--PAGE_BREAK--
4.3. При проверке и инвентаризации склада проверяющими органами материально-ответственное лицо обязано руководствоваться Положением о складе, утвержденным директором предприятия.
4.4. Фактическая себестоимость ТМЦ, принимаемых к учету, слагается из стоимости по ценам их приобретения, таможенных пошлин, иных платежей, а также затрат на доставку товаров, в том числе осуществляемых другими организациями.
4.5.Списание ТМЦ при отгрузке покупателю производится по методу ФИФО (списание товара более раннего приобретения ).
4.6. Аналитический учет материальных ценностей ведется в разрезе наименований, материально-ответственных лиц, мест хранения.
4.7. Метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка РБ на дату подписания актов выполненных работ предприятия.
5. Учет издержек обращения.
Учет затрат издержек по реализации товаров ведется на счете 44 «Издержки обращения».
5.1. Затраты на реализацию продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной или последующей.
5.2.Для равномерного включения предстоящих расходов в издержки обращения (плата за подписку, информационные и консультационные расходы, авансовые платежи по договорам обслуживания программных средств и др.) предварительно учитывать их на собирательно-распределительном счете 97 со списанием на издержки обращения равными долями в течение периода, на который рассчитаны расходы или по нормам отнесения на себестоимость.
5.3.По окончании каждого месяца затраты на торговую деятельность (издержки обращения) списываются в дебет счета 90 «Реализация» в установленном порядке.
6. Учет товаров отгруженных.
6.1. Фактическая себестоимость отпущенных потребителям (покупателям), товарно-материальных ценностей (работ, услуг) отражается по дебету соответствующих субсчетов счета 45 «Товары отгруженные».
6.2. Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по видам деятельности в разрезе субсчетов и контрагентов.
7. Учет денежных средств.
Учет кассовых операций.
7.1. Кассовые операции осуществляет бухгалтер (выполняющий работу кассира), являющийся материально ответственным лицом. При приеме на работу с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности, ему запрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей другим лицам.
7.2. Оформление кассовых операций ведется только на типовых бланках первичной учетной документации и регистрах бухгалтерского учета.
7.3. Контроль за ведением кассовых операций возлагается на главного бухгалтера.
Учет банковских операций.
7.4. При осуществлении банковских операций с использованием электронной системы «Клиент – банк» право передачи платежных инструкций на перечисление денежных средств в рамках системы «Клиент – банк» предоставлено главному бухгалтеру Общества.
7.5. Бухгалтерский учет движения денежных средств на счетах Общества, открытых в банках, ведется в установленном порядке на счетах 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютные счета”, счет 55 “Специальные счета в банках” в разрезе субсчетов.
Учет финансовых вложений.
7.6. Информация о наличии и движении краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги, в уставные фонды других организаций, в предоставленные другим организациям займы, обобщается на счете 58 «Финансовые вложения».
7.7. Аналитический учет краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений ведется по видам вложений и объектам, в которые произведены эти вложения.
8. Учет расчетов.
8.1. Учет расчетов ведется в установленном порядке в соответствии с Гражданским кодексом, Банковским кодексом, другими актами законодательства, регламентирующими вопросы финансово-хозяйственной, внешне-экономической деятельности, налогообложения и др.
8.2. Суммы дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются в установленном порядке на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».
8.3. По окончании отчетного года бухгалтерскими службами Общества проводится инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
8.4. Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость определяется по моменту отгрузки товаров, работ, услуг. При реализации товаров по ценам ниже себестоимости налоговая база определяется исходя из себестоимости реализованных товаров в целом по виду деятельности.
Учет оплаты труда.
8.5. Трудовые и связанные с ним отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым Кодексом Республики Беларусь, коллективным договором, и другими законодательными и локальными нормативными актами.
8.6. Учет оплаты труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», на котором обобщается информация о расчетах с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации, по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам).
8.7. Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется в лицевых счетах по каждому работнику Общества.
Учет расчетов с подотчетными лицами.
8.8. Информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на служебные и административно-хозяйственные расходы, обобщается на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
8.15. Направление работников в командировку оформляется приказом, согласно которому, выписывается командировочное удостоверение.
8.16. Работники, получившие наличные деньги в подотчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по возвращении из служебной командировки представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах. В этот же срок возвращается остаток неиспользованных средств.
Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета по ранее полученным на командировочные и другие расходы суммам. Ответственность за своевременное представление авансовых отчетов и возврат остатка неиспользованных средств несут работники, получившие денежные средства под отчет.
В случае непредставления в установленный срок отчетов об израсходовании подотчетных сумм или не возврата в кассу организации остатков неиспользованных авансов бухгалтерия вправе произвести удержание их из заработной платы работников в установленном порядке. Если не возвращенные работниками суммы не могут быть удержаны из заработной платы работника, они отражаются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
8.17. При направлении работников в служебную командировку за границу, оформляется приказ генерального директора Общества.
8.18. Работники, прибывшие из служебной заграничной командировки, представляют письменный отчет об итогах командировки в двухнедельный срок со дня прибытия.
8.19. Аналитический и синтетический учет по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами” ведется в разрезе работников по каждой авансовой выдаче.
9. Учет источников собственных средств.
Учет добавочного фонда.
9.1. На счете 83 «Добавочный фонд» отражается движение следующих фондов: фонда переоценки имущества, фонда пополнения собственных оборотных средств(6 % от валового дохода), добавочного фонда.
9.2. Добавочный фонд используется в случаях направления на увеличение уставного фонда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
9.3. Аналитический учет по счету 83 «Добавочный фонд» ведется по субсчетам, обеспечивающим формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.
Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
9.4. Чистая прибыль или чистый убыток отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки», заключительными оборотами последнего месяца года списываются на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
9.5. Чистая прибыль по решению Общего собрания Участников направляется на производственное развитие и развитие социальной сферы, на прирост оборотных средств, на выплату дивидендов и иные цели в соответствии со сметой использования чистой прибыли. Сроки и период, за который выплачиваются дивиденды, устанавливает Общее собрание Участников.
10. Учет финансовых результатов.
Учет реализации.
10.1. Информация о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе, а также определение финансового результата по ним, отражается на счете 90 «Реализация».
10.2. Информация об операционных доходах и расходах отчетного периода, перечень которых приведен в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Министерством финансов РБ 30.05.2006 г. № 89, обобщается на счете 91 «Операционные доходы и расходы».
10.3. Операционные расходы представляют собой затраты организации, соответствующие операционным доходам, полученным организацией в отчетном периоде, а также затраты, не приводящие к появлению в будущем экономических выгод, и признаваемые организацией в отчетном периоде.
Учет внереализационных доходов и расходов.
10.4. Информация о внереализационных доходах и расходах отчетного периода обобщается на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Состав внереализационных доходов и расходов приведен в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Министерством финансов РБ 30.05.2006 г. № 89.
10.5.Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью.
10.6.Для целей бухгалтерского учета величина внереализационных доходов определяется в следующем порядке: суммы дооценки активов определяют в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов; иные внереализационные доходы принимаются к бухгалтерскому учету в фактических поступивших суммах.
12. Бухгалтерская отчетность.
12.1.Совокупность показателей о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, основывающихся на данных бухгалтерского учета обобщается в бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Предприятие составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточной. .
12.2.При составлении бухгалтерской отчетности обеспечивается:
— полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
— тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
13. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности.
13.1.При ведении первичных учетных документов, регистров, бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение осуществляется в течение сроков, установленных для бумажных носителей информации.
13.2.Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
2.2 Учет денежных, расчетных и кредитных операций
Методика документального оформления, порядок ведения кассовых операций регламентируются соответствующими нормативными документами. В Республике Беларусь такими документами являются Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь от 26.03.2006 г. с учетом изменений и дополнений от 28.06.2007 № 99 и Положение о ведении кассовых операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь, утвержденное Правлением Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2007г. № 98.
В большинстве случаев деньги в кассу организации ЧУП «Торговый дом «Стекло» поступают с расчетного счета в банке через кассира, который иолу част их по денежным чекам. Чековые книжки получают в отделении банка по заявлению и хранят их в кассе вместе с наличными деньгами. Никакие исправления в чеках не допускаются. На оборотной стороне чеков указывается, на какие цели получаются деньги, например: на выдачу зарплаты, командировочные расходы, хозяйственно-операционные расходы и т. п.
Выдача наличных денег из кассы ЧУП «Торговый дом «Стекло» производится по: расходному кассовому ордеру; платежной ведомости с последующим наложением на ней реквизитов расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. Расходные кассовые ордера (Приложение 1, 2), платежные ведомости и другие документы, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Беларусь форм на выдачу наличных денег, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других. По кредиту счета 50 «Касса» отражаются выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, финансовых результатов и других.
Операции по безналичным расчётам осуществляются в соответствии с «Инструкцией о банковском переводе», утверждённом Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29 марта 2001г. № 66 и «Постановлением о безналичных расчётах в Республике Беларусь». Согласно данным нормативным актам безналичные расчёты между предприятиями производятся: платёжными поручениями; платёжными требованиями-поручениями; платёжными требованиями; аккредитивами; векселями; инкассовыми распоряжениями и др.
В ЧУП «Торговый дом «Стекло» расчеты между предприятиями производятся платежными поручениями и платёжными требованиями. Платёжное поручение представляет собой расчётные документ, содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счёта на счёт получателя. Платёжными поручениями оформляются: расчёты за полученные товары; расчёты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, целевые переводы из бюджета и внебюджетных фондов, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы и других платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.); предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами); авансовые платежи (в соответствии с заключёнными договорами). Поручения могут быть представлены в банк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчёт не принимается).
Для системного отражения операций по приобретению материалов, расчетов с поставщиками и подрядчиками в ЧУП «Торговый дом «Стекло» применяется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На данном счете обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками: за товарно-материальные ценности, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; за полученные товарно-материальные ценности, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; за полученные товарно-материальные ценности, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей; по выданным авансам под поставку материальных ценностей.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей в корреспонденции непосредственно с дебетом счетов учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. Дебетуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на суммы оплаты счетов, включая авансы и предварительную оплату в корреспонденции со счетами учета денежных средств, при прекращении обязательства (задолженности), учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зачетом взаимных требований в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товара, а при приемке на складе поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась недостача против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствия цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на соответствующую сумму кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76.3 «Расчеты по претензиям»).
При приобретении ЧУП «Торговый дом «Стекло» материальных ценностей (работ, услуг), стоимость которых выражена в иностранной валюте, возникающие на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» курсовые разницы отражаются в учете в соответствии с законодательством в области учета обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Расчеты с поставщиками производится на основании заключённых между ЧУП «Торговый дом «Стекло» и поставщиками (подрядчиками) хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды оказанных услуг, порядок расчетов и т.д.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому отдельному предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
Для обобщения данных на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ЧУП «Торговый дом «Стекло» применяется отчет «Анализ счета 60», «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60».
По кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (в национальной либо иностранной валюте) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее. Предметом кредитного договора могут быть только деньги. Основными условиями кредита являются: возвратность, платность, срочность, обеспеченность.
До заключения кредитного договора банк обязан проверить правоспособность и оценить платёжеспособность кредитополучателя. Для этого организация (заемщик) предоставляет в банк: бухгалтерскую отчётность в соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности»; копии договоров (контрактов) в подтверждение кредитуемых сделок (при осуществлении банком контроля за целевым использование кредита).
Для обобщения информации о расчетах по налогам и сборам, уплачиваемым организацией в бюджет, используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Несмотря на то, что каждый налог, сбор имеет самостоятельный объект налогообложения, с определенной долей условности все налоги, сборы можно классифицировать по признаку общности налоговой базы. Данная группировка положена в основу ведения по счету 68 аналитического учета в разрезе субсчетов, каждый из которых аккумулирует данные о нескольких видах налогов и сборов: 68.1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»; 68.2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»; 68.3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»; 68.4 «Налоги на доходы физических лиц»; 68.5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».
При исчислении налога на добавленную стоимость руководствуются Законом Республики Беларусь от 19.12.91г. № 1319-XII«О налоге на добавленную стоимость», Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 16 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» в новой редакции от 05.09.2008 г. Для учета налога по приобретенным товарам (работам, услугам) используется счет 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам». К этому счету в ЧУП «Торговый дом «Стекло»открыты следующие субсчета: 18.2 «НДС по приобретенным основным средствам»; 18.3 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»; 18.5 «Оплаченный НДС».
Объектом налогообложения при расчете налога на недвижимость является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении Общества. Налог на недвижимость уплачивается в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Исчисление налога на недвижимость регулируется Постановлением Министерства по налогам и сборам № 19 от 31.01.2007г. в новой редакции от 05,09.2008г. «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями».
Расчет подоходного налога, удерживаемого из заработной платы работника, производят от налогооблагаемого дохода по шкале ставок подоходного налога. Ставки последнего дифференцированы по прогрессивному принципу в зависимости от облагаемого годового дохода в пределах установленных интервалов, кратных среднемесячной минимальной заработной плате.
Подотчётными суммами называются денежные средства, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы по командировкам.
Порядок выдачи денег под отчёт, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденными постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2006г. №57.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных за каждый день командировки, расходов за наем помещений на срок командировки в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 12 апреля 2000г. № 35 с учетом изм. и доп.
Сумма аванса, выдаваемого под отчет, определяется по предварительному расчету стоимости проезда, суточных (в пределах установленных норм), расходов по найму жилого помещения и других расходов. После возвращения из командировки подотчётного лица, бухгалтер делает окончательный расчёт. продолжение
--PAGE_BREAK--
Авансы на хозяйственные расходы выдаются на срок до 3 дней. Список работников, имеющих право получать деньги под отчёт на хозяйственные нужды, определяется приказом руководителя предприятия в начале года. В течение 3-дневного срока лица, получившие аванс, должны предоставить авансовый отчёт об израсходованных суммах либо вернуть деньги в кассу предприятия. В качестве оправдательных к авансовому отчёту должны быть приложены первичные документы, подтверждающие произведенные работником расходы: товарные чеки, с наименованием приобретённого товара, чеки кассово-суммирующих аппаратов, корешки приходных кассовых ордеров и т.п.
2.3 Учет труда и заработной платы
Вопросы труда и трудовых отношений регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь № 29 от 26.07.99г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и другим законодательными актами, коллективными договорами, соглашениями.
Оперативный учет личного состава в ЧУП «Торговый дом «Стекло» возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переводы и увольнения работающих на основании: заявления нанимающегося на работу, приказов (распоряжений) о приеме и увольнении, записок о предоставлении отпуска и т.д.
В состав расчетов с персоналом по оплате труда включаются также виды выплат, относящихся к неотработанному времени; оплата отпусков, пособие по временной нетрудоспособности, выходные пособия и др. Все эти выплаты осуществляются в соответствии с действующим законодательством о труде Республики Беларусь. Отпуска предоставляются в течение всего года по графику, установленному администрацией по согласованию с работником организации.
Основанием для начисления отпускных является приказ или записка руководителя о предоставлении отпуска. В приказе указывается период отпуска, исключаются праздничные дни, приходящиеся на период отпуска.
Расчет среднего заработка работников производится исходя из заработка за последние 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска, выплаты денежной компенсации, независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск.
Средний заработок определяется путем умножения среднедневного заработка на количество календарных дней отпуска. При этом среднедневной заработок определяется путем деления заработной платы, начисленной работнику за месяцы, принимаемые для исчислений среднего заработка, сохраняемого за время отпуска и для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, на число этих месяцев и на средне месячное количество календарных дней, исчисленное в среднем за пять лет и принятое для расчета равным 29,7.
С общей суммы начисленной за месяц заработной платы, пособий и других доходов работника производятся различные удержания. Их условно можно подразделить на две группы: обязательные удержания и прочие удержания.
Обязательные удержания носят постоянный характер и объектом для их исчисления служит начисленная заработная плата. К ним относят подоходный налог, страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (пенсионный фонд), по исполнительным документам.
Прочие удержания из заработной платы рабочих и служащих связаны с расчетными взаимоотношениями работников по их обязательствам перед данным предприятием или третьими лицами. Осуществляют их на основании документов, подтверждающих эти обязательства, по письменному заявлению работника либо по приказу руководителя предприятия. К прочим удержаниям относят: удержания за товары, проданные в кредит, производимые в размере очередных платежей в погашение кредита и процентов за кредит согласно поручениям-обязательствам торговых предприятий и т.д.
Объектом налогообложения подоходным налогом являются заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, гражданско-правовым договорам (кроме доходов предпринимателей, предъявивших свидетельства о государственной регистрации); доходы от индексации заработной платы; пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по уходу за больным ребенком) и другие доходы.
Основанием для льгот по подоходному налогу служат представленные работниками копии свидетельств о рождении детей, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другие документы. Подоходный налог исчисляется из совокупного размера, рассчитываемого нарастающим итогом с начала этого периода.
2.4 Учет основных средств и нематериальных активов
Основные средства в ЧУП «Торговый дом «Стекло»поступают: в результате произведенных капитальных вложений (строительство объектов основных средств и изготовление оборудования хозяйственным способом, а также приобретения за плату у юридических и физических лиц); безвозмездно; в обмен на другое имущество; и в иных случаях, установленных законодательством.
Для учета движения основных средств в ЧУП «Торговый дом «Стекло» применяется следующая первичная учетная документация: акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1); акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3); акт о ликвидации основных средств (форма № ОС-4); акт о ликвидации транспортных средств (форма № ОС-4а); инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6); инвентарный список основных средств (форма № ОС-13).
На принятые в эксплуатацию объекты основных средств комиссия составляет акт (накладную) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, за исключением случаев, когда ввод объектов в действие в соответствии с законодательством должен оформляться в особом порядке. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В ней даётся подробная характеристика объекта, источник приобретения (возведения), год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств.
Инвентарные карточки служат основанием для составления описи объектов основных средств. В ней указываются наименование основных средств, балансовая стоимость, амортизация и остаточная стоимость на начало периода; изменения балансовой стоимости и амортизации за период; балансовая стоимость, амортизация и остаточная стоимость на конец периода.
Выбытие основных средств оформляются актом на списание основных средств (форма № ОС-4). В акте приводятся данные, характеризующие объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.
Амортизационные отчисления в ЧУП «Торговый дом «Стекло» производятся ежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на балансе предприятия, в соответствии с «Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденное постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и Минстройархитектуры РБ от 23.11.2001г. № 187/110/96/18 с изм. и доп. от 30.03.2007г.
2.5 Учет финансовых результатов, источников собственных средств
Формирование общего финансового результата в системе счетов основывается на использовании многоступенчатого способа, который предполагает исчислению промежуточных финансовых результатов: от реализации товаров и других видов деятельности (счет 90 «Выручка от реализации»); от операционных доходов и расходов (счет 91 «операционные доходы и расходы»); от внереализационных доходов и расходов (счет 91 «Внереализационные доходы и расходы»).
Общий финансовый результат отражается на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде сальдо, характеризующего сопоставление и соизмерение всех доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту = прибыли (доходы) организации. Превышение дебетового оборота над кредитовым показывает получение чистого убытка, а превышение кредитового оборота над дебетовым показывает получение чистой прибыли.
Счет 90 «Реализация» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним. На счете 90 «Реализация» отражаются, в частности, выручка от реализации готовой продукции, а также себестоимость реализованной продукции и налоги, уплачиваемые из выручки.
Нераспределенная прибыль может использоваться предприятием на выплату доходов работникам предприятия, на увеличение уставного капитала, на пополнение резервного фонда и т.п. Нераспределенная прибыль прошлых лет используется также как и прибыль текущего года: на увеличение уставного капитала, благотворительные и иные цели. Полученный в отчетном году убыток может быть погашен за счет учредителей или за счет ранее созданного резервного фонда. Непокрытый убыток прошлых лет может погашаться за счет прибыли отчетного года, средств учредителей, созданных резервного и других специальных фондов.
Одним из основных источников собственных средств в ЧУП «Торговый дом «Стекло»является уставный фонд. Уставный фонд представляет собой объединение вкладов собственников (участников, учредителей, акционеров) в имущество организации в стоимостном выражении в размерах, определенных учредительными документами.
Для обобщения информации о состоянии и движении уставного фонда предприятия предназначен пассивный счет 80 «Уставный фонд». Кредитовое сальдо, принимаемое по этому счету (величина уставного фонда принимаемого к бухгалтерскому учету) должно быть идентично соответствующей сумме, зафиксированной в учредительных документах.
Аналитический учет по счету 80 «Уставный фонд» организуется в разрезе учредителей. Организация такого вида аналитического учета преследует цель получения сведений о каждом участнике акционерного общества, степени концентрации в их руках имущества. Аналитический учёт по каждому участнику позволит получить сведения о размерах их вкладов (долей), которые станут основой для правильного распределения полученной прибыли между участниками, а также основой для правильного расчёта имущественной ответственности.
Для обобщения данных по счету 80 «Уставный фонд» в ЧУП «Торговый дом «Стекло»применяется отчет «Анализ счета 80»,
Для учета прироста (снижения) балансовой стоимости материальных ценностей в ЧУП «Торговый дом «Стекло» создается добавочный фонд. К основным источникам изменения добавочного фонда можно отнести: сумму переоценок стоимости внеоборотных и оборотных активов, проводимых в соответствии с действующим законодательством; суммовые разницы, образующиеся в случае погашения задолженности по взносам в уставный фонд, выраженной в иностранной валюте; средства целевого финансирования, направленные некоммерческой организацией на финансирование капитальных расходов и долгосрочных вложений; средства фонда пополнена» собственных оборотных средств, формируемого за счет отчислений 6 % от валового дохода; фонд накопления в части сумм нераспределенной прибыли, использованной в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества.
2.6 Отчетность предприятия
Бухгалтерская отчетность ЧУП «Торговый дом «Стекло» по состоит из: бухгалтерского баланса (типовая форма № 1); отчета о прибылях и убытках (типовая форма № 2); приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчета о движении источников собственных средств (форма Jfe3); отчета о движении денежных средств (форма № 4); приложения к бухгалтерскому балансу форма № 5); отчета о целевом использовании полученных средств).
При составлении бухгалтерской отчетности в ЧУП «Торговый дом «Стекло» руководствуются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом № 278-3 от 17.05.04г. и письмами Министерства финансов Республики Беларусь о составлении годовой и квартальной отчетности.
Баланс предприятия, как основная форма отчетности, представляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В бухгалтерском балансе отражаются имущество предприятия, капитал и обязательства в денежном выражении на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива, В активе отражается имущество организации (хозяйственные средства по их видам), а и пассиве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств).
Отчет о прибылях и убытках, как это следует из названия самой формы, содержит все основные слагаемые конечного экономического показателя деятельности предприятия — прибылей или убытков. Сам показатель — это конечное сальдо счета 99 «Прибыли и убытки». Там же дополнительно оказывается сумма уже использованной прибыли в отчете отчетного года и ее неиспользованный (нераспределенный) остаток.
Поскольку основная сумма прибыли, как правило, получается от реализации продукции, основных средств и прочих активов, то основные слагаемые этой части отчета о финансовых результатах заполняют дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» и финансовыми результатами от прочей реализации счета 91 «Операционные доходы и расходы») которые отражаются в форме как прочие операционные доходы и расходы. Значительное влияние на финансовые результаты могут оказывать и внереализационные доходы и расходы (прибыли и убытки), которые в течение года получают отражение непосредственно по кредиту или дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», минуя счета реализации. Все эти и другие показатели приводятся в начальной части формы и образуют итоговый показатель «Прибыль (убыток) отчетного периода».
Отчет о движении фондов и других средств (форма № 3) содержит информацию о величине начальных и конечных остатков, увеличении или уменьшении (движении) всех составных частей собственного капитала предприятия за отчетный период. Показатели для заполнения этой формы берут в готовом виде на соответствующих счетах (субсчетах: или аналитических счетах): 80 «Уставный фонд»; 82 «Резервный фонд»; 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; 83 «Добавочный фонд» и др. Справочно в форме приводятся расчетный показатель «Чистые активы».
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) содержит показатели об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, их поступлений из различных источников (выручка от реализации товаров, основных средств и иного имущества; авансы, полученные от покупателей; бюджетные ассигнования; кредиты и займы; дивиденды, проценты и прочие поступления) и расход по определенным направлениям (оплата поставщикам товаров, работ и услуг; оплата труда; погашение задолженности бюджету по налогам, органам социального страхования; на выдачу подотчетных сумм, перечисление авансов; выплата дивидендов, процентов; финансовые вложения и другие цели). Справочно приводятся некоторые показатели по движению наличных денежных средств. Данные для заполнения формы получают на основе показателей счетов для учета денежных средств 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках». Отдельные показатели о движении (поступлении и расходе) денежных средств формируют на основе бухгалтерских проводок в разрезе корреспондирующих счетов при их поступлении.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) является информационно наиболее насыщенной формой годового отчета. Она состоит из десяти относительно самостоятельных разделов и ряда справок: «Движение заемных средств»; «Дебиторская и кредиторская задолженность»; «Амортизируемое имущество»; «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций».
Перед составлении годовой бухгалтерской отчетности в ЧУП «Торговый дом «Стекло»проводится обязательная инвентаризация имущества. Значение инвентаризации не сводится только к уточнению учетных данных. Она играет большую роль в контроле за использованием средств по хозяйственным подразделениям, в проверке технического состояния, а также правил содержания и условий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не использованных в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий и оформления ее результатов регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.95г. №54 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации 26.12.95 г., № 1214/12).
3. Организация аналитической работы и анализ хозяйственной деятельности предприятии
Анализ основных средств ЧУП «Торговый дом «Стекло».
Основные средства — это те ресурсы предприятия, которые задействованы в производстве на годы, на десятилетия. Их внешняя форма остается неизменной на весь срок их «жизни», а стоимость свою они переносят, присоединяют к производственному продукту частями.
Объем и структура основных производственных фондов определяют производственную мощность предприятия, а в совокупности с их динамикой — темпы развития технического прогресса, необходимые для этого средства. В процессе анализа изучают объем основных фондов, темпы их роста за определенные периоды, соотношение отдельных групп в общей стоимости фондов (их структуру), активную часть, причины изменения и пути улучшения структуры. Объем, структуру и динамику основных фондов изучают по полной первоначальной стоимости (на начало и конец отчетного периода). Среднегодовая стоимость основных фондов используется при расчетах показателей их эффективности за определенный период.
На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой, прежде всего, имеются в виду основные средства (фонды). В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа они изучаются комплексно, независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства классифицируются по отраслям народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания, строительства, заготовительных организаций и др. Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения, и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, и др.
На основе данных статистической отчетности (форма №11) «Отчет о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» изучим наличие и движение основных средств ЧУП «Торговый дом «Стекло» за 2008 и 2009 гг., составив таблицы (Приложение 2).
Основные средства ЧУП «Торговый дом «Стекло»за 2009 год возросли на 1133 тыс. руб. (10811 — 9678), или на 11,7%. Как положительное, следует отметить высокие темпы роста активных основных средств (машин и оборудования). Их доля во всех основных средствах увеличилась с 11,1% на начало года до 12,1% на конец года.
Основные средства за 2008 год возросли на 1413508 тыс. руб. (9678125 — 8264617), или на 17,1%. Следует также как и за 2008 год отметить высокие темпы роста активных основных средств (машин и оборудования). Их доля во всех основных средствах увеличилась с 9,4% на начало года до 11,1% на конец года.
Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:
— коэффициент физического износа основных средств (отношение суммы износа к первоначальной или восстановительной стоимости)
2009 год: 212 тыс. руб. / 9907 тыс. руб. = 0,021
2008 год: 187262 тыс. руб. / 9472835 тыс. руб. = 0,02
— коэффициент обновления (отношение суммы вновь поступавших основных средств за год к их остатку на начало года)
2009 год: 2958 тыс. руб. / 9678 тыс. руб. = 0,31
2008 год: 3176205 тыс. руб. / 8264617 тыс. руб. = 0,38
— коэффициент выбытия (отношение выбывших основных средств за год к их остатку на начало года)
2009 год: 1825 тыс. руб. / 9678 тыс. руб. = 0,19
2008 год: 1762697 тыс. руб. / 8264617 тыс. руб. = 0,21
— коэффициент прироста основных средств (отношение суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года)
2009 год: (2958 тыс. руб. — 1825 тыс. руб.) / 9678 тыс. руб. = 0,12
2008 год: (3176205 тыс. руб. — 1762697 тыс. руб.) / 8264617 тыс. руб. = 0,17
— показатель фондовооруженности труда (отношение среднегодовой стоимости основных средств к среднесписочной численности работников)
2009 год: 11248 тыс. руб. / 39 чел. = 288,4 тыс. руб. / чел.
2008 год: 12308526 тыс. руб. / 799 чел. = 15404,9 тыс. руб. / чел.
В процессе анализа эффективности использования материально-технической базы магазинов следует определить, как изменилась по сравнению с прошлым годом торговая площадь, количество рабочих дней за год, средняя продолжительность рабочего дня и выработка (объем товарооборота) на 1 м2 торговой площади за 1 час работы и как повлияли эти факторы на развитие товарооборота.
В системе управления предприятием важное место занимает анализ расходования ФЗП, который позволяет предупредить перерасход фонда и дает исходный материал для разработки планов по заработной плате.
Основными задачами анализа фонда заработной платы являются:
— изучение состава и динамики ФЗП;
— выявление изменения показателей использования ФЗП, происшедших в отчетном периоде;
— определение влияния факторов на сумму фонда заработной платы.
4. Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции. продолжение
--PAGE_BREAK--