--PAGE_BREAK-- ┌───────────────────┐
│Первичные документы├─────────────┐
└─────────┬─────────┘ │
│
┌─────────┴──────────┐ │
│Журнал хозяйственных│ │
│ операций │ │
└─────────┬──────────┘ │
│
┌─────────┴─────────┐ │
│Шахматная ведомость│ │
└─────────┬─────────┘
┌───────┴─────┐
┌─────────┴───────────┐ │ Кассовая │
│Оборотно — сальдовая ├_──┤ книга │
│ ведомость │ └─────────────┘
└──────────┬──────────┘
┌─────────┴─────────┐
│Баланс и отчетность│
└───────────────────┘
Рис.4.4. Схема упрощенной формы для малых предприятий
Операции по кассе дополнительно заносятся в кассовую книгу. (Если на предприятии ведутся расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, то делаются записи также в кассовых книгах кассиров-операционистов.)
На основе бухгалтерских проводок, отраженных в журнале хозяйственных операций, составляется шахматная ведомость, в которой суммированием по горизонтали вычисляются обороты по дебетам, а суммированием по вертикали — обороты по кредитам счетов. Затем данные из шахматной ведомости используются для составления оборотно-сальдовой ведомости, на базе которой оформляется баланс, и составляется отчетность предприятия.
Шахматная ведомость достаточно проста и по своему виду напоминает журнал-ордер. Только формируется по дебетовому признаку и как бы включает одновременно все журналы ордера. С математической точки зрения — это матрица (числовая таблица) хозяйственных операций, строки которой соответствуют дебетовому обороту, а столбцы — кредитовому.
Пример шахматной ведомости.
Шахматная ведомость за февраль 2003 г. ┌──────┬──────┬──────┬─────┬─────┬─────┬──────┬──────┬─────┬─────┬──────┐
│ К │ 20 │ 50 │ 51 │ 60 │ 68 │ 70 │ 71 │ 90 │ 99 │Итого:│
│Д │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 10 │ │ │ │ 20 │ │ │ │ │ │ 20 │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 20 │ │ │ │ │ │ 130 │ │ │ │ 130 │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 50 │ │ │ 10 │ │ │ │ 14 │ 25 │ │ 162 │
│ │ │ │ 113 │ │ │ │ │ │ │ │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 51 │ │ 12 │ │ │ │ │ │ 23 │ │ 35 │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 68 │ │ │ 39 │ │ │ │ │ │ │ 39 │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 70 │ │ 113 │ │ │ 17 │ │ │ │ │ 130 │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 76 │ │ 15 │ 16 │ │ │ │ │ │ │ 44 │
│ │ │ 13 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│ 90 │ 42 │ │ │ │ │ │ │ │ 6 │ 48 │
├──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│Итого:│ 42 │ 153 │ 178 │ 20 │ 17 │ 130 │ 14 │ 48 │ 6 │ 608 │
└──────┴──────┴──────┴─────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┴─────┴──────┘
Рабочий план счетов бухгалтерского учета
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета.
Порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета
Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, с учетом рекомендаций, приведенных в Типовых рекомендациях:
1.Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Износ основных средств».
Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном порядке и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Наряду с этим при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет.
Применение способа начисления амортизации по объекту основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
При этом следует иметь в виду, что изменение месячных сумм амортизации, начисляемых ежемесячно исходя из годовой суммы, в результате движения (поступление, выбытие) основных средств производится в следующем месяце после месяца принятия объекта к бухгалтерскому учету или снятия с него.
При выбытии основных средств (списании, продаже и т.п.) их стоимость списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Износ основных средств», при этом недоамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются в дебет счета 80 «Прибыли и убытки». В случае продажи объекта основных средств выручка от реализации относится на кредит счета 80 «Прибыли и убытки».
продолжение
--PAGE_BREAK--