--PAGE_BREAK--К поставщикам и подрядчикам в НОО ВОИ относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками в НОО ВОИ осуществляют после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 41 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражаются по дебету счетов учета приобретенного имущества или затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции, оказанных услуг) и кредиту счета 60.
Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.
Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.
Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).
Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.
Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.
Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 ГК РФ).
Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Прощение долга, по существу, является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом или отражается по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.
Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменному обоснованию и приказу руководителя организации.
При журнально-ордерной форме учета учет расходов с поставщиками ведут в журнале-ордере №6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости №5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер №6.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.
В таблице 3.2 представлена корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Таблица 3.2 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
№ п/п
Операции
Корреспондирующие счета
Дебет
Кредит
1.
Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие оборудование, сырье и материалы, а также выполненные работы по капитальному строительству
10, 08, 26, 44 и др.
60/1
2.
Получены от поставщиков суммы по пересчетам (по тарифам, ценам, ошибкам в счетах и т.п.)
50, 51, 52
60/1
3.
Предъявлены претензии поставщикам за обнаруженную недостачу ТМЦ при их приемке
76
60/1
4.
Акцептованы счета поставщиков за услуги по ликвидации последствий стихийных бедствий и их предотвращению
99
60/1
5.
Списаны отрицательные курсовые разницы
91
60/1
6.
Обнаружена недостача ТМЦ (до их оприхо-дования) в пределах норм естественной убыли или по вине организации
94
60/1
7.
Погашена задолженность перед поставщиками наличными, перечислениями со счетов учета денежных средств, полученными кредитами банка
60/1
50, 51, 52, 55, 66, 67
8.
Произведен зачет по задолженности поставщикам по предварительно выданным авансам
60/1
60/2
9.
Погашена задолженность по товарообменным операциям
60/1
62/1
10.
Выданы авансы под поставку ТМЦ и под выполнение работ наличными, с расчетного и валютного счетов и др.
60/2
50, 51, 52, 55, 66, 67
11.
Оплачены за счет выданных авансов счета поставщиков и подрядчиков
60/1, 76
60/2
12.
Предъявлена претензия поставщикам и подрядчикам
76
60/1
13.
Списаны невостребованные авансы
91
60/2
Основными поставщиками НОО ВОИ являются: «Новгородтеле-ком»; магазин «Энергосбыт»; «Теплоэнерго»; НСАХ; столовая «Водоканал»; МУЖЭП-9; «Новстальторг»; «Сервис-Плюс»; «Дизстанция»; «Акрон»; ООО «Надежда»; ООО «Благо»; ООО «Печатный двор»; ООО «Софт-Мастер»; ОАО «ПАТП-Таксопарк»; ООО «Витязь»; ООО «НовЛайн»; Новоблпотребсоюз; лагерь «Мста»; Фабус+; Новгородский музей-заповедник; ООО «Новгород Лоджистик»; МУП ПАТ-1; Бычковский Антон Николаевич; Цвирко Г.С.; ЧП Никонов Г.В.; МУ служба недвижимости и др.
При поступлении материалов от ООО «Надежда» ежемесячно в бухгалтерском учете НОО ВОИ делают следующие записи:
1. Принят к оплате счет ООО «Надежда» за материалы:
Дебет счета 10/1 Кредит счета 60/1
2. Отражен НДС
Дебет счета 19 субсчет НДС Кредит счета 60/1
3. Оплачен счет-фактура за полученные материалы:
Дебет счета 60/1 Кредит счета 51
Учёт расчётов с покупателями и заказчиками
При отгрузке продукции, товаров покупателям у НОО ВОИ возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На сумму оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
Кредит счета 90 «Продажи».
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств
При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов (на балансе НОО ВОИ нематериальных активов нет), а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.
На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.
В таблице 3.1 представлена корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками.
Таблица 3.1 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками
№ п/п
Операции
Корреспондирующие счета
Дебет
Кредит
1.
Получены авансы под поставку ТМЦ и выполнение работ наличными, на счета учета денежных средств, а также в виде перевода
50, 51, 52, 55, 57
62/2
2.
Отражена сумма НДС по полученным авансам
62/2
68
3.
Отгружена продукция, товары, оказаны услуги покупателям и заказчикам
62/1
90
4.
Осуществлен зачет суммы авансов
62/2
62/1
5.
Возвращены неиспользованные полученные авансы
62/2
50, 51, 52, 55, 57
6.
Полученные авансы погашены за счет кредитов банка и займов
66, 67
7.
Списаны невостребованные полученные авансы и положительные курсовые разницы
62/2
91
Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.
Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные – по дебету счета 91 и кредиту счета 62.
Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателям или заказчикам счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику.
Построение аналитического учета в НОО ВОИ обеспечивает:
– получение данных по покупателям и заказчикам;
– по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
– покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
– авансам полученным;
– векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
– векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
– векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно.
Основными покупателями и заказчиками НОО ВОИ являются: Балтийский банк; АФ «Лив и К»; ООО «Смайл»; ООО Туманов; ООО «Новпожсервис»; ЧП Степаненко; ЧП Григорьева; ООО «Маркет-Бизнес»; ООО «Ривьера» и др.
Ежемесячно НОО ВОИ предоставляет услуги платной автостоянки вышеперечисленным покупателями, при этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи (метод продажи в НОО ВОИ в соответствии с учетной политикой «по отгрузке»)
1) Выставлен счет фактура за услуги автостоянки:
Дебет счета 62/1 Кредит счета 90/1
2) Отражается сумма НДС
Дебет счета 90/3 Кредит счета 68 субсчет НДС
3) Поступили платежи от ЧП Григорьева
Дебет счета 51 Кредит счета 62/1
4) Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед бюджетом:
Дебет счета 68 субсчет НДС Кредит счета 51
Учёт расчётов с подотчётными лицами
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Размер суточных определен НОО ВОИ самостоятельно. Максимальный размер суточных не ограничен; нижним пределом является норма, установленная 100 руб. Конкретный размер суточных устанавливается в трудовом договоре либо внутренним положением о командировке или приказом руководителя, в НОО ВОИ он установлен 100 руб. Суточные выплачиваются за каждый день нахождения в командировке, включая выходные дни и время в пути.
С введение Налогового и Трудового кодексов налог на доходы физических лиц перестал взиматься с суммы превышения суточных над нормой, установленной для бюджетных организаций. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при определении налогооблагаемой суммы прибыли суточные признаются в качестве расходов только в пределах норм, установленных правительством. Единый социальный налог, пенсионные взносы, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с суточных не взимаются.
Суммы превышения фактически выплачиваемых суточных над их нормируемой величиной образуют постоянные разницы. Они должны отражаться на отдельном аналитическом счете учета командировочных расходов. С суммы постоянных разниц определяют постоянные налоговые обязательства (24% с суммы постоянных разниц). Налоговые обязательства отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расходы по налогу на прибыль».
В таблице 3.4 представлена корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами
Таблица 3.4 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами
№ п/п
Операции
Корреспондирующие счета
Дебет
Кредит
1.
Выданы денежные средства из кассы под отчет
71
50
2.
Отражены расходы по командировке
26
71
3.
Отражены расходы по командировке на сумму «постоянных разниц»
26
71
4.
Отражены налоговые обязательства
99
68
Расходы по проезду к месту командировки и обратно и оплата найма жилого помещения оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на пользование соответствующего транспорта).
Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов.
Полученные деньги разрешается расходовать подотчетными лицами только на цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны предоставить отчеты о действительно израсходованных суммах с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах по командировкам, в НОО ВОИ представляют в течение 3 дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдают только после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель организации.
продолжение
--PAGE_BREAK--