Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерское дело 6

--PAGE_BREAK--
А — ∑хо4 = П — ∑хо4,  то есть А — 8 000 = П — 8 000

А = П
Как видно из приведенных формул, равенство валюты актива и пассива баланса при влиянии любого типа хозяйственных операций сохраняется, при этом после каждой хозяйственной  операции в балансе затрагиваются две статьи. Также итоги валюты актива и пассива баланса изменяются лишь в том случае, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно актив и пассив баланса.

Если баланс схематично представить прямоугольником, разделенным по вертикали на актив и пассив, то рассмотренные типы операций будут выглядеть следующим образом:




  а                                        б                                     в                                    г

Iтип

Актив              Пассив



IIтип

Актив           Пассив



IIIтип

Актив          Пассив 



IVтип

Актив          Пассив 

+

-







+

-



+

+



-

-



Где  а – операции активные (Iтип);

        б – операции пассивные (IIтип);

        в – операции активно-пассивные в сторону увеличения (IIIтип);

        г – операции активно-пассивные в сторону уменьшения (IVтип).
Анализ хозяйственных операций.

Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского дела, и не случайно многие зарубежные и отечественные ученые считают их главным объектом бухгалтерского наблюдения и учета. На уровне хозяйственных операций осуществляется их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете.

Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат. Различают три основных вида хозяйственных процессов:

— процесс обеспечения;

— процесс производства;

— процесс продажи.

Процессы воспроизводства в нормально функционирующем экономическом субъекте носят непрерывный характер. В процессе производства потребляются средства труда и предметы труда, а поэтому непрерывность процесса воспроизводства зависит от постоянного возобновления этих производственных ресурсов, что в свою очередь связано с непрерывным и четким осуществлением процесса материально-технического снабжения (заготовления).

Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций зачастую требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок. Схема анализа в данном случае может выглядеть следующим образом:



Нарушение (нормативно-правовое,

влияющее на финансовое состояние организации)



Предполагаемые последствия






Анализ ситуации (методом экономического или финансового анализа, методом математического моделирования и прогнозирования, графическим методом и т. д.)




Порядок исправления (альтернативные варианты)


В практической работе бухгалтер всегда отвечает на три вопроса:

— когда произошла хозяйственная операция?

— каково стоимостное выражение хозяйственной операции?

— каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция?

Следовательно, при анализе хозяйственных операций перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволяет квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему:

— идентификация хозяйственных операций по времени;

— оценка хозяйственных операций;

— классификация хозяйственных операций в номенклатуре плана счетов, выбранного для хозяйствующего субъекта.

Проблема идентификации заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Традиционно бухгалтеры придерживаются правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Вместе с тем в небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате, поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на предмет.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации. Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки с клиентом может быть достигнута договоренность о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки –самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами во время осуществления операции (первичные документы).

Классификация хозяйственных операций –это их запись в системе счетов. Для квалификации каждой хозяйственной операции необходимо распознать ее экономические и юридические характеристики:

   

С точки зрения эконо

мии
Экономической характеристики хозяйственные  операции подразделяются на действия и события. Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта и выполняются под его целенаправленным воздействием. События возникают в результате случайных явлений без участия руководителей (хищения, потери от пожара и т. д.).

По отношению к хозяйственной единице хозяйственные операции делятся на внутренние (описают действия или события, протекающие в границах хозяйствующей единицы) и внешние – отражают связи, не ограничивающиеся контурами предприятия, затрагивающие совокупности других хозяйственных образований или физических лиц. По уровню обобщенности хозяйственных операций различают индивидуальные и агрегированные хозяйственные операции. Индивидуальные описываются показателем, характеризующим только объект учета. Агрегированные хозяйственные операции объединяют несколько индивидуальных связанных общностью объектов учета (суммарный расход материалов за период).

В зависимости от длительности совершения хозяйственные операции классифицируются на моментальные, длительные и абсолютные. Моментальные происходят в течение одного отчетного периода или цикла и чаще всего носят разовый характер (выдача зарплаты). Длительные – хозяйственные операции, осуществляющиеся в течение нескольких учетных периодов, например, распределение стоимости долгосрочных активов по периодам полезного функционирования. Абсолютные хозяйственные операции  наступают вследствие истечения сроков исковой давности.

С юридической точки зрения хозяйственные операции подразделяются  на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты.

Сделки осуществляются на основе договоров, соглашений. В отличие от сделок поступки не являются результатом целенаправленной деятельности субъекта управления (принятие к учету излишков ТМЦ, обнаруженных при инвентаризации). Административные акты – это следствие применения нормативно-регламентирующих и законодательных документов (начисление налогов).

Неправомерные– это те хозяйственные операции, которые имели место в результате нарушений действующего законодательства, моральных и этических норм. Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но и от логической конструкции системы (рабочего плана счетов), применяемых в организации.

Имущество и обязательства – объекты бухгалтерского учета.

Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).





 

Под внеоборотными понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретением.

Основными отличительными особенностями основных средств является то, что они эксплуатируются длительное время, не меняя своей натурально-вещественной формы, постепенно изнашиваются и частями переносят свою стоимость на произведенный продукт.

По назначению основные средства подразделяются:

— на производственные основные фонды, непосредственно принимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и т. д.);

— на непроизводственные основные фонды, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дворцы и дома культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и т. д.).

Нематериальные активыпредставляют собой права, вытекающие из авторских и иных договоров на произведения науки: торговые марки, торговые знаки; программы ЭВМ; базы данных; патенты на изобретение; промышленные образцы, лицензии и т. д. Здесь же учитывается деловая репутация фирмы и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, используются в хозяйственной деятельности длительное время и приносят доход.

Вложения во внеоборотные активы– обобщающее понятие, характеризующее вложения организации в долгосрочные (внеоборотные) активы – основные средства, материальные ценности, нематериальные активы и т. п. Другими словами – это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством, приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, буровые и т. д.).

Финансовые вложения– это стоимость имеющихся в распоряжении предприятия ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Капитальные вложения и финансовые вложения представляют собой инвестиции предприятия.

Оборотные активыучаствуют в процессе производства один раз, меняют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. В оборотные средства включают следующие группы: производственные запасы, предметы обращения, средства обращения, финансовые активы предприятия и отвлеченные средства.

Производственные запасы– это предметы труда, на которые направлено действие человека в процессе создания продукта труда. К этой группе относят сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, животных на выращивании и откорме, расходы будущих периодов и т. д.

Предметы обращения– временно свободные денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах. Самостоятельную группу оборотных активов составляют финансовые активы предприятия, в которую входят: акции, облигации, сберегательные сертификаты и прочие денежные средства предприятия.

Отвлеченные средствавозможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи из прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения. Таким образом, это средства, которые изъяты из оборота на длительный срок или безвозвратно.

Средства в расчетах– различные виды дебиторской задолженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием (например, покупателей и заказчиков за поставленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет суммы и т. д.).  Все виды хозяйственных активов предприятия составляют актив баланса.

Кроме хозяйственных средств объектами учета являются источники их формирования. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы:

— источники собственных средств (обязательства перед собственниками);

— источники заемных средств (обязательства перед третьими лицами).

Собственные источники имущества (обязательства перед собственниками) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Источники собственных средств включают в себя:

— уставный капитал – капитал, сформированный коммерческими организациями, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной общественностью составляется из стоимости вкладов его участников, а уставный капитал акционерного общества – из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Уставный капитал определяет размер  имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.
4.Формирование учетной политики.

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером организации и утверждается в виде приказа руководителем организации, что делается ежегодно, а вновь созданные организации должны разработать и принять учетную политику не позднее 90 дней с момента государственной регистрации.

Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее изменения могут иметь место только в отдельных случаях, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98.

Начиная с 2002 года, все организации должны разрабатывать не одну, а две учетных политики — одну для целей финансового учета (об этом говорилось выше), а другую — для целей налогообложения.

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа.

Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, – обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, – по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.

В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной.

Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. При этом целесообразно сразу дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, которым организации предоставлено право выбора.

Анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении – что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы.

Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 8 ПБУ 1/98.

В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:

выбора из нормативно установленных вариантов;

самостоятельной разработки собственного варианта решения.

При составлении учетной политики утверждается:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

3.График документооборота, регламентирующий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.

4.Сроки и порядок проведения инвентаризации.

Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 5 декабря 2003 г. № 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно .

5.Учетная политика организации по видам имущества, операциям и обязательствам.

В учетной политике должны быть закреплены:

а) установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств (лимит отнесения имущества к объектам основных средств свыше лимита, установленного Министерством финансов России в 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения активов к основным средствам – срок полезного использования более 12 месяцев – остается неизменным.

б) учет нематериальных активов, который ведется в соответствии со следующими документами:

в) порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся (МБП).

г) способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств и по объектам нематериальных активов (линейный способ, нелинейный способ и т.д.) в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики России, Министерства финансов России, Министерства статистики и анализа России, Министерства строительства и архитектуры России от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, с последующими изменениями и дополнениями.

д).методы оценки активов и обязательств.

Несмотря на то, что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно «гарантом» ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Визитная карточка» проекта
Реферат Категория "разнообразия" у Леона Батиста Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма
Реферат Отчет по учебно-ознакомительной практике на примере туристического предприятия ООО Круиз , г. В
Реферат Луи Орлеанский, герцог Немурский
Реферат Нужна ли человеку правда по пьесе М. Горького На дне
Реферат А 36 Плаха: Роман. Спб.: Азбука-классика, 2005. 416 с
Реферат Философия Дании
Реферат Анализ Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"
Реферат Комитет спасения Родины и революции
Реферат Застосування засобів паблік рилейшнз в процесі підготовки України та Польщі до проведення чемпіонату Європи з футболу ЄВРО-2012
Реферат Brave New World Is Primarily A
Реферат Рациональное размещение грузов на складах
Реферат Анализ финансовой и налоговой ситуации в лесном хозяйстве и лесопользовании
Реферат Использование криминалистических средств и методов в установлении лица совершившего преступление
Реферат Датская система образования