БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Курсовая работа допущена
к защите _______________________
Научный руководитель
________________ (Кривдина В.Ю.)
Курсовая работа защищена
с оценкой _____________________
Научный руководитель
_______________ (Кривдина В.Ю.)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Бухгалтерский (финансовый) учет»
на тему: «Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками»
(по материалам ООО «Балтнафтатранс»)
Курсовую работу выполнила
студентка группы 3915-БА
Мацанюк В.В.
Дата сдачи: ______________
Калининград, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Балтнафтатранс».
Краткая характеристика предприятия…………………..…………………..5
Анализ финансового состояния ООО «Балтнафтатранс»…………………7
Учетная политика ООО «Балтнафтатранс»………………………………..13
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс».
2.1 Особенности документального оформления расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….17
2.2 Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс»…...………………………………….22
2.3 Организация расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс»……..........................................................................................33
Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс»……………..37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………..…………………………....44
Приложения……………………………………………………………………...45
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.
Всё выше сказанное обусловило выбор темы курсовой работы:
«Бухгалтерский учёт и анализ расчётов с поставщиками и подрядчиками», построенной по материалам ООО «Балтнафтатранс».
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
— исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
отразить особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками;
— раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
— проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности;
произвести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
осуществить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
При исследовании постановки учёта на предприятии использованы данные текущего бухгалтерского учёта и отчётности ООО «Балтнафтатранс», инструктивные материалы, положения по учёту.
Курсовая работа состоит из трёх глав.
В первой главе даётся краткая технико – экономическая характеристика предприятия, раскрывается экономическая сущность расчётов с поставщиками и подрядчиками, отражаются задачи бухгалтерского учёта и экономического анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Вторая глава отражает порядок ведения бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. Даётся характеристика счёта № 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», раскрывается методика построения и техника ведения аналитического учёта. Излагается назначение, содержание и порядок ведения записей в учётных регистрах аналитического и систематического учёта.
В третьей главе сделаны выводы и рекомендованы конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Глава 1. Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Балтнафтатранс»
1.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Балтнафтатранс» существует на рынке около семи лет. Фирма занимается оптовой торговлей нефтью и нефтепродуктами. Поставщиками являются ООО «Альянс коммерческих организаций-инвесторов» (г. Стерлитамак), ООО «ТЭСЕ» (г. Москва).Заказчики – индивидуальные предприниматели и юридические лица, крупнейшие из которых – «Калининградтеплосеть», ФГУП «150 АРЗ», Калининградский морской рыбный порт и т.д. На данный момент штат ООО «Балтнафтатранс» состоит из четырех человек: директора, бухгалтера, секретаря и менеджера.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия даны в таблицах: за 2009 г. — в таблице 1, за 2010 г. – в таблице 2.
Таблица 1. Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Балтнафтатранс» за 2009 г.
Показатели
Предыдущий год
Отчетный год
Абс. откл.
Темп роста, %
1. Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб.
16140
22445
+6305
139
2. Среднесписочная численность работающих, чел.
4
4
0
100
3. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. (п.1: п.2)
4035
5611
+1576
139
4. Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб.
18009
20176
+2167
112
5. Затраты на 1 руб. реализации,
тыс. руб. (п.4: п.1)
1,1
0,9
-0,2
82
6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.
(1869)
2269
+4138
221
7. Рентабельность продаж, % (п.6: п.1)
-11,6
10,1
+21,7
-
Таблица 2. Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Балтнафтатранс» за 2010 г.
Показатели
Предыдущий год
Отчетный год
Абс. откл.
Темп роста, %
1. Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб.
22445
24256
+1811
108
2. Среднесписочная численность работающих, чел.
4
4
0
100
3. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.
5611
6064
+453
108
4. Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб.
20176
20791
+615
103
5. Затраты на 1 руб. реализации,
тыс. руб.
0,9
0,9
0
100
6. Прибыль от продаж, тыс.руб.
2269
3465
+1196
153
7. Рентабельность продаж, %
10,1
14,3
+4,2
-
Из таблиц видно увеличение в 2010 г. прибыли от реализации на 53% по сравнению с 2009 г. Это произошло за счет роста выручки, несмотря на то, что себестоимость тоже выросла на 3%. На основании этих данных можно сделать вывод, что организация расширяет свою деятельность – привлекает больше клиентов – потребителей нефтепродуктов.
Хотя в организации наблюдается рост продаж нефтепродуктов, среднесписочная численность персонала не изменилась. Это говорит о грамотной организации и высоком профессионализме работающего персонала, то есть у ООО «Балтнафтатранс» нет необходимости в привлечении дополнительных кадров.
1.2 Анализ финансового состояния ООО «Балтнафтатранс»
Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса
Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Целью горизонтального анализа является определение абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за определенный период.
Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса представлен в таблице 3.
Таблица 3. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса (тыс. руб.)
АКТИВ
2009 год
2010 год
на нач. года
на кон. года
Абсол. откл.
темп роста, %
на нач. года
на кон. года
Абсол. откл.
темп роста, %
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства
-
691
+691
691
691
533
-158
77
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы, в том числе:
-
-
-
-
-
197
+197
197
затраты в незавершенном производстве
-
-
-
-
-
197
+197
197
Дебиторская задолженность (платежи в течение 12 месяцев после отчетной даты ), в том числе:
1406
1558
+152
111
1558
5369
+3811
345
покупатели и заказчики
234
339
+105
145
339
2246
+1907
663
Краткосрочные финансовые вложения
70
-
-70
-
-
-
-
-
Денежные средства
74
1218
+1144
1646
1218
700
-518
57
ИТОГО по разделу II:
1550
2776
+1226
179
2776
6265
+3489
226
БАЛАНС
1550
3468
+1918
224
3468
6798
+3330
196
Таблица 3. Продолжение
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
8
8
0
100
8
8
0
100
Нераспред. прибыль
1061
1208
+147
114
1208
4673
+3465
387
ИТОГО по разделу III:
1052
1216
+164
116
1216
4681
+3465
385
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность,
в том числе:
2602
2252
-350
87
2252
2117
-135
94
задолженность перед персоналом организации
750
210
-540
28
210
139
-71
66
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
890
1051
+161
118
1051
780
-271
74
задолженность по налогам и сборам
232
340
+108
147
340
296
-44
87
прочие кредиторы
730
651
-79
89
651
902
+251
139
ИТОГО по разделу V:
2602
2252
-350
87
2252
2117
-135
94
БАЛАНС
1550
3468
+1918
224
3468
6798
+3330
196
На рассматриваемом предприятии валюта баланса за 2009 год увеличилась более чем в два раза, а за 2010 год — на 96%. Рассмотрим более подробно изменения, которые произошли в значениях статей баланса.
АКТИВ: Величина внеоборотных активов в 2009 г. выросла на 691 тыс. руб. в связи с появлением у организации в данном периоде основных средств. Однако в 2010 г. их величина снизилась на 23%. Это могло произойти как за счет выбытия основных средств, так и за счет амортизации.
Количество оборотных активов в 2009 г. возросло на 79%, а в 2010 г. – в 2,3 раза.
Рассмотрим, за счет чего увеличился объем оборотных активов в 2009 году. Как видно из таблицы 3, произошло это за счет роста дебиторской задолженности на 52% и значительного увеличения остатков денежных средств (в 16,5 раза).
В 2010 году картина меняется. Почти вполовину (на 43%) сокращаются денежные средства, но более чем в 3 раза возрастает дебиторская задолженность. Кроме этих факторов, на конец года появляются запасы в размере 197 тыс. руб., которые складываются из затрат в незавершенном производстве.
ПАССИВ: В 2009 и в 2010 годах увеличение пассива происходит как за счет роста собственного, так и за счет снижения заемного капитала. Но в 2009 году темп роста собственного капитала выше – на 14% при снижении заемного капитала на 13%. Мы видим, что рост собственного капитала происходит за счет увеличения нераспределенной прибыли. Снижение заемного капитала в 2009 году происходит за счет сокращения краткосрочной кредиторской задолженности перед персоналом организации на 72% и прочим кредиторам на 11%. Однако происходит рост кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами (на 18%) и по налогам и сборам (на 47%).
В 2010 году происходит значительный рост собственного капитала – в 3,8 раза. При этом кредиторская задолженность снизилась всего на 6%. Здесь необходимо отметить, что в ее структуре на 39% увеличилась задолженность прочим кредиторам, в то время как задолженность перед персоналом организации снизилась на 34%, задолженность перед государственными внебюджетными фондами снизилась на 26%, а задолженность по налогам и сборам – на 13%.
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источники. Он применяется к исходному балансу, к трансформированному, либо к модифицированному (укрупненному по статьям). При проведении вертикального анализа расчет ведется в условных единицах, то есть Итог баланса на начало (на конец) года принимается за 100 ед., и все статьи Актива (Пассива) пересчитываются с учетом доли процентов в общей сумме. Вертикальный анализ позволяет не учитывать инфляцию, а анализировать лишь структуру баланса.
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса представлен в таблице 4.
Таблица 4. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
АКТИВ
Данные баланса на конец года (тыс. руб.)
Структура баланса, в%
Изменения (+,-)
за 2010 г., в %
2009
2010
2009
2010
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства
691
533
19,9
7,8
-12,1
ИТОГО по разделу I:
691
533
19,9
7,8
-12,1
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
-
197
-
2,9
+2,9
в том числе:
затраты в незавершенном производстве
-
197
-
2,9
+2,9
Дебиторская задолжен-ность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты )
1558
5369
44,9
79,0
+34,1
в том числе:
покупатели и заказчики
339
2246
9,8
33,0
+23,2
Денежные средства
1218
700
35,1
10,3
-24,8
ИТОГО по разделу II:
2776
6265
80,0
92,2
+12,2
БАЛАНС
3468
6798
100
100
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
8
8
0,2
0,1
-0,1
Нераспределенная прибыль
1208
4673
34,8
68,7
+33,9
ИТОГО по разделу III:
1216
4681
35,1
68,9
+33,8
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность
2252
2117
64,9
31,1
-33,8
в том числе:
задолженность перед персоналом организации
210
139
6,1
2,0
-4,1
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
1051
780
30,3
11,5
-18,8
задолженность по налогам и сборам
340
296
9,8
4,4
-5,4
прочие кредиторы
651
902
18,8
13,3
-5,5
ИТОГО по разделу V:
2252
2117
64,9
31,1
-33,8
БАЛАНС
3468
6798
100
100
На основе проведенного вертикального анализа бухгалтерского баланса можно сделать следующие выводы.
В структуре АКТИВА основную часть валюты баланса составляют оборотные активы. Доля запасов выросла к концу 2010 года на 2,9%. Это произошло за счет затрат в незавершенном производстве. Такой рост может негативно сказаться на результатах деятельности организации, т.к. эти средства не участвуют в хозяйственном обороте. Доля денежных средств снизилась почти на 25%. Также существенно меняется доля дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев): за 2010 г. она увеличилась на 34%. Рост дебиторской задолженности может быть вызван проблемами, связанными с оплатой услуг покупателями, активным предоставлением кредита покупателям, т.е. отвлечением текущих активов из хозяйственного оборота.
За счет этих изменений часть оборотных активов в общей сумме баланса меняется незначительно (с 80% до 92,2%).
Внеоборотные активы к концу 2010 г. занимают меньшую часть в валюте баланса, чем в 2009 г. Причиной этому послужило снижение доли основных средств (с 19,9% до 7,8%), как уже предполагалось, за счет амортизации.
Структура ПАССИВА баланса также претерпела значительные изменения. Именно нераспределенная прибыль стала занимать более весомую часть в валюте баланса (ее доля выросла с 34,8% до 68,7% за 2010 г.).
В результате увеличения процентной части капитала и резервов доля краткосрочных пассивов, естественно, уменьшилась (с 64,9% в 2009 г. до 31,1% в 2010 г.). Поскольку из краткосрочных пассивов на исследуемом предприятии имеются только разные виды кредиторской задолженности, они и будут рассматриваться:
— задолженность перед персоналом по оплате труда составляет небольшую долю валюты баланса и в 2010 г. снизилась на 4,1%;
— задолженность перед государственными внебюджетными фондами в 2010 г. в валюте баланса снизилась на 18,8% по сравнению с 2009 г. (с 30,3% до 11,5%);
— к концу 2010 г. происходит снижение задолженности по налогам и сборам, в 2010 г. она составляет 4,4% от валюты баланса (в 2009 г. – 9,8%);
— доля задолженности прочим кредиторам за 2010 г. снизилась на 5,5% по сравнению с 2009 г.
1.3 Учетная политика ООО «Балтнафтатранс»
Основным документом для ведения бухгалтерского и налогового учета у любого предприятия является учетная политика данного предприятия, приведенная в Приложении № 3.
ООО «Балтнафтатранс» в соответствии с п.2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21 ноября 1996 г. и п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н), а также в соответствии с иными положениями и нормами, содержащимися в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности устанавливает учетную политику как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.
ООО «Балтнафтатранс» является обществом с ограниченной ответственностью, основной деятельностью которой является оптовая торговля нефтью и нефтепродуктами. Ниже приведены основные положения учетной политики организации.
Для целей бухгалтерского учета
1. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией организации. Главный бухгалтер несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета, формирует учетную политику организации и представляет ее на утверждение генеральному директору.
2. Предприятие использует компьютерную программу бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия», разработанную с соблюдением российских методологических правил бухгалтерского учета.
3. Применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный в соответствии с типовым планом счетов.
4. Хозяйственные операции оформляются с использованием первичных учетных документов согласно альбомам унифицированных форм.
5. Стоимость объектов основных средств погашается путем ежемесячного начисления амортизации по ним. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
6. Амортизация объектов основных средств (основных групп основных средств) производится линейным способом начисления амортизационных начислений.
7. Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на приобретение. Для списания материалов установлен способ списания по себестоимости каждой единицы.
8. Учет нематериальных активов ведется на специальных субсчетах в соответствии с рабочим планом счетов. Нематериальные активы принимаются к учету на основании надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности.
9. Движение денежных средств по кассе оформляется унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций:
— КО-1 «Приходный кассовый ордер»;
— КО-2 «Расходный кассовый ордер»;
— КО-4 «Кассовая книга».
10. Установлены следующие сроки сдачи отчетов по подотчетным суммам:
— руководителю – 90 дней;
— остальным сотрудникам – не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки.
11. Оказанные организацией услуги учитываются по полной себестоимости.
12. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) списывается на убытки за счет хозяйственных результатов.
Для целей налогового учета
1. Налоговый учет осуществляется и налоговая отчетность формируется главным бухгалтером.
2. Организацией применяется общая система налогообложения.
3. Книга покупок и книга продаж ведется в электронном виде.
4. Основные средства и нематериальные активы, приобретенные в 2010 г. в течение налогового периода, относятся на расходы равными долями, начиная с того отчетного периода, в котором произошел ввод объекта в эксплуатацию. Если объект основных средств оплачен не полностью, то в расходы включается только оплаченная часть.
5. Расходы на служебные командировки учитываются только в части документально подтвержденных расходов.
1.4. Нормативные документы
1. Налоговый Кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.
2. План счетов бухгалтерского учета. – М.: Издательство «Эксмо», 2005.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21 ноября 1996 г.
4. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н).
5. Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: Издательство «Проспект», 2003.
6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).
7. ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).
8. ПБУ 10/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).
9. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. Приказом Минфина России от 2 августа 2001г. № 60н).
10. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).
11. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (Положение Центрального Банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П).
12. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».
(Инструкция Центрального Банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18).
13. «Положение о правилах организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации» (Приказ Центрального
Банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П).
14. Трудовой кодекс РФ. – М.: Издательство «Проспект», 2005.
--PAGE_BREAK--Глава 2. Бухгалтерский учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс»
Особенности документального оформления расчётов
с поставщиками и подрядчиками
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключённых между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей или услуг, порядок расчётов (условия платежей).
Порядок расчётов по внутри российским поставкам на территории России между покупателями и поставщиками определяется в соответствие с Положением о безналичных расчётах в РФ, а по экспортно-экспортным поставкам – в соответствие с правилами международных расчётов.
Условия внутри российских поставок формируются в соответствие с принятыми в стране условиями (франко-завод изготовитель, франко-станция отправления, франко-вагон, франко-станция назначения и др.), определяющими юридические права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
Условия экспортно-импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермс», установленных Международной торговой палатой. В соответствие с этими условиями чётко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара. Приобретение материальных ценностей на стороне может осуществляться только двумя вариантами. При первом варианте для приобретения материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчёт наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них, либо доверенность, по которой можно получить материальные ценности, в счёт договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика (независимо, оплачены материальные ценности предварительно или нет). Доставка материальных ценностей в таких случаях осуществляется само вывозом, независимо от географического расположения покупателя и поставщика.
При втором варианте (отдаленность поставщика от покупателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник – транспортное предприятие.
Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдаётся доверенность установленной формы (Приложение № 4). Все доверенности в момент выдачи регистрируются в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия.
Поступление сырья, материалов, оборудования на предприятие по второму варианту может осуществляться железнодорожным, автомобильным, морским и другими видами транспорта. Поставка через посредника может осуществляться только при наличии договора – контракта о поставке. Оплата за такие поставки может быть осуществлена в виде предоплаты, аккредитивом, чеком, наличными либо на бартерной основе до момента получения материальных ценностей либо после. Это зависит от условий договора (контракта).
По предъявлении доверенности и квитанции, поступившей от отправителя груза, экспедитор может получить груз в багажном отделении железной дороги, в речном порту, в аэропорту или раскредитовать (получить право на вскрытие вагона, выгрузку и приём груза).
Принимая груз, экспедитор должен проверить, нет ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ли количество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной. Если при приёмке груза возникнут сомнения в его сохранности (например, будут обнаружены повреждения вагонов, контейнеров, упаковки, отсутствие пломб и т.п.) экспедитор должен потребовать проверки всего груза с целью выяснения его сохранности совместно с представителем (весовщиком) транспортной организации.
При обнаружении недостачи сырья и материалов, боя, повреждённой тары, составляется коммерческий акт в двух экземплярах (один забирает экспедитор), который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации. В её адрес направляется претензионное письмо с приложением документов (акт, накладная, квитанция и другие) и предложением возместить сумму убытка. Для предъявления претензий к транспортным организациям законом установлен шестимесячный срок. Транспортные организации в течении трёх месяцев обязаны рассмотреть претензию и уведомить заявителя о своём решении. Если претензия отклонена или оставлена без ответа, заявитель имеет право предъявить иск в арбитражный суд в двухмесячный срок со времени получения отказа или времени, когда истекли сроки для ответа на претензионное письмо.
По договоренности (после согласования способа оплаты) экспедитор может получить груз непосредственно у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счёт-фактура). См. приложение № 5.
Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.
При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной (Приложение № 6).
Вместе с поступившим грузом в адрес покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствие таковых (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счёт №002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.
На этом счёте материалы, принятые на ответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступят документы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адрес или реализации на месте.
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчётных документов и за необоснованный отказ.
Независимо от оплаты и доставки, порядок оприходования материальных ценностей должен отвечать определённым требованиям. При любом варианте получения материальных ценностей у поставщика и любом варианте доставки, их предъявляют кладовщику для оприходования. Приёмка на складе производится методом прямого счёта, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов, составляется приёмный акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия, кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер или приёмную фактуру в двух экземплярах. Вместо выписки приходных ордеров кладовщик может поставить на сопроводительный документ (если их поступило 2 экземпляра) штамп, удостоверяющий получение.
Экспедитор все документы, по доставленным на склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдаёт в бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчёта за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчёт (см. Приложение № 7) с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета – фактуры), так и факт сдачи их на склад (приёмная фактура, приходный ордер), либо передачи в производство (требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдением материально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности. Материалы на складах учитываются в карточках складского учёта, открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываются наименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учётная цена, балансовый счёт, норма запаса и другие данные.
Синтетический и аналитический учёт расчётов
с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс»
Учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется в ООО «Балтнафтатранс» на счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.
Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.
Счёт 60 предназначен для обобщения информации о расчётах с поставщиками и подрядчиками за:
полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потреблённые услуги, включая предоставление энергии, газа, пара, воды, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчёты, документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
материальные ценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в порядке плановых платежей;
материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
излишки материальных ценностей, выявленные при их приёмке;
полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуги связи.
Все операции, связанные с расчётами за приобретённые материальные ценности, принятые работы или потреблённые услуги, проводят по счёту 60 независимо от времени оплаты предъявленного счёта.
Счёт 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со следующими счетами.
Кредит счета
Оприходование патентов, лицензий и других нематериальных активов:
Дебет счёта 04 «Нематериальные активы»
Кредит счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками».
Оприходование материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60.
Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за выполнение строительных работ и оказание услуги:
Дебет счёта 08 «Капитальные вложения».
Кредит счёта 60.
Начисление оплаты сдатчиками сельскохозяйственной продукции.
Начисление покупной стоимости материальных ценностей:
Дебет счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Кредит счёта 60.
Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг:
Дебет счёта 20 «Основное производство».
Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства».
Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы».
Дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы».
Дебет счёта 28 «Брак в производстве».
Дебет счёта 29 «Обслуживание производства и хозяйства».
Дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов».
Дебет счёта 44 «Издержки обращения».
Кредит счёта 60.
Возврат излишне перечисленных сумм:
Дебет счёта 51 «Расчётный счёт».
Дебет счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 60.
Отражение задолженности по расчётам между поставщиком (подрядчиком) и покупателем (заказчиком), когда предприятие является и тем и другим:
Дебет счёта 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».
Кредит счёта 60.
Предъявление претензий поставщикам по выявленной при проверке их счетов:
Дебет счёта 76 «Расчёты по претензиям».
Кредит счёта 60.
НДС по счетам поставщиков:
Дебет счёта 68 «Расчёты с бюджетом».
11. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате:
Дебет счёта 99 «Прибыли и убытки».
Кредит счёта 60.
При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недостача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников:
Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Кредит счёта 60.
Дебет счёта
Списание возвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностей при обнаружении дефектов:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит счёта 07 «Оборудование к установке».
Кредит счёта 10 «Материалы».
Отнесение сумм, начисления поставщикам и подрядчикам за оказание им услуг по транспортировке, отгрузке, реализации продукции:
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 90 «Реализация продукции».
Оплата счетов поставщиков:
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 50 «Касса».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках».
При оплате счетов фактур произведён зачёт по предварительно выданным авансам:
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 60.2 «Расчёты по авансам выданным».
Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий хозяйственных договоров, присуждённые или признанные должником. Зачисление в доходы невостребованной кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности:
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 99 «Прибыли и убытки».
Субсчета к счету «60» «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» имеет семь субсчетов.
1-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям»
На данном субсчёте учитываются расчёты с поставщиками, осуществляемые платёжными требованиями, поручениями, чеками, когда расчётные документы сдают в банк на оплату конкретных счетов-фактур, счетов-аккредитивов. На стоимость поступивших от поставщиков ценностей или услуг производится запись:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
Одновременно дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
При выявлении недостачи, порчи товара по вине поставщика, арифметических ошибок, завышение цен и их несоответствие договору, покупатель на сумму разницы предъявляет претензию.
Дебет счёта 76 «Расчёты по претензиям».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
В случае недостач, потерь товаров, по вине материально – ответственного лица предприятие покупателя на сумму недостающих ценностей согласно акта об установленном расхождении до его утверждения, руководитель предприятия делает следующую запись:
Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
2-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам»
Данный субсчёт применяется при расчётах с поставщиками по постоянным и равномерным поставкам товаров и оказании услуг (при расчётах между сахарным заводом и колхозами). Договором между покупателем и поставщиком устанавливается постоянная плановая стоимость продукции, оплата оформляется платёжным требованием – поручением, платёжными поручениями. На сумму планового платежа согласно расчётным документам производится запись:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт». На стоимость поступивших материальных ценностей.
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
3-й субсчёт «Расчёты с подрядчиками по капитальным вложениям и ремонту»
4-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам»
Неотфактурованные поставки – это поставки материальных ценностей, на которые отсутствуют документы. При этом составляется приёмный акт на товар, поступивший без счёта поставщика. Согласно приёмному акту, на условную стоимость материальных ценностей производится следующая бухгалтерская запись:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам».
При поступлении товарных документов от поставщика и при условии расхождения в стоимости материальных ценностей 1-я запись по учёту неотфактурованных поставок сторнируется.
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам».
На стоимость материальных ценностей, указанных в документе поставщика даётся обычная проводка.
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
Одновременно по приобретённым товарам, материалам, сырью даётся проводка на налог на добавленную стоимость.
Дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
5-й субсчёт «Расчёты со сдатчиками сельскохозяйственных продуктов и сырья»
6-й субсчёт «Расчёт с поставщиками по прочим расчётам»
Учитываются расчёты с поставщиками за товары и услуги, неотражённые на выше перечисленных субъектах:
расчёты по предварительной оплате за материальные ценности;
операции на основе бартерных сделок.
Операции по предварительной оплате счетов поставщиков на данном субсчёте отражаются следующим образом:
Оплата счетов поставщиков на основании платёжных поручений:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 6 «Расчёты с поставщиками по прочим расчётам».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках» – на стоимость материальных ценностей, включая налог на добавочную стоимость.
Оприходование материальных ценностей от поставщика:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 6 «Расчёты с поставщиками по прочим расчётам».
7-й субсчёт «Векселя выданные»
Применяется при расчётах за поставленные товары и оказанные услуги с отсрочкой платежа на время установленное по взаимной договорённости на основе векселя. Данная форма расчёта применяется с целью укрепления финансового состояния предприятия.
Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками исследуемая организация применяет журнал-ордер формы № 6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками» формы № 6.
Журнал-ордер № 6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.
В реестрах журнально-ордерной формы учёт расчётов с поставщиками ведут позиционным способом по каждому документу.
Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Записи по Кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по Дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счёта указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).
В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.
В ООО «Балтнафтатранс» осуществляется безналичный расчет в рублях РФ с поставщиками и подрядчиками:
— Дебет 60 Кредит 51 – оплата товара поставщику;
— Дебет 41 Кредит 60 – получена продукция от поставщика
2.3 Организация расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «Балтнафтатранс»
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие ООО «Балтнафтатранс» нефть и нефтепродукты, оказывающие транспортные услуги, а также услуги по обслуживанию офиса – подача электроэнергии, водоснабжения, отопления и т.п.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за водоснабжение, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных расчетах в РФ предложена новая форма расчетов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платежного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчетном счете покупателя и при его письменном согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение.
На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 12 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, и др.).
В ООО «Балтнафтатранс» на счете 60 задолженность отражают в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
В ООО «Балтнафтатранс» применяется журнально-ордерная форма учета. Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
Аналитический учет обеспечивает получение следующих данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по векселям.
Погашение более половины задолженности поставщикам за топливо, ТМЦ и другие ресурсы производится безналичными средствами, при этом делаются следующие бухгалтерские записи:
Услуги телефонной связи «Северо-Западный телеком» за декабрь 2009 г. на сумму 24000-00 руб.:
Д 26 К 60 – 24000-00 руб. – сумма за предоставленную услугу
Д60 К 51 – 24000-00 руб. – оплачена сумма поставщику с расчетного счета
Расчеты с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс» осуществляют после поставки продукции или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.
Порядок взаимоотношений ООО «Балтнафтатранс» с поставщиками следующий. В первую очередь заключается договор поставки продукции (оказания услуг) с организацией-поставщиком продукции (услуг). Затем происходит отгрузка продукции (в данном случае нефтепродуктов) организацией-поставщиком исследуемому предприятию, либо ему оказывается услуга. Вместе с поставкой исследуемой организации передаются накладная (Приложение 6) и счет-фактура (Приложение 5). Затем ООО «Балтнафтатранс» осуществляет оплату поставленной продукции на расчетный счет организации-поставщика.
В некоторых случаях ООО «Балтнафтатранс» осуществляет предоплату за товар (услугу). При этом организация-поставщик выставляет счет на предоплату (50% или 100% стоимости продукции или услуги), а ООО «Балтнафтатранс» согласно выставленному счету перечисляет денежные средства на расчетный счет организации-поставщика. После получения авансового платежа организация-поставщик осуществляет поставку продукции ООО «Балтнафтатранс» и одновременной с ней передает счет-фактуру и накладную. Накладная передается в двух экземплярах – один экземпляр остается у исследуемой организации после проверки количества и качества поставленной продукции, а второй с печатью и подписью покупателя возвращается организации-поставщику.
В таблице 5 приведены примеры осуществленных в 2010 году хозяйственных операций и бухгалтерские проводки, связанные с расчетами с поставщиками ООО «Балтнафтатранс».
Таблица 5 – Хозяйственные операции и бухгалтерские проводки ООО «Балтнафтатранс» (2010 г.)
№ п/п
Наименование хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1
2
3
4
1.
Поступление денежных средств на расчетный счет поставщика за отгруженную продукцию
60.1
51
2.
Поступление продукции от поставщика:
— без НДС
— на сумму НДС
41.4
19.3
60.1
60.1
Продолжение таблицы 5
1
2
3
4
3.
Поступление на расчетный счет поставщика предоплаты за продукцию (услугу)
60.2
51
Аналитический учет исследуемой организацией по счету 60 ведется отдельно по каждому поставщику (ООО «АКО-Инвест», ООО «ТЭСЕ» и т.д.). Для учета полученных авансов к счету 60 открыт субсчет 2. Так как за поставленную продукцию ООО «Балтнафтатранс» рассчитывается рублями РФ, положительных или отрицательных курсовых разниц за 2009-2010 г.г. у исследуемой организации не возникало.
Остатки по счету 60 ООО «Балтнафтатранс» за 2009-2010 г.г. приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Остатки счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за 2009-2010 г.г.
Счета бухгалтерского учета
Сумма (тыс. руб.) на конец года
2009 год
2010 год
60.1 (Кредит)
117
121
60.2 (Дебет)
4
19
Данные таблицы 6 показывают рост кредиторской задолженности перед поставщиками, что может негативно сказаться на взаимоотношениях ООО «Балтнафтатранс» с данными организациями.
Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Балтнафтатранс»
При написании данной курсовой работы обнаружилось, что ООО «Балтнафтатранс» не проводит инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей.
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На основании данных проведенной инвентаризации дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются на уменьшение резервов по сомнительным долгам или на финансовые результаты организации:
— Дебет 63 Кредит 60 или Дебет 91 Кредит 60
Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списываются на финансовые результаты организации:
— Дебет 60 Кредит 91
Аналитик должен быть уверен в достоверности информации по видам и срокам задолженности. Для этого используется прямое подтверждение, изучение контрактов и договоров, личные беседы с работниками, имеющими сведения о долгах и обязательствах предприятия; проверка точности записей в долговых обязательствах и сведения об уплате.
Аналитику необходимо дать оценку условий долговых договоров с точки зрения их реальности и долготы. При этом важным являются сроки, ограничения на использование ресурсов, возможность привлечения дополнительных источников финансирования.
Мной была проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Балтанфтатранс», в ходе которой выяснилось следующее.
Для изучения состава и структуры кредиторской задолженности ООО «Балтнафтатранс» была составлена аналитическая таблица 7.
Таблица 7.
Анализ состава и структуры кредиторской задолженности
ООО «Балтнафтатранс» за 2009 – 2010 г.г.
Расчёты с кредиторами
2009 г.
2010 г.
Отклонения
(+; -)
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
По оплате труда
210
9,3
139
6,6
-71
-2,7
С государственными внебюджетными фондами
1051
46,7
780
36,8
-271
-9,9
С ИФНС по налогам и сборам
340
15,1
296
14,0
-44
-1,1
Прочие кредиторы
651
28,9
902
42,6
+251
+13,7
Итого:
2252
100
2117
100
-135
Х
продолжение
--PAGE_BREAK--
Данные таблицы показывают, что в составе и структуре кредиторской задолженности произошли изменения. Так, если в 2009 году по расчётам с персоналом по оплате труда она составила 210 тыс. руб. или 9,3%, то в 2010 г. показатель снизился — 139 тыс. руб. или 6,6%. Данный вид кредиторской задолженности отражается организацией по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Также в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами и по налогам и сборам: с 1051 тыс. руб. до 780 тыс. руб. (с 46,7% до 36,8%) и с 340 тыс. руб.до 296 тыс. руб. (с 15,1% до 14%) соответственно. Указанный вид кредиторской задолженности в ООО «Балтнафтатранс» отражает на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Однако в 2010 г. наблюдается рост кредиторской задолженности прочим кредиторам – с 651 тыс. руб. до 902 тыс. руб. или с 28,9% до 42,6%. При анализе ведения бухгалтерского учета ООО «Балтнафтатранс» было выявлено, что данный рост был вызван предъявленными организации претензиями, уплаченными ООО «Балтнафтатранс» штрафами и пенями (связанными с неуплатой налогов и сборов). Данная кредиторская задолженность отражается организацией по кредиту счета 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Для изучения состава и структуры дебиторской задолженности ООО «Балтнафтатранс» была составлена аналитическая таблица 8.
Таблица 8.
Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
ООО «Балтнафтатранс» за 2009 – 2010 г.г.
Расчёты с дебиторами
2009 г.
2010 г.
Отклонения
(+; -)
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
сумма,
тыс. руб.
удельный вес,
%
Запасы,
-
-
197
3,1
+197
+3,1
в том числе:
затраты в незавершенном производстве
-
-
197
100
+197
+100
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты),
1558
56,1
5369
85,7
+3811
+29,6
в том числе:
покупатели и заказчики
339
21,8
2246
41,8
+1907
+20,0
Денежные средства
1218
43,9
700
11,2
-518
-32,7
Итого:
2776
100
6265
100
+3489
Х
Данные таблицы свидетельствуют о существенных изменениях в составе и структуре дебиторской задолженности. Если в 2009 г. в балансе отсутствовала статья «Запасы», то в 2010 г. данная статья появляется за счет затрат в незавершенном производстве на сумму 197 тыс. руб. Для ООО «Балтнафтатранс» незавершенным строительством является реконструкция топливного склада, который впоследствии будет использоваться под хранение нефтепродуктов. Однако дальнейшее увеличение затрат в незавершенном строительстве может негативно сказаться на результатах деятельности организации, так как эти средства не участвуют в хозяйственном обороте.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. дебиторская задолженность увеличилась на 29,6 %, что указывает на ухудшение платёжеспособности. После общего ознакомления с составом и структурой дебиторской необходимо дать оценку её с точки зрения реальной стоимости влияния на финансовую деятельность предприятия.
Возвратность дебиторской задолженности определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка или что текущие условия могут быть не полностью учтены. В результате убытки могут быть существенными. Аналитику необходимо знать реальность и правильность оформления и определение вероятности возвратности дебиторской задолженности. Целесообразно изучать:
какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию не возврата задолженности); будет ли влиять неплатёж одним из главных должников на финансовое положение предприятия;
каково распределение дебиторской задолженности по срокам образования;
какую долю векселей дебиторской задолженности представляет продление старых векселей;
были ли приняты в расчёт скидки и другие условия в пользу потребления, например, его право на возврат продукции.
Основной причиной возникновения на предприятии в настоящее время дебиторской и кредиторской задолженности, является временные неплатежи. Это подтверждают данные сравнительного анализа дебиторской и кредиторской задолженности (таблица 9).
Таблица 9.
Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской
задолженности в ООО «Балтнафтатранс» на конец 2010 г.
№
п/п
Показатели
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
Кредиторская задолженность, тыс. руб.
Превышение задолженности
Дебиторской
Кредиторской
А
1
2
3
4
1.
За товары, работы, услуги
2246
-
2246
-
2.
По оплате труда
-
139
-
139
3.
С ИФНС по налогам и сборам
-
296
-
296
4.
С государственными внебюджетными фондами
-
780
-
780
5.
С прочими дебиторами и кредиторами
-
902
-
902
Итого:
2246
2117
129
Х
Данные таблицы 7 показывают, что дебиторская задолженность на конец 2010 года превысила кредиторскую на 129 тыс. руб. Такой результат говорит о предоставлении заказчикам ООО «Балтнафтатранс» коммерческого кредита в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей кредиторам. Предприятию необходимо принимать меры по решению проблем с оплатой заказчиками выполненных услуг с целью привлечения средств в хозяйственный оборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Бухгалтерский учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками» построена по материалам ООО «Балтнафтатранс». На примере этого предприятия исследован порядок проведения бухгалтерского учёта, анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками. В результате осуществлённой работы установлено, что бухгалтерский учёт в ООО «Балтнафтатранс» ведётся согласно Положению о бухгалтерском учёте и отчётности, инструктивным материалам. На данном предприятии применяется журнально-ордерная форма учёта.
Анализируя работу ООО «Балтнафтатранс» за 2010 год, я выяснила, что в целом предприятие работало неплохо.
Выручка от реализации составила 24256 тыс. рублей, прибыль от реализации – 3465 тыс. рублей. Наблюдается рост этих показателей по сравнению с 2009 годом.
Дебиторская задолженность в целом повысилась на 3811 тыс. рублей по сравнению с 2009 годом.
Кредиторская задолженность снизилась на 135 тыс. рублей, в том числе по расчетам с внебюджетными фондами – на 271 тыс. рублей, по налогам и сборам – на 44 тыс. рублей, перед персоналом — на 71 тыс. рублей. Также произошли существенные изменения в структуре дебиторской и кредиторской задолженности. Это свидетельствует о взаимных неплатежах.
Сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности превысили 3 месяца.
Завершая рассмотрение анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо учесть, что такой анализ позволяет разработать конкретные меры по улучшению организации расчётов ООО «Балтнафтатранс»:
меры, направленные на укрепление договорной дисциплины;
воздействие на неаккуратных плательщиков путём применения аккредитивных форм расчётов или передачи неоплаченных ценностей на ответственное хранение;
меры по улучшению претензионной работы предприятия, неуклонному соблюдению установленных сроков платежей, внедрению наиболее прогрессивных форм расчётов, соответствующих особенностям деятельности анализируемого предприятия и изысканию путей для ускорения оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.
2. План счетов бухгалтерского учета. – М.: Издательство «Эксмо», 2005.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21 ноября 1996 г.
4. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н).
5. Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: Издательство «Проспект», 2003.
6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).
7. ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).
8. ПБУ 10/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).
9. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. Приказом Минфина России от 2 августа 2001г. № 60н).
10. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
11. Н. П. Барышников. В помощи бухгалтеру и аудитору. Справочно-методическое издание. Москва 2001.
12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. учебное пособие, Н.П. Кондраков; ИНФРА-М.-6-е изд., перераб. и доп. – М, 2009.
13. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (Положение Центрального Банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П).
14. Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России / под ред. и с комментариями А.С. Бакаева. М.: Бухгалтерский учет, 2006
15. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».
(Инструкция Центрального Банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18).
16. Учет поступления товаров от поставщиков \ Бухгалтерский учет. 2006.
17. «Положение о правилах организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации» (Приказ Центрального
Банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П).
18. Трудовой кодекс РФ. – М.: Издательство «Проспект», 2005.
19. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Питер, 2007
20. Вахрушина М.А., Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности. Учебник. М.: Вузовский учебник, 2007.
21. Инструкция О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. 71а.
22. Журнал «Российский налоговый курьер» » №1-2, 2005 год, статья «Инвентаризация расчетов и резервов: что нужно проверить.
23. Расчеты с поставщиками по новому Плану счетов [электронный ресурс]: www.buh.ru/document-85
24. Муравицкая Н.К., Лукьяненко Г.И. Бухгалтерский учет: финансовый учет, управленческий учет, финансовая отчетность. – М.: КноРус, 2005.
25. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь 5-е издание переработанное и дополненное М.: Инфра-М 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ