Введение
Правильное и полное документальное оформление дел имеет большое практическое значение. Важно уделять пристальное внимание бумагам на всех этапах жизни фирмы – от государственной регистрации до заключения договоров с партнерами. В связи с этим внутренняя регламентация делопроизводства на предприятии является важным фактором, обусловливающий эффективность его деятельности.
Цель работы – рассмотреть подходы к организации делопроизводства в современных организациях. Для четкой организации делопроизводства необходимо их разделение на системы и комплексы, для чего служат локальные акты по организации делопроизводства. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
показать сущность документов и документооборота;
изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие систему документооборота в коммерческих предприятиях.
Объектом исследования являются документы и документооборот предприятий.
Предметом исследования является классификация документов в обороте предприятий.
Теоретической базой исследования являются труды специалистов в области делопроизводства, таких как: Т.В. Кугушевой, В.А. Кудряева, Т.В. Кузнецовой, М.В. Ларина, М.Ю. Рогожина и других, а так же федеральные законы и нормативные акты РФ, периодические издания.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Документы и документооборот
Организация как управленческая функция, являясь одной из основных, включает в себя реализацию следующих видов деятельности:
создание, реорганизация, ликвидация учреждения;
установление структуры учреждения;
определение должностной структуры и штатной численности управленческого производственного персонала;
регламентация деятельности структурных подразделений и работников;
формирование коллегиальных и совещательных органов управления;
лицензирование деятельности в необходимых случаях;
установление режима работы и системы охраны;
организация труда работников и оценка труда работников и некоторые другие виды работ.
В процессе организационной деятельности учреждения формируется система организационно-правовых документов, содержащих положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность другие аспекты.
К организационно-правовым документам относятся:
учредительный договор;
устав организации;
положение об организации;
положения о структурных подразделениях;
положения о коллегиальных и совещательных органах учреждения;
регламенты работы коллегиальных и совещательных органов;
регламенты работы аппарата управления (руководства);
штатное расписание;
инструкции по отдельным видам деятельности, должностные инструкции, правила и т.д.
Руководство любой организации, независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и других факторов, наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать распорядительные документы.
Основное назначение распорядительных документов – регулирование и координация деятельности, позволяющие руководству обеспечивать решение поставленных перед ним задач с максимальной эффективностью. Распорядительные документы содержат управленческие решения, обязательные для выполнения.
Решения, представленные в распорядительных документах, различны по своему содержанию и могут быть направлены на совершенствование организационной структуры учреждения, выбор средств и методов осуществления основной деятельности, обеспечение организации различными видами ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных).
К распорядительным документам относятся постановления, приказы и распоряжения.
Основанием для издания распорядительного документа может быть:
необходимость исполнения принятых законодательных, нормативных правовых актов и иных решений вышестоящих органов и ранее принятых решений данной организации;
необходимость осуществления собственной исполнительно-распорядительной деятельности, вытекающей из функций и задач организации.
Процесс принятия управленческих решений основан на сборе и обработке информации о фактическом состоянии дел, содержащейся в системе управления в различных источниках, но важнейшее место среди них занимаю информационно-справочные документы: акты, справки, сводки, докладные записки, предложения и т.д.
Указанные документы играют вспомогательную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам. Справочно-информационные документы не содержат поручений, не обязывают действовать строго определенным образом, но сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, то есть инициируют управленческие действия, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия.
Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по иерархическим уровням системы управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.
2. Виды документов и их характеристика
Чтобы грамотно организовать «бумажную» систему компании, необходимо решить, какие документы действительно нужны фирме. Обязательный для любой организации, независимо от профиля и масштаба бизнеса, минимум документов определен законом. Так, гражданское законодательство устанавливает перечень необходимых документов, которые подтвердят правоспособность компании, то есть возможность совершать сделки и принимать на себя обязательства. Этот перечень включает в себя учредительный договор, регистрационные свидетельства, лицензии, документы, которые подтвердят оплату уставного капитала. Эту документацию в обязательном порядке раскрывают перед акционерами компании, аудиторами и контролерами.
Основной объём документооборота составляет документация, направления и характер которых напрямую зависит от утвержденной структуры организации. В данной группе документов, не зависимо от форм собственности и структуры организации, можно выделить основные виды документов, которые присуще любой организации.
1) Распорядительная документация (приказы, распоряжения, решения, протоколы общих собраний различных органов).
2) Бухгалтерского учета и отчетности.
3) Документы, фиксирующие трудовые отношения работников с работодателем (документы по личному составу).
4) Планово-отчетная (бизнес-планы, совет директоров, общие собрания, акционерные и т.д.).
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность фирмы обязаны хранить не менее пяти лет (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон о бухучете). Данная группа документов одновременно служит источником информации для налоговой отчетности организации. Их отсутствие грозит компании применением мер административной ответственности, а в отдельных случаях может стать причиной предъявления иска о ликвидации фирмы.
Помимо документации, наличие которой обязательно в силу закона, компании предстоит определить «бумажный» объем, необходимый для повседневной деятельности. Здесь можно выделить:
– документы, которыми оформляют отношения с поставщиками и заказчиками;
– документы, с помощью которых фиксируют внутрифирменную информацию.
Договорные отношения с контрагентами должны, по возможности, строиться на стандартных, понятных для всех условиях. Соблюдение этого правила позволит руководителям фирмы работать с клиентами максимально эффективно. Ведь для решения конкретных спорных ситуаций будут применять договорные схемы, известные обеим сторонам. Блок договорной документации состоит, как правило, из набора типовых соглашений, которые адаптируют под особенности коммерческой деятельности компании. В этот набор также входят документы, которыми оформляют конкретные операции, – накладные, акты выполненных работ, об обнаружении недостатков товара, шаблоны претензий и др.
Между тем правильно определить объем внутренней документации фирмы – одна из самых сложных задач на пути построения грамотной системы документооборота. Некоторые руководители полагают, что внутренние документы – ненужное бюрократическое излишество. Ведь их подготовка отнимает время персонала. Другие, наоборот, обязывают своих сотрудников отчитываться отдельными распоряжениями, докладными, служебными записками буквально за каждую минуту рабочего времени. Избежать крайностей позволит правильная постановка целей составления внутренних документов.
Прежде всего, внутренние документы нужны для оформления трудовых отношений с работниками. Так, с каждым сотрудником фирмы необходимо заключить трудовой договор в письменной форме (ст. 67 ТК РФ). Однако оформление рабочих отношений подписанием трудового договора не исчерпывается. Документы учета рабочего времени, функциональных обязанностей сотрудников, дисциплины труда и ответственности сторон договора являются важнейшим доказательством в любом трудовом споре.--PAGE_BREAK--
Прием поступающей корреспонденции в учреждении осуществляется централизованно в экспедиции (одно из подразделений канцелярии) или секретарем. Конверты вскрываются (кроме тех, на которых стоит пометка «лично»). Конверты уничтожаются, кроме тех случаев, когда только по конверту можно установить адрес отправителя. Вся поступающая документация сортируется на регистрируемую и не регистрируемую. Регистрация документа – это фиксация факта его создания или получения путем присвоения документу уникального регистрационного номера (индекса документа) и записи сведений о нем в регистрационный журнал.
Что касается делопроизводственного обслуживания и сотрудников, занимающихся делопроизводством на предприятии, то структура и разветвленность служб делопроизводственного обслуживания зависят от многих факторов:
от размера предприятия или организации;
от профиля деятельности;
от количества внешних связей;
• от достижений современной техники и технологии.
Следует иметь в виду, что Закон о бухучете содержит обязательные требования к оформлению первичных учетных документов, которые составляют по результатам хозяйственных операций. Если для определенного вида документа нормативно предусмотрена унифицированная форма, то он должен соответствовать ей. Напомним, унифицированные формы документации разработаны Госстандартом России для различных отраслей экономики – торговли, строительства, материального производства.
Бухгалтерская документация предприятия – это упорядоченная совокупность бухгалтерских документов, один из основных компонентов финансово-бухгалтерской документации (ФБД).
Примерная классификация бухгалтерских документов в соответствии с их функциональным назначением представлена на рис. 2.1. В свою очередь, под управлением бухгалтерской документацией предприятия следует понимать комплекс мероприятий, охватывающих:
организацию перемещения (движения) бухгалтерских документов в соответствии с графиком;
контроль исполнения бухгалтерских документов;
оперативное хранение бухгалтерских документов, включая их надлежащую подготовку к передаче на архивное хранение в государственный или ведомственный (по принадлежности предприятия) архив;
последующее хранение бухгалтерских документов в архиве.
Номенклатура дел – это разработанный по установленной форме систематизированный перечень наименований (заголовков) дел, заводимых предприятием (организацией, учреждением) в процессе осуществления своей деятельности, с указанием сроков их хранения. В большинстве случаев разработка номенклатуры дел предприятия (или сводной номенклатуры дел) осуществляется на основе номенклатур дел структурных подразделений, в том числе бухгалтерской службы (иного подразделения, выполняющего ее функции).
Сведения о функциональном назначении номенклатуры дел представлены на рис. 2.2. Номенклатура дел разрабатывается и вводится в действие момента функционирования предприятия (соответствующего структурного подразделения).
Подготовка проекта номенклатуры дел бухгалтерской службы организуется начальником группы бухгалтерского делопроизводства во взаимодействии со службой делопроизводства и архивом предприятия, а непосредственным исполнителем (разработчиком) проекта обычно является один из специалистов – например, документовед. Общий порядок разработки номенклатуры дел бухгалтерской службы представлен на рис. 2.3.
Рис. 2.1 – Общая классификация бухгалтерских документов в соответствии с их функциональным назначением
Рассмотрим далее содержание основных этапов разработки номенклатуры дел бухгалтерской службы. Для предварительного определения перечня документов, образующихся в деятельности бухгалтерской службы предприятия, а также сроков их хранения следует руководствоваться:
положением о бухгалтерской службе и ее структурных подразделениях;
соответствующими разделами типовых и примерных перечней документов, образующихся в деятельности предприятий, с указанием сроков хранения;
номенклатурами дел бухгалтерской службы за предшествующие 3 – 5 лет;
описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения;
документами по планированию деятельности и отчетности о ее результатах.
Рис. 2.2 – Функциональное назначение номенклатуры дел
Сведения из перечисленных (и иных соответствующих) документов, необходимые для разработки проекта номенклатуры дел, фиксируются исполнителями в виде выписок, справок и т.п. Накопленные таким образом сведения подлежат систематизации. Итогом систематизации является примерный перечень документов бухгалтерской службы, который в дальнейшем уточняется с учетом особенностей документирования бухгалтерской деятельности в условиях конкретного предприятия.
Рис. 2.3 – Общий порядок разработки номенклатуры дел бухгалтерской службы
В процессе изучения указанных особенностей принимаются во внимание:
содержание деятельности бухгалтерской службы, а также специфика ее документирования;
сведения об объеме, интенсивности и составе документооборота;
сведения об организационной структуре и штатной численности бухгалтерской службы;
сведения о распределении полномочий по работе с документами между должностными лицами бухгалтерской службы.
На основе полученных сведений производится:
уточнение перечня документов;
их предварительное распределение между делами;
предварительное определение заголовков дел;
распределение дел между разделами номенклатуры.
Эффективное управление бухгалтерской документацией предприятия невозможно без установления и поддержания строго определенного порядка обработки документов. Решение этой важной задачи бухгалтерского делопроизводства обеспечивается посредством разработки особого документа – графика документооборота.
График документооборота – это документ, устанавливающий рациональный порядок (сроки и очередность) обработки бухгалтерских документов с учетом их количества и исходя из потребности бухгалтерской службы в документированной информации. Функциональное назначение графика заключается в минимизации материальных и временных затрат на обработку бухгалтерских документов, создании оптимальных условий для работы с указанными документами должностных лиц предприятия и, в конечном счете, в повышении эффективности деятельности бухгалтерской службы предприятия в целом.
В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете работу по подготовке проекта графика документооборота организует главный бухгалтер предприятия. Непосредственная подготовка проекта организуется в группе бухгалтерского делопроизводства по взаимодействии со службой делопроизводства предприятия. При необходимости к этой работе привлекаются и другие сотрудники бухгалтерской службы.
Для составления проекта графика документооборота обычно используются следующие исходные данные:
перечень документов, подлежащих исполнению (в целом по бухгалтерской службе и отдельно – по ее структурным подразделениям);
перечень исполнителей, допущенных к подготовке соответствующих видов бухгалтерских документов;
сроки исполнения документов;
типовые технологии обработки документов.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по обработке бухгалтерских документов, с указанием их исполнителей, порядка взаимодействия, а также сроков выполенния соответствующих работ.
Проект графика документооборота утверждается приказом руководителя предприятия. Выписки из графика документооборота передаются исполнителям (соответствующим подразделениям) для применения в практической деятельности.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное, полное и качественное исполнение бухгалтерских документов и достоверность содержащихся в них сведений несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением графика документооборота организует главный бухгалтер.
Заключение
При регистрации документов на предприятии должны выполняться следующие правила:
1) каждый документ регистрируется только один раз
2) все документы регистрируются только в одном месте
3) все документы регистрируются по единой форме, принятой на предприятии Регистрационный номер документа, как правило, состоит из следующих элементов:
1) шифра организации в министерстве или ведомстве
2) номера дела, в который помещается документ или его копийный экземпляр
3) порядкового номера документа в регистрационном журнале
Регистрация поступающих документов производится путем простановки в правом нижнем углу лицевой стороны первой страницы документа регистрационного штампа с помощью ручного штемпеля и занесением в штамп даты и индекса документа. Для отправляемых документов дата и индекс документа проставляются в левой части листа под постоянными реквизитами бланка.
Все документы, которые обращаются в системе документооборота, разделяют следующим образом:
Поступающие
Отправляемые
Основные документы
по основной деятельности
по командировкам
по личному составу
Внутренние
финансовые
служебные
Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №835 «О первичных учетных документах» // Собрание законодательства РФ, 14.07.1997, №28, ст. 3448.
Андреева В.И. Делопроизводство. – М., – 2004. – 564 с.
Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документальное обеспечение управления: Учебное пособие – 2 изд. – М.: Инфра – М. – 2004. – 321 с.
Кудряев В.А. Организация работы с документами. – М.: Инфра-М. – 1998. – 432 с.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) 3-е изд. испр. и дополн. М. – 2002. – 384 с.
Рогожин М.Ю. Делопроизводство и документооборот в бухгалтерии. М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2007.