Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация учета товарных потерь в организациях торговли на примере ОАО Веста

Курсовая работа
на тему:
«Организация учета товарных потерь в организациях торговли на примере ОАО «Веста»
Введение
Говоря о торговле, нельзя обойти стороной вопросы, связанные с товарными потерями. В данной отрасли народного хозяйства, величина таких потерь достаточно высока.
Товарные потери возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными.
В торговле существует ряд товаров, на которые установлены нормы естественной убыли, это в большей части товары пищевой и химической промышленности, т. к. в результате естественных физико-химических процессов, таких, как выветривание, усушка, распыление, крошение, вымораживание, утечка, разлив (при перекачке и отпуске жидких товаров) и так далее, масса товара во время хранения может измениться. Кроме того, товар может испортиться в процессе транспортировки или разгрузки по причине его естественной ломкости, нежности (фрукты) или других свойств. Принято считать, что перечисленные процессы приводят к естественной убыли товаров. И для этих процессов государственными органами устанавливаются нормы естественной убыли, в пределах которых организация может списывать недостачу на издержки производства или обращения и учитывать при налогообложении (конечно, если эти нормы есть).
Списание выявленных недостач товаров в пределах норм естественной убыли в бухгалтерском учете производится на издержки обращения. Таким образом, нормы естественной убыли играют в торговых организациях огромную роль, однако нужно сказать, что именно в такой отрасли народного хозяйства, как торговля, этот вопрос остается неурегулированным. В Беларуси существует нормативно-правовая база, которая регулирует данный аспект учета.
В организации торговли могут возникать и потери, связанные с боем, ломом или порчей товаров. Такие товарные потери списываются за счет виновных лиц, на основании составленного акта. Справедливости ради, нужно отметить, что данные потери возникают в организациях торговли вследствие бесхозяйственности (неудовлетворительные условия хранения, неосторожное обращение с товарами при транспортировке и тому подобное), и поэтому они, как правило, взыскиваются с виновных лиц. Одним из самых неотрегулированных вопросов в области бухгалтерского учета товарных потерь на сегодняшний день является учет завеса тары. Также товарные потери могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях.
Из вышеперечисленного, следует, что данный аспект в бухгалтерском учете занимает важное место и требует его тщательного изучения для ведения эффективного бухгалтерского учета организации торговли, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности организации в целом.
Главная цель, которую я поставил в курсовой работе – исследование товарных потерь в торговой организации, как отдельного аспекта бухгалтерского учета. В мои задачи входило дать теоретическое представление об организации учета товарных потерь, проанализировать основные методы и проблемы учета товарных потерь в организациях торговли. Этому и посвящен план и изучение данной темы.
1. Характеристика торговой организации ОАО «Веста»
В состав организации входят структурные подразделения без права юридического лица: 47 магазинов, в том числе 41 продовольственные и 6 смешанные, включая филиалы, из общего количества магазинов магазины, торгующие винно-водочными изделиями – 47, самообслуживания – 36, из них 30 продовольственные и 6 смешанные 2 склада, 5 цехов выпечки хлебобулочных изделий, РСУ, ремонтное звено.
Торговые площади общества составляют 19 206 кв. метра.
Торговый ассортимент крайне широк и представлен: мясомолочными изделиями, рыба и морепродукты пищевые, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты, мука и мучные изделия, табачные и винно-водочные изделия, чай, кофе, какао, консервы из различных продуктов, ткани, одежда и белье, чулочно-носочные изделия, товары для санитарии и личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, посуда, электротовары, печатные издания, игрушки, стройматериалы и другие непродовольственные товары; ассортимент охарактеризован на основе форы 3 торг (Приложение 1).
Цель деятельности Общества – хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Предметом деятельности Общества согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005–96 «Виды экономической деятельности» являются:
15 – Производство пищевых продуктов и напитков.
1581 – Производство хлеба и хлебобулочных изделий.
511 – Оптовая торговля за вознаграждение или на договорной основе.
522 – Розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах.
521 – Розничная торговля в неспециализированных магазинах.
5248 – Прочая розничная торговля в специализированных магазинах.
702 – Эксплуатация и сдача внаем собственного имущества.
93 – Предоставление прочих видов услуг.
Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии), получаемой в установленном порядке.
Общество осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом.
Понятие товарных потерь и их учет
В процессе движения товаров к потребителю у предприятий торговли, а также в процессе выпуска и реализации продукции собственного производства у предприятий общественного питания возникают расходы – издержки обращения (производства). Их состав, номенклатуру и порядок учета определяют Методические указания по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденные приказом Минторга РБ от 20.09.2002 №86 (далее – Методические указания №86). Одной из статей номенклатуры издержек обращения (производства) является статья «Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы», состав и порядок учета которой рассмотрим более подробно.
Так, к товарным потерям относятся:
– естественная убыль товаров в пределах норм при перевозке, хранении и реализации, образовавшаяся вследствие усушки и выветривания, раструски и распыления, раскрошки, утечки (таяния и просачивания), разлива при перекачке и продаже жидкостей, потери веса при дыхании плодов и овощей и т.д.;
– потери от боя при транспортировке, хранении и реализации фарфоровых, фаянсовых, керамических и стеклянных изделий, елочных украшений, хозяйственных и галантерейных изделий из пластических масс и т.д.;
– потери от боя при транспортировке, хранении и реализации товаров в фаянсовой, керамической, стеклянной и пластмассовой упаковке;
– потери от боя при транспортировке и хранении порожней стеклянной посуды;
– нормируемые отходы картофеля, овощей и фруктов;
– нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас и мясокопченостей, согласно нормам товарных потерь, утвержденным Минторгом РБ.
В издержки обращения не включаются:
– потери от возврата поставщикам зачерствевших хлебобулочных изделий и скисших молочных продуктов, потери от зачистки монолита сливочного масла и маргарина, потери от крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада, потери от боя яиц – при наличии накладной на возврат товара поставщику, на переработку потери относятся на уменьшение торговой надбавки;
– потери от повреждения полиэтиленовых пакетов с молокопродуктами, майонезом и пластмассовых бутылок с кетчупом, минеральной водой и т.п., равно как и потери от завеса тары (превышение фактической массы тары, указанной при маркировке) – порядок выявления, актирования и порядок возмещения этих потерь должен оговариваться в договоре поставки; в случае если эти потери несет организация торговли, они списываются за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.
Основным нормативным документом, определяющим единый порядок определения товарных потерь является приказ Минторга РБ от 02.04.1997 №42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» (далее – приказ №42).
В соответствии с разделом 1 Норм товарных потерь, методики их расчета и порядка отражения в учете, утвержденных приказом Минторга РБ от 02.04.1997 №42 (далее – Нормы), товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые потери – это те потери в пределах естественной убыли товаров, потери от боя, порчи товаров или повреждения потребительской тары при транспортировании, хранении и реализации товаров, по которым действующим законодательством установлены нормы убыли.
Ненормируемые потери – это порча и недостача товаров сверх установленных норм, а также недостача товаров, по которым такие нормы не установлены.
Помимо этого потери товаров, возникающие на предприятиях торговли и общественного питания, можно разделить на следующие группы в зависимости от этапа движения товаров, на котором они возникли:
– нормы товарных потерь при транспортировании;
– нормы товарных потерь при хранении;
– нормы товарных потерь в розничной торговой сети;
– нормы технологических отходов и потерь.
В то время как последние, как правило, являются следствием бесхозяйственности (порча товаров, недостача, хищение и т.п.), нормируемые потери чаще всего связаны с изменением физико-химических свойств товаров и носят объективный характер.
Нормируемыми потерями являются:
Таблица 1
Виды нормируемых потерь--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Сумма недостач ценностей сверх норм (величин) убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей (в разрезе виновных лиц)
Д т 73–2 – К т 94
Сумма недостач ценностей сверх норм (величин) убыли т потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников
Д т 92 – К т 94
Сумма недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков
Д т 92 – К т 94
По кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету указанного счета. При этом на счета учета затрат на производство, счет 44 «Расходы на реализацию» списываются недостающие или испорченные материальные ценности по их фактической себестоимости. Снабженческие, сбытовые и торговые организации, которые по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражают стоимость указанных ценностей по розничным ценам, корректируют сумму, списанную на счет 44 «Расходы на реализацию», сторнировочной записью по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на суммы скидок (накидок), приходящих на такие товары.
С виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных товарно-материальных ценностей в соответствии с законодательством.
Разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит субсчета 98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих ценностей». По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница отражается по дебету субсчета 98–4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих ценностей» в корреспонденции с кредитом счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Кроме того, организации, в учетной политике которых не предусмотрено ежемесячное проведение инвентаризации товаров, вправе создавать резерв на списание возможных потерь товаров в пределах утвержденных норм, сумма которого включается в издержки обращения.
Так, согласно п. 4.1 Методических указаний №86 и п. 5 Методических рекомендаций по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания, утвержденных приказом Минторга РБ от 27.01.1998 №10, некоторые виды расходов, как, например, естественная убыль продуктов при хранении, выявляются или возникают в течение года неравномерно. Для более точного определения фактических затрат отчетного периода эти расходы включают в издержки каждого месяца в плановом размере. На суммы, предусмотренные сметой, ежемесячно начисляют резерв: Дт 44 «Расходы на реализацию» – К т 96 «Резервы предстоящих расходов».
Суммы фактических затрат по мере их возникновения или выявления относят затем в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»; излишне начисленная сумма резерва сторнируется. В соответствии с Инструкцией №89 на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» отражается движение сумм, резервируемых согласно учетной политике и (или) в порядке, установленном специальными нормативными правовыми актами, в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и расходы на реализацию.
Правильность образования и исполнения сумм по тому или иному или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется методом «красное сторно» или дополнительной записью. При этом следует учитывать, что создание резерва на списание возможных потерь товаров в пределах утвержденных норм в обязательном порядке должно быть оговорено в учетной политике организации на отчетный год.
1.2 Товарные потери при хранении
Наличие и состояние товарных запасов на складах розничной торговли выявляется в ходе проведения инвентаризации.
Субъектам хозяйствования при проведении инвентаризации следует руководствоваться порядком, установленным Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Минфина РБ от 05.12.1995 №54.
Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций в течение отчетного года устанавливается в течение отчетного года устанавливается руководителем предприятия (учреждения), собственником имущества данного предприятия (учреждения) или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом проведение инвентаризации обязательно в случаях:
при смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения);
при ликвидации предприятия (учреждения);
при ликвидации предприятии (учреждения);
перед составлением годовой отчетности;
при смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица;
при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
по решении контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.
При натурально-стоимостном учете результаты инвентаризации отражают по каждому наименованию и артикулу товарно-материальных ценностей отдельно в сличительной ведомости, выявляя тем самым отклонения фактических остатков от учтенных остатков.
Согласно ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 №3321 XII «О бухгалтерском учете и отчетности (с изменениями и дополнениями) выявленные в ходе проведения инвентаризации недостачи товарно-материальных ценностей регулируются в бухгалтерском учете организаций в следующем порядке:
– излишек имущества в соответствии с решением руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой организации – на увеличение доходов (источников финансирования);
– недостача имущества и (или) его порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации списывается в коммерческой организации на себестоимость продукции (работ, услуг), в некоммерческой организации – увеличение расходов;
– недостача имущества, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи в соответствии с решением руководителя организации списывается в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой организации – на увеличение расходов. При этом в протоколах инвентаризационных комиссий должны быть приведены исчерпывающие объяснения причин, по которым эти сверхнормативные недостачи товаров не могут быть отнесены на виновных лиц, а также должно быть указано, какие меры приняты по предотвращению подобных недостач и потерь.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками пересортице.
При этом следует учитывать, что взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы может быть допущен только по товарно-материальным ценностям одинакового наименования и в тождественных количествах при условии, что излишки и недостачи образовались в один и тот же проверяемый период и у одного и того же проверяемого материально-ответственного лица.
Важным моментом является то, что применение норм естественной убыли, возможно, только в том случае, если такие нормы утверждены нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Если такие нормы отсутствуют, вся недостача рассматривается как недостача сверх норм.
Нормы товарных потерь, методика их расчета и порядок их отражения в учете утверждены приказом Минторга РБ от 02.04.1997 №42 (далее – Нормы).
При хранении и реализации товаров в организациях розничной торговли могут возникать следующие виды товарных потерь:
– естественная убыль товаров;
– бой, лом товаров вследствие их ломкости;
– порча товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакована продукция, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товара;
– потери от завеса тары;
– потери, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже;
– нормируемые потери в магазинах самообслуживания.
1.3 Учет товарных потерь вследствие естественной убыли товаров
Нормы естественной убыли товаров в розничной торговой сети установлены в процентах к стоимости товара и применяются к товарам, реализованном в межинвентаризационном периоде, без учета времени их нахождения в магазине.
Учет движения товаров в организациях розничной торговли ведется в стоимостном выражении, и поэтому расчет общей суммы потерь товаров в пределах норм естественной убыли за межинвентаризационный период производится в следующем порядке:
1) сопоставляются учетные и фактические остатки товаров по конкретному материально ответственному лицу (бригаде) и определяется результат инвентаризации (недостача и ли излишек товаров);
2) в случае обнаружения недостачи на основании первичных документов, отражающих наличие, поступление и списание (передачу) товаров, определяется стоимость реализованного в розницу за межинвентаризационный период каждого наименования товара, по которому установлены нормы естественной убыли;
3) сумма нормируемых товарных потерь по данному виду товара определяется путем умножения стоимости реализованного в розницу за межинвентаризационный период товара на норму естественной убыли;
4) общая сумма естественной убыли всех товаров за межинвентаризационный период определяется путем суммирования рассчитанных потерь всех товаров, по которым установлены нормы естественной убыли;
5) сравниваются суммы выявленной недостачи и рассчитанной естественной убыли и определяется размер потерь, списываемых в пределах норм.    продолжение
--PAGE_BREAK--
При исчислении размера естественной убыли в пределах установленных норм для розничной торговой сети следует помнить, что в розничный оборот не включаются следующие товары:
– отпущенные другим магазинам, филиалам магазина 9 ларькам, палаткам), имеющим самостоятельный учет материальных ценностей, а также проданные в порядке мелкого опта социально-культурным учреждениям (детским садам, санаториям, больницам) и другим организациям;
– возвращенные поставщикам, а также сданные на переработку;
– списание по актам вследствие лома, крошения, порчи, снижения качества, завеса и повреждения тары.
На товары, отправляемые в другие магазины и на переработку, а также возвращаемые поставщикам, применяются нормы естественной убыли, установленные для складов и баз розничных торговых организаций общественного питания по соответствующему сроку хранения. В системе потребительской кооперации этот порядок распространяется так же на отпуск товаров головными магазинами другим предприятиям.
Для ускорения подведения результатов инвентаризации продовольственных товаров организациям розничной торговли рекомендуется вести накопительную ведомость для расчета естественной убыли товаров. В данной накопительной ведомости формируется информация для расчета предельного размера товарных потерь от боя, лома, порчи товаров. Для этого указывается не только процент потерь, но и наименование товара. Списываемая согласно представленным актам о порче, бое, ломе товара, сумма потерь каждого наименования товаров за межинвентаризационный период не должна превышать рассчитанной согласно накопительной ведомости суммы.
Методика, порядок отражения в учете, документальное оформление товарных потерь вследствие естественной убыли товаров при хранении на складах как оптовых, так и розничных организаций аналогичны.
1.4 Учет товарных потерь вследствие лома, боя, и порчи товаров
В организациях торговли могут возникать потери, связанные с боем, ломом, порчей товаров и повреждением потребительской тары, которые являются следствием ряда объективных причин, как-то:
– внедрением экономичной, но непрочной транспортной тары (картонные ящики, бумажные и сетчатые мешки, полимерная пленка и т.п.);
– недостаточно высоким уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ;
– неудовлетворительными условиями хранения, неосторожным обращением с товарами и др.
Товарные потери от лома, боя, порчи товаров или повреждения потребительской тары в организациях торговли при хранении и реализации товаров оформляются актами типовой формы по мере их выявления. Данный акт в обязательном порядке содержит наименование товара, его сорт, артикул, а также количество, цену и стоимость, причину и виновников потерь. Помимо этого в акте указывается возможность дальнейшего использования испорченного товара: это может продажа по сниженной цене, сдача в утиль, переработку откормочным организациям или необходимость уничтожения. Сдачу товаров в утиль, переработку откормочным организациям оформляют товарно-транспортной накладной. Уничтожают испорченные товары в присутствии комиссии, составившей акт, во избежание повторного представления товаров для актирования и списания.
Акты, отражающие потери и уничтожение боя, хранятся у материально ответственных лиц и передаются в бухгалтерию вместе с инвентаризационными описями, а затем – руководителю организации, который принимает решение, за чей счет списывать образовавшиеся потери.
Нередко потери возникают в организациях торговли вследствие бесхозяйственности (неудовлетворительные условия хранения, неосторожное обращение с товарами и т.д.), и поэтому они, как правило, взыскиваются с виновных лиц.
Списание этих потерь за счет организации возможно лишь в исключительных случаях, когда конкретных виновников в причинении ущерба установить невозможно.
Кроме того, следует учитывать, что нормы не распространяются на потери товаров, являющихся следствием производственного брака (для фарфоро-фаянсовых товаров – заглазурованные щербины, деформация, летелый край, волос, плешины, пузыри и другие дефекты; для стекольных товаров – деформация, пузыри непродавливающиеся, режущий край, утолщения, свиль, камень, кованость, посечки, осыпь края и другие дефекты, недопускаемые нормативно-технической документацией); в упаковке, не предусмотренной нормативно-технической документацией.
При выявлении боя изделий в сервизах, гарнитурах и наборах сумму стоимости разбитых и надбавку за укомплектование относят к потерям боя. При этом весь комплект списывают, а оставшиеся отдельные предметы приходуют по акту. Исключение составляют чайные сервизы, в которых разбилась полоскательница. Такие сервизы не разукомплектовываются, а продаются по розничным ценам за минусом стоимости полоскательницы.
Определение предельного размера потерь от боя стеклянной тары с товарами на складах в розничной торговой сети производится независимо от сроков хранения этих ценностей за проверяемый период в следующем порядке:
по товарам в стеклянной таре (отдельно по каждому виду тары):
– на складах (базах) оптовых и розничных организаций – от полученного и отпущенного количества товаров в стеклянной таре, деленного на два вида (отдельно по каждому наименованию товара);
– в розничных торговых организациях – с оборота по продаже товаров в стеклянной таре;
в тех случаях, когда потери от боя стеклянной тары с товарами по установленной норме составляют менее одной бутылки, банки и т.п., при начислении норм доли до 0,5 единицы продукции отбрасываются, а 0,5 и выше – округляются до единицы.
Отражение потерь от боя, лома и порчи товаров в бухгалтерском учете осуществляется в общепринятом порядке.
1.5 Учет товарных потерь при подготовке товаров к продаже
Нормы естественной убыли применяются только в случае выявления фактических недостач. При отсутствии утвержденных норм естественной убыли товарно-материальных ценностей убыль должна рассматриваться как недостача сверх норм.
Действующие Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 №384 (с изменениями и дополнениями) (далее – Правила №384), предусматривают, что отдельные продовольственные товары требуют предварительной подготовки к реализации. Например, колбасы, ряд мясных продуктов до момента их реализации должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Необходимо учитывать, что дополнительная упаковка из полимерных материалов с копченых колбас не удаляется и нормы отходов на них не установлены. В обязательном порядке зачищаются и срезаются загрязненные и заветренные поверхности при подготовке к реализации масла животного, маргарина, жиров. Сыры весовые в обертке отпускаются освобожденными от нее. При этом п. 46 Правил №384 предусмотрено, что цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по величине массы «нетто».
Товарные потери при подготовке товаров к продаже представляют собой отходы и приравниваются к нормируемым потерям. Документальное оформление данных товарных потерь зависит от характера отходов и возможности их дальнейшего использования.
При договоренности с поставщиком по мясокопченостям, колбасам, рыбе может предоставляться скидка на отходы. Мясокопчености и рыботовары, продаваемые на розничных торговых предприятиях в нарезку чистым весом, приходуются по розничным ценам за вычетом отходов по утвержденным нормам.
Товарные потери при подготовке к продаже колбасных изделий и других мясопродуктов списываются по нормам при оприходовании товаров на основании расчета бухгалтера. На основании расчета при оприходовании колбас и продуктов из свинины на стоимость отходов увеличивается сумма издержек обращения, а материально ответственным лицам эти товары приходуются за вычетом отходов.
В Соответствии с Методическими указаниями по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли общественного питания, утвержденными приказом Минторга РБ от 20.09.2002 №86 (далее-Методические указания №86), нормируемые отходы, образующиеся при подготовки к розничной продаже колбас и мясокопченностей, относятся на статью 13 «Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм; технологические отходы».
Согласно Нормам в отходы колбас включаются следующие материалы: шпагат из лубяных волокон и вискозы, нитки крученные, льняные, пергамент, подпергамент.
Хотелось бы отметить, что при проведении инвентаризации в магазине и снятие остатков в инвентаризационных описях фактическое наличие колбас и продуктов из свинины показывается:
подготовленных к продаже (без отходов) – в графе «нетто», а в графе «наименование товара» – «очищенные»;
не подготовленных к продаже (не зачищенных от отходов) – в графе «брутто», в графе «наименование товара» – «неочищенные», а графе «нетто» – чистый вес, т.е. вес брутто за вычетом скидки на отходы по утвержденным нормам.
Правилами №384 предусмотрена нарезка отдельных групп продовольственных товаров. В связи с этим норма отходов при машинной нарезки колбас варенных, мяса, рыбного филе, ветчины и кальмаров в магазинах (согласно табл. 6.5 разд.II Норм) применяются при инвентаризации материальных ценностей в случае недостачи товаров сверх норм естественной убыли. Обращаем внимание, что нормированию подлежит только часть товара, которая подлежит нарезке в межинвентаризационный период. Количество нарезанных за межинвентаризационный период товаров подтверждается данными журнала ежедневного учета объема этих операций, где обязательно проставляются: дата нарезки; наименование товара; норма отходов в процентах и в сумме; подпись лица, ответственного за нарезку. При машинной нарезке рыбного филе, которое принято по трафарету, нормы отходов и потерь не применяются.
Согласно Методическим указаниям №86 в издержки обращения не включаются:
– потери от возврата поставщикам зачерствевших хлебобулочных изделий и скисших молочных продуктов, от зачистки монолита сливочного масла и маргарина, от крошения карамели обсыпной и сахара – рафинада, от боя яиц – относятся на уменьшение торговой надбавки при наличии накладной на возврат товара поставщику, на переработку;
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д т 76 – К т 41–2
– на стоимость зачисток сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара – рафинада при наличии накладной на сдачу их на переработку;
Д т 42–1 – К т 76
– отражена стоимость потерь, сданных на переработку;
– потери от повреждения полиэтиленовых пакетов с молокопродуктами, майонезом и пластмассовых бутылок с кетчупом, минеральной водой и т.п., – порядок выявления, актирования и возмещения этих потерь должен оговариваться в договоре поставки. Как правило, организации – поставщики в соответствии с договором поставки предоставляют магазинам скидку на эти потери. В случае если эти потери несет организация торговли, они списываются за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.    продолжение
--PAGE_BREAK--
В бухгалтерском учете списание этих потерь отражаются следующими проводками:
Д т 92 – К т 41–2
– списана стоимость потерь товаров от повреждения по цене приобретения;
Д т 41–2 – К т 42–1
– методом «красного сторно» списаны суммы торговой надбавки по поврежденному товару;
Д т 41–2 – К т 42–3
– методом «красного сторно» списаны суммы НДС по поврежденному товару.
1.6 Учет товарных потерь при продаже товаров методом самообслуживания
В целях обеспечения единого порядка по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров приказом Минторга РБ от 27.10.1999 №313 учреждены Методические рекомендации по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров (далее – Методические рекомендации №13).
Методическими рекомендациями №13 в номенклатуру товара, реализуемых по методу самообслуживания, отнесены следующие группы товаров:
Непродовольственные товары
Продовольственные товары
1. Одежда
2. Детская одежда
3. Головные уборы
4. Трикотаж
5. Обувь
1. Магазины с универсальным ассортиментом продовольственных товаров типа «универсам» и «гастроном» с единым узлом расчета и торговой площадью 400 кв. м. и более, реализующиеся группы продовольственных товаров в широком ассортименте (бакалея, гастрономия, молоко и молочная продукция, кондитерские товары, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба, овощи и фрукты).
6. Канцелярские товары
7. Галантерея – парфюмерия
8. Хозяйственные товары
2. Магазины типа «продукты» и «гастроном» с торговой площадью менее 400 кв. м. с единым узлом расчета, реализующие продовольственные товары (бакалея, гастрономия, молоко и молочная продукция, кондитерские товары, хлеб и хлебобулочные изделия и т.д.).
9. Посуда
3. Молоко и молочная продукция
10. Электротовары
4. Хлеб и хлебобулочные изделия
11. Культтовары
5. Хлебокондитерские изделия
12. Товары для спорта и туризма
6. Кондитерские товары
13. Игрушки
7. Винно-водочные изделия
14. Товары бытовой химии (кроме товаров в аэрозольной упаковке)
8. Овощи – фрукты
15. Печатные изделия
9. Рыба
При этом не рекомендуется для реализации в магазинах самообслуживания следующие виды товаров: антиквариат, ювелирные изделия, часы наручные, изделия из натурального меха, парфюмерно-косметические товары.
При определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания и с открытой выкладкой, и суммы нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров, списываемых за счет прибыли, остающееся в распоряжении торговой организации, применяются рекомендуемые нормы (табл. 2,3 Методических рекомендаций) или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации.
Рекомендуемые нормы потерь в связи с «забывчивостью» покупателей утверждены как для продовольственных, так и для непродовольственных магазинов. При этом в продовольственных магазинах рекомендуемые нормы устанавливаются в зависимости от торговой площади и специализации магазина, а непродовольственных – в зависимости от специализации и объема месячного фактического товарооборота (без стоимости реализованных крупногабаритных товаров), пересчитанного в минимальные заработные платы.
Надо отметить, что рекомендуемые нормы списания потерь товаров могут быть дифференцированы руководителем организации при доведении их до подведомственных структурных подразделений как в целом по группе товаров, внутригрупповому ассортименту, так и по сезонам – в зависимости от конкретных условий работы (вновь открываемый объект, местоположение, планировка зала, количество узлов расчета и т.д.) на основании проведенного экономического анализа фактических потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров за ряд прошлых лет.
Если в магазине самообслуживания отдельные товары продаются через прилавок с предварительной оплатой или же покупатели не имеют к ним свободного доступа, списание потерь по обороту этих товаров не производится. Сумма потерь в связи с «забывчивостью» покупателей, подлежащих списанию, определяется путем умножения объема фактического товарооборота магазина самообслуживания и торгующего с открыткой выкладкой товаров за межинвентаризационный период (без стоимости крупногабаритных товаров) не зависимо от форм расчета с покупателями (реализация за наличный расчет или с отсрочкой платежа) на рекомендуемую норму или утвержденную собственником торговой организации.
Рекомендуемые нормы списания потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров применяются при условии составления материально ответственным лицом отдельного товарного отчета по данному структурному подразделению.
В тех магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, в которых продается несколько групп товаров и при этом материальная ответственность за них не разделена, фактический размер потерь товаров рассчитывается исходя их удельного веса товарооборота каждой группы товаров и установленного размера потерь.
Помимо этого списание фактических потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей производится в пределах рекомендуемых норм или утвержденных собственником торговой организации только в случае, если сумма выявленной в результате инвентаризации недостачи товаров превышает сумму естественной убыли и нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров, которые списываются на издержки обращения согласно установленным нормам. В случае если сумма фактической недостачи превышает сумму товарных потерь, подлежащих списанию за счет средств организации согласно рекомендуемым (установленным) нормам, то разница списывается за счет материально ответственных лиц.
2. Учет товарных потерь на ОАО «Веста»
Для учета естественной убыли в организации создается забалансовый счет, на котором отражена сумма резерва естественной убыли, данная сумма сверяется при инвентаризации с фактическим наличием материальных ценностей в стоимостном выражении и устанавливается либо излишек, либо недостача в пределах или сверх норм естественной убыли, сумма сверх норм естественной убыли списывается за счет материально ответственного лица по розничным ценам, а сумма по норме убыли по цене по отпускной цене.
При поступлении товаров от поставщика, на которые установлены нормы естественной убыли, происходит отчисление в фонд естественной убыли и в бухгалтерии проходит по следующей схеме:
29 марта 2007 года организация ОАО «Веста» приобрела у организации-изготовителя ОАО «Верхнедвинский маслосырозавод» сыр «Молдавский» в количестве 4,4 кг на сумму 23 895 руб., в.ч. НДС по ставке 10% – 2172 руб., основание – накладная №0019747 (Приложение 2). На следующий день организация оплатила полученный товар. В конце месяца часть товара в размере 2 кг была передана магазину розничной торговли, выделенному на отдельный баланс. В соответствие с приказом об учетной политике ОАО «Веста» создает резерв на списание возможных потерь товаров в пределах утвержденных норм на естественную убыль и других нормируемых потерь исходя из цены приобретения по ступившего в межинвентаризационный период товара в момент его оприходования.
Исходя из таблицы 3.39 Норм нормы естественной убыли товаров в розничной торговой сети установлены в процентах к стоимости товара и применяются к товарам, реализованным в межинвентаризационном периоде, без учета времени нахождения в магазине.
При исчислении размера естественной убыли в пределах установленных норм для розничной торговой сети в розничный товарооборот не включаются товары, отпущенные другим магазинам, филиалам магазина (ларькам, палаткам), имеющим самостоятельный учет материальных ценностей.
В бухгалтерии делаются записи:
По мере приходования товара:
Отражено приобретение товара на основании накладной:
Д т 41.2 К т 60 – на сумму 21 723 руб.
Отражен НДС по приобретенному товару на основании накладной:
Д т 18.4.1 К т 60 – на сумму 2 172 руб.
Отражены отчисления в резервный фонд на списание естественной убыли и других нормируемых потерь (21 723 * 0,3%) на основании расчета бухгалтера и приказа об учетной политике:
Д т 44 К т 96 – на сумму 65 рублей.
Отражена сумма торговой наценки в цене ((21 723*(15%/100%)) на основании бухгалтерской справки-расчета:
Д т 41.2 К т 42.1 – на сумму 3 258 рублей.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Отражена сумма НДС в цене ((21 723 – 3 258)*(10%/100%)) на основании бухгалтерской спраки-расчета:
Д т 41.2 К т 42.3 – на сумму 1 847 руб.
Перечислена оплата за полученный товар на основании платежного поручения:
Д т 60 К т 51 – на сумму 23 895 руб.
По мере передачи товара магазину:
СТОРНО сумма НДС в цене на переданный товар (((21 723 + 3 258 + 1 847)/4,4 кг*2 кг)*(10%/(100%+10%)) на основании бухгалтерской справки-расчета:
Д т 41.2 К т 42.3 – на сумму 1 109 руб.
СТОРНО торговая наценка на переданный товар (((21 723 + 3 258 + 1 847)/4,4 кг*2 кг – 1 109)*(15%/100%+15%)) на основании справки-расчета:
Д т 41.2 К т 42.1 – на сумму 1 446 руб.
Отражена передача товара филиалу на основании накладной (21 723/4,4 кг*2 кг):
Д т 79 К т 41.2 – на сумму 9 874 руб.
Отражена передача магазину налоговых вычетов по НДС (2 172/4,4 кг*2 кг) на основании накладной:
Д т 79 К т 18.4.2 – на сумму 987 руб.
СТОРНО отчисления в резервный фонд на списание естественной убыли и других нормируемых потерь (9 874 * 0,3%) на основании справки-расчета:
Д т 44 К т 96 – на сумму 30 руб.
Записи в конце месяца:
Принята к вычету уплаченная сумма НДС по приобретенному товару: 2 172 – 987 = 1 185 руб.
*В соответствии с приложением «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары (с учетом надбавки оптового звена и процентов за пользование банковским кредитом)» к постановлению Минэкономики РБ от 18.06.2003 №129 «О торговых надбавках на продовольственные товары» (с изменениями и дополнениями) на сыры применятся предельная надбавка в размере 15% для организаций торговли всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 8 Закона РБ от 31.12.2005 №81–3 «О бюджете Республики Беларусь на 2006» объектом обложения налогом с продаж товаров в розничной торговле в 2006 г. Являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров, за исключением социально значимых товаров, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров РБ от 11.01.2005 №23 (с изменениями и дополнениями и дополнениями), а также бензина и дизельного топлива. В указанный перечень в т.ч. включено масло животное (за исключением ввезенного на таможенную территорию РБ и выпущенного в свободное обращение в Республике Беларусь)
Для учета материальных ценностей и выявлении излишка либо их недостачи при хранении, подготовке к продаже в магазинах производят инвентаризацию 2 раза в год, в первом и во втором полугодии, приказом руководителя организации создается инвентаризационная комиссия, оформляется сличительная ведомость (Приложение 3), в которой отражена стоимость товаров, тары и денежных средств по данным бухгалтерского учета и фактическим остаткам; производится расчет резерва естественной убыли (Приложение 4) включая начисленную естественную убыль по нормам (на основе Приказа №47) и нормам потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания (на основе Методических рекомендации №13); в результате инвентаризации фиксируется сумма недостачи или излишка материальных ценностей.
При недостаче товаров делаются следующие записи (в случае не превышения норм естественной убыли):
Отражена недостача по отпускным ценам на основании сличительной ведомости, бухгалтерской справки-расчета:
Д т 94 Кт 41–2 – на сумму недостачи
СТОРНО налог с продаж в цене товара:
Д т 94 К т 42–2
СТОРНО НДС в цене товара:
Д т 94 К т 42–3
СТОРНО торговая надбавка в цене товара:
Д т 94 К т 42–1
Списана недостача товара в пределах установленных законодательством норм:
Д т 44 К т 94
При недостаче сверх установленных норм делаются следующие проводки:
Отражена недостача товара на основании сличительной ведомости и справки-расчета:
Д т 94 К т 41
Списана недостача товаров в пределах установленных законодательством норм справка-расчет:
Д т 44 К т 94
Начислен НДС на стоимость недостающего товара сверх норм установленных законодательством:
Д т 94 К т 68.2
Отражена сумма подлежащей возмещению недостачи:
Д т 73–2 К т 94
Отнесена на виновное лицо разница между ценой реализации недостающего товара и ценой его приобретения на основании справки-расчета, приказа и заявления работника:
Д т 73.2 К т 98.4
Удержана из заработной платы работника сумма недостачи товара сверх установленных законодательством норм* на основании расчетно-платежной ведомости, приказа, заявления работника и справки-расчета:
Д т 70 К т 73.2
Отражено списание разницы между ценой реализации и ценой приобретения товара на основании бухгалтерской справки-расчета:
Д т 98.4 К т 92.1
Начислен НДС от разницы между ценой реализации и ценой приобретения товара** на основании справки расчета:
Д т 92.3 К т 68.2
Отражено сальдо внереализационных доходов и расходов на основании справки-расчета:
Д т 92.9 К т 99
*В соответствии с пп. 7,8,4, 13.2 Инструкции о прядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 №16 (с изменениями и дополнениями) (далее- Иструкция №16), оборотами по реализации признаются недостача, хищение и порча товаров сверх норм естественной убыли. При недостаче, хищении. порче приобретенных товаров налоговая база определяется исходя их цены их приобретения.
Моментом фактической реализации по возмещению недостач, порчи и хищения объектов, за исключением работ и услуг, является день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их недостачу, порч и хищение.
**Пунктами 12.2, 15.6.2 Инструкции №16 установлено, что налоговая база увеличивается на суммы и (или) стоимость объектов, полученные за реализованные объекты сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных объектов, за исключением объектов, обороты, по реализации которых освобождены от налогообложения.
Списание фактических потерь товаров в магазине самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров отражаются следующими записями:
Д т 94 – К т 41–2
– отражение факта недостачи товаров по розничным ценам;
Д т 94 – К т 42–2
– сторнировочная запись на сумму торговой надбавки, относящаяся к списанным товарам;
Д т 94 – К т 42–3
– сторнировочная запись на сумму НДС, относящегося к списанным товарам;
Д т 94 – К т 42–4
– сторнировочная запись на сумму на с продаж, относящегося к списанным товарам;
Д т 73 – К т 94
– отражение задолженности материально ответственного лица за недостачу товаров по его вине;
Д т 73 – К т 68
– отражение суммы НДС за недостающие товары по вине материально ответственного лица;
Д т 73 – К т 98
– на разницу между суммой подлежащей взысканию, и суммы по учетным ценам (при применении повышающих коэффициентов).
Расчет суммы потерь товаров, реализованных в магазине самообслуживания и с открытой выкладкой и подлежащих списанию, составляется в установленной форме (приложение 4 к Методическим рекомендациям №113). Кроме того, предварительно составляется справка о реализации крупногабаритных товаров (приложение 5 к Методическим рекомендациям №113).    продолжение
--PAGE_BREAK--
Результаты инвентаризации товаров в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания, утвержденных Приказом Минторга РБ от 27.01.1998 №10, в магазинах, торгующих по методу самообслуживания, может образовываться фонд риска (для отнесения потерь на забывчивость покупателей и прочих затрат и потерь, возникших сверх предусмотренных норм естественной убыли или хранения и реализации товаров (уценка и др.)) за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей.
В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 №89 (с изменениями и дополнениями), движение сумм, резервируемых согласно учетной политики и (или) в порядке установленном специальными нормативными правовыми актами, в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты и расходы организации, отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
Правильно образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и тому т. п. и при необходимости корректируется методом «красное сторно» или дополнительной записи.
Если фактическая недостача товаров и потери сверх норм естественной убыли превышают созданный резерв, разница списывается за счет соответствующих материально ответственных лиц. Доначислие резерва и досписание за счет доначисленной суммы товарных потреь может производиться только на основании решения учредителей (собственников) предприятия или руководителя предприятия (если он решением учредителей наделен соответствующими полномочиями – в пределах оговоренной учредителей суммы).
Заключение
Выполнив курсовую работу, можно сделать вывод, что учет товарных потерь на ОАО «Веста» ведется на основании установленных нормативно правовых актов, важнейшим из которых является приказ Министерства торговли РБ от 02.04.1997 №42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете», котором установлен порядок исчисления и списания, нормы убыли на отдельные группы товаров в результате подготовки товаров к продаже, транспортировке хрупких товаров, потерь товаров в результате лома, боя и порчи товаров. В данном случае – полное соответствие практики с теорией, т. к. организация ведет учет строго по нормативным актам и методическим указаниям. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной взаимосвязи между бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности организации в целом.
В данной организации учет товарных потерь организован на высоком уровне, каждый документ заверен подписью ответственного за составление документа лица и круглой печатью.
Учет товарных потерь, как отдельный аспект бухгалтерского учета находится в тесной зависимости с деятельностью фирмы в целом, от него зависят реальные коммерческие результаты, верный и отлаженный учет оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
Список использованной литературы
Журнал «Главный бухгалтер. Торговля» №12 за 2006 год.
Журнал «Главный бухгалтер. Торговля» №1 за 2007 год.
Журнал «Главный бухгалтер. Торговля» №8 за 2006 год.
«Учет товарных потерь. Нормы естественной убыли, лома, боя, порчи товаров, при транспортировании, хранении и реализации», Г.Н. Нестерова, Минск, 1995 г.
Приказ Министерства торговли РБ от 02.04.1997 №42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете».
Закон РБ от 18.10.1994 №3321 XII «О бухгалтерском учете и отчетности»
«Основных положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденные Минэкономики 26.01.1998 №19–12/397, Минфином 30.01.1998 №3, Минстатом РБ 30.01.1998 №01–21/8 и Минтрудом РБ 30.01.1998 №03–0207/300
«Бухгалтерский учет» под редакцией д.э.н. И.Е. Тишкова и к.э.н., доцента А.И. Прищепы, 3-е издание, Минск, «Вышэйшая школа», 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.