--PAGE_BREAK--Единая дата составления: Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.
Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.
Порядок сбора и обработки показателей внутригрупповой отчетности организаций Группы, предоставляемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, приведен на рисунке 1.
В основе данного порядка лежат следующие правила:
-последовательное формирование информации в рамках единых форм специализированной внутригрупповой отчетности;
-постепенное обобщение показателей от уровня обособленных структурных подразделений до группы в целом;
-контроль достоверности и непротиворечивости отчетной информации на каждом этапе формирования или объединения показателей.
Рисунок 1. Порядок сбора и обработки информации при составлении сводной (консолидированной) отчетности.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности головной организацией и дочерними обществами должна быть использована единая учетная политика в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и т. д.
Если учетная политика какого-либо дочернего общества отлична от используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом:
• типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной бухгалтерской отчетности;
• статьи (строки) типовых форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в периоде предшествующем отчетному;
• числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели по отдельным видам активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах.
Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием причин, вызвавших это изменение.
Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель головной организации.
Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числа дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.
До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.
В случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах.
Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.
Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества.
Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.
Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.
Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.
Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.
По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.
Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24, предусматривает ведение сводного (консолидированного) учета и составления баланса и других установленных форм центральной компанией ФПГ, учрежденной всеми участниками договора о создании ФПГ или являющейся по отношению к этим участникам основным обществом, уполномоченным на ведение дел ФПГ.
Сводная (консолидированная) статистическая отчетность ФПГ составляется и представляется в Государственный комитет Российской Федерации по статистике центральной компанией в установленном порядке.
Сводные (консолидированные) отчеты, бухгалтерская и статистическая отчетность отражают имущественное и финансовое положены ФПГ, а также результаты ее инвестиционной деятельности.
2. Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности 2.1 Урегулирование расчетов между взаимосвязанными организациями и определение доли меньшинства в капитале дочернего общества До составления сводной бухгалтерской отчетности следует урегулировать и выявить все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами. Однако отражение в учете конкретного юридического лица любых операций. В том числе в части расчетов с другими юридическими лицами, пусть и входящими в единую группу взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, возможно лишь на основании первичных учетных документов, подтверждающих, например, фактическое поступление материальных ценностей, позволяющее отразить в учете возникновение кредиторской задолженности перед их продавцом.
Для списания числящейся в учете, но не подтверждаемой контрагентом дебиторской задолженности необходимо соблюдение ряда условий и истечение некоторого периода времени с момента ее возникновения. Поэтому урегулирование расхождений во внутригрупповых расчетах возможно лишь после объединения бухгалтерской отчетности всех организаций, входящих в Группу.
Пример:
В отчетном периоде организация «А», входящая в Группу, отгрузила организации «В», также входящей в Группу, материалы на общую сумму согласно выставленному счету (с учетом НДС) 1200 тыс. руб. В бухгалтерском балансе организации «А» по состоянию на отчетную дату отражена дебиторская задолженность организации «В», числящаяся в учете на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по стр. 241 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, подлежащая погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты». В бухгалтерском балансе организации «В» отражены следующие показатели: по стр.621 «Кредиторская задолженность перед поставщиками и заказчиками, подлежащая погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты» – 960 тыс. руб., по стр. 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» –800 тыс. руб., по стр. 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – 160 тыс. руб.
На практике очень часто величины внутригрупповой задолженности дебиторов и кредиторов не совпадают. Причины могут быть следующие:
-организация – покупатель получила материалы, но не имеет соответствующих документов от продавца, поэтому материалы либо учтены на забалансовых счетах (что не соответствует требованиям нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности), либо отражены в бухгалтерском учете и балансе как неотфактурованные, т.е. в оценке, которая может отличаться от стоимости по счету продавца;
-организация – покупатель получила материалы, но их количество, или номенклатура, или качество не соответствуют документации, в результате чего в учете и отчетности организации – покупателя они также отражены как неотфактурованные;
-организация – покупатель вообще не получила материалов (сопроводительные документы при этом могут либо отсутствовать, либо быть в наличии). При этом в последнем случае согласно требованиям нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, организация – покупатель должна была отразить материалы в пути.
На практике чаще встречается ситуация, когда внутригрупповая дебиторская задолженность превышает внутригрупповую кредиторскую задолженность. В этом случае для урегулирования расхождений в целях последующего исключения одинаковых сумм внутригрупповой задолженности из актива и пассива при составлении сводного бухгалтерского баланса Группы причины расхождений выясняются у организации – покупателя. После этого делаются соответствующие корректировки («поправки») в так называемом «агрегированном» (промежуточном) балансе, который представляет собой бухгалтерский баланс, составляемый путем суммирования показателей бухгалтерских балансов всех организаций, входящих в Группу (табл.1).
Таблица 1-Расчет поправок в промежуточном балансе
Бухгалтерский баланс
(тыс. руб.)
При этом отражение поправок при составлении сводной отчетности чаще всего бывает обоснованным и не искажает реального финансового положения Группы, поскольку на момент составления сводной отчетности подобные записи обычно уже сделаны в бухгалтерском учете организации «В» в связи с поступлением документов или материалов. Урегулированные таким образом величины дебиторской и кредиторской задолженности легко исключаются (элиминируются) при составлении сводного баланса.
Если же по каким – либо причинам урегулирование внутригрупповой задолженности невозможно, то величину выявленных расхождений целесообразно отнести при исключении внутригрупповой задолженности в уменьшение полученной Группой за отчетный период прибыли через внереализационные расходы (по аналогии со списанием долгов, нереальных к взысканию) (табл. 2).
Следует заметить, что в бухгалтерском учете ни одной из организаций. Входящих в Группу, соответствующие записи не делаются.
Таблица 2 –Пример поправки в промежуточном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках
(тыс. руб.)
№ строки
Агрегированный показатель
Поправка
Результат
241
1200
(1200)
0
470
(100000)
240
(99760)
Или
475
500
240
740
621
(960)
960
0
Отчет о прибылях и убытках
130
(300)
(240)
(540)
Если доля головной организации в уставном капитале дочернего общества составляет более 50 % но менее 100%, то пи составлении сводной бухгалтерской отчетности их показатели бухгалтерской отчетности, оставшиеся после первоначального исключения некоторых данных, суммируются, но при этом выделяется доля меньшинства в капитале дочернего общества и в финансовых результатах дочернего общества.
Доля меньшинства в капитале дочернего общества определяется по формуле 1:
ДМК = К * ДМУК: 100% (1)
Где ДМК — доля меньшинства в капитале дочернего общества;
К — капитал дочернего общества;
ДМУК – доля других организаций в уставном капитале дочернего общества.
Доля меньшинства в капитале дочернего общества показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей «Доля меньшинства» (за итогом раздела III «Капиталы и резервы») Составляющие капитала Группы отражаются в разделе III сводного бухгалтерского баланса за вычетом доли меньшинства.
Доля в финансовых результатах дочернего общества определяется по формуле 2:
ДМРФ = НП (НУ) * ДМУК: 100% (2)
Где, ДМРФ — доля меньшинства в финансовых результатах дочернего общества;
НП (НУ) – нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) дочернего общества.
В сводном отчете о прибылях и убытках данный показатель показывается справочно отдельной статьей «Доля меньшинства» по вписываемой строке, а доходы и расходы, формирующие финансовый результат Группы, отражаются за минусом доли меньшинства.
Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества больше показателя доле меньшинства в капитале этого общества на отчетную дату, то на разность между ними уменьшается величина резервного капитала, а при его недостаточности – добавочного, а затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.
Включение данных о зависимых общества в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:
-показатель, отражающий стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей «Долгосрочные финансовые вложения» в величине, рассчитываемой следующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении (покупке и др.) инвестиций, плюс/минус доля головной организации в прибылях/убытках зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций;
-показатель, отражающий долю головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли принадлежащей головной организации уставного капитала в его общей величине).
продолжение
--PAGE_BREAK--Доля головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период отражается в сводном отчете о прибылях и убытках отдельной статьей «Капитализированный доход (убыток)» после группы статей по внереализованным доходам и расходам и включается в финансовый результат деятельности Группы.
2.2 Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.
Проблема заключается в том, что балансы материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией.
В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:
¨ в структуру баланса;
¨ в состав и содержание статей баланса;
¨ в оценку статей баланса;
¨ в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.
Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии с национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.
Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется в миллионах или миллиардах рублей с одним десятичным знаком.
Головной организации предоставлено право регулирования вопросов бухгалтерской отчетности организаций, входящих в Группу, путем утверждения собственных форм внутригрупповой бухгалтерской отчетности и правил ее составления.
Если дочернее общество, расположенное за пределами Российской Федерации, не может составить бухгалтерскую отчетность на ту же дату, что и вся Группа, то допускается включение в состав сводной отчетности показателей бухгалтерской отчетности составленной на иную дату, при условии, что расхождение между отчетными датами дочернего общества и Группы не превышает трех месяцев.
Заключительный момент — пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании.
Пересчет показателей бухгалтерского баланса зарубежного дочернего общества, составленного в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации — рубли – для включения в сводную отчетность Группы производится по курсу ЦБ РФ, последнему по времени котировки в отчетном периоде, а пересчет величины доходов и расходов, формирующих отчет о прибылях и убытках дочернего общества, производится с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средневзвешенного курса за отчетный период. Разницы, возникающие в результате такого пересчета, следует отражать в составе добавочного капитала и в пояснениях к сводной бухгалтерской отчетности Группы.
2.3 Особенности формирования сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках Баланс традиционно самая важная часть информации и бухгалтерской отчетности. Отсюда можно почерпнуть информацию о деятельности предприятия, посмотреть, сколько у него долгов и кто должен ему. Кроме того, какие средства использует в своей работе организация – собственные или заемные и куда их вкладывает. Другими словами, правильно составленный баланс поможет избежать проблем с налоговой инспекцией, привлечь потенциальных инвесторов.
Чтобы правильно составить отчетность, бухгалтеру нужно учитывать все изменения в законодательстве. Так, с 1 января 2002 года вступили в силу 2 Положения по бухгалтерскому учету. ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» было утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001г.№44н. А ПБУ 15/01 «учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» утвердил приказ Минфина России от 2 августа 2001г №60н.
Кроме того, были изменены и ранее действующие Положения по бухгалтерскому учету. Так, Минфин России приказом от 18 мая 2002г. внес изменения и дополнения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.№26н.
Ещё с 1 января 2003 года действует Положение по бухгалтерскому учету «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), которое утверждено приказом Минфина России от 2 июля 2002г. №66н.
С 1 января 2003 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно было утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года №114. Им должны руководствоваться все российские предприятия, которые являются плательщиками налога на прибыль.
Данное ПБУ поменяло привычное представление о том, как начислять налог на прибыль в бухгалтерском учете. Ведь общее правило, заключающееся в том, что налог, рассчитанный в налоговой декларации, нужно отразит по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», теперь не действует. ПБУ заставляет идти другим путем: начислять налог с прибыли или убытка, отраженного на бухгалтерских счетах, а потом многочисленными корректировками доводить его до той суммы, которая отражена в декларации по налогу на прибыль.
Согласно этого ПБУ в бухгалтерском балансе отложенные налоговые активы отражаются в составе внеоборотных активов по строке 150 «Прочие внеоборотные активы», а отложенные налоговые обязательства – в составе долгосрочных обязательств по строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства».
При этом пункт 19 ПБУ 18/02 разрешает отражать в балансе сальдированную, то есть свернутую, сумму отложенных активов и обязательств.
Годовой баланс за 2003 год, согласно приказу Минфина №67н, необходимо будет сдать по новым формам отчетности. Эти документы составлены с учетом ПБУ 18/02. В новой форме бухгалтерского баланса, то там для отложенных налоговых активов предусмотрена специальная строка 145, а для отложенных обязательств – строка 515. Кроме того баланс стал менее подробным. Так, например, строки, где показывают стоимость основных средств и нематериальных активов, расшифровывать не нужно. Будут указываться только общие суммы. То же касается доходных вложений в материальные ценности, дебиторской задолженности, денежных средств и т.д.
Особо следует упомянуть раздел III баланса «Капиталы и резервы» — во-первых, добавилась строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Во- вторых, исчезла строка 440 «Фонд социальной сферы» и строка 450 «Целевые финансирования и поступления».
Кроме того, в третьем разделе больше не придется отделять прибыль отчетного года от тех доходов, которые получены в предыдущие периоды. То же касается и убытка. В новом балансе предусмотрена лишь одна строка «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
ПБУ 18/02 является аналогом одного из стандартов МСФО. А российский бухгалтерский учет как раз и реформируется для того, чтобы приблизить его к западным стандартам.
Помимо вышеуказанных нововведений необходимо ещё учитывать то, что с 1 января 2002 года организациями помимо бухгалтерского необходимо ещё вести и налоговый учет. Делать их это обязывает глава 25 Налогового кодекса РФ. Между налоговым учетом и бухгалтерским существует множество расхождений. Но важно не забывать, что показатели баланса и отчета о прибылях и убытках формируются исходя из правил, установленных положениями по бухгалтерскому учету, а не нормами Налогового кодекса РФ.
Все изменения в действующем законодательстве необходимо учитывать и при составлении сводного баланса. Но, конечно, есть существенные отличия консолидированного бухгалтерского баланса от баланса конкретного предприятия.
Так, в соответствии с Методическими рекомендациями в сводный бухгалтерский баланс не включаются:
-финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и, соответственно, уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации.
Поскольку возможны взаимные вложения дочерних обществ в уставные капиталы друг друга, а также вложения, произведенные дочерними обществами в уставный капитал головной организации, то соответствующие показатели также исключаются при составлении сводного бухгалтерского баланса;
-показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.
Подробно порядок урегулирования и исключения таких показателей был рассмотрен нами в предыдущем пункте;
-прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.
Прибыль, полученная от операций внутри Группы, отражается в бухгалтерской отчетности каждой организации входящей в Группу, вместе с прибылью, полученной от операций с другими контрагентами. Однако с точки зрения Группы, когда отдельные общества рассматриваются как несамостоятельные подразделения, прибыль может быть получена только от реализации вне Группы. Поэтому прибыль, полученная от операций внутри Группы, исключается при объединении показателей отчетности организаций Группы в сводную отчетность в размере нереализованного (невыявленного), с точки зрения Группы, «Промежуточного» результата. Эта нереализованная прибыль отражается у входящей в Группу организации – продавца, а у входящей в Группу организации – покупателя отражается завышенная стоимостная оценка приобретенных активов, что является некорректным. Поэтому при составлении сводной бухгалтерской отчетности необходимо в полной сумме исключить результаты от неосуществленных, с точки зрения Группы, операций.
Величина промежуточного результата определяется как разница между отраженной в балансе того или иного общества стоимостью приобретения актива и стоимостью, по которой это имущество оценивается с точки зрения Группы. На величину этого промежуточного результата уменьшается (промежуточная прибыль) или увеличивается (промежуточный убыток) актив в сводном балансе. Основной проблемой пи этом становится выявление из всех активов, включаемых в сводный баланс на отчетную дату, тех, которые полностью или частично приобретены в результате внутригрупповых операций, и корректировка их стоимости;
-дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в Группу;
-части активов и пассивов дочерних обществ, не относящиеся к деятельности Группы, когда организация имеет 50% и ниже голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью. Доля активов и пассивов дочернего общества в этом случае для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.
Для получения реальной картины финансового положения совокупности взаимосвязанных организаций как единого целого возможно (а иногда и необходимо) также осуществление некоторых переклассификаций между различными статьями сводного баланса, которые не оказывают влияния на его итог, но меняют соотношения итоговых показателей его разделов, отдельных статей и т.п., что может привести к несколько иным результатам при проведении анализа финансового положения Группы.
В сводной бухгалтерской отчетности может возникнуть особы показатель — «Деловая репутация дочернего общества». Для его расчета следует сопоставить балансовую оценку произведенных инвестиций у головной организации с соответствующей частью всего собственного капитала дочернего общества (или величиной его чистых активов) в момент инвестирования, так как за время своего существования (с момента создания до момента приобретения нынешними участниками) общество вело хозяйственную деятельность и выявляло ее финансовые результаты. Кроме того, в балансе дочернего общества может быть отражен полученный эмиссионный доход, который в обязательном порядке необходимо рассматривать при определении величины деловой репутации дочернего общества. При этом превышение соответствующей инвестиции, отраженной в отчетности головной организации, над величиной собственного капитала дочернего общества отражается в сводном балансе в составе показателя «Нематериальные активы». При обратной ситуации выявленная отрицательная деловая репутация дочернего общества отражается в сводном балансе между разделами III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства».
Теперь что касается отчета о прибылях и убытках. В его новой форме у строк нет кодов. Как и баланс, отчет стал меньше. В нем не нужно будет расписывать, от какой деятельности получена выручка. Не придется детализировать и себестоимость проданных товаров. Кроме того, внереализационные и операционные доходы (расходы) приводятся в одном разделе. В отчет, как и в баланс, добавили строки, где бухгалтер должен отразить отложенные налоговые активы и налоговые обязательства. А постоянные налоговые обязательства (активы) показываются только справочно. В новой форме не нашлось места для чрезвычайных доходов и расходов.
При составлении сводного отчета о прибылях и убытках согласно Методическим рекомендациям в него не включаются следующие показатели:
-выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;
-дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам.
При этом следует учитывать, что выплачиваемые дивиденды не отражаются у источника выплаты в отчете о прибылях и убытках, а начисляются непосредственно в уменьшение прибыли прошлых лет (или других специально предусмотренных источников средств). Поэтому корректировке подлежат доходы от участия в других организациях. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, полученные от организаций не входящих в Группу;
-любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между организациями, входящими в Группу.
Это означает, что перечень процедур консолидирования внутригрупповых доходов и расходов не является конечным и предоставляет возможность головной организации на практике осуществлять также другие операции при составлении сводного отчета о прибылях и убытках;
-финансовый результат деятельности дочерних обществ в части доходов и расходов, не относящихся к деятельности Группы. когда головная организация имеет 50% и меньше голосующих акций в акционерном обществе (уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью). При этом финансовый результат деятельности дочернего общества для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяется исходя из доли голосующих акций акционерного общества, принадлежащей головной организации.
Для проведения всех перечисленных процедур необходимо иметь более развернутую информацию, чем содержится в образцах форм годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому организации, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность Группы, самостоятельно разрабатывают систему дополнительных показателей, представляемых вместе с бухгалтерской отчетностью каждой организацией, входящей в Группу, методику их контроля и анализа, а также процедуры консолидации, выполняемые с совокупностью бухгалтерских отчетностей организации Группы, с учетом ее индивидуальных особенностей.
продолжение
--PAGE_BREAK--