Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции

--PAGE_BREAK--В зависимости от влияния объема производства затраты делятся на переменные и условно-постоянные. К переменным относятся затраты, которые изменяются по мере увеличения или уменьшения объема выпуска продукции (затраты на сырье и материалы, основная заработная плата основных производственных рабочих). Условно-постоянными называются расходы, которые не зависят от объема производства продукции (статьи 10-14).
По способу отнесения на себестоимость продукции все затраты можно разделить на прямые и косвенные. Прямыми считаются расходы, непосредственно связанные с производством продукции, которые можно прямо включать в себестоимость изделия (основные материалы, покупные изделия, заработная плата основных рабочих). Косвенными называются затраты, которые являются общими для всех видов продукции, выпускаемой на предприятии. Они напрямую не связаны с конкретным изделием и поэтому подлежат включению в его себестоимость расчетным косвенным путем с помощью принятых методов (пропорционально основной заработной плате основных рабочих) [10, С.203].

1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли
В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя, стимулирует эффективно использовать ресурсы, вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает.
В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого.
Снижение издержек, во-первых, является дальнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;
во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие. А это важнейшее условие успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низким ценам.
Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;
в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия.

2. Показатели себестоимости
2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции
Показатели себестоимости классифицируются следующим образом:
-в зависимости от предмета — себестоимость единицы продукции (работ, услуг) или всего объема производства;
-в зависимости от объекта — себестоимость продукции цеха или предприятия;
-в зависимости от натуральной единицы измерения товара- себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра;
-по виду производственной программы- себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции;
-по полноте затрат, включаемых в себестоимость продукции,- переменные и постоянные затраты, производственная и полная себестоимость;
-по структуре затрат, включаемых в себестоимость, — затраты на рубль товарной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость [6, С. 58].
2.2 Показатели себестоимости продукции
Цеховая себестоимость – это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Она включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.
Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.
Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, то есть расходы по сбыту продукции.
Кроме того, различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная – это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде, в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии, нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость – та, которая сложилась в отчетном периоде.
На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:
себестоимость единицы продукции (услуг);
себестоимость товарной, реализованной продукции;
себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);
затраты на один рубль товарной продукции.
Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) отличается от себестоимости товарного выпуска на величину изменения себестоимости переходящих остатков нереализованной продукции. Для расчета используется формула:
Ср= Он +Т – Ок                    (3),

где Ср – себестоимость реализованной продукции, рубли; Он – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года, рубли; Т – выпуск товарной продукции на планируемый год по полной себестоимости, рубли; Ок – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на конец планируемого года, рубли [7, С. 126].
Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость [10, С. 240].
2.3 Показатели снижения себестоимости продукции
Выделяют следующие показатели снижения себестоимости продукции: экономия от снижения себестоимости в рублях или в процентах к себестоимости.
Существуют три основных метода планирования снижения себестоимости продукции: укрупненный, уточненный и по технико-экономическим факторам.
Укрупненный расчет используется в том случае, если отсутствует портфель заказов на плановый год.
При укрупненном методе учитывается влияние на себестоимость продукции следующих факторов:
— экономии основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии, полученной в результате изменения норм расхода и цен,
-роста производительности труда и средней заработной платы,
-роста объема производства, а в зависимости от него- относительного и абсолютного сокращения условно-постоянных расходов на единицу продукции. Укрупненный расчет снижения себестоимости продукции отчетного периода и ожидаемого изменения затрат по отдельным статьям расходов в плановом периоде по сравнению с отчетным [6, С.70].
Уточненный расчет снижения себестоимости товарной продукции предприятия производится путем сопоставления детально разработанных плановых и фактических калькуляций на отдельные изделия. Его можно применять, когда известна годовая производственная программа и имеется четкая система нормирования затрат. Отчетные и плановые калькуляции сводятся в общую форму, которая и дает возможность установить размер снижения полной себестоимости товарной продукции [6, С.72].
Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам необходимо для оценки влияния инновационной деятельности на снижение текущих затрат.
Для этого:
-определяются затраты на рубль реализованной продукции по данным отчетного года (Зф):
Зф= фактическая себестоимость продукции за отчетный год/ фактическая выручка от реализации                  (4),
-рассчитывается плановая себестоимость реализованной продукции планового года по условиям отчетного (Соп):
Соп= плановый объем реализации* Зф             (5),
-планируется снижение себестоимости продукции по технико- экономическим факторам с учетом времени инноваций в пределах планового года (Эс):
1.повышение технического уровня производства,
2.совершенствование организации производства и труда,
3.изменение объема и структуры продукции,
4.отраслевые и прочие факторы,
-определяется себестоимость планового объема производства по условиям планового года (Спп):
Спп = Соп — Эс              (6),
-рассчитываются затраты на 1 рубль товарной продукции по условиям планового года (Зп):
Зп= Спп/ плановый объем продаж (7),
-определяется плановое снижение себестоимости в процентах (СНп):
СНп= (Зп/ Зф)*100-100           (8),
По необходимости можно выбрать такой метод, для которого есть информация или который обеспечивает потребность в той или иной степени точности расчетов.
2.5 Пути и резервы снижения себестоимости
Себестоимость продукции — синтетический, обобщающий показатель, который отражает все стороны деятельности предприятия. Это количественный и качественный показатель производственно-хозяйственной деятельности. Детальное знание сущности и структуры себестоимости позволяет выявить пути снижения затрат, недостатки существующей практики, трудности и просчеты персонала [6, С.74].
Успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлено возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого. Экономическое значение снижения себестоимости заключается в том, что оно:
-является важнейшим источником роста прибыли, увеличения средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника предприятия;
-обеспечивает возможность уменьшения цены на изделие, что позволяет занять большую долю на рынке, увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;
-уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия [3, С. 77].
Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающего качества.
Есть три пути снижения себестоимости продукции:
-технические (создание новой и повышение качества выпускаемой продукции, обновление техники и технологии производства, рационализация производства, механизация, автоматизация, компьютеризация производства);
-организационные (совершенствование организации производства, труда и управления, стандартизация и сертификация продукции, реинжиниринг бизнеса, выработка стратегии развития предприятия);
-экономические (стоимостной подход к управлению, экономическое стимулирование персонала, увеличение объема производств, финансирование инвестиций) [6, С. 75].Технические способы реализуются в более современных и производительных средствах труда, организационные способы предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединение средств труда, предметов труда и рабочей силы, экономические способы воплощаются в создании мотивированных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.
Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они делятся на две группы- резервы, не зависящие и зависящие от предприятия. Не зависящие от предприятия- это природные или погодные условия, территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции, уровень цен на приобретаемое сырье и материалы, тарифы на электроэнергию и связь, уровень минимальной заработной платы и прожиточный минимум. Эти факторы являются источником повышения или снижения издержек, но не свидетельствуют об ухудшении или улучшении работы предприятия. В то же время стратегический анализ и стратегическое планирование должны учитывать возможность в перспективе использование таких резервов, которые в настоящее время не поддаются реализации. Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.
Основные источники снижения себестоимости продукции: снижение расходов материалов, рост производительности труда, снижение расходов по управлению и обслуживанию производства, ликвидации непроизводительных расходов и потерь. Снижение издержек может достигаться в результате экономии одновременно всех затрат. Но экономия живого труда (заработной платы) обычно сопровождается увеличением затрат прошлого труда (амортизации), вызванных ростом объема применяемых основных средств [3, С. 78].

Заключение
Проведенное теоретическое исследование по теме: «Себестоимость продукции, ее состав и виды» позволят сделать нам следующие выводы:
— Себестоимость продукции – один из основных обобщающих показателей, в котором отражаются степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, технический уровень производства, качество продукции. Поэтому решение проблемы её снижения непосредственно связано с повышением эффективности работы всего предприятия.
— Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
·   полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
·   затраты на рубль товарной продукции;
·   себестоимость сравнимой товарной продукции;
·   себестоимость отдельных изделий;
·   отдельные элементы и статьи затрат.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оздоровительная физическая культура при различных заболеваниях порока сердца
Реферат Anti Racist Essay Research Paper I totally
Реферат Эффективность управления и "теория человеческих отношений" Э. Мэйо
Реферат Анализ понятие о кластерном анализе. Кластерный анализ один из новейших математико-статистических методов, получивших распространение благод
Реферат Методи самоуправління та шляхи їх вдосконалення
Реферат Участки из земель промышленности как объект права
Реферат Буковина в роки другої світової війни
Реферат Анализ работы моу гимназии №33 в области использования информационных и коммуникационных технологий
Реферат Правда Бог свободного человека спор о правде в пьесе Горького На дне
Реферат Общедоступные меры оказания первой медицинской помощи
Реферат Правовое регулирование розничной торговли Особенности перевозки грузов
Реферат Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций
Реферат Функциональные стили речи
Реферат Проблемы обжалования нормативных актов
Реферат Занятия аэробикой