Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Оперативный финансовый анализ коммерческой организации и пути укрепления её финансового состояния

Введение
Финансовый анализ является одной из важнейших функций финансового менеджмента. В условиях рыночной экономики он позволяет определить финансовое состояние и конкурентоспособность организации. Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия» (на примере ЗАО «Управление механизации и автотранспорта») очевидна – деятельность любой организации получает законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Эти показатели необходимы как внутренним, так и внешним пользователям для принятия решений, а именно [2, с. 42]:
– менеджерам организации, в том числе руководителям, важно оценить эффективность принимаемых решений по вложению средств, а также полученных результатов;
– акционерам и участникам (собственникам) важно знать, какая будет отдача от вложенных средств, каков уровень риска от вложений в данное предприятие, а также ожидаемая рентабельность;
– кредиторам и инвесторам необходимо знать, насколько своевременно и полностью они получат выданные организации кредиты и проценты по ним;
– поставщикам важно знать, в течение какого срока организация произведет оплату за поставленную ей продукцию (работы, услуги);
– аудиторам информация необходима для принятия решения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчётности, обоснования предложений по оптимизации финансовой деятельности организации.
Таким образом, всем участникам экономического процесса необходимы результаты деятельности организации, которые можно получить в результате проведения анализа финансовых результатов её деятельности, ее финансового состояния.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить сущность, назначение и порядок анализа финансовых результатов деятельности организации, проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия на примере ЗАО «Управление механизации и автотранспорта» (ЗАО «УМиАТ») и разработать рекомендации по улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации;
– охарактеризовать информационную основу и методы анализа финансовых результатов;
– оценить общее финансовое состояние и провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
– предложить рекомендации по улучшению финансовых результатов по отдельным видам деятельности предприятия.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является Закрытое акционерное общество «Управление механизации и автотранспорта» создано в 1967 году, путем реорганизации в форме выделения ОАО ПМСП «Электрон» в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, федеральным законом «Об акционерных обществах».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – финансовые результаты деятельности ЗАО «УМиАТ» в 2008 – 2009 год, отражённые в бухгалтерской отчетности.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили труды д.э.н., профессора Шогенов Б.А., к.э.н., доцента Караева Ф.Е., д.э.н., профессора Полисюк Г.Б., д.э.н., профессора Коноваленко Е.И., а также других авторов.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужила бухгалтерская отчётность ЗАО «УМиАТ» за 2008 и 2009 годы, состоящая из бухгалтерского баланса (форма №1), отчёта о прибылях и убытках (форма №2), отчёта о движении капитала (форма №3), отчёта о движении денежных средств (форма №4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Глава 1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности
Экономическое содержание анализа финансовых результатов
деятельности предприятия
Финансовый результат – комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Цель функционирования – извлечение прибыли для ее капитализации развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров, работников и т.д. В более обобщенном виде финансовый результат можно рассматривать как превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными ее затратами; превышение чистой (нераспределенной прибыли) над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово – экономической базой приращения собственного капитала организации. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективно и целесообразном использовании средств организации (основного и оборотного капитала) [27].
Финансовый анализ предприятия – изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т. д. [1].
Анализ финансовых отчетов – выявление взаимосвязи и взаимозависимости показателей деятельности предприятия, включенных в его отчетность. Финансовые показатели – набор показателей, использующихся для исследования эффективности деятельности компании, и измерения степени риска ее операций. Обычно выделяют четыре группы показателей: коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и структуры капитала [1].
В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимая от организационно – правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.
Методика анализа включает три взаимосвязанных блока:
анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
анализ финансового состояния предприятия;
анализ эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия [21].
Одним из важнейших условий успешного управления организацией (предприятием, фирмой) является анализ ее финансового состояния.
Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования её финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние организации, по сути дела, отражает конечные результаты её деятельности. При этом конечные результаты деятельности интересуют не только работников самой организации, но и её партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы. В соответствии с этим финансовый анализ является существенным элементом управления организацией. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов [2, с. 19].
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала и обеспечения стабильности положения организации. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по вкладам и займам.
Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности организации пользователи информации. К первой группе пользователей относятся [5, с. 29]:
собственники средств организации, в том числе акционеры;
кредиторы и инвесторы;
поставщики;
клиенты (покупатели);
налоговые органы;
персонал организации;
руководители организации.
Причем каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов.
Вторая группа субъектов финансового анализа: аудиторские организации; консультанты; биржи; юристы; профсоюзы; пресса и т.п.
Основные функции анализа финансовых результатов деятельности предприятия [2, с. 29]:
– объективная оценка финансового результатов деятельности объекта анализа;
– выявление факторов и причин достигнутого состояния;
– подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
– выявление и мобилизация резервов улучшения финансовых результатов и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.
Прибыль– это часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода [4, с. 57].
В процессе анализа прибыли необходимо решить следующие задачи [18]:
− проанализировать динамику изменений показателей прибыли;
− оценить состав и структуру нераспределенной прибыли;
− провести факторный анализ прибыли от продаж продукции, работ, услуг;
− оценить влияние факторов на величину прочих доходов и расходов;
− проанализировать распределение прибыли на предприятии; --PAGE_BREAK--
− оценить показатели рентабельности;
− рассчитать резервы роста доходности организации и разработать мероприятия по их реализации.
Размер прибыли, и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Информационное обеспечение анализа финансовых
результатов
Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.
Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность экономического анализа, является планомерный характер его проведения. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться, для чего составляются комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы.
Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.
К нормативно – плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера −это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.
Чаще всего источником анализа финансового состояния предпринимательской организации является ее годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. Это бухгалтерский баланс – форма №1, форма №2 – «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 – «Отчет о движении капитала», форма №4 – «Отчет о движении денежных средств», форма №5 – приложение к бухгалтерскому балансу, и другие данные [3, с. 30].
Данные статистического учета и отчетности представлены во внутриведомственных и унифицированных формах статистической отчетности. Статистическая отчетность собирается и обрабатывается для обеспечения информацией, необходимой для анализа состояния развития различных отраслей экономики, для принятия управленческих решений. Данные статистической отчетности используются для выявления экономических закономерностей, тенденций на отраслевом и народнохозяйственном уровне.
Наряду с данными учетными источниками информации используются ежегодные выборочные обследования в различных отраслях хозяйства.
В современных условиях возрастает объем информации, получаемой из внеучетных источников.
Внеучетные источники информации − это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия.
К внеучетным источникам информации относятся [10, с. 230]:
1) нормативные акты и документы в виде законов, указов, постановлений правительства и местных органов власти, приказов вышестоящих органов управления;
2) материалы ревизий, аудиторских и налоговых проверок;
3) решения собрания коллектива, совета трудового коллектива;
4) материалы радио, печати, телевидения, интернета и т. д.;
5) соглашения и решения арбитража и судебных органов;
6) материалы официальной переписи с финансовыми,
кредитными, страховыми учреждениями;
7) материалы специальных обследований на отдельных рабочих местах;
8) материалы периодических и специальных изданий, конференций.
Не меньшее значение в организации анализа имеет его методическое обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.
Сравнение, как один из способов познания, наиболее широко используется в экономическом анализе и в анализе финансовых результатов в частности. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. В анализе применяются следующие типы сравнений [6, с. 56]:
сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов;
сопоставление фактического уровня показателей с плановыми показателями;
сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов;
сравнение с лучшими результатами;
межхозяйственный сравнительный анализ;
сравнение со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др.;
сравнение параллельных и динамических рядов;
сравнение разных вариантов решения экономических задач;
сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели отражают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.
Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет. Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, выраженное в процентах.
Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах.
Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным периодом, а в другом – уровень показателя следующего периода относится к предыдущему.
Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства, удельный вес управленческого персонала в общей численности работников предприятия.
Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, собственного и заемного капитала, основных и оборотных средств т.д.
Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.
Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на одного рабочего и др.
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д. Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.
Аналитический отчет (пояснительная записка) обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения. Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности.
Наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.
Методика анализа финансовых результатов от реализации
продукции
При проведении анализа финансовых результатов деятельности организации используются:
абсолютные значения показателей;
их удельные веса, характеризующие структуру актива, пассива, имущества организации и запасов;
изменения в абсолютных величинах (разница в абсолютных значениях наконец и начало отчетного периода), которые характеризуют прирост или уменьшение той или иной статьи баланса
изменения в удельных весах (разница в удельных значениях наконец и начало отчетного периода), характеризующие динамику структуры актива, пассива баланса, имущества и запасов организации.
В процессе анализа структуры пассивов баланса определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств организации и структура заемных средств (долгосрочных либо краткосрочных).
На основании полученных результатов, проводится оценка соотношения размеров собственных и заемных средств, определяется динамика источников собственных средств, анализируется кредиторская задолженность и ее составляющие.
Внешним проявлением финансовой устойчивости любой организации является платежеспособность – обеспечение запасов и затрат источниками формирования.
Различают четыре типа финансовой устойчивости:
1) абсолютная устойчивость финансового состояния – наличие у организации излишка собственных источников формирования запасов, что соответствует следующему неравенству по формуле (1.1).
СОС ≥ 0; СДС ≥ 0; СЗС ≥ 0 (1.1)
где СОС – излишек или недостаток собственных оборотных средств;
СДС – излишек или недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств;
СЗС – излишек или недостаток собственных оборотных средств и заемных средств (долгосрочных и краткосрочных).
2) нормально устойчивое финансовое состояние – запасы обеспечиваются суммой собственных средств организации и долгосрочных заемных средств, что соответствует следующему неравенству по формуле (1.2).
СОС
неустойчивое финансовое состояние – запасы обеспечиваются за счет собственных и заемных средств (долгосрочных и краткосрочных), что соответствует неравенству по формуле (1.3).
СОС
кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства) – запасы не обеспечиваются источниками формирования, что соответствует неравенству по формуле (1.4).
СОС
Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность организации, т. е. его способность рассчитываться по своим обязательствам.
Ликвидность определяется покрытием обязательств организации его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
По степени ликвидности активы подразделяются на следующие группы [23]:
наиболее ликвидные активы (сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений организации), НЛА;
быстрореализуемые активы (сумма дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и прочих активов), БРА;
медленно реализуемые активы (сумма дебиторской задолженности со сроком погашения более года, НДС, долгосрочных финансовых вложений и запасов, за исключением расходов будущих периодов), МРА;
трудно реализуемые активы (внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений), ТРА.
По срочности обязательств пассивы подразделяются на:
наиболее срочные обязательства (сумма кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов), НСО;
краткосрочные пассивы (краткосрочные обязательства), КСО;
долгосрочные пассивы (долгосрочные обязательства), ДСО;
постоянные пассивы (сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, скорректированная на величину расходов будущих периодов), ПСП.
Для соблюдения абсолютной ликвидности баланса должны соблюдаться следующие неравенства по формулам (1.5 – 1.8).
НЛА ≥ НСО (1.5)
БРА ≥ КСО (1.6)
МРА ≥ ДСО (1.7)
ТРА ≤ ПСП (1.8)
Первые два неравенства характеризуют текущую ликвидность, вторые два неравенства – перспективную.
Для комплексной оценки ликвидности баланса (применяемой для выбора надежного партнера) рассчитывается коэффициент общей ликвидности баланса (Кол). Для соблюдения ликвидности, коэффициент общей ликвидности баланса (Кол) должен быть больше либо равен 1.
Финансовые коэффициенты рассчитываются и анализируются для исследования изменения финансового положения организации.
Наиболее важные финансовые коэффициенты, порядок их расчета, нормальные ограничения и их расчетные величины на начало и конец анализируемого периода приведены ниже:
коэффициент автономии – коэффициент, характеризующий финансовую независимость предприятия;
коэффициент соотношения заемных и собственных средств – коэффициент, показывающий обеспеченность предприятия собственными средствами для покрытия своих обязательств на конец периода;
коэффициент маневренности – коэффициент, показывающий величину собственных средств предприятия, находящихся в мобильной форме (возможность маневрирования);
коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования – коэффициент, характеризующий степень обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования;
коэффициент покрытия – коэффициент, связанный с оценкой платежных возможностей организации при условии своевременных расчетов с дебиторами и реализации (в случае необходимости) материальных оборотных средств;
коэффициент абсолютной ликвидности – коэффициент, показывающий, какая часть краткосрочной задолженности организации может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов;
коэффициент ликвидности – коэффициент, характеризующий платежные возможности организации при условии своевременного расчета с дебиторами;
коэффициент имущества производственного назначения – коэффициент, показывающий долю имущества производственного назначения в валюте баланса предприятия;
коэффициент прогноза банкротства – коэффициент, характеризующий перспективную платежеспособность предприятия;
показатель денежных средств в выручке – показатель дополнительно характеризует финансовый ресурс организации с точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств отражает уровень бартерных (зачетных) операций в расчетах и в этой части дает представление о конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а также об уровне менеджмента и эффективности, работы маркетингового подразделения организации. От величины этого показателя в значительной мере зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;
степень платежеспособности общая – коэффициент, характеризующий общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками погашения задолженности организации перед ее кредиторами. Структура долгов и способы кредитования организации характеризуются распределением показателя “степень платежеспособности общая” на коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам, другим организациям, фискальной системе, внутреннему долгу. Перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов от других организаций, скрытого кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует хозяйственную деятельность организации;
коэффициент задолженности по кредитам банков и займам;
коэффициент задолженности другим организациям;
коэффициент задолженности фискальной системе;     продолжение
--PAGE_BREAK--
коэффициент внутреннего долга;
степень платежеспособности по текущим обязательствам – коэффициент, характеризующий ситуацию с текущей платежеспособностью организации, объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности организации перед ее кредиторами;
собственный капитал в обороте – коэффициент, характеризующий финансовую устойчивость организации;
коэффициент обеспеченности оборотными средствами. Показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации;
коэффициент оборотных средств в производстве характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации;
коэффициент оборотных средств в расчетах определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в первую очередь средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах.
Анализ финансовых результатов включает в себя оценку динамики показателей прибыли, рентабельности и деловой активности предприятия. Он позволяет сделать выводы о динамике изменения удельного веса прибыли в выручке, о темпе прироста прибыли и себестоимости, а также проводится структурный анализ прибыли.
Анализ рентабельности проводится также посредством расчета коэффициентов рентабельности, в результате которого делается вывод о качестве активов организации, рентабельности доходных вложений и собственного капитала.
Значения показателей рентабельности целесообразно анализировать в динамике и сопоставлять с показателями аналогичных организаций. Каждый участник проекта может иметь собственное представление о предельных значениях показателей рентабельности, свидетельствующих о неблагоприятном финансовом положении организации. Однако в любом случае эти предельные значения существенно зависят от технологии производства и структуры цен на продукцию, а также потребляемых ресурсы.
Значение показателя эффективности внеоборотного капитала, меньшее, чем значение аналогичного среднеотраслевого показателя, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае если рассматриваемый период организация не приобрела новых дорогостоящих основных средств. В то же время чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования.
Основную часть прибыли, предприятия получают от реализации продукции и услуг.
Размер прибыли от реализации продукции зависит:
от методов списания безнадежных долгов;
от принятой оценки товарно-материальных ценностей;
от методов начисления амортизации основных фондов и нематериальных активов;
от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции. Рассчитывается по формуле (1.9).
ПрQ = Вр – Ср – Рк – Ру (1.9)
где ПрQ – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Вр – выручка от реализации (без НДС и акцизов);
Ср – себестоимость реализации продукции (работ, услуг);
Рк – расходы коммерческие;
Ру – расходы управленческие.
Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.
На прибыли от реализации оказывается влияние изменение следующих факторов:
изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы;
изменение полной себестоимости объемов реализации;
изменение объема реализации;
изменение структуры и ассортимента реализованной продукции.
Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияют на изменение прибыли, т. е. с увеличением уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: увеличение себестоимости снижает прибыль, и наоборот.
Объем реализации продукции (работ, услуг) может оказывать различное влияние на сумму прибыли.
При увеличении объема реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается, а рентабельность увеличивается.
Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на величину прибыли. С увеличением доли рентабельных изделий в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), необходимо дать общую оценку изменения прибыли. Изменение прибыли рассчитывается по формуле (1.10).
± П = П1 – П0 (1.10)
где ±П – изменение прибыли;
П0, П1 – прибыль базисного и отчетного периодов.
Затем необходимо определить количественное вли­яние изменений факторов.
Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации). Изменение прибыли за счет изменения цены рассчитывается по формуле (1.11).
±Пz = ∑q1z1 – ∑q0z0 (Vрп1 – Vрп0) (1.11)
где ±Пz – изменение прибыли за счет изменения цены;
∑q1z1, ∑q0z0 – соответственно объем реализации в отчетном и базисном году;
Vрп1, Vрп0 – соответственно объем реализации в отчетном и базисном году.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимо­сти (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себесто­имостью реализованной продукции отчетного года и се­бестоимостью реализованной продукции отчетного пе­риода в ценах и условиях базисного года (через затра­ты на производство реализованной продукции). Изменение прибыли за счет изменения себе­стоимости рассчитывается по формуле (1.12).
±Пс = Сzо.от – Сzб.от (1.12)
где ±Пс – изменение прибыли за счет изменения себе­стоимости;
Сzо.от – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;
Сzб.от – себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной). Изменение прибыли за счет измене­ния объема и структуры рассчитывается по формуле (1.13).
±Пv и стр. = Прvф.zб – Прzб (1.13)
где ±Пv и стр. – изменение прибыли за счет измене­ния объема и структуры;
Прvф.zб – прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;
Прzб – прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необ­ходимо определить влияние объема через коэффици­ент роста реализации продукции (Кр), т. е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натураль­ном исчислении. Рассчитывается по формуле (1.14) и (1.15).
±Пv = П0Кр – П0 = П0 (Кр – 1) (1.14)
Кр = qф / qпл (1.15)
где ±Пу – изменение прибыли за счет изменения объ­ема реализации;
П0 – балансовая прибыль;
Кр – коэффициент роста объема реализованной продукции;    продолжение
--PAGE_BREAK--
qф, qпл – фактический плановый выпуск продук­ции в условно-натуральном выражении [10, с. 240].
Глава 2 Анализ финансовых результатов ЗАО «Управление механизации и автотранспорта»
2.1 Характеристика предприятия, основные виды деятельности
Закрытое акционерное общество «Управление механизации и автотранспорта» создано в 1967 году, путем реорганизации в форме выделения ОАО ПМСП «Электрон» в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, федеральным законом «Об акционерных обществах». Акционером ЗАО «Управление механизации и автотранспорта» является Открытое акционерное общество «Производственное монтажно – строительное предприятие «Электрон»», место нахождения: 630075, г. Новосибирск, ул. Танковая, 72, зарегистрировано Новосибирской городской регистрационной палатой 23.12.92г., свидетельство № Гр.178 в реестре за № 9761.
Уставный капитал общества образован на основе имущества, переданного ОАО ПМСП «Электрон» по акту приема передачи. Размер уставного капитала составляет 450 тыс. руб. и разделен на 450 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая.
Основными видами деятельности общества являются:
ЗАО «Управление механизации и автотранспорта» оказывает следующие виды работ, услуг:
1) Оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, услуги строительных и специальных машин и механизмов. Для выполнения услуг общество имеет следующие виды техники:
грузовые автомобили: ЗИЛ, МАЗ. КАМАЗ, КРАЗ, газель бортовая – 20 единиц;
автобусы: Икарус, ПАЗ, ЛАЗ, микроавтобус ГАЗель – 9 единиц;
спецтехника: краны, экскаваторы, бульдозеры, снегопогрузчики, автогрейдеры, автотопливозаправщики, ямобур, компрессор, автовышка, автопогрузчик – 20 единиц;
2) оказание услуг по перевозке грузов в междугороднем сообщении.
Для выполнения услуг общество имеет 2 грузовых седельные тягача Фрейтлайнер с полуприцепами;
3) техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт узлов, агрегатов, молочных емкостей, диагностика автотранспорта. Для ремонта автотранспорта имеется бокс 450 кв.м., две смотровые ямы, цех по капитальному ремонту двигателей, мостов, КПП, шиномонтажный цех, аккумуляторный цех, цех подготовки и покраски автомобилей, цех диагностики и ремонта легковых автомобилей площадью 75 кв.м., станки для расточки блоков, шлифовки коленчатых валов и головок блока, стенд для обкатки двигателей, мостов;
4) реализация ГСМ на территории предприятия находится автозаправочная станция, которая круглосуточно производит реализацию бензина Аи-95, Аи-92, Аи-80 и дизтоплива. Реализация ГСМ производится частным лицам за наличный расчет и юридическим лицам по талонам и заправочным ведомостям;
5) аренда офисных и производственных помещений;
6) услуги производственного характера (обслуживание оборудования сторонних владельцев, линии связи, подстанций тепловых сетей и т. д.).
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Динамика финансовых результатов за 2005 – 2009гг. рассмотрена в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика финансовых результатов за 2005 – 2009 гг.
Показатели
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
1
2
3
4
5
6
Размер прибыли от основных видов деятельности, тыс. руб.
1585
3432
3422
3541
3890
Чистая прибыль отчетных периодов, тыс. руб.
1463
2800
3315
3171
3294
/>
Рисунок 2.1 – Динамика финансовых результатов за 2005 – 2009гг.
За рассматриваемый период динамика имеет тенденцию к повышению. Размер прибыли от основных видов деятельности в 2009 году составил 3890 тыс. руб., по отношению к 2008 году прибыль от основных видов деятельности увеличилась 349 тыс. руб. Сравнивая с предыдущими годами прибыль от основных видов деятельности, постоянно увеличивалась, кроме 2007 года, там наблюдался незначительный спад.
Чистая прибыль отчетных периодов в 2009 году составила 3294 тыс. руб., по отношению к 2008 году чистая прибыль отчетных периодов увеличилась на 123 тыс. руб. Сравнивая с предыдущими годами, наибольшее увеличение чистой прибыли отчетных периодов наблюдается в 2007году. Более наглядно это видно на рисунке 2.1.
Чистая прибыль формируется преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.
Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные активы и внеоборотные активы, изучить структуры имущества. Под структурой понимается отдельное соотношение отдельных групп имущества и статей внутри этих групп [10, с. 280].
Рассмотрим внеоборотные активы предприятия. Основные средства организации можно рассмотреть в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Основные средства организации
Наименование
Стоимость на начало года, тыс. руб.
Стоимость на конец года, тыс. руб.
Отклонение, тыс. руб.
1
2
3
4
Здания
16305
16305
Сооружения
3207
3633
+426
Машины и оборудование
1675
1690
+15
Транспортные средства
3889
5120
+1231
Производственный и хозяйственный инвентарь
146
146
Итого
25222
26894
+1672
Увеличение стоимости основных средств по группе Сооружения на 426 тыс. руб. произошло за счет увеличения первоначальной стоимости автозаправочной станции, вследствие произведенной реконструкции.
Увеличение стоимости основных средств по группе Машины и оборудование на 15 тыс. руб. произошло за счет покупки системного блока для установки серверной части программы 1 С: Предприятие – 8.1 в сумме 24 тыс. руб., и продажи двух сверлильных станков с первоначальной стоимостью 9 тыс. руб.
Увеличение стоимости основных средств по группе Транспортные средства произошло за счет приобретения грузового седельного тягача марки Фрейтлайнер стоимостью 1060 тыс. руб. и включения в состав основных средств грузового седельного тягача марки Фрейтлайнер, приобретенного в июле 2007 года по договору лизинга, в связи с досрочным расторжением данного договора в сумме 312 тыс. руб. В декабре 2009 года произведено списание двух автобусов марки ЛАЗ – 695 первоначальной стоимостью 41 тыс. руб. и 61 тыс. руб., и автомобиля марки ГАЗ – 330210 первоначальной стоимостью 39 тыс. руб. по причине физического износа узлов и агрегатов, и нецелесообразностью проведение восстановительного ремонта.
А так же рассмотрим оборотные активы предприятия.
По строке 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» формы № 1 (см. приложение А) отражены материалы, находящиеся на складах предприятия, в сумме 1136 тыс. руб., в т.ч.:
запасные части – 595 тыс. руб.;
масла – 11 тыс. руб.;
инвентарь и хозяйственные принадлежности – 318 тыс. руб.;
специальная одежда – 9 тыс. руб.;
топливо в баках автотранспорта – 65 тыс. руб.;
прочие материалы – 138 тыс. руб.    продолжение
--PAGE_BREAK--
По строке 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» формы № 1 (см. приложение А) отражены остатки ГСМ, находящиеся в резервуарах АЭС, в сумме 873 тыс. руб.
По строке 260 «Денежные средства» формы № 1 (см. приложение А) отражены остатки денежных средств в кассе организации и на банковских счетах в сумме 2500 тыс. руб., в т.ч.:
касса – 13 тыс. руб.;
основной расчетный счет в банке Филиал «Новосибирский» ЗЛО «ГЛОБЭКСБАНК» – 947 тыс. руб.;
расчетный счет в банке ЗЛО «Сибконтактбанк» – 340 тыс. руб.;
депозитный счет в банке Филиал «Новосибирский» ЗЛО «ГЛОБЭКСБАНК» – 1200 тыс. руб.
Объем выполненных работ, услуг за 2009 год составил 42 452 тыс. руб. Спад объема по сравнению с 2008 годом составил 7 577 тыс. руб. – 15,%.
Доходы предприятия по обычным видам деятельности:
Объемы по автобусам были выполнены за счет заключения договоров с такими организациями, данные по организациям указаны в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Объемы по автобусам
№ п/п
Наименование организации
Оборот, руб.
1
2
3
1.
Бетон
211 101,00
2.
Газпромнефть — Новосибирск
960 280,00
3.
ЖКХ-Гарант
346 330,00
4.
СНТ Импульс
100 000,00
5.
Ариал-Сиб
31 200,00
6.
КПД-Газстроймонтаж
256 150,00
7.
Лама
549 990,00
8.
МеталлИнвест
475 296,50
9.
МУ «ХЭС» отдел образования Администрации Заельцовского района
400 970,00
10.
МУЗ Городская клиникаческая больница № 1
81 190,00
11.
НГУЭУ
64 600,00
12.
НСТ Волна
125 000,00
13.
НСТ Звезда
125 000,00
14.
НСТ Кирпичник
125 000,00
15.
НСТ Ромашка-1
125 000,00
16.
НСТ Рябинка
125 000,00
17.
НСТ Север
125 000,00
18.
НСТ Приобье
1 000 000,00
19.
Россиб Фармация
2 429 360,00
20.
СК Эверест-Н
42 160,00
21.
Строймонтаж
328 447,00
22.
ТБМ-Сибирь
324 420,00
23.
ФауБеХа-Сиб
209 468,72
24.
ФГОУ СПО СПК
45 000,00
25.
ФСБ
85 400,00
26.
НСТ Черемушки
269 400,00
27.
СНТ Электрон
168 300,00
28.
Эльдорадо
249 935,00
Объем междугородних перевозок в 2009 году составил 3 519 тыс. руб.
Заключены договора на междугородние перевозки со следующими организациями, данные по организациям указаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Объемы междугородних перевозок
№ п/п
Наименование организации
Объем, руб.
1.
БаРМ
32 426,80
2.
ГлобалГруз
93 000,00
3.
ЗЭМИ – 1 Электрон
130 000,00
4.
МеталлИнвест
185 000,00
5.
Старвей
61 000,00
6.
ФауБеХа-Сиб
3 083 000,00
7.
ТЭК Автокомпас
000,00
Объемы услуг по ремонту и тех. обслуживанию автотранспорта за 2009 год составили 3 291 тыс. руб.
Заключены договора на ремонт и техническое обслуживание со следующими организациями, данные по организациям указаны в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Объемы услуг по ремонту и техническому обслуживанию
№ п/п
Наименование организации
Объем, руб.
1.
Беллос
250 716,00
2.
Верх-Карасук
128 000,00
3.
Колхоз имени Коминтерна
135 000,00
4.
Лавина
96 311,60
5.
Маршанское
195 000,00
6.
МеталлИнвест
424 800,00
7.
Микрон-Строй
40 071,00
8.    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
2009г.
2008 г.
2009г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Автоуслуги,
в т.ч.
19369
13081
18112
11694
1257
1387
956
1109,6
7,5
8,4
1.1
Междугоро-
дние перевозки
4553
3519
4360*


3278 **


193
241
147
192,8
4,3
5,4
2
Центральная
Авторемонт-
ная масте-
рская
6022
3293
5596
2925
426
368
426
294,4
7,1
8,9
3
Реализация ГСМ
11042
11342
10504
10779
538
563
409
450,4
4,3
5,1
4
Реализация магазин
488
---
471
---
17
---
17
---
3,5
---
5
Услуги производст-венного характера
3776
3881
3303
3271
473
610
360
488
12,5
12,8
6
Услуги аренды
9332
10855
8561
9894
771
961
586
769,6
7,1
7,3
7
Итого
50029
42452
46674
38563
3355
3889
2769
3111
5,9
7,4
Примечание * – (в т.ч. лизинг 1703)
Примечание ** – (в т.ч. лизинг 1049)
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, а так же
прибыли и ликвидности предприятия
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Основными задачами анализа дебиторской и кредиторской задолженности является [10, с. 294]:
определение величины задолженности;
установление причин возникновения задолженности;
определение мероприятий по укреплению платежной дисциплины.
Состав дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Дебиторская задолженность в сумме 7464 тыс. руб. в т.ч.:
задолженность по лизингу – 483 тыс. руб.;
задолженность лизинговой компании по страховому возмещению в связи с возникновением страхового случая – 765 тыс. руб.;
покупатели и заказчики – 3535 тыс. руб. (см. приложение А);
поставщики и подрядчики – 723 тыс. руб. (см. приложение Б);
прочие дебиторы – 955 тыс. руб. (в т.ч. НДС с авансов полученных – 154 тыс. руб.) (см. приложение В);
бюджет и внебюджетные фонды – 1003 тыс. руб.
Дебиторская задолженность перед бюджетом составляет 639 тыс. руб., в т.ч.:
налог на прибыль организаций – 348 тыс. руб.;
аренда земли – 291 тыс. руб.
Дебиторская задолженность перед внебюджетными фондами составляет 364 тыс. руб. по фонду социального страхования.
Кредиторская задолженность в сумме 3703 тыс. руб., в т. ч.:
задолженность перед персоналом организации 698 тыс. руб.;
покупатели и заказчики – 1029 тыс. руб. (см. приложение А);
поставщики и подрядчики – 126 тыс. руб. (см. приложение Б);
прочие кредиторы – 86 тыс. руб. (см. приложение В);
бюджет и внебюджетные фонды – 1764 тыс. руб.
Кредиторская задолженность перед бюджетом составляет 1611 тыс. руб., в т. ч.:
налог на доходы физических лиц – 144 тыс. руб. (оплата произведена в январе 2010 года);
налог на добавленную стоимость – 1310 тыс. руб. (в т. ч. 340 тыс. руб. были перечислены платежным поручением № 1197 от 05.11.2008г.), о чем свидетельствует штамп банка на платежном поручении о списании денежных средств с расчетного счета, однако Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска не признает обязанность по уплате налога исполненной, в связи с тем, что соответствующая сумма в бюджет не поступила, т. к. 20.11.2008г. у банка была отозвана лицензия и банк был признан банкротом. ВАС запретил признавать зависшие налоги недоимкой (решение ВАС РФ от 25.12.2009г. К ВАС 17582/08); 646 тыс. руб. оплачено в январе и феврале 2010 года, 323 тыс. руб. срок оплаты до 20 марта 2010г.);
транспортный налог – 83 тыс. руб. (оплата произведена в феврале 2010 года);
налог на имущество – 58 тыс. руб. (оплата произведена в феврале 2010 года);
экология – 16 тыс. руб. (оплата произведена в феврале 2010 года).
Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами составляет 153 тыс. руб., в т.ч.:
пенсионное обеспечение – 137 тыс. руб. (оплата произведена в январе 2010 года);
обязательное медицинское страхование – 16 тыс. руб. (оплата произведена в январе 2010 года).    продолжение
--PAGE_BREAK--
Информация об использовании чистой прибыли предприятия.
Чистая прибыль количественно представляет собой разность между общей суммой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли [10, с. 246].
Чистая прибыль по итогам деятельности за 2008 год составила, в сумме 3241,0 тыс. руб., а также недоиспользованная прибыль за 2007 год, составила в сумме 85,0 тыс. руб. согласно Протокола 8/УМиАТ от 11 марта 2008г. направлена на… Направление используемой прибыли можно посмотреть в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Использование прибыли
№ п/п
Направление использования прибыли
Лимит использования, тыс. руб.
Фактическое использование, тыс. руб.
«+» Остаток/
«-»
Перерасход
1
2
3
4
5
1.
Выплата дивидендов акционеру ОАО ПМСП «Электрон»
326,0
326,0
---
2.
Цели потребления социальные нужды
600,0
609,4
-9,4
3.
Приобретение основных средств
500,0
1485,0
-985,0
4.
Выкуп земельного участка
1900,0
---
+1900,0
5.
Итого
3326,0
2420,4
+905,6
Перерасход распределенной прибыли на цели потребления, социальные и иные нужды произошел за счет выплаты материальной помощи на лечение сотрудников, приобретение дорогостоящих лекарств.
Перерасход распределенной прибыли на приобретение основных средств возник за счет страхового возмещения в сумме 970 тыс. руб.
Страховой случай признан страховой компанией НФ ОАО САК «Энергогарант» на основании заключения специалиста № 54 от 20.05.2009 г. Судебно – экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Иркутской области».
За счет средств страхового возмещения и части использования распределенной прибыли было приобретено новое транспортное средство стоимостью 1059 тыс. руб.
Показатели ликвидности баланса предприятия.
Задача анализа ликвидности баланса в ходе анализа финансового состояния предприятия возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, т. е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам, так как ликвидность – это способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы [23].
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенным в порядке возрастания сроков погашения.
Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп. Пассивы группируются по степени срочности их оплаты. Что показано в таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Ликвидность баланса
АКТИВ
ПАССИВ
Определение
Формула
Значение
Определение
Формула
Значение
1
2
3
4
5
6
Наиболее ликвидные активы (А1)
Стр. 250
+
стр.260
2573
Наиболее срочные обязательства (П1)
Стр. 620
3703
Быстро реализуемые активы (А2)
Стр. 240
7464
Краткосрочные пассивы (П2)
Стр.610 + стр. 670
---
Медленно реализуемые активы (А3)
Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270
2348
Долгосрочные пассивы (П3)
Стр. 590 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660
705
Труднореализуемые активы (А4)
Стр. 190
10230
Постоянные пассивы (П4)
Стр. 490(- стр. 390)
18207
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия неравенств по формулам (2.16 – 2.19).
А1 > П1 (2.16)
А2 > П2 (2.17)
А3 > П3 (2.18)
А4
Соотношение показателей предприятия за 2009 год следующее, показано в неравенствах по формулам (2.20 – 2.23).
А1
А2 > П2 (2.21)
А3 > П3 (2.22)
А4
Невыполнение какого-либо неравенства свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.
2.4 Анализ показателей финансово – хозяйственной деятельности за 2009 год
Результат финансово – хозяйственной деятельности предприятия – это его финансовое состояние. Оно выражается в способности к осуществлению его дальнейшей деятельности и зависит от обеспеченности предприятия собственным капиталом.
Цель анализа финансового состояния организации – своивременно выявлять и устронять причины нежелательных отклонений в финансовом состоянии организации, определить резервы улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности.
Анализ показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия за 2009 год, можно рассмотреть в таблице 2.13.
Таблица 2.13 – Анализ показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
Наименование
показателя
Порядок расчета
2008 год
2009 год
Темп
роста, в %
Пояснения
1
2
3
4
5
6
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Стр. 010 ф. №2 / 0,5×(стр. 230 н.г. + 240 н.г. + 230 к.г. +24 к.г. ф. №1)
5,29
5,48
104    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Примечание * – (в т.ч. лизинг 1703)
Примечание ** – (в т.ч. лизинг 1049)
А так же более наглядно можно посмотреть на рисунке 3.3.
/>
Рисунок 3.3 – Доля расходов предприятия по каждой деятельности
За рассматриваемый период динамика расходов имеет тенденцию к снижению. Посмотрев на рисунок 3.3 видно, что по каждому виду деятельности наблюдается снижение расходов. По автоуслугам (в т. ч. междугородние перевозки) с 2008 года к 2009 году расходы снизились на 5 %, по центральной авторемонтной мастерской с 2008 года к 2009 году расходы снизились на 4 %, по реализации ГСМ осталась без изменений, реализация магазин в 2009 году была приостановлена, поэтому здесь нет изменений, по услугам производственного характера с 2008 года к 2009 году расходы снизились на 3 %, по услугам аренды с 2008 года к 2009 году расходы снизились на 1 %.
Рассмотрим чистую прибыль предприятия по всем видам деятельности за 2008 – 2009 гг., в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Чистая прибыль по всем видам деятельности
№ п/п
Наименование
Ед.
изм.
Чистая прибыль






2008 г.
2009г.
1
2
3
4
5
1
Автоуслуги, в т.ч.
т. руб.
956
1109,6
1.1
Междугородние перевозки
т. руб.
147
192,8
2
Центральная Авторемонтная мастерская
т. руб.
426
294,4
3
Реализация ГСМ
т. руб.
409
450,4
4
Реализация магазин
т. руб.
17
---
5
Услуги производственного характера
т. руб.
360
488
6
Услуги аренды
т. руб.
586
769,6
7
Итого
т. руб.
2769
3111
А так же более наглядно можно посмотреть на рисунке 3.4.
/>
Рисунок 3.4 – Чистая прибыль по всем видам деятельности
За рассматриваемый период динамика чистой прибыли имеет тенденцию к повышению. Причем повышается чистая прибыль почти по всем показателям. Только в 2009 году по центральной авторемонтной мастерской чистая прибыль снизилась на 131,6 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Также реализация магазин в 2009 году была приостановлена. По автоуслугам (в т. ч. междугородние перевозки) с 2008 года к 2009 году, чистая прибыль увеличилась на 153,6 тыс. руб., по реализации ГСМ с 2008 года к 2009 году чистая прибыль увеличилась на 41,4 тыс. руб., по услугам производственного характера с 2008 года к 2009 году чистая прибыль увеличились на 128 тыс. руб., по услугам аренды с 2008 года к 2009 году чистая прибыль увеличилась на 183,6 тыс. руб.
Рассмотрим рентабельность предприятия по всем видам деятельности за 2008 – 2009 гг. в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Рентабельность по всем видам деятельности
№ п/п
Наименование
Ед.
изм.
Рентабельность,
%






2008 г.
2009г.
1
2
3
4
5
1
Автоуслуги,
в т.ч.
тыс. руб.
7,5
8,4
1.1
Междугородние перевозки
тыс. руб.
4,3
5,4
2
Центральная Авторемонтная мастерская
тыс. руб.
7,1
8,9
3
Реализация ГСМ
тыс. руб.
4,3
5,1
4
Реализация магазин
тыс. руб.
3,5
---
5
Услуги производственного характера
тыс. руб.
12,5
12,8
6
Услуги аренды
тыс. руб.
7,1
7,3
7
Итого
тыс. руб.
5,9
7,4
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности предприятия.
За расчетный период рентабельность имеет тенденцию к повышению. В сравнение 2008 года с 2009 годом рентабельность увеличилась:
1) автоуслуги (в т.ч. междугородние перевозки) на 0,9 %;
2) центральная авторемонтная мастерская на 1,8 %;
3) реализация ГСМ на 0,8 %;
4) реализация магазин была приостановлена в 2009 году;
5) услуги производственного характера на 0,2 %;
6) услуги аренды на 1,5 %.
Рассмотрим долю каждой услуги в общем обороте компании за 2008 – 2009 год, на рисунке 3.5 и 3.6.
/>
Рисунок 3.5 – Доля каждой услуги в общем обороте компании (2008 г.)
/>
Рисунок 3.6 – Доля каждой услуги в общем обороте компании (2009 г.)
ЗАО «Управление механизации и автотранспорта» занимается такими видами деятельности как:
автоуслуги, в том числе и междугородние перевозки;
центральная Авторемонтная мастерская;
реализация ГСМ;
реализация магазин;    продолжение
--PAGE_BREAK--
услуги производственного характера;
услуги аренды.
Доля каждой услуги влияет на оборот предприятия.
Из рисунка 3.6 видно, что основными видами деятельности компании, значимо влияющие на финансовые показатели являются:
автоуслуги, (в том числе и междугородние перевозки) (31 %);
реализация ГСМ (27 %);
услуги аренды (26 %).
Они занимают основную часть деятельности ЗАО «УМиАТ».
Как видно из рисунка 3.5 и рисунка 3.6, за 2009 год реализация ГСМ и услуги аренды выросли на 5 % и 7 % соответственно, а в автоуслугах, (в том числе и междугородние перевозки) наблюдается падение на 8 %, по сравнению с 2008 годом.
3.2 Задачи на 2010г. по основным видам деятельности предприятия
Проанализировав финансовые показатели и ситуацию на рынке, компания должна себе поставить следующие задачи на 2010 г.:
Увеличить оборот по направления автоуслуги до показателей 2008г.
Выявим причины падения оборота в направлении автоуслуги. В связи с кризисом многие компании снизили цены на свои услуги, а в ЗАО «УМиАТ» цены остались прежними, так как у компании не было запаса рентабельности для снижения цены из-за больших расходов. Часть клиентов стали пользоваться услугами других компаний.
Поэтому основной задачей ЗАО «УМиАТ» в 2009 году было, снизить издержки предприятия по всем видам деятельности. И эта задача была успешно достигнута, как показывает анализ доходов и рентабельности. Имея прочный запас рентабельности по автослугам (в том числе и междугородние перевозки), ЗАО «УМиАТ» может теперь спокойно варьировать ценой, вернуть клиентов и выйти на обороты 2008 года.
Также для роста оборота компании в направлении автослуги (в том числе и междугородние перевозки) рекомендуется:
приобрести погрузчикэкскаватор «Интер-дон», что необходимо для выполнения новых договоров по очистки территории с заказчиками, как ООО Управление АЗС «Газпромнефть – Новосибирск», ООО «ТБМ – Сибирь», Администрация Калининского района г. Новосибирска, Новосибирское Областное общество садоводов. Это позволит увеличить доходы на 3 020 тыс. руб. по уже подписанным договорам;
для обеспечения выполнения договоров по доставке работников заказчиков ООО «РоссибФармация», ООО «Эльдорадо», ООО «Лама» приобрести автобус повышенной комфортности вместимостью 40 – 45 человек. Объем работ составляет 4500 – 5000 тыс. руб. Это повысит конкурентоспособность компании. Планируемая рентабельность 20 %.
По направлению реализация ГСМ.
Снижение себестоимости и расходов.
Для снижения себестоимости продаж ГСМ через АЗС ЗАО «УМиАТ» рекомендуем заключить договор с ЗАО «Энерготранс» по приобретению ГСМ через Сибирскую сырьевую биржу, что позволит повысить рентабельность направления в 2010 году до 8 %. В 2009 году она составляет 5 %.
Также можно сократить общие постоянные расходы, путем полной замены ламп накаливания на энергосберегающие. Установить во всех зданиях дополнительные счетчики электроэнергии, воды, тепла, за счет чего планируется получить экономию затрат не менее 250 – 300 тыс. руб.
Снижение показателей оборачиваемости дебиторской задолженности (Уменьшение срока возврата денежных средств) до 45 дней.
Также проанализировав показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «УМиАТ». Компании нужно разработать стратегию на снижение периода погашения дебиторской задолженности, что повлияет на показатели финансовой стабильности компании. В 2009 году коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составляет 66 дней. Хотя этот показатель меньше чем в 2008 году(68 дней) и все же компания его считает завышенным, так как коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности составляет 36 дней.
2010 году компании нужно снизить средний период дебиторской задолженности до 45 дней. Это позволит обеспечить белее быстрый возврат денежных средств, а так же увеличить их ликвидность.
Заключение
Объектом исследования в работе являлось Закрытое акционерное общество «Управление механизации и автотранспорта». Предмет исследования в работе – финансовые результаты деятельности ЗАО «Управление механизации и автотранспорта» за 2008 – 2009 год, отражённые в бухгалтерской отчетности.
В работе был проведен финансовый анализ всех видов деятельности ЗАО «Управление механизации и автотранспорта». Оказывающей следующие виды услуг:
автоуслуги, в том числе и междугородние перевозки;
центральная Авторемонтная мастерская;
реализация ГСМ;
реализация магазин;
услуги производственного характера;
услуги аренды.
Выявлены наиболее прибыльные и перспективные направления деятельности. Были изучены финансовые показатели: доходы, расходы, чистая прибыль, рентабельность по всем видам деятельности за 2008 – 2009 год.
Была рассмотрена доля каждой услуги в общем обороте предприятия за 2008 – 2009 год. Сделаны следующие выводы. Что основными видами деятельности предприятия, значимо влияющие на финансовые показатели, в 2009 году, являются:
автоуслуги, (в том числе и междугородние перевозки) (31 %);
реализация ГСМ (27 %);
услуги аренды(26 %).
Эти виды деятельности занимают основную часть деятельности ЗАО «Управление механизации и автотранспорта». Так же по этим видам деятельности был выявлен рост и падение в общем обороте предприятия за 2009 год.
Проанализировав финансовые показатели ЗАО «Управление механизации и автотранспорта», мы рекомендуем компании поставить себе следующие задачи на 2010 год:
Увеличить оборот по направлению Автоуслуги, (в том числе и междугородние перевозки) до показателей 2008 года.
Для этого нужно снизить издержки предприятия по всем видам деятельности. Проанализировав доходы и рентабельность видно, что эта задача достигнута. Имея прочный запас рентабельности по Автоуслуги, (в том числе и междугородние перевозки), теперь можно варьировать ценой, вернуть клиентов и выйти на обороты 2008 года.
Так же для роста оборота в направлении Автоуслуги, (в том числе и междугородние перевозки) рекомендуется:
приобрести погрузчикэксковатор «Интер – Дон», это позволит увеличить доходы на 3020 тыс. руб.;
приобрести автобус повышенной комфортности, это повысит конкурентоспособность, планируемая рентабельность 20 %.
По направлению ГСМ, снижение сестоимости и расходов.
Для снижения себестоимости продаж ГСМ через АЗС ЗАО «Управление механизации и автотранспорта», нужно заключить договор с ЗАО «Энерготранс» по приобретению ГСМ, это позволит повысить рентабельность направления в 2010 году до 8 %.
Снизить показатели оборачиваемости дебиторской задолжности до 45 дней. Это повлияет на показатели финансовой стабильности предприятия, обеспечит более быстрый возврат денежных средств, а так же увеличить ликвидность предприятия.
Список использованных источников
Учебная и научная литература
Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 487 с.
Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия / В.Л. Быкадоров, П.Д. Алексеев. – М.: Приор, 2002. – 301 с.
Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйственного субъекта / А.Н. Богатко. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 348 с.
Вахрин П.И. Финансы: Учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – 294 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 717 с.
Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 429 с.
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407 с.
Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. – 4-е изд. – М.: Академический Проспект: Трикста, 2004. – 576 с.
Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына. – изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с.
Словари
Экономический словарь / Сост. Николаева И. П. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 160 с.
Статьи из журналов
Аверина О.И., Мамаева И.С. Анализ финансовой устойчивости предприятия по принципам РСБУ и МСФО // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 34. – С. 36 – 44.
Бородина Е.И. Финансовый анализ в системе менеджмента организации // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 22. – С. 37 – 43.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Галкина Е.В. Влияние концепций поддержания капитала и признания прибыли на результаты экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 21. – С. 49 – 57.
Глазунов М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 21. – С. 58 – 65.
Ильина И.В., Сидоренко О.В. Анализ связи финансовых коэффициентов // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 12. – С. 28 – 33.
Кован С.Е., Кочетков Е.П. Финансовая устойчивость предприятия и ее оценка для предупреждения его банкротства // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 15. – С. 52 – 59.
Климова Н.В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования экономической прибыли // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 1. – С. 2 – 8.
Левшин Г.В. Анализ финансовой устойчивости организации с использованием различных критериев оценки // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 4. – С. 58 – 64.
Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Галушкина А.И., Козлова Л. В. Анализ методов и моделий оценки финансовой устойчивости организаций // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 1. – С. 3 – 11.
Полисюк Г.Б., Коноваленко И.Е. Анализ финансового результата деятельности ОАО «ПАРТНЕР – ПРОЕКТ» // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 21. – С. 17 – 23.
Рукин Б.П., Свиридова Л.В. Анализ стоимости чистых активов как инструмент управления устойчивостью организаций // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 5. – С. 2 – 6.
Сапрыкин В.Н. Распределение статьи баланса в анализе показателей ликвидности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 14. – С. 62 – 66.
Самылин А.И. Малый бизнес и прогнозирование финансовых результатов // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 22. – С. 27 – 36.
Толпегина О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 2. – С. 35 – 44.
Усачев Г.Г. Финансовая устойчивость организации и критерии структуры пассивов // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 17. – С. 62 – 70.
Шогенов Б.А., Караева Ф.Е. Анализ финансовых результатов предприятия (На примере ООО «КОНСЕРВПРОД») // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 6. – С. 2 – 7.
Приложение
Покупатели и заказчики
Таблица Б.1 – Состав дебиторской и кредиторской задолженности по покупателям и заказчикам в рублях
Наименование покупателя, заказчика


Дебиторская задолженность


Кредиторская задолженность


в т.ч. просроченная задолженность


1
2
3
4
АВТОРОДЕО


4 000,00










Алабугинское


58 640,00










Альфастрой-Сервис






4 200,00






Белон






1 554,00






Большой Изырак


146 983,00










Витас






7 000,00






ВымпелКом






23 112,00






Газпромнефть-Новосибирск


29 600,00










Гидромонитор


155 511,11










Гичкин Е.Н.






10383,46






Глобал Груз


49 000,00










ГЛОБЭКСБАНК


28 267,50










Голубев Сергей Иванович


38 040,94










Город


25 1 000,00










ЕВРОАВТОТРАНС


7 000,00










Ефремов Александр Иванович






6 070.30






ЖКХ-Гарант


27 845,00










Империя ремонта






16800,00






Инспекция ФНС по К-му району


1490,00







    продолжение
--PAGE_BREAK--

--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--


Мобильные ТелеСистемы


868,41










Мотор-Газ-Сервис С


41 403,00










МСУ-78






8 636,83






МУП Горводоканал


135,35










Нефтебаза Красный Яр


15900,00










НовосибирскЭСбыт


13339,91










Оборонпромкомплекс


18028,49










ПМСП Электрон


137871,78


99 120,00






Престиж


13562,00










Промгаз-Ацетилен


28 620,00










Ринет


1 610,33










Ростелеком






3 654,93






Ресурс Авто


52301,00










Сибирьтелеком


9 522,60










СибирьЭнерго


8471,12










СибКомТранс


24750,01










СибКорс


32766,16










СибМАЗзапчасти


47007,93










Сибэнергоремонт


50046,16










Технос


38 136,00










Трансэкспедитор-ПТО


2285,00










ФГУ НЦСМ


2 832,00










ФиБиС


330,00










Электрокомплектсервис


33523,00










Электронкомплект


20 487,92










ФауБеХа-Сиб ФИЛИАЛ






1 76,03






Итого


722519,96


125637,32






Прочие дебиторы и кредиторы
Таблица Г.1 – Состав дебиторской и кредиторской задолженности по прочим дебиторам и кредиторам
Наименование прочего дебитора, кредитора


Дебиторская задолженность


Кредиторская задолженность


в т.ч. просроченная


Задолженность по депонентам


2198,90


Васильев Дмитрий Николаевич (возмещение материального ущерба)


723 185,00










Деловой квартал-Новосибирск
14510,20




Издательство " Аюдар Пресс "
5 052,66




Киселев Иван Владимирович (задолженность по ссуде)
15000,00










МЦФЭР


517,00










Профессиональное издательство
310,00




Росгосстрах — Сибирь


42056,61










НДС с авансов полученных
154413,72




Итого


955045,19


2198,90


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.