--PAGE_BREAK--Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются: а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
г) единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;
ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами».
С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся:
1. Подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
2. Разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.
3. Разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.
4. Разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.
5. Повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.
В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новый этап своего развития.
1.3Основные международные аудиторские стандарты
Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.
В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.
В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.
Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.
Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита,. состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.
Ознакомление с полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткого аналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно-ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов. Они состоят из разделов:
1. Вводные аспекты
История возникновения и порядок разработки международных стандартов аудита и сопутствующих услуг. Статус Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП). МСА 100 «Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг».
Принципы построения и содержание перечня терминов и определений МСА. МСА 110 «Глоссарий».
Требования, предъявляемые к подготовке финансовой отчетности с точки зрения ее аудита. Определение аудита и сопутствующих услуг. Уровни уверенности аудитора для различных видов аудиторских услуг. Причастность аудитора к финансовой информации. МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита».
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Основные понятия и фундаментальные принципы Кодекса этики. Структура Кодекса этики и его применение на практике.
2. Обязанности (стандарты, регламентирующие ответственность аудиторов):
Цель, объем и общие принципы аудита. Концепция достаточной (разумной) уверенности аудитора. Ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности».
Письма — обязательства о проведении аудита, обязательная информация, которая должна содержаться в них. Необходимость пересмотра писем — обязательств в случае повторных аудиторских проверок. Порядок принятия изменений в договоренности об аудиторском задании. МСА 210 «Условия договоренностей об аудите».
Форма и содержание рабочих документов. Конфиденциальность, обеспечение сохранности, хранение рабочих документов и право собственности на них. МСА 230 «Документация».
Ответственность руководства экономического субъекта и аудитора в связи с вероятностью появления фактов мошенничества и ошибок. Ограничения, присущие аудиту, и связанный с этим риск того, что некоторые существенные искажения финансовой отчетности не будут обнаружены. Процедуры, проводимые при наличии признаков мошенничества или ошибки. Сообщение о факте мошенничества или ошибки (руководству экономического субъекта, пользователям аудиторского заключения ПО ФАКСУой отчетности, органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправе отказаться от проведения аудита. МСА 240 «Мошенничество и ошибки».
Ответственность руководства за соблюдение законов и нормативных актов. Проверка аудитором соблюдения законов и нормативных актов и процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения. Сообщение о несоблюдении (руководству экономического субъекта, пользователям аудиторского заключения по финансовой отчетности, органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправе отказаться от проведения аудита. МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности».
3. Планирование (аудита):
Необходимость планирования работы. Общий план аудита (знание бизнеса клиента, понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность, характер, сроки и объем процедур, координация, направление работы, надзор за ней и ее анализ, прочие аспекты). Программа аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления плана аудита. Порядок внесения изменений в общий план и программу аудита. МСА 300 «Планирование».
Получение и применение знаний о деятельности клиента. Факторы, подлежащие изучению: общие экономические условия, отраслевые условия, влияющие на бизнес клиента, информация об экономическом субъекте как таковом (характеристики управления и собственности, финансовое положение и доходность, условия подготовки финансовой отчетности, отраслевое законодательство, особенности деятельности — продукция, рынки, поставщики, расходы, технология производства). МСА 310 «Знание бизнеса».
Понятие существенности. Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском. Применение понятия существенности для оценки последствий искажений финансовой отчетности. МСА 320 «Существенность в аудите».
4. Внутренний контроль (система внутреннего контроля):
Неотъемлемый риск, факторы риска на уровне финансовой отчетности и на уровне сальдо счета и класса операций. Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (необходимость понимания этих систем для целей аудита, ограничения, присущие средствам внутреннего контроля). Риск системы контроля (предварительная оценка риска системы контроля, документация, отражающая понимание и оценку риска системы контроля, тесты контроля, качество и своевременность аудиторского доказательства, окончательная оценка риска системы контроля). Риск необнаружения. Аудиторский риск в малых предприятиях. Информирование руководства о недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля».
Квалификация и компетентность аудитора в области компьютерных информационных систем (КИС). Планирование аудита в среде КИС. Оценка риска и особенности проведения аудиторских процедур в условиях КИС. МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем».
Оценка влияния обслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Вопросы, рассматриваемые аудитором клиента. Отчет аудитора обслуживающей организации. МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций».
5. Аудиторские доказательства
Достаточные и уместные аудиторские доказательства. Утверждения, на основе которых подготовлена финансовая отчетность: существование, права и обязательства, возникновение, полнота, стоимостная оценка, измерение, представление и раскрытие. Процедуры получения аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос и подтверждение, подсчет, аналитические процедуры. МСА 500 «Аудиторские доказательства».
Присутствие при инвентаризации товарно-материальных запасов. Подтверждение дебиторской задолженности. Запрос о судебных делах и претензиях. Стоимостная оценка и раскрытие информации о долгосрочных инвестициях. Информация по сегментам. МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей».
Аудиторские процедуры, которые аудитору необходимо получить в отношении начальных сальдо. Аудиторские выводы и заключения, связанные с проверкой начальных сальдо. МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо».
Характер и цели аналитических процедур. Аналитические процедуры при планировании аудита. Аналитические процедуры как процедуры проверки по существу. Аналитические процедуры при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита. Степень надежности аналитических процедур. Использование аналитических процедур для исследования необычных статей. МСА 520 «Аналитические процедуры».
Понятия аудиторской выборки, элемента выборки, генеральной совокупности, риска, связанного и не связанного с использованием выборочного метода. Риски, связанные с получением аудиторских доказательств (тестов контроля и процедур проверки по существу). Отбор элементов для тестирования в целях получения аудиторских доказательств (отбор всех элементов, отбор специфических статей, аудиторская выборка). Статистический и нестатистический подходы к выборкам. Разработка выборки. Объем выборки. Формирование выборки. Проведение аудиторской процедуры. Анализ характера и причин ошибок. Прогнозирование ошибок. Оценка результатов выборки. МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки».
Характер оценочных значений. Аудиторские процедуры в отношении проверки оценочных значений. Анализ и тестирование процедур, используемых руководством клиента (оценка данных и анализ допущений, проверка вычислений, сравнение предыдущих оценок с фактическими результатами). Использование независимой оценки. Обзор последующих событий. Оценка результатов аудиторских процедур. МСА 540 «Аудит оценочных значений».
События, происходящие до даты подписания аудиторского заключения. Факты, обнаруженные после даты аудиторского заключения, но до опубликования финансовой отчетности. Факты, обнаруженные после опубликования финансовой отчетности. Особенности аудиторских процедур в случае открытого размещения клиентом ценных бумаг. МСА 560 «Последующие события».
Уместность допущения о непрерывности деятельности предприятия и признаки риска невыполнения такого допущения (финансовые, производственные и прочие). Аудиторские доказательства, касающиеся того, сможет ли предприятие продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Аудиторские выводы и заключение. МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия».
Признание руководством ответственности за финансовую отчетность. Использование заявления руководства в качестве аудиторского доказательства. Документальное оформление заявлений, сделанных руководством. Действия аудитора в случае отказа руководства предоставлять заявления. МСА 580 «Заявления руководства».
6. Использование результатов работы третьих лиц
Понятия главного аудитора, другого аудитора, аудируемого компонента. Принятие назначения в качестве главного аудитора. Процедуры, выполняемые главным аудитором. Сотрудничество между аудиторами. Вопросы, требующие рассмотрения при составлении заключения. Разделение ответственности между аудиторами. МСА 600 «Использование результатов работы другого аудитора».
Объем и цели внутреннего аудита. Взаимосвязь между внутренним аудитом и внешним аудитором. Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита. Сроки взаимодействия и координации. Оценка и проверка работы внутреннего аудита. МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».
Понятие «эксперта» для целей аудита. Определение необходимости использовать работу эксперта. Компетентность и объективность эксперта. Объем работы эксперта и ее оценка. Ссылка на эксперта в аудиторском заключении. МСА 620 «Использование работы эксперта».
7. Аудиторские выводы и заключения
Основные элементы аудиторского заключения (название, адресат, вводный параграф или введение, параграф, описывающий объем, выражение мнения, дата аудиторского заключения, адрес и подпись аудитора). Типовое аудиторское заключение. Модифицированные заключения (факторы, не влияющие на мнение аудитора, факторы, влияющие на мнение аудитора). Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безусловноположительного (ограничение объема, несогласие с руководством). МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности».
продолжение
--PAGE_BREAK--Понятие соответствующих показателей и сопоставимой финансовой отчетности. Соответствующие показатели (обязанности аудитора, составление заключения, дополнительные требования, возникающие при назначении нового аудитора). Сопоставимая финансовая отчетность (обязанности аудитора, составление заключения, дополнительные требования, возникающие при назначении нового аудитора). МСА 710 «Сопоставления».
Понятие «прочей информации». Доступ к прочей информации и необходимость ее рассмотрения. Существенные несоответствия и существенное искажение фактов. Доступность прочей информации после даты составления аудиторского заключения. МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность».
8. Специализированные области аудита
Определение и общие требования, предъявляемые к специальным аудиторским заданиям. Отчеты о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от МСФО или национальных стандартов. Отчеты по компонентам финансовой отчетности. Отчеты о соответствии условиям договора. Отчеты об обобщенной финансовой отчетности. МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию».
Понятие прогнозной финансовой информации, ее назначение. Понятия прогноза и перспективной оценки. Уверенность аудитора в отношении прогнозной финансовой информации. Принятие задания. Знание бизнеса. Охватываемый период. Процедуры проверки. Представление и раскрытие информации. Отчет о проверке прогнозной финансовой информации. МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации».
9. Сопутствующие услуги
Цель обзора финансовой отчетности. Общие принципы обзора, объем обзора. Средняя степень уверенности. Условия задания. Планирование. Работа, выполненная другими лицами. Документация. Процедуры и доказательства. Выводы и заключение. МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности».
Цель задания по выполнению согласованных процедур. Общие принципы работы по выполнению согласованных процедур. Определение условий задания. Планирование. Документация. Процедуры и доказательства. Отчет. МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур».
Цель задания по подготовке (компиляции) финансовой информации. Общие принципы задания по подготовке финансовой информации. Определение условий задания. Планирование. Документация. Процедуры. Отчет о выполнении задания по подготовке финансовой информации. МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации».
10. Применение международных аудиторских стандартов для аудита малых предприятий (МСА 1005)
Комментарии по применению МСА при аудите малых предприятий.
11. Аудит международных коммерческих банков (МСА 1000, 1006)
Применение МСА для аудита международных коммерческих банков. Цели аудита и особо важные вопросы, возникающие по различным статьям финансовой отчетности банка.
Оценка систем внутреннего контроля.
Процедуры межбанковского подтверждения.
12. Сходства и различия российских правил (стандартов) аудиторской деятельности и МСА
Правила (стандарты) аудиторской деятельности, находящиеся в близком согласии с МСА. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие существенные отличия от МСА; анализ причин таких различий.
2. Характеристика стандартов, обеспечивающих качество
аудиторских услуг
Организацией системы контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации строится с учетом использования международного опыта. Уже с середины 90-х годов представители международных профессиональных объединений, в частности CNCC (Франция), знакомили российских аудиторов с некоторыми элементами своей системы контроля. В настоящее время российские аудиторы имеют возможность использовать опыт как Франции, так и Великобритании.
Ранее требования к системе внутреннего контроля аудиторской фирмы были установлены в МСА 220 «Контроль качества работы в аудите».
С 15 июля 2005 года вопросы организации СВК на уровне фирмы вынесены в МСКК 1[1] «Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также другие задания, обеспечивающие уверенность и связанные с сопутствующими услугами», а вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания – в МСА 220R «Контроль качества для аудиторов исторической финансовой информации».
Внешний контроль качества основан на изучении и оценке системы внутреннего контроля, действующей в аудиторской фирме, ее соответствии международным требованиям.
Все национальные аудиторские организации и профессиональные объединения, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров IFAC, руководствуются в своей деятельности МСКК 1 и МСА 220R. Российский аудит также направлен на соответствие ПСАД международным стандартам аудита.
Основные изменения в требованиях к организации внутрифирменного контроля качества (СВКК) аудиторской фирмы связаны с тем, что в МСКК 1 введены обязательные требования к структуре СВКК, а также обязанность документировать процедуры и элементы СВКК.
В соответствии с п.7 МСКК 1 система контроля качества аудиторской организации должна включать в себя политики и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
— ответственность руководства за качество предоставляемых услуг (внутрифирменный контроль качества);
— этические требования;
— политика и процедуры о решении вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связи с существующим клиентом;
— человеческие ресурсы;
— выполнение задания;
— мониторинг.
Изменились требования к документированию и доведению до персонала процедур внутреннего контроля.
В соответствии с п.7 МСКК 1 внешний контроль профессиональных аудиторских объединений должен обеспечивать проверку следующих требований:
— ответственность руководства за качество предоставляемых услуг;
— этические требования;
— политика и процедуры для решения вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связей с существующим клиентом;
— трудовые ресурсы;
— выполнение задания;
— мониторинг;
— претензии.
Контроль качества преследует следующие цели:
1) Укрепить доверие к аудиторской профессии в обществе
2) Проверить, соответствует ли выполненное задание действующим нормативным требованиям с точки зрения:
— соблюдения лицензионных требований
— правил профессиональной этики в отношении независимости и профессионального поведения
— организации работ
— планирования аудита
— отражения результатов проверки в документации аудитора
— наличия контроля со стороны руководства и ведущих специалистов
— необходимого уровня компетенции аудитора
— адекватной оценки для получения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимися неприемлемо высокой степенью риска
— получение консультаций в специальных случаях
Контроль качества аудиторских услуг проводится в соответствии с требованиями ПСАД №7 «Внутренний контроль качества аудита»
Контроль проводится в 2 этапа
1 этап. Заполнение аудиторскими организациями ежегодной анкеты, на основании которой контролеры получают информацию о деятельности фирмы без ее посещения. Анкеты представляются в ТИПБ. Нарушения порядка представления анкет:
не соблюдаются сроки представления – до 15 апреля
не представляются анкеты
представляются искаженные данные по соблюдению требований ПСАД, не подтверждаемые при посещении аудиторской организации
2 этап. Проведение проверки выполнения требований ПСАД при посещении контролером аудиторской организации. Наиболее распространенные нарушения, выявляемые контролерами:
недостаточность или отсутствие документирования аудиторских проверок
отсутствие документирования проверок на независимость
недостаточность внутренней организационной документации, например, отсутствие распоряжений на назначение руководителей проверок, внутренних консультантов.
Недостатки в работе контролеров:
— небрежность при заполнении рабочих документов контролера, например, несоответствие дат, несоответствие информации по данным проверяемой аудиторской организации и контролера
— несоблюдение порядка проведения контроля
— проведение проверки аудиторских дел при отсутствии разрешений клиента
— недостаточно оперативное исправление недостатков по замечаниям Комиссии ИПБ России при рассмотрении заключений, представленных на утверждение, в результате чего неоправданно увеличиваются сроки выдачи заключений
Направления работы Комиссии по улучшению работы контролеров:
— подготовка контролеров качества ввиду их недостаточности и неравномерности распределения по регионам. Например, всего один контролер в Приморском крае, а в центральных регионах количество их не только достаточно, но и число желающих быть контролерами растет
— добиваться повышения квалификации контролеров и уменьшения недостатков в их работе
По результатам проведения 2-х этапов выдается заключение.
Заключение формируется ТИПБ, а затем утверждается Комиссией по контролю качества аудиторской деятельности ИПБ России с предоставлением в Комиссию полного комплекта документов, оформляемых при проведении контроля качества, который предусмотрен Порядком проведения контроля качества ИПБ России.
Типовые заключения 4-х видов:
1. работа аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудиторских услуг
2. имеются несущественные замечания
3. имеются существенные замечания, необходимо предусмотреть серьезную организационную работу по обеспечению качества предоставляемых услуг
4. деятельность не соответствует профессиональным стандартам
Обязанности профессиональных аудиторских объединений (ПАО) в области внешнего контроля:
— активное разъяснение среди членов ПАО цели и процедур проведения внешнего контроля качества
— разработка и внедрение внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, обязательных для членов ПАО
— разработка эффективной системы контроля качества аудиторских услуг членов ПАО
— введение и проведение обязательной программы внешней проверки качества работы участников ПАО
— подготовка контролеров качества
— оказание содействия своим участникам во внедрении эффективной внутренней системы контроля качества и обеспечении ее функционирования
Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности ИПБ России для реализации стоящих перед ней задач в области организации системы контроля качества аудита осуществляет:
разработку и утверждение методик осуществления проверок
разработку и утверждение методик отбора, назначения и повышения квалификации контролеров
разработку и утверждение отбора проверяемых субъектов
разработку и утверждение программ проверок
утверждение результатов проверок
подготовку, утверждение и реализацию мер по результатам проверок
контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков, выявленных по результатам проверок
контроль деятельности контролеров
разработку и утверждение системы урегулирования разногласий, возникающих в ходе и по результатам проверок
В настоящее время:
разработаны внутренние стандарты ИПБ России для членов организации
разработана система контроля качества аудиторских организаций – членов ИПБ России
разработана процедура проведения внешнего контроля качества
разработаны требования к контролерам качества
проведено обучение и аттестация контролеров (около 150) человек
внешний контроль проводится по территориальному признаку, т.е. контроль проводит ТИПБ, в котором состоит аудиторская организация.
в ИПБ России входят 80 ТИПБ.
аттестованные контролеры имеются в 33 регионах.
проводится работа по организации внешнего контроля.
для обеспечения требований системы контроля качества Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности разрабатывает и представляет на утверждение Президентского совета ИПБ России перечень мер, включая дисциплинарные, применяемые к аудиторам – членам ИПБ России в случае несоблюдения требований качества.
Кроме вышеперечисленных стандартов МСКК 1 и МСА 220R, следует выделить таких два стандарта, обеспечивающих качество аудиторских услуг, как Положение об обязанностях членов МФБ №1 «Контроль качества» и 8-я Директива Европейской комиссии.
Членами МФБ являются профессиональные объединения 156 организации из 114 стран мира, в том числе и ИПБ России. На членов МФБ распространяются «Положения об обязанностях членов МФБ». Всего положений – 7. Из них следующие касаются контроля качества аудиторских услуг:
— Положение №1 «Контроль качества» применяется при проведении внешних проверок качества работы аудитора.
— Положение №3 «Международные стандарты, соответствующие методические рекомендации и другие документы, издаваемые КМСА», устанавливает обязанности членов МФБ в отношении стандартов контроля качества, аудита и заданий по поддержанию достоверности информации.
— Положение №4 «Кодекс профессиональной этики МФБ для дипломированных бухгалтеров» устанавливает обязанности организаций по его соблюдению.
Российским профессиональным аудиторским объединениям следует установить и максимально приблизить к международным требованиям как внутренние стандарты этих объединений, обязательные для членов, так и внешнюю проверку соблюдения стандартов и оценку качества предоставляемых услуг.
В 8-й Директиве Европейской комиссии содержаться статьи, посвященные системе обеспечения качества (ст.29, 32).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года.
2. Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (Протокол № 56 от 31 мая 2007 года).
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 557 от 22.07.08.
4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 07-04-08/950/СШ «О представлении отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.»
продолжение
--PAGE_BREAK--