Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерская отчётность на предприятии 3

--PAGE_BREAK--Глава 1. Общеметодологические основы подготовки и представления бухгалтерской отчетности 1.1. Понятие и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной бухгалтерской отчетностью считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым бухгалтерским отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года.[1]

По степени обобщения отчетных данных выделяют индивидуальную бухгалтерскую отчетность и консолидированную финансовую отчетность.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность составляется непосредственно организациями. Как элемент метода бухгалтерского учета эта отчетность выполняет не только информационную функцию, характеризуя финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, но и контрольную функцию, обеспечивая системный контроль точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. Поэтому все организации должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Консолидированная финансовая отчетность представляет собой объединение отчетности группы хозяйствующих субъекте, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, контролируемых головной организацией. Как разновидность бухгалтерской отчетности консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию. Для внешних пользователей, при принятии ими экономических решений, эта отчетность выступает в качестве дополнительной информации к содержащейся в индивидуальных бухгалтерских отчетах.

Главной задачей бухгалтерской отчетности (индивидуальной и консолидированной) является обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной информации о деятельности организации и/или информации о группе организаций, входящих в корпоративную семью. Для решения этой задачи бухгалтерская отчетность должна быть создана по определенным правилам в соответствии с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Исходя из единых основополагающих принципов и правил ведения бухгалтерского учета для всех организаций, являющихся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, показатели отчетности должны быть взаимоувязаны и дополнять друг друга.

Объективная необходимость бухгалтерской отчетности вытекает из потребности оперативного управления хозяйством и принятия обоснованных решений для оценки эффективности предстоящих вложений капитала и величины финансовых рисков. В связи с этим отчетность должна точно и реально раскрывать все основные стороны деятельности организации.

В условиях рыночной экономики процесс формирования показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, приобретает новые количественные и качественные особенности. В этих условиях основное требование к информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, заключается в том, что она должна быть полезной для заинтересованных в деловых отношениях с данной организацией.

Чтобы информация, содержащаяся в отчетности, была необходимой пользователям, она должна отвечать определенным качественным критериям.

Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость.

Понятность информации представленной в бухгалтерской отчетности, является важнейшим качеством, по которому отчетность становится полезной пользователям. Суть такого качества информации заключается в том, что содержание бухгалтерской отчетности должно быть доступно для понимания пользователей, даже если они не имеют специальной профессиональной подготовки.

Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях в финансовом положении.[2]

Существенность показателей, содержащихся в бухгалтерской отчетности, определяется не столько их количественным выражением, сколько той ролью, которую играет наличие определенной информации в оказании помощи заинтересованным пользователям в оценке финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Показатель считается существенным, если его отсутствие (нераскрытие) в отчетности может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

При формировании показателей отчетности организация сама определяет степень существенности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характера и конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации другого критерия, отличающегося от указанной (т. е. более или менее 5%).

Исходя из принципа существенности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйствен операциях, а также составляющих капитала, должны приводится в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения или финансового результата организации.

Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или значения могут объединяться. Отдельные показатели, не существенные для их обособленного отражения в бухгалтерском балансе и отчете о при былях и убытках, могут быть достаточно существенными для обособленного представления в пояснениях к бухгалтерской четности, без знания о которых пользователи не смогут оцеп прошлые, настоящие или предстоящие события.

Нейтральность отчетной информации предполагает ее беспристрастность по отношению к любым пользователям бухгалтерской отчетности. Поэтому исходя из этого принципа при формировании бухгалтерской отчетности организацией должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность.

Организация может принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период (три, пять, десять лет), включив соответствующие графы и строки в формы бухгалтерской отчетности и приведя показатели к сопоставимым единицам. Составление бухгалтерской отчетности в сопоставимых единицах позволяет осуществлять сравнимость данных о деятельности аналогичных организаций.

Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому. Однако принцип постоянства в применении учетной политики не является самоцелью и не должен сдерживать внедрение новых методов учета. Поэтому в случае изменения учетной политики организация должна указать эти изменения в приложении к отчетности, с тем, чтобы пользователи отчетной информации могли сделать определенные коррективы в соответствии с введением новых методов учета.

Соблюдение указанных бухгалтерских принципов и требований при подготовке бухгалтерской отчетности способствует тому, что пользователи отчетной информации могут составить правдивую и объективную картину о деятельности интересующей их организации.

В бухгалтерских отчетах не допускается никаких помарок и подчисток. Ответственность за составление правдивой отчетности лежит на руководстве организации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности.[3]

Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия, являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а к элементам, непосредственно относящимся к измерению прибыли, — доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.

Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). При этом состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности различен.

В состав промежуточной отчетности включаются:

1) бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности осуществляемым ею;

2) отчет о прибылях и убытках, где приводятся данные по формированию финансовых результатов.

Организация вправе принять решение в интересах пользователей отчетной информации представлять промежуточную отчетность в объеме годовой бухгалтерской отчетности.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

1) бухгалтерский баланс, имеющий аналогичное содержание с промежуточным бухгалтерским балансом;

2) отчет о прибылях и убытках такого же содержания, что промежуточный отчет о прибылях и убытках;

3) отчет об изменениях капитала, отражающий данные о наличие и движении капитала и его составляющих элементов: уставного (складочного) капитала организации; добавочного капитала; резервного капитала; нераспределенной прибыли;

4) отчет о движении денежных средств, содержащий показатели, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств;

5) приложение к бухгалтерскому балансу, где приводятся показатели, представляющие собой детализацию имеющихся и бухгалтерском балансе данных либо содержащие качественную сторону (движение дебиторской и кредиторской задолженности и расшифровку амортизируемого имущества и финансовых вложений и другие показатели);

6) пояснительная записка, где раскрывается учетная политика организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты, и другая информация, полезная для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации за отчетный период;

7) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, по результатам обязательного аудита по законодательству Российской Федерации.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» (ф. № 6), содержащий данные об остатках средств на начало и конец отчетного года, поступлении средств в качестве вступительных, членских, добровольных взносов и прочих поступлений; расшифровки использования средств.

Субъекты малого предпринимательства и общественные организации (объединения), не осуществляющие коммерческую деятельность, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных — «Отчет об изменениях капитала» и «Приложение к бухгалтерскому балансу».[4]

Общеметодологические принципы формирования бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99. Образцы форм бухгалтерской отчетности, рекомендуемые организациям при разработке ими отчетных форм, указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке ее составления и представления утверждены приказом Минфина России от 22.07,03 № 67н. Кроме того, в целях правильного формирования показателей бухгалтерской отчетности в обязательном порядке следует руководствоваться действующими в настоящее время положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету формирования информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов, хозяйственных операций), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.

Соблюдение требований нормативных документов позволяет унифицировать экономические показатели, формируемые в процессе деятельности организации, и делает отчетную информацию сопоставимой с информацией отчетов, составленных другими организациями.

Для обеспечения составления в короткие сроки экономически достоверной бухгалтерской отчетности организация проводит определенную подготовительную работу, позволяющую путем последовательного выполнения совокупности действий и методологических приемов сформировать отчетную информацию.

Процесс формирования информации для составления бухгалтерской отчетности включает несколько этапов подготовительной работы, последовательность осуществления которых определяется заранее разработанным в организации и доведенным до исполнителей графиком представления необходимых сведений. Основными этапами подготовительной работы формирования информации для составления бухгалтерской отчетности являются:

1) проверка полноты и правильности отражения в учетных регистрах хозяйственных операций;

2) уточнение оценки активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете;

3) выявление и отражение финансового результата деятельности организации;

4) оценка информации о последствиях событий после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

5) формирование информации об аффилированных лицах, по сегментам и прекращаемой деятельности;

6) заполнение отчетных форм и подготовка пояснительной записки к бухгалтерской отчетности;

7) формирование информации о консолидации финансовой отчетности с дочерними и зависимыми обществами;

8) подтверждение достоверности и утверждение бухгалтерской отчетности и ее оформление к представлению в соответствующие адреса (заинтересованным пользователям).

Завершающим этапом всей работы, связанной с составлением отчетности, являются процедура представления бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям и ее публикация. Следует подчеркнуть, что указанный перечень этапов подготовительной работы составления бухгалтерской отчетности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен либо изменен организацией исходя из необходимости соблюдения действующих правил бухгалтерского учета и повышения качества отчетной информации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Заполнение отчетных форм и подготовка пояснительной записки к бухгалтерской отчетности
После завершения всех подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Основой для составления бухгалтерской отчетности являются остатки по счетам Главной книги и данные учетных регистров. Процедура заполнения отчетных форм представляет собой перенос из учетных регистров предварительно сгруппированных и обобщенных в упорядоченную систему данных.[5]

Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03 № 67н. Однако если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных, предусмотренных в o6pазцах отчетных форм, но необходимых для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать соответствующие дополнительные показатели или давать расшифровки к соответствующим статьям в виде приложений к отчетным формам, а по отдельным показателям — в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности.

В случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели по которым предусмотрены в образцах форм отчетности, эти показатели в формы бухгалтерской отчетности организации не включаются. Организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, соблюдая требования, предусмотренные ПБУ 4/99 и других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету. При разработке форм бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно.

Однако в форме бухгалтерского баланса должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей, предусмотренные в образце формы, принятой Минфином России. Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то в разрабатываемых отчетных формах обеспечивается достаточное количество граф (строк), необходимых для раскрытия такой информации.

Стоимостные показатели приводятся в бухгалтерской отчетности без десятичных знаков в тысячах рублей или миллионах рублей (если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т. п.). При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если какой-то показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении промежуточных, итоговых и других данных либо имеет отрицательное значение, то этот показатель должен показываться в круглых скобках (например, непокрытый убыток и др.).

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Ряд показателей, приводимых в разных формах бухгалтерской отчетности, совпадают. Поэтому важным контрольным моментом правильности заполнения отчетных форм является взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности.

Действующее законодательство устанавливает лишь общие требования к составлению пояснительной записки, а поэтому каждая организация самостоятельно определяет объем информации, представляемой в пояснительной записке. Однако, учитывая интересы пользователей информации бухгалтерской отчетности, в пояснительной записке должны быть приведены дополнительные сведения, раскрытие которых определено п. 39 ПБУ 4/99.



Глава 2.Хараткеристика учета и составление отчетности на ООО «Телекс» 2.1. Краткая характеристика системы учета на ООО «Телекс»
Исследуемое предприятие – Общество с ограниченной ответственностью «Телекс», было создано в 2003 году путем реорганизации ПТ «Телекс». Учредители – физические лица. Юридический и физический адреса общества – 182100, Великие Луки, Октябрьский, 56А. Основными видами деятельности являются оптовая и розничная торговля продуктами питания и алкогольными напитками, строительными материалами, а также предоставление транспортных услуг, например, по доставке проданных товаров. Кроме этого, ООО «Телекс» вправе осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Высшим органом управления общества является собрание учредителей. Оно регулярно собирается один раз в год для утверждения бухгалтерской отчетности, отчета генерального директора, отчета ревизора общества, распределения чистой прибыли, выборов исполнительного органа, решения стратегических вопросов деятельности общества. Оперативной деятельностью общества руководит единоличный исполнительный орган – генеральный директор. Структура управления оперативной деятельностью – производственная структура представлена в Приложении 1.

Бухгалтерский учет хозяйственных операций, как и во всех организациях, в ООО «Телекс» ведется бухгалтерией, которая возглавляется финансовым директором – главным бухгалтером. Как видно из названия должности руководителя этого подразделения, бухгалтерия выполняет не только регистрацию хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, но и планирует и оптимизирует финансовые потоки фирмы. Структура бухгалтерии представлена в Приложении 2. В исследуемой торговой организации – ООО «Телекс» используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с применением программного комплекса «1С Бухгалтерия». Предприятие ведет и оптовую, и розничную торговлю, что откладывает свой отпечаток на систему учета и документооборота. Особенность заключается, прежде всего, в выборе учетных цен на товары. Так как организация осуществляет и оптовую и розничную торговлю, для учета товаров используются покупные цены, точнее, фактическая стоимость приобретения товаров (покупные цены плюс транспортно-заготовительные расходы). Данный выбор был сделан в целях упрощения и единообразия учета, несмотря на то, что учет товаров по ценам продажи более информативен и обладает другим преимуществом – он позволяет сопоставить торговую выручку и сумму списанных товаров. Расчет же реализованной торговой наценки не представляет особой сложности. Но так как при оптовой торговле используется только фактическая стоимость приобретения товаров, то по этой стоимости учитываются все товары – и продаваемые через магазины, и продаваемые со склада. Другим преимуществом учета товаров по стоимости приобретения является то, что если товар, предназначенный для розничной торговли, будет продан оптом, то не нужно будет в учете делать обратные проводки по корректировке стоимости товаров и торговой наценки. Для того чтобы изложить последовательность формирования стоимости товаров и порядка учета их реализации, опишем порядок хранения и учета товаров на складе.

В ООО «Телекс» на складах применяется партионный способ хранения и учета товаров. Этот способ выбран по двум причинам. Во-первых, он позволяет определить результаты реализации партии товаров без проведения инвентаризации (по существу, инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Одновременно данный вид учета усиливает контроль за сохранностью ценностей, способствует снижению товарных потерь. Повышенная трудоемкость учета, характерная для данного способа (из-за хранения определенного вида товаров в разных местах и отражения остатков по ним в нескольких партионных картах) компенсируется компьютеризацией учета.

Вторая причина выбора партионного способа хранения и учета состоит в том, что алкогольные товары подлежат обложению акцизами и немалая доля алкоголя поступает из-за границы (т.е. импортируется). Поэтому для облегчения ценообразования товар хранится по партиям. Таможенные пошлины и акцизы включаются в цену конкретной партии.

Каждая партия товаров на складе хранится отдельно. Каждую партию регистрируют в журнале учета поступающих товаров. Записи в журнал вносятся на основании товаросопроводительных документов. Как правило, это накладная с отметкой кладовщика об оприходовании товаров. Приходный ордер на товары в ООО «Телекс» не оформляется. Вместо него на накладной проставляется штамп с реквизитами приходного ордера, которые заполняются «от руки». Журнал, хотя и является составной части документации при сортовом способе учета, а не партионного учета, является дополнительным средством контроля за поступлением и, косвенно, сохранностью товаров. Записи в журнале заверяются кладовщиками, принявшими партию товаров, и экспедиторами, доставившими товар.

Порядковый номер регистрации в журнале является одновременно номером поступившей партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием товара, отпущенного из данной партии. На каждую партию товара материально ответственное лицо – кладовщик, открывает партионную карту. Карта составляется по форме №МХ-10, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 г. № 66. Партионная карта заводится в компьютерной системе в виде отдельной записи в базе данных. Карта распечатывается на бумаге при полном расходовании (продаже) партии товаров, и на конец каждого месяца. Если на конец следующего месяца партия товаров не израсходована, то распечатывается обновленный вариант партионной карты с новыми записями за последний месяц.

Партионная карта имеет две части – приходную и расходную. В приходной части в первых двух графах с реквизитами накладной указывается товаросопроводительный документ — накладная или коммерческий акт (в случае, если обнаружено расхождение фактического наличия и данных по накладной). Затем указывается продавец товара, вид транспорта, каким доставлен товар, и станция отправления, если товар доставлялся железной дорогой или водным транспортом. После этого указывается количество товара. Здесь также проявляется особенность деятельности ООО «Телекс». Для  совпадения данных в карте и товаросопроводительных документах указываются сначала данные в тех единицах измерение, в каких товар указан в накладной. Это могут быть, например, короба или ящики. Рядом указывается количество бутылок в одном коробе или ящике (вместимость бутылок указывается в заголовке карты). А затем указывается общее количество бутылок в штуках. Для этого пришлось изменить графы 9-11 стандартной формы №МХ-10. Общее количество в штуках указывается для того, чтобы быстро и верно определить количество бутылок, переданных для продажи в магазин и остаток после передачи.

Так как карта открывается на одну партию товара, то в приходной части карты присутствует всего одна запись. Приходная часть карты подытоживается записью «Итого приход» с повторным указанием количества. В расходной части партионной карты делаются записи при отпуске товара оптовому покупателю или при передаче товара в магазин. При этом указываются номер и дата товарной накладной или накладной на внутреннее перемещение товаров (при передаче в магазин). Далее, указывается получатель товара, вид транспорта и станция получателя, или слово «магазин». Затем указывается количество отпущенного товара.

В отличие от приходной части карты, в расходной ее части может быть несколько записей. Расходная часть в конце месяца подытоживается записью «Итого расход за месяц» и подведением остатка как в количественном, так и в суммовом выражении. Вычисление суммы в рублях – еще одно отличие стандартной формы партионной карты от способы ее заполнения на предприятии. Также в отличие от стандартной формы, в карте, применяемой в ООО «Телекс», остаток (только в количественном выражении) выводится после каждой операции. При полном израсходовании товара выводится общий расход, который должен быть равен оприходованному в начале количеству, и под таблицей делается запись «По данной партии на (дата) товара (наименование товара) в наличии не имеется». Оборотная сторона карты, как она представлена в форме №МХ-10, на ООО «Телекс» не заполняется. Если в конце месяца партия товара не израсходована полностью, а карта распечатывается, то ее подписывает кладовщик. При закрытии карты ее подписывает кладовщик и заведующий складом. Составляется акт об израсходовавши товаров партии, который подписывается товароведом и заведующим складом. Акт с партионной картой материально ответственное лицо — кладовщик передает в бухгалтерию для проверки.

Отпуск товаров оптовым покупателям оформляется накладной на отпуск на сторону. Покупателями, преимущественно, выступают местные предприниматели и малые торговые организации. Поэтому груз вывозится либо самим покупателем, либо транспортом ООО «Телекс». То есть сторонние перевозчики не привлекаются и поэтому товарно-транспортные накладные не выписываются.

Накладные оформляются в соответствии с формой №ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. №132. Оформление накладной начинается в отделе сбыта, где заполняются все необходимые реквизиты и уполномоченным лицом (коммерческим директором или менеджером) проставляется разрешительная подпись – «отпуск груза разрешил».

Перед началом выписки накладной проверяется доверенность представителя покупателя, если покупателем является юридическим лицом. На крупные партии товара или если предоставляется отсрочка платежа с покупателем заключается договор купли-продажи. Если поставка осуществляется по ранее заключенному договору, то проверяется, не выбрал ли покупатель указанное в договоре количество товара и как он расплачивался за предыдущие партии.

Также в коммерческом отделе выписывается счет-фактура. После этого оба экземпляра накладной передаются непосредственно на склад. На складе, если необходимо, производится упаковка и погрузка товара, оформление других товаросопроводительных и транспортных документов – упаковочного ярлыка, путевого листа и так далее. Если покупатель желает приобрести крупную партию товара, которая требует каких-то дополнительных мероприятий, например, по упаковке, то коммерческий отдел выписывает заказ — отборочный лист. В нем указываются необходимые товары, и их количество. В установленной форме №ТОРГ-8 указывается также цена и общая стоимость заказанных товаров, но в ООО «Телекс» они не указываются, т.к. эти данные для подготовки товаров к отправке не нужны.

На складе производится непосредственный отпуск товара. За полученные товарно-материальные ценности покупатель (его представитель) ставит свою роспись в получении на товарной накладной. Один экземпляр накладной забирает покупатель, другой экземпляр остается у кладовщика. Накладная, по которой был отпущен товар, регистрируется в расходной части соответствующей партионной карты. Так как каждая партия товара хранится отдельно, то кладовщик уже знает, в какой партионной карте необходимо сделать запись. На месте хранения партии товара прикрепляется товарный ярлык, на котором указан номер партии и, следовательно, номер карты.

Для розничных магазинов ООО «Телекс» товары по мере необходимости отпускаются в магазин по накладной на внутреннее перемещение, которая соответствует установленной форме №ТОРГ-13, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132. Накладную составляет работник, выдающий товары со склада, в 2 экземплярах:

— первый экземпляр остается на складе;

— второй экземпляр передается работнику, получающему товары.

В графе «Товар, тара» («Код») обычно указывают номенклатурный номер товаров. В графе «По учетным ценам» указывают стоимость товаров, по которой они отражаются в бухгалтерском учете.

Все накладные накапливаются кладовщиком. В конце месяца он составляет реестры приходных и расходных накладных. В реестрах указываются фамилия и инициалы кладовщика, номера и даты накладных, номера партий, которым соответствует приход или отпуск товаров, итоговые суммы накладных без НДС, НДС и суммы с НДС. Затем накладные с отобранными у покупателей доверенностями подкрепляются к соответствующему реестру и передаются в бухгалтерию.

В бухгалтерии для учета прихода и отпуска товаров применяется оперативный (сальдовый) метод учета. То есть количественный учет в бухгалтерии не ведется. Учет ведется только в денежном выражении. Для учета движения товаров открывается ведомость № 10. В ней движение товаров указывается по материально-ответственным лицам (кладовщикам), а в пределах каждого материально-ответственного лица – по партиям товаров, то есть по их номерам. Учетная стоимость отпущенных материалов определяется сотрудниками бухгалтерии исходя из количества отпущенных товаров и цены товаров в каждой партии. Вернее, стоимость определяется компьютерной программой. Данные о количестве берутся программой из партионных карт, которые, как автор уже говорил, ведутся в компьютерах. Себестоимость отпущенных товаров по итогу ведомости формирует кредитовый оборот по счету 41 «Товары», переносится в Главную книгу и формирует показатель «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» по строке 020 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Как автор уже указал, одновременно с выпиской накладной выписывается счет-фактура на отгруженные товары. Счет-фактура записывается в журнале выписанных счетов-фактур. Согласно приказа по учетной политике выручка для целей исчисления НДС принимается «по отгрузке».

Учет продажи товаров в магазине (торговом зале), то есть розничной продажи, отличается от учета оптовой продажи со склада. Товары в магазине находятся в ведении материально-ответственных лиц – продавцов. Продавцы получают товары со склада по накладным на внутреннее перемещение товаров. Получение товаров регистрируется в товарном отчете. Согласно общепринятому порядку учета товаров в рознице в приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, наименование и стоимость поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета в розничной торговле отражается сумма проданных товаров. После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета.

В розничной торговле товарный отчет заполняется в суммовом выражении. Без компьютерного учета практически невозможно переписать в отчете все проданные за день товары. Поэтому товарные отчеты проверяются с помощью инвентаризации – остаток товаров, выявленный при инвентаризации должен совпадать с остатком товаров по последнему товарному отчету.

В ООО «Телекс» кассовые аппараты (контрольно-кассовые машины) подключены в единую компьютерную сеть. Данные обо всех проданных товарах, включая точные названия, количество и цену (продажную) автоматически заносятся в товарный отчет за текущий день. Отчет подготавливается также программным комплексом на основе данных кассовых аппаратов на основании номенклатурных номеров проданных товаров и их количестве. При составлении товарного отчета за день продажная цена товаров не применяется, т.к. согласно учетной политики все товары, в том числе товары в рознице, учитываются по стоимости приобретения. Для товарного отчета цена на каждый проданный товар учетная цена автоматически берется из приходной части текущего отчета или одного из предыдущих отчетов, в зависимости от того, когда проданный товар поступил со склада в магазин. Цена продажи, фиксируемая кассовыми аппаратами, используется для исчисления выручки. Стоимость выручки совпадает с итогом кассовой ленты за день. Таким образом, в ООО «Телекс» применяется модернизированная, гораздо более информативная форма товарных отчетов, чем стандартная форма отчетов. В любой момент времени сотрудники бухгалтерии и управляющий персонал может узнать размер выручки с начала дня и остатки товаров в розничной торговле. Отпадает необходимость в частом проведении инвентаризации товаров в магазине. Но инвентаризация все равно проводится для выявления хищений товаров и принятия мер по предотвращения хищений, а также для выявлений возможных ошибок в учете товаров – приходную часть отчетов заполняет бухгалтер.

Теперь изложим порядок учета доходов от продажи товаров в ООО «Телекс».

Товарные накладные по отпущенным со склада товарам с подписями покупателей (представителей покупателей) сдаются кладовщиками по реестрам в бухгалтерию. Сотрудники бухгалтерии регистрируют товарные накладные в журнале-ордере № 11, который является бухгалтерским регистром по Кредиту счета 90-1 «Продажи» субсчета «Выручка». Количество товаров по каждому наименованию должны совпадать с количеством по расходной части соответствующих партионных карт. Сопоставление количества в журнале-ордере и в партионных картах является еще одним средством контроля правильности учета. Если расход по счету 41 «Товары» отражается по стоимости приобретения товаров, то в ведомости эти же товары отражаются по ценам продажи без НДС, которые берутся из товарных накладных.

Выручка от розничных продаж определяется на основании итогов кассовых лент за день. Так как в ООО «Телекс» учет компьютеризирован, то итоги кассовых лент автоматически заносятся в журнал-ордер № 11 с учетом выделения НДС. Кассовые ленты служат для документального подтверждения размера полученной выручки – денежной наличности.

Таким образом, обороты по счету 90-1 состоят из оптовой и розничной выручки. Но в месяц делается не две проводки, а гораздо больше. Самостоятельная проводка делается на каждый реестр товарных накладных на отпуск товаров со склада и на сумму выручки по каждому кассовому аппарату за день. Особенностью деятельности ООО «Телекс» является то, что организация торгует подакцизными алкогольными товарами. Поэтому, если разные товары облагаются акцизом по разным ставкам, то на каждую группу реализованных товаров по каждой ставке акциза делается самостоятельная проводка.

Проводки осуществляются в журналах-ордерах. При выявлении финансового результата делается, фактически, одна итоговая проводка в месяц. Обороты переносятся в главную книгу. В ООО «Телекс» выявление финансового результата производится программным комплексом автоматически.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1. Краткая характеристика процесса составления отчетности на ООО «Телекс»
Рассмотрим на примере ведения учета хозяйственных операций подготовку информации для формирования отчетности на ООО «Телекс». По требованию бухгалтера предприятия все числовые данные искажены.

По состоянию на 1 января 2009 г.:

— остаток товаров (счет 41) на сумму 35 000 руб.;

— остаток расходов на продажу собственных товаров (транспортные расходы) (счет 44, субсчет 1) — 7 000 руб.;

— остаток денежных средств (счет 51) — 31 00,0 руб.;

— остаток по счету 19 — 8 600 руб.;

— задолженность поставщикам (счет 60) -51 600 руб.;

— задолженность учредителя — 15 000 руб.;

— уставный капитал — 45 000 руб.

В течение 2009 г. были совершены операции, представленные в журнале хозяйственных операций.

Для достижения определенной аналитичности учета учет издержек, связанных с торговлей собственным товаром, и связанных с посреднической деятельностью к счету 44 открыты три субсчета: 44-1 «Издержки по торговле собственным товаром», 44-2 «Издержки по посреднической деятельности» и 44-3 «Косвенные расходы по продажам».

Проанализируем совершенные хозяйственные операции, дадим корреспонденцию счетов, подсчитаем финансовые результаты фирмы и составим бухгалтерскую отчетность.

Итак, приобретено товаров на сумму 195 000 руб., продано товаров на 181 000 руб.

Остаток нереализованных товаров — 49 000 руб. (35 000 + 195 000 – 181 000).

Далее, необходимо рассчитать сумму издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров. Такой расчет выполнен в Справке бухгалтерии № 1.
Таблица 2.1.

Журнал хозяйственных операций № 1 ООО «Телекс» за 2009 г.

№ п. / п.

Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс. руб.

Дебет счета

Кредит счета

1

Учредительные документы (справочно). Образован уставный капитал

45

75-1

80

2

Выписка банка. Внесено в счет вклада в уставный капитал

30

51

75-1-1

3

Акт приемки-передачи основных средств, акт независимой оценки. Внесено в счет вклада в уставный капитал торговое оборудование

15

08

75-1-1

4

Акт приемки выполненных работ. Проведен монтаж оборудования, внесенного в уставный капитал

НДС, предъявленный исполнителем работ

5
1

08
19

60
60

5

Акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС – 1). Оприходованы основные средства

20

01

08

6

Выписка банка с расчетного счета. Получен кредит банка под 24% годовых сроком на 3 месяца

240

51

66

7

Выписка банка. Перечислено поставщику товара по договору

224,2

60-1

51

8

Железнодорожные квитанции, счет-фактура. Оприходован товар, поступивший от поставщика на дату перехода прав собственности — на дату поступления на станцию назначения

НДС

190

34,2

41

19

60-2

60-2

9

Акт выполненных работ, отчет посредника, счет-фактура. Начислена задолженность посреднику за поиск покупателей товара

НДС

5

1

41

19

60

60

10

Кредитный договор, выписка банка.

Начислены проценты за кредит

Уплачены проценты за кредит

24

24

91-2

66

66

51

11

Товаросопроводительные документы, счет-фактура. Отгружен товар покупателю, переход прав собственности — на складе поставщика по продажной цене

НДС

127,2

19,4

62-3-3

90-3

90-1

76-НДС

12

Товаросопроводительные документы, счет-фактура. Списана покупная стоимость реализованного товара

76

90-2

41

13

Товаросопроводительные документы, счет-фактура. Отгружен товар покупателю, переход прав собственности — на складе поставщика по продажной цене

20,296

62-3-1

90-1

НДС

3,096

90-3

76-НДС

14

Товаросопроводительные документы, счет-фактура. Списана покупная стоимость реализованного товара

10

90-2

41

15

Товарно-транспортная накладная с отметкой покупателя. Отгружен товар покупателя на условиях перехода прав собственности — склад покупателя

212,4

62-3-2

90-1

НДС

32,4

90-3

76-НДС

16

Товарно-транспортная накладная с отметкой покупателя. Списана покупная стоимость товара

95

90-2

41

17

Выписка банка. Погашена задолженность покупателя

59

51

62-3-3

18

Акт передачи. Вексель банка «Сириус», на котором сделана передаточная надпись на ООО «Телекс ». Погашена задолженность покупателя путем передачи векселя банка

212,4

58

62-3-2

19

Расчетно-платежные ведомости. Начислена заработная плата сотрудников, занятых продажей собственных товаров

18,94

44-1

70

20

Расчетно-платежные ведомости. Начислен социальный налог

7

44-1

69

21

Товарно-транспортные накладные, счет-фактура.







Оплачены расходы по доставке реализованного товара

23

44-1

60

НДС

4,6

19

60

22

Справка бухгалтерии. Выписки банка, счета-фактуры.







Начислен НДС в бюджет с оплаченной выручки

46

76-НДС

68

23

Зачтен аванс, уплаченный поставщику

228

60-2

60-1

24

Справка бухгалтерии № 1.







Списаны издержки отчетного периода, приходящиеся на реализованные товары

49,57

90-2

44-1



Таблица 2.2.

Справка бухгалтерии № 1.

Справка бухгалтерии № 1 по расчету суммы издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров:

1. Сумма транспортных расходов — 7 000 +23 000-30 000руб.

2. Сумма товаров реализованных и остатка товаров на конец месяца:

181 000руб. + 49 000руб. = 230 000руб.

3. Средний процент издержек — 30 000руб.: 230 000руб. * 100% = 13%.

4. Сумма издержек (транспортных расходов), приходящихся ни остаток нереализованных товаров, — 6 370руб. (49 000руб. *13 / 100).

Остальная сумма издержек обращения — 49 570 руб. (7 000 + 48 940руб. — 6 370 руб.) списывается в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж», и оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч.90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»: 49 570 руб.

К-т сч. 44, субсчет 1 «Прямые расходы по торговле и приобретенным товарам»: 49 570 руб.

Бухгалтер: ____________/Семенович А.С./

Как отмечалось выше, ООО «Телекс»» ведет посредническую деятельность, в частности выступает в роли комиссионера. ООО «Телекс» заключило договор комиссии с оптовой фирмой ОАО «Краснодароптторг». В соответствии с договором комитент поручает комиссионеру продать от его имени, но за счет комитента партию овощных консервов по цене не ниже 100 000 руб. + 18 000 руб. (НДС). За реализованный товар комиссионер получает комиссию в размере 18% стоимости передаваемого товара, т.е. 20 000 руб. + 3 600 руб. (НДС). В случае если комиссионер сможет реализовать товар дороже, все превышение цены реализации над ценой, указанной в накладной, делится между сторонами договора поровну.

Покупная цена товара, переданного ОАО «Краснодароптторг» на комиссию, указана в накладной и составляет 70 000 руб. плюс 12 600 руб. НДС.

Комиссионер, ООО «Телекс», выполняя указание комитента, реализовало товар по цене выше, чем было указано в договоре, а именно за 177 000 руб. (150 000 руб. + 27 000 руб. (НДС)).

Вся полученная сумма выручки за минусом комиссионного вознаграждения и причитающейся ему части превышения продажной цены над покупной была перечислена комитенту.

Корреспонденция счетов, отражающая совершенные операции, приведена в журнале хозяйственных операций № 2. Для наглядности в журнале представлена корреспонденция счетов, которую должен выполнить комитент ОАО «Краснодароптторг».

Таблица 2.3.

Расчет вознаграждения комиссионера

Расчет вознаграждения комиссионера.

Продажная цена — 177 000 руб.

Предполагаемая цена — 118 000 руб.

Превышение фактической цены продажи над предполагаемой — 59 000 руб. (177 000 — 118 000).

Сумма, причитающаяся ООО «Телекс», равна 29 500 руб. (59 000: 2).

Всего причитается к получению 53 100 руб. (23 600 + 29 500), включая НДС — 8 100 руб.

Бухгалтер: ____________/Семенович А.С./



Таблица 2.4.

Журнал хозяйственных операций № 2.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Комиссионер ООО «Телекс»

Сумма, тыс. руб.

Комитент ОАО «Краснодароптторг»

Сумма, тыс. руб.

дебет счета

кредит счета

дебет счета

кредит счета

1

Накладная. Передан товар на комиссию у комитента по покупной цене у комиссионера по цене, указанной в накладной

004



118

45

41

70

2

Товаросопроводительные документы.



004

118







Отгружен товар покупателю

62-2

76-5

177

76-6

90-1

177

3

Товаросопроводительные документы. Счет-фактура. Начислен НДС по отгруженному, но неоплаченному товару







90-3

76-8

27

4

Отчет комиссионера. Начислено вознаграждение

76-6

90-1

53,1







НДС

90-3

68

8,1







5

Выписка банка. Поступила выручка от покупателей комиссионного товара

51

62

177







6

Выписка банка. Перечислено комитенту за реализованный товар

76-6

51

123,9

51

76

123,9

7

Акт, отчет. Списано комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру







44

76-6

45







19

76-6

8,1

Зачтен НДС по комиссионному вознаграждению







68

19

8,1

8

Отчет комиссионера. Списана покупная стоимость реализованного товара







90-2

45

70

9

Отчет комиссионера. Списаны расходы по продаже товара







90-2

44-2

45

10

Справка бухгалтерии. Определен результат от продажи у комитента







90-9

99

25

11

Справка бухгалтерии.













Начислена заработная плата менеджера, выполняющего указанный договор

44-2

70

2,5







Начислен социальный налог

44-2

69

1







Списаны издержки, связанные с выполнением договора

90-22

44-2

3,95









В ООО «Телекс» за истекший период имели место расходы, сгруппированные в журнале хозяйственных операций № 3. Это косвенные издержки, которые нельзя сразу отнести на тот или иной вид деятельности. Чтобы определить результаты хозяйственной деятельности по двум видам деятельности, необходимо распределить между ними косвенные издержки. В соответствии с учетной политикой эти издержки учитываются на счете 44, субсчет 3.

Таблица 2.5.

Журнал хозяйственных операций № 3.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс.руб.



Кредит счета

1

Расчетно-платежная ведомость. Начислена заработная плата администрации фирмы

7

44-3

70

2

Расчетно-платежная ведомость, свод заработной платы. Начислен социальный налог

2,6

44-3

69

3

Выписка банка, счет-фактура. Оплачены телефонные переговоры

0,5

44-3

51

4

Выписка банка, счет-фактура. НДС с телефонных переговоров

0,1

19

51

5

Справка бухгалтерии. Начислена амортизация основных средств

1,5

44-3

02

6

Договор, счет-фактура. Начислена аренда офиса

НДС с аренды

3

0,54

44-3

19

60

60

7

Договор аренды, счет-фактура. Начислена арендная плата за складское помещение

НДС с аренды

14

2,5

44-3

19

60

60

8

Акт приемки работ, справка формы № КС-3, счет-фактура. Проведен ремонт арендованного помещения

НДС

15

2,7

44-3

19

60

60

9

Выписка банка. Оплачены аренда офиса Ремонт помещения

3,54

16,5

60

60

51

51

10

Справка бухгалтерии. Списаны косвенные расходы

43,6

90-2

44-3

11

Справка бухгалтерии № 3. Определен результат от продажи товаров и посреднической деятельности

71,88

90-91

99

12

Справка бухгалтерии № 3. Списаны прочие расходы

24

99

91-9

13

Справка бухгалтерии. Начислен налог на прибыль

18,906

99

68

14

Справка бухгалтерии. Списан в зачет перед бюджетом НДС, оплаченный поставщикам (0,1+2,5+0,54+34,2)

37,34

68

19



Сумма косвенных издержек составляет 43 600 руб.
Таблица 2.6.

Справка бухгалтерии № 2

Справка бухгалтерии № 2

по расчету финансового результата от продажи товаров и посреднической деятельности

Сумма расходов, связанных с продажей, составила 278,12 тыс. руб., в том числе:

стоимость проданных товаров — 181 тыс. руб.

издержки обращения -49,57 тыс. руб.

Сумма расходов по посреднической деятельности — 3,95 тыс. руб.

Сумма косвенных издержек — 43,6 тыс. руб.

Сумма выручки от:

торговли собственным товаром — 359,896 тыс. руб.

посреднической деятельности — 53,1 тыс. руб.

НДС к начислению всего — 62,996 тыс. руб.

Финансовый результат — 71,88 тыс. руб. (359,896+53,1-62,996-278,12).

Бухгалтер: ____________/Семенович А.С./



После того как начислены налоги, рассчитаны остатки по счетам, были составлены основные формы отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках. Процессы учета и формирования отчетности на предприятии автоматизированы. Данные годовые формы ООО «Телекс» представленные в приложениях №3 и № 4 соответственно.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3. Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета
Во второй главе настоящей работы был проведен анализ системы бухгалтерского учета продаж товаров в ООО «Телекс». В целом система учета отвечает требованиям законодательства и ведется с применением современных информационных технологий. Но, к сожалению, она не лишена некоторых недостатков.

Рассматривая списание учетной стоимости товаров, отпущенных покупателям, автор выявил то, что в приказах по утверждению учетной политики не утвержден метод списания стоимости реализованных товаров: по средней стоимости, методом ФИФО или по стоимости каждой единицы товаров. Отсутствие утвержденного метода списания является нарушением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, а также подпункта 8 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Данное нарушение может повлечь не только замечания аудиторов, но и финансовые санкции налоговых органов. Налоговые инспекторы могут инкриминировать грубое нарушение, выразившееся в нарушении правил учета хозяйственных операций. Кроме этого, если стоимость списанных товаров, если ее рассчитать по одному какому-либо способу, будет отличаться от стоимости, рассчитанной по другому какому-либо способу, более, чем на 20% то налоговые инспекторы могут применить для расчета налога на прибыль меньшую учетную стоимость и доначислить налог на прибыль, пеню и, возможно, штраф, если это обнаружится в уже истекшем налоговом периоде. Основанием для этого служит статья 40 Налогового кодекса РФ.

Но здесь автор хочет обратить внимание на непрочность возможных обвинений налоговой инспекции. Во-первых, в статье 40 Налогового кодекса РФ говорится о ценах продажи, а не об учетных ценах. Во-вторых, грубое нарушение правил учета, выразившееся в неутверждении метода списания стоимости товаров, не привело к искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Как уже было сказано во второй главе настоящей работы, товары списываются на реализацию по партиям. То есть, в организации, фактически, используется метод списания товаров по стоимости каждой единицы (внутри партии стоимость единиц товаров одинакова). Но, все таки, отсутствие утвержденного метода списания стоимости товаров создает двусмысленную ситуацию, чреватую судебными разбирательствами. Поэтому можно рекомендовать утвердить в учетной политике и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения метод списания стоимости проданных товаров по стоимости каждой единицы. Метод ФИФО в организации просто не применяются. Для их использования необходимо внести дополнительные изменения в порядок работы бухгалтерии и в компьютерную программу. Метод списания по средней себестоимости также не годится, потому что один и тот же товар в разных партиях, случается, имеет разную цену и компьютерную программу и порядок учета также нужно будет перестраивать. Таким образом, метод списания по стоимости единицы товара лучше всего соответствует сложившейся практике учета товаров в ООО «Телекс».

Другим недостатком учетной политики ООО «Телекс» является нечеткое формулирование порядка формирования учетной стоимости товаров. Написано только, что товары учитываются по покупной стоимости и что транспортные расходы распределяются на реализованные товары и на остаток нереализованных товаров. Дело в том, что кроме транспортных расходов есть еще расходы на содержание складов, заработная плата работников службы снабжения и другие расходы. Как с ними поступать, из учетной политики не ясно. Также не указано, между чем распределяются транспортные расходы по среднему проценту. То есть, опять таки порядок учета транспортно-заготовительных расходов четко не прописан. Руководству организации, в том числе главному бухгалтеру, необходимо подробно изложить в приказе об утверждении учетной политики  фактически сложившийся порядок включения транспортно-заготовительных расходов в учетную стоимость товаров:

— расходы на доставку товаров на склады ООО «Телекс» включаются в стоимость товаров каждой конкретной партии на основании путевых листов и калькуляций транспортных расходов. Калькуляции необходимы, так как кроме затрат топлива, прямо определяемых на основании путевых листов, есть еще заработная плата водителей и отчисления от нее, которая включается в расходы по доставке партии товаров, а также амортизация транспорта;

— в транспортно-заготовительные расходы включаются приходящиеся на каждую партию товаров складские расходы и заработная плата с отчислениями работников службы снабжения;

— транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на реализованные товары, списываются на реализацию (включаются в расходы по налогу на прибыль) в составе учетной стоимости реализованных товаров. Транспортные расходы по нереализованным товарам учитываются в составе их учетной стоимости на счете 41 «Товары».

Включение этих пунктов в приказ об учетной политике приведет ее в соответствие с законодательством.

Автор хотел бы сделать предложения по организации документооборота в ООО «Телекс». Первичные документы на приход и расход товаров вместе с реестрами сдаются кладовщиками и менеджерами торгового зала в бухгалтерию один раз в месяц. В бухгалтерии при сдаче документов резко повышается нагрузка на персонал. И хотя большая часть работы бухгалтеров автоматизирована, повышается вероятность ошибок, например, при вводе данных в бухгалтерскую программу. Целесообразно было бы предусмотреть более короткие отчетные периоды для кладовщиков, например, десять дней или неделю. Нагрузка на бухгалтерию будет распределена в течение месяца более равномерно, а на кладовщиков будет косвенно оказано дополнительное дисциплинирующее воздействие.



Заключение
В рамках настоящей работы были рассмотрены вопросы состава, содержания, составления финансовой бухгалтерской отчетности на примере ООО «Телекс». По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной бухгалтерской отчетностью считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым бухгалтерским отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года. По степени обобщения отчетных данных выделяют индивидуальную бухгалтерскую отчетность и консолидированную финансовую отчетность.

2. Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость.

3. После завершения всех подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Основой для составления бухгалтерской отчетности являются остатки по счетам Главной книги и данные учетных регистров. Процедура заполнения отчетных форм представляет собой перенос из учетных регистров предварительно сгруппированных и обобщенных в упорядоченную систему данных.

Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03 № 67н. Однако если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных, предусмотренных в o6pазцах отчетных форм, но необходимых для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать соответствующие дополнительные показатели или давать расшифровки к соответствующим статьям в виде приложений к отчетным формам, а по отдельным показателям — в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности.

4. В целом система учета на предприятии отвечает требованиям законодательства и ведется с применением современных информационных технологий. Но, к сожалению, она не лишена некоторых недостатков.

5. Для устранения выделенных недостатков можно предложить следующее:

— использовать метод списания по стоимости единицы товара;

— изложить в приказе об утверждении учетной политики фактически сложившийся порядок включения транспортно-заготовительных расходов в учетную стоимость товаров;

— предусмотреть более короткие отчетные периоды для кладовщиков, например, десять дней или неделю.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Список литературы
1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.07.2010). // Собрание законодательства РФ, 09.08.2010, № 32, ст. 4298.

2.     Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете». // Собрание законодательства РФ, 07.09.2010, № 27 (ч. 1), ст. 2700.

3.     Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». // Собрание законодательства РФ, 23.05.2009, N 8, ст. 669.

4.     Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 18-19, 08.05.2007.

5.     Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». // Финансовая газета, № 22, 2006.

6.     Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. – М.: Бератор-Пресс, 2008.

7.     Бакаев А.С., Макарова Л.Г., Мизиковский Е.А. Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского учета. – М.: ИПБ-БИНФА, 2008.

8.     Безруких П.С. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. — М.: БЕК, 2008.

9.     Бондарь Е. Формируем показатели бухгалтерской отчетности — 2009. // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2010, № 1

10.Букина О.А. Существенные показатели бухгалтерской отчетности. // Бухгалтерский бюллетень, 2010, N 3.

11.Вагапова А. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2009. — № 51.

12.Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.: Бухгалтерский учет, 2008.

13.Волков Н.Г. Учет материальных запасов в автотранспортных организациях. // Бухгалтерский учет. – 2008. — № 15.

14.Годовой отчет – 2009. / Под общ. ред. Мещерякова В.И. – М.: Бератор-Пресс, 2009.

15.Елгина Е.Б. Первичные документы. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2009.

16.Ермакова Н.А. Учет нормативных затрат и отклонений по бизнес-процессам, видам деятельности и объектам калькулирования. // Современный бухучет. – 2010. — № 2.

17.Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М.: Бератор-Пресс, 2008.

18.Климова М.А. Документооборот в бухгалтерском учете. – М.: Налоговый вестник, 2010.

19.Колпаков Я. Политика компании на 2010 год. // Консультант. – 2009. — № 23.

20.Пупшис Т.Ф. Учетная политика: отечественная и международная практика. // Налоговое планирование. – 2009. — № 2.

21.Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.

22.Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. – М.: Финансы и статистика, 2010.

23.Сомов Л. Ведение книги покупок. // Аудит и налогообложение, 2010, № 3.

24.Финансовый учет. / Под ред. В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2010.

Приложение 1. Структура управления ООО «Телекс»




Приложение 2. Структура бухгалтерии ООО «Телекс»






Приложение 3. Бухгалтерский баланс ООО «Телекс»



КОДЫ

Форма N 1 по ОКУД

0710001

за 2009 Финансовый год     Дата (год, месяц, число)

2010

01

01

Организация

Общество с ограниченной ответственностью «Телекс»

по ОКПО

47094052

Идентификационный номер налогоплательщика       ИНН



Вид деятельности


по ОКДП



Организационно — правовая форма / форма собственности


47


42

Общество с ограниченной ответственностью/Частная


по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения:

тыс. руб. / млн. руб.

по ОКЕИ

384/385



Адрес 182100, Великие Луки, Октябрьский, 56А





Дата утверждения







Дата отправки (принятия)





АКТИВ

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05)



110





в том числе: патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111





организационные расходы

112





деловая репутация организации

113





Основные средства

120

17 824

18 081

в том числе: земельные участки и объекты природопользования

121





здания, машины и оборудование

122





Незавершенное строительство

130

321

420

Доходные вложения в материальные ценности

135





в том числе: имущество для передачи в лизинг

136





имущество, предоставляемое по договору проката

137





Долгосрочные финансовые вложения

140





в том числе: инвестиции в дочерние общества

141





инвестиции в зависимые общества

142





инвестиции в другие организации

143





займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144





прочие долгосрочные финансовые вложения

145





Прочие внеоборотные активы

150





ИТОГО по разделу I

190

18 145

18 501

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы



210



3 472



3 247

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

1 706

998

животные на выращивании и откорме

212





затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

213





готовая продукция и товары для перепродажи

214

1 744

2 226

товары отгруженные

215





расходы будущих периодов

216

22

23

прочие запасы и затраты

217





Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

817

296

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230





в том числе: покупатели и заказчики

231





векселя к получению

232





задолженность дочерних и зависимых обществ

233





авансы выданные

234





прочие дебиторы

235





Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

11 808

6 202

в том числе: покупатели и заказчики

241

10 857

4 949

векселя к получению

242





задолженность дочерних и зависимых обществ

243





задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал

244





авансы выданные

245





прочие дебиторы

246





Краткосрочные финансовые вложения

250





в том числе: займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251





собственные акции, выкупленные у акционеров

252





прочие краткосрочные финансовые вложения

253





Денежные средства

260

838

461

в том числе: касса

261





расчетные счета

262





валютные счета

263





прочие денежные средства

264





Прочие оборотные активы

270





ИТОГО по разделу II

290

16 935

10 206

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

35 080

28 707

ПАССИВ

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал



410



39 659



18 997

Добавочный капитал

420

2 201

2 201

Резервный капитал

430





в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством

431





резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432





Фонд социальной сферы

440





Целевые финансирование и поступления

450





Нераспределенная прибыль прошлых лет

460





Непокрытый убыток прошлых лет

465





Нераспределенная прибыль отчетного года

470

Х

-1232

Непокрытый убыток отчетного года

475

Х



ИТОГО по разделу III

490

20 221

19 966

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты



510





в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511





займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512





Прочие долгосрочные обязательства

520





ИТОГО по разделу IV

590





V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610

460



в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611





займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612





Кредиторская задолженность

620

14 399

8 741

в том числе: поставщики и подрядчики

621

12 780

7 387

векселя к уплате

622





задолженность перед дочерними и зависимыми обществами

623





задолженность перед персоналом организации

624

90

153

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

625

81

86

задолженность перед бюджетом

626

559

458

авансы полученные

627





прочие кредиторы

628

889

657

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630





Доходы будущих периодов

640





Резервы предстоящих расходов

650





Прочие краткосрочные обязательства

660





ИТОГО по разделу V

690

14 859

8 741

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

35 080

28 707



СПРАВКА

О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ





Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________

             (подпись) (расшифровка                   (подпись) (расшифровка

                         подписи)                                 подписи)



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.