Доход и корректирующие проводки
Получение прибыли — это главная цель любой предпринимательской деятельности. Поэтому главной целью бухгалтерского учета является оценка и отражение в финансовой отчетности успехов предприятия в достижении этой цели.
Чистая прибыль — это чистое увеличение в собственном капитале в результате экономической деятельности. Сумма чистой прибыли определяется как разница между доходами и расходами. Если расходы превышают доходы, в этом случае результатом деятельности будет чистый убыток.
Доходы — это поступления или другие улучшения активов предприятия, либо погашение его обязательств в результате поставки или производства товаров, оказания услуг и других видов деятельности, которые составляют постоянные, основные или главные вилы деятельности предприятия — Самая простая оценка доходов — это стоимость активов, полученных или подлежащих к получению от покупателей за данный период времени.
Расходы — это оттоки или другое использование активов или возникновение обязательств в результате поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления других видов деятельности, которые составляют постоянные, основные или главные виды деятельности предприятия. Расходы можно также определить как себестоимость товаров или услуг, использованных в процессе получения дохода.
Расходы уменьшают собственный капитал предприятия и активы, и увеличивают пассивы. Однако не только расходы могут стать причиной уменьшения собственного капитала и активов предприятия. Собственный капитал и активы могут также уменьшиться в результате изъятия капитала собственниками.
Доходы, в свою очередь, приводят к увеличению собственного капитала и активов. Однако не каждое увеличение собственного капитала и активов является доходом. Собственный капитал и активы могут увеличиться в результате дополнительного вложении капитала собственниками. Активы могут увеличиваться в результате займа денежных средств.
Для того чтобы определять причины изменения капитала, руководство предприятия и другие заинтересованные лица открывают отдельные счета для каждого вида доходов и расходов. В конце каждого отчетного периода эти счета закрываются, итоговые сальдо переносятся в отчет о прибылях и убытках. Поэтому эти счета называются временными или номинальными счетами. На начало каждою отчетного периода сальдо временных счетов должно быть нулевым.
Информация об активах, обязательствах и собственном капитале предприятия хранится на счетах, которые называют постоянными или реальными счетами. Сальдо постоянных счетов отражаются в бухгалтерском балансе.
Проблема отчетного периода заключается в трудности отнесения расходов и доходов к короткому периоду времени, такому как месяц или год, потому что оценка чистой прибыли за короткий период времени неизбежно приблизительна. Бухгалтеры решают эту проблему с помощью допущения о периодичности, которое заключается в признании того, что чистая прибыль за любой период времени, меньший, чем срок существования предприятия, должна рассматриваться как предположительная, но полезная оценка чистой прибыли за данный период.
Обычно в качестве отчетного периода принимаются отрезки времени равной продолжительности, как правило, двенадцать месяцев. Такой отчетный период называется финансовым годом.
При исчислении прибыли и составлении финансовой отчетности вообще бухгалтеру следует исходить из двух важных допущений:
Непрерывность деятельности. До тех пор, пока нет никаких признаков прекращения деятельности предприятия, бухгалтер должен предполагать, что деятельность предприятия будет продолжаться бесконечно долго. С помощью допущения о непрерывности бухгалтер решает проблему непрерывности, заключающуюся в трудности определения периода времени, в течение которого будет существовать предприятие.
Допущение о соответствии. Доходы должны быть отнесены к тому отчетному периоду, в котором проданы товары и оказаны услуги, и расходы должны быть отнесены к тому отчетному периоду, в котором они были использованы для получения дохода. С помощью допущения о соответствии бухгалтер решает проблему соответствия, заключающуюся в трудности определения того, какие доходы действительно были заработаны за отчетный период, и как отличить их от денежных средств, полученных за период, и какие расходы были действительно понесены в течение отчетного периода, и как отличить их от тех, за которые были выплачены денежные средства.
Иногда соответствие между доходами и расходами установить очень легко, особенно на небольших предприятиях, даже если там применяется кассовый метод учета — метод, по которому расходы и доходы признаются на основе выплаты денежных средств. Но в большинстве случаев это не так.
Применение правила соответствия потребовало разработки учета по методу начисления.
Учет по методу начисления позволяет регистрировать финансовое воздействие на предприятие операций и других событий в тс периоды, когда они произошли, а не тогда, когда были выплачены или получены денежные средства Метол начисления включает в себя два шаг а. признание доходов и расходов и тpансформацию (корректировку).
Признание дохода — процесс определения момента получения дохода. Например.
1. Рекламное агентство принимает доходы не в момент оплаты клиентами услуг, а в момент публикации рекламных объявлений.
2. Страхован компания признает доходы от оказания услуг не в момент покупки клиентами страховых полисов, а в момент окончания действия страхового полиса. В случае если страховой полис действует в течение продолжительною периода времени, возможно признание дохода в момент продажи страховою полиса, одновременно с этим должны признаваться расходы через начисление провизии (резервов).
Трансформация — преобразование сальдо счетов пробного баланса в целях получения информации, необходимой для составления финансовой отчетности.
Бухгалтерский баланс должен содержать информацию об активах, обязательствах и собственном капитале предприятия на отчетную дату, а отчет о прибылях и убытках — обо всех доходах и расходах предприятия за период, оканчивающийся в этот же день.
Так как большинство операций предприятий относится не только к данному отчетному периоду, но и к одному и более последующих, необходим процесс трансформации.
Трансформация оформляется бухгалтерской записью, которая называется корректирующей (трансформационной) проводкой. Она состоит из записи по одному или нескольким постоянным (балансовым) счетам и одной записи по временному счету (счету О1чета о прибылях и убытках). Трансформация производится в виде отсрочки или начисления
Отсрочка — это задержка признания уже оплаченных расходов или уже полученной выручки
Начисление — признание расходов, которые уже во) никли или доходов, которые уже (арабоганы, но еще не зарегистрированы.
Отнесение доходов и расходов к двум и более отчетным периодам (отсрочка).
Предоплаченные расходы оплачиваются в одном отчетном периоде и относятся к нескольким будущим отчетным периодам. К таким расходам относятся арендная плата, страховка, оплата за обучение.
Износ или расходы на износ основных средств — периодическое распределение стоимости основных средств на срок их полезной службы.
При начислении износа дебетуется счет расходов на износ и кредитуется счет накопленного износа. Этот счет называется контрсчетом — сальдо этого счета вычитается из сальдо соответствующих счетов (в данном случае, счета основных средств) при составлении бухгалтерского баланса.
Контрсчета в данном случае используются по двум причинам: они позволяют сохранить первоначальную стоимость основных средств и рассчитать величину износа основных средств. Разность между первоначальной (исторической) стоимостью основных средств, учитываемой на счете «Основные средства», и накопленным износом, учитываемым на счете «Накопленный износ» является чистой стоимостью основных средств на отчетную дату. Эта величина также называется балансовой или книжной стоимостью.
Незаработанные доходы — это выплаченная авансом выручка, по которой в течение текущего отчетною периода еще не были отгружены товары или выполнены услуги. Это счет обязательств. Типичные примеры незаработанных доходов выручка по продаже билетов, подписка.
Незарегистрированные (начисленные) доходы — это доходы, право на получение которых возникло в данном отчетном периоде вследствие отгрузки товаров или оказания услуг, но которые еще не были зарегистрированы.
Незарегистрированные (начисленные) расходы — любые незарегистрированные расходы, обязательства по которым возникают в данном отчетном периоде, хотя эти обязательства будут погашены только в будущих отчетных периодах.
Таким образом, корректирующие (трансформационные) проводки необходимы, когда зарегистрированные расходы делятся между двумя и более отчетными периодами, зарегистрированные доходы делятся между двумя и более отчетными периодами, существуют незарегистрированные расходы, существуют незарегистрированные доходы.
Подготовка трансформационных записей представлена в таблице 1.
Таблица 1
Вид корректирующей проводки
Вид счета
Примеры
Дебетуется
Кредитуется
Отсрочка
1 Распределение зарегистрированных расходов
Расходы
Актив (или контрактив)
Предоплаченная аренда. Страхование. Материалы Основные средства
2 Распределение зарегистрированных доходов
Обязательства
Доходы
Комиссионные, полученные авансом
Начисления
1 Незарегистрированные доходы (заработанные, но неполученные)
Актив
Доходы
Комиссионные, проценты к получению
2 Незарегистрированные расходы (понесенные, но неоплаченные)
Расходы
Обязательства
Заработная плата к выплате Проценты к выплате
Литература
International Accounting Standards. 2007.
Стандарты бухгалтерского учета и методические рекомендации. — Алматы: Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан. 2005.
Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета — Четвертое издание, — М.: Финансы и статистика. 2007.
Л. Чедвик. Основы финансового учета. — М.: Банки и биржи. 2008.
Р. Энтони, Дж. Рис. Учет: ситуации и примеры. — М: Финансы и статистика. 2008.