Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа
по дисциплине
Учет и анализ банкротств
Ликвидация организации по инициативе учредителей
Санкт-Петербург
2008
Ликвидация предприятия представляет собой совокупность действий по прекращению деятельности предприятия, уничтожению сведений о нем в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) и снятию его с учета в территориальной налоговой инспекции и внебюджетных фондах. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно ГК РФ1юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или в связи с достижением цели, ради которой оно создано. Это т.н. добровольная, или «инициативная» ликвидация.
Добровольная ликвидация предприятий проводится в следующем порядке23:
1. Общее собрание учредителей принимает решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидатора или ликвидационную комиссию. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.4
2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в 3-дневный срок в письменной форме уведомляют о ликвидации регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (с приложением решения о ликвидации юридического лица). Регистрирующий орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
3. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
4. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица и сообщает срок предъявления кредиторами имущественных требований. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии и внешнего аудитора, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы предприятия.
5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
6. Ликвидационная комиссия подает сведения о принятом решении о ликвидации и заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого предприятия, и выдают справки об отсутствии задолженности у предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами после проведения необходимых проверок.
7. После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.
8. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В случае, если после продажи имущества предприятия с публичных торгов полученных средств будет недостаточно для расчетов с кредиторами, то должны применяться правила второго абзаца п. 4 ст. 61 ГК РФ, — такое предприятие может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ для предприятий-банкротов. Для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие.
9. Начиная со дня утверждения промежуточного баланса ликвидационной комиссией производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Выплаты производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в следующей очередности5:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Исключение — кредиторы третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и ЦБР в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по указанным обязательствам удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
10. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
11. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
12. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
13. Составляется ликвидационный акт, в котором отражаются все расчеты с кредиторами.
14. После завершении расчетов с участниками ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 7 дней).
15. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу предприятия (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний. Копия справки, удостоверяющей прием документов в архив, предается в регистрирующий орган.
16. Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган пакет документов с целью последующей регистрации ликвидации предприятия:
устав;
справка из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;
справка из банков о закрытии счетов;
письмо из органов статистики о снятии с учета;
справка из архива;
декларация на уничтожение печати и штампов.
17. Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения ликвидационной комиссией публикации в органах печати о ликвидации юридического лица.
После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица представляются следующие документы6:
Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Заявление представляется в регистрирующий орган ликвидационной комиссией.
Ликвидационный баланс.--PAGE_BREAK--
Документ об уплате государственной пошлины.
Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
18. Регистрирующий орган выдает свидетельство о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
19. Ликвидационная комиссия подает копии справок о ликвидации предприятия в налоговый орган и внебюджетные фонды. 20. Налоговый орган выдает уведомление о снятии предприятия с налогового учета.
Схематично порядок ликвидации юридического лица может быть представлен следующим образом7:
┌─────────────────────────────┐
│Принятие решения о ликвидации│
└───────────────┬─────────────┘
▼
┌────────────────────────┴─────────────────────────┐
│Публикация в печати извещения о ликвидации│
│организации, а также о порядке и сроке заявления│
│требований кредиторами │
└────────────────────────┬─────────────────────────┘
▼ в течение двух месяцев после публикаций
┌────┴──────────────────────────────────┐
▼ ▼
┌───────────────────┴────────────────────┐
│Выявление кредиторов, получение│ │Предъявление требований│
│дебиторской задолженности и письменное│ │кредиторами │
│уведомление кредиторов о ликвидации │ └─────────┬─────────────┘
└───────────────────┬────────────────────┘ │
▼ по истечении двух месяцев ▼
┌─────────┴─────────────────────────────────────┴──┐
│Составление промежуточного ликвидационного баланса│
└─────────┬────────────────────────────────────────┘
▼
┌───────────────────┴───────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│Погашение требований кредиторов│ │При недостаточности денежных│
│1-й — 4-й очередей ├◄───┤средств для удовлетворения всех│
└──────────────┬────────────────┘ │требований — продажа имущества│
▼ │организаций │
┌──────────────┴────────────────┐ └──────────────────────────────────┘
│Составление ликвидационного ба│
│ланса │
└──────────────┬────────────────┘
▼
┌──────────────┴────────────────┐
│Распределение оставшегося иму-│
│щества │
└───────────────────────────────┘
Особенности ликвидации организаций отдельных организационно-правовых форм установлены непосредственно статьями ГК РФ или нормами соответствующих федеральных законов (Федеральный закон от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.05.1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Добровольная ликвидация предприятий является самой правильной и самой безопасной формой прекращения деятельности предприятия. Ее недостаток — длительность, которая может занять от 4 до 8 месяцев. На практике срок ликвидации редко превышает 4-6 месяцев, если организация не использовала серых схем по уклонению от уплаты налогов, не работала с Белоруссией, не занималась импортом-экспортом, а движение денежных средств по расчетному счету соответствует данным, отраженным в бухгалтерском учете организации.