Министерство образования российской федерации
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Уфимский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Внутренний аудит
На тему: Внутренний аудит материально-производственных запасов их движение и использование
Факультет: Учетно-статистический
Специальность: Бухучет и аудит
Студентки 5 курса, 1 поток, 3 группа
Выполнила: Хайруллина Лиля Мансуровна
Проверила: Ахтамова Гульнара Авхадиевна
Уфа — 2004
Содержание
Введение
1. Последовательность внутренней проверки поступления и выбытия материально-производственных запасов
Аудит операций по поступлению материалов
Аудит операций по выбытию: продаж и списания материалов
Аудит учета материалов на складах
2. Внутренний аудит материально-производственных запасов в МУП Совхоз-заводе «Раевский»
2.1 Краткая характеристика МУП Совхоз-завода «Раевский»
2.2 Аудит учета материалов в бухгалтерии МУП Савхоз-завода «Раевский»
2.3 Внутренний аудит операций по поступлению и движению материально- производственных запасов по МУП Совхоз – заводу «Раевский»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральным законом от 08.08.2001 № 128 – ФЗ (с изменениями от 13.03.2002, 21.03.2002) «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также рядом нормативных правовых актов, подготовленных и утвержденных во исполнение указанных Законов.
К регулирующим документам, учет материально-производственных запасов относятся:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ №34н от 28 июля 1998 года).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» (ПБУ № 5-01».
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 года).
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ № 94н от 31 ноября 2000 года).
Налоговый кодекс РФ (чч. 1 и 2).
Целью аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по их наличию и движению, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы: доверенность, приходный ордер, акт о приемке материалов, лимитно-заборная карта, требование-накладная, накладная на отпуск материалов на сторону, карточка учета материалов.
Прежде всего, необходимо проверить положения учетной политики по учету материально-производственных запасов, которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на то:
как учитываются материалы по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;
какой метод используется для списания материалов на затраты производства;
какой метод применяется для учета движения материалов на складах.
Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материалов. К таким комплексам относятся:
учет поступления материалов;
аналитический учет движения материалов на складах предприятия;
учет использования материалов по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материалов;
сводный учет материалов;
анализ использования материальных ресурсов.
При проверке организаций учета движения материалов на складах, прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии.
Проверка правильности отнесения и списания материалов, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате землетрясений, наводнений пожара или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи материалов регулируется законодательством и учредительными документами.
Аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации материалов и их переоценки в части их отражения в балансе. При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материалов и дать рекомендации по ее рационализации.
1. Последовательность внутренней проверки поступления и выбытия материально-производственных запасов
1.1 Аудит операций по поступлению материалов
Поступление материалов в организацию осуществляется по договорам поставки, по договорам купли-продажи, внесения в счет вклада в уставный капитал организации, путем изготовления материалов силами организации, получение организацией по договору дарения (безвозмездно).
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки от поставщика организация получает расчетные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные платежные требования, платежные требования-поручения и т.п.) и сопроводительные документы (сертификаты, качественные
удостоверения). Организация устанавливает порядок приёмки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки и функциональных обязанностей должностных лиц. При поступлении материалов необходимо:
регистрация документов в журнале учета поступающих грузов;
проверять соответствие документов договорам поставки по видам, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки;
проверка правильности расчетов в расчетных документах;
акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично отказаться от акцепта (от оплаты), предать документы;
передача документов в подразделения организации (бухгалтерской службы, финансовый отдел) в сроки предусмотренные правилами документооборота организации.
Для получения материалов со склада поставщика уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати и штампа организации.
Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денежных средств и других ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность, в которой не указана дата её совершения, ничтожна.
Поступившие в организацию товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты передаются соответствующему подразделению организации (складу) как основание для приёмки и оприходования материалов.
Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.
При приёмке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанных в расчетных документах.
Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами. Приемка и оприходование поступающих материалов и тары оформляется соответствующими складами, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными.
Прибытие нескольких грузов от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются и общий итог записывается в приходный ордер.
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет-фактура, накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
При перевозке грузов автотранспортом приёмка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным документам поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приёмку осуществляет Комиссия, которая оформляет её актом о приемке материалов.
В случае составления приёмного акта приходный ордер не оформляется.
Приёмный акт о приёмке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.
Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объёмных, линейных, в штуках). По этим единицам измерения устанавливается учетная цена.
Материалы поступают в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада по другой (например, поштучно), оприходование и отпуск отражается в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках — количество в единицах измерения, по которой материал будет отпускаться со склада.
Если в расчетных документах поставщика указана более крупная (мелкая) единица измерения (тонна), чем принято в организации (килограмм), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в организации.--PAGE_BREAK--
Если направить материалы непосредственно в подразделения организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. В приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).
Материалы, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации.
Приемные акты и приходные ордера должны составляться в день поступления соответствующих материалов на склад в сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.
Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.
Если материалы приняты на ответственное хранение, относятся в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозным вещам и являются скоропортящимися или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация может использовать указанные материалы в производственных целях или продать. При этом указанные материалы прихо-дуются в организации по рыночной стоимости.
Выручка от продажи этих материалов ли их рыночная стоимость при исполь-зовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.
В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов, а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями. Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями то есть бухгалтерской службой, службой снабжения или должностными лицами.
Покупка материалов подотчетными лицами организации подлежат сдаче на склад. Приход материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов,
квитанция к приходному ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях когда:
осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;
продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки.
производится сдача отходов, образующихся в процессе продукции, а также сдача брака;
осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств.
Операции по передаче материалов из одного подразделения в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается в бухгалтерском учете по Дт.10 «Материалы» Кт.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад). В следующем месяце эта запись сторнируется.
Налог на добавленную стоимость начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог цены не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные записи.
В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордеров, актах выполненных работ), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, не выделена сумма налога, то и в расчётных документах (поручениях, требованиях-поручениях, реестров чеков и реестров на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Стоимость приобретенных в таких случаях материальных ресурсов, включая предполагаемый по ним налог, учитывается в целом на счетах учета материально-производственных запасов.
1.2 Аудит операций по выбытию: продаж и списания материалов
При продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния. Исчисление и уплата налога к цене продаваемых материалов осуществляется организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Продажа материалов оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.
Порядок вывоза и выноса с территории организации материалов, оформления пропусков на вывоз и вынос, организация контроля за вывозом (выносом) материалов устанавливается организацией.
При отгрузке материалов для продажи определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.
Продавец (поставщик) учитывает по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж следующие суммы, подлежащие оплате покупателем:
1. стоимость отгруженных материалов по договорным ценам;
2.налог на добавленную стоимость в размерах, установленных законодательством.
В случае образования задолженности за покупателями списываются в дебет счета учета продаж:
фактическая себестоимость материалов (при применении учетных сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений или транспортно-заготовительных расходов, относящихся к этим материалам);
расходы по продажам, относящиеся к проданным материалам;
налог на добавленную стоимость — в суммах, определенных в соответствии с действующим законодательством;
дебетовое или кредитовое сальдо по счету учета продаж списывается на финансовые результаты организации.
Оплаченная сумма покупателем отражается по дебету соответствующих счетов учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов.
Аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные (отпущенные) им материалы должен вестись по каждому предъявленному покупателю и заказчику счету.
Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в следующих случаях:
пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;
морально устаревшие;
при выявлении недостач, хищений или порчи, пожаров, аварий, стихийных бедствий.
Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально-ответственных лиц. Комиссией осуществляется ряд функций:
непосредственный осмотр материалов;
установление причин непригодности к использованию материалов (нарушений условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий);
выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;
составление акта на списание материалов;
представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (лома, утиля);
осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
В акте на списание материалов указывается:
наименование списываемых материалов и их отличительные признаки;
количество;
фактическая себестоимость;
установленный срок хранения;
дата (месяц, год) поступления материалов;
причина списания;
информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.
Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
При списании материалов их фактическая себестоимость относится в дебет счета «Недостачи и потери от порчи ценностей». В зависимости от конкретных причин потерь фактическая себестоимость материалов подлежит списанию с кредита счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счетов учета затрат на производство или издержки обращения (расходы), расчетов по возмещению ущерба, финансовых результатов.
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях или подлежащие сдаче в виде отходов (лом), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материалов.
Накладная на внутреннее перемещение материалов выписываются в 3 экземплярах, из которых один экземпляр остается в подразделении списывающего материалы, второй экземпляр передается подразделению, принимающему материалы, третий экземпляр передается в бухгалтерию организации. Накладные на внутреннее перемещение материалов подписываются руководителями передающего и принимающего подразделений организации.
Остающиеся от списания материалов отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости, исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.
Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов, приказов на отпуск).
Материалы списываются передающей стороной по фактической себестоимости (учетной цене, увеличенной на долю отклонений к стоимости материалов, приходящихся на них). Стоимость материалов, передаваемых безвозмездно, а также возникающие расходы по отпуску этих материалов, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
1.3 Аудит учета материалов на складах
Для хранения материальных запасов в организациях создаются:
центральные (базисные) склады, которые находятся в ведении непосредственно руководителя организации или службы (отдела) снабжения и сбыта. Центральные склады должны быть специализированными, особенно в случаях, когда в организации имеются материалы, требующих разных режимов хранения. Для хранения готовой продукции создаются отдельные склады;
склады (кладовые) цехов, филиалов и других подразделений организации.
Не должно допускаться создание излишних промежуточных складов и кладовых, а также перемещение материальных запасов с одних складов в другие. Каждому складу приказом по организации присваивается номер, который указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Для материалов открытого хранения оборудуются специально приспособленные площадки. продолжение
--PAGE_BREAK--
Склады (кладовые) должны быть обеспечены исправными весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием. Измерительные приборы должны периодически проверяться.
На складах (кладовых) материальные запасы размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типо- и сорторазмерам на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях. Размещение материальных запасов должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрое отыскание, отпуск и проверку наличия.
К месту хранения материальных запасов прикрепляется ярлык, а на ячейках делаются надписи с указанием наименования материала, его отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт), номенклатурного номера, единицы измерения и цены. На складах (в кладовых) должны соблюдаться соответствующие режимы хранения материальных запасов (температурно-влажностные) с тем, чтобы не допускать их порчу и потерю необходимых физико-химических свойств.
Прием и хранение, отпуск и учет материальных запасов по каждому складу возлагаются на соответствующие должностные лица (заведующий складом, кладовщик), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными должностными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если в штате организации, подразделения отсутствует должность заведующего складом (кладовщика), то его обязанности могут быть возложены на другого работника организации с обязательным заключением с ним договора о полной материальной ответственности.
Прием на работу и увольнение заведующих складами, кладовщиков и других материально-ответственных лиц осуществляются по согласованию с главным бухгалтером организации.
Заведующий складом, кладовщик и другие материально-ответственные лица могут освобождаться от занимаемых должностей только после сплошной инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их другому материально-ответственному лицу по акту. Акт приема-передачи визируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации, а по складам (кладовым и другим местам хранения) подразделений – руководителем соответствующего цеха (подразделения).
Распоряжения (указания) главного бухгалтера в организации в части учета материальных запасов, оформления и представления учетных документов и отчетности обязательны для заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и других материально-ответственных лиц, а также ее работников.
Учет материальных запасов, находящихся на хранение в складах (кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим признакам материалов. При автоматизации учетных работ указанная выше информация формируется на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.
На складах ведется количественный сортовой учет материальных запасов в установленных единицах измерения, с указанием цены и количества. Учет измерительных приборов и приспособлений, мерной тары, а также основных средств, находящихся на складах (в кладовых) в эксплуатации (то есть используемых по прямому назначению, а не на хранение), ведется в том же порядке, что и учет соответствующих материалов в других подразделениях организации.
Карточки складского учета открываются на календарный год службой снабжения организации. При этом заполняются реквизиты, предусмотренные в карточках: номер склада, полное наименование материалов, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты. На каждый номенклатурный номер материала открывается отдельная карточка.
Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской службой организации в специальном реестре (книге), а при механизированной обработке – на соответствующем машинном носителе. При регистрации на карточке ставится номер карточки и виза работника бухгалтерской службы или специалиста, осуществляющего бухгалтерскую функцию в организации.
Карточки выдаются заведующему складом (кладовщику) под расписку в реестре.
В полученных карточках складского учета заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллаж, полка, ячейка и т.п.).
В случае применения организацией в качестве учетной цены цен поставщиков или фактической себестоимости материалов:
открывается новая карточка складского учета при каждом изменении цены;
учет ведется на одной и той же карточке независимо от изменения цены. В этом случае в карточках по строке «Цена» указывается «Цена поставщика» или «Фактическая себестоимость». Новая цена записывается по каждой операции.
Если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Записи сумм в карточках производит работник бухгалтерской службы. Решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера эта работа может быть возложена на лицо, ведущее учет на карточках складского учета.
Приказ Минфина РФ от 28.12.01 г. №119н (п.267) работники бухгалтерской службы организации, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц, осуществлять непосредственно на складах в присутствии заведующего складом проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей (разносок) операций в карточках складского учета, а также полноты и своевременности сдачи исполненных документов в бухгалтерскую службу организации.
При ведении в бухгалтерской службе сальдового метода учета материалов работник бухгалтерской службы сверяет все записи в карточках складского учета с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках. При ведении карточек учета бухгалтерской службе организации сверяются карточки бухгалтерской службы со складскими карточками
Периодически в сроки, установленные в организации графиком документооборотом, заведующее складами обязаны сдавать, а работники бухгалтерской службы принимать от них все первичные учетные документы, прошедшие по складам за соответствующий период.
Если при выборочной проверке склада были выявлены недостачи, порча, излишки, они оформляются актом, на основании которого излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются с одновременным учетом их стоимости.
По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на первое января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки: «остаток перенесен в карточку 200_г. №…»), брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.
За определенные промежутки времени, но не реже одного раза в месяц, составляется оборотная ведомость по движению материалов.
В организациях, имеющих службу внутреннего аудита, функции по контролю движения материалов на складах организации и других местах хранения или часть этих функций может выполняться указанной службой.
2. Внутренний аудит материально-производственных запасов в МУП Совхоз — заводе «Раевский»
2.1 Краткая характеристика МУП Совхоз завода «Раевский»
МУП Совхоз-завод «Раевский» находится в поселке городского типа Раевский Аль-шеевского района Республики Башкортостан в 145 км от города Уфы на юго-запад.
Раевский консервный завод организован в 1942 году на основании эвакуированного из села Михайловка, Сталинградской (ныне Волгоградской) области консервного завода по производству мясных и мясорастительных консервов. С производительной годовой мощностью 3500 тыс. усл. банок.
Основной деятельностью предприятия является выращивание и переработка овощей
их консервирование, посадка картофеля.
МУП Совхоз-завод « Раевский» имеет два отделения: Демское и Уваровское отделение, которые составляют общую площадь 2473 га, в том числе 2335 га сельскохозяйственных угодий из них пашня 1839 га, сенокосы 263 га. Среднегодовое поголовье основного стада молочного скота КРС 161 голов и молодняка КРС 284 голов, лошадей 61 голова.
Таблица 1
Данные по МУП Совхоз – заводу «Раевский» на 01.01.2003 г.
Показатели
Сумма тыс. руб.
Общая кредиторская задолженность
59228
в том числе:
перед поставщиками
8586
перед персоналом по оплате труда
1308
Перед бюджетом и внебюджетными фондами
49290
в том числе: пени и штрафы
28487
Общая дебиторская задолженность
2562
из них: покупатели
1718
Валовой убыток
3610
Издержки обращения
583
Операционные доходы
100
в том числе: оприходовано металлолома
37
доход от сдачи имущества в аренду
20
Операционные расходы
446
в том числе: убытки от содержания ЖКХ
406
Общая сумма внереализационных доходов
1275
в том числе: получены дотации из бюджета всех уровней
219
списана кредиторская задолженность
1056
Общие внереализационные расходы
2890
в том числе: списаны погибшие посевы
437
списана дебиторская задолженность
250 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Остапенко Т.Г. --PAGE_BREAK--
В накладной нет углового штампа завода
2
10.01.2003г.
Накладная на внутреннее перемещение
26
23.12.02г
127р. 44к.
10
10
Переданы со склада №1 в консервный цех
В накладной нет подписи М.О.Л.
3
11.01.2003г.
Акт на списание материалов в производство
б/н
25.07.02г
437р. 20к.
20
10
Списаны материалы на МТФ
Акт не утвержден руководителем организации
4
12.01.2003г.
Товарно-транспортная накладная
92
19.12.02г
1046р 37к.
10
60
Поступила продукция на склад от поставщика
Нет сертификата качества продукции
5
13.01.2003г.
Накладная на отпуск материалов
38
24.04.02г
284р. 16к.
90/9
10
Отпущены материалы сторонней организации
В накладной отсутствует доверенность на получение материалов и нет подписи «получил»
Заключение
Внутренний аудит базируется на разнообразной исходной информации. Ее можно рассматривать как внутреннюю систему потоков нормативных, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации.
Внутренний аудит осуществляется по разным причинам:
по решению руководства организации для выявления нарушений, хищений и т. д.;
для формирования мнения о достоверности данных внутренней системы.
Внутренний аудит достаточно трудоемкий процесс, хотя он связан с небольшим объем разнообразных вычислений, но требует использования своевременной вычислительной техники. Но в МУП Совхоз – заводе «Раевский» нет ЭВМ, но с применением ЭВМ заводу можно было бы повысить эффективность аналитических расчетов:
сократить сроки внутренних проверок;
добиться более полного охвата факторов, которые влияют на результаты хозяйственной деятельности.
Основными задачами внутреннего аудита материально – производственных запасов является проверка сохранности материальных ресурсов, соответствие складских запасов норматива, выполнение планов снабжения материалами; выявление фактических затрат с заготовкой материалов; правильное распределение израсходованных материалов.
При внутреннем аудите необходимо обратить внимание на правильность:
заключение договоров у материальной ответственности с кладовщиками (материально – ответственными лицами);
оформления документов по приходу и расходу материально –производственных запасов;
ведение аналитического учета движения материально – производственных запасов в бухгалтерии;
регулярность проведения сверок данных по движению материалов в бухгалтерии и на складах предприятия;
хранения на складах количества неиспользуемых материалов;
как производится списание материалов по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и другие).
Рекомендации. В качестве путей рационализации учета материально – производственных запасов МУП Совхоз – завода «Раевский» предлагаю: закупить ЭВМ и использовать ПК; применять наиболее эффективные методы учета и оценки запасов, организации движения материально – производственных запасов на складах. Предлагаю применять следующие меры для эффективной борьбы с хищениями материалов: надежное место хранения, закрывающееся на замок, 24-часовая охрана (сигнализации), процедуры проверки персонала.
Согласно данным о финансовом положении МУП Совхоз – завода «Раевский» на 01.01.2004г. является банкротом. Так как предприятие не способно удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ и услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.
Убытки в МУП Совхоз-заводе «Раевский» произошли в результате хищений, небрежного хранения, порчи материалов, хранения большого количества труднореализуемых товаров.
Список используемой литературы
1. Практикум внутреннего и внешнего аудита. Барышников Н.П. Москва – 2003 г.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ. От 29.07.98 г. № 34-Н (в ред. Приказа МФ РФ от 24.03.2000 г. № 31-Н), с последующими изменениями и дополнениями.
3. Звороно А. Ф. Звороно И.Г. Ошибки в учете товарно-материальных ценностей //Налоговый вестник № 1 2001 г.
4. Горбунков И.В. Внутренний аудит в организациях. Москва 2002 г.
5. Копылова Л.П. Аудит товарно – материальных ценностей // Аудиторские ведомости № 9 2002 г.
6. Подольский В.И. Аудит. Москва – 2003 г.
7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129- ФЗ
8. Методические указания по выполнению курсовых работ Москва 2002 г.