--PAGE_BREAK--Списанные с баланса поставщика ценности являются собственностью покупателя, но временно в порядке исключения находятся на складе поставщика.
Поставщик (продавец) обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе продать товар или возвратить его поставщику.
На основании этих документов товарно-материальные ценности приходуются по дебету счета 002, а после отгрузки списываются с этого счета.
Учет запасов на ответственном хранении во всех изложенных случаях покупатели и продавцы ведут на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной в договоре (согласно расчетным документам поставщиков). Аналитический учет данных запасов ведут по организациям-владельцам в порядке, принятом для учета материально-производственных запасов, принадлежащих организации.
Аналитический учет на счете 002 организуется по аналогии с учетом на счетах учета товарно-материальных ценностей, т.е. по видам, сортам, местам хранения, организациям-владельцам, номенклатуре и т.п.
Таким образом, записи по счету 002 имеют следующий вид:
а) у покупателя:
Дебет счета 002 — получение от поставщиков неоплаченных ценностей, принятых на ответственное хранение;
Кредит счета 002 — снятие с учета товарно-материальных ценностей, принятых ранее на ответственное хранение, в связи с их возвратом поставщику;
б) у поставщика:
Дебет счета 002 — покупателем ценности временно оставлены на ответственном хранении с оформлением сохранных расписок;
Кредит счета 002 — списаны ценности, ранее принятые на ответственное хранение.
1.2.2. Аудит операций учитываемых на счете 003 «Материалы, принятые в переработку» В соответствии со ст. 220 ГК РФ переработка материалов может быть предметом договора. При этом: первая организация передает второй материалы (давальческое сырье) в переработку без передачи права собственности на них; вторая организация перерабатывает материалы, не принадлежащие ей, и передает первой организации первую движимую вещь как продукт переработки; право собственности на новую движимую вещь переходит ко второй организации, если стоимость переработки существенно превышает стоимость полученных материалов; при приобретении второй организацией права собственности на изготовленную вещь она обязана возместить стоимость материалов первой организации. В соответствии с ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций установлено, что организация — изготовитель (переработчик) продукции из давальческого сырья учитывает сырье и материалы, полученные от организаций-заказчиков, на счете 003 «Материалы, принятые в переработку». На данном счете учет сырья и материалов ведется в разрезе заказчиков, по видам ценностей и в оценке, предусмотренной в договорах.
Организация, принимающая материалы в переработку, ведет учет в следующем порядке:
Дебет счета 003 «Материалы, принятые в переработку» — отражается стоимость материалов, принятых в переработку;
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. — отражаются затраты по переработке сырья и материалов;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи» — отражается выручка от выполнения работ по переработке (без учета стоимости материалов);
Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 20 «Основное производство» — списываются затраты по переработке давальческого сырья;
Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — отражается задолженность перед бюджетом по НДС от выручки (а также акциза по подакцизной продукции);
Кредит счета 003 «Материалы, принятые в переработку» — списывается стоимость сырья и материалов, ранее принятых в переработку, при передаче готовой продукции заказчику;
Дебет учета денежных средств Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — отражаются денежные средства, полученные в оплату работ по переработке.
Организация, передающая материалы в переработку, учитывает их в течение времени переработки на счете 10 «Материалы», субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». По окончании переработки затраты на переработку и стоимость материалов формируют себестоимость готовой продукции.
При этом в учете организации-заказчика производятся следующие записи:
Дебет счета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит счета 10-1 «Сырье и материалы» — списывается учетная стоимость сырья и материалов, переданных в переработку;
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на основании актов сдачи-приемки выполненных работ отражается стоимость работ по переработке (без учета НДС), принятых к оплате;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — приняты к учету суммы НДС от стоимости работ по переработке давальческого сырья и материалов;
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — списывается учетная стоимость сырья и материалов, переданных в переработку, по получении готовой продукции, изготовленной из них;
Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство» — принимается к учету готовая продукция в момент получения продуктов переработки от организации-переработчика по величине затрат, образующих себестоимость готовой продукции.
Таким образом, передача материалов (давальческого сырья) в переработку не рассматривается как их продажа и организация-заказчик при этом не использует счет 90 «Продажи».
Если договором предусматривается оплата работ организации-переработчика частью передаваемых материалов, то операции по передаче данной части материалов должны оформляться и учитываться организацией-заказчиком в установленном порядке как их продажа.
1.2.3. Аудит операций учитываемых на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» Счет 004 «Товары, принятые на комиссию» применяется организациями-комиссионерами для учета поступления, движения и выбытия товара, принятого от комитента на комиссию в с По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (т.е. лица, по поручению которого совершается сделка) произвести одну или несколько операций от своего имени за вознаграждение. Разновидностью договора комиссии является договор консигнации. Комитент, именуемый консигнантом, передает товары комиссионеру (консигнатору) для продажи третьим лицам.
Консигнатор в случае выполнения условий договора обычно получает комиссионное вознаграждение в виде скидки от цены товара, если цена консигнанта фиксирована.
Если договором предусмотрены свободные цены продажи, то консигнатор может получить дополнительную прибыль в виде разницы в ценах, зафиксированных в договоре консигнации, и фактически проданных по сделке.
В любом случае по договору комиссии или консигнации комиссионер (консигнатор) получает не принадлежащие ему товарно-материальные ценности для продажи и должен обеспечить их сохранность. Поэтому ведение счета 004 является для него обязательным условием для представления в отчетности комитенту (владельцу материальных ценностей).
Полученные по договору комиссии товары принимаются к учету по дебету счета 004 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах, и списываются с забалансового счета 004 при продаже либо при возврате товаров комитенту.
Аналитический учет на счете 004 ведется по видам товаров и организациям (лицам) — комитентам, так как необходимо обеспечить не только сохранность каждой единицы товара, но и правильно произвести расчеты с каждым комитентом.
При этом комиссионер производит следующие учетные записи:
Дебет счета 004 «Товары, принятые на комиссию» — отражена стоимость товаров, принятых для продажи по договору комиссии;
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражена задолженность за принятые на комиссию товары перед комитентом;
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражена задолженность покупателей перед комиссионером (в аналитическом разрезе по каждому покупателю);
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи» — отражено комиссионное вознаграждение, уплаченное (подлежащее уплате) комитентом комиссионеру; >Дебет учета денежных средств Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — погашена задолженность покупателей перед комиссионером;
Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — погашена задолженность по комиссионному вознаграждению;
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — погашена задолженность перед комитентом, исчисленная как стоимость принятых по договору товаров, за вычетом суммы комиссионного вознаграждения и других расходов, понесенных комиссионером, если это предусмотрено договором или связано с исполнением комиссионером налоговых обязательств в связи с посредническим договором;
Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 44 «Расходы на продажу» — списаны расходы комиссионера на продажу;
Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — отражена задолженность бюджету по НДС с суммы комиссии;
Дебет счета 90 «Продажи» (99 «Прибыли и убытки») Кредит счета 99 (90) — отражен финансовый результат по данной операции как сравнение оборотов за отчетный период;
Кредит счета 004 «Товары, принятые на комиссию» — списана с учета стоимость проданных товаров.
Правоотношения сторон по договорам комиссии регулируются гл. 51 ГК РФ. Согласно ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего. Поэтому товары, поступившие на комиссию, не отражаются на балансе комиссионера, а учитываются в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
При отгрузке товара покупателю в учете организации-посредника отражается дебиторская задолженность покупателя по оплате товаров и кредиторская задолженность перед комитентом. Для учета расчетов с комитентом организация-комиссионер может использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», например субсчет «Расчеты с комитентом».
В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 сумма комиссионного вознаграждения для комиссионера является доходом от обычных видов деятельности. В бухгалтерском учете выручка от обычных видов деятельности признается при наличии условий, предусмотренных п. 12 ПБУ 9/99, в данном случае эти условия считаются выполненными при реализации товаров покупателю.
В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований, предъявляемых к качеству товара, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
На основании п. 1 ст. 990 ГК РФ комиссионер заключает сделку с покупателем от своего имени. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер. Следовательно, покупатель имеет право возвратить некачественный товар комиссионеру (если иные условия не установлены договором).
При отказе покупателя от исполнения договора купли-продажи из-за несоответствия качества поставленного товара в бухгалтерском учете комиссионера уменьшается задолженность покупателя по оплате возвращенного им товара, а также уменьшается задолженность комиссионера перед комитентом по расчетам за проданный товар. Одновременно возвращенный товар отражается комиссионером по дебету забалансового счета 004, так как право собственности на него принадлежит по-прежнему комитенту.
Ввиду того что при возврате покупателем некачественного товара договор комиссии не может быть выполнен комиссионером по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение и на возмещение понесенных расходов в соответствии с п. 2 ст. 991 ГК РФ.
Рассмотрим порядок отражения операций у комиссионера при реализации товаров по договору комиссии:
получение товара от комитента:
Д-т 004 «Товары, принятые на комиссию» — получен товар по договору комиссии;
реализация покупателю принятых на комиссию товаров:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентом», — отражена задолженность покупателя за отгруженные ему товары;
Д-т 51 «Расчетные счета» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — поступили средства от покупателя за отгруженные товары;
Д-т 004 «Товары, принятые на комиссию» — товар, принятый на комиссию, списан с забалансового счета;
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентом», К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка», — признан доход в виде комиссионного вознаграждения;
Д-т 90 «Продажи», субсчет «НДС», К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», — начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентом», К-т 51 «Расчетные счета» — денежные средства за вычетом комиссионного вознаграждения перечислены комитенту;
возврат нереализованного товара комиссионером комитенту:
К-т 004 «Товары, принятые на комиссию» — неоплаченный товар возвращен комиссионером в соответствии с условиями договора купли-продажи;
возврат некачественного товара комиссионером. Брак выявлен комиссионером до реализации товара покупателю:
К-т 004 «Товары, принятые на комиссию» — некачественный товар возвращен комиссионером в соответствии с условиями договора купли-продажи;
возврат некачественного товара покупателем комиссионеру:
Д-т 004 «Товары, принятые на комиссию» — отражен возврат товара покупателем;
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентом» (сторно), — отражен возврат принятых на комиссию товаров;
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 51 «Расчетные счета» — покупателю перечислены денежные средства за возвращенный товар;
К-т 004 «Товары, принятые на комиссию» — возвращенный товар передан комитенту.
Особенности налогового учета у комиссионера
по возвращаемому товару
Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ налоговой базой по НДС при осуществлении посреднических услуг является сумма вознаграждения (любых других доходов), полученная при исполнении заключенных договоров.
Если покупатель возвращает некачественный товар, договор комиссии не может быть выполнен комиссионером по причинам, зависящим от комитента; поэтому в соответствии с п. 2 ст. 991 ГК РФ комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение и на возмещение понесенных расходов. В связи с этим комиссионер не осуществляет корректировку выручки (комиссионного вознаграждения) и суммы НДС в случае возврата некачественного товара покупателем, если бракованный товар был передан на реализацию комитентом, а не возник по вине комиссионера.
1.3.Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ресурсов
продолжение
--PAGE_BREAK--Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части их производственных фондов.
С увеличением объемов производства особую актуальность Представляют вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным направлением
эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка:
-состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
-соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
-выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
-полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;
-обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.
На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных ресурсов, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает сведения по видам ресурсов.
В условиях полной документальной ревизии целесообразно сначала проверить организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и правильность оприходования всех поступающих на предприятие ценностей по отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по отдельным направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявлением соблюдения установленного порядка нормирования товарно-материальных ценностей, соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности об их наличии и движении.
Основными источниками ревизии являются; первичные документы по движению товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.
В обеспечении сохранности и рационального использования товарно-материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении экономического контроля за состоянием хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в первую очередь следует уделять внимание организации складского хозяйства.
Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главного бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных ценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарными средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответственных работников, инструктаж.
С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства, хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий контроль за указанными операциями, основной формой которого являются документальные ревизии.
В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов,
противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.
Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов, обеспечения ими потребностей ревизуемого предприятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.
1.4.Аудиторская проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов.
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления является предварительный и текущий контроль за указанными операциями осуществляемый вышестоящими лицами.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и орприходования указанных товарно-материальных ценностей путем проверки товарно -транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей.
Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание следует обратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования. Необходимо выяснить соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение товарно- материальных ценностей и отчетности по их использованию.
Своевременность оформления документов при приемке и отпуску ценностей и записи в книги или- карточки складского учета проверяется при обследовании мест хранения товарно-материальных ценностей. При этом необходимо выяснить наличие на складе неучтенных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по поставщикам материальных ресурсов.
Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок является оперативная и служебная информация.
На проверяемом предприятии изучается учет в журнале поступивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и проверяется на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. При этом проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.
Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщиков позволяет достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются штрафные и другие санкции. Если штрафные санкции не'были удовлетворены, следует выяснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или неправильным и неполным оформлением исковых материалов через хозяйственные суды и выявить конкретных виновников. Эту информацию можно получить при изучении бухгалтерских регистров по учету расчетов по претензиям на счете 63 «Расчеты по претензиям» и документов, на основании которых отражены записи в этих регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претензиям.
Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», счет 16 «Отклонения в стоимости материалов», счет 10 «Материалы» в разрезе субсчетов и прочие), отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются источниками проверки полноты оприходования товарно-материальных ценностей.
При проверке полноты и правильности оприходования покупных материальных ценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета товарно-материальных ценностей данным других учетных регистров.
Поступившие товарно-материальные ценности иногда оформляют внутренними документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемными актами, приходными накладными и другими документами, зависящими от принятого порядка оформления груза.
Внутренние документы сверяются с сопроводительными документами поставщиков при проверке полноты оприходования материальных ценностей. При этом проверяются правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших товарно-материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или железнодорожной (транспортной) организации. Расхождения в количестве и качестве поступивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях сокрытия недостач или пересортиц товарно-материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительных документах поставщиков при оприходовании материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов товарно-материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности, марки, артикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, тары и другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оприходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы необходимо сверить с записями в отчетах материально ответственных лиц, проверить правильность бухгалтерских записей и произведенных записей в регистрах бухгалтерского учета, таких как накопительные ведомости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у поставщиков товарно-материальных ценностей.
При проверке полноты оприходования ценностей изучают правильность их оценки, руководствуясь при этом Законом «О бухгалтерском учете и отчетности».
От правильной организации и постановки синтетического и аналитического учета зависит правильность оценки материальных ценностей. Следовательно, в ходе аудита прежде всего необходимо проверить правильность учета на счете 10 «Материалы» в разрезе субсчетов и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских свойств. Затем проверяется присвоение материальным ценностям номенклатурного номера в зависимости от их потребительских свойств и их запись в первичных документах и складском учете. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл.1).
Наименование поступивших ТМЦ
Номенклатурный №, присвоенный на предприятии
Номенклатурный номер, который следовало присвоить в соответствии с результатами проверки
Отклонения, + (-)
Примечания
Таблица 1. Ведомость проверки правильности присвоения номенклатурного номера поступившим от поставщиков товарно-материальным ценностям
При учете материалов на счете 10 по учетным ценам необходимо дополнительно проверить правильность подсчета отклонения в стоимости материалов и списания со счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 10 «Материалы» по учетной стоимости и в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» на разницу между фактической и учетной стоимостью. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведодость (табл.2).
Таблица.2. Ведомость проверки правильности подсчета отклонений по поступившим товарно-материальным ценностям
Наименование товарно-материальных ценностей
ей
Стоимость отклонений, отнесенных на счет 16, согласно данным предприятия, р.
Стоимость отклонений, которую следовало отнести на счет 16, согласно данным проверки, р.
Отклонения, + (-)
Примечания
Гл. 2. Аудит товарно-материальных ценностей
2.1.Инвентаризация ТМЦ
Инвентаризация товарно-материальных ценностей — один из приемов контроля, обеспечивающий сохранность собственности, качественное состояние ценностей, ведение их складского и бухгалтерского учета. Ее проводят все предприятия и организации независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы.
Товарно — материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно — материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении товарно — материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно — материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно — материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти товарно — материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно — материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно — материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно — материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно — материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация товарно — материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно — материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам — с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
продолжение
--PAGE_BREAK--Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляются отдельно на товарно — материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно — материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно — материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно — материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно — материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно — материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. (Приложение 1,2,3)
2.2.Аудит ТМЦ
При аудиторской проверке правильности оприходования материальных ценностей обращается внимание на взаимоувязку производственной программы с обеспеченностью ее материальными ценностями. Устанавливают, составлены ли расчеты определения потребности материалов в соответствии с действующими нормами расхода сырья, основных и вспомогательных материалов с учетом применения прогрессивной технологии, а расчеты производственных запасов -с предусмотренными нормативами, и обеспечивают ли они бесперебойный выпуск продукции.
В процессе аудиторско-контрольных процедур объектом исследования являются оперативная и служебная информации. В оперативном учете приводятся данные по каждому поставщику. Изучается, как осуществляется оперативный учет в проверяемой организации: указываются ли по каждому поставщику в отдельности ассортимент и сроки поставки материалов по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. Важно выяснить достоверность приведенной информации, выявить поставщиков, нарушавших условия договора. Устанавливают, предъявлялись ли штрафные и другие санкции к нарушителям договорной дисциплины, возмещены ли они организации.
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, прежде всего, устанавливают, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным учетных регистров.
В случае расхождения устанавливают их причины. Они могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих обязанностей: иногда такие расхождения являются следствием неполного оприходования ценностей. Особое внимание уделяется проверке операций по счету 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По авансам, выданным на поставку материальных ценностей, выставленным аккредитивам, векселям, выданным и акцептованным, устанавливают по каждой сумме в отдельности полноту оприходования материальных ценностей, не истекли ли сроки поставки, выясняют причины задержки поступления материалов. Основными документами для оприходования материальных ценностей являются сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лиц: товарно-транспортные накладные, налоговые счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и другое в зависимости от вида груза, его упаковки и способа доставки. Внутренними документами, которыми оформляются поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы, в зависимости от принятого порядка оформления приема груза.
При проверках полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы сверяются с сопроводительными документами поставщиков. Проверяющие изучают правильность составления актов на расхождение по количеству и качеству поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации. Многие такие расхождения обусловлены присвоением материальных ценностей и оформлением подложных актов в целях сокрытия недостач или пересортица материальных ценностей. Сомнительные документы надо сверить с записями в отчетах материально ответственных работников, проверить правильность корреспонденции счетов и производственных записей в регистрах бухгалтерского учета (накопительных ведомостях, журналах-ордерах), в которых сделаны записи по оприходованию ценностей, приведенных в сомнительных документах.
Одновременно с проверкой полноты оприходования материальных ценностей изучают правильность их оценки. Если учет материалов осуществляется по учетным ценам, проверяют, правильно ли подсчитано отклонение в стоимости материалов.
Проверяют первичные документы, на основании которых отражены в учете покупная стоимость материальных ценностей и транспортно-заготовительные расходы по их приобретению. При большом документообороте используется прием выворотки документов по интервалу в заданной совокупности.
При проверке документов, по которым оплачены или начислены расходы, устанавливают, предусмотрены ли они договором и не превышают ли действующих тарифов на перевозку грузов, а также выясняют, правильно ли они присоединены к тем группам или отдельным наименованиям ценностей, за которые произведена или начислена оплата.
В ходе обследования особое место отводится проверке закрепления материальной ответственности за работниками, связанными с приемом, хранением и отпуском ресурсов.
По имеющимся документам у материально ответственных работников проверяют своевременность оформления и записей в книги или карточки складского учета. Выясняют, нет ли на складе неучтенных излишков материалов и сырья. Они могут создаваться несколькими способами: за счет замены сырья при изготовлении готовой продукции; в результате обвеса, обсчета, обмера покупателей; оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.
Для выявления неучтенных излишков материалов, готовой продукции и других ценностей в процессе обследования следует использовать данные складского учета. Если создаются неучтенные излишки, в складском учете расход отдельных видов ценностей за определенные периоды превышает их приход и, таким образом, накапливаются неучтенные излишки соответствующих ценностей. Этот перерасход перекрывается за счет последующего поступления и оприходования материальных ценностей аналогичных наименований сортов. Такие излишки обычно изымаются в счет последующих поступлений или выписки бестоварных документов до проверки их фактического наличия при последующей инвентаризации.
Важнейшими условием предупреждения расхищения материальных ценностей является должная постановка пропускной системы при ввозе на территорию организации и вывозе. Источниками проверки являются книги регистрации пропусков, журналы взвешивания грузов на автомобильных весах, сообщения охранников-контролеров и органов милиции о вывозе и выносе с территории организации материальных ценностей без должного оформления, приказы о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и др.
В процессе проверки устанавливают соответствие данных складского учета с показателем синтетического учета со счетом подраздела 20 — «Материалы». Для этого общий итог остатков (в суммарном выражении) по сальдовой ведомости сверяют с остатками на конец месяца, приведенными в оборотной ведомости. Такое сопоставление проводится по каждому складу в отдельности. Общие обороты выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками со счетом подраздела 20 — «Материалы» в Главной книге. Если все расхождения явились результатом запущенности учета материальных ценностей, то проверка прекращается до восстановления бухгалтерского учета.
Отпуск материальных ценностей со складов в производство оформляется различными документами в зависимости от принадлежности предприятия к соответствующей отрасли. Ими могут быть лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами, акты-требования на замену материалов или на дополнительный их отпуск, комплектовочные ведомости, раскройные карты, заборные листы и другие.
Одновременно следует внимательно проанализировать данные складского учета после отпуска материальных ценностей. В результате представляется возможным выявить размер завышенных списаний, что приводит к созданию не учетных излишков материалов на складах с последующим их изъятием.
Основная цель анализа материальных ценностей инвентаризации заключается в проверке соблюдения требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Как предусмотрено Методическими указаниями, проведение инвентаризации обязательно:
• при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября;
• при смене материально ответственных лиц (на день приема — передачи дел);
• при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
• в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан или нормативными актами Министерства финансов РК.
Проверяют наличие в бухгалтерии всех необходимых документов, подтверждающих факт проведения инвентаризаций:
• приказов или распоряжений о проведении и составе комиссий;
• материальных отчетов;
• инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;
• письменных объяснений материально ответственных лиц по результатам инвентаризаций;
• протоколов, приказов и других документов по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.
Для проверки качества инвентаризаций нужно проанализировать данные инвентаризационных описей и установить:
• указано ли в них место, где проводилась инвентаризация (склад, цех, кладовая), и время ее проведения;
• полностью ли записаны наименования материалов, их марки, сортность, артикулы и другие отличительные признаки;
• оговорены ли исправления в установленном порядке;
• приведены ли на каждой странице описей прописью показатели числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей общий итог количества всех единиц в натуральном выражении;
• наличие на инвентаризационных описях подписей членов комиссии, а также записи материально ответственных лиц о правильности проведения инвентаризаций и принятии ценностей на ответственное хранение.
Потери от порчи, брака и боя оформляются отдельной инвентаризационной описью или актом с указанием периода образования по каждому виду ценностей, причин потерь и возможного их использования. Списание же их за счет предприятия может быть произведено лишь по решению руководителя организации.
В процессе проверки выясняют, соблюдается ли порядок оформления списания потерь и не производится ли их повторное списание. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета должны регулироваться в следующем порядке.
Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных законодательством, списываются по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах норм определяется после зачета недостач ценностей излишками в результате пересортицы. В том случае,
если после зачета все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача, произошедшая по вине материально ответственных лиц.
Неотъемлемой частью контроля сохранности материальных ценностей на складах предприятия является проверка складского учета. Практика работы показывает, что основные нарушения в ведении складского учета состоят в наличии отрицательных переходов остатков («красивое сальдо») по видам материальных ценностей отсутствие записи о поступлении материалов по отдельным приходным документам, расхождении между данными карточек складского учета и бухгалтерского учета, завышении количества списываемых документов на расход материалов, неправильном подсчете переходящих остатков и др. Известно, что учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках складского учета материалов. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер отдельно, поэтому такой учет называют сортовым и осуществляют его в натуральном выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходный ордер требование, накладная и др.) в день совершения операции. Поэтому, проверяя состояние учета движения материальных ценностей на складах предприятия, аудитор должен обратить внимание на достоверность записи и правильность составления ведомости учета движения материалов по первичным документам на прием и отпуск материалов, сданных в бухгалтерию предприятия.
Для анализа запасов материальных ценностей используют карточки складского учета, оборотные (сальдовые) ведомости и инвентаризационные описи, а также первичные документы.
Проводя аудит производственных запасов, следует иметь в виду, что первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью к рациональному использованию материальных ресурсов. Проведя акты и другие документы на покупку у физических лиц материальных ценностей по рыночным ценам, оплаченных наличными деньгами из кассы или из подотчетных сумм, аудитор устанавливает достоверность этих операций и правильность оформления актов: наличие в них паспортных реквизитов, адресов и расписок граждан в получении денег;
достоверность подписей сотрудников предприятия, подтверждающих факт покупки материалов по рыночным ценам; наличие подписи руководителя предприятия, утвердившего акт совершения покупки; полноту оприходования закупленных ценностей — под отчет материально ответственного лица.
Далее аудитору следует тщательно проводить правильность бухгалтерских записей по отпуску материальных ценностей со склада на различные цели. При этом должны делаться следующие записи на счетах бухгалтерского учета:
• на стоимость материалов, отпущенных основному, вспомогательному производствам: дебет счетов 901,921-кредит счетов подраздела 20;
• на стоимость материалов, отпущенных для нужды общехозяйственного назначения и управленческий дебет счета 821 — кредит счетов подраздела 20 и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--