. Таким образом, по строке 060 в обоих столбцах ставят прочерк.
Проценты к уплате (строка 070).
В данной строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам. При этом проценты надо начислять каждый месяц, пока фирма пользуется заёмными средствами, независимо когда будут выплачены эти средства. Исключение составляют платежи по займам, взятым для по­купки инвестиционных активов. Такие проценты до момента опри­ходования учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начислены уже после принятия инвестиционно­го актива к учету, в этом случае они относятся к прочим расходам и также отражаются по строке 070. Отметим что проценты по заемным средствам, которые не на­правлены на покупку инвестиционных активов, можно списать единовременно.
Пусть в 2007 году ООО «Маслово» брало кредит на покупку мясоперерабатывающего оборудования. За год фирма исчислила проценты на сумму 2378000 руб., а в 2006г. на сумму 2747000 руб. В строке 070 в круглых скобках указывается:
-       в столбце 3 – 2378000 руб.;
-       в столбце 4 – 2747000 руб.
Доходы от участия в других организациях (строка 080).
Здесь показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т.д.). Организации также могут вести совместную деятельность, объеди­нив свои вклады. Для этого они заключают договор простого това­рищества. При этом доход от совместной деятельности начисляют в тот день, когда товарищи распределят полученную прибыль ме­жду собой. Эту сумму и отражают в строке 080 Отчета. В 2007 г. и в 2006 г. хозяйство не участвовало в других организациях и ни с кем не заключало договора «простого товарищества», поэтому по строке 080 ставим прочерк.
Прочие доходы (строка 090).
По этой строке приводят операционные доходы, которые не были представлены в предыдущих строках Отчета. Прежде всего, это доходы от сдачи имущества в аренду (если такие доходы фирма получает нерегулярно), продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и др. еще – прибыль, которую организация получила в рамках договора простого товарищества и т.д. А также такие понятия, как операционные, внереализацион­ные и чрезвычайные доходы.
По этой строке Отчета отражают, в частности, доходы (без уче­та НДС) от сдачи имущества в аренду, от продажи прочего имуще­ства фирмы (основных средств, нематериальных активов, объек­тов незавершенного капитального строительства или материалов), а также доходы от ликвидации основных средств. У предприятия были доходы от реализации сельхотехники, которые составили
-       в столбце 3 – 28717000 руб.;
-       в столбце 4 – 9528000 руб.
Прочие расходы (строка 100).
Здесь указываются те операционные расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи Отчета. К прочим расходам, в частности, теперь относятся затраты:
— по сдаче имущества в аренду;
— от списания прочего имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, материалов и т. д.);
— по оплате услуг банка;
— на оплату процентов по кредитам и займам;
— признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение усло­вий договоров;
— убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
— отрицательные курсовые разницы;
— убытки, возмещаемые другим фирмам, и т. д.
Пусть за 2005 год фирма начислила 50000руб. налога на имущество и 40000 руб. налога на рекламу.
В 2007 году организация произвела прочих расходов. Получается, что по строке 100 в круглых скобках бухгалтер ООО «Маслово» должен записать:
— в графе 3 – 905000 руб.;
— в графе 4 –2231000.
Строки 120 (внереализационные доходы) и 130 (внереализационные расходы) были исключены из «Отчёта о прибылях и убытках», как самостоятельные строчки и были включены в строки 090 (прочие доходы) и 100 (прочие расходы) соответственно приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. №115н.
Как и для заполнения первого раздела Отчета о прибылях и убытках, для заполнения раздела «Прочие доходы и расходы» бухгалтеру необходимо знать откуда взять информацию для этого. Оформим основные источники информации для заполнения второго раздела Отчета в таблице 5.
Таблица 5
Основные источники информации для заполнения второго раздела Отчета
Прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140)
По этой строке показывают финансовый результат деятельности организации за год. Его рассчитывают по данным Отчета о прибылях и убытках. Это ни что иное, как «бухгалтерская» прибыль или «бухгалтерский убыток».
Продолжим наш пример.
По строке 140 бухгалтер должен указать:
-       в графе 3 –37269000 руб. (11835000 – 2378000 + 28717000 — 905000);
-       в графе 4 – 332011000 руб. (27461000 — 2747000 + 9528000 -2231000).
     Отложенные налоговые активы (строка 141).
Эта строка предназначена для отложенных налоговых активов, которые образовались в учете организации за 2007 год. С 1 января 2003 года рассчитывать и показывать их обязывает ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Это ПБУ утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Сумму отложенных налоговых активов получают, умножив величину так называемых вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль. А вычитаемые разницы в свою очередь образуются, когда:
-       сумма амортизации, которая исчислена в бухгалтерском учете за отчетный период, превышает ту, что рассчитана по правилам налогового учета;
-       коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения списываются по-разному;
-       переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах;
-       переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а зачитывается в счет будущих платежей;
-       предприятие, использующее кассовый метод, в бухгалтерском учете включает в затраты стоимость материалов, которые еще не оплачены, и т.д.
  Итак, в строку 141 Отчета попадет разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09. Здесь может быть две ситуации. Если полученная величина положительна, то разницу (то есть сумму начисленных активов за минусом погашенных и списанных) прибавляют к прибыли до налогообложения. Если же, напротив, она отрицательна, то величину активов в отчетном периоде нужно вычитать из прибыли.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Продолжим наш пример и покажем каким образом отражаются в отчете о прибылях и убытках. Все расчеты будут условными, поскольку ООО «Маслово» не заполняло строки 141 и 142.
Пусть за 2007 год у ООО «Маслово» сумма отложенных налоговых активов составила 2000 руб. (положительная разница между дебетовым и кредитовым оборотами счета 09), соответственно 2006 сумма отложенных налоговых активов составила 2500 руб. По строке 141 «Отложенные налоговые активы» бухгалтер ООО «Маслово» должен записать:
-       в графе 3 – 2000 руб.;
-       в графе 4 – 2500 руб…
Отложенные налоговые обязательства (строка 142).
Отложенные налоговые обязательства определяют, умножая сумму временных разниц на ставку налога на прибыль (п.15 ПБУ 18/02). Налогооблагаемые временные разницы в учете образуются в случае, если:
-       сумма амортизации, начисленная в налоговом учете за отчетный период, больше, чем та, что рассчитана по правилам бухгалтерского учета;
-       проценты по выданным займам вы начисляли ежемесячно, а должник погасил их единовременно. В данном случае разница возникает, если ваша фирма применят кассовый метод;
-       проценты по кредитам и суммовые разницы в налоговом учете включаются в состав внереализационных расходов, а в бухгалтерском учете – в стоимость основных средств или материалов;
-       в бухгалтерском учете отражаются затраты а составе расходов будущих периодов, а в налоговом списываются сразу.
Как и в случае с активами, отложенные налоговые обязательства могут, как вычитаться из прибыли (убытка) до налогообложения, так и прибавляться. Как и в случае с активами, в Отчет попадает разница между оборотами по счету 77 если кредитовый оборот (где отражают начисление) превышает дебетовый (где показывают списание обязательства), то этот показатель уменьшит прибыль. Если наоборот – увеличит.
Пусть за 2007 год у ООО «Маслово» сумма отложенных налоговых обязательств составила 8000 руб. (положительная разница между кредитовым и дебетовым оборотами счета 77), соответственно в 2006 г. 7000 руб. (всё приведенные цифры условны). То есть бухгалтер ООО «Маслово» запишет по строке 142:
-       в графе 3 – 8000 руб. (в круглых скобках);
-       в графе 4 – 7000 руб.
Текущий налог на прибыль (строка 150).
В п.21 ПБУ 18/02 приведена формула для расчета текущего налога н прибыль:
 + Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль + постоянное налоговое обязательство (актив) + отложенный налоговый актив – отложенное налоговое обязательство = текущий расход (доход) по налогу на прибыль.
 Условный расход (доход) – это «бухгалтерская» прибыль (или убыток) из строки 140 Отчета, умноженная на ставку налога на прибыль. Условный доход начисляют только в том случае, если в налоговом учете организация получила прибыль.
 Постоянные налоговые обязательства можно получить, умножив постоянные разницы на ставку налога на прибыль. Такие разницы образуются когда расходы, которые учитываются для целей бухгалтерского учета, не включаются в затраты при расчете налога на прибыль. Речь идет, скажем, о суммах, которые организация истратила сверх норм, установленных в налоговом кодексе РФ. Это касается суточных, компенсаций за использование личного транспорта, представительских расходов, затрат на страхование.
Есть еще постоянные налоговые активы. Они возникают также из-за постоянных разниц. Например, ели налоговые расходы не принимаются для целей бухгалтерского учета. В отличие от постоянных налоговых обязательств постоянные налоговые активы в отчетном периоде уменьшают начисленный налог на прибыль. Так как их не было ни 2007 г. ни в 2006 году, то не чего не пишем.
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190).
По строке 190 показывают чистую прибыль (убыток), полу­ченную за 2007 год. Это конечный финансовый результат компа­нии за минусом налога на прибыль.
Чтобы получить чистую прибыль (строка 190), из прибыли до налогообложения (строка 140) надо вычесть текущий налог на прибыль, откорректированный на сумму отложенных налоговых обязательств и активов, а также иных платежей в бюджет (151).
По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» отчета о прибылях и убытках бухгалтер должен указать:
-       в графе 3 – 36937000 руб. (37269000-332000);
-       в графе 4 – 32011000 руб.
В таблице 6 рассмотрим источники информации для заполнения раздела «Прочие доходы и расходы».

Таблица 6
Информации для заполнения раздела «Прочие доходы и расходы»
Строка отчета
Код строки
Как сформировать показатели для отчета о прибылях и убытках
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
Строка 050 + строка 060 – строка 070 + строка 080 + строка 090 – строка 100 + строка 120 – строка 130
Отложенные налоговые активы
141
Разница между дебетовым и кредитовым оборотами счета 09 (если результат положительный, его прибавляют к строке 140, если отрицательный – вычитают)
Отложенные налоговые обязательства
142
Разница между кредитовым и дебетовым оборотами счета 77 (если результат положительный, его вычитают из строки 140, если отрицательный – прибавляют )
Текущий налог на прибыль
150
Дебетовый оборот по счету 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с субсчетами счета 68, на которых отражены расчеты по налогу на прибыль и по штрафным санкциям. Эту сумму корректируют на величину отложенных налоговых активов и обязательств
Иные платежи из прибыли
151
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
190
Строка 140 (+/-) строка 141 (+/-) строка 142 – строка 150
Справочные данные
Данный раздел организация должна заполнять, если у нее есть постоянные налоговые обязательства (активы) или она выплачивает дивиденды.
Постоянные налоговые активы (обязательства) (строка 200).
Постоянные разницы образуются тогда, когда организация осуществляет расходы, которые признаются в бухучете, но не учитыва­ются при расчете налога на прибыль. Например, стоимость безвозмездно переданного имущества. Или учитываются, но в пределах нормативов, тогда как в бухучете списываются полностью. Скажем, представительские расходы, затраты на рекламу или расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
Если подобную постоянную разницу умножить на 24 процен­та, то получится постоянное налоговое обязательство. Эту величи­ну справочно нужно отразить по строке 200 Отчета. У организации ООО «Маслово» не было таких расходов ни за 2007 г., ни за 2006 г.
Базовая прибыль (убыток) на акцию (строка 210).
По этой строке бухгалтер должен показать базовую прибыль (убыток) на акцию. Это часть прибыли отчетного года, которая причитается акционерам – владельцам обыкновенных акций. Чтобы рассчитать данный показатель, нужно разделить базовую прибыль (убыток) отчетного периода на средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении. Заполняют данную строку только акционерные общества. Общест­ва с ограниченной ответственностью по этой строке ставят прочерк. Здесь приводят базовую прибыль (убыток) на акцию. Это часть прибыли отчетного периода, которая причитается владельцам обыкновенных акций. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно использоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н. Так как ООО «Маслово» является не акционерным обществом, то бухгалтер эту строчку не заполняет
Разводненная прибыль (убыток) на акцию (строка 220).
Здесь приводят величину так называемой разводненной прибыли (убытка) на акцию. Этот показатель отражает возможное снижение уровня базовой прибыли на акцию в следующем отчетном периоде.
Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
В этом разделе расписывают наиболее значительные внереализационные доходы и расходы.
По строке 230 отражают начисленные штрафы, пени и неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров. В нашем случае:
— в графе 3 — прочерк, т. к. их нет
— в графе 5 — 26000 руб.
По строке 240 указывают прибыль(убыток) прошлых лет, выявленную в отчетном году (то же касается и убытка).
По строке 250 приводят суммы возмещенных убытков.
По строке 260 показывают курсовые разницы.
По строке 270 нужно записать, какие суммы были перечислены в оценочные резервы.
По строке 280 представляют списанную дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Итак, мы рассмотрели порядок составления Отчета о прибылях и убытках. Поскольку мы брали условные значения показателей, то в таблице 7 рассмотрим, как на основании рассчитанных нами показателей составить Отчет о прибылях и убытках в соответствии с новой формой и с рекомендациями ПБУ 18/02.
Таблица 7
Отчет о прибылях и убытках за 2007 год ООО «Маслово»
Показатель
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
наименование
код
1
2
3
4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
245867
156170
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ и услуг
020
(230722)
(126647)
Валовая прибыль (стр.010+020)
029
15145
29523
Коммерческие расходы
030
(3310)
(2062)
Управленческие расходы
040


Прибыль (убыток) от продаж
(стр. 029+030+040)
050
11835
27461
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
060


Проценты к уплате
070
(2378)
(2747)
Доходы от участия в других организациях
080


Прочие доходы
090
28717
9528
Прочие расходы
100
(905)
(2231)
120
130
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.50+60+70+80+90+100)
140
37269
32011
Отложенные налоговые активы
141


Отложенные налоговые обязательства
142


Текущий налог на прибыль
150
(-)
(-)
Иные платежи из прибыли
151
(332)
(-)
Чистая прибыль
 ( нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода) (стр. 140+141+142+150+151)
190
36937
32011
СПРАВОЧНО
Постоянные налоговые обязательства (активы)
200


Базовая прибыль (убыток) на акцию
210


Разводненная прибыль (убыток) на акцию
220


Итак, на основании правил и принципов составления отчета о прибылях и убытках, мы составили отчет о прибылях и убытках так, как это требует бухгалтерский учет со всеми проведенными в этой сфере реформами.
3.2 Оценка показателей отчета о прибылях и убытках
Одна из важнейших характеристик состояния предприятия – стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов [13, с.367].
Суть проблемы достаточно очевидна и предопределяется тем обстоятельством, что любое предприятие имеет множество источником финансирования. Выбирая их величину, состав и структуру предприятие одновременно приобретает определенные возможности и налагает на себя некоторые обязательства.
Оценка показателей отчета о прибылях и убытках сводится к анализу финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов [13, с.367].
Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.
Оценка ликвидности и платежеспособности может быть выполнена с определенной степенью точности. В частности, в рамках экспресс-анализа платежеспособности обращают внимание на статьи, характеризующие наличные деньги в кассе и на расчетных счетах в банке. Это и понятно: они выражают совокупность наличных денежных средств, т. е. имущества, которое имеет абсолютную ценность, в отличие от любого иного имущества, имеющего ценность лишь относительную. Эти ресурсы наиболее мобильны, они могут быть включены в финансово-хозяйственную деятельность в любой момент, тогда как другие виды активов нередко могут включаться лишь с определенным временным шагом. Искусство финансового управления как раз и состоит в том, чтобы держать на счетах лишь минимально необходимую сумму средств, а остальную часть, которая может понадобиться для текущей оперативной деятельности, в быстрореализуемых активах.
Таким образом, чем значительнее размер денежных средств на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Вместе с тем наличие незначительных остатков на расчетном счете вовсе не означает, что предприятие неплатежеспособно – средства могут поступить на расчетный счет в течение ближайших дней, некоторые виды активов при необходимости легко превращаются в денежную наличность и пр.
О неплатежеспособности свидетельствует, как правило, наличие «больных» статей в отчетности «Убытки», «Кредиты и займы, не погашенные в срок», «Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и т.п. Следует отметить, что последнее утверждение верно не всегда. Во-первых, фирмы-монополисты могут сознательно идти на нестрогое соблюдение контрактов со своими поставщиками и подрядчиками. Во-вторых, в условиях инфляции непродуманно составленный договор на предоставление кратко- или долгосрочной ссуды может вызывать искушение нарушить его и уплачивать штрафы обесценивающимися деньгами.
В наиболее акцентированном виде степень ликвидности предприятия может быть выражена коэффициентом покрытия, показывающим, сколько сом текущих активов (оборотных средств) приходится на один сом текущих обязательств (текущая краткосрочная задолженность). При условии выполнения предприятием обязательств перед кредиторами его платежеспособность с известной степенью точности характеризуется наличием средств на расчетном счете.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.