--PAGE_BREAK--Таким образом, из проведенного исследования становится понятным, что взаимоотношения организаций с внебюджетными фондами порой достаточно сложны, и требуют достаточно много работы, в том числе и с другими государственными структурами. Но сегодня уже ясно одно: качество, уровень жизни населения зависит от финансово-экономического состояния внебюджетных фондов, социальной работы и развития с ним взаимоотношений. А также от проводимой целенаправленной социальной, экономической, финансовой, учетной политики в организациях и на местах.
3. Отражение в бухгалтерском учете ЕСН отчислений на обязательное пенсионное страхование
Отдельно рассмотрения требует вопрос правильности отражения в бухгалтерском учете отчислений на обязательное пенсионное страхование. По правилам главы 24 Налогового кодекса РФ при расчете части ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет в части ОПС, применяется вычет в сумме начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. И существует два способа отражения отчислений на ОПС и федеральный бюджет – на счетах учета затрат, или в виде уменьшения начислений по федеральной части ЕСН.
Причем, следует учесть, что с 1 января 2002 года все работодатели являются страхователями по ОПС, и при осуществлении выплат работникам обязаны исчислить соответствующую сумму страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии от ЕСН.
Сумма ЕСН, которая подлежит уплате в федеральный бюджет, как мы уже рассмотрели, начисляется по ставкам, предусмотренным статьей 241 Налогового кодекса РФ, для разных категорий налогоплательщиков по регрессивной шкале от 20% (из 26% общей ставки ЕСН) до 5,3% (от ставки ЕСН 8% для адвокатов).
Налоговым вычетом, уменьшающим начисления в федеральный бюджет считается сумма страховых взносов на ОПС, начисленных на налоговую базу за тот же период исходя из соответствующих тарифов страховых взносов (2, ст. 243, п. 2; 5, ст. 22, п. 2).
Для страхователей – работодателей, производящих выплаты физическим лицам (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), за исключением занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются тарифы страховых взносов до 14% (см. Таблица 6).
Таблица 6. Тарифы страховых взносов на ОПС для работодателей, производящих выплаты физическим лицам (общая)
Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются тарифы страховых взносов на страховую и накопительную части пенсии в сумме до 10,3% (см. Таблица 7).
Таблица 7. Тарифы страховых взносов на ОПС для работодателей, производящих выплаты физическим лицам, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции и в традиционных отраслях хозяйствования
В нормативных актах по бухгалтерскому учету не содержится норм, регламентирующих конкретный способ отражения налогового вычета по ЕСН. Рассмотрим, какие варианты учета взносов на ОПС работников могут применять разные категории налогоплательщиков.
1. Налогоплательщики организации на практике применяют один из двух способов учета взносов на ОПС, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Первый способ – когда взносы в ПФР уменьшают «федеральную» часть ЕСН. При этом способе учета отражаются такие бухгалтерские записи.
Сумма ЕСН в части федерального бюджета, начисленная по полной налоговой ставке (без учета налогового вычета), отражается по кредиту счета 69 (или 68), субсчет «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом» в корреспонденции со счетами учета затрат (издержек обращения).
Сумма страховых пенсионных взносов начисляется на счете 69 (или 68) внутренней проводкой: по кредиту – на субсчете «Расчеты по пенсионному обеспечению», по дебету – на субсчете «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом». В результате происходит уменьшение «федеральной» части ЕСН, начисленной по полной налоговой ставке на сумму начисленных взносов на ОПС.
Уплате в федеральный бюджет подлежит та часть налога, которая сформирована в виде кредитового сальдо по счету 69 (или 68), субсчету «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом». Страховые взносы перечисляются в ПФ РФ в сумме, начисленной по кредиту счета 69 (или 68), субсчет «Расчеты по пенсионному обеспечению» (31, С. 67–68).
Таким образом, при использовании данном способа проводок, страховые пенсионные взносы не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а отражаются именно как налоговый вычет по ЕСН. Такой вариант бухгалтерского учета не ведет к искажению себестоимости, поскольку вместо страховых взносов в ПФР (ОПС) на затраты списывается полная сумма ЕСН (без учета налогового вычета).
Рассмотрим данный способ на примере (см. Пример 1).
Пример 1
За август 2006 года П.Н. Иванову была начислена заработная плата в размере 10 000 руб. Сумма ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, составила 2 000 руб. (10 000 руб. x 20%). Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РФ – 1 400 руб. (10 000 руб. x 14%). Эти начисления были отражены в бухгалтерском учете так:
Дебет 20 Кредит 70, –10 000 руб., – начислена заработная плата за август 2006 года П.Н. Иванову;
Дебет 20 Кредит 69, субсчет «Расчеты по ЕСН в ФБ», – 2 000 руб. – начислена сумма ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, за август 2006 года;
Дебет 69, субсчет «Расчеты по ЕСН в ФБ» Кредит 69, субсчет «Расчеты по пенсионному обеспечению»,– 1 400 руб., – отражен налоговый вычет в сумме начисленных страховых взносов в ПФ РФ за август 2006 года.
Кредитовое сальдо по счету 69, субсчет «Расчеты по ЕСН в ФБ» составляет 600 руб. (2 000 руб. – 1 400 руб.). Эта сумма ЕСН подлежит перечислению в федеральный бюджет до 15 сентября 2006 года.
Второй способ – страховые взносы в ПФР начисляются на счетах учета затрат. Данный способ можно назвать традиционным, поскольку именно он применялся до введения единого социального налога. При этом способе в состав затрат (издержек обращения) включаются обе суммы – и «федеральная» часть ЕСН (за минусом налогового вычета), и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Поэтому сначала бухгалтер должен рассчитать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, с учетом налогового вычета. Расчет производится в индивидуальных карточках по каждому работнику отдельно.
Только после этого, бухгалтер отражает сумму ЕСН к уплате в федеральный бюджет (за минусом налогового вычета) по кредиту счета 69 (или 68), субсчет «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом» в корреспонденции со счетами учета затрат (издержек обращения).
Сумма страховых пенсионных взносов начисляется по кредиту счета 69 (или 68), субсчет «Расчеты по пенсионному обеспечению» в корреспонденции со счетами учета затрат (издержек обращения).
Как видим, при этом способе пенсионные взносы отражаются непосредственно на счетах учета затрат (издержек обращения).
Рассмотрим пример (см. Пример 2) (31, С. 68).
Пример 2
Воспользуемся базовыми условиями Примера 1. Предположим, в учетной политике организации установлено, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ отражаются непосредственно на счетах учета затрат. Сумма ЕСН по заработной плате П.Н. Иванова, подлежащая уплате в федеральный бюджет, за минусом налогового вычета равна 600 руб. (2000 руб. – 1400 руб.). Бухгалтер организации сделает такие записи:
Дебет 20 Кредит 70, – 10 000 руб., – начислена заработная плата за август 2006 года П.Н. Иванову;
Дебет 20 Кредит 69, субсчет «Расчеты по ЕСН в ФБ», – 600 руб., – начислена сумма ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, за минусом налогового вычета;
Дебет 20 Кредит 69, субсчет «Расчеты по пенсионному обеспечению», – 1400 руб., – отражена сумма начисленных страховых взносов в ПФ РФ за август 2006 года.
Сумма 600 руб., отраженная по кредиту счета 69 субсчет «Расчеты по ЕСН в ФБ», также подлежит перечислению в федеральный бюджет до 15 сентября 2006 года.
2. Стоит отметить категорию налогоплательщиков, пользующихся освобождением от уплаты ЕСН (льготой). Это организации, использующие труд работников-инвалидов (с налоговой базой до 100 000 руб. за налоговый период). Хотя им не начисляется ЕСН, обязанность по уплате взносов на ОПС в Пенсионный фонд РФ у работодателей сохраняется.
Для таких организаций подходит только традиционный способ отражения страховых взносов в ПФ РФ в бухгалтерском учете – на счетах учета затрат (издержек обращения) (31, С. 68–69).
Если сумма заработной платы и вознаграждений, выплаченных тому или иному работнику, превысит 100 000 руб., с суммы выплат, превышающих указанный предел, нужно начислять ЕСН. Соответственно у организации появляется право применить налоговые вычеты в сумме страховых пенсионных взносов, начисленных за тот же период. Однако, перейти на другой способ учета платежей бухгалтер не может. Бухгалтерский учет ведется единообразно и последовательно согласно принципам, закрепленным в учетной политике.
Единственный приемлемый вариант – отражать страховые взносы в ПФ РФ на счетах учета затрат (издержек обращения). При этом «федеральная» часть ЕСН с сумм выплат, превышающих 100 000 руб., также отражается на счетах учета затрат, но не в полном объеме, а за минусом налогового вычета. То есть в сумме, которая фактически подлежит перечислению в федеральный бюджет (см. Пример 3).
Пример 3
В торговой организации ООО «Санта» работает инвалид III группы Л.А. Сидоров. Его заработная плата составляет 20 000 руб. в месяц. На основании статьи 239 НК РФ с января по май 2006 года бухгалтер не начислял ЕСН на сумму заработной платы, выданной Л.А. Сидорову (льгота). Страховые взносы в ПФР на ОПС работника начислялись ежемесячно в размере 2800 руб. (20 000 руб. x 14%).
В июне 2006 года общая сумма выплат заработной платы в пользу Л.А. Сидорова составила 120 000 руб. (20 000 руб. x 6 мес.). Следовательно, сумма, превышающая 100 000 руб., подлежит включению в налоговую базу по ЕСН. Сумма ЕСН в части федерального бюджета, исчисленная за июнь, рассчитывается так:
– определяется сумма ЕСН по налоговой базе без учета льготы:
120 000 руб. x 20% = 24 000 руб.;
– рассчитывается льгота:
100 000 руб. x 20% = 20 000 руб.
– таким образом, сумма ЕСН, подлежащая перечислению в федеральный бюджет с суммы выплат в пользу Л.А. Сидорова по июнь с учетом льгот, составит 4 000 руб. (24 000 руб. – 20 000 руб.).
Одновременно у организации появляется право применить налоговый вычет в сумме страховых пенсионных взносов, начисленных за июнь. Сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, за минусом налогового вычета составляет 1 200 руб. (4 000 руб. – 2 800 руб.).
Ежемесячно с января по май 2006 года бухгалтер ООО «Санта» будет делать в бухгалтерском учете следующие записи:
Дебет 44 Кредит 70, – 20 000 руб., – начислена заработная плата Л.А. Сидорову;
Дебет 44 Кредит 69, субсчет «Расчеты по пенсионному обеспечению», – 2 800 руб., – начислена сумма страховых взносов в ПФР.
С июня 2006 года к этим ежемесячным записям добавляются проводки по начислению ЕСН:
Дебет 44 Кредит 69, субсчет «Расчеты по ЕСН в ФБ», – 1 200 руб., – начислена сумма ЕСН, уплачиваемая в федеральный бюджет (за минусом налогового вычета).
Аналогичным образом в дебет счета 44 начисляются суммы ЕСН, подлежащие уплате в ФСС России и в ФОМС.
3. Организации, находящихся на специальных режимах налогообложения (УСН, ЕНВД и ЕСХН) не являются плательщиками ЕСН, но обязаны уплачивать страховые взносы на ОПС. Они могут использовать только традиционный способ бухгалтерского учета – через счета учета затрат (издержек обращения), на которых отражается заработная плата работников.
4. Организации, которые совмещают два режима налогообложения (например, ЕНВД и общую систему налогообложения) – также применяют традиционный способ учета (31, С. 69).
Как видим, традиционный способ учета сумм страховых взносов является универсальным для всех категорий налогоплательщиков, он не отменим во взаимоотношениях с Пенсионным фондом РФ. Он подходит для любых организаций, в том числе и для тех, кто начисляет ЕСН в общем порядке; и для тех, кто не является плательщиком ЕСН (специальные режимы); и для тех, кто пользуется льготой по статье 239 Налогового кодекса РФ (инвалидность работников).
Однако, введенный с ЕСН экономически более оправданный способ, более правильно отражает сущность пенсионного страхования – отчислений на страховую и накопительную части, показывает направление средств из федеральной части ЕСН средств на конкретную составляющую пенсий.
И, конечно, по возможности, предпочтительнее использовать этот «рыночный» способ.
4. Единый социальный налог в зарубежных странах и в Российской Федерации
Во всех странах существует единый социальный налог. Отличие практики взимания ЕСН в Российской Федерации от зарубежного опыта состоит лишь в ставках обязательных платежей на социальное, пенсионное и медицинское страхование; в способе взимания таких платежей и, в распределении налоговой нагрузки между работниками и работодателями.
Например, в США работодатели и работники на равных условиях уплачивают на социальные цели по 7,65% от заработной платы, что в совокупности составляет 15,3% от фонда оплаты труда (ФОТ). Аналогично построена схема в Германии, – совокупная ставка там равна 18,6%.
В Великобритании работодатели платят 12,2% от выплаченной ими заработной платы, а работники – 10% от полученных ими доходов (с суммы еженедельной заработной платы, превышающей 66 фунтов стерлингов и не превышающей 500 фунтов стерлингов), то есть большая часть налога закреплена за работодателем – налогоплательщиком.
В Израиле работодатели платят всего 4,93%, а работники – от 5,76 до 9,7% от заработной платы, что почти в два раза больше чем работодатели – налогоплательщики.
То есть в этих странах налоговая нагрузка поделена между работодателем и работников на паритетных основаниях, или поделена с учетом экономической и социальной значимости больше в ту или иную сторону. Ставки колеблются в среднем диапазоне, около 15,0% (минимум-максимум – около 10–26,0% как в Российской Федерации).
В то же время во многих других государствах основная налоговая нагрузка ложится на плечи работодателей. Так, в Бельгии эти ставки составляют 35% и 13,07% соответственно, а в Швеции – 32,92% и 7%, что значительно больше российских, и тем более прочих мировых ставок. В Бельгии, например, получается ставка ЕСН равна 35,0+13,07=48,07%, Швеция – 39,92% (32,92+7,0%).
В Венгрии работодатели уплачивают на социальные программы 44% от выплаченной работникам суммы заработной платы, а работники – всего лишь 1,5%. Однако, с высоких доходов они еще дополнительно должны заплатить до 10%. Общая ставка составляет от 45,5% до 54,0%.
Однако, не во всех странах столь «гуманные» правительства и такие большие отчисления на социальное, пенсионное обеспечение и медицинскую помощь.
В Польше работодатели должны уплачивать 48% от всех выплат работникам, а работники – полностью освобождены от таких платежей.
В Эстонии действует единая ставка в 26% на доходы физических и юридических лиц, отсутствуют НДС, налог с продаж и большинство косвенных налогов, что за счет упрощения налогового бремени, регламентации отношений, «уравниловки» в несколько раз упрощает взаимоотношения между работниками и работодателями – налогоплательщиками, а также бизнес работодателей, стимулирует к эффективной деятельности.
Такое разнообразие практики налогообложения единым социальным налогом, говорит о наработанности опыта в каждой конкретной стране и приемлемости только к его харизме, менталитету страны. Опыт одной страны, может не только не принести должного положительного эффекта другой, но и развалить существующий уклад и строй экономики.
В Польше, например, заведено полностью обеспечивать своих работников и социальным, пенсионным обеспечением, медицинской помощью и обслуживанием, страхованием. Великобритания, Америка же с такими правилами и обеспечением может только разорить весь бюджет на обеспечение каждого, а должной помощи людям всё равно не окажет.
В высокоразвитых, с полным финансированием Бельгии, Венгрии, Швеции урезание средств по новым зарубежным программам может принести как к снижению социальной защищенности граждан, так и к существенной экономии средств. И выбор здесь достаточно труден и опасен возможными социальными недовольствами действиями руководителей.
Опыт Эстонии чем-то схож с российским, – одна ставка, множество программ по снижению налогового бремени на организации и физические лица. В Российской Федерации можно назвать: введение единого налога ЕСН вместо множества различных страховых взносов (упрощение налогового бремени), использование регрессивной шкалы, введение необлагаемых сумм и льготников – инвалидов, разграничение категорий налогоплательщиков и снижение для них налоговых ставок, модернизация учета. Кроме того, за счет средств единого социального налога финансируются в основном внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ), которые выполняют ряд других программ и мероприятий, без взимания с населения дополнительных налогов и сборов, что конечно, благоприятно для физических и юридических лиц.
В других странах работники не так ценны, у нет такого обеспечения, льгот – им оплачивается некоторая доля (большая или меньшая) от необходимого финансирования социального обеспечения. Предлагается самостоятельно оплатить оставшуюся долю, чтобы получить полное социальное, пенсионное и медицинское обеспечение, или воспользоваться услугами прочих коммерческих фирм, предлагающих другие более дешевые, простые продукты и эффективно использующих ваши средства для получения максимального положительного эффекта, как для Вас, так и для своей коммерческой организации.
В Российской Федерации тоже имеются ряд негосударственных фондов, организаций предлагающих при желании дополнительные платные, отдельные услуги на добровольных началах за счет определенных финансовых взносов, путем заключения договоров на получение дополнительных услуг социального, медицинского, пенсионного характера сверх установленных программой обязательного государственного страхования. Так как существующая система многоуровнего обеспечения граждан России, например, как в пенсионном – базовая, страховая, накопительная части, достаточно хорошо обеспечивает работающее население Российской Федерации пенсиями, социальной и медицинской помощью. В любом случае, все настоящие «пенсионеры», льготники, граждане получают гарантированные уровни государственного пенсионного, социального и медицинского обслуживания и обеспечения.
В Америке в конце 80-х годов социальный налог составлял 7,65% и брался только с первых $60 тыс. зарплаты. Быстрее всего этот налог уплатил один известный герой американских финансовых скандалов, впоследствии осужденный на десять лет заключения. В 1985 при годовом окладе с премией в $100 млн., ему хватило всего трех часов, чтобы выработать свой годовой лимит. В рыночных условиях крупные компании и корпорации, как в России, так и зарубежом самостоятельно и целенаправленно заключают договоры с компаниями, способными предоставить всем работающим организации должный уровень и добровольного дополнительного, и обязательного социального обеспечения «без очереди».
Таким образом, можно подытожить, большая часть нормативной правовой базы и практической работы взимания ЕСН в Российской Федерации наработана и отлажена. Есть почти все, или большинство, зарубежных социального, пенсионного и медицинского характера продуктов страхования. Многие компании уже стабильно работают только с определенными компаниями, заключая договора о добровольном медицинском, социальном и пенсионном страховании.
продолжение
--PAGE_BREAK--