--PAGE_BREAK--Перечень оборудования используемого в ресторане «Ахтамар»
№ п/п
Наименование оборудования
Количество, штук
1
Шкаф жарочный
4
2
Электрическая сковорода
1
3
Тестомесильная машина
1
4
Морозильная камера
1
5
Холодильник бытовой
4
6
Плиты электрические
3
7
Кремосбивалка
1
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Для анализа деятельности и оперативного руководства ресторана «Ахтамар» данные счетов в определённом порядке группируют в бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс – это способ группировки и отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и их источников на определённую дату. В бухгалтерском балансе отражают все средства предприятия, сгруппированные по составу и источникам образования.
Для принятия управленческих решений, а также осуществления контроля за выполнением плана анализа и оценки работы предприятия необходимы данные об итоговых показателях деятельности, которые получают, обобщая данные текущего учёта путём составления отчётности.
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности ресторана «Ахтамар» (в тыс. руб.)
№
п/п
Наименование показателей
2008
2009
темп роста, в %
изменение (+,-)
А
Б
1
2
3
4
1
Товарооборот – всего
232
277
119,4
+45
1.1
в том числе продукция собственного производства
101
133
131,7
+32
2
Издержки обращения
183
179
97,8
-4
3
Численность работников, чел.
48
53
110,4
+5
3.1
в том числе административно-управленческий персонал
3
3
100
-
4
Финансовый результат
-66
-62
93,9
128
На основе данных таблицы 3 можно сделать вывод, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом товарооборот ресторана возрос на 19,4 %, что в денежном выражении составило 45 тыс. рублей.
Увеличение товарооборота произошло за счёт роста продукции собственного производства на 32 тыс. руб., что в процентном соотношении составило 31,7 %.
Численность работников в ресторане «Ласка» возросла в отчётном периоде по сравнению с предшествующим на 5 человек и составила 53 человека при неизменной численности (3 человека) административно-управленческого персонала.
В результате производственной деятельности предприятие понесло убыток в 2009 году в размере 62 тыс. рублей, что объясняется большими коммерческими расходами.
Заведующий производством в ресторане «Ахтамар» ежедневно составляет отчет о движении продуктов и тары на кухне и сдает его в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица. К отчету прилагаются план-меню и один экземпляр меню.
В бухгалтерском учете предприятий общественного питания сырье при изготовлении блюд списывают на счет 20 «Основное производство».
В дебет счета 20 относят стоимость сырья, поступившего в производство, а в кредит — стоимость сырья, израсходованного на приготовление блюд, стоимость возвращенного сырья из кухни в кладовую, а также списание недостач и потерь продуктов (в установленном законодательством порядке).
Дебетовое сальдо счета 20 показывает стоимость остатков необработанного сырья, а также сырья в полуфабрикатах и в нереализованных готовых изделиях, находящихся на кухне.
Аналитический учет ведется по каждому производству и материально ответственному лицу.
Поступление сырья из кладовой на производство отражается проводкой:
Дт 20 «Основное производство»
Кт 41-1 «Товары на складах»
Списание сырья, израсходованного на приготовление реализованной продукции, учитывается записью:
Дт 43 «Готовая продукция»
Кт 20 «Основное производство»
Готовые изделия отпускаются из производства в буфеты и мелкорозничную сеть, что отражается проводкой:
Дт 41-2 «Товары в розничной торговле»
Кт 20 «Основное производство».
Возврат продуктов из кухни в кладовую учитывает запись:
Дт 41-1 «Товары на складах»
Кт 20 «Основное производство»
Таким образом, на предприятиях общественного питания, в отличие от общеустановленного порядка учета производственных затрат, стоимость продуктов (сырья) на счет 44 «Расходы на продажу» не относят.
Для расчета себестоимости выпущенной продукции к стоимости затраченных продуктов добавляют сумму издержек обращения, относящихся к выпущенной продукции. Полученную себестоимость доводят до продажной цены путем соответствующей наценки.
Так, по исследуемому предприятию дебетовое сальдо по счёту 20 за 2008 год составило 32 тыс. рублей (176-144); а за 2008 год – 31 тыс. рублей (198-167).
2.4 Учётная политика предприятия
На исследуемом предприятии действует учетная политика в соответствии с приказом № 226-У от 29.12.2009 г.
1. Бухгалтерский учет осуществляется по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета ручным способом.
2. К основным средствам относятся предметы, имеющие стоимость 100 кратных минимальных окладов за единицу по цене приобретения, независимо от срока службы. Переоценка основных средств будет проведена в течение 1 квартала 2010 года. При начислении амортизации основных средств применяется коэффициент ускоренной амортизации.
2.1. Стоимость находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов погашается путем начисления износа в размере 50 % их стоимости.
2.2. Ведется количественно-суммовой учет основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Начисляется фонд износа по инвентарю, 40 % от сальдо по инвентарю один раз в полугодии.
2.3. Фактические затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов включается в себестоимость продукции.
2.4. Выручка от реализации продукции определяется по мере поступления средств за товары на расчетный счет или кассу предприятия.
2.5. Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции, предприятие может создать ремонтный фонд.
3. Товары в ООО ресторан «Ахтамар» учитываются по розничным (продажным) ценам, разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам учитывается на счете 42 «Торговая наценка».
4. В соответствии с действующими нормативными документами образуются следующие резервы предстоящих расходов: на выплату вознаграждения по итогам работы за год; предстоящая оплата отпусков; другие резервы.
4.1. Расходы, учтенные как «Расходы будущих периодов», погашаются путем списания на издержки обращения частями в течение года.
4.2. Ресторан «Ахтамар» образует за счет отчислений на издержки обращения фонд специального назначения — фонд подготовки кадров в размере 0,14 % от товарооборота.
5. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией возглавляемой главным бухгалтером.
3. Организация и ведение бухгалтерского учёта производственной деятельности на исследуемом предприятии
3.1 Организация процесса производства в общественном питании
На предприятии общественного питания изготавливают продукцию в специально отведённых, оборудованных и подготовленных для этих целей местах.
Сырьём являются продукты, товары и полуфабрикаты, изменяющие при обработке своё первоначальное состояние (вид, форму) и потребляемые в процессе производства продукции.
Продукция — это блюда, изделия и полуфабрикаты, выпускаемые в результате производственной деятельности. Например: обеденная продукция (первые, вторые, третьи (сладкие) и холодные блюда), горячие напитки (чай, кофе); кулинарные и мучные изделия собственного производства; молочные продукты; яйца вареные, фрукты, ягоды, виноград, бахчевые и цитрусовые, отпускаемые в виде блюд; безалкогольные напитки (морсы, квас) собственного производства; полуфабрикаты, изготовленные для продажи.
На исследуемом предприятии производственные операции отражаются на счёте 41 «Товары» так как это соответствует торгово-производственной специфике отрасли и несколько сокращает объём отчётных документов. Учёт на этом счёте ведут по продажным ценам. По дебету отражают поступление и наличие сырья, приготовленную пищу (блюда, изделия) и полуфабрикаты на производстве (кухне); по кредиту — продажу, отпуск и списание в расход готовой продукции, расход сырья на приготовление блюд (изделий), возврат сырья в кладовую (на склад), списание по актам боя, брака, порчи, а также по недостачам. Сальдо по дебету показывает стоимость остатков необработанного сырья, а также сырья в полуфабрикатах и нереализованных готовых изделий, находящихся в производстве (на кухне).
Аналитический учёт изготовления продукции собственной выработки ведут по каждому производственному подразделению и материально-ответственному лицу. По материально-ответственным лицам учёт обычно ведут в стоимостном (денежном) выражении. Готовые изделия учитывают в натуральном выражении оперативным способом по установленным группам продукции.
Выпускаемая продукция, учитываемая в стоимостном и натуральном выражении, определяет объём производственной деятельности. План выпуска продукции собственного производства составляют в натуральных показателях: блюдах, порциях. В блюдах (как в единице измерения) учитывают:
— обеденную продукцию (первые, вторые и третьи (сладкие) блюда). В зависимости от вида сырья вторые блюда подразделяют на: мясные, рыбные, мучные, крупяные, овощные.
— порционные горячие и холодные закуски;
— весовые или штучные кулинарные изделия: вареное и жареное мясо, птицу, дичь, рыбу, заливные, салаты, паштеты и т.п..
План-меню — это ежедневный план выпуска продукции. Он содержит перечень блюд, данные об их количестве, а также краткую характеристику блюд и гарниров.
Заведующий производством ежедневно составляет план-меню на следующий рабочий день, учитывая:
1) покупательский спрос;
2) наличие сырья на складе (в кладовой);
3) производственные возможности и пропускную способность зала;
4) установленный план товарооборота по производству продукции;
5) минимальный ассортимент продукции, установленный для предприятий данной категории;
6) специфику сезона (времени года).
На основании плана-меню заведующий производством выписывает требование на отпуск со склада (из кладовой) сырья, необходимого для приготовления запланированной продукции.
Эти документы, подписанные заведующим производством и утверждённые руководителем предприятия, передают в бухгалтерию, где на основании плана-меню с помощью калькуляции рассчитывают продажные цены на продукцию, а на основании требования выписывают накладную на отпуск сырья со склада (из кладовой).
Несколько отличается учёт в структурных подразделениях производства (в цехах по производству полуфабрикатов и кондитерских изделий).
В структурных подразделениях производства продукцию собственного изготовления и сырьё учитывают по наименованиям, сортам, количеству, цене и сумме в том же порядке, что и на производстве (кухне). Аналитический учёт ведут также по материально-ответственным лицам (заведующим производством, мастерам).
Основанием для отпуска сырья из кладовой в структурное подразделение производства служит наряд-заказ, составляемый по установленной форме руководителем структурного подразделения и утверждаемый руководителем предприятия.
Расчёт потребности сырья, подлежащего отпуску из кладовой, делают в бухгалтерии на основании наряда-заказа.
Количество сырья, необходимого для приготовления конкретного блюда (изделия), определяют по рецептуре, содержащейся в действующем сборнике рецептур либо утверждённой отдельно (для фирменных блюд).
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий — это официальные документы, указывающие нормы расхода сырья, размер отходов при кулинарной обработке продуктов и нормы выхода полуфабрикатов и готовых изделий.
Рецептуру используют при заполнении калькуляционных карточек, показывающих выход блюда (изделия) и количество необходимого сырья. Для расчёта общей потребности необходимое сырьё суммируют по каждому наименованию по всем блюдам (изделиям).
Продажные цены на продукцию собственного производства рассчитывают, добавляя к покупной цене сырья торговую наценку. В ряде случаев максимальный размер наценки может быть определён для данного предприятия действующим законодательством или нормативными актами. Полученные в таких случаях продажные цены являются максимально возможными для этого предприятия.
В современных условиях хозяйствования продажную цену на конкретное блюдо (изделие) устанавливают по решению руководства предприятия, основанному на изучении потребительского спроса.
В настоящее время многие предприятия учитывают товары на складах (в кладовых) по максимальным продажным ценам. Этот подход имеет ряд преимуществ перед другими, а именно: позволяет видеть реальный предел продажных цен; делает наиболее выгодным для предприятия взыскание недостач с материально-ответственных лип.
3.2 Учёт производственной деятельности
Операции производства можно разделить на три основных группы:
1) поступление сырья в производство (операции с сырьём);
2) приготовление продукции;
3) отпуск продукции из производства (операции с готовой продукцией).
При передаче сырья в производство может возникать необходимость регулирования продажных цен. Так, например, если продажная цена, установленная на конкретное блюдо (изделие), меньше калькуляционной стоимости сырьевого набора по учётным ценам, то при поступлении сырья в производство разность в ценах сторнируют.
Сырьё, которое по каким-то причинам не было использовано в производстве, может быть возвращено на склад (в кладовую). Если возвращаемое из производства сырьё на складе (в кладовой) учитывают по максимальным продажным ценам, то для доначисления наценки составляют расчёт.
Если сырьё на складе (в кладовой) учитывают по одним, а в производстве (на кухне) по другим ценам, то разность стоимости сырья отражают на счёте № 42 «Торговая наценка».
Для определения характера записей при передаче сырья в производство (на кухню) производят сравнение цен на складе (в кладовой) и на производстве (кухне).
Вариантов сравнения всего три:
1. Складская стоимость сырья больше стоимости сырья на производстве.
2. Складская стоимость сырья меньше стоимости сырья на производстве.
3. Складская стоимость сырья равна стоимости сырья на производстве.
Сырьё может поступать в производство (на кухню) непосредственно от поставщиков, минуя склад (кладовую) предприятия.
3.3. Учёт поступления сырья, закупленного у населения
Сырьё, приобретенное у населения, может поступать в производство (на кухню), минуя склад (кладовую) предприятия.
Поступление сырья, приобретённого у населения, учитывают двумя способами.
Первый способ применяют, когда продавец самостоятельно доставляет сырьё на предприятие. Как правило, расчёты с продавцом (физическим лицом) производят через кассу. Поступление сырья в производство (на кухню) отражают записями:
• на стоимость оприходованного сырья по покупным ценам
Дебет 41-1 Кредит 50;
• на сумму торговой наценки
Дебет 41-1 Кредит 42.
Второй способ применяют, когда предприятие поручает осуществление закупки сырья материально-ответственному лицу, выдавая ему на эти цели деньги из кассы предприятия.
Материально-ответственное лицо после осуществления закупки отчитывается за израсходованные суммы и сдаёт приобретённое сырьё в производство (на кухню). Эти операции также отражаются бухгалтерскими проводками.
В производстве (на кухне) по мере приготовления блюд (изделий) потребляют специи и соль. Бывает, что их списывают больше, чем фактически израсходовано. Для определения стоимости специй и соли, излишне списанных на приготовление блюд, составляют контрольный расчёт, на основании которого приходуют эти излишки.
При отпуске может отсутствовать сырьё, предусмотренное рецептурой, тогда его заменяют другим, равноценным, которое определяют согласно действующим таблицам взаимозаменяемости. В этом случае на обратной стороне наряда-заказа делают соответствующую запись о замене.
Производственная потребность в некоторых видах сырья незначительна (специи, красители, эссенции). Их ежедневная выдача нецелесообразна, поэтому их периодически (по мере расходования) с запасом отпускают в производство по отдельной накладной.
В требовании (наряде-заказе) указывают необходимые для производства данных блюд (изделий) вспомогательные и хозяйственные материалы.
Изменять данные об ассортименте блюд (изделий) и их количестве в плане-меню (наряде-заказе) разрешено только по согласованию с руководством и бухгалтерией. При этом в бухгалтерии предприятия делают соответствующий пересчет сырья.
На основании расчёта необходимого количества сырья материально-ответственным лицам производства выписывают накладные либо дневные заборные листы по установленным формам.
Расчёт потребности отдельных видов сырья имеет свои особенности. В зависимости от влажности некоторых товаров могут применять скидки (или накидки) от установленных норм сырья в размерах, предусмотренных сборником рецептур.
В рецептуре указан набор сырья при стандартных условиях. Если фактические условия отличны от стандартных, то некоторые товары (мука) изменяют свои свойства, в том числе и весовые. Поэтому нужно выяснить, сколько такого товара нужно отпустить при конкретных условиях. То есть такое сырьё отпускают соответственно произошедшим изменениям условий: либо больше, либо меньше количества, указанного в рецептуре.
На основании рецептуры калькулируют продажную цену продукции. В основе калькуляции лежит определённый набор сырья при стандартных условиях. Калькуляционная карточка отражает именно эти данные. По действующим нормам нельзя произвольно вносить изменения в утверждённую рецептуру. Поэтому изменения, которые произошли в отпуске сырья по причине различия условий (физических характеристик), на основании специального расчёта учитывают скидками (накидками) при передаче сырья в производство (на кухню).
При увеличении количества отпускаемого сырья по причине различия условий (физических характеристик) в калькуляционной карточке сначала записывают данные об используемом сырье на основании рецептуры, разработанной для стандартных условий.
Но в данном случае, из-за изменения условий возникла необходимость выдать большее количество сырья. Поэтому на основании расчёта производят коррекцию продажной цены продукции, то есть в калькуляционной карточке делают запись о накидке сырья.
При уменьшении количества отпускаемого сырья по причине различия условий (физических характеристик) в калькуляционной карточке сначала записывают данные об используемом сырье на основании рецептуры, разработанной для стандартных условий.
Но в данном случае, из-за изменения условий возникла необходимость выдать меньшее количество сырья. Поэтому на основании расчёта производят коррекцию продажной цены продукции, то есть делают запись в калькуляционной карточке о скидке сырья.
Выбор системы и формы учёта, а также формирование перечня счетов нужно делать обдуманно. Это серьёзный шаг, который отразится на всей дальнейшей работе.
3.4 Калькулирование на предприятиях общественного питания
В основе хозяйственной деятельности предприятий общественного питания лежит производство и продажа кулинарных изделий собственного производства и продажа приобретенных продуктов питания и товаров.
Номенклатура нормативной и технологической документации, по которой может вырабатываться кулинарная продукция, перечень услуг, их характеристики в зависимости от типа и класса предприятий общественного питания определены в государственных стандартах, выполнение которых является обязательным для предприятий общественного питания всех форм собственности.
Требования к организации бухгалтерского учета являются общими для всех предприятий: это организация правильного учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей на складе и в бухгалтерии, за структурой товарных запасов, за определением фактических расходов и издержек обращения.
Однако для предприятий общественного питания не менее важно правильно рассчитать продажную цену на кулинарную продукцию. Расчет продажной цены блюда или кулинарного изделия называют калькуляцией.
Продажные цены рассчитывают на каждое блюдо или изделие в калькуляционных карточках, которые регистрируют в специальном журнале. Для калькуляции продажных цен необходимо знать ассортимент блюд и кулинарных изделий, нормы закладки, цены на сырье и продукты.
Ассортимент блюд определяется по плану-меню, который ежедневно, накануне дня приготовления пищи, составляется заведующим производством. В плане-меню указывают: наименования блюд, номера блюд по Сборнику рецептур, по технологическим картам, планируемое количество блюд.
Калькуляционная карточка содержит следующие основные реквизиты: наименование предприятия общественного питания, номер карточки, наименование блюда, номер рецептуры и колонки по Сборнику рецептур блюд, дату утверждения калькуляции, наименование и количество продуктов, входящих в состав блюд по нормам брутто на 100 порций.
Нормы расхода сырья, которые калькулятор указывает в карточках, определяются по сборникам рецептур блюд. Сборники рецептур блюд содержат нормы расхода сырья, размер отходов при кулинарной обработке продуктов, нормы выхода полуфабрикатов и готовых изделий.
Рецептуры на блюда разработаны в нескольких вариантах, для разных классов предприятий в зависимости от планируемого выхода блюда. Указанные в рецептурах нормы сырья массой нетто являются обязательными для указанного выхода полуфабриката (блюда). Такие нормы применяют при использовании для приготовления блюд из мясных, рыбных и овощных полуфабрикатов.
Закладка же массой брутто зависит от вида сырья (говядина 1-й или 2-й категории, свинина жирная или мясная, рыба крупная, мелкая). Нормы отходов при обработке картофеля и овощей зависят от времени года.
Эти нормы приведены в таблице Сборника рецептур блюд. При отсутствии сырья, указанного в рецептуре, его можно заменить другим в соответствии с таблицей взаимозаменяемости.
Таким образом, количество сырья, которое может быть списано на производство того или иного блюда, закреплено технологическими нормами, которые действуют для предприятий всех форм собственности.
Для более точного расчета цены блюда калькуляцию принято составлять из расчета стоимости сырья на 100 блюд, для гарниров — на 10 килограмм.
При калькуляции мяса по нормам брутто указывают через дробь норму закладки нетто, при использовании для приготовления блюд полуфабрикатов количество сырья берут по норме нетто.
Количество сырья каждого наименования умножают на соответствующую цену, стоимость продуктов суммируют и записывают по строке «Общая стоимость набора».
Общую продажную стоимость делят на 100 и определяют продажную стоимость одного блюда, которую после округления заносят в графу «Продажная цена блюда».
В графе «Выход в готовом виде» указывается вес одного блюда в граммах, при этом для вторых блюд показывают раздельно вес основного продукта, гарнира, соуса (например, 75/150/50); для первых блюд, отпускаемых с мясом, рыбой, фрикадельками, отдельно указывают вес мяса, рыбы или фрикаделек и вес первого блюда (например, 25/500).
Цены на гарниры, соусы калькулируют отдельно.
Специи и соль включаются в себестоимость блюда согласно Сборнику рецептур блюд. Если расход соли и специй в рецептуре конкретного блюда не указан, нормы расхода приведены во вводной части того раздела Сборника, к которому относится это блюдо.
Калькуляционные карточки подписываются заведующим производством, калькулятором, утверждаются руководителем предприятия. Эти лица несут ответственность за правильность исчисления продажных цен.
При изменении состава сырья блюда, цен на сырье исчисляется новая продажная цена блюда, которая отражается в следующей свободной графе калькуляционной карточки. (Приложение 1 «Калькуляционная карточка»)
Цены на одно блюдо, порцию, или изделие округляются до целой копейки. Суммы до 0,4 копеек включительно отбрасывают, а 0,5 копеек и выше принимают за целую копейку. Цена полпорции также округляется до целой копейки.
Пример заполнения калькуляционной карточки приведен в конце статьи в приложении.
Стоимость покупных продуктов и сырья включают в калькуляцию в зависимости от принятой на предприятии общественного питания учетной политики.
Если учет покупных продуктов и сырья ведут по продажным ценам, то сырье и продукты включают в калькуляцию по продажным ценам. Указанная цена формируется путем увеличения покупной цены на величину наценки, установленной на предприятии.
Если же учет продуктов и сырья ведут по покупным ценам, то их стоимость включается в калькуляцию по учетной цене. В этом случае продажная цена всего блюда определяется путем добавления единой наценки к стоимости готового блюда, рассчитанной в ценах приобретения.
Размеры наценки, как при первом, так и при втором варианте учетной политики, могут дифференцироваться в зависимости от вида продукции (товаров), места и времени реализации, потребительского спроса. Они определяются с учетом возмещения издержек производства и обращения, уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и обеспечения рентабельной работы предприятия.
Учет продуктов и товаров по ценам приобретения с добавлением единой наценки целесообразно вести в кладовых предприятий, относящихся к одному типу и классу.
Если предприятие общественного питания имеет подразделения разных типов и классов, то учет продуктов и товаров по ценам приобретения ведут без добавления единой наценки.
При отпуске продуктов из кладовой на производство (кухню), в буфеты, в которых они должны учитываться с применением единой наценки, продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах: по учетным ценам кладовой (для списания с подотчетных лиц) и по ценам, по которым они учитываются и приходуются на производстве, в буфете.
Если уровень наценок не регулируется местными органами власти, то он определяется и утверждается руководителем (собственником) предприятия самостоятельно.
3.5. Учёт перерасходования сырья на производстве
Перерасходование сырья происходит из-за нарушения работниками технологии производства, выпуска брака. В результате возникает недостача сырья, то есть его становится недостаточно для изготовления планируемого количества продукции. Такие потери сырья оформляют соответствующим актом, составляемым по установленной форме, на основании которого производят списание перерасхода (недостачи). Сумму перерасхода (недостачи) сырья относят на виновных лиц. После рассмотрения и утверждения акта руководителем предприятия перерасход (недостачу) сырья взыскивают с виновных лиц. Это отражают бухгалтерскими записями:
• на покупную стоимость потерь сырья, относимую на виновных лиц:
Дебет 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», субсчёт 2 «Расчёты по возмещению материального ущерба» — Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
• на сумму торговой наценки на сырьё, относящееся к списываемой недостаче:
Дебет 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», субсчёт 2 «Расчёты по возмещению материального ущерба» — Кредит 99 «Прибыли и убытки».
В исключительных случаях, когда не удалось установить виновных лиц, либо когда при рассмотрении акта было установлено, что потери сырья произошли по независящим от работников производства причинам, перерасход (недостачу) сырья (за вычетом сданного в обработку и на корм скоту) списывают на издержки предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--Пример учёта перерасходования сырья на производстве.
01 ноября на кухне ресторана «Ахтамар» установлен перерасход сырья на сумму 800 руб., произошедший вследствие выпуска брака. Недостача была допущена поваром Анибакян А.М., который признал свою вину. Был составлен соответствующий акт, после рассмотрения которого руководством было решено списать недостачу на виновное лицо. Размер торговой наценки в ресторане «Ахтамар» равен 100 %.
04 ноября в кондитерский цех было отпущено сырьё на сумму 2550 рублей. В конце дня в кладовую готовой продукции было сдано продукции на сумму 2400 рублей. По данным отчёта переходящих остатков сырья в производстве не значилось. Фактического наличия остатков не выявлено. В результате был установлен перерасход сырья на сумму 150 рублей. Виновные лица небыли установлены. После рассмотрения акта руководством было принято решение о списании этой недостачи на издержки предприятия. Размер торговой наценки в кондитерском цехе — 50 %.
В документах указано:
01.11.09г. Установлен перерасход сырья в кухне ресторана «Ахтамар», произошедший по вине повара Анибакян А.М.
04.11.08 Кондитерский цех:
отпущено в производство сырьё – 2550, сдана продукция в кладовую – 2400, переходящего остатка нет. Установлен перерасход сырья – 150 руб.
Расчёты по операциям:
Стоимость перерасходованного сырья: 800 руб.,
в том числе:
— покупная стоимость сырья = 400 руб.
— наценка ресторана «Ахтамар» 100 % = 400 руб.
Стоимость сырья, поступившего в производство, равна 2550 руб. Сдано продукции на сумму 2400 руб.
Стоимость перерасходованного сырья составляет 2550 — 2400 = 150 руб.,
в том числе:
— покупная стоимость сырья = 100 руб.,
— наценка кондитерского цеха 50 % = 50 руб.
Инвентаризацию сырья и продукции в структурных подразделениях производства осуществляют одновременно с инвентаризацией готовых изделий в кладовой (экспедиции), не реже одного раза в месяц.
Остатки отражают в соответствующем акте, составляемом комиссией по установленной форме. Движение сырья отражают в отчёте, который составляют в бухгалтерии по установленной форме.
Сырьё списывают в расход по фактическим затратам в пределах установленных норм. Расход сырья на выпущенную продукцию за весь межинвентаризационный период определяют по нормам раскладок. Для этого бухгалтерия составляет контрольный расчёт по установленной форме. Сведения итогов контрольного расчёта переносят в соответствующую графу отчёта о движении сырья в структурном подразделении производства. Сопоставление данных о фактическом расходе сырья и расходе по нормам показывает отклонение от норм, которые отражают в этом же отчёте. Руководитель предприятия решает, как поступить с выявленными отклонениями.
Иной способ отражения движения сырья применяют на предприятиях с простым производственным циклом, то есть выпускающих несложный ассортимент продукции (ватрушки, пирожки и т.п.). Расход сырья отражают без составления контрольного расчёта по нормам и отчёта о движении сырья только в том случае, если всё (основное и вспомогательное) сырьё отпускают в структурное подразделение производства строго в соответствии с установленными рецептурой нормами, без округлений. Выпущенную продукцию отражают в отдельном отчёте по каждому наименованию. Стоимость сырья сравнивают со стоимостью готовой продукции. Если устанавливают разность, то её отражают, в зависимости от характера, на счёте № 42 «Торговая наценка».
При изготовлении мясных полуфабрикатов возможны потери, для возмещения которых установлены скидки. Установленный размер потерь указывают в акте на разделку мяса-сырья, который составляют по специальной форме. По результатам инвентаризации сравнивают фактические потери и потери по актам.
Выявленные отклонения стоимости разделанного мяса-сырья от стоимости выпущенных крупнокусковых полуфабрикатов по видам учитывают на счёте № 42 «Торговая наценка»". Характер записей зависит от результатов сравнения.
Если стоимость выпущенных полуфабрикатов больше стоимости сырья, то делают дооценочную запись; если же стоимость выпущенных полуфабрикатов меньше стоимости сырья, то делают сторнировочную запись:
Результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей на производстве (кухне) и в производственных структурных подразделениях отражают отдельной строкой на соответствующих аналитических счетах материально-ответственных лиц производства в том месяце, в котором была проведена инвентаризация. Оприходование выявленных излишков сырья и списание сумм недостач сырья в пределах норм естественной убыли также отражают соответствующими проводками. Для равномерного распределения потерь от естественной убыли по отчётным периодам можно ежемесячно составлять план естественной убыли.
Если создан резерв на списание естественной убыли, то недостачи сырья в пределах норм естественной убыли списывают за счет этого резерва, а сверх норм — взыскивают с виновных лиц. Излишне начисленную сумму резерва в конце года сторнируют. Взыскание недостач сверх норм естественной убыли с материально-ответственных лиц производят после рассмотрения и утверждения акта руководителем предприятия. Списание недостач сверх норм естественной убыли на издержки предприятия производят после рассмотрения и утверждения акта руководителем.
3.6. Определение результата от реализации кулинарных изделий на исследуемом предприятии
Как и любая хозяйственная деятельность, деятельность на предприятиях общественного питания состоит из трех процессов: заготовления, производства и реализации.
В процессе заготовления предприятие приобретает продукты и сырье для изготовления кулинарных изделий или перепродажи.
В учетной политике предприятий общественного питания должно быть зафиксировано, какой вариант учета приобретаемых продуктов питания они используют: в продажных ценах с использованием счета 42 «Торговая наценка» или в покупных ценах без использования этого счета. Варианты учетной политики различаются, и довольно значительно, в организации учета движения продуктов и товаров, производства и реализации кулинарных изделий. Все товары (продукты и сырье) независимо от того, будут они использоваться в производстве или приобретены для продажи, учитываются на субсчете 41-1 «Товары на складах» счета 41 «Товары» (счет 10 «Материалы» для учета продуктов и сырья на предприятиях общественного питания не используется):
Дебет 41-1 — Кредит 60 – в сумме покупной стоимости, включая НДС.
Если оприходованные сырье и продукты учитывают по продажным розничным ценам, то делают еще одну бухгалтерскую запись — на покупную стоимость приобретенных продуктов начисляют торговую наценку, которую учитывают на счете 42 «Торговая наценка»:
Дебет 41-1 — Кредит 42.
В таком случае учет продуктов в кладовых, на производстве и в буфетах предприятий общественного питания ведется также по продажным ценам.
Процесс производства в общественном питании представляет собой приготовление из продуктов на кухне предприятия кулинарных изделий. В производство продукты и сырье поступают в основном из кладовых (складов) и только при небольшом товарообороте они могут быть переданы непосредственно от поставщиков на кухню, минуя кладовую. Продукты получают в пределах суточной потребности в соответствии с планом-меню и с учетом остатков, имеющихся на складе.
Продукты, отпущенные в производство из кладовых по накладным, находятся в подотчете у материально ответственных лиц, которые ежедневно отчитываются перед бухгалтерией за расход сырья на производстве, а также за реализованную продукцию.
Синтетический учет производства ведут на счете 20 «Основное производство». Аналитический учет на этом счете организуют по материально ответственным лицам в следующем порядке:
— на производствах (кухнях) — суммовой учет в денежном выражении;
— в обособленных (самостоятельных) цехах по производству кондитерских изделий, полуфабрикатов и кулинарных изделий — натурально-стоимостной учет по наименованиям продуктов, количеству, учетной цене и сумме.
По дебету счета 20 отражают:
— стоимость сырья, переданного из кладовой в производство:
Дебет 20 — Кредит 41-1;
— стоимость сырья, переданного в производство, минуя кладовую:
Дебет 20 — Кредит 71,60.
По кредиту счета 20 отражают:
— стоимость сырья, израсходованного на приготовление блюд и изделий:
Дебет 46 — Кредит 20;
— возврат продуктов в кладовую:
Дебет 41-1 — Кредит 20.
Записи по счету 20 «Основное производство» делают по учетным ценам, в качестве которых используют продажные или покупные цены. Если в кладовой (на складе) продукты учитывают по покупным ценам, а на кухне — по продажным, то наценку на стоимость полученного в производство сырья начисляют при оприходовании сырья в производстве:
Дебет 20 Кредит 42.
Предприятия общественного питания могут реализовать свою продукцию через торговый зал, буфеты, бары, палатки, лотки. Учет товаров в буфетах, барах ведут аналогично учету товаров в торговле. На основании накладных или заборных листов товар, полученный в данных подразделениях, приходуют по дебету субсчета 41-2 «Товары в розничной торговле» счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 20:
Дебет 41-2 Кредит 20.
Если товары получены непосредственно из кладовых, то делают запись:
Дебет 41-2 Кредит 41-1.
В аналитическом разрезе учет товаров в буфетах, барах ведется по материально ответственным лицам.
Отпуск готовой продукции из производства на места реализации производят на основании первичных документов: дневных заборных листов, накладных, а также накладных на отпуск на сторону, которые оформляют при отпуске готовой продукции сторонним организациям. Одновременно с такой накладной обычно выписывают и счет как основание для оплаты приобретенных изделий.
Указанные документы выписывают в бухгалтерии в двух экземплярах. Один экземпляр после совершения операции остается у заведующего производством, второй — у работника, получившего продукцию.
Когда организация работы предприятия общественного питания позволяет определить количество реализованных и отпущенных блюд и кулинарных изделий по наименованиям, заведующий производством представляет в бухгалтерию «Акт о реализации и отпуске изделий кухни», который составляется в количественно-стоимостном выражении.
Однако выбранный порядок организации работы может не позволять определить количество реализованных блюд по наименованиям, например, если предприятие работает по методу самообслуживания, при котором кухня не отделена от раздачи. В таком случае невозможно получить данные о реализации блюд в ассортименте, поэтому заведующий производством составляет другой документ — «Акт продажи изделий кухни». Этот акт составляется только в суммовом выражении.
Сумма реализации, указанная в том или другом акте, должна соответствовать показателям выручки, зафиксированной на кассовых аппаратах.
Кроме этих актов на предприятиях общественного питания заведующий производством ежедневно составляет «Отчет о движении продуктов и тары на кухне». В первой части отчета отражают приход сырья на основании первичных документов: накладных на получение продуктов со склада, от поставщиков. В графах отчета, отражающих расход, записывают данные о реализации на основании подтверждающих документов: актов о реализации, меню-накладных на отпуск питания по безналичному расчету, дневных заборных листов, накладных. В отчете подсчитывают общую сумму оборота по реализации готовой продукции кухни.
Списание с материально ответственных лиц продуктов или товаров, реализованных в мелкорозничной сети или буфетах, производят на основании квитанций к приходным кассовым ордерам, подтвержденных кассовыми чеками. Буфетчики в установленные на предприятии сроки составляют еще и товарные отчеты.
Аудиторская практика показывает, что на многих предприятиях общественного питания не составляются калькуляции блюд. Руководители и бухгалтеры этих предприятий считают, что раз продажные цены и наценки не регулируются государственными органами, то и расчет продажной цены не требуется, можно установить любую. Размер выручки же фиксируется в кассовых чеках, и этого достаточно.
При этом не учитывают, что калькуляция продажной стоимости блюда нужна, в первую очередь, для того, чтобы определить и зафиксировать в учете количество продуктов, необходимых для изготовления конкретного блюда. Товарооборот в покупных ценах бухгалтеры таких предприятий обычно определяют на основании информации о поступлении продуктов и результатов инвентаризации, проводимой на начало и конец отчетного периода. Стоимость израсходованных продуктов получают арифметически: к остаткам продуктов на начало месяца прибавляют поступления за месяц и вычитают фактические остатки на конец месяца, полученные по данным инвентаризации.
Такой способ не дает точной информации о сумме товарооборота предприятия в учетных (покупных) ценах, а, следовательно, и о полученной наценке, ведь рассчитанный расход продуктов может не соответствовать нормируемому. Применять его можно только при условии, что одновременно с проведением инвентаризации суммы рассчитанного расхода будут сравниваться с расходом по нормам закладки.
При большом ассортименте выпускаемых изделий расчет расхода продуктов по нормам закладки достаточно трудоемок. Он требует составления еще ряда документов.
Так, чтобы определить фактический расход продуктов по нормам закладки, необходимо составить «Контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия».
Сопоставляя данные Контрольного расчета и информацию о фактическом расходе продуктов и сырья, рассчитанные по данным инвентаризации, можно определить отклонения от норм. Эти отклонения определяют в «Отчете о движении продуктов в производстве».
Администрация предприятия должна установить причины расхождения и потребовать от материально ответственных лиц письменных объяснений. Сумма превышения фактического расхода продуктов над нормой взыскивается с виновного лица по продажным ценам, если установлен факт недостачи. Расход продуктов менее установленных норм свидетельствует о недовложении продуктов при изготовлении блюда.
Приведенный метод определения расхода продуктов могут использовать и собственники предприятия для контроля за сохранностью сырья, правильным списанием продуктов и реализацией готовой продукции. Этот контроль более действенен, когда раздача блюд отделена от производства, а бухгалтерский учет на производстве ведут в натурально-стоимостном выражении.
Кроме того, такой же метод используют контролирующие органы при проверке деятельности предприятий общественного питания.
Таблица 4
Контрольный расчёт расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия за время с 19 марта по 23 марта 2009 года
Номер калькуляционной карточки
Наименование блюд
Фактический выпуск блюд (изделий) за отчётный период
Продажная цена блюда (изделия)
Продажная стоимость выпущенных блюд (изделий)
19.03
20.03
21.03
22.03
23.03
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
Икра свекольная
50
40
10
-
-
100
1-00
100-00
4
Борщ с мясом
90
110
50
-
-
250
3-25
812-50
5
Поджарка
50
-
40
-
60
150
5-16
774-00
6
Бифштекс
40
-
60
-
100
7-20
720-00
Итого
Наименование продуктов и норма по Сборнику рецептур
говядина
капуста свежая
лук репчатый
и т.д.
на одну порцию, г
на факт. выпуск, кг
на одну порцию, г
на факт. выпуск, кг
на одну порцию, г
на факт. выпуск, кг
11
12
13
14
15
16
…
…
21
2,1
77
19,25
100
25,0
24
6,0
Таблица 5
Отчёт о движении продуктов в производстве с 19 марта по 23 марта 2009 года.
№
п/п
Наименование продукта
Код продукта
Поступило в производство за отчётный период
19.03
20.03
21.03
22.03
23.03
Кол-во
сумма
Кол-во
сумма
Кол-во
сумма
Кол-во
сумма
Кол-во
сумма
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Говядина
15
375-00
15
390-00
10
300-00
10
290-00
20
580-00
2
Капуста свежая
7
21-00
7
22-00
4
16-00
3
Лук репчатый
-
4
24-00
3
18-00
6
30-00
Итого
396-00
436-00
334-00
290-00
610-00
Итого поступило
Остаток на начало отчётного периода
Всего приход с остатком
Фактический остаток на конец отчётного периода
Возвращено и списано по документам
количество
сумма
количество
сумма
количество
сумма
количество
сумма
количество
сумма
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
70
1935-00
5
120-00
75
2055-00
9
261-00
-
-
13
72-00
4
20-00
17
92-00
5
25-00
-
-
2066-00
150-00
2216-00
298-00
продолжение
--PAGE_BREAK--