Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра бухгалтерского учета,

анализа и аудита в АПК

/>

/>
на тему: Инвентаризация как элемент метода

бухгалтерского учета
Выполнила студентка
3 курса,УЭФ,гр.УАПК-2
А.В.

Ракович
Проверила С.К. Маталыцкая

/>

/>

Введение 3
Роль и значение инвентаризации.
1.1 Инвентаризация как способ пе1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения. 5

1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода

бухгалтерского учета. 7

Виды инвентаризации.

2.1 Виды инвентаризации. 10

2.2 Порядок проведения и оформление инвентаризации. 12

2.3Отражение результатов в учете. 15

Инвентаризация отдельных видов

хозяйственных cредств.

3.1 Инвентаризацияосновных средств. 20

3.2 Инвентаризациятоварно-материальных ценностей. 22

3.3Инвентаризация денежных средств и расчетов. 26
Заключение 29

Литература 31


Введение
Мною была выбрана именно эта тема для написания курсовой работы потому, что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обоспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, позволяет реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с “Законом о бухгалтерском учете и отчетности” проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсовперед составлением годового отчета.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

Задачей второй главы является рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.

В третьей главе расматриваются порядок и сроки проведения инвентаризации отдельных видов хозяйственных средств: основных средств, товарно материальных ценностей и денежных средств и расчетов.

При написании работы мною использовалось много литературы. Было рассмотрено несколько книг по «Теории бухгалтерского учета» авторами которых являются Астахова, Белый, Гусева, Мезенцева, Палий и Соколов, Снитко, Папковская. Новшества в проведение инвентаризации можно найти в журналах. Для своей работы мною использовались такие журналы как «Финансовые и бухгалтерские консультации», «Консультант» и «Консультант бухгалтера», «Бухгалтерский учет» и «Аудитор».Но основным источником были Методические указания по проведению инвентаризации.

Следует отметить, что с инвентаризацией человек столкнулся давным-давно. Первые следы развитых систем учета были найдены на востоке, в долине рек Нил, Тигр и Ефрат (Древний Египет). Для возникновения письменного учета, для ведения первичных документов и регистров необходимы были определенные условия.

Во-первых — существование достаточно развитого хозяйства. Учетная система Древнего Египта была частью механизма централизованного управления экономикой. Хозяйства производили продукты, а государственные органы собирали их, хранили на складах и перераспределяли.

Во-вторых — наличие письменности и умение вести счет. Несколько тысяч лет тому назад люди научились делать папирус. К этому времени относят начало учета и регистрации фактов хозяйственной жизни (хозяйственные операции). На свитках папируса (свободных листах) прежде всего составляли инвентари. Перепись всего имущества привела к возникновению инвентаризационной описи. Основным учетным приемом была инвентаризация. Следует отметить, что в инветаре отражался запас имущества на определенный учетный мометн.

При 1-й и 2-й династиях (3450-2980) каждые два года проводились инвентаризации движимого и недвижимого имущества. При 4-й династии прерывная инвентаризация была заменена текущим учетом.

Инвентаризационные описи обеспечивали учет состояния и отражение содержания объектов учета. Этот прием помогал очень точно фиксировать предметы. Даже в настоящее время, в части проверки наличия предметов, подобный учет трудно превзойти по точности и эффективности результата. Однако в инвентарном счете-описи не было учета самих хозяйственных операций.

Ежедневные инвентаризации или проверки по записям на ярлыках требовали значительных затрат времени и сил. Инвентарный учет не позволял динамично управлять хозяйством. Древние бухгалтеры блистательно решили эту поблему при помощи приходно-расходного учета, а складские операции явились основой развития этого древнего учета.

Глава 1.Роль и значение инвентаризации.

Инвентаризация как способ первичного

наблюдения.
Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

В тех организациях где, эта работа проведена на должном уравне, реальность показателей баланса на 1 января следующего года, как правило, не вызывает ни каких сомнений. Наоборот, проведению инвентаризации не уделяется должного внимания (или она не проводится вообще), показатели баланса по отдельным его статьям бывают не реальны.

Чтоже такое инветаризация, в какие сроки она должна проводится, какие имущественные ценности подлежат инвентаризации. Ответы на эти вопросы содержатся в статье 29 Закона Республи Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18.10.94 г. и Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина Республики беларусь от 5.12.95 г.

Сам термин инвентаризация трактуетсуя по разному. Пересмотрев множество литературы, мною было найдено несколько понятий инвентаризации.

Инвентаризация — это переодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов [14, с. 16].

Инвентаризация — это документы, оформленные с соответствии с предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования [13, с. 27].

Инвентаризация — установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета [7, с. 4].

Инвентаризация— прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить оринтеровочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля [10, с. 5].

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета [8].

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.

Инвентаризация преследует следующие цели, т.е. выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения финансовых обязательств в учете.

Задачи инвентаризации:

установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных средств путемсопоставления ихфактического наличия с данными бухгалтерского учета;

выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявшие свои качества;

поверка состояния складского хозяйства, условий хранения материальных ценностей и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;

проверка реальности дебидорской и кредиторской задолженностей, незавершеного производсва, расходов будущих периодов, резервов педстоящих расходов и других статей баланса.

Не вдаваясь в подробности перечисления положений, изложенных в Методических указаниях, хотелось бы обратить внимание на пункт 1.4, где приводятся случаи когда инвентаризация проводится в обязательном порядке.

При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения);

При ликвидации предприятия (учреждения);

Перед составлением годовой отчетности;

При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица;

При смене материально ответственных лиц ( на день приема-передачи дел);

При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;

После пожара или стихийных бедствий;

По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

К сожалению эти требования часто не выполняются, в результате чего после увольнения материально ответветственных лиц нередко вскрываются значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты, что делать категорически запрещено.

Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения, содействуют сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственые лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму.

В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств важное значение имеютподбор, растановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.

В целях усиления ответственности лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия заключает письменные договоры о полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Назначение, увольнение, перевод и перемещение работников, с которыми заключается или заключены письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером (лицом, его заменяющим) [3, с. 42].


1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета.
Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимо обусловленности. Это в полной мере относится к объектам бухгалтерского учета, которые находят отражение во взаимной связи и постоянном движении. возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных [13, с. 26].

Элементы метода бухгалтерского учета:

документация;

инвентаризация;

оценка;

калькуляция;

счета и двойная запись;

бухгалтерский баланс и отчетность.

Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнить предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия.

Документация должна обеспечить непрерывное отражение в специальных носителях информации всех хозяйственных операций, но иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.

Все эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации [14, с. 16].

Инвентаризация не может проводится без оценки, т.к. в результате оценки мы получим фактическое наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального.

Но в основе денежной оценки лежит калькулирование. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость обьектов в связи с потребностью выявить отклонения индивидуальных затрат от общественно необходимых.

Применение оценки и калькуляции в бухгалтерском учете позволяет все обьекты учета и изменения выразить в едином измерителе — в рублях. Это свойство результатов измерения в едином стоимосном измерителе широко используется в инвентаризации.

Результаты инвентаризации необходимо как-то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки и текущего учета состояния и движения каждого вида хозяйственных средств и источников их образования. Так в бухгалтерском учете выявленые излишки и недостачи имущества находят свое отражение на счетах.

Чтобы иметь реальное представление об результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Переодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие — в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

Таким образом, Существует множество определений инвентаризации, которые по сущности говорят одно и тоже. Для меня предпочтительнее придерживаться трактовки, которая приводится в «Законе о бухгалтерском учете и отчетности». Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи когда инвентаризация должна проводится в обязательном порядке. Как мы видим роль инвентаризации очень велика т.к. с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. А также инвентаризация тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется в виду, что это именно система, т.е. упорядоченная система отдельных приемов, а не какие-либо случайные способы, действия. Каждый предыдущий элемент обеспечивает применение последующего. Поэтому проведение инвентаризации должно осуществлятся в строгом единстве с остальными элементами метода бухгалтерского учета.

Глава 2. Виды инвентаризации.

2.1 Виды инвентаризации.
Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков.

и/>/>/>нвентаризация


охват имущества

основание проведения



/>/>



полная

плановые


частичная

внеплановые


[6, с.159]

В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.

Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.

Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводится систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяетсвоевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятнось злоупотреблений и фактов хищений сводится к минимуму [2, с. 112].

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материалным лицом.

Выборочная — это инвентаризация, при которой проверяются только некорые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица [13, с. 145].

В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводится по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год [11, с. 82].

Необходимая — проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризациии, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразуже после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей [13, с. 146].

По частоте или переодичности проведения различают ежесменые, ежемесячные(квартальные, оплугодовые) и годовые инвентаризации.

Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответвственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов,при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов. [15, с. 155-156]

Следует также выделить и рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постояные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей. В условиях бухгалтерского учета на ЭВМ организация перманентной инвентаризации позволяет повысить точность учетно-экономической информации. [14, с.187]
2.2 Порядок проведения инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия (учреждения) и оформления ее результатов установлен Министерсвом финансов Республики Беларусь в " Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ".

Количество инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия (учреждения).

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работы и наличии на предприятии ревизионной комисси проведение инвентаризации допускается возлогать на нее.

Постоянный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем предприятия. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о поведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инжинеры. экономисты, техники и т.д.). В инвентаризационную комиссию можно вкючать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Необходимо отметить, что неучастие специалистов производства в инвентаризационных комиссиях снижает качество инвентаризации [5, с. 43].

На предприятии с большими объемами производства для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств целесообразно создавать рабочие инвентаризационные комиссии [5, с. 44]. В состав рабочий инвентаризационной комиссии входят: руководитель предприятия и его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специолисты, начальники отделов, руководитель юридической службы.

Для непосредственнго проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Запрещается назначать председателем комиссии одного и того же работника два раза подряд при инвентаризации у одних и тех же материально ответственных лиц. [ 3, с.44]

Перед началом проведения инвентаризаций членам инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаюися сроки начала и окончания проведения работ. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. [3, с. 45]

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием " до инвентаризации на "__" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Одновременно материально ответственное лицо дает расписку о том, что к началу инвениаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтеных финансовых обязательств записываются инвентаризационные описи (акты инвентаризации) не менее, чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весовыми приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определятся на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается прозводить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материаль ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительй и другой организационной техники, так и ручным способом.

Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания не правильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях недопускается оставлять незаполненые строки, на последних страницах незаполненые строки почеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.

Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии членам комиссии каких-либо и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранися в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.

Результы контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный периода предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производится выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, пороводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений).
2.3 Отражение результатов инвентаризации в учете
.
Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов, в которой отводят специальные графы для записи остатков материалов в натуральном измерении по данным инвентаризационных описей. Затем составляются сличительные ведомости, для чего могут использоваться также данные отчетов материально ответственных лиц. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, а свой заключения и приложения фиксирует в протаколе.

Протаколы рабочей инвентаризационной комиссии рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждаютяс руководителем предприятия.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.

В соответствии с Законом Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности" выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачисению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства (счета 25 "Общепроизвоздсвенные расходы", 26 «Общехозяйственные расходы»), издержки обращения (счет 44 "Издержки обращения"). Недостачи сельскохозяйственной продукции в пределах норм естественной убыли списываются по основным направлениям ее использования, включая и остаток продукции на складах, т.е. списывают на счета 20 «Основное производство» (в части продукции, использованной на семена, на корм животным, направленной на промышленную переработку), 46 «Реализация» (на реализованнуя продукцию), 10 "Материалы" или 40 "Готовая продукция" (на остаток кормов, семян и товарной продукции, храняцихся на складах) [3, с.49]. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач;

убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Последний может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, если после зачета по пересортице, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применятся только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверхнорм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Если виновные лица не установлены и материально ответственные лица отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб, причиненный субьекту хозяйствования, в этом случае материал по недостаче направляется либо в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо с соблюдением сроков исковой давности в суд для взыскания сумм недостачь с ответственных лиц по основаниям, предусмотренным законодательством.

Если судом полностью или частично отказано во взыскании суммы ущерба, причиненного недостачей или потерей от порчи ценностей, по причине ненадлежащего учета и хранении материальных ценностей, пропуска сроков исковой давности и по другим зависящим от предприятия причинам, то источником погашения таких сумм является прибыль, оставшаяся в расположении предприятия, или резервные фонды. Таким образом, некомпенсированые материально ответственными лицами недостачи товарно материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов [3, с.49]. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Уточнение или списание дебиторской или кредиторской задолженности зачисляется на финансовые результаты отчетного года.

Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

Излишки товарно материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет сооответствующих счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 40 «Готовая продукция» и др.) с кредита счета 80 «Прибыли и убытки».

Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные объекты основных средств приходуют следующим образом:

дебет счета 01 "Основные средства" — на первоначальную (восстановительную) стоимость обьекта;

кредит счета 02«Износ основных средств» — на сумму начисленного износа в соответствии с решением инвентаризационной комиссии;

кредит счета 80 — на остаточную стоимость обьекта.

Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации можно представить в виде таблицы.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходование излишков

Оборубование к установке

07

80

Материалов

10

80

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

12

80

Животные на выращивании и откорме

11

80

Денежные средства в кассе

50

73

Подотчетные суммы у подотчетных лиц

71

73

Товаров

41

80

Товаров по покупной стоимости

41

80

Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся кизлишествующим товарам

42

80

Основные средства (при условии внесения изменений в учредительные документы)

01

85

Отражение недостач

Материалов

84

10

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

84

12

Денежные средства в кассе

84

50

Товаров по покупной стоимости

84

41

Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся кизлишествующим товарам

42

83

Списана недостача в пределах норм естественной убыли или если во взыскании отказано судом

20(44)

84

Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц

73

84

За счет виновных лиц отнесенная сумма разницы между балансовой стоимостью и суммой подлежащей взысканию

73

83

Сумма недостачи удержана из зароаботной платы виновного лица

70

73

Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу

50

73

[б\у ж]

Результаты расхождения учетных данных с фактическим наличием могут быть обусловлены:

физико-химическими свойствами товарно-материальных ценностей к усушке, утруске, распылу, улетучиванию, бою, изменениям физическом объеме под воздействием изменения окружающей среды и т.п. Эти потери неизбежны и возможны как при транспортировке, так и при хранении;

погрешностями показаний измерительных приборов в процессе приема или отпуска указанных ценностей;

наличием не предномеренных ошибок в виде описки в первичных учетных документах, арифметических ошибок в пересчетах и пр.;

преднамеренными ошибками как результат злоупотреблений и мошенничества (обсчеты, обмеры, хищения, обвесы, прямое присвоение отдельных видов имущества и пр.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения за один и тотже проверяемый период, у одного и тогоже проверяемого лица, в отношении товарно материальных ценностей одного и тогоже наименования и в тождественных количествах.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшиеся не по вине материально ответственных лиц, в протаколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского отчета представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который принимает окончательное решение о зачете.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годововой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в этом году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией [7, с. 34].

Таким образом, в зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные. В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. А также сплошные и выборочные, пермонентные и текущие.

Для непосредственнго проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Результы контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов. Затем составляются сличительные ведомости. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности". Излишки товарно материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет сооответствующих счетовс кредита счета 80 «Прибыли и убытки». Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годововой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в этом году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
--PAGE_BREAK--Глава 3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных

средств.

3.1 Инвентаризация основных средств.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

наличие и состояние аналитических паспортов или другой технической документации;

наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на хранении.При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки м другое; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неуточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду [4, с.216-218].

При проведение инвентаризации имеют место недостатки и ошибки при проверке и оформлении результатов.

Не проверяется правильность установления первоначальной стоимости основных средств на соответствие технической документации. Нередко бывает так, что обозначенная в техдокументации комплектность не включена в состав основного средства, к которому она относится, а учитывается отдельно в составе материалов.

Нередко в учете продолжают числится основные средства, на которые имеются утвержденные соответствующими комиссиями на их списание.

Бывают и такие случаи, за основные средства перечислены денежные средства и они значатся на дебиторской задолженности за предприятием-поставщиком, а на самом деле это основные средства длительное время находятся в организации как не оприходованные, и инвентаризационные комиссии это не обнаруживают, а обнаруживается это в ходе последующих аудиторских проверок.

Нередко комиссии не обращают внимание на отсутствие на основных средствах инвентарных номеров.

Практически не подпадают под инвентаризацию арендованные основные средства.

Часто переоборудованные основные средства (особенно автотранспорт) значатся в учете в первоначальном их виде и предназначении, и комиссии принимают это за должное, вместо того, чтобы внести соответствующие изменения в их техническую характеристику.

Бывают случаи, когда комиссия не устанавливает ни недостачи, ни излишки основных средств, в то время как последующими поверками выявляется этот факт.

Имеют место и другие недостатки в этом вопросе [7, с.5-6].

3.2 Инвентаризация товарно-материальных

ценностей.
При проведении инвенвентаризации товарно-материальных ценностей необходимо соблюдать следующие требования:

инвентаризации подвергаются не только собственные товарно-материальные ценности, но и в обязательном порядке находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки от других организаций и др. (на такое имущество составляют отдельные описи);

в состав инвентаризационной комиссии обязательно включаются материально ответственные лица, отвечающие за сохранность проверяемого в ходе проведения инвентаризации имущества;

если комиссия проводит инвентаризацию в неполном составе, то это является основанием для признания инвентаризации недействительными;

проверка фактического наличия имущества должна производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационная комиссия приступает к проведению инвентаризации в строго установленные руководителем организации сроки. Наличие товарно-материальных ценностей должно определятся путем их обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Допускается в виде исключения количество материалов и товаров, хранящихся в неподвижной упаковке поставщика, фиксировать на основании документов при обязательной (выборочной) проверке в натуральной части этих ценностей. Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально ответственных лиц.

При хранении материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей, в первом помещении, вход в него пломбируется, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Особое внимание необходимо обратить на ситуации, когда в ходе проведения инвентаризации:

происходит смена материально ответственных лиц;

поступают товарно-материальные ценности;

возникает необходимость отпуска товарно-материальных ценностей.

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в опись по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении.

Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей по данным учета без проверки их фактического наличия.

В исключительных случаях, когда перевешивание продукции может привести к порче, например, при сезонном хранении плодовоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция хранится навалом, и в других аналогичных случаях перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

Товарно-материальные ценности, они принимаются материально ответственным лицом в присутствии всех членов инвентаризационной комиссиии приходуются по реестру или отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации”.В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председаля инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена крмиссии) делается отметка “после инвентаризации”.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могу оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и др.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету “ Товары отгруженные” следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах (“ Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и тд.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляются отдельно на товарно-материальне ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений).

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий (учреждений), заносятся в описи на основании документов, подтверждающие эту сдачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость ( по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другому предприятию (учреждению), указываются наименование перерабатывающего предприятия (учреждения), наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата подачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спец одежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентарную опись на основании ведомостей – накладных или квитанций предприятий (учреждений), осуществляющих эти услуги.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентарную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи оп видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи [4, с.219-222].

Ошибки, встречающиеся, при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей:

Не поверяются должным образом наличие правильно оформленных договоров с материально ответственными лицами.

При значительном объеме хранящихся материальных ценностей очень часто не полностью проверяется содержание тары, в которой хранятся материальные ценности.

Такие нарушения часто наблюдаются в организациях торговли.

Проверяя сличительные ведомости, нередко просто удивляешься программной схожести фактического наличия материалов с их учетными данными, особенно по тем материалам, которые приходуются и отпускаются большими партиями.

При установлении излишков и недостач материалов (товаров) у одного материально ответственного лица комиссии нередко выносят заключения о суммарном зачете недостач излишками. Такое можно делать лишь по взаимозаменяемым материальным ценностям.

Такие нарушения при последущей пповерке сортируются и вносятся в соответствующие изменения в учетные данные.

В ходе инвентаризационных проверок не выявляется потеря качественных характеристик товара.

Вряде случаев комиссии не обнаруживают товары длительное время хранящиеся без движения. Не предпологаются меры по их дальнейшему использованию.

Часто выявляются и такие случаи, когда по учетным данным материалы по приходу не значатся, а по расходу они длительное время (в т.ч. и в период проведения инвентаризации)списываются в расход, и в складском учете появляются ‘красные’ остатки. Особенно часто это наблюдается в строительстве.

В большинстве случаев не составляются отдельные описи на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других оргаизаций, подвергшихся порче, ненужные, неликвидные, а также не поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

При выявлении недостач и излишков материалов, а также при условии фактов их порчи с материально ответственных лиц комиссии не истребуют объяснительные записки.

Не редко инвентаризационные описи не подписаны отдельными членами комиссии.

Имеют место и другие недостатки [7, с.6].
3.3.Инвентаризация денежных средств и

расчетов.
Порядок проведения инвентаризации денежных средств и расчетов определяется в соответветствии с Порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 октября 1992 года и Положении о ведении кассовых операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь, утвержденным решением Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 1993 года.

К началу инвентаризации все расходные и приходные документы должны быть сданы в бухгалтерию предприятия. До начала инвентаризации проверяется:

наличие у кассира правил ведения кассовых оппераций;

приспособлено ли помещение для хранения денежных средств и ценных бумаг;

заключен ли договор о полной материальной ответственности с лицом, выполняющим функции кассира.

При инвентаризации в кассе производится полный пересчет денежных средств находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы ( почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видом бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии предприятия (учреждения), с данными выписок банков [4, с.225].

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтеркого учета.

Проверке должен быть подвергнут счет “ Расчеты с поставщиками и подрядчиками” по товарам оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставщикам. Он проверяется по документам в соглосовании с корреспондирующими счетами.

По задолженности работникам предприятий (учреждений) выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счета депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

правильность расчетов с банками, финансовыми. Налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими предприятиями (учреждениями), а также со структурными подразделениями предприятий (учреждений), выделенными на отдельные балансы;

правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включающей суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности [4, с.226].

Таким образом, основной особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. При выявлении каких–либо расхождений в оформлении документов, инвентаризационная комиссия должна составить правильные. По некоторым объектам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости этого объекта. Наличие товарно материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевещивания или перемеривания. Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях когда во время проведения инвентаризации товарно материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяются при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Члены инвентаризационной комиссии должна помнить, что допущенные ими ошибки во многом будут влиять на результат инвентаризации.
Заключение
Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы.

Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявиь влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Существует несколько определений инвентаризации.

Значение и роль инветаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценносте и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета.

Виды инветаризации очень различны в зависимости от того с какой целью они проводятся они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.

Для того чтобы провести инветаризацию на предприятии приказом руководителя создается постояннодействующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно-ревизионной службы предприятия. Перед тем кака проводить инветаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия.

Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию.

В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачисению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства (счета 25 "Общепроизвоздсвенные расходы", 26 «Общехозяйственные расходы»), издержки обращения (счет 44 "Издержки обращения"). Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Некомпенсированые материально ответственными лицами недостачи товарно-материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. При выявление каких–либо расхождений в оформлении документов, инвентаризационная комиссия должна составить правильные. По некоторым объектам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости этого объекта. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевещивания или перемеривания. Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях когда во время проведения инвентаризации товарно-материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяются при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения инвентаризации необходимо широко использовать современные средства вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.
/>

Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета.- М.:”Экспертное бюро”, 1997.- 351.

Белый И.Н., Папковская П.Я., Михалкевич А.П. Теория бухгалтерского учета.- Мн.: ООО “Мисанта”, 1997.

Белый И.Н., Сушкевич А.Н. Организация бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятиях и организациях. — Мн.: ООО «Экаунт», 1996. — 72с.

Бухгалтерский учет и контроль в Республике Беларусь: (Сб. норматив. Актов в 6 т.). Т. 4. Учет имущества /Сост. И.Н. Ковалевич.- Мн.: Амалфея, 1996.-832с.

Гуренков Д.С. Инвентаризация: цели, порядок проведения, документальное отражение, регулирование результатов.// Финансовые и бухгалтерские консультации.- №4 — 1996.

Гусева Т.М., Шеина Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. Пособие./ Под ред. В.Г. Гетьманс.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 208с.

Дубовская А.И. Инвентаризация. Типичные ошибки при проведении и оформлении инвентаризации.// Консультант бухгалтера.-№4 .-1999.

Закон Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности". — Мн.: Экаунт, 1998.- 19 с.

Луговой А.В. Организация инвентаризации.// Бухгалтерский учет.-№1-1999.

Мазурина Г. Аудит кассовых операций.// Аудитор. -№10-1998.

Мезенцева Т.М. Основы бухгалтерского учета: Учеб. Пособие.- Мн.: ООО “Аудикс”, 1995.- 108 с.

Палий В.Ф., Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 1984.- 279 с.

Папковская П. Я. Курс теории бухгалтерского учета: учебнге пособие. — Мн.: ООО«Информпресс», 1999.- 216с.

Полякова С.И., Соловьева О.В., СтаровойтоваЕ.В. бухгалтерский учет: практическое пособие для самообучения. — М.: ТЕИС, 1998.

Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебн. Пособие. – Мн.: Мисанта, 1996.

Соколов Я.В., Пятов М.Л. Организация инвентаризации товаров.// Бухгалтерский учет.-№1-1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.