--PAGE_BREAK--Во Временных правилах определен порядок выдачи лицензий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.
На основе вышерассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:
Первый уровень – Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.
Второй уровень – представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).
Третий уровень – документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель – помощь в реализации требований правил (стандартов).
1.3 Стандарты аудита
Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.
Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.
Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:
Общие положения;
Основные понятия и определения, используемые в стандарте;
Сущность стандарта;
Практические приложения.
В разделе «Общие положения» отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта;
объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами.
В разделе «Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.
В разделе „Сущность стандарта“ формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.
Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.
Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:
1. Общие стандарты аудита;
2. Рабочие стандарты аудита;
3. Стандарты отчетности;
Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.
Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов стандартов аудита:
1. Общие правила (стандарты).
1.1. Основные принципы аудита (проект).
1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).
1.3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.
2.1. Планирование аудита.
2.5. Аудиторские доказательства.
2.6. Документирование аудита.
2.7. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
2.8. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.
2.14. Использование работы эксперта.
2.17. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
3. Правила (стандарты) составления отчета.
3.1. Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности (проект).
3.2. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.
3.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.
Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель – помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.
2. Технико-экономическое обоснование создания аудиторской фирмы
Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Экспертиза» (далее — ООО «Аудит-Экспертиза») было создано 20 декабря 1998 года.
ООО «Аудит-Экспертиза», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.
Учредителями ООО «Аудит-Экспертиза» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.
Основными внутренними документами, регулирующим деятельность ООО «Аудит-Экспертиза», являются Устав предприятия, Учредительный договор, коллективный договор.
Устав ООО «Аудит-Экспертиза» утвержден в соответствии с действующим российским законодательством решением Общего собрания учредителей-участников Общества. Устав общества состоит из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Права участников общества.
3. Предмет, задачи и цели общества.
4. Общие собрания участников.
5. Обязанности участников общества.
6. Исполнительный орган общества.
7. Выход участников из общества.
8. Переход доли в уставный капитал общества.
9. Учет и отчетность.
10. Реорганизация и ликвидация обществ.
Высший орган управления общества — общее собрания его участников.
Исполнительным органом является директор, избранный общим собранием; он же осуществляет организацию документооборота.
Главная задача фирмы «Аудит-Экспертиза» — это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
Предметная область проведения проверок включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.
Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.
Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту, вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета
При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:
Перечень основных нормативных документов;
Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
Первичные документы по разделу учета;
Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
Классификатор возможных нарушений;
Вопросник аудитора для составления программы проверки;
Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
Описание контрольных процедур.
Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.
Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.
Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.
Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учета, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.)
Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)
Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.
Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по форме № 1, отчет о финансовых результатах по форме № 2 и др.)
Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных средств, излишнее списание денег по кассе и др.
Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов.
Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми.
Используются восемь основных методов:
наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,
наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,
устный опрос,
получение письменных подтверждений,
проверка документов клиента,
проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,
проверка арифметических расчетов,
проведение анализа.
Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.
Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:
наименование контрольной процедуры;
цель проведения контрольной процедуры;
перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;
описание техники исполнения процедуры;
описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.
Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно-порядковой системе:
первый знак – номер нарушения по классификации нарушений;
второй знак – номер разновидности нарушения;
третий знак – порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.
Таков подход к разработке положений методики проведения проверок с участием ассистента. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта учета – дело весьма трудоемкое.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Безусловно положительное заключение выдается аудитором экономическому субъекту, если аудитор по данным проверки полностью уверен, что: финансовая отчетность клиента подготовлена достоверно, на основе достоверных и объективных данных бухгалтерского учета; организация, постановка и ведение бухгалтерского учета экономического субъекта отвечают установленным принципам и требованиям, а учетная политика организации выбрана правильно; своевременно и полностью внесены налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды; соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчету раскрыты все вопросы, имеющие отношение к финансовой отчетности; внутренний контроль надежно подтверждает эффективность, законность и целесообразность хозяйственных операций; данные финансовой отчетности не противоречат альтернативному отчету организации, составленному аудитором, или уже известным аудитору сведениям об организации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно положительном заключении аудитор подтверждает достоверность финансовой отчетности с изложением обстоятельств, обусловивших такое заключение. Такими обстоятельствами могут быть: расхождения во мнении с руководством организации по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности; несогласие с методами оценки отдельных объектов учета, правильностью расчетов амортизации и других расчетных значений; несоответствие корреспонденции счетов по отдельным хозяйственным операциям экономическому и правовому их содержанию; неадекватная учетная политика организации, влияющая на достоверность финансовой отчетности и др.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности.
Отрицательное аудиторское заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчетности. В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, существенные ошибки и нарушения, которые не позволяют считать отчет достоверным.
Отказ аудитора (аудиторской фирмы) от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств (ограничение объема проверки, неуверенность аудитора и др.) аудитор (аудиторская фирма) не может выразить такое мнение.
3. Проведение аудиторской проверки на примере МУП «Жилищное хозяйство»
3.1 Характеристика МУП «Жилищное хозяйство»
Предприятие является коммерческой организацией. Учредителем МУП «Жилищное хозяйство» и собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование Город Череповец. Полномочия участника и собственника имущества предприятия от имени муниципального образования Город Череповец осуществляет мэрия города. Учредительным документом Предприятия является Устав. МУП «Жилищное хозяйство» в соответствие с требованиями Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2003г. имеет лицензию — Государственная Лицензия регистрация № ВЛГ 003819, выдана Комитетом по лицензированию строительной деятельности администрации Вологодской области на осуществление строительной деятельности регистрация № 54 ЭК-003331, выдана Госгортехнадзором России на осуществление эксплуатации подъёмных сооружений. Место нахождения МУП «Жилищное хозяйство»: Вологодская область, город Череповец, улица Олимпийская, дом 81.
продолжение
--PAGE_BREAK--01.12.89 г. образовано ЖКУ ГПО ЖКХ – жилищно-коммунальное управление городского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, которому было предоставлено право самостоятельного юридического лица с открытием своего счета в банке.
01.05.90 г. ЖКУ ГПО ЖКХ было переименовано в ПЖРЭП ПО ЖКХ – производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства. 01.07.91 г. на предприятии была создана транспортная группа.
26.02.92 г. ПЖРЭП ПО ЖКХ было переименовано в муниципальное унитарное производственное предприятие жилищного хозяйство – МУП ПЖХ. 01.04.92 г. была создана своя аварийно-ремонтная служба для обслуживания жилищного фонда в ночное время, выходные и праздничные дни. В 1994 г. была создана производственная служба, в состав которой входят: столярный и механический цеха.
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 1999 год предприятие заняло второе место.
В 2004 году предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Жилищное хозяйство». Сокращенное наименование: МУП «Жилищное хозяйство».
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 2004 год предприятие заняло первое место.
Целью создания и деятельности МУП «Жилищное хозяйство» является удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах и продукции, оказываемых предприятием и получение прибыли. Для достижения данных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
§ техническое обслуживание, содержание (в том числе и санитарное) и ремонт муниципального жилищного фонда и объектов соцкультбыта;
§ исполнение функций заказчика при проведении капитальных ремонтов зданий и сооружений;
§ заключение договоров с нанимателями, собственниками жилья, арендаторами и прочими потребителями на оказание услуг по техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений;
§ контроль над соблюдением пользователями, арендаторами или собственниками жилых и нежилых помещений нормативных требований по пользованию помещениями, внутридомовым инженерным оборудованием, коммунальными и иными услугами, предусмотренными договором аренды или технического обслуживания;
§ заверение доверенностей в установленном законом порядке;
§ регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства и снятие их с регистрационного учета;
§ оказание консультативной помощи населению, предприятиям и организациям по вопросам жилищного законодательства;
§ предоставление согласно утвержденными органами местного самоуправления перечням услуг населению в сфере жилищного хозяйства;
§ предоставление платных услуг физическим и юридическим лицам по техническому обслуживанию и всем видам ремонтов строительных конструкций зданий и внутридомового инженерного оборудования, а также услуг с предоставлением и использованием автомашин, станком и механизмов;
§ эксплуатация подъемных механизмов и сооружений;
§ техническое освидетельствование подъемных сооружений в случаях, предусмотренных правилами безопасности;
§ монтаж и пусконаладочные работы на подъемных сооружениях, системах защиты и приборах безопасности для подъемных сооружений, в том числе при ремонте и эксплуатации;
§ реконструкция, модернизация и капитальный ремонт подъемных сооружений;
§ торгово-посредническая и коммерческая деятельность в сфере жилищного хозяйства;
§ производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления;
§ заготовка, переработка и реализация отходов производства.
Действующая организационная структура МУП «Жилищное хозяйство» представлена на рисунке 1.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 1 – Организационная структура МУП «Жилищное хозяйство»
Единоличным исполнительным органом МУП «Жилищное хозяйство» является директор. Директор представляет интересы предприятия; распоряжается имуществом предприятия; совершает сделки от имени предприятия; открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры; отчитывается о деятельности предприятия.
Функции заместителя директора по финансам:
1. Управление финансовой и экономической деятельностью предприятия.
2. Формирование политики развития предприятия в области экономики финансов и маркетинга.
3. Управление финансовыми отношениями с кредитно-финансовыми и налоговыми органами.
Функции главного инженера:
1. Осуществление координации и общее руководство отделами и участками.
2. Контроль за содержанием, капитальным и текущим ремонтом жилого фонда.
3. Прием и рассмотрение обращений граждан, принятие необходимых мер и контроль за их исполнением.
4. Рассмотрение и согласование проектно-конструктивной документации.
5. Осуществление контроля за заключением и исполнением договоров.
Функции начальника ПТО:
1. Планирование, техподготовка, организация проведения капитальных и текущих ремонтов жилого фонда.
2. Контроль за эксплуатацией и содержанием конструктивных элементов зданий, инженерных систем.
3.2 Анализ финансового состояния предприятия
МУП «Жилищное хозяйство» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую и иную отчетность в установленном действующим законодательстве порядке.
Контроль за сохранностью имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и использованием его по назначению, осуществляет собственник — муниципальное образование Город Череповец (мэрия города). Предприятие в обязательном порядке представляет собственнику отчетность: ежеквартальный и не позднее 30 марта следующего за отчетным года годовой бухгалтерские балансы и все формы бухгалтерского отчета с отметкой об их принятии в орган государственной налоговой инспекции, информацию для реестра муниципальной собственности, а также иную отчетную документацию по требованию собственника.
Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На предприятии установлена компьютерная технология обработки учетной информации.
Бухгалтерский учет в МУП «Жилищное хозяйство» на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии «1С: Бухгалтерия».Это универсальная бухгалтерская программа. Электронная версия «1С: Бухгалтерия» ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.
Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1С: Бухгалтерия», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.
Помимо «1С: Бухгалтерия» используется прикладная программа как «1С‑Квартплата». С помощью программы «1С‑Квартплата» отслеживается поступление платежей от населения.
На предприятии установлена также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета.
МУП «Жилищное хозяйство» применяет типовые формы бухгалтерской отчетности, установленные Министерством финансов Российской Федерации: форма № 1 «бухгалтерский баланс»; форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «отчет об изменениях капитала»; форма № 4 «отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»; «пояснительная записка»; формы документов для внутренней отчетности.
Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Начисление амортизации объектов основных средств предприятия в течение срока их полезного использования производится линейным способом. Основные средства, передаваемые в хозяйственное ведение собственником муниципального имущества, принимаются к учету в оценке собственника.
Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на их приобретение. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство осуществляется по средней себестоимости. Средняя оценка фактической себестоимости производится исходя из среднемесячной фактической себестоимости, в расчет которой включается количество и стоимость материалов и все поступления за месяц. Для оценки готовой продукции применяются учетные цены, сформированные по фактической себестоимости.
К доходам от обычных видов деятельности относятся поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, которые предусмотрены Уставом предприятия. Признание доходов в бухгалтерском учете МУП «Жилищное хозяйство» осуществляется по методу начисления. Выручка от реализации населению услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда производится по ценам, установленным органом местного самоуправления.
Размер уставного фонда МУП «Жилищное хозяйство» составляет 1 025 тысячи рублей. Предприятие обязано перечислять в городской бюджет часть чистой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется на создание резервного фонда, который составляет не менее 10% уставного фонда, и иных фондов предприятия, в том числе социального фонда, фонда совершенствования и развития производства, фонда материального поощрения.
Чистая прибыль предприятия распределяется в соответствии с Уставом.
Анализ финансового состояния предприятия начинают с изучения состава и структуры имущества по данным баланса. Для более углубленного анализа необходимо привлечь дополнительные данные из формы №5.
Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные и внеоборотные средства, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества внутри этих групп.
Сначала проведем горизонтальный финансовый анализ состояния предприятия.
Горизонтальный анализ заключается в построении одного или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.
Горизонтальный анализ баланса приведен в таблице 2.1. (см. приложение 1).
На основании таблицы 2.1. можно сделать вывод, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом валюта баланса уменьшилась на 30%. Это произошло в результате снижения: запасов на 3780 тыс.руб., что составляет 48%; основных средств на 38 тыс.руб. (0,4%) и суммы убытков прошлых лет на 3090 тыс. руб. (21%)
Положительным моментом является уменьшение суммы кредиторской задолженности на 14981 тыс. руб. (46,5%).
Отрицательным моментом является наличие дебиторской задолженности. Хотя она уменьшилась на 13%, но она составляет 11937 тыс. руб.
Наличие дебиторской задолженности связано с тем, что существуют не только предприятия, которые не производят вовремя расчеты, но и существуют неплательщики по коммунальным платежам. Последние составляют львиную долю в сумме дебиторской задолженности.
В 2007г. по сравнению с 2006г. валюта баланса уменьшилась незначительно на 1980 тыс. руб., что составило 8%.
Это произошло в результате уменьшения суммы основных средств на 1099 тыс. руб.; запасов на 2187 тыс. руб. (54%); денежных средств на 152 тыс. руб. (34%).
Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб. (55,86%), говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно, т.к. увеличивается сумма дебиторской задолженности на 301 тыс. руб. (3%)
Следующий этап — анализ актива и пассива бухгалтерского баланса.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.
Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую – оборотные средства.
В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Проводится анализ в таблицах 2.2, 2.3, 2.4. (см. приложение 2, 3, 4).
В период с 2005 по 2007годы в структуре активов МУП «Жилищное хозяйство» наблюдались следующие изменения:
— В 2005-2006 гг. в структуре актива баланса прослеживается значительное снижение доли внеоборотных активов за счет снижения доли основных средств в 2006 г. на 38 тыс. руб. В 2007г. доля внеоборотных активов в структуре баланса осталась практически неизменной и составила 9840 тыс. руб., произошло увеличение по незавершенному строительству на 14,93%;
— Оборотные активы в 2005 г.увеличились на 12341 тыс.руб., увеличение произошло за счет увеличения запасов на 4640 тыс.руб., денежных средств на 5636 тыс. руб., дебиторской задолженности на 1299 тыс.руб. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.
продолжение
--PAGE_BREAK--В 2006 и 2007 г. оборотные активы уменьшились в результате уменьшения запасов на 14,99%.Но не смотря на то, что доля запасов снижается в общем размере активов и оборотных активов, все равно объем запасов составляет все еще очень значительную величину. Еще не использованы все резервы снижения затрат на управление запасами, что ведет к необходимости их использовать и тем самым еще улучшить ситуацию (закрепить благоприятную тенденцию);
— Денежные средства уменьшаются значительно в 2006г. на 5371 тыс.руб., в 2007 г. на 152 тыс.руб. Отрицательным моментом является увеличение доли дебиторской задолженности, которая в 2006г. составила 45,50% актива баланса, а в 2007г. 50,45%. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.
Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают, изучая изменения в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества может осуществляться за счет собственных и заемных средств (капитала), характеристика соотношения которых раскрывает существо финансового положения предприятия. Так, увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
В процессе анализа пассива баланса организации изучаются изменения в его динамике, составе, структуре, что показано в таблицах 2.5, 2.6, 2.7. (см. приложение 5, 6, 7).
В период с 2005 по 2007годы в структуре пассивов МУП «Жилищное хозяйство» наблюдались следующие изменения:
— Cнижение стоимости имущества предприятия за 2005 год составило 2029630 тыс. руб. Произошло это, главным образом, за счет снижения доли добавочного капитала на 2042819 т.р. В 2006 году стоимость имущества снижается на 11370 тыс. руб., снижение происходит в основном за счет снижения суммы кредиторской задолженности на 14550 тыс.руб. В 2007 году стоимость имущества снижается на 1980 тыс.руб.;
— Произошло небольшое снижения суммы убытка в 2005 году на 1124 тыс. руб., в 2006 г. на 3090 тыс.руб., в 2007 г. на 1007 тыс.руб.;
— В 2005 году по решению собственника увеличен размер уставного капитала и на 31 декабря 2007 года составил 1 025 тыс. руб.;
— Положительными моментами работы предприятия так же является уменьшение суммы кредиторской задолженности в 2006 г. на 14550 тыс.руб., в 2007 г. на 3 тыс.руб. Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб., говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно;
-Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить как отрицательный момент, влияющий на финансовую устойчивость предприятия, уменьшение доли собственных источников предприятия с 2057880 тыс. руб. до 15061 тыс. руб. к 2005 году (уменьшение произошло в связи с изъятием из хозяйственного ведения предприятия жилищного фонда).
4. Рекомендации по результатам проверки
Был выполнен горизонтальный анализ баланса, из которого видно, что валюта баланса уменьшается в результате снижения доли основных средств, запасов и уменьшения кредиторской задолженности. Это говорит о том, что предприятие производит меньше закупок основных средств, материалов, сырья и рассчитывается по своим долгам. С одной стороны это хороший показатель, но с другой стороны, предприятие не вкладывает средства на развитие. По результатам финансового анализа было установлено, что дебиторская задолженность является одной из «больных статей» баланса. Предприятию не хватает средств на развитие производства. Для проведения финансового анализа были использованы данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) МУП «Жилищное хозяйство» за 2005-2007годы. Для более детального анализа структуры реализации и дебиторской задолженности использовались данные аналитического учета, который велся в « 1С-Квартплата» на анализируемом предприятии.
Так же выполнен анализ дебиторской задолженности за период 2005 – 2007 года, на основании которого сделаны следующие выводы:
— большую часть дебиторской задолженности МУП «Жилищное хозяйство» составляет задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
— высокая доля сомнительной задолженности МУП «Жилищное хозяйство» приходится на 2007 г. – 17,7 %. Данный факт связан с накопление долгов прошлых периодов и наличием больших задержек дебиторов по оплате счетов;
— в 2007 г. наблюдается ускорение оборачиваемости средств в расчетах на 2,85 оборота;
— проведенный анализ по срокам образования позволяет судить, что в целом задолженность МУП «Жилищное хозяйство» является краткосрочной дебиторской задолженностью.
Проблема дебиторской задолженности предприятий сферы ЖКХ остается более чем актуальной на сегодняшний день. И пути ее решения находятся в нескольких плоскостях, зависят от различных уровней власти и различных структур, ну и конечно, от добросовестности самих плательщиков. Наиболее эффективными мероприятиями по погашению дебиторской задолженности являются:
— для эффективной работы по недопущению образования задолженности необходим, прежде всего, контроль оплаты. Необходимо вести учет платежей и при образовании просрочки, напоминать должнику об оплате. Если такая тактика не действует или от должника невозможно получить вразумительный ответ, необходимо подготовить претензию с уведомлением о последующем обращении в суд и звонить снова.
— важна также пропагандистская деятельность – формирование у должников понимания неотвратимости наказания. Такая деятельность ведется на многих предприятиях ЖКХ посредством информирования общественности через объявления и местные СМИ о конкретных фамилиях и названиях организаций-должников, об успешном взыскании с неплательщиков, о последствиях, которые вызывают неплатежи в отрасли. В результате такой работы должник должен четко понять, что платить придется в любом случае;
— немалую роль в вопросе недопущения образования задолженности играет кадровый ресурс. Наличие определенного количества сотрудников юридического или планового экономического отдела, которые в установленный срок сообщают должникам о просрочке, направляют претензии, контролируют погашение и в случае неоплаты готовят документы в суд; обязательное введение санкций к потребителям – неплательщикам введение ограничений и отключений.
Заключение
Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведение полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля с целью выявления всех возможных недостатков.
В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру его деятельности.
Наше мнение о достоверности отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, приведено в следующей части аудиторского заключения. Нами не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.
При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение [наименование экономического субъекта] применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган [наименование экономического субъекта].
Мы проверили соответствие ряда совершенных [наименование экономического субъекта] финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Список использованной литературы
1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А Савин, Л.В. Сотников. Под ред. профессора В.И. Подольского – М., Аудит, ЮНИТИ, 2007 г.
2. Алборов Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М., Изд. «Дело и Сервис», 2008 г.
3. Гражданский кодекс РФ, Официальное издание. – М, Юридич. литерат., 2007 г.
4. Власова Первичные документы – основа составления отчетности. 2-е издание, перераб. – М., Финансы и статистика, 2006 г.
5. Андреев В.Д., Кисилевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту. – М., Финансы и статистика, 2004.
6. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит/Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. – М., Финансы и статистика, 2005. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
7. Аудит/В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сошникова/Под ред. В.И. Подольского. – М., Аудит, ЮНИТИ, 2007.
8. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет /Под. ред. П.С. Безруких. – М., Бухгалтерский учет, 2004.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М., Перспектива, 2006.
10. Лепехина И.Л. Бухгалтерский учет: проверка правильности ведения. – М., Аналитика-Пресс,2005.
11. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета /Под ред. Я.В. Соколова. – М., Финансы и статистика, 2006.
Приложение 1
Таблица 2.1- Горизонтальный финансовый анализ баланса
Показатели
2005г.
2006г.
2007г.
Отклонение2005/2006
Отклонение2006/2007
Отклонение2005/2006
Отклоне
ние2006/2007
Абсол.
тыс.руб
Абсол.
тыс.руб
Относит.
%
Относит %
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные средства
9370,0
9332,0
8233,0
-38,0
-1099,0
99,6
88,0
Незавершенное строительство
2,0
2,0
1471,0
0,0
+1469,0
73550,0
Отложенный налоговый актив
82,0
110,0
136,0
+28,0
+26,0
134,0
124,0
Запасы, в т.ч.
7802,0
4022,0
1835,0
-3780,0
-2187,0
52,0
46,0
— Сырье и материалы
2451,0
2533,0
1676,0
+82,0
-857,0
103,0
66,0
— Затраты в незавершенном производстве
5222,0
1259,0
—
-3963,0
-1259,0
24,0
— Расходы будущих периодов
129,0
230,0
159,0
101,0
-71,0
178,0
69,0
НДС по приобретенным ценностям
747,0
366,0
28,0
-381,0
-338,0
49,0
8,0
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.), в т.ч.
13766,0
11937,0
12238,0
-1829,0
+301,0
87,0
103,0
— Покупатели и заказчики
10090,0
11025,0
10300,0
+935,0
-725,0
109,0
93,0
Денежные средства
5818,0
447,0
295,0
-5371,0
-152,0
8,0
66,0
Прочие оборотные активы
19,0
20,0
20,0
+1,0
—
105,0
—
Итого активы
37606,0
26236,0
24256,0
-11370,0
-1980,0
70,0
92,0
Уставный капитал
1025,0
1025,0
1025,0
—
—
—
—
Добавочный капитал
15061,0
15295,0
15261,0
+234,0
-34,0
102,0
99,7
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток прошлых лет)
(14550,0)
(11460,0)
(10453,0)
(-3090,0)
-1007,0
79,0
91,0
Отложенные налоговые обязательства
99,0
108,0
91,0
+9,0
-17,0
109,0
84,0
Прочие долгосрочные обязательства
2211,0
2058,0
—
-153,0
-2058,0
93,0
Займы и кредиты
2000,0
2000,0
2005,0
—
+5,0
—
100,2
Кредиторская задолженность, в т.ч.
31760,0
17210,0
14210,0
-14550,0
-3000,0
54,0
83,0
-Поставщики и подрядчики
11830,0
4145,0
5629,0
-11379,0
+1484,0
35,0
136,0
-Задолженность перед персоналом
2409,0
3863,0
3484,0
+1454,0
-379,0
160,0
90,0
-Задолженность перед внебюдж. фондами
695,0
756,0
598,0
+61,0
-158,0
109,0
79,0
-Задолженность по налогам и сборам
1607,0
2685,0
1859,0
+1078,0
-826,0
167,0
69,0
-Прочие кредиторы
15219,0
5761,0
2640,0
-9458,0
-3121,0
39,0
46,0
Прочие краткосрочные обязательства
—
—
2117,0
—
+2117,0
—
Итого пассивы
37606,0
26236,0
24256,0
-11370,0
-1980,0
70,0
92,0
Приложение 2
Таблица 2.2 – Анализ актива предприятия за 2005 год
Актив
Код показателя
На начало периода
На конец периода
Абсолютное отклонение
Темп роста,%
тыс.руб.
% к итогу
тыс.руб.
% к итогу
тыс.руб.
% к итогу
Внеоборотные активы
Основные средства
120
2051304,00
99,23
9370,00
24,92
-2041934,00
100,61
0,46
Незавершенное строительство
130
50,00
0,00
2,00
0,01
-48,00
0,00
4,00
Отложенные налоговые активы
145
71,00
0,01
82,00
0,22
11,00
0,00
115,49
Итого по разделу 1
190
2051425,00
99,24
9454,00
25,14
-2041971,00
100,61
0,46
Оборотные активы
Запасы
210
3162,00
0,15
7802,00
20,75
4640,00
-0,23
246,74
НДС по приобретенным ценностям
220
0,00
0,00
747,00
1,99
747,00
-0,04
0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)
230
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев)
240
12467,00
0,6
13766,00
36,60
1299,00
-0,06
110,42
Денежные средства
260
182,00
0,01
5818,00
15,47
5636,00
-0,28
Прочие оборотные активы
270
0,00
19,00
0,06
19,00
0,00
0,00
Итого по разделу 2
290
15811,00
0,76
28152,00
74,86
12341,00
-0,61
178,05
Баланс
300
2067236,00
100,00
37606,00
100,00
-2029630,00
100,00
1,82
продолжение
--PAGE_BREAK--