Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете

Министерство общего и профессионального образования РФ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему «Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете»
Студентки:

Спец.: бух. учет, анализ и аудит, курс 4
Научный руководитель:
Санкт-Петербург

2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Калькулирование себестоимости продукции в управлении производством

Себестоимость, ее состав и виды……………………………………………...5

Калькулирование себестоимости продукции, ее роль в управлении производством………………………………………………………………………..…..7

Формирование себестоимости продукции……………………………………9

Принципы калькулирования, его объекты …………………………………...11

Глава 2. Понятие и сравнительная характеристика методов учета затрат и калькуляции

2.1 Нормативный метод……………………………………………………………14

2.2 Попроцессный метод …………………………………………………………..17

2.3 Попередельный метод…………………………………………………………20

2.4 Позаказный метод……………………………………………………………...24

2.5 Влияние методов учета затрат на величину себестоимости продукции………………………………………………………………………………...26

Глава 3. Анализ затрат на производство и формирования себестоимости

3.1 Анализ структуры затрат на производство.…………………………...……… 28

3.2 Анализ себестоимости..…………….….….….………………..….…………...31

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………………37

Приложение 1 …........................................................................................................39

Приложение 2.............................................................................................................42

Приложение 3.............................................................................................................45

Введение


В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие стало экономически и юридически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Бухгалтерская информация является основной информационной системой предприятия. Процесс производства и реализации продукции занимает центральное место в деятельности организации.

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как учет затрат и определение себестоимости продукции является одним из главных вопросов организации учета на предприятии. Целью учета себестоимости являются своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, а также контроль за использованием материальных ресурсов и денежных средств. Данные учета затрат используются для составления бухгалтерской отчетности, анализа деятельности организации в целом и анализа результатов по отдельным названиям, видам, группам продукции и их модификациям. Определенные приемы и способы отражения и контроля издержек производства и исчисления фактической себестоимости продукции составляют метод учета затрат.

Целью данной курсовой работы является изучение методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете. В рамках указанной цели необходимо решение следующих частных задач:

Определение видов себестоимости, а также принципов и роли калькулирования в управлении производством;

Исследование методов учета затрат;

Анализирование структуры затрат и формирования себестоимости.

Работа имеет традиционную структуру и содержит: вводную часть; основную часть, состоящую из трех глав; заключение; список литературы, включающий перечень нормативно-правовых актов.
Глава 1. Калькулирование себестоимости продукции в управлении производством

1. 1 Себестоимость, ее состав и виды
Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.1

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции;

затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом);

отчисления в различные фонды и бюджеты;

затраты на содержание, обслуживание и управление организацией;

платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции;

затраты на подготовку и освоение новой продукции;

прочие затраты.2

Затраты относимые на себестоимость продукции в финансовом учете регламентируются отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Расчет затрат, относимых на себестоимость продукции для целей исчисления налога на прибыль осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ. В системе управленческого учета порядок формирования себестоимости не столь регламентирован, поскольку главная задача управленческого учета в этой области учета затрат состоит в предоставлении менеджменту предприятия полной информации об издержках и возможности влиять на них.

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции в экономической литературе традиционно выделяют следующие ее виды:

цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая — характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Она рассчитывается по формуле средневзвешенной из индивидуальных себестоимостей предприятий отрасли.

Наконец, существуют плановая и фактическая себестоимость. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.3
1.2 Калькулирование себестоимости продукции, ее роль в управлении производством
Слово «калькуляция» означает вычисление себестоимости продукции. Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.4

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции, заказа, услуги, работы, предназначенных для продажи, а также внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является оставление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Калькуляция делится на:

Плановая калькуляция (составляется на плановый период на основе действующих на начало периода норм и смет).

Сметная калькуляция (рассчитывается при проектирование новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода).

Фактическая (отчетная) калькуляция (отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции). Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором — фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем — себестоимость единицы продукции, выпущенной работы или оказанной услуги. В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.

Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.

Функционировавшие ранее калькуляционные системы преследовали одну цель — оценить запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства. Что необходимо для внутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также для определения прибыли. Несмотря на важность этой задачи, прежние системы калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих задач.

Современные системы калькулирования более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:

1. целесообразность дальнейшего выпуска продукции;

2. установление оптимальной цены на продукцию;

3. оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

4. целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

5. оценка качества работы управленческого персонала.5

Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций. Наконец, калькулирование является основой трансфертного ценообразования.
1.3 Формирование себестоимости продукции
Совокупность производственных издержек по поводу их выпуска образует так называемый показатель себестоимости. Себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг – одна из важнейших экономических категорий – обусловлена действием закона стоимости. Действие этого закона в условиях рыночных отношений вызывает необходимость научного познания методов его использования применительно к любой производственной (коммерческой) деятельности.

Себестоимость продукции включает, прежде всего, затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства. Сюда входят также затраты и расходы на управление и совершенствование технологии и организации производства, повышение качества, надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств продукции, расходы на улучшение условий труда и техники безопасности, подготовку и переподготовку кадров.

Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) представляет собой суммирование затрат организации, сопряженных с процессом производства и относящихся к определенному отчетному периоду. При этом в зависимости от цели определения себестоимости продукции (работ, услуг): для бухгалтерского учета, для налогообложения, для принятия управленческих решений – затраты могут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) в разном размере, и их номенклатура может варьироваться.6

Себестоимость продукции (работ, услуг) определяется на основании следующих экономических принципов:

расходы связаны с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью. Сущность данного принципа заключается в том, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессами производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводственных расходов;

разделение текущих и капитальных затрат. В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих и капитальных затрат организации. К текущим относятся производственные расходы, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятся расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления износа и амортизации, а также расходы инвестиционного характера, например, финансовые;

допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности – принцип начисления. Согласно данному принципу факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.7

1.4 Принципы калькулирования, его объекты
Калькулирование может осуществляться как в рамках учетной системы (упорядоченный регулярный процесс), так и по требованию (например, сбор и измерение затрат, связанных с заменой оборудования). Конечно, постоянное калькулирование — более дорогостоящее, чем проводимое время от времени, и решение о том, насколько детализированные данные должны поступать из системы производственного учета на регулярной основе, принимается исходя из сопоставления затрат и доходов.

Калькулирование организуется в соответствии с определенными принципами:

1. Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года.

2. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами.

3. Правильное отнесение расходов по отчетным периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом начисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.

4. Разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений. Данный принцип нашел свое отражение в Законе РФ «О бухгалтерском учете» (ст. 8, п. 6) и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности РФ.

5. Возможность подтвердить производственную направленность затрат.

6. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц (группировка и отражение затрат по структурным подразделениям, видам продукции, элементам и статьям расходов). Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды и ли группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.)

7. Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимают совокупность приемов и способов документирования и отражения производственных затрат, которые обеспечивают исчисление фактической себестоимости продукции а также отнесения издержек на единицу продукции. 8

Объект калькулирования — это вид продукции, полуфабрикатов, частичных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости.

Номенклатуру объектов калькулирования разрабатывают на каждом предприятии с учетом типа производства, ассортимента продукции, ее сложности, уровня унификации деталей и узлов в изделиях и других признаков, характеризующих принадлежность затрат. Нередко объект калькулирования называют носителем затрат.

В добывающих отраслях промышленности при отсутствии незавершенного производства (например, в энергетической, газовой, нефтяной и т.д.), объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования (носителем затрат). То же наблюдается на предприятиях с индивидуальным характером производства (например, предприятия тяжелого машиностроения), а также в организациях, работающих по системе заказов (предприятия бытового обслуживания, ремонтные мастерские, аудиторские фирмы и т.д.). В тех производствах, где технологический процесс делится на ряд стадий (переделов), такого соответствия не наблюдается. Например, в текстильной отрасли объектами учета затрат становятся отдельные переделы — прядение, ткачество, отделка, а объектом калькулирования — готовая продукция, т.е. ткань. Другими словами, выбор объекта учета затрат зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции.

Объекты калькулирования имеют целенаправленные связи с калькуляционным учетом и калькуляционными единицами, которые представляют собой единицу измерения калькуляционного объекта. В то же время это не просто единица измерения, она характеризует качество и потребительную стоимость калькулируемого объекта.

Глава 2. Понятие и сравнительная характеристика методов учета затрат и калькуляции

2. 1 Нормативный метод
Нормативный метод является частью системы управления и контроля предприятия. Его суть заключается в том, что по каждому виду продукции на основе норм и смет расходов составляется калькуляция нормативной себестоимости продукции. Фактическая себестоимость исчисляется по каждой статье путем суммирования нормативной стоимости и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам. За рубежом аналогом отечественного нормативного метода является метод «стандарт-кост».

Нормативный метод предполагает соблюдение следующих принципов:

предварительное составление калькуляции (расчета) нормативной себестоимости по каждому изделию;

ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости;

учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям от норм;

установление причин отклонений от норм по местам их возникновения;

определение фактической себестоимости продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Для предварительной калькуляции используются ведомости нормативного набора затрат по подразделениям предприятия, которые включают в себя прямые затраты на детали и узлы, изготовляемые в этих подразделениях.

Изменение цен на материалы и полуфабрикаты, внедрение новых технологий, повышение квалификации работников приводят к тому, что возникает необходимость изменять нормативные наборы затрат в течение отчетного периода. Тогда ведомость нормативного набора затрат корректируется с указанием причин изменения нормативов.

Предприятие может также не изменять нормативы в течение отчетного периода, а учитывать эффект от изменения цен или совершенствования технологий вместе с отклонениями от норм. Остаток незавершенного производства на конец месяца подлежит оценке по текущим нормам на начало месяца.

Остаток незавершенного производства на конец месяца становится начальным остатком в следующем месяце.

Если в течение месяца были пересмотрены нормы, то оценка остатка незавершенного производства на начало следующего месяца будет отличаться от нормативной калькуляции на начало предыдущего месяца. У Вас возникает необходимость пересчитать остаток незавершенного производства на величину изменения нормативов за месяц.

Существуют два способа такого пересчета.

Первый способ — прямой подетальный пересчет (данные об остатках незавершенного производства, полученные в результате инвентаризации или оперативного учета по деталям и узлам, умножаются на величину норм). Этот способ наиболее достоверный, но весьма трудоемкий, так как возникает необходимость пересчитывать остатки всех деталей независимо от места их нахождения.

Второй способ — укрупненный пересчет по калькуляционным статьям. Этот способ менее трудоемок, но допускает определенную условность. Он может применяться, когда удельный вес влияния изменений норм в себестоимости продукции незначителен.

Нормативный метод учета затрат продукции предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат. По мере внедрения организационных и научно-технических мероприятий, обновления норм и нормативов калькуляции обновляются.

При нормативном методе учет затрат ведется в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об отклонениях имеет большое значение для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.

При этом методе фактическая себестоимость продукции определяется путем прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье по формуле:

Фс = Нс ± Он ± Ин,

где Фс — фактическая себестоимость;

Нс — нормативная себестоимость;

Он — отклонения от норм (экономия или перерасход);

Ин — изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения).9

Для успешного применения нормативного метода необходимо:

♦ строгое нормирование расхода всех видов ресурсов;

♦ предварительное составление нормативных калькуляций;

♦ подведение итогов и принятие оперативных управленческих решений по результатам контроля за формированием себестоимости продукции по каждому производственному подразделению и предприятию в целом.

Нормативный метод требует также правильной организации складского хозяйства: обеспечения складов весоизмерительным оборудованием, а производственных цехов — приборами для учета потребления воды, газа, пара, электроэнергии; разработки номенклатуры ценников; качественного оформления первичной документации и другие организационно-технических мероприятий.

Основные достоинства этого метода заключаются в следующем:

♦ возможность контроля над затратами путем составления нормативных калькуляций;

♦ возможность контроля затрат путем сопоставления их фактических значений с нормативными;

♦ возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических затрат от нормативных;

♦ возможность принять оперативные меры в процессе производства, а не только в конце отчетного периода и др.

К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.

При использовании метода учета затрат по плановой себестоимости за основу берутся допустимые затраты на продукцию и единицу изделия, исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат, а также имеющихся резервов. Гланое преимущество этого метода состоит в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего. При этом используется технологическая документация, сведения о ценах поставщиков на следующие периоды, экспертные оценки и др.
2.2 Попроцессный метод
Попроцессный метод вычисления себестоимости продукции применяется, как правило, на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие незавершенного производства.

Сущность попроцессного метода заключается в учете прямых и косвенных затрат по статьям на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период.

Этот метод применяется в тех случаях, когда практически невозможно установить расходы, связанные с отдельными единицами затрат (как это происходит при использовании метода позаказной калькуляции), из-за непрерывного характера процесса производства. Примером единицы продукции, подходящей под определение калькуляции по процессам, является тонна нефти на нефтеперерабатывающем заводе. Нефть перерабатываются непрерывно, и каждая тонна имеет те же характеристики, что и предыдущая. Невозможно установить точные затраты на определенные тонны, прошедшие цикл переработки.10

Для осуществления контроля за затратами производственный процесс делится на стадии (процессы). Отсюда и название метода — «попроцессный».

Затраты распределяются по стадиям. Например, на лесозаготовках выделяются заготовка хлыстов, трелевка леса, разделка леса на конечных складах.

Если производится продукция одного вида и отсутствует незавершенное производство, то определяемая общая величина затрат за месяц совпадает с себестоимостью месячного выпуска.

Если запасов готовой продукции у предприятия нет (энергетические, транспортные организации), используется простая одноступенчатая калькуляция. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле:

С= З/Х,

где С – себестоимость единицы продукции, руб.;

З – совокупные затраты за отчетный период, руб.;

X – количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.).

Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;

сумма управленческих и коммерческих издержек делится на количество реализованной за отчетный период продукции;

суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

Себестоимость продукции методом двухступенчатой простой калькуляции рассчитывается по следующей формуле:

С=Зпр/Хпр +Зупр/Хупр,

где С – полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;

Зупр – управленческие и коммерческие издержки отчетного периода, руб.;

Xпр – количество единиц продукции, произведенной в данном отчетном периоде;

Xупр – количество единиц продукции, реализованной в отчетном периоде.11

Из описания последовательности расчетов себестоимости по методу простой двухступенчатой калькуляции видно, что ее практическое использование предполагает наличие на предприятии простейшей системы учета затрат по местам их возникновения. Это позволяет выделить издержки производственной сферы и административно-сбытовые издержки.

В большинстве случаев возникает необходимость распределения затрат. При этом в зависимости от условий производства используется один из трех вариантов.

I вариант распределения применяется в отраслях с длительным циклом производства, где к концу каждого периода образуется незавершенное производство. Например, в лесозаготовительной отрасли.

Учет затрат на этих предприятиях ведется по процессам, но без вычисления себестоимости продукции каждого процесса.

При проведении инвентаризации незавершенного производства на каждом процессе его остатки оценивают по плановой себестоимости в зависимости от процесса. Затем исчисляют фактическую себестоимость выпуска продукции: к фактическим затратам за месяц прибавляют затраты в незавершенном производстве на начало месяца и исключают из полученной суммы затраты в незавершенном производстве на конец месяца.

Фактическую себестоимость единицы продукции определяют путем деления полученной суммы на количество выпущенной готовой продукции.

II вариант распределения затрат применяют на предприятиях отраслей, в которых незавершенное производство отсутствует или пренебрежимо мало, но выпускается несколько видов продукции.

Сюда относится нефтедобывающая промышленность и промышленность стройматериалов.

На предприятиях этого типа учет ведут по процессам (стадиям). При этом затраты, относящиеся к определенному виду продукции учитываются обособленно. Общие же затраты распределяют пропорционально объему выпуска каждого вида продукции.

III вариант применяется в таких отраслях как угольная, горнорудная, ряде производств строительных материалов. Здесь затраты суммируются по процессам и распределяются на объем выпущенной продукции.
2.3 Попередельный метод
Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья, и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета затрат обычно является передел.12

Передел – это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт.

Этот метод применим:

в отраслях промышленности, где производственный процесс характеризуется наличием нескольких стадий технологического цикла;

на предприятиях, изготавливающих различные изделия; процессы изготовления таких изделий могут быть разделены на постоянно повторяющиеся операции;

в условиях массового характера производства, когда номенклатура выпускаемой продукции невелика, но ее объем достаточен;

на предприятии, на котором существует специализация рабочих мест на выполнение, как правило, одной определенной операции;

если доля удельного веса механизированных автоматизированных процессов в производственном процессе значительная и т. д.

С учетом особенностей технологий производства попередельный метод учета затрат и калькуляции может быть полуфабрикатным и бесполуфабрикатным.

Полуфабрикатный метод применяется, когда каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную стадию обработки сырья, в результате которой получают полуфабрикаты собственного производства, готовые для дальнейшего использования в производстве либо для реализации. Полуфабрикатный метод сочетает оперативный учет движения деталей и сборочных единиц в натуральных измерителях с учетом фактической цеховой стоимости. После каждого передела осуществляется калькулирование себестоимости. Это позволяет:

выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки;

осуществлять объективный контрольза формированием себестоимости продукции.

При полуфабрикатном варианте учет осуществляется с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из цеха в цех в системе счетов бухгалтерского учета. При этом варианте сводного учета затрат на производство себестоимость определяется по выпуску продукции каждого цеха (передела, подразделения). При этом калькулируется себестоимость не только продукта по предприятию в целом, но и продукции отдельных цехов (полуфабрикатов, деталей, узлов), передаваемой другим цехам для обработки или для сборки.

Преимуществом полуфабрикатного метода учета является наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела (она необходима для формирования цены при реализации полуфабриката на сторону). Кроме того, этот метод позволяет учитывать остатки незавершенного производства в местах его нахождения, контролировать движение полуфабрикатов собственного производства. При этом не требуется одновременная; инвентаризация незавершенного производства по всему предприятию.

Учет затрат на производство при бесполуфабрикатном варианте ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделения в другое (из цеха в цех). Контроль за движением полуфабрикатов внутри и между цехами осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении, без записей на бухгалтерских счетах. Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей и узлов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При этом варианте сводного учета затрат на производство себестоимость, единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления.13

Этот метод проще и менее трудоемок, чем полуфабрикатный. Его основное достоинство состоит в отсутствии каких-либо условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих цехов и переделов, что повышает точность калькулирования. Таким образом, данный метод предпочтительнее с точки зрения достоверности и точности калькулирования.

При данном методе предусматривается систематизация собственных затрат по каждому цеху, отражение передачи полуфабрикатов из одного производственного подразделения в другое только в оперативном учете без включения себестоимости полуфабрикатов, принятых в обработку из других цехов.

Калькулирование себестоимости единицы продукции при данном методе состоит из трех этапов:

1. расчет объема производства в условных единицах, если известны данные о степени завершенности продукта на конкретном этапе обработки;

2. оценка себестоимости одной условной единицы продукции;

3. оценка себестоимости готовой продукции и незавершенного производства.
2.4 Позаказный метод
Позаказный метод учета затрат можно применять в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах.

По этому методу учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.

Прямые затраты учитываются в разрезе цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.

В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное производство. После окончания заказа он закрывается, и подсчитываются затраты на его выполнение, которые, за вычетом возвратных отходов, окончательного брака и возврата неиспользованных материалов на склад, становятся фактической себестоимостью произведенной по заказу продукции. Если в соответствии с заказом изготавливалось несколько одинаковых изделий, себестоимость единицы определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество выработанной продукции.

Позаказный метод может применяться в швейном производстве, в судостроении и т. д.

При позаказном методе вычисления все прямые основные затраты учитывают по статьям калькуляционного листа в соответствии с отдельными заказами. Заказы выдаются на определенное количество продукции того или иного вида. Все остальные расходы учитываются по местам их возникновения, по их назначению и по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с избранной базой распределения. 14

Объектом учета затрат при данном методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его исполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.

Принятые к исполнению заказы регистрируют, им присваивают очередные с начала года номера, которые становятся их кодами. Копию извещения об открытии заказа направляют в бухгалтерию, где заводится карточка учета затрат по заказу.

По окончании изготовления изделия или выполнения работы заказ закрывается. После сообщения о закрытии заказа отпуск материалов по нему и начисление заработной платы прекращается.

Фактическая себестоимость единицы продукции исчисляется после исполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по заказу продукции.

Прямые затраты по отдельным заказам бухгалтер учитывает на основании первичных документов, в которых обязательно указывает соответствующий шифр. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами в соответствии с методикой, закрепленной в учетной политике организации (например, пропорционально прямой заработной плате).
2.5 Влияние методов учета затрат на величину себестоимости продукции
Каждый из методов учета затрат имеет свои особенности, плюсы и минусы. Рассмотрим их:

Попроцессный метод простой калькуляции позволяет:

оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости;

отнести издержки по управлению и сбыту в полном объеме на количество реализованной продукции.

Если производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции. В условиях такой организации производства нельзя воспользоваться вышеприведенной формулой расчета себестоимости проекции, так как количество полуфабрикатов каждого передела не отпадает с количеством готовых продуктов. В этом случае необходимо организовать учет издержек и количества изготовленных полуфабрикатов по каждому переделу.

Для повышения аналитичности расчетов затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции целесообразно учитывать отдельно, а в рамках переделов – лишь добавленные затраты (заработную плату плюс общепроизводственные расходы) каждого из них. Такая разновидность простой калькуляции называется калькуляцией издержек по стадиям обработки.

Часто попроцессный метод рассматривается как упрощенная разновидность попередельного калькулирования. Иногда термин «попроцессное калькулирование» используют как синоним попередельного метода учета. Действительно, между ними – весьма условная грань.15

Особенностями попередельного метода учета, отличающими его от позаказного калькулирования, являются:

1)обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;

2)списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;

3)организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;

4)простота и дешевизна: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.

Необходимой предпосылкой калькулирования является организация сводного учета производственных затрат. Понятие «сводный учет» в российских условиях применимо лишь к промышленности. В промышленности применяется два варианта сводного учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции — бесполуфабрикатный и полуфабрикатами.

Сущность позаказного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных; производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
--PAGE_BREAK--Глава 3. Анализ затрат на производство и формирования себестоимости

3.1 Анализ структуры затрат на производство
При анализе структуры и структурной динамики затрат ставится за­дача выявить возможности более рационального использования производственных ресурсов, снижения затрат на производство, реализацию и обес­печения роста прибыли. В процессе анализа необходимо оценить динамику изменений главного ценообразующего фактора – себестоимости реализованной продукции, т.е. выполнить  расчет ее структуры,  динамики структурных изменений за отчетный (и более длительный) период, выявить основные тенденции, быстрорастущие статьи, что позволит предпринять конкретные меры для сокращения затрат без ущерба для производства.

Анализ затрат имеет свою особую управленческую ценность в том случае, если осуществляется непрерывно, является постоянным предметом деятельности плановой и производственной служб предприятия.16

Анализ показателей себестоимости и ее структуры выполняется по следующей схеме:

• составляются таблицы отклонении фактических значений показателей себестоимости от плановых. Среди показателей себестои­мости выделяют:

— полную себестоимость товарной продукции – общая сумма затрат на производство;

— затраты на рубль продукции (анализ по этому показателю представляет собой сравнение фактических затрат в ценах, предусмотренных в плановых расчетах за отчетный год, с плановыми затра­тами);

— себестоимость единицы отдельных видов продукции;

• рассчитывается структура издержек, отражающая соотношение основных статей издержек: материальных затрат, заработной пла­ты, энергии, амортизации, накладных расходов, прочих;

• составляются графики структурной динамики;

• выявляются наиболее значимые статьи, на которые следует обра­тить особое внимание с целью выявления резервов их сокраще­ния, для чего целесообразно построить аналогичные диаграммы, отражающие структуру этих наиболее весомых статей;

• выявляются интенсивно растущие статьи, способные достичь существенного удельного веса (и тем самым стать проблемными) в ближайшее время.17

Далее проводится более углубленный анализ при помощи классификации затрат на постоянные и переменные, что позволяет провести анализ безубыточности и оптимизировать структуру выпускаемой продукции.

К постоянным относят:

— затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства;

— рассчитанные на единицу продукции постоянные затраты уменьшаются с увеличением объема производства.

Это такие статьи как:

— арендная плата;

— проценты за использование кредитов;

— амортизация основных фондов;

— административно-управленческие расходы. К переменным относят:

— затраты, величина которых изменяется в соответствие с измене­нием объема производства;

— рассчитанные на единицу продукции переменные затраты оста­ются постоянной величиной.

Переменными являются:

— прямые материальные затраты;

-  заработная плата производственных рабочих; расходы на топливо и энергию, на технологические цели, некоторые прочие расходы. На практике большинство затрат носят смешанный характер, то есть могут быть условно-переменными и условно-постоянными. Недостатки «условности» разделения затрат многократно перекрываются аналитиче­скими преимуществами, которые дает анализ безубыточности.

Точка безубыточности (ТБ) — уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства. Точка безубыточности определяется по формуле:

ТБ= Ц-С,

где ПЗ — постоянные затраты, размер которых напрямую не связан с объемом производства продукции (руб.),

Ц – цена за единицу продукции (руб.),

С — удельные переменные затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции (руб./ед.).18

Показатель точки безубыточности позволяет определить:

• требуемый объем продаж, обеспечивающий получение прибыли;

• зависимость прибыли предприятия от изменения цены;

• значение каждого продукта в покрытии общих затрат. Показатель точки безубыточности следует использовать при:

• введении в производство нового продукта;

• модернизации производственных мощностей;

• создании нового предприятия;

• изменении производственной или административной деятельно­сти предприятия.

Расчет величины выручки, обеспечивающей полное покрытие всех затрат, выделение переменных затрат на единицу продукции и другие элементы маргинального анализа являются той объективной основой, на которой базируется внедрение на предприятии системы управленческого учета и бюджетного планирования. Создание такой системы может слу­жить стержнем всей программы.
3.2 Анализ себестоимости
Непосредственной задачей анализа себестоимости являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства — это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции.

Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. 19

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Сметы затрат на производство — наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

СР = СТ — ЗН + (СП2 — СП1),

где СР — себестоимость реализованной продукции

СТ — себестоимость товарной продукции

ЗН — повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

СП1, СП2 — производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года. 20

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции — наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

— по составу учитываемых расходов — цеховая, производственная, полная себестоимость;

— по длительности расчетного периода — месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

— по характеру данных, отражающих расчетный период,- фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

— по масштабам охватываемого объекта — цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
Заключение
Главной целью любого предприятия является получение прибыли. Известно, что прибыль — это разность между полученными доходами и произведенными расходами. Значит, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль.

Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если да, то такое предприятие можно смело называть конкурентоспособным.

Говоря о значении показателя себестоимости в информационном обеспечении управленческой деятельности, следует помнить о том, что управление направлено, прежде всего, на конечный финансовый результат работы организации, т.е. на получение прибыли. Прибыль организации упрощенно можно представить в виде разницы между доходами и расходами хозяйствующего субъекта.

Две составляющие управленческого учета составляют основу системы управления на предприятии. Собственно учет издержек производства оказывает прямое влияние на непрерывное повышение технического уровня производства и его эффективность. А наличие различных методов калькулирования себестоимости продукции позволяет получить достоверные данные о расходах на единицу продукции, а также обоснованные сводные показатели себестоимости изделий. Причем каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. При помощи калькулирования затраты производства соединяются с его доходами и определяется уровень рентабельности производства в целом по предприятию, по отдельным отраслям и видам продукции.

Для того чтобы можно было использовать результаты процесса калькулирования в целях принятия управленческих решений, необходимо иметь не только информацию об общей сумме себестоимости продукта, но и данные по отдельным частям продукции, стадиям производственного цикла, уметь увязывать ее составные части с формирующими их факторами.

Таким образом, если мы хотим эффективно вести финансово-хозяйственную деятельность организации, необходимо управлять как доходами, так и себестоимостью.
Список литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в редакции последующих законов). Часть первая и вторая

Налоговый кодекс Российской Федерации: Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, официальный текст, действующая редакция — М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 199.9 г. № ЗЗн (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г.№ 107н): Практическая энциклопедия бухгалтера

Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 №19-ФЗ. — М.: Юрайт-М, 2002. — 148 с

Аврова, И.А. «Управленческий учет» — М.: Бератор — Пресс, 2009. – 176 с.

Бурханов Р. «Некоторые концептуальные вопросы формирования себестоимости издержек производства и снижения себестоимости продукции».//Экономика и управление. – 2009. – 128 с.

Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет». — Москва: ЗАО Финстатинформ. -2010.- 321 с.

Волкова, О.Н. «Управленческий учет»: учеб. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2009. – 290 с.

Глебова О.П., Иванов К.А. «Формирование себестоимости: бухгалтерский учет и налогооблажение». — М.: МЦФЭР, 2010. – 68 с.

Жарикова Л.А. «Управленческий учет: учебное пособие». — Тамбов, ТГТУ, 2009 г. – 136 с.

Ивашкевич В.Б. «Бухгалтерский и управленческий учет»: Учеб. — М.: Экономистъ, 2009 – 153 с.

Каверина, О.Д. «Управленческий учет: системы, методы, процедуры». — М.: Финансы и статистика, 2010. – 352 с.

Карпова, Т.П. «Управленческий учет: Учебник для вузов». — М.: ЮНИТИ, 2010. – 35 с.

Керимов В.Э. «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование вотдельных отраслях производственной сферы»: Учеб. — М.: Дашков и К, 2010 – 246 с.

Кондраков Н.П., Иванова М.А. «Бухгалтерский управленческий учет» — М.: ИНФРА- М, 2009.- 97 с.

Кукукина, И.Г. «Управленческий учет: Учеб. пособие» — М.: Финансы и статистика, 2010. — 400 с

Луговой А.В. «Попередельный метод учета затрат»./ А.В.Луговой// Бухгалтерский учет. — 2010. – 136 с.

Лунин В. «Сокращение издержек». //Бухгалтерский учет. – 2010. – 359 с.

Мишин Ю.А. «Управленческий учет: управление затратами и результатами хозяйственной деятельности». – М.: Дело и Сервис, 2009. – 175с.

Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. «Состав и учет затрат в современных условиях». Москва — Санкт-Петербург. Издательский Торговый Дом «Герда» 2010.- 158 с.

Сысоев, Н.Г. «Отражение затрат в управленческом учете» / Н.Г. Сысоев // Бухгалтерский учет. — 2009. – 47 с.

Туякова З.С. «Понятия себестоимости и рыночной стоимости в системе категорий бухгалтерского учета». //Бухгалтерский учет. – 2010. – 24 с., 203с.

Шеремет А. «Управленческий учет». Учебное пособие — М.: ФБК-Пресс, 2010 — 512с


Приложение 1.


Рассмотрим на примере применение организаций методы учета затрат и формирования себестоимости.

Нормативная себестоимость единицы продукции ЗАО «ВЕКТРА» составляет 1600 руб., объем выпуска готовой продукции в течение месяца — 200 ед. По сравнению с нормативными затраты на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, составили перерасход в сумме 15 000 руб., а по затратам материалов была достигнута экономия в сумме 8000 руб. На начало периода в незавершенном производстве находилось 40 ед. продукта с нормативной себестоимостью 1500 руб. за ед. Расчет фактической себестоимости единицы выпуска складывается из следующих этапов.

Таблица 1

Расчет фактической себестоимости единицы выпуска ЗАО «ВЕКТРА»

№ п/п

Операция

Расчет

Сумма

1

Определение нормативов себестоимости выпуска

1 600 руб. х 200 ед.

320 000 руб.

2

Определение отклонения от норм



экономия — 8 000 руб.
перерасход — 15 000 руб.

3

Определение факта изменения норм:
— остаток незавершенного производства на начало периода по старым нормам;

1 500 руб. х 40 ед.

60 000 руб.

 

— остаток незавершенного производства на начало периода по нормам, принятым в текущем периоде;

1 600 руб. х 40 ед.

64 000 руб.

 

— эффект изменения норм

60 000 — 64 000

–4 000 руб.

4

Определение фактической

320 000 руб. + 15 000 руб. –

323 000 руб.

5

Определение индексов отклонений от норм и изменения норм :
— индекс экономии (ИЭ)

((–8 000)/ 320 000) х 100%

–2,50%

 

— индекс перерасхода (ИП)

(15 000/ 320 000) х 100%

4,69%

 

— индекс изменения норм (ИИ)

((–4 000)/ 320 000) х 100%

–1,25%

6

Определение фактической себестоимости единицы выпуска

Сфакт = 1 600 х (100% – 2,5% + 4,69% – 1,25%)

1 615,04 руб.



Индексы отклонений от норм и изменения норм определяются по общей формуле: Индекс (%) = (Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм/Нормативная себестоимость выпуска) х 100%.

Из таблицы 1 следует, что фактическая себестоимость единицы выпуска ЗАО «ВЕКТРА» составит 1 615,04 руб.

Нормативный метод калькулирования себестоимости предполагает, что в учете обычно используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.).

Рассмотрим систему проводок с применением счета 40 организации ЗАО «ВЕКТРА», когда фактическая себестоимость выпуска, рассчитанная в конце месяца, составляет: А) 2000 руб.; Б) 1500 руб.

Таблица 2
Использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

№ п/п

Операция

Кор. счета

Сумма, руб.

 

 

Д

К

 

1

Отражается выпуск продукции в течение отчетного месяца по нормативной (плановой) себестоимости: 1 600 руб. х 200 ед.

43

40

320 000

Вариант А

А.2

Определена фактическая себестоимость выпуска: 2 000 руб. х 200 ед.

40

20

400 000

А.3

Отражена разница между фактической и нормативной (плановой) себестоимостью (перерасход)

90

40

80 000

Вариант Б

Б.2

Отражена фактическая себестоимость выпуска: 1 500 руб. х 200 ед.

40

20

300 000

Б.3

Отражена разница между фактической и нормативной (плановой) себестоимостью (экономия)

90

40

20 000

Действенность нормативного метода проявляется в том, что он предполагает своевременное вмешательство в формирование производственных затрат, строгое соблюдение технико-технологической и производственной дисциплины.
Приложение 2.

Рассмотрим порядок отражения операций в бухгалтерском учете при использовании попередельного метода учета затрат.

Предположим, что текстильный комбинат ООО «Русский текстиль» занимается производством шерстяных тканей. Технологический процесс производства осуществляется последовательно в трех цехах: прядильное производство (цех 1), ткацкое производство (цех №2) и отделочное производство (цех №3). Для упрощения примера будем считать, что на начало отчетного периода незавершенного производства у ООО «Русский текстиль» не было. Учетной политикой организации предусмотрено:

·   списание общехозяйственных и общепроизводственных расходов производится между переделами пропорционально сумме прямых расходов;

·   организация формирует полную себестоимость продукции, то есть списание со счета 26 «Общехозяйственные расходы» осуществляется в дебет счета 20 «Основное производство»;

·   остатки незавершенного производства определяются пропорционально остаткам сырья.

За отчетный месяц расходы цехов на производство шерстяных тканей составили:

Таблица 3.

№ п/п

Наименование затрат

Цех №1

Цех №2

Цех№3

Итого

1

Прямые расходы, всего

473 000

469 300

625 600

1 567 900

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Сырье

200 000

150 000

250 000

 

 

Заработная плата

50 000

55 000

60 000

 

 

ЕСН

13 000

14 300

15 600

 

 

Амортизационные отчисления

210 000

250 00

300 000

 

 

Доля прямых расходов по переделу в общем объеме прямых расходов

30,17%

29,93%

39,90%

100%

2

Отпущено в производство сырья

 

 

 

600 000

3

Остатки сырья на конец месяца

2 000

1 000

1 500

 

4

Доля остатков сырья в общем его количестве

0,003

0,001

0,0025

 

5

Общехозяйственные расходы

4 525

4 490

5 985

15 000

6

Общепроизводственные расходы

30 170

29 930

39 900

100 000

7

Итого расходов

507 695

503 720

671 485

1682 900
    продолжение
--PAGE_BREAK--
В бухгалтерском учете ООО «Русский текстиль» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Таблица 4.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

20-1

10

200 000

Отпущено сырье для производства пряжи

20-1

70

50 000

Начислена заработная плата рабочим прядильного производства

20-1

69

13 000

Начислен ЕСН работникам прядильного цеха

20-1

02

210 000

Начислена амортизация по ОС, участвующим в производстве пряжи

20-1

25

30 170

Списаны общепроизводственные расходы

20-1

26

4 525

Списаны общехозяйственные расходы

Незавершенное производство прядильного цеха 507 695 х 0,003 =1 523 рубля

20-2

20-1

506 172

Списана себестоимость пряжи, переданной в ткацкий цех, для производства суровья за минусом НЗП цеха №1

20-2

10

150 000

Списаны материалы, отпущенные в ткацкий цех

20-2

70

55 000

Начислена заработная плата рабочим ткацкого производства

20-2

69

14 300

Начислен ЕСН работникам цеха №2

20-2

02

250 000

Начислена сумма амортизации

20-2

25

29 930

Списаны общепроизводственные расходы

20-2

26

4 490

Списаны общехозяйственные расходы

Незавершенное производство ткацкого цеха (503 720+ 506 172) х 0,001 = 1 010 рублей

20-3

20-2

1 008 882

Списана себестоимость суровой ткани, переданной в цех отделки за минусом НЗП цеха №2

20-3

10

250 000

Списаны материалы в производство

20-3

70

60 000

Начислена зарплата работникам отделочного цеха

20-3

69

15 600

Начислен ЕСН работникам отделочного цеха

20-3

02

300 000

Начислена сумма амортизации

20-3

25

39 900

Списаны общепроизводственные расходы

20-3

26

5 985

Списаны общехозяйственные расходы

Незавершенное производство отделочного цеха составляет (1 008 882 + 671 485 рублей) х 0,0025=4 201 рубль

43

20-3

1 676 166

1

Приложение 3.

Работник организации с 1 по 11 июля 2002 года работал над выполнением 4 заказов. С 12 июля и до конца месяца он болел. Оклад работника — 5000 руб.

В аналитическом учете для группировки затрат по заказам присвоены шифры в разрезе договоров: «001», «002», «003», «004».

На выполнение заказа 001 работник затратил 18 часов, заказа 002 — 19, 003 — 14, 004 — 13 часов. Норма рабочего времени в июле — 168 часов.

В бухгалтерском учете для начисления заработной платы предусмотрен субсчет 70-2 «Заработная плата производственного персонала». К нему открыты аналитические счета:

70-2 «Заказ 001»;

70-2 «Заказ 002»;

70-2 «Заказ 003»;

70-2 «Заказ 004».

В бухгалтерском учете при начислении заработной платы работнику будут сделаны следующие записи:

Дебет 20 Кредит 70-2 «Заказ 001» - 535,71 руб. — начислена заработная плата за выполнение заказа 001(5000 руб.: 168 ч x 18 ч);

Дебет 20 Кредит 70-2 «Заказ 002» - 565,48 руб. — начислена заработная плата за выполнение заказа 002(5000 руб.: 168 ч x 19 ч);

Дебет 20 Кредит 70-2 «Заказ 003» - 416,67 руб. — начислена заработная плата за выполнение заказа 003(5000 руб.: 168 ч x 14 ч);

Дебет 20 Кредит 70-2 «Заказ 004» - 386,90 руб. — начислена заработная плата за выполнение заказа 004(5000 руб.: 168 ч x 13 ч).

Наиболее сложной проблемой при позаказном методе учета затрат является техническая сторона организации учета рабочего времени. Но и данную проблему можно решить путем автоматизации обработки карточек учета рабочего времени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.