--PAGE_BREAK--На независимость профессионального бухгалтера могут влиять личные и семейные отношения с руководителями проверяемой организации. Этические стандарты рекомендуют воздержаться от проверки тех организаций, где владельцы, основные акционеры, исполнительные и финансовые директора являются личными друзьями или родственниками руководителя аудиторской проверки или участвуют в совместных компаниях.
Вопрос о том, какая степень родства может помешать независимости профессиональных бухгалтеров согласно международным стандартам аудита каждая страна вправе решать сама исходя из национальных традиций и социальных условий. В любом случае к категории семейных отношений, всегда сопряженных с неприемлемой угрозой независимости, относятся отношения, в которых одна из сторон на руководящем уровне является супругой (супругом), находящимся на иждивении ребенком или совместно проживающим родственником. В некоторых странах эта категория отношений может быть более широкой и включать сыновей и дочерей, их супругов и супруг, родителей обеих сторон и их родителей, сестер и братьев, зятей и невесток.
Оплата аудиторских услуг (гонорар) по удостоверению правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности не должна зависеть от результатов проверки. Она определяется главным образом временем, затраченным на выполнение такой проверки различным составом профессиональных бухгалтеров. Публично практикующие профессиональные бухгалтеры (в том числе аудиторы), их супруги и находящиеся на иждивении дети не должны принимать от клиентов товары и услуги на более благоприятных условиях оплаты, чем обычно. Знаки гостеприимства и подарки, не соответствующие нормам учтивого поведения в общественной жизни, также приниматься не должны.
Международные стандарты аудита устанавливают и ряд других правил, обеспечивающих независимость аудиторских суждений от внешних обстоятельств. В частности, рекомендуется время от времени изменять состав проверяющих, производить ротацию руководителей аудиторских проверок, осуществляющих их много лет подряд в одной и той же организации. В связи с имевшимися за последние годы случаями участия аудиторских организаций в сокрытии мошеннических действий со стороны клиентуры в некоторых странах (например, в США и Италии) принято законодательство об обязательной дотации аудиторских фирм, осуществляющих проверку бухгалтерской отчетности компаний.
Этические стандарты рекомендуют определенные правила оплаты услуг не только аудиторских фирм клиентами, но и труда самих аудиторов, а также привлекаемых ими других работников. Считается, что эта оплата должна быть справедливым отражением стоимости профессиональных услуг, предоставляемых клиенту с учетом:
навыков и знаний, необходимых для конкретного вида выполняемых работ;
уровня подготовки и опыта лиц, необходимых и нанятых для оказания профессиональных услуг;
времени, затраченного на выполнение необходимой работы по ведению учета или проверки его качества и достоверности;
степени ответственности, которую подразумевает оказание таких услуг.
Величина оплаты аудиторских услуг обычно определяется на основе соответствующих часовых или дневных ставок применительно к плановому или фактическому бюджету времени, затраченному каждым специалистом, занятым их оказанием. Ставки оплаты для разных клиентов могут различаться.
Эти же правила в основном действуют и при оплате труда профессиональных бухгалтеров и аудиторов, но здесь могут использоваться и общепринятые в данной стране системы заработной платы: сдельная, повременная, аккордная, премиальная и т.п. В любом случае командировочные расходы сотрудникам бухгалтерии и аудиторских фирм рекомендуется возмещать отдельно.
В отношениях с бухгалтерами проверяемых организаций необходимо сохранять принципы профессионального партнерства и взаимопонимания. Аудитор должен воздерживаться от профессиональной критики уровня профессионализма работающих в организации работников учета, а им вменяется в обязанность оказывать необходимое содействие внешнему аудиту.
Некоторые специфические требования предъявляются к рекламе и предложению аудиторских услуг клиентами. Вопрос о том, разрешать ли такую рекламу, относится к компетенции стран, где находится аудиторская организация. При этом учитываются правовые, социальные и экономические условия данного государства. Если реклама и предложения услуг публично практикующих профессиональных бухгалтеров и аудиторов разрешены, то они должны быть направлены на объективное информирование общественности и удовлетворять требованиям порядочности, честности, достоверности и тактичности. Запрещается предложение услуг с элементами принуждения или навязывания.
Международными стандартами этики профессионального бухгалтера не разрешается:
обещать клиенту ожидание благоприятных результатов аудиторской проверки, оказания консалтинговых услуг и т.п.;
намекать на возможность влиять на решение любого суда, органа регулирования или должностного лица;
заниматься самовосхвалением, сообщать в рекламе положительные факты своей деятельности, не поддающиеся проверке;
проводить сравнение с другими, публично практикующими профессиональными бухгалтерами и аудиторами;
включать в рекламу своей деятельности свидетельства и подтверждения других лиц;
утверждать, что рекламируемое физическое или юридическое лицо является единственным или наиболее квалифицированным экспертом или организацией в данной области бухгалтерского учета.
Кроме того, профессиональным бухгалтерам и аудиторам не рекомендуется рекламировать свои услуги в издаваемых ими книгах, статьях, выступлениях по радио и телевидению. Они могут сообщать общественности о своих ученых степенях и званиях, правительственных наградах и назначениях, почетных званиях, но не должны использовать это для своей личной профессиональной выгоды, в своих оценках и заключениях.
Российским аудиторам непросто соблюдать этические нормы профессионального поведения в силу устоявшихся во время командной экономики традиций подчинения, практической зависимости от работодателей-клиентов, недостаточной проработанности законодательства и других нормативных актов, регламентирующих аудит и деятельность по его осуществлению. Но для повышения авторитета профессии, ее значения в обществе, для широкого признания нашего аудита за рубежом делать это необходимо.
3. Планирование аудиторской проверки Одной из насущных проблем современного российского аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки.
В процессе выбора метода и поиска самостоятельного решения нам представляются полезными разработки, пригодные для непосредственного практического использования в области планирования аудита, полученные в результате проведенных исследований, анализа информации, рассмотрения методик и обобщения накопленного международного, а также отечественного аудиторского опыта. Материал представлен в виде таблицы, которая в сочетании с разнообразными методиками может служить инструментом для квалифицированного пользователя в области планирования аудиторской проверки.
В таблице в сжатой и максимально возможной по объему форме нашли свое отражение:
— аспекты и цели планирования аудиторской проверки;
— обзор возможных процедур и методов проведения аудита на стадии планирования для получения аудиторских доказательств;
— перечень рабочих документов, фиксирующих проделанную работу;
— обоснование данных таблицы требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСА), международных аудиторских стандартов (МСА) и других нормативных документов, на основании которых и разрабатывалась данная таблица.
┌────────────────┬────────────────┬───────────────────┬─────────────────┐
│Аспекты и цели│Использование │Возможные процедуры│Рабочие докумен-│
│планирования на│ФСА и МСА при│и методы с исполь-│ты согласно ФСА2│
│основе ФСА 3│планировании ау-│зованием ФСА 5 «Ау-│»Документирование│
│«Планирование │дита │диторские доказа-│аудита» и МСА 230│
│аудита" и МСА│ │тельства" и МСА 500│«Документирова- │
│300 „Планирова- │ │- 599 “Аудиторские│ние» │
│ние" │ │доказательства" │ │
│ │ │ │ │
├────────────────┼────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤
│Аспект — дея-│МСА 310 «Знание │Сбор предваритель-│ Описание юриди-│
│тельность ауди-│бизнеса» │ных сведений об от-│ческой и органи-│
│руемого лица│МСА 500 «Ауди-│расли, структуре│зационной струк-│
│(клиента) │торские доказа-│собственности, ру-│туры клиента │
│Цель — получение│тельства» │ководстве, деятель-│ Выдержки, копии│
│знаний о бизнесе│ФСА 5 «Аудиторс-│ности клиента; оп-│документов, пуб-│
│клиента в объе-│кие доказатель-│ределение адекват-│ликаций, содержа-│
│ме, достаточном│ства» │ного уровня знания│щие информацию об│
│для выявления и│МСА 505 «Внешние│о бизнесе для реше-│отрасли, экономи-│
│понимания собы-│подтверждения» │ния о проведении│ческой и правовой│
│тий, операций и│МСА 520 «Анали-│аудита │среде клиента │
│методов работы,│тические проце-│Накопление знаний о│ Выдержки, копии│
│которые в соот-│дуры» │бизнесе методом оп-│юридических доку-│
│ветствии с суж-│ │роса, изучения пуб-│ментов, соглаше-│
│дением аудитора│ │публикаций, законо-│ний, протоколов │
│могут оказать│ │дательных и норма-│ Копии запросов и│
│значительное │ │тивных актов, общих│ответы аудиторов,│
│влияние на фи-│ │экономических фак-│экспертов и│
│нансовую отчет-│ │торов, отраслевых и│третьих лиц │
│ность либо на│ │субъективных факто-│ Опросные листы │
│проверку, либо│ │ров, соотнесение│ Таблицы │
│на аудиторский│ │этих знаний с ауди-│ Тесты │
│отчет │ │торскими доказа-│ Копии писем или│
│ │ │тельствами, их│заметки по аспек-│
│ │ │оценка, обновление│там аудита, обсу-│
│ │ │и пополнение │ждавшимся с кли-│
│ │ │ │ентом │
│ │ │ │ Выводы и вноси-│
│ │ │ │мые изменения,│
│ │ │ │если таковые были│
├────────────────┼────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤
│Аспект — допуще-│МСА 570 «Непре-│ Запрос об оценке│ Копии запросов и│
│ние о непрерыв-│рывность дея-│руководством спо-│ответов руководс-│
│ности деятель-│тельности» │собности клиента│тва │
│носи клиента │МСА 310 │продолжать свою не-│ Опросные листы │
│Цель — определе-│МСА 500 │прерывную деятель-│ Расчеты и значе-│
│ние обстоя-│ │ность │ния финансовых│
│тельств, способ-│ФСА 5 │ Запрос руководству│величин (ликвид-│
│ных повлиять на│МСА 505 │о событиях или│ность, рентабель-│
│жизнедеятель- │МСА 580 «Заявле-│условиях, которые│ность и др.) │
│ность клиента, и│ния руководства»│выходят за рамки│ Аудиторские вы-│
│оценка характера│МСА 520 │периода, охватывае-│воды │
│использования │ │мого оценкой руко-│ Отчет │
│руководством до-│ │водства и которые│ │
│ущения о непре-│ │вызывают сомнения в│ │
│рывности дея-│ │непрерывности дея-│ │
│тельности при│ │тельности │ │
│подготовке фи-│ │ Обзор внешних и│ │
│нансовой отчет-│ │внутренних факторов│ │
│ности │ │ Финансовый анализ │ │
│ │ │ Анализ данных бух-│ │
│ │ │галтерского учета и│ │
│ │ │статей баланса │ │
│ │ │ Личные наблюдения │ │
│ │ │ Анализ внутренних│ │
│ │ │кадровых изменений │ │
├────────────────┼────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤
│Аспект — системы│МСА 240 «Ответс-│ Запрос руководству│ Копии запросов и│
│бухгалтерского │твенность ауди-│ Изучение и оценка│ответов руководс-│
│учета и внутрен-│тора по рассмот-│учетной политики │тва │
│него контроля │рению мошенни-│клиента и ее изме-│ Описание резуль-│
│Цель 1 — понима-│чества и ошибок│нений │татов анализа и│
│ние систем бух-│в ходе аудита│ Изучение и анализ│сравнение факти-│
│галтерского уче-│финансовой от-│соответствия орга-│чески существую-│
│та и внутреннего│четности» │низованных клиентом│щих систем бух-│
│контроля, доста-│МСА 310 │бухгалтерского уче-│галтерского учета│
продолжение
--PAGE_BREAK--