Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит организации бухгалтерского учета

Содержание

Введение

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Актуальность темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности — от планирования до формирования заключения.

Объектом исследования стала аудиторская деятельность по проверке бухгалтерской отчетности, а предметом — соответствие бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть основы организации бухгалтерского учета, дать их характеристику и оценку;

2. изучить методику аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.

1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

1.1 Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

предварительное планирование;

подготовка и составление плана;

подготовка и составление программы.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объемы и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности.

Содержание плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудиторского лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке плана аудитора системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;

соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.

1.2. Цели и задачи аудита

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия — установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи: установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия; охарактеризовать системы документации и документооборота;

дать оценку учетной политики предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.[19, с.92]

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии — в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.

Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

— методы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:

— неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

— полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

— правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

— строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и синтетического учета;

— использование метода двойной записи;

— разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды (месяц, квартал и год);

— соблюдение имущественной обособленности предприятия;

— предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Если при изучении Положения об учетной политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;

— существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

1.3 Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета

Нормативная база, используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации действующему законодательству, — это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Основными нормативными актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии, являются:

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями на 30 июня 2003г.).

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями).

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/99, утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н (с изменениями и дополнениями).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/06, утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 156н

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/06, утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 156н.

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Утверждено Приказом министра финансов от 23.12.2003 г. № 131).

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).

Письмо Минфина России «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59.

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями).

2.Объекты проведения аудиторской проверки

2.1 Оценка организационной системы бухгалтерского учета

В ходе проведения аудиторской проверки аудитор должен внимательно изучить организацию системы бухгалтерского учета. Система бухгалтерского учета является и объектом, и составной частью системы внутреннего контроля, поскольку система двойной записи, применяемая в бухгалтерском учете, уже сама по себе является одним из средств контроля. Однако необходимы и другие средства внутреннего контроля, способствующие достижению таких целей, как:

осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;

своевременный учет всех операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды, с тем чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности;

возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;

сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений об определенных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:

учетной политике и основных принципах ведения бухгалтерского учета;

организационной структуре подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

распределении обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;

организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

порядке отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров;

порядке подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

роли и месте средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

критических областях учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

средствах контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Аудитор должен убедиться, что принятая предприятием система бухгалтерского учета обеспечивает:

использование общих принципов управления;

текущее наблюдение, измерение и регистрацию финансово-хозяйственных операций;

систематизацию информации, содержащейся в учетной первичной документации;

осуществление контроля за достоверностью используемой информации;

своевременное составление отчетности;

соблюдение порядка, сроков проведения инвентаризаций активов и обязательств;

автоматизацию учета.

В ходе аудиторской проверки обязательно проверяется соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия действующим нормативным документам. В рабочей документации аудитора отражаются все случаи отмеченных нарушений.

Система бухгалтерского учета может считаться эффективной, если при отражении хозяйственных операций выполняются следующие требования:

операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

операции отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой;

детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности, зафиксированы;

ограничена возможность злоупотреблений.

2.2 Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления

При оценке формы бухгалтерского учета проверяющий аудитор должен проверить соблюдение предприятием требований Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также других нормативных документов. Кроме того, аудитор оценивает фактическое соответствие формы бухгалтерского учета предусмотренным правилам:

постоянность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного периода, от одного отчетного периода к другому;

полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств;

разделение затрат, связанных с текущей деятельностью, и капитальных затрат;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами проверяемого предприятия, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние соответствует положениям вышеперечисленных документов. При необходимости аудитор должен проследить движение отдельных сумм в учете от первичных документов до отчетности.

Ознакомление с системой бухгалтерского учета на предварительной стадии проверки может быть произведено на основании устного опроса, просмотра необходимых документов, обработки и оценки сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, для выяснения:

Разработана и утверждена ли схема организационной структуры предприятия по отделам с указанием управленческих связей, подчиненности отделов (исполнителей).

Разработана и утверждена ли схема организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета с указанием управленческих связей, подчиненности, исполнителей.

Имеется ли разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых подразделениями и отдельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Утверждено ли распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, и сотрудниками, обеспечивающими отражение этих операций в бухгалтерском учете.

Существует ли разделение функций (обязанностей) между работниками, выполняющими операции на определенном участке, с возможностью контроля за ведением учета на участке в целом.

Имеются ли должностные инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью.

Установлен ли круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов (на отпуск материально-производственных запасов, расход денежных средств, принятие к учету командировочных и представительских расходов и т. д.).

Назначены ли приказом материально ответственные лица. Заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности.

В целях контроля за сохранностью документации все ли документы сброшюрованы и последовательно пронумерованы для облегчения их поиска при необходимости.

Хранятся ли учетные регистры в сейфах или в отдельных, специально оборудованных помещениях.

Утверждены и действуют ли внутренние контрольные органы: служба внутреннего аудита; назначена и утверждена ли руководителем инвентаризационная комиссия; утверждена ли комиссия по приему (передаче), вводу в эксплуатацию, списанию основных средств.

Проводятся ли внутренними контрольными органами ревизионные и инвентаризационные плановые и внезапные проверки на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию (для подтверждения следует проверить наличие инвентаризационных ведомостей): внезапная ревизия кассы (один раз в месяц); ревизия или инвентаризация при смене материально-ответственных лиц; учет остатков материалов открытого хранения (в строительстве) на конец отчетного периода.

В соответствии с установленными учетной политикой сроками проводится ли инвентаризация: склада на предмет фактического наличия материально-производственных запасов; готовой продукции, товаров; незавершенного производства; нематериальных активов; имущества, принятого (переданного на ответственное хранение); бланков строгой отчетности, ценных бумаг; финансовых вложений; кредитов, заемных средств.

Заключение
Вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. Целью ознакомления с учетной политикой является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При проведении проверки необходимо установить: · наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; · соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; · последовательность применения учетной политики; · наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты; · полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности; · соблюдение учетной политики. Аудит организации бухгалтерского учета начинается с того, что проверяется функционирование фактической формы учета и степень ее полноты и достаточности. Проверяется наличие должностных инструкций для всех работников бухгалтерии, рабочего плана счетов, приказов о назначении материально-ответственных лиц, порядок проведения инвентаризаций. По результатам экспертизы организации и состояния бухгалтерского учета формулируется вывод о соответствии системы бухгалтерского учета масштабам деятельности организации и адекватности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Данный вывод является одним из ключевых для аудиторского заключения и проверок соответствия отчетностей требованиям законодательства.
Список использованных источников

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями).

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждены Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (с изменениями и дополнениями).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105).

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).

Письмо Минфина России «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59.

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.