--PAGE_BREAK--1998 г. № 132
В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности. Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 128_ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положения ст. 17 указанного Закона не требуют наличия лицензии на оказание услуг общественного питания.
Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых услуг определенным стандартам, что производится путем выдачи предприятиям общественного питания сертификата соответствия в письменной форме.
Начиная с 1 июля 2003 г. Основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг), является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184_ФЗ «О техническом регулировании».
Сертификация продукции общественного питания осуществляется в целях:
— создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также для их участия в международном экономическом сотрудничестве.
— содействия потребителям в компетентном выборе продукции.
— Защиты потребителей от некачественной продукции.
— Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.
Сертификация услуг общественного питания относится в разряд обязательной сертификации. Правила и процедура проведения обязательной сертификации услуг общественного питания установлены Временным порядком сертификации услуг общественного питания. Рекомендациями, утвержденными постановлением Госстандарта РФ, Роскомторга, Госсанэпидемнадзора РФ от 18 января 1995 г. № 4/3/3.
Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:
ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 5 апреля 1995 г. № 199;
ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 5 апреля 1995 г. № 200
В письме Роскомторга от 11 июля 1995 г. № 1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания» указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.
Все вышеперечисленные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.
2. Организация бухгалтерского учета при поступлении товаров в предприятия общественного питания
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «**********» именуемое в дальнейшем «Общество» создает физическое лицо. ООО «***********», расположенное по адресу: г. ************
Р./с №************************ в Юго-Западном банке Сбербанка России ************** БИК ********* корр./с **************.в лице генерального директора *********** (паспорт ******** выдан ************. ОВД Темрюкского района Краснодарского края) проживающей по адресу г. ***********
Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам всеми своими активами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, счет в банке, бланки со своим фирменным наименованием.
Целью ООО «***********» является получение прибыли путем оказания потребителям услуг общественного питания.
Предметом деятельности ООО «**************» является:
— производство и реализация готовой продукции и полуфабрикатов.
— выполнение торговых, посреднических и иных операций.
— оказание консультационных услуг, связанных с обслуживанием
клиентов.
— производство и оказание услуг в области общественного питания,
проведение семинаров, презентаций, корпоративных и деловых переговоров.
Общество в установленном порядке приобретает лицензии для осуществления тех видов деятельности, на которые распространяются ограничения предусмотренные законодательством РФ.
Местонахождение общества совпадает с его юридическим адресом. Филиалы и дочерние подразделения отсутствуют.
Учредители общества создали уставный капитал в размере двадцати тысяч рублей. Уставный капитал сформирован в два этапа в размере каждого взноса в размере каждого взноса 50 % от общей величины капитала. Вкладом в уставный капитал является денежная сумма. ************. учредитель ООО «************» вносит двадцать тысяч рублей. Срок внесения вкладов — первый взнос в момент регистрации общества, второй в течение года с момента регистрации общества. Участник общества вправе продавать или уступить свою долю в уставном капитале третьим лицам.
Общество имеет право:
— самостоятельно планировать свою деятельность и распоряжаться прибылью.
— от своего имени заключать договора.
— создавать дочерние организации и филиалы.
Общество обязуется осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с Уставом. Управление обществом осуществляется генеральным директором в лице ************., которая является единоличным участником данного общества. Директор решает все вопросы деятельности общества. Он несет ответственность за деятельность Общества имуществом, находящимся в его распоряжении. Прекращение деятельности Общества осуществляется в форме реорганизации или ликвидации.
Деятельность общества прекращается в следующих случаях:
— по решению суда, в случае несостоятельности, либо если суд сочтет, что деятельность общества не соответствует указанным в Уставе целям
— в случае ликвидации общества по решению учредителя.
Ликвидация считается завершенной, а Общество прекратившим существование, с момента внесения записи в государственный реестр.
2.2 Документальное оформление и синтетический учет поступления товаров в кладовые предприятий общественного питания
В организации торговли и общественного питания товары поступают главным образом от поставщиков. Движение товаров от поставщика к покупателю оформляется сопроводительными документами, предусмотренными договорами поставки и правилами перевозки грузов. Основными сопроводительными документами, которые выписывают поставщики, является товарно-транспортная накладная, товарная накладная (форма ТОРГ_12) и счет-фактура (на сумму НДС, относящегося к товарам).
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом.
При доставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают при следовании груза по железной дороге — железнодорожную накладную, а водным путем — коносамент.
Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству и ее документального оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности — требованиям, предусмотренным в договоре.
Порядок приемки товаров и ее документального оформления зависит: от места приемки (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия фактически поступивших товаров условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т. п.
Учет продуктов и товаров в кладовой ведется в свободных отпускных цена, регулируемых розничных ценах и свободных закупочных ценах с добавлением единой наценки или без добавления наценок.
Учет продуктов и товаров в ценах приобретения без добавления единой наценки следует вести в кладовой предприятия, имеющего в подчинении различные типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т. д.) и классы (рестораны и бары подразделяются на три класса: люкс, высший, первый).
При отпуске продуктов из кладовой на производство (кухню), в буфеты и т. п., в которых они должны учитываться с применением единой наценки, продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах: по учетным ценам кладовой для списания с подотчета и по ценам, по которым учитываются и приходуются на производство, в буфете. Уровень наценок определяется и утверждается самостоятельно руководителем предприятия. Отпуск продуктов из кладовой на производство (кухню) и товаров в буфеты производится на основании требований и оформляется накладной. В накладной указываются: полное наименование, сорт продуктов и товаров, вес или количество, учетные цены кладовой и цена реализации с добавлением единой наценки, если учет в кладовой ведется без добавления единой наценки, а также должна быть отметка о номере сертификата соответствия (или заверенная копия сертификата).
При наличии кладовой в предприятиях общественного питания продукты и товары учитываются в бухгалтерии на счете 41 «Товары», субсчет 41/1 «Товары на складах». Разница между учетной стоимостью и стоимостью приобретения продуктов и товаров учитывается на счете 42 «Торговая наценка».
БУХГАЛТЕРСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ.
Продукты (товары) учитываются в общеустановленном порядке на счете 41 «Товары» по покупной стоимости, а все расходы, относящиеся к этим товарам, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу»
Поступление при учете в кладовой продуктов и товаров в ценах приобретения с добавлением единой наценки оформляется в учете следующими проводками:
Д 41-1 К 60 — поступление продуктов и товаров от поставщиков (по ценам приобретения);
Д 41-1. К 42-1 — отражение суммы единого показателя наценок на продукты, поступившие от поставщиков;
Д 41. К 71 — закупка сельскохозяйственной продукции у населения для предприятий общественного питания по свободным закупочным ценам (ценам приобретения);
Д 41-1. К 42-1 — закупка сельскохозяйственной продукции у населения для предприятий общественного питания на сумму единой наценки на закупленную продукцию;
Поступление при учете в кладовой продуктов и товаров по ценам приобретения без добавления единой наценки оформляется в бухгалтерском учете следующими записями:
Д 41-1 К 20 — оприходование продуктов и товаров, возвращенных из производства (кухни) на стоимость продуктов, когда учетная цена продуктов в производстве и кладовой совпадают, а также когда учетная цена в кладовой ниже цен производства;
Д 41-1 К 42-1 — оприходование продуктов и товаров, возвращенных из производства (кухни) на разницу между стоимостью продуктов по учетной цене производства и учетной цене кладовой, когда последняя выше;
Д 41-1 К 41-2 — оприходование товаров, возвращенных из буфетов, магазинов кулинарии и мелкорозничной сети на стоимость товаров, когда учетная цена их в этих подразделениях и кладовой совпадает или когда в кладовой ниже, чем в этих подразделениях;
Д 41-1 К 41-1 — оприходование товаров, возвращенных из буфетов, магазинов кулинарии и мелкорозничной сети на разницу между стоимостью товаров по учетным ценам буфетов, магазинов кулинарии и мелкорозничной сети, когда последние ниже учетных цен кладовой;
Д 20 К 41-1 — списание продуктов и товаров при выбытии их из кладовой на стоимость продуктов, оприходованных на производстве (кухне), в обособленных ценах по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий;
Д 41-2. К 41-1 — списание продуктов и товаров при выбытии их из кладовой на разницу между стоимостью сырья (продуктов) и товаров по учетным ценам кладовой и учетным ценам получателя;
Д 41. К 41-1 — передача продуктов и товаров из кладовой от одного материально — ответственного лица другому;
Д 62. К 41-1 — возвращены поставщикам: товары, стеклянная посуда (когда за эти ценности поставщикам предъявляются расчетные документов в банк) на отпускную стоимость;
В местах хранения (кладовых) материально ответственные лица ведут складской учет продуктов и товаров в натуральном выражении по наименованиям, количеству и учетным ценам в товарной книге кладовщика или на карточках количественно-суммового учета. Бухгалтерия ведет натурально-стоимостной учет продуктов и товаров по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу) или количественно-суммовому методу.
2.2.1 Приемка товаров от транспортной организации
Для получения товаров от транспортной организации материально ответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив указанные документы и паспорт представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.
При приемке товаров, прежде всего, необходимо проверить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. С этой целью проверяют целостность вагона или контейнера, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т. п. Если никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе.
В случае установления при приемке товаров каких-либо нарушений, порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест сопроводительным документам и т. п. получатель должен потребовать от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы груза. Если будут установлены факты недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт.
Если выявленная недостача не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе.
2.2.2 Приемка товаров на складе поставщика
Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.
Если товары находятся в ненарушенной таре, их приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировки на таре. Если проверка фактического наличия товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Прием (сдача) товаров оформляется подписями лиц, получивших и сдавших ценности.
2.2.3 Приемка товаров на складе покупателя
Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или без нее.
В первом случае товары принимают по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае — по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и комплектности осуществляется в момент вскрытия тары).
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров (форма ТОРГ_1)
В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (отечественных — форма ТОРГ_2, импортных — форма ТОРГ_3). Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя.
При поступлении товаров от поставщика без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (форма ТОРГ_4).
При поступлении тары включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары не указанной в счете поставщика (форма ТОРГ_5).
2.2.4 Приобретение продуктов у физических лиц
Поставщиками продуктов могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а также граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Покупка продуктов у предпринимателей без образования юридического лица проводится на основании договоров купли-продажи и при наличии патента (свидетельства о регистрации), а также документов, удостоверяющих личность предпринимателя (паспорта). К продуктам прикладываются сертификаты качества.
Покупка продуктов у населения, т. е. граждан, не зарегистрированных как предприниматели, осуществляется на основании закупочного акта.
В закупочных актах указывают, кроме наименования, количество, цену и общую цену покупки продуктов, место покупки, фамилии продавца и покупателя, паспортные данные продавца. Утверждает данный документ руководитель предприятия. Приобретенные продукты приходуются с использование счета 41 «Товары по покупной стоимости», а также через счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения (продавца) представителем организации. Подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом. Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, второй — остается у покупателя.
2.3 Документальное оформление и синтетический учет поступления сырья на производство
Учет сырья на производстве ведется на активном счете 20 «Основное производство». По дебету этого счета отражают по продажным ценам стоимость сырья, поступившего на кухню, а по кредиту — стоимость продуктов, израсходованных на приготовление продукции, а также возврат продукции в кладовую, списание по актам (бой, брак, порча) и недостачи. Сальдо счета «Основное производство» показывает стоимость остатков непереработанного сырья, а также полуфабрикатов и нереализованных готовых изделий, находящихся на кухне.
Учет операций производства (кухни) осуществляется по сумме. Контроль за сохранностью и правильным использованием сырья на кухне при стоимостном методе учета обеспечивается нормативным расходованием продуктов, в соответствии с калькуляцией и меню. Единство оценки сырья и продукции на производстве требует списания реализованных готовых изделий по учетным ценам сырья (покупным, продажным).
2.3.1 Синтетический учет поступления сырья на производство:
№ операции
Содержание операции Корреспонденция
счетов
Дебет
Кредит
1
Поступление сырья из кладовой на производство
20
41-1
2
Списание сырья, израсходованного на приготовление реализованной продукции
90
20
3
Отпуск готовых изделий из производства в буфеты и мелкорозничную сеть
41-2
20
4
Возврат продуктов из кухни в кладовую
41-1
20
Сырье на производство поступает из кладовой или непосредственно от поставщиков.
2.3.2 Особенности поступления сырья на производство
Поступающее сырье и продукты от поставщиков оформляют сопроводительными документами.
Закупка продуктов у индивидуальных предпринимателей осуществляется через подотчетных лиц предприятия общественного питания или непосредственно путем предложения и доставки продуктов предпринимателем на предприятие. Приемка осуществляется по предъявлении лицензии или регистрационного удостоверения и при наличии сертификата или нормативно-технической документации, подтверждающей качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Все покупки должны быть оформлены закупочным актом (форма № ОП_5)
Для разовых закупок продуктов и товаров у отдельных физических лиц (как являющихся индивидуальными предпринимателями, так и нет) приказом по предприятию определяется список подотчетных лиц, которым для этих целей разрешается выдача авансовых сумм.
К продуктам, закупаемым через подотчетных лиц предприятий общественного питания, относятся сельскохозяйственные продукты, ягоды, грибы, зелень, овощи, мясо, фрукты и др.
На авансовые отчеты оформляется расходный кассовый ордер. Для того чтобы отчитаться об израсходовании полученных денежных средств, работник предприятия должен предоставить в бухгалтерию авансовый отчет и оправдательные документы, подтверждающие произведенные закупки, уплаченные суммы (квитанции приходных кассовых ордеров, чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки, закупочные акты и т. д.)
При производстве закупок у населения оформляется закупочный акт, составленный в двух экземплярах, из которых один передается продавцу, другой остается у покупателя.
Закупленная у населения продукция должна быть сдана в кладовую по накладной. Отпуск продуктов на производство осуществляется ежедневно в пределах потребности для изготовления намеченных к выпуску блюд и кулинарных изделий и с учетом имеющихся остатков продуктов на кухне на основании требований в кладовую (форма № ОП_3) и оформляется накладной на отпуск товара (форма № ОП_4). В накладной указываются полное наименование, сорт продуктов и товаров, масса или количество, учетные цены кладовой и цены реализации с добавлением единой надбавки, если учет в кладовой ведется без добавления единой надбавки. Накладные составляются в двух экземплярах, один из которых вместе с продуктами передается материально ответственному лицу, получившему продукты, а второй — кладовщик вместе с товарным отчетом сдает в бухгалтерию.
Дополнительный отпуск продуктов из кладовой на производство в течении дня может производиться по дополнительному требованию и соответственно оформляется также накладной.
2.4 Документальное оформление и синтетический учет поступления товаров и готовой продукции в буфеты
Поступающие в буфеты, магазины кулинарии и мелкорозничную сеть готовые изделия, полуфабрикаты и товары из производства, кладовой или непосредственно от поставщиков передаются под материальную ответственность (в собственность) буфетчика, продавца (на бригаду, если в буфете работают продавцы), заведующего магазином, киоскера (или собственника). Ответственность за сохранность денежных средств возлагается также на этих лиц.
Реализация продуктов питания производится через буфеты в ресторанах, столовых при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, парках, театрах, через магазины кулинарии, мелкорозничную сеть. Буфеты выполняют те же функции, что и предприятия розничной торговли, Они реализуют продукцию кухни, кулинарные изделия и покупные товары непосредственно покупателям за наличный расчет. Деньги за реализуемые покупные товары и изделия кухни получают кассиры или сами работники буфетов с обязательным применением кассового аппарата.
2.4.1Документальное оформление операций в буфетах
продолжение
--PAGE_BREAK--